ве модели технологического перевооружения производственных мощностей российской промышленности на новой технологической базе с учетом приоритетов сочетания производства и экспорта энерго-сырьевой продукции и высокотехнологичных товаров, концентрируя добавленную стоимость в группе прорывных проектов - с когнитивным - содержанием.
Литература:
1. Алексеевский В.С. Синергетика менеджмента устойчивого развития. - М.: ИД Манускрипт, 2006. - 246 с.
2. Логинов Е.Л. Геостратегические приоритеты развития России в условиях внешних и внутренних угроз // Финансы и кредит. 2008. № 18. С. 63-69.
3. Логинов Е.Л. Парадигма информатизации: критический бифуркационный порог развития мирового сообщества // Финансы и кредит. 2007. № 15. С. 71-75.
4. Логинов Е.Л., Шевченко И.В. Проблемы привлечения и использования иностранных инвестиций в условиях изменения структуры государственной власти России // Финансы и кредит. 2000. № 11. С. 126-129.
5. Логинов Е.Л., Шкрабляк А.С. Тенденции развития электронных финансовых транзакций и методов их контроля в глобальных телекоммуникационных сетях // Инженерная физика. 2009. № 9. С. 47-53.
6. Шумпетер Й. Теория социально-экономического развития. М.: Прогресс, 1982. - 356 с.
ПРИОРИТЕТЫ ФОРМИРОВАНИЯ НОВОГО ИНДУСТРИАЛЬНОГО КАРКАСА, СОЧЕТАЮЩЕГО В СЕБЕ ИНДУСТРИАЛЬНЫЕ И ПОСТИНДУСТРИАЛЬНЫЕ ТРЕНДЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Чиналиев В.У., к.э.н., соискатель ФГБОУ ВПО «Российский государственный гуманитарный университет»
В статье рассматриваются проблемы формирования нового индустриального каркаса, сочетающего в себе индустриальные и постиндустриальные тренды экономического развития для индустриализации национальной экономики на новой технологической базе.
Ключевые слова: управление, модернизация, сценарии, промышленность, инновации.
PRIORITIES FORM A NEW INDUSTRIAL FRAMEWORK, COMBINING INDUSTRIAL AND POST-INDUSTRIAL ECONOMIC TRENDS
Chanaliev V., Ph.D., the competitor of FGBOU Institution «Russian State Humanity University»
The article is devoted to the problems of the formation of a new industrial framework, combining industrial and post-industrial trends of economic development for the industrialization of the national economy on a new technological basis.
Keywords: management, modernization, scripts, industry, innovation.
Необходимость решения социально-экономических проблем нашей страны определила задачу выработать на государственном уровне меры, способствующие повышению конкурентоспособности российской промышленности. Важнейшими приоритетами этой политики являются задачи формирования эффективных механизмов осуществления модернизационных преобразований и создание на этой основе условий для проведения новой индустриализации российской экономики на новой технологической базе.
В условиях преодоления последствий глобального финансово-экономического кризиса и вступления России в ВТО, определяющих необходимость технологического перевооружения промышленности нашей страны, возможность формирования управленческого механизма, структурирующего организационно-экономические форматы научно-технической и производственно-технологической деятельности предприятий и организаций в направлении их соответствия государственным модернизационным приоритетам превратились в значимый фактор развития экономики нашей страны [1].
В связи с этим требуется трансформация государственных и корпоративных управленческих механизмов путем стратегического конфигурирования организационно-экономических мер, реализуемых государственными ведомствами в отношении научно-технической и производственно-технологической деятельности предприятий и организаций для их соответствия модернизационными приоритетам, определенным Президентом и Правительством Российской Федерации [2].
В этой ситуации исследование проблем и определение направлений новой индустриализации экономики России, в том числе создания системных основ эффективности функционирования в российской промышленности элементов национальной инновационной системы, необходимых для возможности выявлять и эффективно удовлетворять научно-технические и производственно-технологические потребности в деятельности промышленных предприятий, содействующих ускоренному использованию достижений науки и технологий представляет несомненный научный и практический интерес [3]. Необходимо повышение эффективности механизмов государственного регулирования и корпоративного
управления развитием российской промышленности для осуществления новой индустриализации национальной экономики на новой технологической базе как целенаправленной долговременной мо-дернизационной политики, то есть трансформации процессов активизации научно-технической и производственно-технологической деятельности из сегментно-этапных управленческих итераций с соответствующими организационными промежутками (паузами) в форму непрерывных высокодинамичных действий инновационного характера [4].
Сохранение энергетического крена грозит России превращением в мирового поставщика энергии, сырья и финансового капитала. Эту тенденцию может переломить только новая индустриализация страны - глубокие структурные сдвиги в пользу наукоемких, высокотехнологичных секторов промышленности [5].
Россия относится к странам с высоким, но неиспользованным потенциалом по привлечению иностранных инвестиций, что свидетельствует о необходимости скорейшего вовлечения национальной экономики в процесс интернационализации производства. Для реализации инвестиционного потенциала стран необходимо усиление привлекательности экономики прежде всего для прямых иностранных инвестиций (ПИИ) по таким направлениям, как: ускорение трансформации стран в развитую рыночную экономику, улучшение состояния условий инвестиционного климата, повышение качества факторов производства, проведение эффективной внешней инвестиционной политики [6].
