УДК: 338 ИСАКОВА ГУЛИЗАР КАЗБЕКОВНА
к.э.н., доцент кафедры «Государственного и муниципального управления» ФГОБУ ВО «Дагестанский государственный университет»,
e-mail: [email protected]
ИСМАИЛОВА АЛЬБИНА ГАДЖИЕВНА
магистр кафедры «Государственного и муниципального управления», Факультета управления ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»,
e-mail: [email protected]
ЯКУБОВА ЗАГРАТ СЕРГЕЕВНА
магистр кафедры «Государственного и муниципального управления», Факультета управления ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет»,
e-mail: [email protected]
ПРИОРИТЕТЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН
Аннотация. Предметом исследования являются социально-экономические отношения, возникающие в процессе реализации стратегии территориального развития. Целью исследования является раскрытие теоретико-методологических аспектов формирования и реализации стратегии социально-экономического развития СКФО. Методологическую базу исследования образуют общенаучные методы познания, аналитические исследования, методы структурно-функционального анализа, традиционные методы экономического анализа, такие как группировка, сравнение и обобщение. Результаты работы: изучены методологические основы стратегического планирования и развития макрорегиона, рассмотрены механизмы согласования стратегических планов различного уровня, представлен механизм интегрирования процедур бюджетного планирования в систему стратегического управления социально-экономического развития макрорегиона (СКФО). Область применения результатов: методика стратегического анализа и концептуальных предложений позволяет повысить процесс разработки стратегии социально -экономического развития СКФО. Выводы. Несмотря на наличие серьезных научных исследований в области территориального стратегического планирования и социально-экономического развития регионов, остается множество недоработок в области реализации стратегического планирования в Северо-Кавказском федеральном округе. Ключевые слова: стратегия, экономика, социальное развитие, стратегическое планирование, управление процессом.
ISAKOVA GULIZAR KAZBEKOVNA
Ph. D. in Economics, associate Professor of the Department of State and municipal management Dagestan state University,
e-mail: [email protected]
ISMAILOVA ALBINA GADZHIEVNA
master of the Department "State and municipal management», Faculty of management of Dagestan state University, e-mail: [email protected]
YAKUBOVA ZAGRATSERGEEVNA
master Department of "State and municipal management", Faculty of management Of the "Dagestan state University",
e-mail: [email protected]
PRIORITIES FOR SOCIO-ECONOMIC DEVELOPMENT DEVELOPMENT OF THE REPUBLIC OF DAGESTAN
Abstract. The subject of the research is socio-economic relations that arise in the process of implementing the territorial development strategy. The aim of the research is to reveal theoretical and methodological aspects of formation and realization of strategy of social-economic development skfo. The methodological basis of the research is formed by General scientific methods of knowledge, analytical research, methods of structural and functional analysis, traditional methods of economic analysis, such as grouping, comparison and generalization. Results: the methodological foundations of strategic planning and development of the macroregion are studied, the mechanisms for coordinating strategic plans at various levels are considered, and the mechanism for integrating budget planning procedures into the system of strategic management of socio-economic development of the macroregion (ncfo) is presented. Scope of the results: the method of strategic analysis and conceptual proposals can improve the process of developing a strategy for socioeconomic development of the North Caucasus Federal district. Conclusions. Despite the existence of serious research in the field of territorial strategic planning and socio-economic development of regions, there are many shortcomings in the implementation of strategic planning in the North Caucasus Federal district.
Keywords: strategy, economy, social development, strategic planning, process management.
«Стратегия» как отдельное слово впервые использовалось в древней Греции. «Strategia» в переводе с греческого языка означает «веду войско» (stratos - войско, ago - веду), другими словами, стратегия - искусство быть полководцем. Стратегия как главный элемент военной деятельности, который имеет место при планировании, подготовке и ведении военной деятельности, имеет большое значение. В области анализа хода военной деятельности стратегия получила особенное распространение.
Это понятие, которое сейчас является неотъемлемым элементом нашего мировоззрения, было распространено не только в Древней Греции, но и в Древнем Китае. Это утверждение имеет доказательство в наличии книги, которая была написана между 480 и 221 годами до н. э., которая называется «Искусство стратегии». Известно такое выражение автора этой книги, как: «Тот, кто получил сотни побед в сотнях конфликтов, вряд ли имел высокое мастерство. Тот, кто владеет высоким мастерством использования стратегии, покоряет других, не вступая с ними в конфликт» [15].
