А.И. Борискин
магистр 1 курса, направления 38.04.01 Экономика, программа «Региональная экономика» Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» в г. Пятигорске
A.I. Boriskin
master 2nd year, direction 38.04.01 Economy, the programme "Regional economy" Institute of service, tourism and design (branch) of Federal STATE Autonomous educational institution
"North-Caucasian Federal University " Pyatigorsk ([email protected], 89682720824) В.В. Хубулова
доцент кафедры экономики и управления на предприятии, к.э.н., Институт сервиса, туризма и дизайна (филиал) ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» в г. Пятигорске
V. V. Khubulova
associate Professor of Economics and management at the enterprise, Ph. D. Institute of service, tourism and design (branch) of Federal STATE Autonomous educational institution
"North-Caucasian Federal University " Pyatigorsk ([email protected], 89289366106)
ПРИОРИТЕТЫ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ РЕГИОНА
Аннотация. В данной статье рассмотрена оценка инвестиционной привлекательности Ставропольского края, определены основные факторы, влияющие на формирование инвестиционной политики и потенциал региона. Приведены примеры крупных инвестиционных проектов, реализованных в Ставропольском крае с участием иностранного капитала. Проанализирован план первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики края, утвержденный распоряжением Правительства субъекта, а также Стандарт деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований, обеспечивающий благоприятный инвестиционный климат, который способствует снижению административных барьеров и созданию максимально комфортных условий для инвесторов.
Annotation. In this article, the assessment of the investment attractiveness of the Stavropol Territory is considered, the main factors influencing the formation of investment policy and the potential of the region are determined. Examples of large investment projects implemented in the Stavropol Territory with the participation of foreign capital are given. The plan of priority measures to ensure sustainable development of the economy of the region, approved by the decree of the Government of the subject, as well as the Standard of Local Government of Municipalities, providing a favorable investment climate that helps to reduce administrative barriers and create the most comfortable conditions for investors is analyzed.
Ключевые слова: инвестиционная привлекательность, инвестиционный климат, инвестиционный потенциал, инвестиционный проект, инвестиции, регион.
Key words: investment attractiveness, investment climate, investment potential, investment project, investments, region.
Состояние и динамика инвестиционного потенциала региона определяются многими факторами, в числе которых: общий уровень социально-экономического развития; геополитическая стабильность; наличие мотивов, обеспечивающих потребность в инвестировании в основной капитал и обусловливающих тот или иной объем капитальных вложений, а также наличие и эффективность законодательных и нормативно-правовых актов в данной сфере деятельности; состояние производственного аппарата регионального хозяйства, способного рационально направить имеющиеся финансовые ресурсы в соответствующие объекты.
Главная цель органов государственной власти - создать условия (инфраструктурные, антикоррупционные и т.д.) для привлечения инвестиций в экономику региона, причем реализовать поставленную цель возможно путем повышения уровня инвестиционной привлекательности конкретного субъекта для потенциальных инвесторов.
Традиционно понятие «инвестиционная привлекательность» отражает наличие необходимых условий инвестирования, которые способны повлиять на предпочтения инвестора в выборе того или иного объекта инвестирования (организация, корпорация, проект, регион, страна). Можно сказать, что она формируется за счет двух факторов: инвестиционного потенциала (совокупность ресурсов, расположенных на определенной территории, позволяющая добиваться максимально положительного результата функционирования региональной экономической системы), а также инвестиционных рисков. Причем если возможность появления последнего критерия увеличивается, высока вероятность ухудшения инвестиционной привлекательности. Органы государственной власти, хотя бы косвенно, должны влиять на
данные экономические процессы.
Рассмотрим оценку инвестиционной привлекательности одного из субъектов РФ - Ставропольского края. Успешное развитие Ставропольского края, как и любого другого региона России, невозможно без масштабных инвестиций в производственную и социальную сферу.
Важно понимать, что Ставропольский край по объему валового регионального продукта (ВРП) лидирует среди других республик Российской Федерации, входящих в состав Северо-Кавказского федерального округа; его ВРП составляет около 651,9 млрд руб. в 2016 году (95,3% к уровню предыдущего года). Согласно предварительным оценкам социально-экономического развития Ставропольского края на 2016 г. и на период до 2018 года, темп роста ВРП Ставропольского края в 2017 году составит 106,0%.
Ключевыми отраслями по удельному весу в объеме ВРП являются: оптовая и розничная торговля, промышленность, сельское хозяйство, транспорт и связь, государственное управление, здравоохранение и предоставление социальных услуг, строительство (рис. 1).
