Научная статья на тему 'Приоритеты и механизмы региональной политики в области промышленности и строительства'

Приоритеты и механизмы региональной политики в области промышленности и строительства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
110
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / СТРОИТЕЛЬСТВО / РЕГИОНАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ БИЗНЕС / ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЙ ПРОМЫШЛЕННО-СТРОИТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР / КВАЛИФИЦИРОВАННЫЕ КАДРЫ / ИННОВАЦИИ / INDUSTRY / CONSTRUCTION / REGIONAL MANAGEMENT / INDUSTRIAL BUSINESS / TERRITORIAL INDUSTRIAL-CONSTRUCTION CLUSTER / QUALIFIED HUMAN RESOURCES / INNOVATIONS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зиядуллаев Наби Саидкаримович, Попов Андрей Ринадович, Попов Ринад Александрович

Рассматриваются организационно-технологические аспекты реализации региональной политики в сфере промышленности и капитального строительства в новой политико-экономической ситуации. Анализируется динамика промышленного производства, его обеспечение квалифицированными кадрами и обосновываются механизмы активизации производственного предпринимательства на основе использования региональных форм хозяйствования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Зиядуллаев Наби Саидкаримович, Попов Андрей Ринадович, Попов Ринад Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITIES AND MECHANISMS OF THE REGIONAL POLICY IN THE FIELD OF INDUSTRY AND CONSTRUCTION

Organizational-technological aspects of implementing the regional policy in the field of industry and fixed asset construction in the new political-economic situation are discussed. The dynamics of industrial production, its provision with qualified human resources are analyzed and mechanisms of activization of industrial entrepreneurship based on using regional forms of economy are substantiated.

Текст научной работы на тему «Приоритеты и механизмы региональной политики в области промышленности и строительства»

ЗИЯДУЛЛАЕВ Н.С., ПОПОВ А.Р.,ПОПОВ Р.А.

ПРИОРИТЕТЫ И МЕХАНИЗМЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ В ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СТРОИТЕЛЬСТВА

Аннотация. Рассматриваются организационно-технологические аспекты реализации региональной политики в сфере промышленности и капитального строительства в новой политико-экономической ситуации. Анализируется динамика промышленного производства, его обеспечение квалифицированными кадрами и обосновываются механизмы активизации производственного предпринимательства на основе использования региональных форм хозяйствования.

Ключевые слова: промышленность, строительство, региональное управление, производственный бизнес, территориальный промышленно-строительный кластер, квалифицированные кадры, инновации.

ZIYADULLAEV N.S.,POPOV A.R.,POPOV R.A.

PRIORITIES AND MECHANISMS OF THE REGIONAL POLICY IN THE FIELD OF INDUSTRY AND CONSTRUCTION

Abstract. Organizational-technological aspects of implementing the regional policy in the field of industry and fixed asset construction in the new political-economic situation are discussed. The dynamics of industrial production, its provision with qualified human resources are analyzed and mechanisms of activization of industrial entrepreneurship based on using regional forms of economy are substantiated.

Keywords: industry, construction, regional management, industrial business, territorial industrial-construction cluster, qualified human resources, innovations.

В хозяйственном комплексе России сформировалась ситуация, когда довольно заметны симптомы обостряющегося дефицита в продукции отечественного производства, - особенно в изделиях с большим содержанием высококвалифицированного живого труда. Продолжение этого процесса в перспективном периоде чревато снижением уровня технологической и экономической безопасности страны. Объяснить это можно тем, что по мере ослабления отечественного промышленного производства (а на региональном и муниципальном срезе такой процесс весьма заметен) степень зависимости хозяйственного комплекса страны от колебаний мировой экономической конъюнктуры возрастает. Усугубляют такое положение и рамки российского членства во Всемирной торговой организации. В свою очередь, предпринятые в последнее время правящими кругами США и Западной Европы шаги по ограничению поставок в Россию продукции высоких технологий существенным образом подталкивают участников отечественного промышленного сектора к энергичным действиям по импортозамещению. Возможные в перспективе ограничения в получении из-за рубежа строительной техники соответствующим порядком обозначают новую организационно-технологическую задачу и для российского строительного менеджмента. Естественно, что решать возникшую проблему необходимо в весьма короткие сроки, с максимальной эффективностью и, как повелось на Руси--всем миром, а именно — на федеральном, региональном, местном и корпоративном

