Научная статья на тему 'Приоритетные направления взаимодействия Совета Европы, европейского Союза и Российской федерации в сфере защиты прав человека и их финансирование'

Приоритетные направления взаимодействия Совета Европы, европейского Союза и Российской федерации в сфере защиты прав человека и их финансирование Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
934
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСИРОВАНИЕ / ЕВРОПЕЙСКИЙ СОЮЗ / СОВЕТ ЕВРОПЫ / РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ / ЗАЩИТА ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Данилина М. В.

В статье проанализированы основные направления взаимодействия Европейского Союза, Совета Европы и Российской Федерации в сфере защиты прав человека, перечислены основные нормативные документы, лежащие в основе данного взаимодействия. Сопоставлены объемы финансирования различных программ в сфере защиты прав человека, и выявлены наиболее приоритетные сферы и проекты. В заключение делается вывод о характере взаимодействия ЕС, СЕ и РФ и его основных особенностях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приоритетные направления взаимодействия Совета Европы, европейского Союза и Российской федерации в сфере защиты прав человека и их финансирование»

УДК 339.923

приоритетные направления взаимодействия совета европы, европейского союза и российской федерации в сфере защиты прав человека и их финансирование

м. в. данилина,

кандидат экономических наук,

старший преподаватель кафедры ценных бумаг

и финансового инжиниринга

E-mail: marinadanilina@yandex. ru

Финансовый университет при Правительстве РФ

В статье проанализированы основные направления взаимодействия Европейского Союза, Совета Европы и Российской Федерации в сфере защиты прав человека, перечислены основные нормативные документы, лежащие в основе данного взаимодействия. Сопоставлены объемы финансирования различных программ в сфере защиты прав человека, и выявлены наиболее приоритетные сферы и проекты. В заключение делается вывод о характере взаимодействия ЕС, СЕ и РФ и его основных особенностях.

Ключевые слова: финансирование, Европейский Союз, Совет Европы, Российская Федерация, защита прав человека.

Сфера защиты прав человека стала в последнее время одной из наиболее значимой во многих регионах мира. Не являются исключением и страны Европейского Союза и Россия. В этой связи представляется интересным рассмотреть особенности регулирования и финансирования данной сферы Европейским Союзом, Советом Европы и Российской Федерацией.

Изначально индивидуальные права и свободы были в центре внимания старейшей региональной организации — Совета Европы, созданной в 1949 г. По этой причине она имеет больший опыт в данной сфере, чем Европейский Союз. Совет Европы в состоянии продвигать сотрудничество и взаимодействие на континенте одновременно на

нескольких уровнях. Основная работа по обеспечению многостороннего сотрудничества и согласованию позиций и подходов ведется им в формате межправительственного взаимодействия [6].

Содержательную основу политики защиты прав человека ЕС и СЕ составляют: 1) договоры, документы и соглашения; 2) программы и инструменты.

1. Договоры, документы и соглашения.

1.1. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод. Одним из основных документов Совета Европы является Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод (далее — Конвенция). Она является самым важным инструментом Совета Европы в сфере защиты прав человека. Главное отличие Конвенции от иных международных договоров в области прав человека — существование реально действующего механизма защиты декларируемых прав — Европейского Суда по правам человека, рассматривающего индивидуальные жалобы на нарушения Конвенции. Он внес огромный вклад в формирование на континенте общего правового и гуманитарного пространства, в утверждение передовых стандартов справедливости, гуманизма и господства права [6].

1.2. Хартия Европейского Союза по правам человека. Находящаяся одновременно в сфере действия

- 71

и конституционного, и международного права, Хартия представляет собой первый фундаментальный «наднациональный» акт в сфере гуманитарного права. Права и свободы в Хартии излагаются по совершенно новой схеме. В отличие от традиционного для западной доктрины прав человека, деления прав и свобод на первостепенные, к которым относились прежде всего гражданские и политические права, и на «второстепенные», к которым обычно причисляли группу социально-экономических прав, Преамбула и Хартия в целом рассматривают правовой статус человека и гражданина Европейского Союза в единстве и равенстве составляющих его прав и свобод, в чем одновременно проявляется также принцип единства и недискриминации прав и свобод в его «европейском варианте».

