Научная статья УДК 338.24
Приоритеты инновационной деятельности в условиях импортозамещения
Константин Сергеевич Косяков
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская государственная академия интеллектуальной собственности», аспирант [email protected]
Аннотация. В условиях санкционной политики стран Запада президент РФ В.В. Путин активно продвигает идею развития инновационной деятельности в стране. Одновременно с этим правительство РФ поддерживает различные экономические отрасли с целью вытеснения зарубежных товаров отечественными аналогами. Это предполагает серьезные капиталовложения в приоритетные отрасли развития, такие как, например, инновации и технические достижения, чем и обусловлена актуальность темы. Автор рассматривает ключевые направления развития импортозамещения в рамках инновационной деятельности, выдвигает ряд предложений по расширению процесса импортозамещения.
Ключевые слова: инновации, экономика страны, импортозамещение, протекционная политика, приоритеты государства.
Для цитирования: Косяков К.С. Приоритеты инновационной деятельности в условиях импортозамещения // IP: теория и практика. 2023. № 1.
1
Original article
Priorities for innovation in the context of import substitution
Konstantin S. Kosyakov
Federal State Budgetary Educational Institution of Higher Education “Russian State Academy of Intellectual Property”, graduate student [email protected]
Abstract. In the context of the sanctions policy of Western countries, the Russian government has been actively supporting various economic sectors in recent years in order to displace foreign goods with domestic counterparts. Of course, within the framework of the low level of industrial development, this direction involves serious capital investments, and therefore, for the government, there are priority development sectors, such as innovations and technical achievements, which determines the relevance of the topic. This article will consider the key areas for the development of import substitution in the framework of innovation. Summing up the work done, it is possible to put forward a number of proposals for optimizing the process of import substitution.
Key words: innovations, national economy, import substitution, protection policy, state priorities.
For citation: Kosyakov K.S. Priorities of innovative activity in the conditions of import substitution // IP: theory and practice. 2023. No. 1.
Введение
Импортозамещение - это, с одной стороны, стратегия правительства, которая предполагает введение торговых барьеров для защиты отечественных производителей и предприятий от международной конкуренции, а с другой - сложный процесс реорганизации экономических потоков, опирающийся на политическую, социальную и правовую сферы
2
жизни общества. Это многогранное явление, которое можно отнести как к внешней политике, предполагающей, что иностранные товары будут вытеснены отечественными, так и к внутренней протекционистской политике, поскольку за счет импортозамещения правительство инициирует поддержку отечественного среднего и малого бизнеса.
Само импортозамещение может быть эффективным только в течение ограниченного периода: для его долгосрочного использования необходимо сочетать политику импортозамещения с политикой инноваций и мерами по расширению рынка сбыта.
Актуальность рассматриваемой темы обусловлена современной ситуацией в стране и в мире. В условиях, когда санкционная политика все сильнее ограничивает торгово-экономические связи с Западом, а российское правительство признало провальными результаты импортозамещения предшествующего периода, многочисленные исследователи, рассматривая данную проблему, стремятся предложить оптимальные варианты дальнейшего развития экономики страны, а предприниматели - найти выход из ситуации, связанной с дефицитом зарубежных товаров и отсутствием отечественных аналогов.
При этом важно отметить, что на протяжении последних 5 лет правительство обеспечивает IT-отрасль различными льготами, предложениями и выгодными контрактами, что предполагает вытеснение зарубежных информационных технологий отечественными.
Методы, которые применяются в данной работе:
- метод сравнения и аналогии: в работе рассматриваются теоретические аспекты особенностей реализации импортозамещения, представления исследователей о значимости международных процессов, для финансово-экономической составляющей реализации приоритетных направлений развития;
3
- анализ и синтез собранной информации: обобщение полученных данных и выявление основных тенденций, проблем и перспектив экономического развития в современных нестабильных условиях;
- систематизация материала и сопоставление данных: подведение итогов в результате аккумулирования полученной информации и объединения методик, которыми пользуются исследователи.
Как отмечает Д. Вайдья, в мире нет стран, которые готовы в полной мере к реализации программы импортозамещения. На протяжении ХХ века различные страны прибегали к политике импортозамещения, и лишь единицы смогли закрепить успех и получить положительные результаты в экономическом развитии страны. Большинство государств к 80-м годам ХХ века отказались от этой политики в сторону интеграции [1].