уровне. Если для федерального центра алгоритм решения данной задачи традиционно ясен — заказы, инвестиции, кредиты, то включение в эту работу регионов требует определенных новаций. Последнее объясняется необходимостью кардинального поворота региональных управленческих структур к индустриальному сектору, что в предшествующий период носило не-

ЗвдЩшаев Н.С., Попов А.Р., Попов Р.А.

_ПРИОРИТЕТЫ И МЕХАНИЗМЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Б ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛГППОСТИ И СТРОИТЕЛЬСТВА_

сколько ослабленный характер. Не было достаточной мотивации к региональному управлению индустриальным развитием — не развился и навык; изменились общественные предпочтения, формы хозяйствования, промышленные технологии, кадры.

Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 г. и Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. определено нарастание темпов промышленного производства путем технологического обновления отрасли по линии внедрения наукоемких производств, совершенствования имеющегося производственного парка, повышения эффективности использования материальных, энергетических и трудовых ресурсов. В соответствии с этим расширяется спектр задач в области капитального строительства, его наполнения работами по реконструкции действующих промышленных предприятий и возведению новых объектов производственного назначения. В такой постановке задачи индустриального роста важное место должно занимать использование регионального фактора хозяйствования, вовлечение местных организационных и материально-финансовых ресурсов развития промышленности и строительства.

Развитие промышленного производства, наряду с обеспечением обороноспособности и им-портозамещения товаров ширпотреба и продуктов питания, призвано способствовать повышению трудовой занятости населения, расширению выбора мест приложения труда, что актуально для жителей малых поселений, особенно сельской молодежи. Сложное производство стимулирует повышение квалификации кадров, технической эрудиции, общего уровня образованности и культуры, как самих работников, так и членов их семей. Обладание наукоемким производством ставит страну в выгодное положение в части хеджирования от спадов, характерных волнообразной мировой экономической конъюнктуре. Однако российская статистика последних лет свидетельствует о наличии регрессивных явлений в этой области, одной из иллюстраций которых могут служить кадровые процессы. В целом по Российской Федерации за 2000-2011 гг. удельный вес работников обрабатывающих производств сократился с 19,1 до 15,2%, в то же время в торговле и ремонте бытовой и другой техники он вырос с 13,7 до18,0%; неуклонно расширяется сфера операций с недвижимым имуществом, аренды и предоставления услуг и составляет к настоящему времени 8,1% от общего числа трудозанятых [1, с. 134]. Представляется тревожным с точки зрения обеспечения фундамента для научно-технического роста отечественного хозяйства сокращение численности занятых в такой базовой сфере, как машиностроение и металлообработка: с 2000 по 2011 г. число занятых в экономике страны рабочих металлообрабатывающей и машиностроительной промышленности сократилось с 4202 тысяч до 3895 тыс. человек [1, с. 136].

Происшедшее в результате реформ делегирование управленческих функций в хозяйствовании из федерального центра в регионы повысило роль региональных властей в управлении развитием промышленности, совершенствовании капитального строительства. Это обстоятельство вынуждает региональные органы к разработке эффективной промышленной политики, выбору приоритетов и новых мотивационных механизмов развития промышленного сектора как основного носителя технического прогресса и базиса инновационного развития всех отраслей и сфер. В то же время к активной деятельности в этой сфере ни у администраций субъектов Федерации, ни у муниципалитетов нет достаточно веских стимулов: имеется на подведомственной территории промышленность — хорошо, не стало её — меньше проблем и забот в администрировании, ведь налоговых поступлений от неё в территориальный бюджет не так и много, а рабочие места поставляет самодостаточный малый бизнес. Это означает, что в новой политико-экономической и производственно-технологической ситуации для промышленного роста нужны и новые административно-экономические стимулы, и новые организационно-управленческие постановки и системы. Поскольку для осуществления значительных производственных проектов (выпуск машин, станков, поточных линий, строительной и дорожной техники; освоение новых технологий в пищевой промышленности, капитальном строительстве) требуются крупные научно-внедренческие, организационно-технологические и экономические ресурсы, предрасположенные к инновациям, постольку в новой внешнеэкономической ситуации актуализируется проблема их формирования путем трансрегионального интегрирования производственно-экономических систем. В ракурсе возникшей проблемы последнее становится привлекательным как для поселков и городов, так и для маломощных по

