Инновации и инвестиции
ПРИОРИТЕТЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ политики РЕГИОНА В ПОСТКРИЗИСНЫЙ ПЕРИОД (на примере Республики Мордовия)*
В.И. МАКОЛОВ, кандидат экономических наук, доцент Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарева
Ключевой составляющей экономической политики страны и ее регионального звена является инвестиционная политика, содержание которой заключается в целенаправленной и обоснованной деятельности государственных органов управления по активизации инвестиционной деятельности с целью обеспечения воспроизводства экономики и решения социально-экономических проблем.
В силу значительного разнообразия и асимметрии стартовых условий для развития субъектов Российской Федерации особая роль в осуществлении инвестиционной политики принадлежит именно региональному уровню государственного и муниципального управления. Реализация инвестиционной политики региона рассматривается в нескольких направлениях, важнейшими из которых в настоящее время являются:
• обеспечение и повышение инвестиционной активности в экономике в целом;
• привлечение зарубежных инвестиций;
• улучшение инвестиционного климата. Инвестиционная политика Республики
Мордовия в современный период обусловлена необходимостью модернизации и усиления инновационного характера региональной экономики, улучшения инвестиционного климата, способствующего росту деловой активности в регионе.
Состояние инвестиционного процесса в Республике Мордовия характеризуется в целом положительными тенденциями. Начиная с 2002 г. наблюдается рост инвестиций в основной капитал
* Статья подготовлена и публикуется при финансовой поддержке РГНФ, проект №08-02-23205 а/в.
(исключение — 2004 г.). Объем освоенных инвестиций в 2007 г. составил 26 362 млн руб., что составляет 110,5 % по отношению к предыдущему году. Большую часть из них составили вложения в капитальное строительство, приобретение и установку машин и оборудования. Увеличивается также ввод в действие общей площади жилых домов (табл. 1). Доля Мордовии в суммарном объеме инвестиций в основной капитал России в 2007 г. составила 0,4 %, в общей площади введенных в действие жилых домов по стране на республику приходится также 0,4 %.
В табл. 2 содержатся показатели, позволяющие судить о динамике восстановления экономики республики после трансформационного кризиса 1990 гг. К 2007 г. реальный объем инвестиций увеличился в 2,9 раза к уровню 1998 г., тогда как по России в среднем — в 2,8 раза. Однако показатели, характеризующие динамику потребления, несколько отстают от соответствующих показателей по России в целом (исключение — реальная начисленная среднемесячная заработная плата). Данные показатели приведены не зря, они во многом имеют инвестиционный характер. Что касается товаров народного потребления, то среди факторов, стимулирующих инвестиционную деятельность в этих секторах экономики, первые места занимают размер рынка и наличие платежеспособного спроса, так как результатами осуществления инвестиций выступают новые виды и рост объемов продукции и услуг, повышение их качества. Соответственно, условием окупаемости инвестиций является наличие и устойчивость спроса на данную продукцию. Из табл. 2 виден достаточно высокий показатель инвестиций в основной капитал по республике в
Таблица 1
Основные показатели инвестиционной деятельности в Республике Мордовия в 2001—2007 гг.
Показатель Год
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Инвестиции в основной капитал (в фактически действовавших ценах), млн руб. 5 299 7 456 8 811 10 098 15 123 19 597 26 362
Инвестиции в основной капитал на душу населения, руб. 5 763 8 194 10 059 11 652 17 650 23 119 31 369
Индексы физического объема инвестиций в основной капитал, в процентах к предыдущему году 135,6 124,3 103,4 97,7 130,3 119,2 110,5
Ввод в действие общей площади жилых домов, тыс. м2 183,5 144,5 153,7 155,9 180,7 213,2 242,8
Источник: данные Росстата http://www.gks.ru.
Таблица 2
Динамика потребления и инвестиций в основной капитал в 1999—2007 гг. в Республике Мордовия
Показатель Изменение по отношению к предыдущему году, % 2007 г. к 2007 к 1998 г.
1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 1998,% по России, %
Реальные располагаемые денежные 86,0 105,6 109,1 112,7 112,2 105,0 110,6 107,4 113,7 177,7 219,1
доходы
Реальная начисленная среднемесяч- 73,8 113,1 117,1 126,0 118,0 109,2 111,5 115,6 127,4 260,6 238,5
ная заработная плата
Оборот розничной торговли 90,9 102,0 100,3 102,9 115,3 111,4 111,5 112,8 119,4 184,6 228,9
Инвестиции в основной капитал 93,7 107,3 135,6 124,3 103,4 97,7 130,3 118,8 110,5 293,8 279,4
Рассчитано по данным: 1) Росстата: http://www. gks. ru; 2) Министерства торговли и предпринимательства Республики Мордовия http://www. mordovia-business. ru/licenses/index. php.; 3) Мордовия: стат. Ежегодник / Федеральная служба государственной статистики,
Территор. орган федер. службы гос. статистики по РМ. — Саранск, 2008.