Суть стратегического планирования социально-экономического развития можно рассматривать в трех аспектах:
- непосредственно стратегическое планирование - это определение наиболее благоприятного будущего состояния страны или региона, представленного через документальное обеспечение;
- стратегический план социально-экономического развития рассматривается как совокупность документов, который вбирает в себя непосредственно сам стратегический план, а также комплект документов, необходимых для его исполнения, который представляет собой совокупность определенных структурных частей стратегии, а также плановые наборы мероприятий по исполнению этой стратегии на уровне регионов;
- стратегический план как процесс представляет собой эффективное управление процессом стратегического развития с помощью желаемого результата, выраженного документально, а также процедуры, выполняющей контролирующую роль и мониторинг процесса управлением стратегией [6].
Из вышеперечисленного вытекает и само определение стратегии социально-экономического развития. Итак, стратегия социально-экономического развития представляет собой определенный документ управленческого характера, который вбирает в себя совокупность различных аспектов деятельности в данной сфере, а также предполагает выдвижение таких целевых установок, которые описывают наиболее благоприятное социально-экономическое положение в дальнейшей перспективе в соответствии с тенденциями изменений социально- экономической среды.
Последние пять лет динамика социально-экономического развития Республики Дагестан характеризуется положительным ростом основных макроэкономических показателей, таких
как валовой региональный продукт, производство промышленной и сельскохозяйственной продукции, инвестиции в развитие региона и т. д. Первое полугодие 2018 года показало темп роста по следующим направлениям социально-экономического развития: продукция сельского хозяйства - 101,3 %, объем платных услуг населению - 101,2 %, реальные денежные доходы, которыми располагает Республика Дагестан, - 101,1 %, среднемесячная заработная плата работников - 113,9 %.
Несмотря на вышеперечисленные показатели развития Республики Дагестан, в сфере уровня и качества жизни населения она отстает от среднероссийского показателя. Небольшая доля инвестиций, недостаточная развитость промышленного и производственного секторов экономики, неполноценная обеспеченность социальной инфраструктурой населения, также неиссякаемые проблемы в политической сфере, воздействующие на общественное настроение и наличие криминогенного составляющего в структуре общественной жизнедеятельности, обуславливают текущее социально-экономическое положение региона. Еще одним аспектом состояния социально-экономического положения является уровень безработицы. Касаемо Республики Дагестан уровень зарегистрированной безработицы в 2018 году составил 1,8 %, а общей безработицы - 11,3 %. В Дагестане существует проблема недостаточности рабочих мест для населения. Причиной является опережение ростом количества населения рост трудовых рабочих мест.
Исходя из анализа развития предыдущих лет республики, разрабатываются прогнозы социально-экономического развития, которые состоят из макроэкономических параметров. Эти параметры характеризуются оценкой протекания социально-экономического положения на данном моменте времени, тенденциями и динамикой развития событий касательно внешних и внутренних условий развития субъекта, рассчитанными на среднесрочную перспективу.
Таким образом, мы можем наблюдать достаточно серьезные проблемы в развитии республики, которые требуют целенаправленной поддержки региона со стороны федеральных властей. Анализируя данную ситуацию, представляется целесообразным решение данных проблем программно-целевым методом поддержания социально-экономического положения субъекта. Однако поддержки от федеральных властей для решения социально-экономических проблем недостаточно. Необходимо, чтобы была отдача от региональных структур. В Республике Дагестан Правительством неоднократно предпринимались попытки решения местных проблем стабилизации экономики.
Целевые программы, распоряжения, постановления, протокольные решения, принимаемые на региональном уровне, разрабатываются в соответствии со стратегией социально-экономического развития СКФО 2025 года. Также стратегия развития СКФО определит способы, средства и методы достижения целей [11].
Особенностью Дагестана является его территориальное значение в составе СевероКавказского федерального округа (одна третья часть), однако проекты для развития Дагестана в разы меньше, чем проекты, разработанные для развития других субъектов СКФО. Причину этого предполагается видеть в отсутствии качественных проектов для развития преимущественных направлений данной республики. Темпы роста, которые предполагается достичь в соответствии с прогнозными ориентирами, необходимо претворить в жизнь, используя такие меры государственного характера, как государственная программа РД «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности на 2015-2020 годы», [3] высокоэффективные и приоритетные инвестиционные проекты, направленные на освоение новых видов высокотехнологичной продукции, участие промышленных предприятий Республики Дагестан в программах федерального значения. Также инструментами повышения благосостояния промышленного потенциала Республики Дагестан могут служить госзаказы для республики и отдельно для муниципальных образований, интеграция предприятий промышленного характера со значительными профильными объединениями.
