ПРИОРИТЕТНЫЕ РУБЕЖИ ИНТЕГРАЦИИ РОССИИ И КАЗАХСТАНА В 1991-2010 ГГ.
В.М. Козьменко
Кафедра истории России Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В статье на конкретных примерах освещаются двусторонние связи Российской Федерации и Республики Казахстан в области международных отношений, политики, экономики. Особо подчеркивается, что эти отношения могут быть рассмотрены в качестве эффективной модели становления и дальнейшего совершенствования взаимовыгодных отношений в Содружестве Независимых Государств.
Ключевые слова: Байконур, интеграция, отношения, политика, экономика, партнерство, сотрудничество.
Прошло около 20 лет с того времени, как Россия и Казахстан стали самостоятельными участниками международных отношений. Исходя из исторического и геополитического положения Российская Федерация является важным стратегическим партнером Республики Казахстан. В этой связи Президент Н.А. Назарбаев подчеркивал, что «Россия была и остается крупнейшей и пока наиболее мощной страной, и именно ее выбор будет определять стабильность в мире и в Евразии в особенности» (1). Это мнение известного политика лишний раз убеждает нас в том, что российский вектор является одним из приоритетных во внешнеполитической стратегии Казахстана. В свою очередь, Казахстан имеет для Российской Федерации стратегическое значение, так как он является фактическим лидером в Центральной Азии, обладает мощным сырьевым потенциалом, Каспием и комплексом Байконур. В Казахстане проживает более чем четырехмиллионная русская диаспора.
Но и Россия, в свою очередь, нужна Казахстану: она способствует участию республики на мировых рынках с использованием транспортно-коммуникационных артерий; занимает особую роль в организации стабильности и безопасности, формировании внешнеполитической надежности; имеет весьма солидную экономику и т.д. Кроме этого, величайшее значение имеют исторические связи двух государств, гуманитарное и культурное сотрудничество.
Последовательный интеграционный процесс развития Республики Казахстан и Российской Федерации на постсоветском пространстве на основе многовековой исторической традиции взаимоотношений можно рассматри-
вать в качестве модели современного становления равноправных и взаимовыгодных отношений между ними в условиях Содружества Независимых Государств. В этой связи необходимо отметить, что после распада СССР российско-казахстанские отношения в своем развитии прошли несколько этапов: выстраивание правовых отношений, формирование новой модели межгосударственного многоформатного сотрудничества в выстраивании приоритетных направлений интеграции в торгово-экономической, научно-технической, гуманитарной и культурной областях, реализации на практике стратегического партнерства двух соседних государств.
Первый этап начался сразу после образования Содружества Независимых Государств. В этот период началось развитие и договорно-правовое оформление международных отношений между новыми государствами на постсоветском пространстве, определение их международного статуса и т. д. В этой связи, как известно, многие страны отдавали приоритет форсированию процесса своего признания как субъекта международного права европейскими ведущими государствами. В этой связи характер российско-казахстанских отношений как двух наиболее крупных государств бывшего СССР несколько выбивался из общего процесса. Активизация казахстанско-российского диалога шла наряду с детализацией плана выстраивания отношений с зарубежными мировыми державами.
И здесь инициатором многих форм сотрудничества России и Казахстана, закрепленных международными договорами, вновь стал Президент Казахстана Н. А. Назарбаев, о чем нам всем хорошо известно.
Так, например, первые официальные документы на двусторонней основе были подписаны руководством Казахстана именно с Российской Федерацией. Еще 25 мая 1992 г. президенты Казахстана и России Н.А. Назарбаев и Б.Н. Ельцин подписали основополагающий документ, который явился базой для дальнейшего развития двусторонних взаимоотношений двух стран - Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Казахстан и Российской Федерацией. Особенно большая роль России в получении Республикой Казахстан статуса безъядерного государства, конкретным подтверждением чего служит Соглашение о стратегических ядерных силах, временно расположенных на территории современного Казахстана, где особо подчеркивается, что «Республика Казахстан гарантирует и обеспечивает право Российской Федерации на функции управления, эксплуатации, обеспечения ядерной безопасности и материально-технического оснащения СЯС, временно расположенных на территории Республики Казахстан» (2). Этим актом Казахстан практически полностью передал ответственность за сохранность и использование ядерного оружия Российской Федерации.
