Научная статья на тему 'Приоритеты экологического образования и условия ее реализации в начальных классах'

Приоритеты экологического образования и условия ее реализации в начальных классах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1098
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
KANT
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ / ECOLOGICAL EDUCATION AT ELEMENTARY SCHOOL / ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ECOLOGICAL CULTURE / ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ECOLOGICAL EDUCATION / ФГОС / FGOS / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / EDUCATIONAL ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Насибуллина Эльмира Раильевна

В настоящей статье автором определены приоритеты экологического образования и условия ее реализации в начальных классах. В статье выявлен ряд задач в области экологического образования младших школьников, обеспечивающих формирование основ экологической культуры на ступени начального общего образования и направления деятельности по её формированию. Обозначены экологический и личностный векторы современного образования в начальных классах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Priorities of environmental education and conditions for its implementation in primary school

In the present article the author has defined priorities of ecological education and a condition of her realization in initial classes. In article a number of tasks in the field of ecological education of the younger school students providing formation of bases of ecological culture at a step of the primary general education and activity on her formation is revealed. Ecological and personal vectors of modern education in initial classes are designated.

Текст научной работы на тему «Приоритеты экологического образования и условия ее реализации в начальных классах»

PRIORITIES OF ENVIRONMENTAL EDUCATION AND CONDITIONS FOR ITS IMPLEMENTATION IN PRIMARY SCHOOL

NasibuUina Elmira Railevna, Postgraduate student, Bashkiria State University, Ufa, Republic Of Bashkortostan

in the present article the author has defined priorities of ecological education and a condition of her realization in initial classes, in article a number of tasks in the field of ecological education of the younger school students providing formation of bases of ecological culture at a step of the primary general education and activity on her formation is revealed. Ecological and personal vectors of modern education in initial classes are designated.

Keywords: ecological education at elementary school; ecological culture; ecological education; FGOS; the educational environment.

ПРИОРИТЕТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ УД К 3 71 И УСЛОВИЯ ЕЕ РЕАЛИЗАЦИИ В НА ЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ ВАК РФ 13.00.01

В настоящей статье автором определены приоритеты экологического обра- © Насибуллина Э.Р., 2018 зования и условия ее реализации в начальных классах. В статье выявлен ряд задач в области экологического образования младших школьников, обеспечивающих формирование основ экологической культуры на ступени начального общего образования и направления деятельности по её формированию. Обозначены экологический и личностный векторы современного образования в начальных классах.

Ключевые слова: экологическое образование в начальной школе; экологическая культура; экологическое воспитание; ФГОС; образовательная среда.

Одним из аксиологических элементов культуры современного человека является его отношение к природе, осознание ее как величайшей ценности, данной нам изначально. Долгое время человек был только потребителем природных ресурсов, всё более и более разрушая связи и баланс в природе.

В настоящее время общество пришло к осознанию, что дальнейшее его существование во многом зависит от того, сможет ли оно сохранить природное окружение хотя бы на уровне современного его состояния. Отсюда вытекает необходимость экологического образования и просвещения.

Традиционно под экологическим образованием понимается процесс обучения и воспитания человека в области его взаимоотношений с окружающей природной средой. Безусловно, этот процесс должен начинаться в дошкольном детстве, когда закладываются основы личностного развития ребёнка.

На этапе обучения в начальной школе эти умения совершенствуются. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, среди которых любознательность, активность и заинтересованность в познании мира. Как известно, ФГОС НОО предусматривает достижение выпускником начальных классов личностных, мета предметных и предметных образовательных результатов. Среди требований к личностным результатам освоения основной образовательной программы начального звена общего образования, с точки зрения решения задач экологического образования младших школьников, обращает на себя внимание требование, направленное на формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Кроме того, ФГОС НОО обязывает организации начального звена общего образования разрабатывать и реализовывать Программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни, что, в сравнении с ранее действующим

НАСИБУЛЛИНА Эльмира Раильевна, аспирант, Башкирский государственный университет, Уфа, Республика Башкортостан

ЪС

ил

ъс о ш

<

С1 ш

*

по

стандартом, является новшеством и свидетельствует о признании государством приоритетности экологического образования в начальной школе. Программа должна обеспечивать решение ряда задач в области экологического образования младших школьников[1]:

- формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды;

- формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе;

- формирование безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях.

Программа формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни должна содержать цель, задачи и результаты деятельности,обеспечивающей формирование основ экологической культуры на ступени начального звена общего образования; направления деятельности по её формированию, отражающие специфику образовательного учреждения, запросы участников образовательного процесса; модели организации работы, виды деятельности и формы занятий с обучающимися по формированию экологически целесообразного, здорового и безопасного уклада школьной жизни, поведения; критерии, показатели эффективности деятельности образовательного учреждения в части формирования экологической культуры обучающихся; методику и инструментарий мониторинга достижения планируемых результатов по формированию экологической культуры обучающихся [2].

