ПРИОРИТЕТЫ И НАПРАВЛЕНИЕ ПУТЕЙ РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ В АЗЕРБАЙДЖАНСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ Рзаев М.А.-Р.1, Зейналов К.Т.2
1Рзаев Мирза Ага-Рза оглы - кандидат экономических наук, доцент, кафедра «Экономика промышленности», 2Зейналов Камран Таджеддин оглы - магистр, Азербайджанский государственный университет нефти и промышленности, г. Баку, Азербайджанская Республика
Аннотация: в последние годы динамика мировой экономики еще больше подчеркнула важность человеческого капитала среди основных компонентов стратегий развития. Человеческий капитал является одним из основных факторов, повышающих экономический потенциал страны и обеспечивающих ее долгосрочное развитие. В это понятие входят такие факторы, как знания, навыки, здоровье и общее благополучие человека. Инвестиции в человеческий капитал не только стимулируют экономический рост, но и приводят к таким важным результатам, как социальное развитие, снижение безработицы и стимулирование инновационной деятельности.
Развивающимся странам необходимо понимать влияние инвестиций в человеческий капитал, а также изучать роль этих инвестиций в различных секторах экономики. Таким образом, развитие человеческого капитала должно войти в число стратегических целей, как государственной политики, так и частного сектора.
Ключевые слова: инвестиции, оценка, стратегия, человеческий капитал, экономический рост, государственная политика.
PRIORITIES AND DIRECTION OF WAYS OF DEVELOPMENT AND FORMATION OF INVESTMENTS AIMED AT HUMAN CAPITAL IN THE REPUBLIC OF
AZERBAIJAN Rzayev M.A.-R.1, Zeynalov K.T.2
1Rzayev Mirza Aga-Rza oglu - candidate of economic sciences, associate professor, DEPARTMENT OF "ECONOMICS OF INDUSTRY", 2Zeynalov Kamran Tadjeddin oglu - master, AZERBAIJAN STATE UNIVERSITY OF OIL AND INDUSTRY, BAKU, REPUBLIC OF AZERBAIJAN
Abstract: in recent years, the dynamics of the global economy have further emphasized the importance of human capital among the main components of development strategies. Human capital is one of the main factors that increase the economic potential of a country and ensure its long-term development. This concept includes factors such as knowledge, skills, health and general human well-being. Investment in human capital not only stimulates economic growth, but also leads to such important results as social development, reducing unemployment and stimulating innovation.
Developing countries need to understand the impact of investments in human capital, as well as to study the role of these investments in various sectors of the economy. Thus, the development of human capital should be among the strategic goals of both public policy and the private sector.
Keywords: investment, valuation, strategy, human capital, economic growth, public policy.
УДК 338.23
Азербайджан - страна с уровнем дохода выше среднего на Южном Кавказе. Движущей силой экономики страны является добыча ископаемого топлива. Нефтепродукты составляют более 90% экспорта Азербайджана, а на нефтегазовую отрасль приходится 33-50% ВВП Азербайджана в зависимости от цен на нефть. За последние годы Азербайджан значительно улучшил свой инвестиционный климат за счет укрепления институциональной, нормативной и операционной среды для работы компаний в стране.
В то время как правительство Азербайджана определило экономическую диверсификацию и укрепление «ненефтяного сектора» в качестве ключевых приоритетов своей стратегии развития, большая часть инвестиций в Азербайджан в 2020 году доминировала в нефтяном и газовом энергетическом секторе. Текущие инвестиционные планы в ветровые проекты важны, что делает экономику страны более привлекательной для крупных нефтегазовых проектов и их инфраструктур. В настоящее время в Азербайджане отсутствует четкая направленность по охране окружающей среды, соответствующая требованиям стратегии XXI века, что дает перспективу на достаточно длительный горизонт для оценки синергии и компромиссов, связанных с различными инвестициями в инфраструктуру страны. Недавние
институциональные изменения в Азербайджане ослабили позиции ключевых секторов инфраструктуры, включая слияние Министерства транспорта с Министерством связи и высоких технологий в 2017 году и упразднение Государственной организации по альтернативным и возобновляемым источникам энергии.