ресурсам административных регионов (субъектов Федерации). Обретает практические формы идея межрегиональной (надрегиональной) кластеризации промышленности и строительства.

Статистика последних лет свидетельствует о наличии некоторых регрессивных явлений в кадровом обеспечении промышленного сектора России. Так, в целом по РФ за последнее десятилетие удельный вес работников обрабатывающих производств сократился с 19 до 15 процентов, в то время как в сфере услуг повысился примерно в таких же пропорциях [1].

Представляется тревожным с точки зрения обеспечения фундамента для научно-технического роста отечественного хозяйства сокращение численности занятых в такой базовой сфере, как производство машин и оборудования (табл. 1).

Таблица 1

Среднегодовая численность работников по видам экономической деятельности в промышленности России, тыс. человек [1]

Сфера промышленной деятельности Годы

2000 2005 2010 2011 2011 к 2000 в %

Добыча полезных ископаемых 1081,6 985,6 897,9 917,3 99,2

Обрабатывающие производства В том числе: — производство машин и оборудования —производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования 11272,3 2081.4 1034.5 9511,6 1205,0 887,0 7810,1 839, 759,61 7774,4 836,9 771,4 69,0 40,2 74,6

Производство транспортных средств и оборудования 1407,9 1201,5 996,7 1033,3 73,4

Несмотря на происшедшие сжатия, обрабатывающие производства по-прежнему занимают ведущее положение в структуре добавленной стоимости (табл. 2).

Таблица 2

Структура добавленной стоимости в отраслях российского хозяйства (в текущих ценах; в % к итогу) [2, с. 18]

Сфера производства Годы

2011 2012

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 4,2 3,7

Добыча полезных ископаемых 10,9 10,9

Обрабатывающие производства 15,5 15,2

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды 3,8 3,5

Строительство 6,5 6,5

В обрабатывающей промышленности вряд ли могут удовлетворить объемы инвестиций в основной капитал: если в 2011 г. темп роста составлял 10,8 %, то в 2012 г. по отношению к предыдущему году — лишь 6,6 %, что равносильно темпу инфляции [2, с. 44]. В структуре инвестиций по-прежнему ведущее положение занимает добыча полезных ископаемых (табл. 3).

Таблица 3

Структура инвестиций в основной капитал российского хозяйства по видам экономической деятельности (в % к итогу) [2, с. 45]

По видам деятельности Годы

2011 2012

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство 3,3 3,1

Добыча полезных ископаемых 17,2 18,4

Обрабатывающие производства 14,8 16,1

Строительство 2,2 1,7

Образование 2,2 2,0

ЗвдЩшаев Н.С., Попов А.Р., Попов Р.А.

_ПРИОРИТЕТЫ И МЕХАНИЗМЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Б ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СТРОИТЕЛЬСТВА_

О некоторых диспропорциях в кадровом обеспечении российского хозяйства свидетельствует тот факт, что на одного студента, обучающегося по программе начального профессионального образования, приходится восемь студентов вузов и СПО (табл. 4).

