УДК 338.012
Савченко В.А.
аспирант.
Сеееро-Каеказскгш институт РАНХнГС
ПРИОРИТЕТЫ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
Аннотация. Проведен анализ структурных изменений в промышленности Ставропольского края в период трансформации экономики России. Сформулированы приоритеты и механизмы промышленной политики Ставропольского края в сложившихся экономических и социальных условиях.
Ключевые слова: регион, промышленность, промышленная политика, кластер, моного-
Savchenko V.A.
Postgraduate.
The North - Caucasus branch of Russian Academy of National Economy and Public Administration
INDUSTRIAL POLICY PRIORITIES STAVROPOL REGION
Abstract. The analysis of structural changes in the industry of the Stavropol Territory in the period of transformation of the Russian economy. Formulate priorities and mechanisms of industrial policy of the Stavropol Territory in the current economic and social conditions.
Key words: region, industry, industrial policy, cluster, one-industry town.
Промышленность Ставропольского края начала зарождаться в начале XX века. Но наиболее бурное своё развитие она получила в 60-70-е годы. В этот период построен целый ряд предприятий машиностроения, ВПК, химического производства. Крупнейшие среди них - заводы автоприцепов, «Сигнал», «Аналог», «Нептун», «Невинномысский Азот», химреактивов и люминофоров и др. Это способствовало значительному росту продукции машиностроения и химической отрасли, объёмы которых к 1991 г. в общей структуре промышленного производства достигли соответственно 16,2% и 7,4%.
В крае был налажен выпуск таких важных видов продукции, как: минеральные удобрения, полиэтилен низкого давления, искусственные сапфиры, автомобильные прицепы, электротехническая аппаратура, люминфоры. К концу 1991 года в Ставропольском крае был создан значительный потенциал легкой и текстильной промышленности. Доля отрасли в общем объеме производства промышленной продукции достигала 37,0%. Высокими темпами развивается и перерабатывающая промышленность. Практически в каждом городе и районе функционировали молокозаводы, мясоптицекомбинаты, пищекомбинаты. Кроме этого, была создана мощная сеть перерабатывающих предприятий системы потребкооперации. Удельный вес отрасли в общем объёме промышленного производства к 1991 году достигает 23,6% (рис. 1). Доля промышленного производства в национальном доходе края составляла 28%. В общем объёме промышленного производства 94,0% приходилось на обрабатывающие отрасли. В то же время в структуре обрабатывающих производств наибольшая доля приходилась на текстильную и пищевую промышленность - 39,0% 25,0% соответственно, и машиностроение - 17,0%.
С началом экономических преобразований в стране произошёл обвал промышленного производства. К 1998 году доля промышленности в структуре ВРП Ставропольского края снизилась на 8,0% и составила 20,0%, доля обрабатывающих отраслей в общем объёме промышлен-
ного производства снизилась на 35,0%. В то же время значительно с 5,0% до 36,0% возросла доля энергетики. В структуре обрабатывающих производств значительно снизилась доля лёгкой промышленности и значительно возросла доля пищевой и химической, соответственно до 43,0% и 20,0% [1] (рис. 3).
■ пищевая
2__
■ легкая
■ химическая и нефтехимическая стекольна я и фа рфорофаянсовая
■ машиностроение и металообработка
■ лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бума жная
■ другие виды деятельности
Рисунок 1 — Структура обрабатывающих производств в 1991 году [1]
В этот период все регионы Северо-Кавказского федерального округа ввиду сложившейся специализации экономики в отраслях, непривлекательных для инвестиций, ощутимо утратили прежний промышленный потенциал (рис. 2)
Ставропольский край ввШ Чеченская Республика
Республика СевеонаяОсетия-Алания ОН
Карачаево-Черкесская Республика ШШ
Кабардино-БалкарскаяРеспублика _ Республика Ингушетия Республика Дагестан
0 10 20 30 40 50 60 70 80
Рисунок 2 — Сравнение объемов производства на душу населения в промышленности в 1991 и 2013 году, в процентах к среднему по стране уровню [2]
Данные рисунка позволяют сделать вывод о серьезной деиндустриализации в Чеченской Республике, Республике Дагестан, Республике Северная Осетия-Алания.
Учитывая трудоизбыточность регионов СКФО, многие из функционирующих в настоящее время промышленных предприятий максимально замещают капитал трудом, что имеет свои пределы в рамках используемых технологий и снижает производительность труда и уровень жизни населения. Кроме того, данные изменения крайне негативно сказались на экономике Ставропольского края. Усилилась пространственная асимметрия регионального развития, поскольку вследствие изменения отраслевой структуры промышленного производства критически снизились объемы валовой добавленной стоимости, производимой в сельской местности.