Инициированы обращения главы Республики Дагестан В. А. Васильева в адрес председателя Правительства Российской Федерации Медведева Д. А., министра обороны РФ Шойгу С. К. и министра промышленности и торговли РФ Мантурова Д. В. об оказании содействия по включению оборонного предприятия АО «Завод "Дагдизель"» в проект государственной программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2018-2027
годы», объекта «Реконструкция и техническое перевооружение мощностей АО "Завод «Дагдизель" для обеспечения ремонта и модернизации кораблей Каспийской флотилии». В настоящее время получены положительные ответы от Минобороны России и Минпромторга России.
На АО «Завод "Дагдизель"» состоялось совещание в феврале 2018 года, где обсуждались проблемы и было подписано соглашение о размещении заказа на 7,2 млрд руб. в течение ближайших 5 лет (2018-2020 годы). В совещании принимали участие определенные структуры Министерства обороны России.
Также 22 июня 2018 года состоялось совещание, которое курировал заместитель министра промышленности и торговли Российской Федерации Рязанцев О. Н. Совещание охватывало вопросы создания судоремонтного комплекса в городе Каспийске. В результате проведенного совещания было решено оказать поддержку созданию данного объекта, который обойдется в 4 млрд руб. Временной охват создания данного предприятия варьируется между 2019 и 2020 годами. Выработаны также соответствующие решения: АО «Концерн "Морское подводное оружие - Гидроприбор"» совместно с АО «Зеленодольский завод им. А. М. Горького» подготавливаются предложения по организации судоремонтного производства на территории АО «Завод "Дагдизель"»; АО «Завод "Дагдизель"», АО «Судостроительная Корпорация "Ак Барс"» и АО «Объединенная судостроительная корпорация» прорабатывают возможность кооперации с Астраханским судоремонтным заводом; АО «Концерн «Морское подводное оружие - Гидроприбор» совместно с АО «Зеленодольский завод им. А. М. Горького» планируется подготовка предложений по концепции обеспечения кадрового потенциала для реализации данного проекта.
Стратегия развития СКФО рассматривает наиболее приоритетные и конкурентоспособные предприятия, которые в дальнейшем более углубленно рассматриваются в стратегии развития Республики Дагестан. Правительство Российской Федерации выделяет отрасли в каждом регионе, поддержка которых окажется наиболее рентабельным решением с точки зрения перспективного планирования. Однако разработчики стратегии развития Северо-Кавказского федерального округа приняли решение включить в стратегию данного территориального образования преимущественно такие отрасли, как пищевая, легкая и топливная промышленность, производство строительных материалов, добыча минералов и руд. Можно заметить, что не все из вышеуказанных отраслей экономики имеют характер необходимости первоочередного поддержания развития.
В структуре ВРП в 2019-2024 годах доля добычи полезных ископаемых останется стабильной на уровне 0,4 %. Суммарно доля промышленности в прогнозе на 2024 год составит 11,6 %. Доля оптовой и розничной торговли прогнозируется на уровне 24,1 %.
Если данный производственный темп роста промышленной деятельности, а также всячески связанной с ней экономической отрасти сохранится, то можно ожидать хорошие показатели по развитию отраслей сельского хозяйства, охоты и хозяйства, связанного с изучением и восстановлением лесов. Изменение данного показателя ожидается незначительное, оно составит 17,8 %, рассчитанных на перспективу до 2024 года, для сравнения: 2016 год - 16,8 %. В сфере рыболовства и рыбоводства показатели развития не изменятся и по-прежнему будут составлять 0,12 %.
В структуре ВРП удельный вес вида деятельности «транспорт и связь» незначительно снизится к 2024 году (до 6,4 % против 6,9 % по отчету за 2016 год), что обусловлено ростом промышленного производства.
В 2020-2021 годах прогнозируется значительный рост промышленного производства: в среднем на 11,6 % в год (в прогнозе РФ - на 2,9 %). Индекс промышленного производства в 2024 году к уровню 2018 года увеличится в 1,9 раза.
В расчете на душу населения объем отгруженной продукции (работ, услуг) увеличится с 22,2 тыс. руб. по отчету за 2017 год до 52,5 тыс. руб. в прогнозе на 2024 год, или в 2,4 раза (по РФ: рост с 383,9 тыс. руб. до 608,7 тыс. руб., или в 1,6 раза).