Предъявляемые стандартом требования отражены в образовательных программах по курсу "Окружающий мир" в основных современных учебно-методических комплектах. В общем виде цель курса определяется следующим образом - социальное, историческое, естественнонаучное образование младших школьников. В связи с этим, в программах по "Окружающему миру" можно выделить три основных содержательных блока: "Человек и Общество", "Человек и Природа" и "Безопасность в области взаимодействия с природой и обществом" [3].

Образовательную среду мы определяем как психолого-педагогическую реальность, отражающую специально организованные условия для формирования личности, а также возможности для развития, включенные в социальное

и пространственно-предметное окружение, психологической сущностью которой является совокупность деятельностно-коммуника-тивных актов и взаимоотношений участников учебно-воспитательного процесса.

Формирующие эффекты образовательной среды, актуальные для младшего школьного возраста, мы связываем с изменениями в личностной сфере ребенка, сенсибилизированным ознакомлением с более обширным кругом объектов и явлений, с действиями обобщающего характера. Приобретаемые в начальной школе основы "умения учиться", установление связи между рефлексивными актами в ходе деятельности и повышением её результативности, задаваемые школьными правилами поведения приёмы организации деятельности - всё это можно рассматривать как элементы метадеятельности. Что касается образовательной среды, то она обеспечивает социокультурную абилитацию младшего школьника в формах продуктивного деятельного взаимодействия со взрослым. Следовательно, можно предположить, что освоение образовательной среды есть модель освоения жизненной среды и одновременно с этим элемент метадеятельности. А организация образовательной среды в этом смысле выступает способом формирования метапредметных умений.

При этом специфика образовательной среды начальной школы нам видится в особой роли личности педагога. С одной стороны, особенностями когнитивной и эмоционально-волевой сферы младшего школьника, обусловлена его потребность в образце для подражания, личном примере взрослого. Авторитет учителя для ребенка в этом возрасте велик как никогда. С другой стороны, авторитарно и императивно предъявляемые эталоны, нормы, регулятивы закладывают основы так называемой "выученной беспомощности". Кроме того, ориентация на воспроизведение по образцу противоречит сущности средового подхода, предназначенного для интеграции личностных структур. Чтобы снять это противоречие, очевидно, учителю следует выстраивать взаимодействие сучащимися по преимуществу как фасилитирующее сопровождение самоактуализации, дополняя его эффектом "играющего тренера"[4].

Организация образовательной среды не просто призвана служить выделению внешнего и внутреннего содержания образования, внешнего и внутреннего образовательного продукта, но имеет потенциал технологии,

особенно органично подходящей начальному экологическому образованию. Как нам кажется, в начальной школе востребовано такое экологическое образование, которое не было бы лишь адаптированным переложением средо-ориентированного обучения, реализуемым на соответствующем содержании, формальным синтезом представлений об образовательной среде и экологических представлений об окружающей среде, экопсихологических представлений о жизненной среде человека.

Выделенные нами особенности средового подхода мы полагаем экстраполировать на технологию его реализации [5]. Так, из предлагаемых в педагогической литературе определений среды нам представляется наиболее взвешенным подход, тяготеющий к естественнонаучному, с которым коррелирует представление о школе как об открытой, динамичной, самоорганизующейся системе. Отсюда вытекает наше понимание процессуального компонента эколого-образовательной среды как деятельностного поля, основывающегося на тесном взаимодействии детей, осваивающих социоприродное пространство, с местным социумом, с теми взрослыми, кто формирует это пространство и демонстрирует примеры как порождения, так и разрешения социально-экологических проблем[6].

Формировать новую личность с эко-ориен-тированным мировоззрением невозможно лишь образовательными мероприятиями. Кроме образования и воспитания экологизация должна, по нашему мнению, коснуться и процесса социализации. Чтобы ребенок безболезненно вошёл во взрослую жизнь, нужно развивать те качества, которые необходимы ему для выживания в изменяющемся социуме. Одна из особенностей средового подхода, в этом смысле, заключается в том, что он объединяет рассмотрение всех важнейших процессов, происходящих с растущим человеком в широкой системе социальных отношений: взросление, адаптация, социализация, инкуль-турация, воспитание, образование, разви-тие[7]. Следовательно, обсуждаемую технологию отличает необходимость учитывать механизмы образования, воспитания, социализации и отвечать целям устойчивого развития.

Имеющиеся в современной экологии и ин-вайронментальной социологии довольно стройные представления о принципах функционирования биосоциальных систем целесообразно перенести в реальность эколого-пе-дагогического процесса. Как компонент

содержания образования они дадут учащимся понимание того, что взаимодействия "я - образовательная среда", "я - жизненная среда" подчиняются тем же принципам. А привнесение этих принципов в личный опыт средового функционирования способно, на наш взгляд, мотивировать учащихся к экологически сообразному поведению и деятельности.

Экологический и личностный векторы современного образования, на наш взгляд, пересекаются в точке осознания необходимости создавать благоприятную среду для развития ребенка, отвечающую требованию природосо-образности и экологической состоятельности в широком ее понимании. Мы полагаем, что технология средового подхода должна включать компоненты, не только поддерживающие содержание начального экологического образования, но и позволяющие в сфере начального образования решать задачи социальной экологии, экологии человека постольку, поскольку возможности в решении этих задач являются сущностной характеристикой средового подхода, как это было показано ранее [8]. То есть важнейшими свойствами образовательной среды в начальной школе должны быть психологическая и экологическая (при-родосообразная) комфортность, педагогическое сопровождение средовой и субъектной идентификации ребёнка по отношению к среде жизни.