В Хартии основой классификации избраны не вид или сфера применения прав, а ценности, на которых они базируются и которые они защищают. В этом проявляется принцип неделимости основных прав и свобод, который отражен в Преамбуле документа. Хартия Европейского Союза сводит все личные, политические и социально-экономические права воедино, признает все их в качестве основных. Социальные права по своей природе хотя и сохраняют во многом программный характер, более не считаются второстепенными. Для России Хартия — не только важный образовательный материал для повышения общей правовой культуры граждан и будущих юристов, но и образец для сравнения и совершенствования отечественного законодательства в области прав человека и законодательства, формирующего возможные интеграционные союзы России с другими странами [7]. 2. Программы и инструменты. 2.1. Инструменты защиты прав человека Советом Европы. На основе своего обширного опыта и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод Совет Европы выработал целую серию структур для контроля за соблюдением прав человека в странах-участницах. Эти же структуры служат отправной точкой для сотрудничества между Советом Европы и Европейским Союзом. Они включают [6]:

• контроль со стороны Комитета министров Совета Европы за выполнением странами-участницами решений, принятых Европейским Судом по правам человека в соответствии с Европейской конвенцией по правам человека (ЕКПЧ), которая является неотъемлемой частью их национального законодательства;

• проверка Парламентской ассамблеей Совета Европы (ПАСЕ) выполнения странами-участ-

72 -

ницами заключенных при вступлении в Совет Европы соглашений и принятых на себя обязательств;

• инспектирование, осуществляемое Европейским Комитетом по предотвращению пыток и негуманного или унизительного отношения или наказания (ЕКПП), который работает в соответствии со ст. 3 ЕКПЧ и в соответствии с Европейской конвенцией по предотвращению пыток и негуманного или унизительного обращения или наказания, принятой в 1987 г.;

• Европейская комиссия против расизма и нетерпимости (ЕКРН), которая должна бороться с расизмом, ксенофобией, нетерпимостью во всей Европе с позиции защиты прав человека;

• оценка применения на практике Рамочной конвенции по защите национальных меньшинств;

• отчеты, заключения и рекомендации, передаваемые Комиссаром по правам человека Комитету министров и Парламентской ассамблее по результатам инспекционных посещений стран-участниц;

• механизм контроля, который будет введен в действие, когда вступит в силу Конвенция Совета Европы по противодействию торговле людьми.

Решения, отчеты, заключения, рекомендации и мнения этих различных контролирующих органов постоянно учитываются учреждениями ЕС и рабочими группами, занимающимися вопросами, относящимися к странам-участницам Совета Европы независимо от того, являются ли они членами ЕС или нет. Эти тексты цитируются, явно или неявно, в различных областях политики и в различных контекстах (например, политика сообщества, внешние отношения, правосудие, свобода и безопасность), когда обсуждается политическая обстановка в целом или конкретно ситуация с правами человека в какой-либо стране-участнице Совета Европы [6].

Наличие обширного опыта и законодательной базы в сфере защиты прав человека определило достаточную эффективность Совета Европы в этой сфере.

Основными инструментами защиты прав человека Европейского Союза являются: а) политическая кондициональность; б) финансовая помощь; в) дипломатические инструменты; г) гражданские и военные миссии [4].

2.2. Политическая кондициональность позволяет ЕС распространить свое влияния на другую страну посредством установления определенных условий для данной страны.

2.3. Финансовая помощь предполагает финансирование ЕС ряда программ в сфере защиты прав человека. Для реализации ряда финансовых проектов в 2007—2013 гг. Европейский Союз создает пять инструментов:

Европейский инструмент в области демократии и прав человека (ЕИДПЧ); Европейский инструмент по подготовке к вступлению;

Инструмент европейского добрососедства и партнерства;

Инструмент кооперации развития; Инструмент для поддержания стабильности.