Таблица 4

Численность студентов в образовательных учреждениях России, тыс. чел. [2, с. 13]

Сфера подготовки профессиональных кадров Учебный год

2011/201 2 2012/201 3

Численность студентов в образовательных учреждениях, реализующих программы среднего профессионального образования (СПО) 2081,7 2087,1

Численность студентов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования 6489,0 6073,9

Численность обучающихся в образовательных учреждениях, реализующих программы начального профессионального образования 921,0

Согласно официальной статистике, из подготавливаемых для машиностроения и металлообработки кадров на каждого специалиста со средним специальным образованием приходится лишь один новый рабочий [1, с. 243-244].

Отмеченное выше указывает на неразвитость мотивационных механизмов к кадровому обновлению, да и общему технологическому росту промышленного производства, как на федерально-отраслевом, так на региональном и местном уровнях управления хозяйством. В настоящее время и у региональных, и у местных властей промышленность не входит в число приоритетных сфера территориального менеджмента. Без активного направляющего участия местных органов функционирует строительный бизнес, локализовавшийся главным образом в «девелоперской» сфере — строительство квартир и офисов на продажу либо в аренду. И это при том факте, что сжатие промышленно-производственного сектора негативно отражается на доходной части местных бюджетов, уровне эффективной трудовой занятости населения. Ведь для региональных и местных бюджетов налоговые поступления от промышленной и строительной деятельности, особенно стабильные платежи крупных предприятий, а также ассоциированного малого бизнеса могут выступать достаточно серьезной статьей их доходной части. Если в целом для страны поступления от экспорта углеводородов позволяют довольно успешно балансировать расходную часть бюджета, то для регионов и муниципалитетов это может проявляться лишь в трансфертах из федерального центра. Это требует расширения региональной составляющей доходной части бюджетов, одним из нереализованных ресурсов которой является наращивание промышленного производства, индустриального строительства. Одним из решающих факторов размещения производства выступает инвестиционная привлекательность территории. В регионе её составляют энергетические мощности, полезные ископаемые и трудовые ресурсы. Поскольку эффективность промышленного производства в решающей степени обусловлена наличием высококвалифицированных кадров, постольку одной из приоритетных сфер приложения усилий на региональном и местном уровне выступает формирование трудовых ресурсов, предрасположенных к техническому прогрессу и промышленному росту.

Происшедшая за два последних десятилетия в России смена способа производства изменила характер отношений в производственной деятельности, приоритеты в развитии промышленности и капитального строительства. Децентрализация отраслевого управления промышленностью и регионализация хозяйствования сформировали новую структуру промышленного сектора, определили новые формы и методы управления, в основе которых лежат экономические интересы. Изменились факторы мотивации к промышленной и строительной деятельности, формы стимулирования, многие из которых переместились из федерального центра на региональный и муниципальный уровень, что характерно и для многих технически развитых стран. Это обстоятельство возвышает роль и расширяет функции регионального и муниципального менеджмента в области промышленности и капитального строительства на подведомственных территориях.

Ослабление в последние годы активного стратегического начала в развитии промышленного производства, а также депрессивные явления в спросе на промышленную продукцию, привели к сокращению промышленного потенциала в ряде сфер, размыванию соответствующего технического интеллекта и кадровых ресурсов. Свертывание промышленного сектора, отсутствие заказов на строительство производственных объектов привело к остановке заводов ЖБИ, специализировавшихся на выпуске изделий для промышленного строительства.

Отсутствие достаточно мощных побудительных мотивов к развитию и совершенствованию промышленного производства негативно сказывается на состоянии оборудования промпред-приятий; медленными темпами идет его обновление. Износ основных фондов в обрабатывающих производствах в целом по Российской Федерации составляет 46,7% [1, с. 345]. К примеру, в Краснодарском крае средний возраст оборудования промышленных предприятий составляет более 20 лет; износ оборудования на предприятиях по производству электрооборудования составляет 68%, по обработке древесины — 54%, по производству машин и оборудования — 47%, в текстильном и швейном производстве — 47%, в производстве транспортных средств — 44%. Такой уровень технической оснащенности промышленного производства не позволяет ему успешно конкурировать с зарубежными производителями не только на внешнем, но и на внутрироссийском рынке.