сочетании со сравнительно низкими показателями реальных денежных доходов и оборота розничной торговли. Это косвенно свидетельствует о том, что инвестиционная активность во многом носит восстановительный, посткризисный характер.
Анализ динамики инвестиционного процесса показывает, что общий объем инвестиций к уровню 1990 г. пока не достигнут. В 2007 г. объем инвестиций в основной капитал по республике составил 69,6 % к показателю 1990 г., по России в целом — 59,2
Инвестиционный спад в регионе был более глубоким, чем по России в целом. Данные табл. 3 показывают, что спад инвестиций в Республике Мордовия длился 9 лет. Максимальная глубина сокращения инвестиций в основной капитал составила 79,3 % к уровню 1990 г., что превышает аналогичный показатель по Приволжскому федеральному округу (ПФО) в среднем на 6,4 %. Максимальный спад инвестиций в ПФО был в Кировской области (-88,2 %), наименьшее сокращение инвестиций по
Таблица 3
Динамика спада инвестиций в основной капитал в регионах ПФО
Регион Начало спада «Дно» Конец спада Продолжительность (лет) Максимальная глубина, %
Приволжский Федеральный округ 1991 г. 1998 г. 1999 г. 8 -72,9
Республика Башкортостан 1992 г. 1998 г. 1999 г. 6 -48,8
Республика Марий Эл 1990 г. 2000 г. 2000 г. 11 -85,3
Республика Мордовия 1991 г. 1997 г. 2000 г. 9 -79,3
Республика Татарстан 1991 г. 1998 г. 1999 г. 7 -76,6
Удмуртская Республика 1991 г. 1998 г. 1999 г. 7 -80,5
Чувашская Республика 1991 г. 1998 г. 1999 г. 7 -73,2
Кировская обл. 1991 г. 1997 г. 2001 г. 9 -88,2
Нижегородская обл. 1991 г. 1999 г. 1999 г. 8 -76,1
Оренбургская обл. 1991 г. 1998 г. 1998 г. 8 -68,2
Пензенская обл. 1991 г. 1999 г. 2000 г. 8 -70,9
Пермская обл. 1990 г. 1998 г. 1999 г. 9 -74,6
Самарская обл. 1990 г. 1999 г. 2000 г. 10 -73,3
Саратовская обл. 1990 г. 1999 г. 2000 г. 9 -77,9
Ульяновская обл. 1990 г. 1999 г. 2000 г. 10 -85,0
Источник: Регионы России: Стат. сб. В 2 т. Т. 2. / Госкомстат России. — М., 2001.
сравнению с другими регионами округа — Республике Башкортостан (-48,8 %).
Для стимулирования инвестиционной деятельности в Республике Мордовия федеральные и региональные органы власти, органы местного самоуправления используют различные нормативно-правовые и экономические методы управления прямого и косвенного характеров. Применение прямых экономических методов позволило приостановить ухудшение социально-экономического положения республики и обеспечить положительную динамику важнейших показателей развития региона.
Для стимулирования инвестиционной активности в регионе принят Закон Республики Мордовия от 20.02.2006 №6-З «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Республике Мордовия». Закон направлен на обеспечение наиболее благоприятных условий для инвестиционной деятельности в Республике Мордовия и устанавливает принципы, формы и условия государственной поддержки инвестиционной деятельности в Республике Мордовия. В частности, в целях государственной поддержки инвестиционной деятельности предусмотрены следующие формы и методы:
• проведение экспертизы инвестиционных проектов;
• предоставление льгот по налогам и сборам;
• предоставление субсидий;
• предоставление инвестиционного налогового кредита;
• предоставление государственных гарантий Республики Мордовия;
• предоставление бюджетных кредитов;
• предоставление бюджетных инвестиций;
• использование иных форм и методов государственной поддержки, не противоречащих законодательству Российской Федерации и законодательству Республики Мордовия.