В свою очередь, они входят в состав тематических и географических инструментов. Тематические инструменты, как правило, распространяются на все страны мира. Тематические программы, поддерживаемые Финансовым инструментом кооперации развития ^С1), обычно распространяются на все страны, за исключением стран зоны действия Европейского инструмента по подготовке к вступлению (табл. 1).

Географические инструменты включают: а) Европейский фонд развития (для стран Африки, стран Карибского бассейна и Тихого океана); б) Инструмент кооперации развития (для стран Латинской Америки, Азии и Южной Африки); в) Инструмент европейского добрососедства и партнерства (для соседних регионов ЕС).

В период с 2007 по 2013 г. наибольший объем финансирования в рамках географических инструментов выделяется Европейским фондом развития, что предполагает выплату странам Африки, Карибского бассейна и Тихого океана до 22,7 млрд долл. (табл. 2).

Тематические инструменты включают: а) Инструмент для поддержания стабильности (IFS) и б) Европейский инструмент в области демократии и прав человека (ЕИДПЧ). В период с 2007 по 2013 г. Финансирование данных инструментов по плану составляет 1,104 и 2,062 млрд евро соответственно (табл. 3).

Таблица 1

Инструменты защиты прав человека Европейского Союза

Вид инструмента Содержание инструмента

Географические инструменты 1. Европейский инструмент по подготовке к вступлению (IPA). 2. Инструмент европейского добрососедства и партнерства (ENPI). 3. Европейский фонд развития (EDF). 4. Инструмент кооперации развития (IDC)

Тематические инструменты 1. ЕИДПЧ (EIDHR). 2. Инструмент для поддержания стабильности (IFS)

Тематические программы, поддерживаемые Финансовым инструментом кооперации развития фС!) 1. Пищевая безопасность. 2. Инвестиции в интеллектуальные ресурсы. 3. Миграция и предоставление прав беженцам. 4. Негосударственные акторы и местные власти. 5. Окружающая среда и природные ресурсы

Источник: [4].

Таблица 2

Географическое распространение действия инструментов защиты прав человека Европейского Союза

Инструмент финансирования Географическая зона Количество стран, входящих в данную зону Объем среднегодового финансирования, млрд евро Общий объем финансирования с 2007 по 2013 г., млрд евро

Инструмент европейского добрососедства и партнерства Алжир, Армения, Азербайджан, Беларусь, Египет, Грузия, Израиль, Иордания, Ливан, Ливия, Молдова, Марокко, Палестина, Россия, Сирия, Тунис, Украина 17 1,6 11,181

Европейский фонд развития Страны Африки, страны Карибского бассейна и Тихого океана, а также заморские территории стран — членов ЕС 79 3,7 22,7

Инструмент кооперации развития Страны Латинской Америки, Азии и Южной Африки, страны Персидского залива 47 1,4 10,057

Источник: [4].

Таблица 3

Географическое распространение действия ЕИДПЧ и Инструмента для поддержания стабильности

Инструмент Зона распространения Среднегодовое финансирование, млн евро Финансирование в 2007-2013 гг., млрд евро

ЕИДПЧ Все страны, кроме ЕС и развитых стран 160 1,104

Инструмент для поддержания стабильности Все страны, кроме ЕС и развитых стран 290 2,062

Источник: [2, 3, 4].

Инструмент для поддержания стабильности (IFS). Среднегодовой объем финансирования по данному инструменту составляет 290 млн евро.

Европейский инструмент в области демократии и прав человека (ЕИДПЧ), который работает с организациями в сфере гражданского общества в тех странах, в которых невозможны непосредственная прямая кооперация с правительством и другие тематические программы. Первоначальное название данного инструмента — Европейская инициатива в области демократии и прав человека, которая была создана по инициативе Европейского Парламента в 1994 г. для поддержки деятельности гражданского общества в области прав человека и демократии, а также усилий международных организаций в этой области. Новое название — ЕИДПЧ — данный инструмент получил в декабре 2006 г. На период с 2007 по 2013 г. бюджет ЕИДПЧ был запланирован на уровне 1,104 млн евро [2, 3].