Образование 4%
Здравоохранение и предоставление социальных услуг 8%
Государственное управление 8%
Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставления услуг 9%
Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 18%
Предоставление прочих коммунальных, социальных и ерсональных услуг 2%
Добыча полезных ископаемых 1%
Транспорт и связь 9%
Гостиницы и рестораны 2%
Оптовая и розничная торговля 15%
Строительство 6%
Обрабатывающее производство 14%
Поизводство и распределениеэлектроэн ергии, газа и воды 5%
Рисунок 1. - Удельный вес видов экономической деятельности в структуре ВРП Ставропольского края в
2016 г. [1].
В Ставропольском крае до 2015 г. отмечалось выраженное отставание по объемам ВРП на душу населения от среднего по стране уровня. На 1 января 2016 г. эта разница составила почти 120 000 руб., что в два раза меньше, чем в предыдущие годы (рис. 2).
500 000,0
400 000,0
>5
<и 300 000,0
ю > 200 000,0
100 000,0
0,0
2005
2010
2011
2012 2013 Год
2014
2015
2016
■Россия
■ Ставропольский край
Рисунок 2. - Валовый региональный продукт (ВРП) на душу населения Российской Федерации и Ставропольского края в рублях (2005-2016 гг.) [1].
Согласно данным территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю (далее - Ставропольстат), в 2017 г. было использовано почти 140 млрд руб. инвестиций в основной капитал организаций в нефинансовые активы было привлечено 132,86 млрд руб. на строительство, реконструкцию, приобретение машин, оборудования, транспортных средств, насаждение и выращивание многолетних культур [1].
В 2017 году на развитие экономики и социальной сферы приходится 24062,1 млн. рублей инвестиций, что на 1,9 млрд. рублей больше, чем в 2016 году (22173,3 млн. рублей). Наибольший рост инве-
стиций пришелся на сферы: связь 136% (2987,1 млн. рублей), электроэнергетику 128,1% (1064,6 млн. рублей), сельское хозяйство - 100,8% (3956,7 млн. рублей), строительство - 140,1% (967,6 млн. рублей) [1].
Прогноз темпов роста в основной капитал края на 2018 год составит 103,8% к уровню 2017 года, при этом больше половины вложений будет осуществляться за счет средств предприятий и организаций всех форм собственности региона. Опережающими темпами прогнозируется рост инвестиций по следующим направлениям: строительство - 107,1%, связь - 108,5%, электроэнергетика - 115,8%, сельское хозяйство - 102%, пищевая промышленность - 106,4% [1].
Данная картина предполагает, что увеличение инвестиций способствует развитию субъекта в условиях улучшения инвестиционного климата, реализацию основных отраслевых стратегий и решений, которые обеспечат инвестиционно и инвестиционно-ориентированный путь развития и повышение конкурентоспособности экономики региона.
Также прогнозируемые темпы роста инвестиций в Ставропольский край на 2019 год составляют 104-106%, что составит 31,3 - 32,5 млрд. рублей, в 2020 году 105 - 106,5% или 35,5-38 млрд. рублей.
По показателю инвестиции в основной капитал на душу населения край находится на 67 месте из 85 субъектов Российской Федерации (таб.1).
Таблица 1. - Инвестиции в основной капитал на душу населения (в фактических действующих ценах,
руб.) [1].
Годы 2005 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016
Инвестиции в основной капитал на душу населения (в фактически действовавших ценах), руб. 11 555 31 865 35 267 41 349 46 777 51 148 44 589 43 237
В Ставропольском крае инвестируются и реализуются проекты по следующим отраслевым направлениям: туризм — 24 проекта (20 млрд руб.), сельское хозяйство — 60 проектов (125,4 млрд руб.), промышленность — 39 проектов (194,2 млрд руб.).
Факторами инвестиционной привлекательности субъекта являются: выгодные географические условия, наличие достаточно развитой рекреационной инфраструктуры, активная государственная поддержка и наличие необходимого законодательства, стимулирование развития агропромышленного комплекса и ресурсно-сырьевого потенциала. По рейтингу инвестиционной привлекательности субъектов РФ Ставропольский край занимал 52 место на 28.12.2016 [2].