Л.В. Шабалина и Э.Г. Караман в своих публикациях раскрывают возможные пути оптимизации эффективности импортозамещения в РФ, утверждая, что других путей, кроме как развивать отечественное производство, у правительства просто нет. А потому, именно через инновационные технологии и научную деятельность в данной области оно сможет обеспечить стабильное развитие государства и при этом обезопасить экономику страны от внешнего давления и негативного влияния [2, с. 45-52].
Данную тему продолжают А.В. Литвинова, Н.С. Талалаева и М.В. Леденева, которые в своей работе отмечают, что внешнеторговый оборот каждой страны, в которой происходит инновационное импортозамещение, претерпевает структурные изменения, проявляющиеся в увеличении доли инновационных товаров в экспорте и уменьшении доли аналогичных товаров в импорте. Показателем положительного влияния инноваций на импортозамещение является одновременный рост затрат, связанных с инновационной деятельностью, и увеличение экспорта инновационных товаров. При этом инновационная составляющая экспорта должна опережать инновационные затраты. Авторы утверждают, что инновационное импортозамещение должно развиваться в направлении содействия
4
технологической модернизации отечественного производства, повышения его эффективности и разработки новых конкурентоспособных видов товаров с высокой добавочной стоимостью. А это значит, что правительству РФ предстоит не только ограничивать связи с Западом, но и, ориентируясь на Восток, отстаивать интересы собственных производителей и не допускать такого явления, как «утечка мозгов» [3, с. 521-533].
Как пишет И.Н. Голова, удержать хорошие кадры в стране было проблематично даже в советские времена. В то же время существует потребность не только удерживать кадры, но и обеспечивать их устойчивый интерес к развитию инноваций в стране. Потому еще в период пандемии правительство задумалось над вопросом поддержки IT-компаний и приняло не только ряд законопроектов, но и решений, которые способствовали развитию инновационной деятельности в стране. Исследовательница отмечает, что отраслевой подход в рамках импортозамещения в России оказался бесперспективным. Изначально на создание «молодых производств» выделялись большие государственные субсидии в надежде, что, как только отрасли «созреют», в государственных субсидиях больше не будет необходимости. Следовательно, начальный этап государственных субсидий должен был обеспечить первоначальное вливание капитала. Однако этого оказалось недостаточно. Предприятия не смогли обеспечить всю массу необходимых товаров, в то время как инновации - это залог успешного развития всех экономических отраслей, особенно если учитывать современную динамику цифровизации и автоматизации всех процессов. Таким образом, российским регионам предстоит реализовать модель импортозамещения, направленную на комплексную трансформацию производственной экосистемы, в которой приоритетной станет инновационная деятельность [4, с. 1-7].
В то же время А.А. Балабанова говорит о том, что импортозамещение в российской экономике технологически догоняющего типа и основано на планомерном формировании благоприятных условий для воспроизводства
5
интеллектуального и социального капитала, соответствующего современным технологическим требованиям. Кроме того, необходимо осуществить запуск кластерных механизмов ускоренного инновационного развития обрабатывающей промышленности и простимулировать внутренний спрос на ее продукцию [5, с. 1-6]. И данное утверждение верно для экономической политики правительства 2014-2022 гг., но последние события показали, что технологически догоняющий тип импортозамещения уже не соответствует потребностям страны и нынешним реалиям, в которых реализуется международная торговля.
Потому на данном этапе возможно предложить реализацию политики опережающего импортозамещения, ориентируясь, в первую очередь, на работу с восточными партнерами: покупая у них патенты на разработки инновационных технологий и предлагая собственные научно-технические достижения. По замыслу В.В. Путина, опережающее импортозамещение в нашей стране должно осуществляться не только с целью вытеснения зарубежных товаров с прилавков отечественных магазинов, но и разработки новых технологий, систем и программ, которые будут способствовать автоматизации и цифровизации общества без зависимости от зарубежных аналогов.
