Научная статья на тему 'Приоритетные направления устойчивого развития сельских территорий в условиях ВТО'

Приоритетные направления устойчивого развития сельских территорий в условиях ВТО Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
820
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / ТИПИЗАЦИЯ / РЕГИОНЫ / ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ / ДИВЕРСИФИКАЦИЯ / ВТО / ГОСПРОГРАММА / SUSTAINABLE DEVELOPMENT / RURAL AREAS / TYPE ASSIGNMENT / REGIONS / PRIORITY DIRECTIONS / DIVERSIFICATION / WTO / STATE PROGRAM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Едренкина Нина Михайловна

Разработка механизмов и обоснование направлений устойчивого развития сельских территорий становятся в последние годы одними из актуальных направлений экономических исследований, что обусловлено ростом престижа сельского образа жизни как альтернативы городскому и пониманием того, что без кардинального решения проблем сельского хозяйства невозможны прогресс и гармоничное развитие общества в целом. Для достижения целей государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий в условиях ВТО необходимо предусмотреть следующие приоритетные направления: создание комфортных условий жизнедеятельности сельского населения; стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе; активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, реализация общественно значимых проектов; формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни; использование механизма государственно-частного партнерства в сфере АПК; регулирование производства и стимулирование его ценовой политикой; кадровое обеспечение сельского хозяйства, формирование благоприятного кредитного климата для малого и среднего предпринимательства; институциональное оформление системы венчурного бизнеса; поддержка экспортной деятельности предприятий АПК; сохранение и развитие сети малых и сверхмалых сельских поселений. Исследования деятельности сельскохозяйственных предприятий и агропромышленных формирований позволяют определить следующие направления диверсификации сельской экономики в регионах Сибири: развитие предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, включая малый бизнес в сельской местности; открытие специализированных торговых точек на оптово-продовольственных рынках региона; организация предприятий деревоперерабатывающей промышленности; развитие сельскохозяйственного рыбоводства; заготовка и переработка дикоросов; развитие предприятий кожевенной, овчинно-шубной, обувной промышленности; поддержка развития садоводства и огородничества; создание собственных энергосистем на базе использования нетрадиционных источников энергии; развитие сельскохозяйственного туризма, ресторанного бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITY DIRECTIONS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF RURAL AREAS UNDER THE WTO

The development of mechanisms and substantiation of the sustainable development of the rural areas in the recent years becomes one of the most topical issues, that is determined by the rise of prestige of the rural way of life as an alternative to the urban one and by understanding the fact that the progress and harmonious development of the society as a whole are impossible without the solution of the problem of agriculture. To reach the goals of the government policy in the field of the sustainable development of the rural areas under the WTO, it is necessary to envisage the following priority directions: enhancing the quality of life for rural residents; stimulating the investment activity in the agro-industrial complex; realizing the society supported projects; forming the positive attitude to the rural areas and rural way of life; using the mechanism of state-private partnership in the agricultural industry; regulating the production and stimulating it by the price policy; providing agriculture with the manpower by forming favorable credit climate for small and medium businesses; institutional formalization of venture business; supporting the export activity of agricultural enterprises; preserving and developing the network of small and very small rural settlements. The investigation of the activity of agricultural enterprises and agro-industrial formations makes it possible to determine the following directions of diversification of rural economics in the regions of Siberia: the development of food and food processing enterprises including small businesses in the rural areas; the establishment of specialized shops at the wholesale markets of the region; the organization of timber processing enterprises; the development of fish farming; storage and processing of wild plants; the development of leather goods enterprises, wool sheepskin and footwear enterprises; the support of gardening and market gardening; the creation of own power systems based on the usage of nonconventional sources of energy; the development of agricultural tourism and restaurant business.

Текст научной работы на тему «Приоритетные направления устойчивого развития сельских территорий в условиях ВТО»

2014 gody. Postanovlenie Pravitel'stva RK ot 31.12.2009 g. № 2339.