Сельскохозяйственная сфера Республики Дагестан за прогнозируемый период до 2024 года должна увеличить показатели развития по основным параметрам при использовании поддержки, которая выразится через инструменты Государственной программы данного региона
«Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственных продуктов, сырья и продовольствия на 2014-2020 годы» [4] и путем разработки и осуществления крупных инвестиционных проектов, направленных на развитие АПК Республики Дагестан.
Начиная с 2019 года и в последующие пять лет производство пищевых продуктов сохранит свой динамический рост, а также на территории республики будут созданы новые предприятия и модернизироваться старые, которые будут направленны на перерабатывающую промышленность. Цены на новую технику очень высокие, имеет место также недостаток оборотных средств и инвестиций, имеющих долгие сроки. Все это является главным фактором, который сдерживает развитие таких отраслей, как сельское хозяйство и перерабатывающая промышленность, так как они оказывают большое влияние на износ производственных фондов (до 70 %).
В 2019-2024 годах среднегодовые темпы прироста инвестиций в основной капитал составят 4,8 %. Темпы роста по прогнозу на 2019 год к оценочным показателям за 2018 год составят: инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования - 102,8 %, объема работ по виду деятельности «строительство» - 102,4 %.
За счет вложения средств в производство строительных материалов в секторе, добывающем различные ресурсы, средства передвижения или грузоперевозки, в агропромышленном комплексе, строительстве зданий для жилья, образовательном процессе и здравоохранении можно будет поддерживать скорость роста инвестиций. Предполагается, что в указанных секторах экономики республики начнется реализация ряда новых инвестиционных проектов и программ, финансирование которых будет осуществляться как из государственных источников, так и за счет частных средств.
В результате проводимой работы в 2019 году и последующие годы ожидается увеличение объемов финансирования из федерального бюджета мероприятий Республики Дагестан в рамках государственных программ Российской Федерации. В частности, ожидается увеличение объемов финансирования из федерального бюджета на ликвидацию трехсменного режима обучения в общеобразовательных организациях республики в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования».
Объем экспортных поставок (включая экспорт нефти) прогнозируется в 2024 году в размере 127,1 млн долл. США, рост к 2017 году - на 130,3 %, импортных поставок (включая неорганизованную торговлю) предусматривается в объеме 166,6 млн долл. США (снижение к 2017 году на 0,8 %).
Во внешнеторговых операциях с Республикой Дагестан в основном принимали участие страны: Иран, Азербайджан, Китай, Чешская Республика, Грузия. Внешнеторговые отношения в экспортных операциях наиболее активно поддерживались с Азербайджаном, Грузией и Турцией, в импортных операциях - с Ираном, Азербайджаном, Чешской Республикой, Китаем, Израилем, Францией.
Крупнейшими участниками внешнеэкономических связей в республике являются: ООО «Элит», ООО «Эксим», ООО «Норд», ООО «Стандарт», ООО «Альфа».
Такие товарные группы, как добыча сырья для производства продовольственных товаров, постройка транспортов передвижения и грузоперевозок, бензин, газ и вся продукция топливно -энергетического комплекса, имеет огромный вес в данной экспортной структуре. Но даже за счет этого всего Республика Дагестан отсутствовала в восьми государственных программах.
В структуре импорта наибольший удельный вес занимают продовольственные товары и сырье для их производства, а также следующие товарные группы: машиностроительная продукция, минеральные продукты, черные и цветные металлы, продукция нефтехимического комплекса. При этом Республика Дагестан не была представлена в восьми государственных программах.
Для обеспечения развития Дагестана на основе реализации федеральных и региональных целевых планов, государственных контрактов и региональных стратегий роста можно проанализировать возможности и риски экономики республики, а также преимущества и недостатки. После того как был проведен анализ, можно понять, что, несмотря на то что экономика и социальные формы недостаточно хорошо развиты у республики, развитие еще может быть, да и способов для него достаточно. Динамика прироста населения республики с каждым годом
растет, и это одна из сильных сторон ее экономики. Прирост численности приводит к росту его экономической активности, а, следовательно, и к избытку дешевой рабочей силы.