Европейский инструмент в области демократии и прав человека работает с европейскими, а также и российскими неправительственными и международными организациями, дополняя «традиционное» сотрудничество между Россией и Европейским Союзом.

К основным целям ЕИДПЧ относятся [2, 3]:

• усиление уважения и соблюдения прав человека и фундаментальных свобод, провозглашенных в Международной декларации прав человека и других международных и региональных документах;

• содействие и укрепление демократии и демократических реформ в третьих странах через поддержку негосударственных организаций (НГО);

• оказание поддержки защитникам прав человека и жертвам репрессий и жестокого обращения;

• усиление гражданского общества;

• поддержка и усиление международных и региональных структур по защите, поддержке и наблюдению за соблюдением прав человека, поддержка демократии и верховенства закона и

74 -

усиление роли гражданского общества в рамках таких структур; • строительство доверия и укрепление надежности избирательного процесса через использование миссий наблюдателей и поддержку местных НГО.

18 марта 2010 г. был принят годовой план действий в рамках ЕИДПЧ, включающий 15 мероприятий. Объем финансирования запланирован на уровне 143,994 млн евро. Европейский инструмент в области демократии и прав человека делает основной упор на уважении прав человека и демократии в глобальном контексте и сосредоточен на четырех направлениях [2, 3]:

1) укрепление демократии, надлежащего управления и верховенства закона (для поддержки политического плюрализма, свободных СМИ и системы правосудия);

2) отмена смертной казни в странах, где она еще существует;

3) борьба с пытками с помощью превентивных мер (например, подготовки полицейских кадров и образования) и репрессивных мер (создание международных трибуналов и уголовных судов);

4) борьба с расизмом и дискриминацией на основе соблюдения политических и гражданских прав.

1. Поддержка и усиление избирательной и представительной демократии, включая парламентскую демократию, процесса демократизации и местных НГО осуществляются через [2, 3]:

> поддержку свободы ассоциаций и собраний, беспрепятственного передвижения граждан, свободы мнения и самовыражения, включая художественное и культурное самовыражение, независимых СМИ, открытого доступа к информации, мер по борьбе с административными препятствиями выполнения этих свобод, включая борьбу с цензурой;

> усиление верховенства закона, содействие независимости судебной системы, поощрение и оценку институциональных реформ, содействие в получении доступа к правосудию;

> поддержку и усиление Международного суда по уголовным делам, специальных международных трибуналов по уголовным делам и процессам механизмов промежуточного правосудия, правды и примирения;

> поддержку реформ для достижения эффективной и прозрачной демократической отчетности и надзора, борьбу с коррупцией;

> поддержку политического плюрализма и демократического политического представительства, содействие участию граждан в процессе демократических реформ;

> поддержку равного участия мужчин и женщин в социальной, экономической и политической жизни, равенства возможностей, участия и политического представительства женщин;

> поддержку мер по содействию мирному урегулированию интересов различных групп населения. 2. Продвижение и защита прав человека и основных свобод, провозглашенных Международной декларацией прав человека, осуществляются посредством [2, 3]:

> отмены смертной казни, предотвращения пыток, жестокого и плохого обращения, бесчеловечного и унижающего обращения или наказания, реабилитации жертв пыток;

> поддержки, защиты и помощи защитникам прав человека;

> борьбы с расизмом и ксенофобией, дискриминацией по любому признаку, включая пол, расу, цвет, этническое или социальное происхождение, генетические признаки, язык, религию или вероисповедание, политическую принадлежность, членство в национальном меньшинстве, собственность, происхождение, нетрудоспособность, возраст и т. д.;

> права туземного населения, меньшинств и этнических групп;

> прав женщин, провозглашенных Конвенцией по ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин и Факультативными протоколами к ней;

> прав ребенка, провозглашенных Конвенцией по правам ребенка и Факультативными протоколами к ней;

> прав людей с ограниченными возможностями;

> поддержки основных стандартов в области труда и корпоративной социальной ответственности, образования, обучения и наблюдения в области прав человека и демократии;

> поддержки местных, региональных, национальных или международных НГО, занимающихся защитой прав человека.