5. Ofitsial'nyi sait Ministerstva sel'skogo kho-zyaistva RK.

6. Tamozhennyi soyuz, Edinoe ekonomi-cheskoe prostranstvo: mify i deistvitel'nost'. Istochnik: informatsiya Ministerstva

ekonomicheskogo razvitiya i torgovli Respubliki Kazakhstan. 12.03.2013.

7. Riris, OECD Database — Producer and consumer Support Estimates: OECD - Estimate of support to agriculture (SShA i EC), Emerging Economies - Estimate of support to agriculture (Rossiya, 1995-2010 it.)

+ + +

УДК 631.158:331.5

Н.М. Едренкина

N.M. Yedrenkina

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ В УСЛОВИЯХ ВТО

PRIORITY DIRECTIONS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT OF RURAL AREAS UNDER THE WTO

Ключевые слова: устойчивое развитие, сельские территории, типизация, регионы, приоритетные направления, диверсификация, ВТО, Госпрограма.

Разработка механизмов и обоснование направлений устойчивого развития сельских территорий становятся в последние годы одними из актуальных направлений экономических исследований, что обусловлено ростом престижа сельского образа жизни как альтернативы городскому и пониманием того, что без кардинального решения проблем сельского хозяйства невозможны прогресс и гармоничное развитие общества в целом. Для достижения целей государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий в условиях ВТО необходимо предусмотреть следующие приоритетные направления: создание комфортных условий жизнедеятельности сельского населения; стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе; активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, реализация общественно значимых проектов; формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни; использование механизма государственно-частного партнерства в сфере АПК; регулирование производства и стимулирование его ценовой политикой; кадровое обеспечение сельского хозяйства, формирование благоприятного кредитного климата для малого и среднего предпринимательства; институциональное оформление системы венчурного бизнеса; поддержка экспортной деятельности предприятий АПК; сохранение и развитие сети малых и сверхмалых сельских поселений. Исследования деятельности сельскохозяйственных предприятий и агропромышленных формирований позволяют определить следующие направления диверсификации сельской экономики в регионах Сибири: развитие

предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, включая малый бизнес в сельской местности; открытие специализированных торговых точек на оптово-продовольственных рынках региона; организация предприятий деревоперерабаты-вающей промышленности; развитие сельскохозяйственного рыбоводства; заготовка и переработка дикоросов; развитие предприятий кожевенной, ов-чинно-шубной, обувной промышленности; поддержка развития садоводства и огородничества; создание собственных энергосистем на базе использования нетрадиционных источников энергии; развитие сельскохозяйственного туризма, ресторанного бизнеса.

Keywords: sustainable development, rural areas, type assignment, regions, priority directions, diversification, the WTO, State Program.

The development of mechanisms and substantiation of the sustainable development of the rural areas in the recent years becomes one of the most topical issues, that is determined by the rise of prestige of the rural way of life as an alternative to the urban one and by understanding the fact that the progress and harmonious development of the society as a whole are impossible without the solution of the problem of agriculture. To reach the goals of the government policy in the field of the sustainable development of the rural areas under the WTO, it is necessary to envisage the following priority directions: enhancing the quality of life for rural residents; stimulating the investment activity in the agro-industrial complex; realizing the society supported projects; forming the positive attitude to the rural areas and rural way of life; using the mechanism of state-private partnership in the agricultural industry; regulating the production and stimulating it by the price policy; providing agriculture with the manpow-

er by forming favorable credit climate for small and medium businesses; institutional formalization of venture business; supporting the export activity of agricultural enterprises; preserving and developing the network of small and very small rural settlements. The investigation of the activity of agricultural enterprises and agro-industrial formations makes it possible to determine the following directions of diversification of rural economics in the regions of Siberia: the development of food and food processing enterprises including small businesses in the rural areas;

the establishment of specialized shops at the wholesale markets of the region; the organization of timber processing enterprises; the development of fish farming; storage and processing of wild plants; the development of leather goods enterprises, wool sheepskin and footwear enterprises; the support of gardening and market gardening; the creation of own power systems based on the usage of noncon-ventional sources of energy; the development of agricultural tourism and restaurant business.