Большое значение имеет тот факт, что 23 мая 1992 г. в Лиссабоне представители пяти государств, в частности Россия и Казахстан, подписали протокол, который содержал обязательства Казахстана присоединиться к Договору о нераспространении ядерного оружия в числе стран, не обладающих
ядерным оружием. Позднее, в декабре 1994 г. на саммите Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) в Будапеште был подписан Меморандум о гарантиях безопасности в связи с присоединением Республики Казахстан к Договору о нераспространении ядерного оружия. Одним из государств, первым подписавшим меморандум, была Российская Федерация.
В то же время сотрудничество России с Казахстаном вызвало неоднозначное значение в мировом сообществе и столкнулось с серьезным испытанием на прочность. В этой связи надо отдать должное политической дальновидности и выдержке казахстанского руководства, которое, несмотря ни на что, продолжало проводить политику, направленную на сохранение тесных и дружественных отношений, на интеграцию с Россией. По мнению Н. А. Назарбаева, «все эти годы, что бы ни говорили отдельные политики, какие бы сложности ни возникали в наших отношениях, Казахстан ни разу, нигде не предавал Россию, не высказывал негативного к ней отношения. И в мировой политике, и внутри СНГ всегда поддерживал Россию как настоящий союзник. Казахстану и сейчас, и в будущем необходима дружба с Россией. Самой историей, самой природой нам предназначено быть стратегическими союзниками. Нельзя забывать о том, что в иные годы наши народы жили вместе. Полагаю, что и Россия будет в дальнейшем исходить из того, что Казахстан должен оставаться ее близким соседом и союзником» (3).
Особо значимую роль в такой обстановке сыграл первый государственный визит Президента Казахстана в Российскую Федерацию в марте 1994 г., в ходе которого было подписано 23 документа, среди которых следует отметить. Договор о дальнейшем углублении экономического сотрудничества и интеграции, Соглашение об основных принципах и условиях использования космодрома Байконур и многие другие (4). Именно поэтому первый официальный визит в Российскую Федерацию официальной делегации Республики Казахстан имел большое политическое значение.
В начале июля 1998 г. главы РК и РФ подписали масштабный по своей значимости документ - Декларацию о вечной дружбе и сотрудничестве, ориентированный на перспективу. Данный документ представляет большую историческую ценность и практическую значимость для укрепления и дальнейшего развития двусторонних российско-казахстанских отношений. Этим самым лидеры России и Казахстана подтвердили, что оба государства являются партнерами и союзниками, связанными узами вечной дружбы. Декларация о вечной дружбе и союзничестве между Россией и Казахстаном явилась конкретной программой интеграции двух государств, которая динамично воплощается уже многие годы. Об этом в настоящее время свидетельствуют утвердившиеся принципы партнерства, которые пронизывают весь спектр их российско-казахстанских отношений, высокая степень политического доверия, масштабы экономического, военного, гуманитарного, культурного, научно-технического сотрудничества и других направлений партнерства.
Новый этап в развитии этих отношений связан с избранием В.В. Путина Президентом Российской Федерации. В это время об особом характере отношений между лидерами России и Казахстана свидетельствует факт активного участия в инаугурации Президента России Н.А. Назарбаева 12 января 2006 г. Кроме этого высокий уровень многих направлений сотрудничества двух стран характеризуют регулярные контакты их руководителей. Так, например, только в одном 2006 г. Н.А.Назарбаев и В.В. Путин встречались тринадцать раз, то есть личные встречи двух лидеров проходили практически ежемесячно. Этот факт свидетельствует о том, что руководители двух государств испытывают постоянную необходимость все важнейшие задачи обсуждать, как говорится, при закрытых дверях, быстро и эффективно решать различного рода проблемы, касающиеся взаимоотношений соседних государств. В результате было заключено более 20 межгосударственных, межправительственных и межотраслевых соглашений, направленных на активизацию интеграции России и Казахстана.