3. Усиление международных структур по защите прав человека, правосудия, верховенства закона и поддержка демократии реализуются, в частности, через [2, 3]:

> обеспечение поддержки международных и региональных инструментов, касающихся прав человека, правосудия, верховенства закона и демократии;

> содействие сотрудничеству между НГО и международными и региональными межправительственными организациями;

> наблюдение за международным гуманитарным законодательством.

4. Укрепление уверенности и усиление надежности и прозрачности демократического избирательного процесса осуществляются, в частности, посредством [2, 3]:

• развертывания миссий наблюдателей ЕС;

• других мер наблюдения за избирательным процессом;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• поддержки развития наблюдательных способностей НГО на региональном и местном уровнях при проведении выборов и их инициатив по усилению участия в выборах;

• поддержки мер, направленных на реализацию рекомендаций миссий наблюдателей ЕС. При этом программа осуществляется при помощи трех основных видов проектов:

1) программа макропроектов ЕИДПЧ. Макропроекты являются более крупными проектами с бюджетом от 150 тыс. до 1,5 млн евро. Они реализуются международными и местными неправительственными организациями;

2) программа микропроектов ЕИДПЧ. Микропроекты являются небольшими проектами с бюджетом от 10 тыс. до 100 тыс. евро. Они осуществляются местными неправительственными организациями. Большое количество проектов реализуется в настоящее время в странах Центральной Азии. В качестве некоторых примеров можно привести защиту прав женщин и детей, образование избирателей, реформа государственного управления, защита прав молодежи и военнослужащих;

3) целевые проекты ЕИДПЧ. Целевые проекты являются особым видом проектов, где ЕС стремится к разработке новых инициатив и планирует их осуществление в соответствии с возникающими потребностями в сотрудничестве с избранными партнерами, которыми обычно являются международные и региональные организации [2, 3].

Стратегия ЕИДПЧ на 2011—2013 гг. предусматривает следующие пять направлений финансиро-

- 75

Таблица 4

Направления финансирования в рамках ЕИДПЧ

Цель финансирования Финансирование, млн евро К итогу

План Всего от общей Регион

2011 г. 2012 г. 2013 г. суммы, %

Цель 1. Укрепление уважения к правам и фундамен- 15,7 15,7 15,8 47,2 19 Глобально

тальным свободам человека в тех странах, где они

подвержены наибольшему риску

Цель 2. Укрепление роли гражданского общества 55,1 55,1 55,2 165,4 32 5 регионов

в продвижении прав человека и демократических

реформ (схемы поддержки стран)

В том числе:

транснациональные и региональные мероприятия 18,9 4 5 регионов

Цель 3. Поддержка отдельных направлений ЕС 88,06 18,65

В том числе:

диалоги по правам человека 2,3 0,5 Глобально

поддержка защитников прав человека 22,16 4,7 Глобально

мероприятия по отмене смертной казни 7,0 1,5 Глобально

мероприятия по отмене применения пыток 37,9 8,0 Глобально

защита прав детей и противодействие вооружен- 18,7 3,95 Глобально

ным конфликтам

Цель 4. Поддержка международных мероприятий 15,7 15,7 15,8 47,2 10 Глобально

по защите прав человека

Цель 5. Миссии ЕС по наблюдению за выборами 34,13 35,09 36,42 105,6 22,35 Глобально

Источник: [2, 3, 4].