Едренкина Нина Михайловна, к.э.н., Сибирский НИИ экономики сельского хозяйства Россельхоза-кадемии, п. Краснообск, Новосибирская обл. E-mail: [email protected].

Yedrenkina Nina Mikhaylovna, Cand. Econ. Sci., Siberian Research Institute of Agricultural Economics of Rus. Acad. of Agr. Sci., Krasnoobsk, Novosibirsk Region. E-mail: [email protected].

Введение

Разработка механизмов и обоснование направлений политики устойчивого развития сельских территорий становятся в последние годы одними из актуальных направлений экономических исследований, что обусловлено, во-первых, ростом престижа сельского образа жизни как альтернативы городскому и пониманием того, что без кардинального решения проблем сельского хозяйства невозможны прогресс и гармоничное развитие общества в целом; во-вторых, превращением многих сельских регионов в зоны бедности и социального неблагополучия; в-третьих, неэффективностью, а то и невозможностью использования на селе механизмов развития, пригодных для городских сообществ.

Целью исследования является обоснование приоритетных направлений устойчивого развития сельских территорий региона.

Для достижения поставленной цели решены следующие задачи: изучены отечественные и зарубежные подходы к типизации сельских территорий; определены региональные подходы к типизации сельских территорий; обоснованы приоритетные направления устойчивого развития сельских территорий в условиях ВТО.

Объекты и методы исследований

Для решения поставленных задач использовались различные методы исследования: абстрактно-логический, системного анализа, экономико-статистический (построение деревьев классификации, корреляционно-регрессионный анализ и др.); факторный, расчётно-конструктивный, метод «ключевого звена» и др. Методологическую основу составили комплексный, программно-целевой, нормативный, интегрированный и системный подходы при решении определённых задач. Объект наблюдения — республики, края, области Сибири. Исследование проводилось в 2013 г. по регионам Сибири.

Результаты и их обсуждение

За последние десятки лет количество стран, присоединившихся к Всемирной торговой организации (ВТО), значительно увеличилось, и все больше наблюдается либерализация внешнеторговых отношений внутри ВТО. В организации ВТО выработалась целая система мер активной государственной поддержки собственной аграрной сферы, которую, с определенной корректировкой, Россия вправе внедрить у себя, не отказываясь при этом от подтвердивших свою эффективность в экономическом, социальном и экологическом отношении методов.

В настоящее время разработана и действует Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг., которая предусматривает комплексное развитие всех отраслей и подотраслей, а также сфер деятельности агропромышленного комплекса с учетом вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Одним из приоритетов Госпрограммы в социальной сфере является устойчивое развитие сельских территорий в качестве непременного условия сохранения трудовых ресурсов и территориальной целостности страны, создание условий для обеспечения экономической и физической доступности питания на основе рациональных норм потребления пищевых продуктов для уязвимых слоев населения [1].

Определение основных приоритетов устойчивого развития сельских территорий региона будет способствовать реализации государственной политики, формированию стратегии развития сельских территорий регионов Сибири, созданию условий для повышения темпов социально-экономического развития и достижения качественно нового уровня жизни, несмотря на многочисленные проблемы села [2-4].

Для достижения целей государственной политики в области устойчивого развития сельских территорий предусматриваются следующие приоритетные направления.

1. Создание комфортных условий жизнедеятельности — повышение уровня комплексного обустройства населенных пунктов, расположенных в сельской местности, объектами социальной и инженерной инфраструктуры и удовлетворение потребностей сельского населения, в том числе молодых семей и молодых специалистов, в благоустроенном жилье.

2. Стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе путем создания благоприятных инфраструктурных условий в сельской местности и содействия созданию высокотехнологичных рабочих мест на селе — концентрация ресурсов, направляемых на комплексное обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, в которых осуществляется развитие агропромышленного комплекса.

3. Активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов — грантовая поддержка местных инициатив граждан, проживающих в сельской местности.

4. Формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни — поощрение и популяризация достижений в сфере развития сельских территорий путем проведения отдельных мероприятий всероссийского значения (конкурсов, спортивных соревнований).