Таким образом, Россия и Казахстан в силу объективных и субъективных причин до сих пор остаются «взаимоувязанными» государствами, что во многом определяет динамику развития двусторонних отношений между ними. По многим направлениям взаимосвязь интересов Казахстана в России и России в Казахстане является уникальной и не имеет аналогов на всем постсоветском пространстве. Все это свидетельствует о том, что российско-казахстанские связи являются наиболее успешной моделью эффективного сотрудничества. Эти страны не только сохранили историческую общность и вековые связи, но и научились строить взаимоотношения на принципах равноправия и взаимовыгодного партнерства в новых исторических условиях. Ежедневная практика свидетельствует, что оба государства кровно заинтересованы в дальнейшем углублении партнерства между ними.
Известно, что Казахстан считает Российскую Федерацию своим главным внешним партнером в социально-экономическом развитии. Об этом подчеркивается в Послании Главы государства: «Казахстанско-российские отношения находятся на высоком уровне доверия и стратегического партнерства, а сотрудничество с Россией выступает важнейшим приоритетом внешней политики Казахстана» (5).
Основу этих отношений составляет экономическое сотрудничество, которое особо интенсивно развивается, как уже отмечалось, в последнее время. В этой связи одной из наиболее важных областей российско-казахстанских отношений является торговля. В результате Российская Федерация занимает первое место в пятерке основных торговых партнеров Казахстана. На ее долю приходится 24,7% от общего объема товарооборота страны, 75% от товарооборота со странами СНГ, а в рамках ЕврАзЭС она достигает 90%. Казахстан в свою очередь входит в десятку основных внешнеторговых партнеров России. По официальным данным, товарооборот между РК и РФ достиг в настоящее время рекордной отметки около 20 млрд долл. США (6).
Активно развивается сотрудничество в топливно-энергетическом секторе, где осуществляется успешная реализация ряда крупных двусторонних проектов по освоению новых нефтеносных районов на шельфе Каспия, других месторождений, в которых имеется обоюдный интерес двух государств. Примером является создание в Оренбурге совместного российско-казахстанского газоперерабатывающего предприятия. В результате Казахстан и Россия как крупнейшие производители голубого топлива на мировом рынке являются в настоящее время эффективными партнерами по добыче и переработке карачаганакского газа.
Эффективное развитие получило сотрудничество двух стран по исследованию и использованию космоса. Подписанное Соглашение между Российской Федерацией и Республикой Казахстан о развитии сотрудничества по использованию комплекса Байконур создало благоприятные предпосылки для успешной реализации российской и казахстанской космических программ. Особенно успешно выполняется Программа приграничного сотрудничества. В этом отношении приграничные регионы России и Казахстана являются генераторами экономической интеграции. На приграничную торговлю приходится до 70% товарооборота между двумя государствами. Из 87 регионов России 74 имеют экономические связи с Республикой Казахстан (7).
Продолжает успешно развиваться инвестиционное сотрудничество. В настоящее время в Казахстане зарегистрировано около 1 000 предприятий с участием российского капитала. Наиболее крупными проектами являются сборочное производство автомобилей «Нива» в Усть-Каменогорске, СП на базе Алтайского и Павлодарского тракторных заводов, консорциум «Казахстан-КамАЗ» по сборке большегрузов в Казахстане и многое другое.
В этой связи особую роль играет Евразийский банк развития, который за короткое время стал по праву региональным инвестором, таким как, например, Европейский банк реконструкции и развития или Азиатский банк развития. Особо перспективным является сотрудничество двух государств по реализации транзитно-транспортного потенциала, согласование тарифов в двустороннем транспортном сообщении и т.д.