На региональном уровне приняты также иные нормативные правовые документы: Указ Главы Республики Мордовия «О стимулировании инвестиционной деятельности в Республике Мордовия», Положение о статусе «Особо важный инвестиционный проект». Действует постановление Правительства, которое направлено на финансовую поддержку проектов, предусматривающих строительство, капитальный ремонт и благоустройство объектов непроизводственного назначения. Исполнение этих правовых актов наряду с другими мерами (например, механизмом ипотечного кредитования) стимулирует инвестиционную активность в респуб-
лике, обеспечивая вовлечение частного капитала (в том числе сбережений населения) в инвестиционный процесс. В рамках целевых программ экономического и социального развития осуществляется государственная поддержка высокоэффективных проектов, прошедших конкурсный отбор. Государственная поддержка осуществляется в форме льготного кредита или субсидии на погашение части процентов по кредиту, привлеченному через коммерческие банки. Эти проекты, предусматривающие разработку, освоение и организацию производства конкурентоспособных видов продукции, дополнительно обеспечивают рост производства, получение прибыли, создание рабочих мест, увеличивают отчисления в бюджет.
Проводимая социально-экономическая политика, направленная на создание благоприятных условий для республиканских производителей, государственную поддержку проектов по выпуску конкурентоспособной продукции и снижение инвестиционных рисков в экономике, дала определенные положительные результаты. Использование программно-целевых инструментов обеспечило систематизацию мер и концентрацию финансовых ресурсов на приоритетных направлениях регионального развития. Исходя из этого экономическую политику (прежде всего промышленную), реализуемую руководством Республики Мордовия, можно признать в целом достаточно успешной.
Одним из признаков завершения трансформационного кризиса является высокая инвестиционная активность субъектов хозяйства частного сектора экономики. В табл. 4 представлены показатели доли бюджетных средств в инвестициях в основной капитал в Республике Мордовия.
Инвестиционный процесс в республике характеризуется сравнительно высокой долей участия бюджетных инвестиций. В 2006 г. их доля составила 33,5 %, в том числе за счет средств бюджета Республики Мордовия и местных бюджетов было профинансировано 20,2 % инвестиционных затрат, федерального бюджета — 11,3 %. Это один из самых высоких показателей в ПФО. Сравнение показателей из табл. 4 с динамикой реальных объемов инвестиций показывает значительную зависимость их роста от сумм бюджетных инвестиций. Это говорит о недостаточной инвестиционной активности частного сектора республики. Поэтому говорить о полноценном трансформационном подъеме в регионе пока рано.
Второе приоритетное направление региональной инвестиционной политики — привлечение иностранных инвестиций.
Таблица 4
Доля бюджетных средств в инвестициях в основной капитал в Республике Мордовия в 2000—2007 гг. (в процентах к итогу)
Показатель Год
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007
Инвестиции в основной капитал, всего 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0 100,0
В том числе по источникам финансирования: собственные средства 46,1 34,9 34,7 38,3 37,9 37,0 34,3
из них прибыль, остающаяся в распоряжении организации 25,6 14,4 17,3 16,4 15,0 18,2 17,9
привлеченные средства 53,9 65,1 65,3 61,7 62,1 63,0 65,7
из них бюджетные средства 35,1 46,7 35,0 40,0 31,9 30,6 33,5 25,5
В том числе: федерального бюджета 12,6 19,4 14,0 12,5 8,1 12,3 11,3 13,5
бюджета Республики Мордовия и муниципальных бюджетов 22,5 27,3 21,0 27,5 23,8 18,3 20,2 11,5
Источник: Мордовия: Стат. ежегодник / Мордовиястат. — Саранск, 2006, с. 364; Мордовия: стат. Ежегодник / Федеральная служба государственной статистики, Территор. орган федер. службы гос. статистики по РМ. — Саранск, 2008, с. 386.
Иностранные инвестиции играют важную роль в социально-экономическом развитии любого государства, региона независимо от уровня их экономического развития — будь то промышленно развитая или наименее развитая страна, регион. В целом можно выделить два канала «эффективности» иностранных инвестиций:
• выход зарубежных фирм на национальный рынок ведет к замещению или вытеснению менее эффективных национальных компаний;
• рост конкуренции на местных рынках за счет зарубежных компаний [1].
Суммарный объем притока иностранных инвестиций в экономику Республики Мордовия в 2007 г. увеличился до 168 250,9 тыс. долл. [3]. На республику приходится 0,1 % от объема зарубежных инвестиций, поступающих в Россию [5]. В структуре иностранных инвестиций преобладают прямые инвестиции. Это благоприятствует созданию на территории региона новых мощностей и производств, способствующих модернизации и повышению конкурентоспособности экономики.
В большинстве развитых экономик примерно 90 % совокупных иностранных инвестиций занимает портфельный капитал и прямые инвестиции [4]. Зарубежные портфельные инвестиции в экономике республики составляют менее 0,5 %, что связано с неразвитостью рынка ценных бумаг.