5. Использование механизма государственно-частного партнерства в сфере АПК, в рамках которого государство может брать на себя при реализации того или иного инвестиционного проекта финансирование расходов, не ограниченных условиями ВТО.

Первое — это прежде всего, инфраструктурное обеспечение производственных объектов посредством создания дренажных систем, подключения их к сетям электроснабжения, водоснабжения и газоснабжения, подведения к ним дорог с твердым покрытием, осуществления природоохранных мероприятий.

Второе — это финансовое участие правительства в программах страхования и обеспечения доходов, в осуществлении выплат в порядке помощи при стихийных бедствиях, где

сельскохозяйственное производство подвержено совокупности природных рисков.

Третье — неограниченные возможности субсидирования в рамках «Программ региональной помощи».

Инвестиционная политика государства на уровне федерального центра и регионов должна предусматривать поддержку инновационных проектов, обеспечивающих техническую и технологическую модернизацию аграрного сектора экономики.

Бюджетную поддержку инвестиций в устаревшие технические и технологические решения необходимо исключить, и они не должны рассматриваться в качестве основы реализации механизма государственно-частного партнерства.

Данная позиция в полной мере согласуется с условиями функционирования в рамках ВТО, когда прямая поддержка текущей хозяйственной деятельности субъектов рынка будет ограничена.

Представленные выше направления необходимо осуществлять с учетом следующих подходов:

- комплексное планирование развития сельских территорий и размещение объектов социальной и инженерной инфраструктуры в соответствии с документами территориального планирования (схемами территориального планирования регионов СФО, муниципальных районов и генеральными планами поселений и городских округов);

- обустройство объектами социальной и инженерной инфраструктуры населенных пунктов, расположенных в сельской местности, в которых осуществляются инвестиционные проекты в сфере агропромышленного комплекса;

- использование механизмов государственно-частного партнерства и привлечение средств внебюджетных источников для финансирования мероприятий программных документах, включая средства населения и организаций [5].

6. В настоящее время сельскохозяйственные организации и предприятия АПК испытывают трудности с залогом и поручительством при оформлении кредитов. В связи с этим на перспективу необходимо развивать ипотечное кредитование под залог земель сельскохозяйственного назначения. Вместе с тем этот кредитный механизм сдерживается наличием земель, оформленных в собственность сельскохозяйственных организаций.

В новых условиях следовало бы повысить роль в кредитовании сельских товаропроизводителей кооперативных финансовых структур, которые могут дополнять существующую банковскую систему, занимая собственную нишу в финансово-кредитном обеспечении АПК [6].

Необходимо создать организационно-экономические, землеустроительные и правовые условия для долгосрочного кредитования под залог земли, сделать ипотеку неотъемлемым элементом сельскохозяйственного кредитования.

7. Регулирование производства и стимулирование его ценовой политикой.

Необходимо критически переосмыслить накопленный мировым сообществом опыт и принять его таким, чтобы система регулируемого ценообразования на сельскохозяйственную продукцию позволила решить триединую задачу сельских территорий: покончить с нищетой сельского населения; нормализовать демографическую ситуацию; остановить процессы деградации земли.

8. Важнейшим приоритетным направлением в настоящее время стало кадровое обеспечение сельского хозяйства. Подготовка специалистов нового качества для сельского хозяйства становится одной из главных задач.

9. Инвестиции на обучение фермеров. Считается, что государственная помощь достигает цели только в том случае, если фермеры обладают соответствующей квалификацией и знаниями, их инвестиционные планы экономически обоснованы и соответствуют принятым в каждой стране стандартам, связанным с экологией, гигиеной и ветеринарными требованиями.

10. В значительной степени институциональные преобразования должны быть направлены на развитие малых и средних предприятий. Увеличение их количества важно не только для здоровой экономической структуры, но и может сыграть позитивную роль в условиях большей открытости экономики в качестве как поставщика услуг, так и необходимого «субподрядного» пространства для крупных западных фирм, присутствие которых на российском рынке будет расширяться.