За последние годы Азербайджан провел значительные реформы по улучшению инвестиционного климата путем укрепления институциональной, нормативной и операционной среды для повышения эффективности деятельности компаний в стране. Подобные реформы и программы являются частью усилий правительства по развитию отрасли и улучшению имиджа страны в мире [1].
70000
обеспечение
Рис. 1. Расходы государственного бюджета на здравоохранение, социальную защиту и социальное обеспечение.
Источник: [2].
На диаграмме 1 показаны инвестиции, т.е. расходы, в социальные сферы в Азербайджане до 2021 года. Отсюда мы видим, что общие затраты начали расти с 2017 года.
Экономические последствия кризиса COVID-19 в первую очередь отразились на финансовых рынках, когда международные инвесторы начали выводить свои инвестиции из региона. Кривые доходности государственных облигаций всех стран Восточного партнерства резко выросли в марте, поскольку серьезность кризиса стала очевидной. К началу апреля валюты Грузии, Молдовы и Украины потеряли более 10% своей стоимости по отношению к доллару. Меры по ограничению доступа спасли бесчисленное количество жизней, но привели к остановке экономической деятельности за пределами Беларуси. Закрытые границы нарушили торговые и туристические потоки и не позволили сезонным рабочим, особенно в сельскохозяйственном секторе, выезжать на работу за границу. В то же время, снижение мировых цен на сырьевые товары напрямую затронуло Азербайджан, Армению и Беларусь. В частности, сокращение притока денежных переводов еще больше усугубило негативные последствия в регионе. Экономические последствия во втором квартале 2020 года превзошли по своей остроте мировой финансовый кризис.
По оценкам ЕБРР, в 2021 году добыча сырьевых ресурсов в регионе сократится на 4,5%. Ожидается, что добыча сырьевых ресурсов в Армении, Грузии, Молдове и Украине сократится на 5-5,5%, тогда как в Азербайджане и Беларуси спад добычи, как ожидается, будет менее значительным и составит 3,0-3,5%. Восстановление будет длительным: по оценкам ЕБРР, ВВП региона вернется к докризисному уровню только к 2022 году, а восстановление в Азербайджане может продлиться до 2025 года.
Рис. 2. Изменение валового внутреннего продукта в странах Восточного партнерства в 2006-2021 гг.
Источник: [3].
По данным отчета Всемирного банка от 2020 года, наша страна добилась значительных улучшений в сфере разрешений на строительство, закупки электроэнергии, регистрации собственности, получения кредитов, защиты миноритарных инвесторов, уплаты налогов, международной торговли и решения вопросов платежеспособности. Такие реформы привели к значительному улучшению общей легкости ведения бизнеса в стране, что позволило стране подняться с 57-го места из 190 стран в 2018 году на 34-е место в 2020 году. Опрос ОЭСР в Азербайджане выявил позитивное восприятие реформ со стороны бизнеса: более 50% предприятий оценивают все реформы как «хорошие» или «очень хорошие» [4].
Реформы, приветствуемые предприятиями, включают приостановку трудовых инспекций (86% предприятий реагируют хорошо или очень хорошо), а также онлайн-лицензирование (82%) и визовые услуги (77%). Другие усилия по упрощению налоговой системы и оптимизации таможенной системы также были положительно восприняты предпринимателями в Азербайджане. Несмотря на такие реформы по улучшению инвестиционного климата, Азербайджану по-прежнему необходимо улучшить свои возможности по содействию развитию навыков, обеспечению конкуренции между фирмами и снижению неопределенности. Несмотря на улучшение нормативно-правовой базы, текущая деловая среда по-прежнему препятствует выходу на рынок новых фирм и расширению существующих предприятий [5]. По данным некоторых компаний, опрошенных ОЭСР, в секторах, на которые правительство нацеливает рост, наблюдается волатильность, что создает неопределенность для бизнеса и снижает эффективность инициатив. Компании приветствовали бы большую последовательность и долгосрочную приверженность стабильности в ходе всей программы реформ [6].