Из вышесказанного следует, что современное российское правительство заинтересовано в следующих направлениях деятельности:
- поддержка отечественных IT-компаний, научных центров и отдельных разработчиков, которые смогут предоставить государству необходимые инновационные технологии;
- создание современных, совместных предприятий, которые смогли бы обеспечивать нужды не только правительства, но и отдельных отраслей экономики;
- организация обмена технологиями между отраслями;
- расширение путей для экспорта российских технологий.
Основное исследование
6
В то же время импортозамещение популярно в странах с большим внутренним рынком. Для такой крупной экономики, как российская, развитие отечественной промышленности дает несколько преимуществ: создание рабочих мест, сокращение импорта и экономию иностранной валюты, что уменьшает нагрузку на валютные резервы. Кроме того, если отечественные товары местного производства будут востребованными, экономика сможет увеличить свой экспорт [6].
Следовательно, это может привести к «благотворному экономическому циклу» увеличения занятости, производства, доходов, экспорта, валютных резервов и сокращения импорта, что приведет к общему улучшению торгового и платежного баланса экономики. Однако для развития отечественной промышленности требуется капитал и инвестиции, но в случае современной международной ситуации чаще всего финансовую поддержку предприятия получают за счет государственных субсидий.
Когда развитие предполагает государственное субсидирование, это означает вмешательство государства, которое иногда заинтересовано в развитии даже убыточных отраслей. При этом «убыточное» предприятие может быть не ориентировано на рынок, а при слабом управлении производимые товары окажутся ненадлежащего качества. Следовательно, даже если бы товары были произведены на месте, продажи были бы низкими, и защищенная фирма понесла бы убытки [7, с. 287-295].
В результате, столкнувшись с подобной проблемой, российское правительство переориентировало свою протекционистскую политику в сферу инновационных технологий. Передовые технологии и инновационная деятельность - вот ключевой приоритет современной стратегии импортозамещения.
Необходимо отметить, что развитая инфраструктура позволяет большему количеству учреждений работать с инновационными отраслями. Именно формирование и достижение усовершенствованной системы новейших императивов импортозамещения, в конечном итоге,
7
способствует созданию новых квалифицированных рабочих мест. При этом в целях сохранения занятости и загрузки промышленности правительством были приняты антикризисные меры. Среди них выделяется поддержка стратегических организаций, доступ к льготным кредитам для пополнения оборотных средств, а также нормативная поддержка и протекция организаций, реализующих инновационную деятельность и занимающихся разработками новых технологий [8, с. 39-50].
Такая политика стала давать положительные результаты уже с 2019 г. Так, за последние годы были успешно внедрены в практику запланированные ранее разработка технических регламентов, увеличение количества запатентованных технологий, разрабатываемых с использованием международных и национальных стандартов, для полного устранения барьеров в сфере торговли (табл. 1).
Таблица 1
Доля импорта в ключевых отраслях российской экономики
Отрасль Доля импорта (%)
2018 2019 2020 2021 2022
Авиастроение 80% 60% 70% 50% 30%
Интернет-услуги 90% 70% 45% 30% 25%
Производство автоматических коробок передач 78% 65% 50% 30% 20%
Производство тканей для домашнего текстиля 67% 48% 35% 25% 15%
Фармацевтическая отрасль 86% 50% 40% 10 % 10 %
Пищевая промышленность 20.1% 31% 46% 52.9% 71%
Сельскохозяйственное машиностроение 78% 60 % 50% 40% 38%
Обрабатывающая промышленность 75 % 63% 50 % 46% 30%
8
Источник: [9, с. 324-336]
Из таблицы видно, что отдельные отрасли постепенно отказываются от зарубежных разработок в пользу отечественных, что стало возможно благодаря развитию научно-технических достижений и инновационной деятельности. При этом становится очевидным и то, что политика импортозамещения в России связана с попыткой восстановить, модернизировать и построить недостающие производственные элементы народного хозяйства. Потому можно высказать предположение, что данный процесс будет систематически затягиваться.
Фактически необходима политика опережающего импортозамещения. Однако экономика России, находясь в условиях санкционной блокады не может перейти на данный вид протекционизма в полном объеме. На данном этапе контакты с Азией и Африкой позволяют частично реализовывать данную стратегию, но вопросы безопасности и интересы государства выходят на первый план [10, с. 2859-2864].