В условиях - кризисного и посткризисного - обострения конкурентной борьбы на мировых рынках необходима трансформация организационно-экономических механизмов обеспечения инновационных аспектов развития российской промышленности для осуществления новой индустриализации экономики России через формирование нового индустриального каркаса, сочетающего в себе индустриальные и постиндустриальные тренды экономического развития. То есть необходимо достижение системных эффектов от совершенствования процессов научно-технической и производственно-технологической деятельности из сегментно-этапных управленческих итераций с соответствующими организационными промежутками (паузами) в форму непрерывных высокодинамич-
ных действий органов госуправления и корпораций в российской промышленности, направленных на придание модернизационным преобразованиям инновационного характера.
Такой синергизм, достигаемый в рамках формирования единого модернизационного подхода, по совокупному результату превышает сумму эффектов от применения тех же методов и организационных инструментов органами государственного и корпоративного управления по отдельности (рис.1).
Как видно из рисунка, использование единой информационной платформы позволяет синхронизировать процессы НИОКР, проектирования, производства и сервиса путем оптимизации взаимодействия между удаленными участниками научно-технической и производственно-технологической деятельности «упакованными» в инновационные кластеры в рамках научно-технических циклов и экономических союзов.
С учетом развития экономики России в диссертационном исследовании разработана экономическая модель новой индустриализации. Сущность предлагаемой модели заключается в том, что предусматривается на базе модернизации промышленности России формирование наукоемкого, высокотехнологического сектора промышленности с увеличением доли обрабатывающей промышленности и развитие энергосырьевого сектора, являющимся основным поставщиком доходов бюджета и формирования фонда, обеспечивающего безопасность российской экономики, и одним из поставщиков финансирования индустриализации. Предлагаемой моделью предусматривается формирование малых и средних промышленных предприятий на основе поддержки как со стороны государства, так и со стороны крупных промышленных компаний.
В диссертационном исследовании обоснованы направления работы, которые обеспечивают функционирование предлагаемой модели:
- обеспечение трудовыми ресурсами диверсификации структуры экономики России;
- моделирование банковской системы для новой индустриализации страны;
- формирование производственно-хозяйственных связей научных центров с производством;
- трансфер высоких технологий через покупку соответствующих активов с привлечением иностранных инвестиций;
- увеличение объемов заимствования.
Мировой опыт показывает, что выход из кризиса начинается с нарастающего освоения распространения потоков базовых инноваций. Однако для этого в российской экономике сложились крайне неблагоприятные условия.
Во-первых, в результате крупного сокращения производства и снижения его рентабельности, значительно уменьшается доля накоплений в национальном доходе. Стратегия выживания, борьба против падения жизненного уровня, социальные конфликты вызывают сокращение ресурсов.
Во-вторых, технологический переворот тормозит утяжеленная структура экономики, ее явная направленность в сторону развития сырьевого экспорта.
В-третьих, низкое финансирование науки по сравнению с развитыми странами ведет к ее деградации, сокращению научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок, а, следовательно к уменьшению выпуска новой высоко конкурентной промышленности.
В-четвертых, в связи с кризисом ухудшилась ситуация с привлечением иностранных инвестиций в инновационный сектор экономики. Длительное время экспорт углеводородов был поставщиком валюты и экономического благополучия, которым государство не воспользовалось для проведения обновления основных производственных фондов и внедрения инновационных технологий, диверсификации экономики, создания наукоемкой продукции с высокой добавленной стоимостью. Падение мировых цен на топливно-сырьевые товары, уменьшение объема экспорта нефти из-за сокращения ее добычи и разразившийся финансовый кризис усугубили в целом экономическую ситуацию.
Новая индустриализация должна быть построена на следующих основных принципах:
- сохранения рыночной экономики;
- сохранение форм собственности в промышленном секторе;
- усиление роли государства в процессе управления новой индустриализацией, на основе формирования госзаказа;
- усиление стратегического планирования, предусматривающе-
го инвестиции на более длительный срок (10-15 лет);
- усиление роли фундаментальной, прикладной и отраслевой науки;
- формирование производственно-хозяйственных связей на основе интеграции как внутренней, так и внешней, в том числе со странами СНГ;
- формирование производственных мощностей на основе модернизации существующих и создания новых на базе современных технологий и компетенций.