Таблица 5

Регионы распределения финансирования в рамках укрепления роли гражданского общества в продвижении прав человека и демократических реформ (цель 2)

Направление финансирования Объем финансирования Регион Доля региона, %

Всего, млн евро К итогу от общей суммы, %

1. Схемы поддержки стран 165,4 32 1. Западные Балканы и страны — кандидаты на вступление в ЕС 20

2. Инструмент европейского добрососедства и партнерства (ENPI) и Средний Восток 30

3. Центральная и Латинская Америка 15

4. Страны Африки, Карибского бассейна и Тихого океана (АСР) 20

5. Азия и Центральная Азия 15

2. Транснациональные и региональные мероприятия 18,9 4 1. Западные Балканы и страны — кандидаты на вступление в ЕС 10

2. Инструмент европейского добрососедства и партнерства (ENPI) 20

3. Центральная и Латинская Америка 20

4. Страны Африки, Карибского бассейна и Тихого океана (АСР) 25

5. Азия и Центральная Азия 25

Источник: [2, 3, 4].

вания (табл. 4). Регионы распределения финансирования представлены в табл. 5.

Тематические программы, поддерживаемые Финансовым инструментом кооперации развития ). В период с 2007 по 2013 г. наибольший объем финансирования в рамках данных программ запланирован на проект по обеспечению пищевой безопасности (табл. 6). Также они включают новый инструмент — Пищевые предприятия ЕС, созданный в ответ на волатильность цен на пищевые продукты

в развивающихся странах. Он предусматривает 1 млрд евро, который предполагается потратить в период с 2008 по 2010 г., по 50 % каждый год.

Начиная с 2007 г. Финансовый инструмент кооперации развития фС1) потратил 16,9 млрд евро по следующим направлениям:

• 10,06 млрд евро на финансирование географических программ (60 % от всей суммы);

• 5,6 млрд евро на финансирование тематических программ (33 % от всей суммы);

Таблица 6

Тематические программы, поддерживаемые Финансовым инструментом кооперации развития ф^)

Инструмент Зона распространения Среднегодовое финансирование, млн евро Финансирование в 2007—2013 гг., млрд евро

Инструмент кооперации по атомной безопасности (№С1) Все страны, кроме ЕС и развитых стран 75 524

Постоянный менеджмент природных ресурсов, включая энергетику фС1) Все страны, кроме ЕС и развитых стран 120 470

Негосударственные акторы и местные власти фС1) Все страны, включая ЕС, исключая третьи развитые страны 230 1,6

Пищевая безопасность ФС1) Все страны, кроме ЕС и развитых стран 240 925

Миграция и предоставление убежища беженцам фС1) Все страны, кроме ЕС и развитых стран 60 384

Инвестирование в интеллектуальные (человеческие) ресурсы ДОС!) Все страны, кроме ЕС и развитых стран 150 1

Реструктуризация сахарной промышленности 18 стран Африки, Карибского бассейна и Тихого океана 180 Н/д

Пищевые предприятия ЕС 50 стран Африки, Карибского бассейна, Азии, Латинской Америки и Персидского залива Н/д 1

Источник: [4].

• 1,24 млрд евро на финансирование реструктуризации сахарной промышленности (7 % от всей суммы) [4].

2.4. Дипломатические инструменты представляют собой:

• политические диалоги ЕС с рядом развивающихся стран. Введение диалогов является нововведением ЕС и стало более активно использоваться начиная с 1995 г.;

• постановку стратегических целей и проведение консультаций и диалогов в сфере защиты прав человека и международного гуманитарного права.

2.5. Гражданские и военные миссии. В последние годы ЕС активно ведет диалоги по правам человека с различными странами мира, в число которых входят Россия, Китай и Иран. Европейский Союз вводит санкции относительно некоторых страна в связи с нарушением прав человека, к числу которых относятся Бирма (Мьянма) и Зимбабве. Также ЕС осуществляет совместные мероприятия с другими организациями и мероприятия в области кризисного менеджмента и предупреждения конфликтов. В 2003 г. ЕС проводил военные операции в Узбекистане. Европейский Союз установил военное эмбарго и ввел против Узбекистана санкции. Однако через четыре года под воздействием Германии они были отменены [4].