Важность политики привлечения иностранных инвестиций не вызывает сомнений. Однако в основе мероприятий по привлечению зарубежных инвестиций должны быть стратегический интерес и обеспечение экономической безопасности. Мировой экономике известны случаи, когда за счет многократного увеличения прямых иностранных инвестиций одни страны успешно стимулировали
экономический рост, тогда как другие — не только не получали должного развития, но и нередко оказывались в зависимости от стран-инвесторов. Опыт отдельных развивающихся стран в области привлечения зарубежного капитала представлен в работе [2].
Реализация инвестиционной политики республики в посткризисный период связана с формированием благоприятных экономических, политических, правовых, социальных и иных условий для осуществления долгосрочных инвестиций. Речь идет о создании инвестиционного климата, формирующего новые возможности и стимулы для эффективного вложения капитала. Благоприятный инвестиционный климат обеспечивает рост доходов для компаний и снижение затрат и рисков. В конечном итоге, позитивный инвестиционный климат создает общественный эффект в виде роста производительности труда, внедрения инноваций, повышения качества и конкурентоспособности продукции, повышения занятости населения, увеличения налоговых платежей в бюджеты всех уровней и др.
Благоприятный инвестиционный климат повышает доверие инвесторов к стране, действиям государства в экономике, дает «сигнал» для долговременного инвестирования. Важным результатом улучшения инвестиционного климата является рост зарубежных инвестиций, вкладываемых в экономику страны (региона).
Один из главных вопросов в этой связи связан с тем, какие факторы инвестиционной привлекательности региона наиболее важны для инвесторов. Для этого обратимся к результатам исследования, представленного в отчете ЮНК-ТАД и содержащего обзор мировых инвестиционных перспектив на 2007—2009 гг. [7]. В отчете представлены результаты исследования — опроса
Наличие квалифицированной рабочей силы Устойчивость инвестиционной среды Доступ к международному и региональному рынкам
Рост внутреннего рынка Размер внутреннего рынка
20
21
0
10
15
20
25
%
Рис. 1. Наиболее важные факторы, влияющие на размещение компаний в 2007—2009 гг. (в процентах от общего числа ответов)
экспертов-инвесторов в том числе относительно факторов привлекательности стран для прямых иностранных инвестиций (рис. 1).
Размер внутреннего рынка выделен в качестве главного фактора инвестиционной привлекательности. Значимость фактора «Рост внутреннего рынка» для вложения инвестиций в ту или иную страну также весьма высока (его выделили 20 % респондентов). Доступ к международному/региональному рынку стал третьим важным критерием, отмеченным 10 % компаний-инвесторов. Этот фактор важен, прежде всего, для тех стран (регионов), в которых возможно развивать экспортное производство. 8 % респондентов отметили наличие такого привлекательного фактора у России.
Примечательно то, что тройка лидеров — факторов инвестиционной привлекательности связаны, так или иначе, с продажами продукции. Это во многом объясняет, почему развитые страны и регионы остаются наиболее привлекательными для зарубежных инвестиций. Деятельность инвесторов направлена на получение прибыли через производство и реализацию продукции. На развитые экономики приходится более 65,0 % прямых зарубежных инвестиций, вкладываемых в мировую экономику, тогда как развивающиеся государства и страны с переходной экономикой получают около 35,0 % прямых иностранных капиталовложений [6].
Четвертое место среди факторов инвестиционной привлекательности стран мира занимает устойчивость инвестиционной среды. Только 3 % компаний отметили наличие данного фактора у России.
Что касается инвестиционной среды в России (включая региональный уровень управления), то речь идет о нерешенности проблем формирования эффективного инвестиционного законодательства, стимулов для инвестиционной активности в несырьевых отраслях и секторах экономики, развития механизма государственной поддержки частных инвестиций и участия финансовых учреждений в вос-
производственном процессе, создания полноценной ин-вестопроводящей системы в целом, а также появления нового слоя «эффективных собственников».
И, наконец, что касается пятого критерия, то вопреки расхожему мнению о наличии и даже избытке в нашей стране квалифицированной рабочей силы, только 4 % компаний-инвесторов указали на данный фактор (Китай — 8 %, Индия — 13, Бразилия — 10, Вьетнам — 14, Мексика — 19, Польша — 14 %). Кроме того, критерий «Низкая стоимость рабочей силы» отметил также небольшой процент инвесторов (5 %).
Исходя из представленных результатов исследования можно отметить важность формирования инвестиционных проектов в Республике Мордовия, ориентированных на межрегиональный и международный рынки. Исходя из сравнительно благоприятного транспортно-географического положения, эта задача представляется вполне реальной.