Кроме того, Россия и Казахстан являются основой региональной экономической интеграции и активно сотрудничают во многих межгосударственных объединениях - Евразийском экономическом сообществе - ЕврАзЭС, Шанхайской организации сотрудничества - ШОС и др. Интеграционный потенциал наших двух стран в настоящее время задействован в формировании единого экономического пространства стран СНГ-ЕЭП, куда уже приняты Украина, Беларусь, Киргизия и др. Соседство России и Казахстана с территориями, обладающими высоким конфликтным и террористическим потенциалом, становится консолидирующей основой двустороннего взаимодействия по укреплению стабильности на евразийском пространстве, противодействию новым угрозам национальной, региональной и международной безо-
пасности. К ним относятся международный терроризм и экстремизм, организованная транснациональная преступность с незаконным оборотом наркотиков и оружия, нелегальной миграцией и т. д. В этой связи Российская Федерация и Республика Казахстан координируют свои действия с соответствующими структурами ШОС и Организации Договора о коллективной безопасности - ОДКБ с тем, чтобы поднять роль этих важных организаций в международных отношениях.
Следующим направлением успешно развивающихся интеграционных связей является активное сотрудничество в культурно-гуманитарной области. В настоящее время в вузах Российской Федерации обучается 16,5 тыс. казахстанской молодежи. Кроме этого, в Астане более десяти лет работает филиал МГУ им. М.В.Ломоносова.
Примечательно, что как Россия, так и Казахстан уделяют постоянное внимание вопросам соблюдения прав этнических россиян, проживающих в Казахстане, и казахов, проживающих на территории России, максимально полному удовлетворению их культурных и образовательных потребностей. В этой связи Н. А. Назарбаев, характеризуя культурно-гуманитарное сотрудничество, особо подчеркнул, что «Совместные мероприятия в сфере культуры способствуют упрочению традиционных гуманитарных связей между нашими народами, открывают новые возможности для изучения духовного наследия и в целом обогащают многообразную палитру российско-казахстанских отношений. Духовная часть не должна отставать от экономики, от других вопросов, которые мы решаем» (8). И с этим мнением Президента Казахстана нельзя не согласиться.
Знаковыми событиями являются ежегодно проводимые открытия Года России в Казахстане и Казахстана в России, в рамках которых довольно много интересных и полезных мероприятий. В частности, были открыты памятники Абаю в Москве и Пушкину в Астане.
Активное сотрудничество Российской Федерации и Республики Казахстан играет особо важную роль в решении не только проблем сугубо двустороннего характера, но и многих региональных, глобальных вопросов, поскольку оба государства заинтересованы в развитии интеграционных процессов на постсоветском пространстве, последовательно выступают за сохранение, укрепление и развитие Содружества Независимых Государств, Евразийского экономического сообщества, единого экономического и таможенного пространства. Россия и Казахстан, как неотъемлемая часть азиатского мира, могут стать опорой формирующегося многополярного мира, демонстрируя новое качество внешней политики. Оба государства становятся все более влиятельными геополитическими игроками, перейдя от реагирующей к активной модели внешней политики и национальной безопасности.
Стремясь к реализации этих задач Россия, и Казахстан в настоящее время продолжают укреплять сотрудничество как в двустороннем, так и в многостороннем формате. И здесь особое значение приобретает их взаимодей-
ствие в СНГ, ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС и в Прикаспийском регионе. Владея значительными запасами природных ресурсов, оба государства выступают одновременно в роли поставщиков и транзитеров углеводородов на мировые рынки. Учитывая это, Казахстан и Россия в настоящее время имеют возможность выйти на более высокий уровень сотрудничества в совместном освоении месторождений углеводородов на территории России и на Каспии; совместной модернизации нефтегазовой инфраструктуры и обмена активами в нефтегазовой отрасли; объединении усилий в сфере диверсификации маршрутов транспортировки углеводородов на мировые рынки и т.д.