В период с 2003 по 2017 год в экономику Азербайджана было привлечено более 32,7 млрд долларов США прямых иностранных инвестиций в зеленые секторы, 50% из которых было направлено в угольный, нефтяной и газовый секторы (или 16,3 млрд. долларов США). Инвестиции в инфраструктуру, особенно в транспортный сектор, привлекли около 5 млрд. долларов США (или 15% от общего объема зеленых инвестиций в зарубежные инвестиции), что является высоким показателем по сравнению с другими странами региона. Это соответствует текущим приоритетам правительства по созданию зоны свободной торговли «Алят», развитию международного морского торгового порта, а также развитию новых торговых путей и транспортных коридоров, включая железнодорожную линию Баку-Тбилиси-Карс. Другими секторами, привлекающими иностранные инвестиции в зеленую зону, является финансовая система (2,8 млрд. долларов США), недвижимость и металлургия (оба - по 1 млрд. долларов США). В целом правительство согласилось сократить объем иностранных инвестиций в добычу угля, нефти и природного газа, а также увеличить ненефтяные иностранные инвестиции с 2,6% ВВП в 2017 году до 4% к 2025 году, как указано в Стратегической дорожной карте [7].
Европейский Союз и Великобритания, является важнейшими источниками прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в Азербайджан, обеспечивая 30% (и 25,7%) иностранных инвестиций в основной капитал в период с 2009 по 2017 год (рисунок 3). Интерес Великобритании к Азербайджану сосредоточен в нефтегазовой отрасли, в которой BP принимает активное участие. В совокупности различные банки развития инвестировали более 14 процентов инвестиций, превзойдя инвестиции в соседнюю с Азербайджаном Турцию (12,9%). Другие крупные инвесторы в Азербайджане географически разнообразны: Малайзия (9,3%), Швейцария (7,6%), Российская Федерация (6%), Иран (6%), Япония (5,3%) и США (4,5%). %).
Рис. 3. Прямые иностранные инвестиции в Азербайджан по странам происхождения, 2009-2017 гг. Азербайджанский
манат, (млн.)
Источник: [8].
Из-за ограниченных запасов нефти и природного газа в Азербайджанской Республике инвестиции вкладываются в сферы, не связанные с нефтью, особенно в сектор информационно-коммуникационных технологий (ИКТ). Если принять во внимание влияние сектора ИКТ на другие промышленные сектора экономики, то станет ясно, что влияние этого сектора на развитие экономики Азербайджанской Республики не ограничивается его собственной сферой, а имеет большее влияние.
Одной из важных работ, проводимых в сфере ИКТ в Азербайджане, является подготовленный проект по созданию Региональных инновационных центров в Азербайджане. Этот проект охватывает такие важные сферы, как создание инфраструктуры информационно-коммуникационных технологий в Азербайджане и обеспечение необходимости правового регулирования для улучшения условий деятельности компаний, которые будут инвестировать средства в этот сектор.
Данный проект также реализуется посредством изменений в фискальной политике и практике банковского кредитования. Создание штаб-квартиры ИКТ и превращение страны в глобальный информационный центр являются одними из важных целей проекта Центра Инновационных Знаний.
Еще одной важной работой, проводимой в рамках проекта Центра Инновационных Знаний, является создание международного ИКТ-университета в Азербайджанской Республике. Это важно как с точки зрения возрождения сектора ИКТ и разрушения монопольной структуры, сформировавшейся на рынке, так и обеспечения кадровыми ресурсами.
Список литературы /References
1. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.oecd.org/eurasia, 2019.
2. Государственный статистический комитет Азербайджанской Республики. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.stat.gov.az/source/education
3. Региональный экономический прогноз ЕБРР (2020) и Показатели финансового развития Всемирного банка (2020). [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.oecd.org/coronavirus/policy-respoffies/covid-19-crisisresponse-in-eu-eastern-partner-countries-7759afa3/, 2020
4. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.oecd.org/eurasia, 2019
5. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.ebrd.com/news/2019/ebrd-approves-new-strategy-for-azerbaijan.html 2019
6. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.oecd.org/eurasia, 2019
7. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http:// www.oecd.org/eurasia, 2017
8. Государственный статистический комитет Азербайджанской Республики, Иностранные инвестиции в основной капитал по зарубежным странам. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.stat.gov.az/ source / structure / az / 020en.xls.