Традиционная ориентация многих промышленных предприятий, особенно легкой промышленности, на внутрироссийский спрос поставила их в ситуации снижения импортных барьеров, связанной с членством России в ВТО, на грань выживаемости. Это соответствующим порядком обостряет социальную ситуацию в промышленных ареалах и естественным образом актуализирует разработку новой региональной промышленной политики, активизацию регионального (и соответственно муниципального) промышленного менеджмента.

Разработка и осуществление адекватной новой политико-экономической ситуации и императивам в российском хозяйствовании региональной промышленной политики предполагает наличие обновленных ориентиров национальной промышленной стратегии, осуществление ряда мер федерального масштаба по активизации позитивных процессов в данной отрасли, нахождение в границах правил ВТО средств и механизмов поддержки отечественного промышленного производителя. Нельзя считать нормальным в применении протекционистских мер, что при использовании среднегодовой производственной мощности в производстве станков на 20% доля посильных отечественному производству универсальных станков в общем объеме импортируемого оборудования составляет лишь 35%. Широкое использование в отечественных приборах и аппаратах импортной элементной базы, особенно больших интегральных схем, поставило в невыгодное положение с точки зрения промышленной безопасности многие предприятия. На разработку и освоение производства изделий микроэлектроники требуются инженерные кадры, оборудование квалифицированные рабочие и время. Всё это сегодня находится в области дефицита, а значит, и потребует дополнительных усилий.

Свертывание ряда традиционных для российской промышленности производств пищевкусовых отраслей привело к сокращению спроса на инженерные кадры, техников и квалифицированных рабочих; в их числе специалисты масло-жировой, мясо-молочной, консервной и сахарной промышленности, виноделия. Это негативно отразилось на функционировании соответствующих вузов, колледжей, их профессорско-преподавательском составе. Обострилась проблема проведения полноформатной практики для студентов и учащихся на производстве.

Расширение промышленных предприятий и создание новых производств нередко сдерживается по причинам длительного процесса оформления земельных участков, а также затяжек, связанных с отсутствием «единого окна» при выполнении согласительных процедур (получение лимита на газ, технических условий от заинтересованных организаций и т. п.). Сдерживающим фактором в этом выступает и утрата передовых технологий промышленного строительства, вымывание соответствующих кадров строительных профессий, монтажников оборудования.

В такой ситуации возникает потребность в разработке дополнительных организационных форм и стимулов к промышленному росту по интенсивному пути на инновационной основе: с одной стороны, расширить область стимулирования региональных администраторов к развитию промышленности, с другой — внедрить такие территориально-производственные струк-

ЗвдЩшаев Н.С., Попов А.Р., Попов Р.А.

_ПРИОРИТЕТЫ И МЕХАНИЗМЫ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ Б ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СТРОИТЕЛЬСТВА_

туры промышленного менеджмента, которые были бы экономически заинтересованы в инновационном развитии, эффективном промышленном росте.

Наверстывание отставания в технологии промышленного производства, совершенствование капитального строительства могут осуществляться лишь на базе инновационного развития, в реализации которого остается слабо задействованным фактор региональной, местной инициативы и организации. «Мнение о том, что региональные факторы могут влиять на инновационную способность предприятий, вызвало значительный интерес к изучению инноваций на региональном уровне. Региональные различия в уровнях инновационной активности могут быть существенными, и выявление основных характеристик и факторов, способствующих инновационной деятельности и развитию конкретных секторов на региональном уровне, может помочь пониманию инновационных процессов и быть полезным для выработки соответствующей политики» [3, с. 171]. Одним из резервов реализации региональной промышленной политики в области инновационного развития выступает создание интегрированных формирований в промышленном производстве территориально-отраслевой направленности как организационных центров технологического обновления, аккумуляторов научно-технических, профессионально-кадровых и материально-финансовых ресурсов территорий. Требует системной упорядоченности в региональном масштабе практика государственно-частного партнерства в промышленности и строительстве. Широкое использование в промышленном секторе технических новаций мирового уровня сдерживается по причине неразвитости системы международного сотрудничества в промышленном бизнесе, в активизации которого также могли бы найти свое место региональные и местные власти.