Около 10 лет назад ЕС включил сферу защиты прав человека в число приоритетных сфер своей политики. Европейский Союз увеличил финансирование совместных программ с СЕ, ОБСЕ и ООН в сфере защиты прав человека. Посредством Европейского инструмента в области демократии и прав человека (ЕИДПЧ) Европейский Союз поддерживает и финансирует проекты в сфере развития гражданского общества. Тем не менее, несмотря на наличие ряда инструментов и некоторые успехи в сфере защиты прав человека, эффективность ЕС в этой сфере представляет собой противоречивую картину [4].

В результате воздействия экономического и финансового кризисов и неспособности ЕС решить эту проблему, социальная сфера ЕС сильно пострадала, увеличился уровень безработицы, что негативно повлияло на имидж ЕС как в Европе, так и в мире.

Программы ЕС, которые он реализует в третьих странах, включая Бразилию, Индию и Южную Африку, не находят поддержки у местного населения. Китай и Россия предпочитают придерживаться принципов суверенитета и ограничения внешнего вмешательства во внутренние дела государства, отказываясь от применения кондициональности [4].

Председательство каждой из стран — членов ЕС вносило свои коррективы в политику ЕС в

77

сфере защиты прав человека. Так, председательство Чехии делало упор на поддержке защитников прав человека. Председательство Франции преследовало три цели: укрепление отношений с РФ, со странами Азии и поддержка применения Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека. Председательство Бельгии опиралось на решения в период председательства Испании и отдавало приоритет взаимодействию с Советом Европы и применению Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека. Такое различие в целях и программах негативно отразилось на ходе проведения политики защиты прав человека ЕС. Не успев полностью закончить одни программы, ЕС приступал к осуществлению других программ, так как приоритеты ЕС в сфере защиты прав человека постоянно менялись. Отсутствие согласованности, сбалансированности и постоянные разногласия между странами — членами ЕС выразились в существенном снижении эффективности применения инструментов ЕС в сфере защиты прав человека. Ввиду неэффективности представители школы реалистов даже советуют ЕС отказаться от политики защиты прав человека в третьих странах и сконцентрироваться на своей внутренней политике и защите своих интересов [5].

Таким образом, ЕС обладает рядом инструментов и проводит политику по защите прав человека. В то же время его инструменты не всегда эффективны, что позволяет Совету Европы, который обладает хорошо проработанной нормативной базой в сфере защиты прав человека, лидировать в этой области. Важным моментом также является взаимодействие этих организаций с Россией.

Взаимодействие между Европейским Союзом и Российской Федерацией в области демократии и защиты прав человека определяется положениями Соглашения о партнерстве и сотрудничестве (СПС) и Коллективной стратегии ЕС по отношению к России. Коллективная стратегия ЕС по отношению к России, принятая в июне 1999 г. в Кельне, определила «укрепление демократии, принципа правового государства и государственных учреждений» в качестве одной из «основных целей» отношений между Европейским Союзом и Россией. В этой связи Коллективная стратегия ЕС придает первостепенное значение развитию гражданского общества в России. Формирование гражданского общества во всех сферах — непременная предпосылка укрепления демократии в России. Европейский Союз желает оказать содействие этому процессу, особенно посредством развития прямых

78 -

обменов между гражданскими общественными деятелями России и Евросоюза [5].

Начиная с 2005 г. ЕС и РФ дважды в год проводили консультации по правам человека. 17 ноября 2010 г. состоялась последняя встреча. Несмотря на это у ЕС есть сомнения в эффективности таких встреч и способности РФ применять обсуждаемые предложения на практике. Для повышения эффективности мероприятий в данной сфере Международная федерация по правам человека рекомендует России устанавливать и стремиться к определенным целям на заданный период времени [5].