Такие товарные группы, как добыча сырья для производства продовольственных товаров, постройка транспортов передвижения и грузоперевозок, бензин, газ и вся продукция топливно -энергетического комплекса имеет огромный вес в данной экспортной структуре. Но даже за счет этого всего Республика Дагестан отсутствовала в восьми государственных программах.
Различные существующие социальные, культурные и экономические программы Дагестана находятся под влиянием аналогичных потенциалов, которые, в свою очередь, находятся в непосредственной взаимосвязи от объединяющей проживающих более 100 различных народностей морально-нравственных принципов, многонациональной самобытной культуры, а также сознания, объединяющего многонациональное общество.
Учитывая все вышеизложенное, проводимая политика может стать наиболее эффективной, а также улучшится экономическое и социальное положение внутри Республики Дагестан. Для этого необходимо реализовывать программы социального, а также экономического направления, внутри которых должны сочетаться наиболее сильные составляющие сфер, в которых применяются данные программы.
Это поможет экономике стать более конкурентоспособной, а также приведет к уменьшению разрыва социально-экономического развития для регионов Российской Федерации.
Литература
1. Айгумов А. Д. Специфические особенности кластерной политики в стратегии социально-экономического развития региона [Текст]/ А. Д. Айгумов // Экономика и предпринимательство. -2015. - №. 12-2. - С. 65-2.
2. Ахмедова М. Р. Федеральная социально-экономическая политика в обеспечении развития Республики Дагестан [Текст]/ М. Р. Ахмедова// Региональная экономика: теория и практика. - 2016. - № 11. - С. 81-93.
3. Государственная программа Республики Дагестан «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности на 2015-2020 годы». Утверждена постановлением Правительства Республики Дагестан от 22 декабря 2014 г. № 654.
4. Государственная программа Республики Дагестан «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2014-2020 годы». Утверждена постановлением Правительства Республики Дагестан от 13 декабря 2013 г. № 673.
5. Исакова Г. К. Регион как объект государственного управления // European scientific conference. Сборник научных трудов по материалам VI International scientific conference (г.-к. Анапа, 31 октября 2018 г.). Анапа. Научно-исследовательский центр «Иннова», 2018. С. 25-31.
6. Исакова Г. К. Исмаилова А.Г. Гамидов Б.И. Стратегическое планирование в Российской Федерации на современном этапе. //Региональные проблемы преобразования экономики. - 2019. - № 9. - С. 71-79
7. Исмаилова Ш. Т. Анализ эффективности управления социально-экономическим развитием (на примере Республики Дагестан). [Текст]/ Ш. Т. Исмаилова //Научные исследования: итоги и перспективы: сб. в статье. - 2018. - С. 174-179.
8. Кутаева Р. А. Проблемы и направления социально- экономического развития регионов СКФО [Текст]/Р. А. Кутаева // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2. - С. 258.
9. Лексин В. Н. Оценка результативности государственных программ социально-экономического развития регионов [Текст]/ В. Н. Лексин, Б. Н. Порфирьев // Проблемы прогнозирования. - 2016. - № 4. -С. 81-94.
10. Литвинова Т. Н. Северный Кавказ в проектировании Стратегии пространственного развития России: проблемы и возможности [Текст]/ Т. Н. Литвинова // Теория и практика общественного развития. - 2018. - № 5.
11. Распоряжение Правительства РФ от 06.09.2010 № 1485-р (ред. от 28.10.2014) «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Северо-Кавказского федерального округа до 2025 года».
12. Черкасов К. В. Северо-Кавказский федеральный округ в составе России: причины создания и особенности управления [Текст] /К. В. Черкасов //Законодательство. - 2010. - № 12. - С. 57-60.
13. Шоров Б. А. Состояние, перспективы и проблемы промышленного сектора в СКФО [Текст] / Б.А. Шоров //Региональные проблемы преобразования экономики. - 2018. - № 3. - С. 11-17.
14. Features of the spatial socio-economic systems development in the north caucasus federal district. Gerasi-mov A. N., Gromov Y. I., Levchenko S. A., Grigorieva O. P., Oboturova N. P. World Applied Sciences Journal. 2014. Т. 29. No. 5. P. 699-705.
15. The priorities of socio-economic and financial development of the north caucasus federal district in the current geopolitical situation. Akinin P., Akinina V., Alimova I., Viderker N., Ter-Akopov A. International Review of Management and Marketing. 2016. Т. 6. No. S1. P. 130-134.
16. A. D. Chandler, Jr. Strategy and Structure: Chapters in the History of the Industrial Enterprise (Cambridge, MA: MITPress, 1962). P. 297.