Особо актуальными являются в настоящее время совместные российско-казахстанские проекты в сфере мирного освоения атома. Объединение потенциала в этой области может превратить российско-казахстанский союз в мощнейший фактор обеспечения мирового энергетического баланса. В этой связи Россию и Казахстан называют «локомотивами» интеграционных процессов на постсоветском пространстве.
И не случайно они стали инициаторами реформирования СНГ, создания и развития Евразийского экономического сообщества, формирования единого экономического пространства и т.д.
В настоящее время довольно успешно развиваются такие международные проекты, как Каспийский трубопроводный консорциум, отлаживается параллельная работа энергосистем обеих стран, создается совместное предприятие на базе Экибастузской ГРЭС-2. И таких примеров немало. По оценкам экспертов, в рамках ЕврАзЭС вполне реально довести уровень интеграции до 80% (9), а затем выйти на создание общего рынка. В этой связи приоритетной задачей единого экономического пространства является переход к более высокому уровню интеграции - свободе перемещения товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. При этом важно, что ЕврАзЭС и ЕЭП выступают как взаимодополняющие структуры интеграции.
В создании транспортной и энергетической архитектуры ЕврАзЭС Российская Федерация и Республика Казахстан также играют ключевую роль. Они добились того, чтобы транзит грузов по их территориям стал намного дешевле по сравнению с торговыми путями по территории других стран.
Таким образом, транспортно-транзитные проекты в рамках ЕврАзЭС открывают большие перспективы для экономик обеих стран. В целом можно отметить, что достигнутый в настоящее время уровень двустороннего экономического сотрудничества не исчерпал своего потенциала, резервы есть и довольно большие. На сегодня в двусторонних отношениях между Россией и Казахстаном практически не существует серьезных проблем, которые не были бы решены в процессе диалога, дипломатии. Это свидетельствует о том, что наше сотрудничество и взаимодействие постоянно совершенствуется и развивается.
Характеризуя состояние и перспективы интеграционного развития двух дружественных и добрососедских государств, связанных вековыми узами дружбы, сотрудничества народов России и Казахстана, которые вместе про-
шли через многие трудности и невзгоды, можно отметить, что соседями их сделала география, а весь многовековой исторический путь - друзьями, двустороннее экономическое сотрудничество - партнерами, а защита своих национальных интересов, независимости, территории - союзниками. Таким образом, то, что Казахстан и Россию объединяет, сильнее того, что разъединяет.
ПРИМЕЧАНИЯ
(1) Президент Н.А. Назарбав. Казахстанско-российские отношения: доклады, выступления и статьи. 1991-1997 годы. - М., 1998. - С. 311.
(2) Казахстанская правда. - 1998, 30 июня.
(3) Казахстанско-российские отношения, 1995-2000 гг. / Под ред. Т.А. Манеурова. -Алматы-Москва, 1999. - С. 134.
(4) Там же. - С. 147.
(5) Турсунбаев Т.А. Россия и Казахстан: экономика, культура. - М., 2009. - С. 91.
(6) Международные экономические отношения. - М., 2010. - С. 364
(7) Там же. - С. 280.
(8) Абрамов Э.М. СНГ: экономика, политика, культура - М., 2005. - С. 97-98.
(9) Прорыв в экономических отношениях с Россией // Экономика и право Казахстана. -2006, март. - № 5. - С. 29.
PRIORITY FRONTIERS OF RUSSIAN AND KAZAKHSTAN INTEGRATION
V.M. Kozmenko
Peoples' Friendship University of Russia Miklukho-Maklaya Str., 10/2, Moscow, 117198
The article highlights specific examples of bilateral relations of the Russian Federation and the Republic of Kazakhstan in the field of international relations, politics and economics
It is emphasized that these relations can be considered as an effective model of formation and further development of mutually beneficial burden of the Commonwealth of Independent States.
Key words: Baikonur, integration, relationships, politics, economics, partnership and cooperation.