Происшедшая за последние два десятилетия диверсификация промышленности существенно понизила уровень отраслевого организующего начала. Возникновение крупных вертикально интегрированных структур в нефтегазовом секторе, черной и цветной металлургии, атомной промышленности демпфировало разрушительные процессы в техническом развитии. Однако в ряде подотраслей машиностроения, легкой и пищевой промышленности оказалось недостаточно региональной инициативы для обеспечения инновационного развития, произошло угасание предприятий, утрата технического интеллекта, производственных коллективов. Для преодоления такого сползания представляется целесообразным осуществление мер организационно-структурного и экономического переустройства промышленной сферы по линии территориально-производственной кластеризации. Создание крупных территориально-производственных кластеров позволит реализовать эффект масштаба в технологическом обновлении и эффективности промышленного производства, подобно тому как это случилось в названных выше вертикально интегрированных структурах. Аналогично тому, как произошло вертикально-отраслевое интегрирование промышленно-производственных комплексов, в кластеризации промышленности по экономико-географическому принципу необходимо применить как экономические, так и административные мотиваторы. В части экономических стимулов к кластеризации могут выступить региональные заказы на продукцию, а в административной части — налоговые каникулы и преференции по земельным участкам. На организационном этапе территориям придется повременить с получением доходов в бюджет. Интересы местных властей в отношении территориально-производственных кластеров ограничатся тру-дозанятостью населения и поступлениями в перспективе от налогов и сборов, а интересы менеджмента кластеров — обеспечением экономической эффективности производства, которая в сложившейся ситуации достижима лишь по пути инноваций. Это допускает к участию в наблюдательных советах таких кластеров представителей региональных и местных властей как одного из проявлений государственно-частного партнерства в конкретном деле. Такое представительство позволит на компенсационной основе учитывать в производственном предпринимательстве интересы территориальных образований и бизнеса. Соответственно более четкие формы приобретут и программы социально-экономического развития территорий, индикативные планы.

Наблюдаемые в последние годы некоторые сжатия в развитии промышленного сектора негативным образом отражаются на совершенствовании капитального строительства. Под действием перекосов в спросе на строительную продукцию, выражающихся в сосредоточении строительно-монтажного потенциала на жилищно-гражданской сфере, утрачиваются прежние

и не появляются новые технологии промышленного строительства; соответствующим образом это отражается на кадровой составляющей данной отрасли. Весьма заметны депрессивные процессы в гидротехническом строительстве, особенно мелиоративном. Сравнительно невелики объемы гидроэнергетического строительства. Активно развивающееся в настоящее время высотное жилищно-гражданское строительство зачастую сводится к сооружению однотипных шестнадцати-двадцатиэтажных зданий упрощенной конфигурации. Нередко возведение таких зданий осуществляется точечным образом без связи с существующими объектами, не сопровождается адекватным развитием коммуникаций. Местные архитекторы в решениях по застройке городских территорий нередко предают забвению принцип, согласно которому город начинается с улиц, а не с домов. В результате недальновидной градостроительной политики происшедшее в последнее время значительное расширение автомобильного парка привело к запиранию улиц, особенно в центральной части городов. Разрастание крупных городов вылилось в формирование полицентров, возникновение урбанизированных компактностей в пригородной зоне («немецкие деревни», «голландские деревни» и т. п.), что по-новому формулирует транспортную задачу, формирование инженерной инфраструктуры. Соответствующим образом это затрагивает вопросы обеспечения трудозанятости населения, дислокации мест приложения труда.