В 2016 г. в экономику Ставропольского края поступило 438 млн долл. инвестиций из-за рубежа (75% всех иностранных инвестиций, поступивших в округ). Примеры крупных проектов, реализованных в Ставропольском крае с участием иностранного капитала в последние годы [3]:
1) «Энел» (Италия). На Невинномысской ГРЭС была построена новая парогазовая установка мощностью 410 МВт при поддержке Европейского банка реконструкции и развития. Общая сумма итальянских инвестиций в проект составила около 16 млрд руб. (400 млн евро);
2) «Хенкель» (Германия). В Кочубеевском районе (в конце 2013 г.) открылся завод сухих строительных смесей «Хенкель Баутехник», плановая мощность которого составляет 150 тыс. т продукции в год (более 100 наименований). Инвестиции в организацию проекта составляют более 20 млн долл.;
3) «Райффайзен Агро» (Германия). В 2010 г. Новоалександровском районе был построен немецкой компанией «Райффайзен Агро» комбикормовой завод «Агравис» мощностью в 100 тыс. т кормов в год. Инвестиции составили более 15 млн долл.;
4) санаторий «Источник» (Азербайджан). В мае 2016 г. состоялось открытие санатория «Источник» в городе Ессентуки (рассчитан на 400 мест). Проект был реализован с привлечением средств азербайджанских инвесторов. Стоимость проекта — более 1,5 млрд руб.
Отмеченные результаты, несмотря на неблагоприятные макроэкономические условия, были достигнуты в первую очередь благодаря тому, что органы государственной власти Ставропольского края наращивают усилия по созданию и сохранению благоприятного инвестиционного климата и обеспечению устойчивого социально-экономического развития при помощи административного ресурса в законодательной сфере.
Распоряжением Правительства Ставропольского края от 13 февраля 2015 г. № 64-р был утвержден План первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики Ставропольского края в 2015 г., который предусматривал принятие оперативных мер по стимулированию развития реального сектора экономики на основе привлечения внутренних и зарубежных инвестиций. Закон Ставропольского края от 01.10.2007 № 55-кз «Об инвестиционной деятельности в Ставропольском крае» претерпел изменения, которыми были установлены налоговые льготы инвесторам, реализующим особо значимые инвестиционные проекты на территории региона.
Для реализации особо значимых инвестиционных проектов между Правительством Ставропольского края и ООО «Лукойл - Нижневолжскнефть - Калмыкия» и «Ставролен» заключены соглашения по
транспортировке и переработке газа, добытого на месторождениях Северного Каспия, общей стоимостью 10,9 млрд руб. Постановлением Губернатора Ставропольского края от 16.06.2015 № 305 был утвержден порядок принятия решения Губернатором Ставропольского края, целью которого является предоставление юридическим лицам земельных участков в аренду без проведения торгов для реализации масштабных инвестиционных проектов. В рамках указанного порядка выделены земельные участки для реализации инвестиционных проектов по производству и развитию агропромышленного комплекса общей стоимостью более 18 млрд руб.
Согласно Инвестиционной Стратегии Ставропольского края до 2020 г. основными приоритетами регионального развития являются:
- оценка регулирующего воздействия нормативных правовых актов Ставропольского края, которые затрагивают вопросы осуществления предпринимательской и инвестиционной деятельности;
- деятельность специализированных организаций по привлечению инвестиций и работе с инвесторами;
- государственная поддержка малого и среднего предпринимательства, инвесторов и инвестиционной деятельности в Ставропольском крае, в том числе инфраструктурная;
- функционирование региональных индустриальных, туристско-рекреационных и технологических парков (далее - региональные парки) и бизнес-инкубаторов, в том числе частных;
- поддержка инвесторов, резидентов, управляющих компаний региональных парков;
- участие муниципальных образований Ставропольского края в государственно-частном партнерстве;
- развитие международного партнерства Ставропольского края в сфере привлечения инвестиций [5].
На специализированном портале, расположенном в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», размещена информация о 220 свободных инвестиционных площадках, на которых возможна реализация проектов [6]. Ставропольский край занимает первое место среди регионов СКФО по количеству благоприятных инвестиционных площадок. Распоряжением Правительства Ставропольского края от 30.10.2015 № 349-рп утвержден состав рабочей группы («проектный офис») по внедрению «дорожных карт» с целью улучшения инвестиционного климата на основе лучших практик, выявленных по итогам ежегодного проведения Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации.
За исследуемый период значения показателей Ставропольского края в Национальном рейтинге улучшились по трем из четырех направлений, один из которых - регуляторная среда. Основным критерием оценки является уровень качества предоставления государственных услуг, т.е. показатели эффективности оказания различных государственных услуг для бизнеса: время прохождения, количество процедур и удовлетворенность предпринимателей типовыми административными процедурами. В результате Ставропольский край перешел из пятой в четвертую группу регионов России по рейтингу инвестиционной привлекательности.