В связи с вышесказанным, можно выдвинуть следующие предложения по расширению и оптимизации импортозамещения:
- по аналогии с налоговыми реформами, предоставившими льготы IT-организациям и обязавшим их реализовывать интересы государства, провести подобные преобразования и в других отраслях научнотехнического и промышленного производства, что даст стимул к развитию и модернизации предприятий и производств и поднимет их конкурентоспособность;
- развитие отечественного информационного пространства за счет разработок IT-компаний, которое позволит повысить общий уровень потребностей людей в новых технологиях, что может поспособствовать дальнейшей цифровизации и оптимизации всех сфер экономики страны;
- обязать предприятия проводить оценку возможностей по внедрению инновационных технологий, с целью последующей модернизации оборудования, обучения персонала и оптимизации работы;
9
- поощрения и льготы для организаций, которые разрабатывают и реализуют инновации, а также внедряют их в экономическую среду.
Однако все эти предложения носят рекомендательный характер и обращены, в первую очередь, к государству, так как переход к инновациям не только трудоемок, но также предполагает денежные вложения, которые, чаще всего, отсутствуют у российских предпринимателей. Потому снижение конкуренции недостаточно для внутреннего роста. Производителям нужно больше инвестиций, чтобы нарастить производство. Основными источниками инвестиций на сегодняшний день являются страны Азии и Африки, а также само правительство, именно от него и будет зависеть процесс реализации инноваций и импортозамещения в стране.
Кроме того, высокие тарифы и импортные квоты снизят спрос на иностранные товары на внутреннем рынке. Потенциально это даст возможность отечественным производителям расширять производство. Следовательно, правительству необходимо пересмотреть налоговую политику, как в строну поощрения отечественных предприятий, так и в области повышения пошлин на ввозимую продукцию.
Заключение
Подводя итог, необходимо отметить, что ряд исследователей считает, что инновации и технологии стагнируют, когда страна не допускает импорт. Однако ориентация на страны Азии и Африки также не дадут возможности для оптимального развития российской экономики.
Импортозамещение инновационной и технологичной продукции не может быть обеспечено жесткими мерами ограничения импорта. Наиболее разумной стратегией в этом контексте может быть разработка соответствующей промышленной политики в сфере инновационного и научно-технологического производства, которая будет носить преимущественно горизонтальный характер и создавать благоприятные условия для импортозамещения. Такую политику необходимо осуществлять
10
в ходе активного обмена знаниями и технологиями со странами с развитой инновационной экономикой.
В то же время следует учитывать и то, что в долгосрочной перспективе диверсификация рынка импортозамещения исключительно за счет государственных стимулов может привести к стратегическому провалу в конкурентной борьбе, особенно в случае российского экспорта информационных технологий.
Потому необходимо использовать различные механизмы, в том числе рыночные, что говорит о необходимости дальнейшего изучения данной темы.
Список литературы
1. Вайдья Д. Импортозамещающая индустриализация.
[Электронный ресурс] URL: https ://www.wallstreetmoj o .com/ import-
substitution-industrialization (дата обращения: 14.02.2023).
2. Шабалина Л.В., Караман Е.Г. Пути повышения эффективности стратегии импортозамещения Российской Федерации // ЭВД. 2018. №4 (42). С. 45-52.
3. Alla V. Litvinova, Natalya S. Talalaeva, Marina V. Ledeneva. Innovative Import Substitution in Russia and the World: A Comparative Analysis // The 21st Century from the Positions of Modern Science: Intellectual, Digital and Innovative Aspects. Lecture Notes in Networks and Systems. Springer Nature Switzerland AG 2020. E. G. Popkova and B. S. Sergi (Eds.): ISC 2019, LNNS 91, pp. 521-533. 2020. - Режим доступа: DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-32015-7_59 http://www.archilab.online/sobytiya/arkhiv/ 17-10th-isc-conference-nizhniy-novgorod.
4. Голова И.Н. Приоритеты импортозамещения для обеспечения экономической безопасности регионов России // Сеть конференций SHS. 2021. № 110 (109). С. 1-7.
11
5. Балабанова А.А., Кузнецов А.В., Гостиева Н.В. Экологическое импортозамещение в системе устойчивого развития «зеленой» экономики // Сеть конференций E3S. 2021. № 278. С. 1-6.