Можно ожидать, что принятые на высшем уровне решения по развитию Байкало-Амурской магистрали придадут новый импульс не только транспортному, но и промышленному строительству, позитивным образом скажутся на совершенствовании технологии строительного производства, качестве кадров данной отрасли. В этой связи представляется целесообразным создание вдоль БАМа двух-трех заводов объемно-блочного домостроения для выпуска блок-комнат с полной отделкой и их транспортировкой по железной дороге к местам монтажа. Опыт такого жилищного строительства имеется у краснодарского ДСК, силами которого в 1980-е гг. было построено несколько домов в городе Усть-Кут из блок-комнат, привезенных из Краснодара. В этом случае эффективно решаются проблемы обеспечения квалифицированными кадрами строителей, сезонности, обеспечивается высокое качество жилищно-гражданского строительства. Ведь под крышей завода ОБД можно собрать коллектив квалифицированных строителей разных профессий, а к местам возведения домов командировать лишь бригады монтажников. Подобным образом можно поступить и в отношении строительства гражданских и промышленных зданий, разработав несколько модулей с полной заводской готовностью, из которых набирать нужный объем применительно к конкретному объекту.

Применительно к малому предпринимательству в современной территориально-хозяйственной практике остается незадействованным широко используемый на Западе ресурс территориальных производственных кластеров, которые могли бы составить организационно-технологическую основу для упорядочения процессов развития данной формы хозяйствования исходя из интересов территорий.

К настоящему времени созрели условия для разработки Федеральной целевой программы развития и размещения производительных сил промышленности на 20 лет. В такой программе было бы целесообразным предусмотреть выделение моноотраслевых и полиотраслевых промышленных центров в форме региональных и межрегиональных (для групп областей) территориально-промышленных комплексов с возложением на них задач производства конкретных видов и объемов продукции в спектре целевого маркетинга.

В сложившейся политико-экономической ситуации представляется актуальной разработка региональных программ индустриального развития территорий, сориентированных на выпуск конкретной продукции и развитие кадрового потенциала страны. В ракурсе этой задачи следует определить применительно к каждому региону приоритетные сферы и территории промышленного освоения и развития; разработать для каждого такого территориально-производственного локалитета укрупненные технико-экономические обоснования (ТЭО) и варианты материально-финансового и кадрового обеспечения промышленности и строительства. Поскольку центральным вопросом инновационного развития является финансирование соответствующих проектов, постольку и решение этой задачи предпочтительно для крупных бизнес-структур в виде промышленно-строительных кластеров, построенных на принципах

ЗвдЩшаев Н.С., Попов А.Р., Попов Р.А.

ПРИОРИТЕТЫ И МЕХАНИЗМЫ РШЮ11ЛЛМЮЙ ПОЛИТИКИ Б ОБЛАСТИ ПРОМЫШЛЕННОСТИ И СТРОИТЕЛЬСТВА

государственно-частного партнерства.

В региональных программах определить меры организационно-финансовой поддержки интегрированных бизнес-формирований в промышленности и строительстве; предусмотреть льготы для тех крупных промышленных предприятий и строительных фирм, которые объединяют малые предприятия, создают филиалы в сельских поселениях и выступают ядром соответствующих территориально-производственных кластеров. Для организации промышленно-строительных кластеров в сельской местности может оказаться полезным создание их на базе групп сельских районов. Такие группировки имеют благоприятную экономическую перспективу в подготовке квалифицированных кадров массовых профессий. Поскольку администрации крупных городов слабо заинтересованы в том, чтобы находящиеся на их территории промышленные предприятия и крупные строительные фирмы создавали филиалы в сельских поселениях, постольку для этого требуются меры стимулирования регионального уровня.

Целям освоения выпуска сложной экспортно-ориентированной промышленной продукции, а также заключению крупных строительных контрактов могло бы служить создание межрегиональных промышленно-строительных кластеров [4].