Также Правительством Ставропольского края был разработан и успешно внедрен Стандарт деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований, обеспечивающий благоприятный инвестиционный климат, который способствует снижению административных барьеров и созданию максимально комфортных условий для инвесторов. Стандарт включает 15 лучших инвестиционных практик, используемых экономически наиболее успешными регионами (в субъекте реализованы все 15 пунктов):
1. утверждена инвестиционная стратегия Ставропольского края до 2020 г.;
2. ежегодный отчет губернатора Ставропольского края о продленной работе в сфере инвестиционной деятельности;
3. составление и реализация плана о создании объектов инфраструктуры;
4. принятие нормативно-правовых актов о защите прав инвесторов;
5. создание Совета по улучшению инвестиционного климата;
6. функционирование специализированных организаций по привлечению и работе с инвесторами;
7. развитие доступной инфраструктуры региона для размещения инвестиционных объектов;
8. наличие механизмов для подготовки и переподготовки кадров в соответствии с инвестиционной потребностью региона и предпочтениями инвесторов;
9. создание двуязычного интернет-портала, посвященного инвестиционной деятельности субъекта;
10. наличие единого стандарта сопровождения инвестиционных проектов, принцип «одного окна»;
11. принятие губернатором Ставропольского края инвестиционной декларации региона;
12. принятие нормативного акта, регламентирующего процедуру оценки регулирующего воздействия, а также законов, связанных с предпринимательской деятельности;
13. организация системы обучения, а также проверка компетентности сотрудников органов государственной власти, задействованных в инвестиционной сфере;
14. включение в состав органов исполнительной власти представителей организаций по обеспечению
энергоресурсами с целью регулирования тарифных ставок, также создание совещательного органа - региональной энергетической совещательной комиссии;
15. наличие канала прямой связи органов региональной власти и инвесторов для оперативного взаимодействия по возникающим вопросам [6].
На данном этапе можно утверждать, что органы государственной власти Ставропольского края активно осуществляют поддержку инвесторов через косвенные (законодательные) инструменты. Таким образом, важно именно комплексное, системное видение всех реализуемых программ и проектов. Необходимо детализировать «проектную карту» Ставропольского края с четкими стратегическими приоритетами, что позволит органам власти Ставропольского края избежать нерационального использования инвестиционных площадок и реального применения на практике Регионального инвестиционного стандарта.
В сложившихся условиях перед реальным сектором экономики стоит основополагающая, жизненно важная задача - привлечение инвестиций. Отсутствие инвестиционных притоков в регион влечет за собой ряд негативных последствий: застой производства, экономические потрясения, снижение качества жизни населения, ухудшение имиджа региона, проявления социальной напряженности. В результате чего инвестиции для экономики Ставропольского края являются одним из основных механизмом оживления экономики, так как предотвращают воздействие обозначенных ранее негативных явлений.
На примере Ставропольского края рассмотрим перечень основных инвестиционных проектов, которые обозначены на интернет-портале об инвестиционной деятельности в регионе (табл. 2).
Таблица 2 - Основные инвестиционные проекты в Ставропольском крае [6].
Наименования проекта Направление Инвестор Инвестиции, млн.руб. Год ввода в эксплуатацию
Агропромышленный парк «Ставрополье» АПК ООО «Агропромышленный парк - Ставрополье» 500 2020
Агропромышленный парк АПП «Ульяновка» АПК ОАО «Россельхозбанк» 500 2020
Научно -произво дственный семенной кластер по выращиванию и производству семенного материала для нужд сельхозпроизводителей АПК ООО «Агрсид» 600 2017
Локализация производства на территории РФ высокотехнологичных форм упаковки Химическая промышленность ООО «Арнест» 1036 2023
Тепличный комплекс в поселке «Подкумок» АПК ООО «Весна» 850 2018
Современный тепличный комплекс на основе новых ресурсосберегающих технологий выращивания тепличных овощных культур АПК ООО «Долина Солнца» 2383.6 2017
Тепличный комплекс «Марьинский» АПК ООО ТК «Марьинский» 1418 2017
Спортивно- оздоровительная зона отдыха «Каррас» Спорт ООО «Актион» 900 2018
Комплекс по хранению и переработке сельскохозяйственной продукции ООО «БМ-ГРУПП» АПК ООО«БМ-ГРУПП» 300 2018
«Александровские сады» АПК ООО «Интеринвест» 550 2017
Развитие интенсивного растениеводства !КШСО АПК ОАО «КРСК», ЗАО «ВТБ КАПИТАЛ» 10416 2018
Из табл. 2 видно, что наиболее привлекательным направлением инвестирования является агропромышленный комплекс. Это связанно с тем, что сельское хозяйство является базовой отраслью Ставропольского края. Удельный вес сельского хозяйства в ВРП составляет около 46%.