11. Большее открытие банковского рынка для иностранных участников после вступления России в ВТО следовало бы увязать с формированием благоприятного кредитного климата для малого и среднего предпри-

нимательства. Необходимо создавать сеть гарантийных, страховых, паевых, инвестиционных, венчурных фондов, а также кредитовать экспортные операции средних предприятий. Расширение свободного доступа к финансовым ресурсам для малого и среднего бизнеса будет способствовать упразднению необходимости для этих предприятий иметь особую поддержку со стороны административных структур.

12. Особенно важным и перспективным направлением в российских условиях может стать институциональное оформление системы венчурного бизнеса. Необходимо создать максимально привлекательные условия для развития венчурных фирм и фондов как российских, так и зарубежных, используя для этого и фактор большей открытости, и большую транспарентность хозяйственных условий после вступления России в ВТО. В частности, необходимо обеспечить снижение сроков окупаемости венчурных вложений (в России они составляют 10-15 лет против 3-5 лет на Западе).

13. Поддержка экспортной деятельности предприятий. Необходимо более активно формировать институциональную структуру государственного содействия сибирскому экспорту, а также создать особые механизмы, стимулирующие экспортную активность малого и среднего бизнеса. Эти усилия целесообразно координировать с рассмотренными в п. 2 мерами регулирования прямых иностранных инвестиций, с тем, чтобы их привлечение не только решало бы проблемы совершенствования экономической структуры, инновационного развития и импортоза-мещения, но и увеличивало экспортный потенциал регионов СФО.

Политика содействия экспорту предполагает основательную перестройку учебно-информационной, консультативной, других внешнеторговых структур при активном участи Торгово-промышленной палаты и предпринимательских объединений.

14. Сохранение и развитие сети малых и сверхмалых сельских поселений (хуторов).

Согласно «Стратегии развития Сибири» перспективным считается «равномерно-пространственная система расселения», опирающаяся на сеть малых и сверхмалых сельских поселений (хуторов).

В настоящее время необходимо «узаконить» поселения, где живут одна и более семей: хутор, заимка, улус, гурт, ферма и др. Эти поселения должны получить статус насе-

ленных пунктов, где должны быть регистрация, соответствующая инфраструктура. Необходимо стремиться к достижению определенного уровня и воспроизводству среды обитания европейского уровня.

Современные технологии (беспроводная связь, малая энергетика, скоростной транспорт с высокой проходимостью) позволяют обеспечить сельскому жителю доступ к социальным услугам (здравоохранение, образование, информации). Сохраняются эффекты развития малых сел: социальные, экономические, геополитические [7].

Для развития сети малых и сверхмалых сельских поселений необходимо следующее:

1. Разработать программы обеспечения доступа сельского населения к основным социальным стандартам.

2. Государственная поддержка сохранения традиционной культуры народов Севера, стимулирование активности сельских сообществ путем выделения грантов на развитие народного творчества, проведение фестивалей и т.п.

3. Стимулирование развития мелкого предпринимательства, представляющего собой стержень экономической жизни отдаленных районов: льготное кредитование и налогообложение, развитие бизнес-консультирования, упрощенную процедуру регистрации и отчетности.

Одним из основных направлений повышения устойчивости развития сельских территорий является диверсификация сельской экономики:

1. Развитие предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, включая малый бизнес в сельской местности: убойные пункты животных, колбасные цехи, сыроварни, мини мельницы и др., создание стабильных каналов реализации, прежде всего, закупочных служб для многих мелкотоварных производителей, проживающих в малонаселенных селах и деревнях, где затруднен сбыт продукции, произведенной на личных подворьях.

2. Открытие специализированных торговых точек на оптово-продовольственных рынках региона и продовольственных рынках, организация структур (малых предприятий), занимающихся заключением договоров, реализацией произведенной продукции за пределами региона по более высоким рыночным ценам [8].

3. Организация предприятий лесоперерабатывающей и деревоперерабатывающей

промышленности, народных промыслов, изготовления сувениров в связи с развивающимся туризмом и др.

4. Развитие сельскохозяйственного рыбоводства.

5. Заготовка и переработка дикоросов. Создание заготовительных организаций, занимающихся сезонной заготовкой лекарственных растений, дикорастущих плодов и ягод, грибов и ежедневным сбором молока, закупкой мяса сельскохозяйственных животных и птицы.