Одной из форм развития предпринимательства в промышленной и строительной сфере может выступать организация специальных научно-производственных внедренческих кластеров на базе университетов в альянсе с крупными предприятиями и малыми бизнес-формированиями. Региональные органы власти должны вплотную заняться вопросами организации подготовки квалифицированных кадров промышленности, использовать для этого как собственные ресурсы, так и путем привлечения к этому представителей крупного и среднего бизнеса (в т. ч. и мерами введения платы за используемые трудовые ресурсы). Развитию промышленности и капитального строительства может служить создание силами муниципалитетов серии бизнес-инкубаторов, ориентированных на производственное предпринимательство [5-11]. Нуждается в пересмотре и система профессиональной ориентации учащихся общеобразовательных школ, особенно в части привития интереса к сложным рабочим профессиям.

Литература

1. Российский статистический ежегодник : стат. сб./Росстат. — М., 2013.

2. Россия-2013 : стат. справочник /Росстат. — М., 2013.

3. Зарецкий, А. Д. Промышленные технологии и инновации : учеб. пособие. — Краснодар : Просвещение-Юг, 2012.

4. Попов, Р. А. Экономика региона : теория, методология, методика : монография. — М. : Вузовская книга. 2012.

5. Попов, А. Р. Управление ресурсами курортно-рекреационной сферы : организация и финансирование. — М. : Вузовская книга, 2011.

6. Цветков, В. А., Зоидов, К. Х., Омарова, З. К. Совершенствование механизмов регулирования пространственного развития как важнейший вектор нового качества экономического роста территории //Региональные проблемы преобразования экономики. 2012. № 4. С. 6-16.

7. Зоидов, К. X Моделирование циклической динамики структурных изменений в экономике стран постсоветского пространства. Ч. I // Региональные проблемы преобразования экономики. 2013. № 4 (38). С. 326-341.

8. Зоидов, К. Х., Моргунов, Е. В., Биджамова, К. В. Особенности эволюции малого и среднего инновационного предпринимательства кризисной экономики в постсоветском пространстве. — М. : ЦЭМИ РАН, 2009.

9. Дохолян, С. В. Проблемы формирования и реализации промышленной политики депрессивного региона / С.В. Дохолян, В.З. Петросянц //Региональная экономика : теория и практика. 2010. № 10. С. 120 21.

10. Дохолян, С. В. Управление устойчивым развитием территориальных социально-экономических систем мезорегиона //Экономика и предпринимательство. 2011. № 6. С. 14021.

11. Дохолян, С. В. Теоретические аспекты осуществления структурных преобразований в промышленности / С.В. Дохолян, Р.К. Гаджиалиев //Региональные проблемы преобразования экономики. 2006. № 3 -4.

References:

1.Statistical Yearbook of articles. Sat /Rosstat. - M., 2013.

2. Russia 2013: stat. Directory /Rosstat. - M., 2013.

3. Zaretsky, AD Industrial Technology and Innovation: Proc. allowance. - Krasnodar: Education-South, 2012.

4. Popov, R. A. The region's economy: theory, methodology, methods: a monograph. - M.: The university book. 2012.

5. Popov, AR Resource Management resort and recreation areas: organization and funding. - M.: The university book in 2011.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Flowers, VA, Zoid, KH Omarova, ZK Improving regulatory mechanisms of spatial development as a major vector of a new quality of economic growth territory // Regional problems of economic transformation. 2012. № 4. C. 6-16.

7. Zoid, KH cyclical dynamics simulation of structural changes in the economies of the former Soviet Union. Part I //Regional problems of economic transformation. 2013. № 4 (38). S. 326-341.

8. Zoid, KH, Morgunov, EV, Bidzhamova, KV Features of evolution of small and medium-sized innovative business crisis economy in the post-Soviet space. - Moscow: CEMI RAS, 2009.

9. Dokholyan, SV Problems of formation and implementation of industrial policy depressed region / SV Dokholyan, VZ Petrosyants // Regional economy: theory and practice. 2010. № 10. C. 12-21.

10. Dokholyan, SV Management of sustainable development of territorial socio-economic systems mezore-giona //Economics and Entrepreneurship. 2011. № 6. S. 14-21.

11. Dokholyan, SV Theoretical aspects of the implementation of structural reforms in industry / SV Dokholyan, RK Gadzhialiev // Regional problems of economic transformation. 2006. № 3-4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.