Политика Европейской инициативы в области демократии и прав человека (ЕИДПЧ) в отношении России состоит из четырех главных компонентов:

1) трехсторонняя (Совет Европы, Европейская Комиссия и Правительство РФ) совместная программа, которая должна помочь государственным учреждениям России соответствовать обязательствам члена Совета Европы. В ее сферу входит финансирование так называемых «целевых проектов» в определенных сферах деятельности, , например, мониторинг президентских выборов и выборов в Государственную Думу в 1995, 1996, 1999 и 2000 гг.;

2) программа так называемых «макрогрантов», которая предусматривает выделение ограниченного количества крупных грантов для неправительственных организаций на основе ежегодного конкурсного отбора. Бюджет грантов составляет в среднем 500 тыс. — 1 млн евро. Программа управляется напрямую из Брюсселя;

3) программа «микрогрантов», которая также предусматривает выделение грантов для неправительственных организаций на основе ежегодного конкурсного отбора. Первоначально бюджет грантов составлял 10 тыс. евро, но в 2010 г. эта сумма была увеличена до 50 тыс. евро. Управление программой ведется через представительство Европейской Комиссии в России. Целью обеих последних программ является развитие гражданского общества в России [2, 3, 4, 5].

В первый год работы программы микропроектов была оказана поддержка 37 российским неправительственным организациям, работающим в области защиты прав человека, демократических учреждений и разрешения конфликтов. В течение второго года программа поддержала 41 российскую неправительственную организацию. На данном этапе для поддержки проектов, осуществление которых намечено на ближайшее будущее, были избраны 56 российских неправительственных организаций. Проекты, которые осуществляются

в рамках этой программы, охватывают различные сферы деятельности российских организаций по правам человека — предоставление юридических консультаций, защита прав призывников, экология, миграция населения, права меньшинств, молодежи, заключенных, женщин, здравоохранение, права СМИ, разрешение конфликтов, в особенности этнических. Целями программы являются [2, 3, 4, 5]:

• обеспечение финансирования проектов (в контексте интерпретации ЕС понятий демократии и гражданского общества), спланированных и разработанных российскими гражданскими общественными деятелями;

• поощрение развития контактов и рабочих отношений между неправительственными организациями ЕС и России. Представительство Европейской Комиссии проводит регулярные встречи с представителями гражданского общества России, с тем чтобы лучше понять нужды неправительственных организаций в этой стране.

Таким образом, ряд программ ЕС и СЕ распространяется и на РФ, что создает основы для активного взаимодействия в сфере защиты прав человека. В то же время ряд недостатков применяемых ЕС инструментов требует их усовершенство-

вания для повышения эффективности и экономии расходуемых финансовых ресурсов.

Список литературы

1. Европейская политика добрососедства. Европейская Комиссия: официальный сайт. URL: http://ec. europa. eu/world/enp/policy_en. htm.

2. Европейский инструмент в области демократии и прав человека (ЕИДПЧ). Обзор стратегии на 2011—2013 гг. // European Commission, 21 April 2010. URL: http://ec. europa. eu/external_relations/ human_rights/index_en. htm.

3. Европейский инструмент в области демократии и прав человека (ЕИДПЧ). Европейская Комиссия: официальный сайт. URL: http://ec. europa. eu/europeaid/how/finance/eidhr_en. htm.

4. Европейский Союз: официальный сайт. URL: http://www. europa. eu/.

5. Политика ЕС в сфере прав человека по отношению к России // The EU — Russia centre Review, November 2010. URL: http://www. eu-russiacentre. ru/.

6. Совет Европы: официальный сайт. URL: http://www. coe. int/.

7. Хартия фундаментальных прав и свобод человека. URL: http://eurlex, http://europa. eu/ legislation_summaries/human_rights/human_rights_ in_third_countries/index_en. htm.

издательские услуги

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Издательский дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»

занимается выпуском специализированных финансово-экономических и бухгалтерских журналов, а также

монографий, деловой и учебной литературы Минимальный тираж - 500 экз.

По вопросам, связанным с изданием книг, обращайтесь в отдел монографий

(495) 721-85-75 [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.