Технологический компонент эколого-об-разовательной среды предполагает большое разнообразие и сенситивность к инновациям. Это может быть достигнуто за счет применения интерактивных педагогических технологий, системы проектной деятельности социальноэкологического и антропоэкологи-ческого содержания, системы эколого-педа-гогических ситуаций-дилемм и деловых, имитационных игр. Все эти виды активности нацелены на формирование компетенции выбора собственной позиции в неоднозначных с точки зрения экологической этики обстоятельствах, на мотивацию к осуществлению деятельности, следующей за выбором и соответствующей выбранной позиции. Они побуждают перенести опыт функционирования в корректной "среде для меня" в практику повседневной жизни, в сообщение с локальным внешкольным социальным окружением.

Большое значение в проектировании, функционировании и развитии эколого-об-разовательной среды имеет идейно-ценностная общность педагогического коллектива,

ьс £

UJ S ъс о

LU

< а

LU

112

позволяющая создавать эффективные модели образовательной среды. Но не менее значима роль личности отдельного педагога, его профессионально-педагогического кредо, мировоззренческой позиции, социальной активности, степени экологической культуры.

Резюмируя сказанное выше, следует отметить, что решение задач экологического образования младших школьников остаётся одним из актуальных направлений образовательного процесса в начальной школе. Наличие разнообразных подходов к его организации предоставляет учителю возможность выбора той или иной программы, которая в большей степени будет учитывать конкретные условия, в которых происходит процесс развития личности младшего школьника.

Таким образом, мы полагаем, что использование средового подхода в эколого-педаго-гическом процессе начальной школы представляется перспективным для дальнейшей методической разработки и пополнения профессионального инструментария современного учителя начальных классов.

Литература:

1. Базулина И. В. Развитие экологической культуры младших школьников на занятиях под откры-

тым небом // Начальная школа. - 2005. - № 12. - С. 33-35.

2. Беневольская Н. А. Экологическое воспитание младших школьников на уроках изобразительного искусства // Начальная школа. - 2009. - № 2. -С. 51-55.

3. Бурова Л. И. Экологическая практика учащихся начальной школы: организация и содержание // Начальная школа. - 2009. - № 1. - С. 57-60.

4. Макаренко А.С. Воспитание гражданина. - М. : Просвещение, 1988. - С. 58.

5. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М. : Смысл, 2001. -С. 35.

6. Пашковская И.Н., Королева Н.И. Разработка и внедрение инновационных образовательных технологий в образовательный процесс при введении в действие новых ФГОС ВПО СПб. Государственный университет сервиса и экономики. -2011.-С. 58.

7. Панова В. А. Натуралистический и экосистем-ный подходы в экологическом образовании младших школьников // Вестник Таганрогского государственного педагогического института. - ТГПИ. -2010,-№2.-С. 307-312.

8. Семенова Л. П. Формирование экологических знаний в научно-исследовательской работе учащихся // Проблемы экологии, экологического образования и просвещения в Челябинской области: тезисы докл. VI Региональной научно-практической конф. (Челябинск, 18-19 апр. 2002 г.). -Челябинск, 2002.-С. 51.

SOLVING PEDAGOGICAL TASKS AS A MEAN OF PROFESSIONAL FORMATION OF THE FUTURE TEACHER Naumenko Natalia Mikhailovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Pedagogy and Sociology

Shavrygina Olga Sergeevna, PhD of Pedagogical sciences. Associate Professor, Department of Pedagogy and Sociology

Yakusheva Galina Ivanovna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Chemistry and Methods of Teaching Chemistry

Orenburg State Pedagogical University, Orenburg

The article substantiates the necessity of solving pedagogical problems as a mean of becoming a future teacher in the process of his professional training; a comparative analysis of the phenomena "pedagogical situation" and "pedagogical problem "is carried out; an algorithm for analyzing the pedagogical situation and solving the pedagogical problem is given; the stages of readiness of the future teacher for being able to solve of pedagogical problems are described.

Keywords: activity approach; educative situation; pedagogical situation; pedagogical task; readiness of the future teacher to solve pedagogical problems.

РЕШЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ЗАДА Ч КАК СРЕДСТВО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БУДУЩЕГО

УЧИТЕЛЯ

В статье обоснована необходимость решения педагогических задач как средства становления будущего учителя в процессе его профессиональной подготовки; проведен сравнительный анализ феноменов "педагогическая ситуация" и "педагогическая задача"; предложен алгоритм анализа педагогической ситуации и решения педагогической задачи; описаны этапы формирования готовности будущего учителя к решению педагогических задач.

УДК 373.001 ВАК РФ 13.00.08

© Науменко Н.М., 2018 ©Шаврыгина О.С., 2018 ©Якушева Г.И., 2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.