6. Брутон Г. Дж. Стратегия импортозамещения экономического развития: обзор [Электронный ресурс] URL:https://www.mdpi.com/2227-7099/10/12/324#B7-economies-10-00324 (дата обращения: 01.02.2023).
7. Черкесова Э.Ю., Миронова Д.Д., Слатвицкая И.И., Попова Т.Д. Устойчивое импортозамещение в России: институциональные условия и императивы эффективности // Европейские исследования. 2018. № 21. С. 287-295.
8. Малярец Л.М., Отенко В.И., Отенко И.П., Фатьянов Д.А. Мониторинг развития экспортно-импортного потенциала регионов // Черногорский экономический журнал. 2022. № 18. С. 39-50.
9. Мустафин А.Н., Котенкова С.Н., Возарова И.К., Котулич Р.А. Влияние политики импортозамещения на экономический рост // Экономика. 2022. №10 (12). С. 324-336.
10. Сопаева И.А., Камбердиева С.С., Лазарева Л.Б. и др. Инновационное развитие импортозамещения в высокотехнологичных отраслях // Знание, человек и цивилизация. 2020. Т. 107. С. 2859-2864.
References
1. Vaidya D. Importozameshchayushchaya industrializatsiya = Import substitution industrialization [Electronic resource] URL: https: //www.wallstreetmoj o .com/import- substitution-industrialization/ (date of access: 01/10/2023) (in Russ.).
2. Shabalina L.V., Karaman E.G. Ways to improve the effectiveness of the import substitution strategy of the Russian Federation. EVD = EVD. 2018. No. 4 (42). Pp. 45-52 (in Russ.).
12
3. Alla V. Litvinova, Natalya S. Talalaeva, Marina V. Ledeneva. Innovative Import Substitution in Russia and the World: A Comparative Analysis. The 21st Century from the Positions of Modern Science: Intellectual, Digital and Innovative Aspects. Lecture Notes in Networks and Systems. Springer Nature Switzerland AG
2020. E. G. Popkova and B. S. Sergi (Eds.): ISC 2019, LNNS 91, pp. 521-533.
2020. DOI: https://doi.org/10.1007/978-3-030-32015-7_59 http://www.archilab.online/sobytiya/arkhiv/17-10th-isc-conference-nizhniy-novgorod.
4. Golova I.N. Priorities of import substitution to ensure the economic security of Russian regions. Set' konferentsiy SHS = SHS Conference Network.
2021. No. 110(109). Р. 1-7 (in Russ.).
5. Balabanova A.A., Kuzetsov A.V., Gostieva N.V. Ecological import substitution in the system of sustainable development of the "Green" economy. Set' konferentsiy E3S = E3S Conference Network. 2021. No. 278. Pp. 1-6 (in Russ.).
6. Bruton G.J. Strategiya importozameshcheniya ekonomicheskogo razvitiya: obzor = Import substitution strategy for economic development: review. [Electronic resource] URL:https://www.mdpi.com/2227-7099/10/12/324#B7-economies-10-00324 (date of access: 01/10/2023) (in Russ.).
7. Cherkesova E. Yu., Mironova D.D., Slatvitskaya I.I., Popova T.D. Sustainable Import Substitution in Russia: Institutional Conditions and Efficiency Imperatives. Evropeyskiye issledovaniya = European Studies. 2018. No. 21. P.287-295 (in Russ.).
8. Malyarets L. M., Otenko V. I., Otenko I. P., Fat'yanov D. A. Monitoring the development of the export-import potential of the regions. Chernogorskiy ekonomicheskiy zhurnal = Montenegrin Economic Journal. 2022. No. 18. pp. 3950 (in Russ.).
9. Mustafin A.N., Kotenkova S.N., Vozarova I.K., Kotulich R.A. Influence of import substitution policy on economic growth. Ekonomika = Economics. 2022. No. 10 (12). Pp. 324-336 (in Russ.)
13
10. Sopaeva I.A., Kamberdieva S.S., Lazareva L.B. and etc. Innovative development of import substitution in high-tech industries. Znaniye, chelovek i tsivilizatsiya = Knowledge, man and civilization. 2020. V. 107. Р. 2859-2864 (in Russ.).
Статья поступила 01.03.2023. Принята к публикации 22.03.2023 © Косяков К.С.
14