Региональная инвестиционная политика призвана решать ряд задач, многие из которых являются основополагающими в социально-экономическом развитии территории. С точки зрения создания условий для привлечения и внедрения инвестиций в приоритетные проекты, предлагаемые предприятиями, действующими на территории региона и за его пределами, политика реализации искомого механизма
призвана способствовать росту инвестиционной привлекательности региона, что неизменно приведет к дополнительным доходам в региональную экономику, к ее развитию и росту социальных показателей.
Таким образом, инвестиционный механизм развития на мезуровне обеспечивает стимулирование и эффективное использование инвестиционных активов для развития отрасли, региона, ориентированный на достижение основных экономических показателей (роста ВРП, развития отраслей специализации, повышение инвестиционного потенциала). Источники:
1. Официальные данные Федерального агентства государственной статистик - [Электронный ресурс] - URL: http://www.gks.ru.
2. Портал Торгово-Промышленной Палаты Ставропольского края. URL: http://stavropol.tpprf.ru/ru/invest.
3. Перспективные направления развития Северо-Кавказского федерального округа: монография / под ред.чл.-корр. РАН, д.э.н., проф. Д.Е. Сорокина. - М.: Финансовый университет, 2014.
4. Новоселова, Н.Н., Хубулова, В.В., Инвестиционная стратегия региона / Учебное пособие - М.: Инфра-М, 2018.
5. Симкина, С.С., Хубулова, В.В., Оценка инвестиционного климата в Российской Федерации / материалы всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы современными науки: взгляд молодых ученых» - 2016. - С. 279 - 284.
6. По данным Интернет-портала об инвестиционной деятельности Ставропольского края - [Электронный ресурс] -URL: http://portal.stavinvest.ru
Sources:
1. Official data of the Federal Agency of state statistics- [electronic resource] - URL: http://www.gks.ru Oh?
2. Portal of the chamber of Commerce and Industry of the Stavropol territory. URL: http://stavropol.tpprf.ru/ru/invest.
3. Perspective directions of development of the North Caucasus Federal district: monograph / ed.-Corr. Russian Academy of
Sciences, doctor of Economics, Professor D. E. Sorokin. - Moscow: Financial University, 2014.
4. Novoselova, N. N., Khubulova, V. V., Investment strategy of the region / textbook - M.: Infra-M, 2018.
5. Simkina, S. S., Khubulova, V. V., evaluation of the investment climate in the Russian Federation / proceedings of the all-
Russian scientific - practical conference "Actual problems of modern science: the view of young scientists" - 2016. - S. 279 - 284.
6. According to the Internet portal about investment activity of Stavropol region-[Electronic resource] - URL:
http: //portal. stavinvest. ru
Н. С. Власова
К.э.н., доцент кафедры теории бухгалтерского учета, Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина
N.S. Vlasova
Associate Professor of the Department ofAccounting Theory,
Candidate of Economic Sciences, Kuban State Agrarian University ([email protected], 89184379010)
Н.В. Свиридова магистрант
Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина
N.V. Sviridova undergraduate,
Kuban State Agrarian University ([email protected], 8-918-95-95-594)
Т.А. Ягунова магистрант
Кубанский государственный аграрный университет им. И. Т. Трубилина
T.А. Yagunova undergraduate,
Kuban State Agrarian University ([email protected], 8-918-43-78-998)
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА ЗАТРАТ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩЕЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ
Аннотация. В статье представлен анализ процессов производства, состоящий из выявления, измерения, сбора, подготовки и приема информации, необходимой административно-управленческому аппарату для выполнения своих функций, а именно, выработки и принятия управленческих решений. Представлена сравнительная характеристика калькулирования полной и усеченной себестоимости на примере одного из предприятий перерабатывающей отрасли. Современным управленцам необходимо построение современной автоматизированной системы учета, которая позволяет максимально повысить детализацию и оперативность как управленческого, так и финансового учета. Это дает возможность в ежедневном формате в автоматизированной системе отражать факты хозяйственной жизни, что существенно усиливает контрольную функцию учета, сокращает объем бумажной работы, при этом повышается качество и оперативность предоставления необходимой информации менеджменту организации для принятия управ-