6. Развитие предприятий кожевенной, овчинно-шубной, обувной, галантерейной промышленности.

7. Поддержка развития садоводства и огородничества.

8. Создание собственных энергосистем на базе использования нетрадиционных источников энергии, в частности ветровой энергии, производства биотоплива из растений рапса, подсолнечника при условии их излишков и др.

9. Развитие сельскохозяйственного туризма — улучшение условий местного населения, в т.ч. молодых семей.

10. Развитие ресторанного бизнеса.

Разделение регионов на типы позволило

выявить регионы с высоким, средним и низким уровнем социально-экономического развития.

Такие регионы, как Республики Алтай, Бурятия, Тыва, Хакасия, Забайкальский край, характеризуются низкой плотностью населения, низкими его доходами, занятостью сельского населения, низким уровнем инфраструктуры, производят малый объём сельскохозяйственной продукции, низким транспортным обеспечением. Возможности экономического развития этих регионов очень ограничены, что позволяет характеризовать их как проблемные. Основные направления бюджетной политики с учетом требований ВТО — это содействие структурным изменениям путем перемещения хозяйственной деятельности в сектора, не относящейся к сельскому хозяйству, прекращения использования ресурсов в аграрном производстве и посредством стимулирования инвестиций, направленных на содействие финансовой или физической реструктуризации

Основная задача такой политики, исходя из условий «Соглашения по субсидиям и компенсационным мерам», принятого Российской Федерацией при присоединении к ВТО, заключается в финансовом обеспечении про-

цесса наращивания потенциала для ведения агробизнеса в неблагоприятных районах, либо в стимулировании инвестиций, направленных на содействие финансовой или физической реструктуризации с целью развития несельскохозяйственных видов деятельности, тем самым создавая условия для развития в них сельских территорий в целом.

Выводы

В ходе исследования обоснованы приоритетные направления устойчивого развития сельских территорий в условиях ВТО — это создание комфортных условий жизнедеятельности сельского населения; стимулирование инвестиционной активности в агропромышленном комплексе; активизация участия граждан, проживающих в сельской местности, в реализации общественно значимых проектов; формирование позитивного отношения к сельской местности и сельскому образу жизни; регулирование производства и стимулирование его ценовой политикой; кадровое обеспечение сельского хозяйства, формирование благоприятного кредитного климата для малого и среднего предпринимательства; поддержка экспортной деятельности предприятий АПК; сохранение и развитие сети малых и сверхмалых сельских поселений.

Исследование показало, что диверсификация сельской экономики имеет немаловажное значение для повышения устойчивости развития сельских территорий, т.к. обеспечивает рост занятости, увеличение доходов, повышение качества жизни сельского населения.

Направления диверсификации сельской экономики в регионах Сибири могут быть следующие: развитие предприятий пищевой и перерабатывающей промышленности, включая малый бизнес в сельской местности; открытие специализированных торговых точек на оптово-продовольственных рынках региона; организация предприятий лесоперерабатывающей и деревоперерабатывающей промышленности; развитие сельскохозяйственного рыбоводства; заготовка и переработка дикоросов; развитие предприятий кожевенной, овчинно-шубной, обувной, галантерейной промышленности; поддержка развития садоводства и огородничества; создание собственных энергосистем на базе использования нетрадиционных источников энергии; развитие сельскохозяйственного туризма; ресторанного бизнеса.

Библиографический список

1. Государственная Программа «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы». [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 14 июля

2012 г. № 717. Режим доступа http://www.mcx.ru/navigation/docfeeder/sh ow/342.htm.

2. Promoting Sustainable Agriculture and Rural Development: Agenda 21 Chapter 14. Rome: FAO, 1996.

3. Бондаренко Л.В. Проблемы развития сельских территорий // АПК: экономика, управление. - 2009. - № 12. - С. 24-31.

4. Першукевич П.М., Гриценко Г.М. Социально-экономическое развитие сельских территорий Алтайского края: опыт и проблемы // Достижение науки и техники АПК. —

2011. — № 6. — С. 11-13.