References:
1. Ajgumov A. D. Specificheskie osobennosti klasternoj politiki v strategii social'no-ekonomicheskogo razvitiya regiona [Tekst]/A. D. Ajgumov //Ekonomika i predprinimatel'stvo. - 2015. - № . 12-2. - S. 65-2.
2. Ahmedova M. R. Federal'naya social'no-ekonomicheskaya politika v obespechenii razvitiya Respubliki Dagestan [Tekst]/M. R. Ahmedova// Regional'naya ekonomika: teoriya i praktika. - 2016. - № 11. - S. 81-93.
3. Gosudarstvennaya programma Respubliki Dagestan «Razvitie promyshlennosti i povyshenie ee konkuren-tosposobnosti na 2015-2020 gody». Utverzhdena postanovleniem Pravitel'stva Respubliki Dagestan ot 22 dek-abrya 2014 g. № 654.
4. Gosudarstvennaya programma Respubliki Dagestan «Razvitie sel'skogo hozyajstva i regulirovanie rynkov sel'skohozyajstvennoj produkcii, syr'ya i prodovol'stviya na 2014-2020 gody». Utverzhdena postanovleniem Pravitel'stva Respubliki Dagestan ot 13 dekabrya 2013 g. № 673.
5. Isakova G. K. Region kak obekt gosudarstvennogo upravleniya // European scientific conference. Sbornik nauchnyh trudov po materialam VI International scientific conference (g.-k. Anapa, 31 oktyabrya 2018 g.). Anapa. Nauchno-issledovatel'skij centr «Innova», 2018. S. 25-31.
6. Isakova G. K. Ismailova A.G. Gamidov B.I. Strategicheskoe planirovanie v Rossijskoj Federacii na sov-remennom etape. //Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. - 2019. - № 9. - S. 71-79
7. Ismailova SH. T. Analiz effektivnosti upravleniya social'no-ekonomicheskim razvitiem (na primere Respubliki Dagestan). [Tekst]/SH. T. Ismailova //Nauchnye issledovaniya: itogi i perspektivy: sb. v stat'e. - 2018. -S. 174-179.
8. Kutaeva R. A. Problemy i napravleniya social'no- ekonomicheskogo razvitiya regionov SKFO [Tekst]/R. A. Kutaeva // Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. - 2015. - № 2. - S. 258.
9. Leksin V. N. Ocenka rezul'tativnosti gosudarstvennyh programm social'no-ekonomicheskogo razvitiya regionov [Tekst]/ V. N. Leksin, B. N. Porfir'ev //Problemyprognozirovaniya. - 2016. - № 4. - S. 81-94.
10. Litvinova T. N. Severnyj Kavkaz v proektirovanii Strategii prostranstvennogo razvitiya Rossii: problemy i vozmozhnosti [Tekst]/ T. N. Litvinova // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. - 2018. - № 5.
11. Rasporyazhenie Pravitel'stva RF ot 06.09.2010 № 1485-r (red. ot 28.10.2014) «Ob utverzhdenii Strategii social'no-ekonomicheskogo razvitiya Severo-Kavkazskogo federal'nogo okruga do 2025 goda».
12. CHerkasov K. V. Severo-Kavkazskij federal'nyj okrug v sostave Rossii: prichiny sozdaniya i osobennosti upravleniya [Tekst] /K. V. CHerkasov //Zakonodatel'stvo. - 2010. - № 12. - S. 57-60.
13. SHorov B. A. Sostoyanie, perspektivy i problemy promyshlennogo sektora v SKFO [Tekst] / B.A. SHorov // Regional'nye problemy preobrazovaniya ekonomiki. - 2018. - № 3. - S. 11-17.
14. Features of the spatial socio-economic systems development in the north caucasus federal district. Gerasi-mov A. N., Gromov Y. I., Levchenko S. A., Grigorieva O. P., Oboturova N. P. World Applied Sciences Journal. 2014. T. 29. No. 5. P. 699-705.
15. The priorities of socio-economic and financial development of the north caucasus federal district in the current geopolitical situation. Akinin P., Akinina V., Alimova I., Viderker N., Ter-Akopov A. International Review of Management and Marketing. 2016. T. 6. No. S1. P. 130-134.
16. A. D. Chandler, Jr. Strategy and Structure: Chapters in the History of the Industrial Enterprise (Cambridge, MA: MIT Press, 1962). P. 297.