37
■ 2013
■ 1991
■
Химическое производство
■ Производство химических продуктов, включая напитки и та ба ка
■
Добыча полезных ископаемых
Производство электроооборудования, электронного иоптического оборудования
■ Производство и распределение электроэнергии, газа и воды
Рисунок 3 — Структура промышленности Ставропольского края по отгруженной продукции [1]
Острота перечисленных проблем может быть сглажена только при условии проведения грамотной и эффективной региональной промышленной политики. Промышленная политика требует баланса между целями сугубо экономического характера и социального развития. Это не уникально для нашей страны. Подобные дилеммы вставали перед многими крупными экономиками. Индустриализация СССР в 1930-е годы была проведена, по сути, без учета потребностей населения, особенно сельского. Промышленная политика Китая в 1980-е годы исходила из необходимости обеспечить минимальную продовольственную безопасность, но до сих пор социальные аспекты слабо влияют на эту политику по сравнению с развитыми странами, где активность профсоюзов и иных групп интересов не позволяет осуществлять общественные преобразования, не считаясь с их социально-экономическими последствиями.
Если основной целью промышленной политики выступают структурные изменения, то правильный выбор отраслей и сегментов промышленности, претендующих на преференции и государственную поддержку, становится главным фактором последующего успеха. Чем сложнее структура экономики, тем труднее выбрать отрасли, на которые будет ориентироваться государство при проведении промышленной политики. При этом следует учитывать в том числе мультипликативный эффект развития отраслей промышленности.
Все отрасли экономики региона при формировании приоритетов промышленной политики могут быть разделены на три группы:
- традиционные отрасли и сегменты, к которым можно отнести предприятия, существующие достаточно продолжительное время, имеющие значительное число занятых и играющие заметную роль в национальной экономике;
- производства, обладающие видимыми и уже используемыми конкурентными преимуществами, не всегда занимающие ключевые ниши в формировании ВВП и занятости, но доказавшие свою эффективность;
- производства, конкурентоспособность которых имеет потенциальный характер и требует существенных вложений.
Очевидно, что максимальный социальный эффект будут обеспечивать традиционные отрасли, а с точки зрения экономического развития важно поддерживать производства, которые обеспечат конкурентоспособность региона в долгосрочной перспективе.
Для формирования приоритетов региональной промышленной политики эффективно построение матрицы, в которой отрасли промышленности будут распределены по итогам экспертной оценки их стратегической значимости для региона и вклада в социально-экономическое развитие (рис. 4).
Стратегическая значимость
Вклад в социально-экономическое развитие Умеренная Высокая
Высокий 1. Химическое и нефтехимическое производство 1. Текстильное и швейное производство 2. Производство кожи, изделий из кожи и производство обуви 3. Пищевая промышленность
Умеренный 1. Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий 2. Производство резиновых и пластмассовых изделий 3. Производство мебели 1. Производство машин и оборудования 2. Производство транспортных средств и оборудования 3. Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 4. Фармацевтическая промышленность
Рисунок 4 —Матрица промышленной политики Ставропольского края.
Составлено автором по материалам исследования.
Учитывая специализацию экономик городов Буденновск и Нефтекумск для Ставропольского края значимо развитие химического и нефтехимического производства. Металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, производство резиновых и пластмассовых изделий, производство мебели способны внести умеренный вклад в социально-экономическое развитие и прогресс экономики региона на перспективу.
Значительным потенциалом для обеспечения занятости населения и эффективной интеграции региона в систему национального и международного разделения труда обладает текстильное и швейное производство, производство кожи, изделий из кожи и производство обуви, пищевая промышленность.
Стратегически важно для Ставропольского края восстановление и интенсивное развитие производства машин и оборудования, производства транспортных средств и оборудования, электрооборудования, электронного и оптического оборудования, фармацевтической промышленности.
Анализируя ситуацию, следует отметить, что правительством региона предпринимаются меры поддержки промышленного производства. В соответствии с законодательством Ставропольского края, создаются региональные парки как разновидность региональных особых экономических зон: индустриальные, туристско-рекреационные и технологические. Министерство экономического развития Ставропольского края предоставляет информацию о том, что индустриальные парки функционируют в Невинномысске, Георгиевске, Буденновске, Но-воалександровске, Железноводске, на территории поселка Солнечнодольск и станицы Новотроицкая Изобильненского района. Также предпринят комплекс мер по поддержке промышленных предприятий: от предоставления налоговых льгот до прямого субсидирования.