В рамках третьего приоритетного направления инвестиционной политики — обеспечения эффективности инвестирования бюджетных средств -сделать объективные выводы сложно. Связано это с недостаточной прозрачностью системы государственной поддержки инвестиционных проектов, и в особенности с отсутствием эффективного мониторинга за реализацией подобных проектов.
В рамках государственной поддержки инвестиционных проектов предприятий и организаций должен быть создан механизм стимулирования привлечения дополнительных инвестиционных ресурсов из других источников, т. е. механизм государственной поддержки видится в качестве мультипликатора инвестиционных ресурсов. При правильной организации он может обеспечивать многократное увеличение инвестиционных ресурсов за счет мобилизации средств частных инвесторов. Такой подход позволит косвенно стимулировать рост производства в смежных отраслях, производствах, тем самым расширяя налогооблагаемую базу (рис. 2).
Процесс осуществления государственной поддержки инвестиций включает выполнение следующей последовательности работ: • инициирование, анализ и отбор проектов для финансирования (кредитования);
5
i'
Российские и иностранные инвестиции
Рост налоговой базы
• разработку по каждому проекту индивидуальной схемы финансирования, перечисление средств и обеспечение гарантий;
• мониторинг проектов и оценку эффективности их реализации.
Принцип конкурсности хозяйствующих субъектов в получении государственной поддержки инвестиционных проектов (кредитных ресурсов и/или гарантий) является необходимым условием. Причем конкурс должен быть открытым, прозрачным, обеспечивающим отбор тех проектов, которые наиболее эффективны для региональной экономики.
Важное место в деятельности региональных органов власти должно занять направление, связанное с продолжением институциональных преобразований, созданием благоприятного инвестиционного климата, проведением структурной перестройки экономики, модернизацией промышленности и активизацией инновационной деятельности. Все это в комплексе позволит обеспечить высокие и устойчивые темпы экономического роста.
С учетом современных тенденций необходимо сосредоточить усилия региональных органов власти на ключевой задаче в рамках инвестиционной политики — создании эффективной структуры инвестиционной деятельности, включающей перспективные инвестиционные проекты и программы, механизмы стимулирования отечественных и зарубежных инвестиций, эффективную государственную поддержку инвестиций, улучшение инвестиционного климата и современное информационное обеспечение инвесторов.
Для повышения эффективности инвестиционной политики республики в ближайшие годы необходимо решить следующие задачи:
• введение в действие эффективных законодательных и экономических механизмов защиты интересов и прав инвесторов при реализации инвестиционных проектов, снижение инвестиционных рисков, формирование инвестоп-роводящей системы, гарантий неизменности и неухудшения правовых условий;
• формирование прозрачных и стабильных правил осуществления экономической деятельности, стимулирующих развитие пред-
Региональный бюджет
Государственная поддержка инвестиций
X
Инвестиционные
проекты в «точках роста» региональной экономи-
Рост уровня социально-экономического развития региона, преодоление дотационной зависимости от Федерального центра
Эффект инвестиционного мультипликатора в смежных производствах
Смежные отрасли
Рис. 2. Механизм мультипликационного эффекта государственной поддержки инвестиций
принимательскои инициативы, выравнивание условий конкуренции;
формирование и реформирование существующей правовой базы по дебюрократизации экономики, сокращению административного вмешательства в предпринимательскую деятельность;
разработка и внедрение новых механизмов бюджетирования, совершенствование финансовых взаимоотношений с муниципальными образованиями, внедрение механизмов реализации инфраструктурных проектов, развитие механизмов частно-государственного партнерства и др.;
повышение эффективности управления государственной собственностью.
ЛИТЕРАТУРА
Костюнина Г. М., Ливенцев Н. Н. Международная практика регулирования иностранных инвестиций. Учебное пособие. — М.: Анкил. 2001. С. 6. Маколов В. И. Куприянов Д. И. Иностранные инвестиции для развития национальной экономики: зарубежный опыт и уроки для России. Федерализм. 2006, №2. С. 177-190.
Мордовия: стат. Ежегодник / Федеральная служба государственной статистики, территор. орган федер. службы гос. статистики по РМ. - Саранск. 2008. С. 388. Прямые иностранные инвестиции в европейских странах с переходной экономикой / ред. колл.: С. П. Глинкина, Н. В. Куликова, Н. В. Фейт; Ин-т междунар. Экон. и полит. исслед. — М.: Наука. 2006. С. 50. Российский статистический ежегодник. 2007: Стат. сб. / Росстат. — М. 2007. С. 725.
UNCTAD Investment Brief / № 1 2008. www.unctad.org. World Investment Prospects Survey 2007-2009. www. unctad.org.
2.
4.
5.
6.
7.
3.