Реализация предложений предлагаемой промышленной политики по проведению новой индустриализации позволяет:
- изменить структуру российской экономики на основе структурного сдвига в пользу высокотехнологических, наукоемких секторов промышленности и увеличения доли обрабатывающей промышленности. В результате этого получится уменьшение доли энер-го-сырьевого сектора в доходах бюджета и снижена роль изменения цен на сырье;
- сформировать промышленный сектор экономики России, на основе передовых научно-технологических решений, обладающих конкурентоспособностью и позволяющих обеспечить выполнение импортозамещения и выход на зарубежные рынки;
- обеспечить существенное повышение занятости людей в промышленной сфере за счет формирования новых рабочих мест и производств на основе подготовки программ индустриального образования и подготовки рабочих кадров;
- сформировать систему малых промышленных предприятий по созданию конкретных инноваций на основе организации производственно-хозяйственных связей с крупными промышленными предприятиями;
- усовершенствовать систему финансирования и кредитования развития российских промышленных предприятий на основе увеличения сроков инвестиции (7-10 лет) и снижения процентных ставок по кредитам (4-5%);
- восстановить промышленные сектора экономики России, таких как легкая промышленность, обувная, спрос на продукцию которых имеет значительные объемы, что приведет к увеличению объемов налогов, поступающих в бюджет.
Потенциальные преимущества эффективных инновационных стратегий органов госуправления и корпораций, способствуют мо-дернизационной трансформации российской промышленности, поддерживают устойчивость макроэкономического развития, имеют значительные перспективы для формирования новой технической базы, опирающейся на традиционные и новые технологии.
При этом задача заключается в создании системных основ повышения уровня эффективности научно-технического и производственно-технологического развития российской промышленности. Для достижения этих целей важно строить работу на следующих ключевых направлениях:
- продолжение административной реформы в целях использования органами государственного управления для проведения модернизационных преобразований всех инструментов и ресурсов с целью концентрации общих усилий на инновационном характере новой индустриализации экономики России;
- формирование эффективного механизма активного перераспределения финансовых ресурсов, полученных из различных источников, в инновационно-индустриальную сферу, способствующего завоеванию предприятиями российской промышленности конкурентного лидерства в мировой экономике;
- синхронизация функционального содержания и процессов реализации отраслевых, территориальных и корпоративных инновационных программ для ускорения фундаментальных и прикладных исследований, опытно-конструкторских и технологических разработок, патентования результатов, производства и реализации наукоемкой высоко прибыльной продукции нового поколения в мировой экономике;
- изменение стратеги и тактики инновационного ускорения социально-экономического развития на базе модернизации промышленности путем комплексного сочетания организационно-экономических мероприятий, формирования качественно новых архитектурных инфраструктурных решений в сфере информационных систем, организационных структур и бизнес-процессов организации научно-технической и производственно-технологической деятельности на основе грид-сервисов и облачных вычислений;
- формирование многомерного виртуально-управленческого пространства на основе высокоскоростных сетей передачи дан-
Рис.1. Схема структуры организационного взаимодействия при осуществлении научно-технической и производственно-технологической деятельности в рамках единой информационной платформы
ных и сервисов облачных вычислений в рамках единой информационной платформы, позволяющих каждому участнику кооперационных действий государственных ведомств и корпораций в экономике иметь точные данные об объектах своего функционального интереса и доступ к ранее недоступным информационным ресурсам и вычислительным сервисам.
С усилением степени интеграции в мировую экономику и вступления России в ВТО возрастание количества экономических проблем и конкурентных угроз требует осуществления синхронизированных инновационных бизнес-транзакций на основе выработки и реализации организационно-экономических мероприятий и поддержания эффективного взаимодействия (на основе устраивающих отечественных производителей бизнес-моделях) между российскими и зарубежными инновационными компаниями, встраивания в мировые научно-технические циклы и технологические цепочки.
В ходе новой индустриализации для формирования новых производств с опорой как на отработанные технологии, так и на инновации как, своего рода, ядер экономического и технологического роста в условиях глобализационной трансформации российской экономики, важным фактором становится формирование инновационно-структурированного внутреннего спроса на наукоемкую промышленную продукцию с целью достижения более высокого уровня эффективности национального хозяйства России и перехода от преимущественно бюджетного (или тарифного) финансирования инноваций к преимущественно коммерческим источникам их текущего финансирования и инвестирования.
В этих условиях структура формирования организационно-экономического механизма решения ключевых задач и проблем социально-экономического развития нашей страны должна быть ориентирована на формирование высокоэффективной системы управления на основе перехода от «стратегии научного обслуживания» к «стратегии научно-производственной конвергенции».
Литература:
1. Абалкин Л. Логика экономического роста. - М.: Институт экономики РАН, 2002. - С. 174.
2. Агеев А., Логинов Е. «New Deal - 2008 — «новая сдача». Блудные ученики Франклина Рузвельта» // Экономические стратегии, 2009, №2. С.30-36.
3. Логинов Е.Л. Геостратегические приоритеты развития России в условиях внешних и внутренних угроз // Финансы и кредит. 2008. № 18. С. 63-69.
4. Логинов Е.Л. Парадигма информатизации: критический бифуркационный порог развития мирового сообщества // Финансы и кредит. 2007. № 15. С. 71-75.
5. Логинов Е.Л., Шевченко И.В. Инвестиционная доминанта трансформации российской экономики: проблемы влияния иностранных инвестиций // Финансы и кредит. 2002. № 13. С. 10-16.
6. Шерер Ф., Росс Д. Структура отраслевых рынков. - М.: ИНФРА-М, 1997. С. 165.