Однако, на наш взгляд, для комплексного развития промышленности и сглаживания существующих диспропорций регионального социально-экономического пространства необходимо непосредственно осуществлять работу по проектированию кластерных структур в промышленности. Стимулирование необходимых производственных связей между предприятиями кластера может осуществляться путем предоставления налоговых льгот и субсидирования за
счет средств бюджетной системы при выполнении предприятиями рамочных условий ведения бизнеса. Кроме того, важное значение имеет консультационная поддержка властей, а также стимулирование сбыта готовой продукции посредством контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд.
Императивом формирования таких кластеров в промышленности Ставропольского края может стать дефицит предприятий, которые могут быть задействованы в качестве компаний готового продукта. Кластер - дефиниция пространственной экономики и поэтому для равномерного территориального развития такие предприятия должны создаваться на удаленных от экономических центров территориях. Учитывая инвестиционную непривлекательность периферии, возможно, это следует делать с государственным участием.
Формируемые таким образом формы пространственной организации промышленности будут отличаться от кластеров в классическом представлении еще и потому, что едва ли удастся добиться необходимой конкуренции среди всех участников кластера ввиду низкой предпринимательской активности. Но так или иначе создаваемые кластеры должны решать задачу создания производственных цепочек продукции высоких переделов.
Особое внимание властями должно уделяться активизации научных разработок, что создаст условия для роста инновационной активности в промышленности. Для Ставропольского края и других регионов Северо-Кавказского федерального округа необходимо прорывное развитие промышленности. В противном случае невозможно обеспечение конкурентоспособности продукции на российском и мировом рынках. Это возможно только за счет активного инновационного развития.
Активными участниками кластеров должны стать финансово-кредитные институты, обеспечивая его участников необходимой кредитной поддержкой. Здесь возможна адресная работа региональных властей по обеспечению возможностей субсидирования процентных ставок по кредитам, предоставления государственных гарантийных обязательств.
Важным аспектом для развития кластеров становится обеспечение сбыта продукции. Трудности доступа на прилавки торговых сетей являются ключевым сдерживающим фактором развития пищевой промышленности в Ставропольском крае. В этой связи важной задачей становится эффективное партнерство с работающими торговыми сетями или создание альтернативной ставропольской торговой сети, обеспечивающей доведение до потребителя местной продукции.
Формирование кластерных структур в промышленности региона должно стать полем для государственно-частного партнерства в регионе вплоть до создания предприятий с государственным участием в качестве ядра кластера. Все остальные бессистемные меры промышленной политики в этом случае будут интегрированы и максимально эффективно использованы для достижения конкретных целей.
При формировании региональной промышленной политики следует также учитывать особенности расселения населения. Эффективные промышленные предприятия возможны в сравнительно крупных населенных пунктах. Их создание также способно серьезно влиять на тенденции территориальной организации населения. Особое внимание при этом должно быть уделено моногородам, специфика которых заключается в узкой специализации хозяйственного комплекса, что усиливает уязвимость по отношению к колебаниям макроэкономической конъюнктуры. Помимо проблем развития экономики в моногородах нередко складывается непростая ситуация с доступностью и качеством услуг отраслей социальной сферы. Так в городе Невинномысске, несмотря на близость к краевому центру, ощущается дефицит медицинских кадров. Это означает, что внимание должно уделяться не только развитию экономики, но и социальной сферы моногородов.
Проведенный анализ дает основания сформулировать рекомендации по совершенствованию муниципальной политики регулирования развития моногородов.
Особое внимание должно уделяться привлечению частных инвестиций. Данный процесс
должен идти в тесном сотрудничестве с региональными властями. Следует добиваться нормативно-правовой конкретизации статуса регионального моногорода. Муниципалитеты должны активно заниматься инвестиционной презентацией своих территорий.
Ключевым направлением совершенствования политики поддержки промышленных моногородов должно стать расширение степени участия регионов в данных процессах с целью максимизации возможного мультипликативного эффекта инвестиций. Особое внимание необходимо уделять повышению качества и доступности услуг социальной сферы в моногородах для повышения их привлекательности как места постоянного проживания населения.
Полагаем, что только продуманная и системная промышленная политика позволит Ставропольскому краю обеспечить социально-экономический прогресс в условиях, сложившихся на национальном и мировом рынках.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Официальный сайт Министерства экономического развития Ставропольского края [Электронный ресурс] - Режим доступа http://www.stavivest.ru
2. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации края [Электронный ресурс] - Режим доступа http://www.gks.ru