5. Федеральная целевая Программа «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014-2017 годы и на период до 2020 года». [Электронный ресурс]: Постановление Правительства Российской Федерации от 15 июля

2013 г. № 598. Режим доступа http://www.mcx.ru/documents/document/v 7_show/22047.342.htm

6. Богзыков Ю.С., Гольдварг Б.А., Дурду-сов С.Д. и др. Устойчивое развитие сельских территорий как фактор обеспечения экономической безопасности: монография / под общ. ред. Н.Л. Курепиной. — Элиста: Изд-во КГУ, 2009. — 232 с.

7. Бальжиров Б.Г. Сохранение и развитие малых сел — основа устойчивого развития сельских территорий Сибири // Новая экономика — новые подходы: матер. Междунар. конф. Байкальского экономического форума (14-15 сентября 2012 г., г. Улан-Удэ). — Улан-Удэ: Изд-во БГСХА им. В.Р. Филиппова,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2012. — С. 6-15.

8. Щетинина И.В., Борисова О.В. Формирование договорных отношений по поставкам продукции питания между товаропроизводителями и торговыми организациями в условиях таможенного союза и вступления России в ВТО // Вестник Сибирского университета потребительской кооперации. — 2013. — № 3 (6). — С. 29-13.

References

1. Gosudarstvennaya Programma «Razvitie sel'skogo khozyaistva i regulirovaniya rynkov sel'skokhozyaistvennoi produktsii, syr'ya i

prodovol'stviya na 2013-2020 gody». [Elektronnyi resurs]: Postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 14 iyulya 2012 g. N 717. Rezhim dostupa http://www.mcx.ru/ navigation/docfeeder/show/342.htm.

2. Promoting Sustainable Agriculture and Rural Development: Agenda 21 Chapter 14. Rome: FAO. - 1996.

3. Bondarenko L.V. Problemy razvitiya sel'skikh territorii / APK: ekonomika, upravlenie. - 2009. - № 12. - S. 24-31.

4. Pershukevich P.M., Gritsenko G.M. Sotsial'no-ekonomicheskoe razvitie sel'skikh territorii Altaiskogo kraya: opyt i problemy / Dostizhenie nauki i tekhniki APK. - 2011. -№ 6. - S. 1 1-13.

5. Federal'naya tselevaya Programma «Ustoichivoe razvitie sel'skikh territorii na 20142017 gody i na period do 2020 goda». [Elektronnyi resurs]: Postanovlenie Pravitel'stva Rossiiskoi Federatsii ot 15 iyulya 2013 g. № 598. Rezhim dostupa http://www.mcx.ru/ documents/document/v7_show/22047.342. htm.

6. Bogzykov Yu.S., Gol'dvarg B.A., Durdusov S.D. i dr. Ustoichivoe razvitie sel'skikh territorii kak faktor obespecheniya ekonomicheskoi bezopasnosti: [Monografiya] / Pod obshch. red. N.L. Kurepinoi — Elista: Izd-vo KGU, 2009. — 232 s.

7. Bal'zhirov B.G. Sokhranenie i razvitie malykh sel — osnova ustoichivogo razvitiya sel'skikh territorii Sibiri / Sokhranenie i razvitie malykh sel — osnova ustoichivogo razvitiya sel'skikh territorii Sibiri: Mater. krugl. stola Mezhdunar. konf. «Novaya ekonomika — novye podkhody» Baikal'skogo ekonomicheskogo foruma (14-15 sentyabrya 2012 g., Ulan-Ude). — Ulan-Ude: Izd-vo BGSKhA im. V.R.Filippova, 2012. — S. 6-15.

8. Shchetinina I.V., Borisova O.V. Formirovanie dogovornykh otnoshenii po postavkam produktsii pitaniya mezhdu tovaroproizvoditelyami i torgovymi organizatsiyami v usloviyakh tamozhennogo soyuza i vstupleniya Rossii v VTO / Vestnik Sibirskogo universiteta potrebitel'skoi kooperatsii. — 2013. — № 3 (6). — S. 29-13.

+ + +

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.