Научная статья на тему 'Приоритетные направления устойчивого развития сельских территорий региона'

Приоритетные направления устойчивого развития сельских территорий региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
202
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приоритетные направления устойчивого развития сельских территорий региона»

снизилась на 80 тыс. человек, т.е. на две трети общего уменьшения населения Пензенской области), в том числе и трудоспособной его части, усугубляет положение с трудовыми кадрами на селе.

Комплекс накопившихся с 90-х гг. производственных и социальных проблем вызывает интенсивный отток сельскохозяйственных работников. В результате агропромышленный комплекс испытывает недостаток профессиональных кадров.

Задача обеспечения продовольственной безопасности страны, поставленная в приоритетном национальном проекте «Развитие агропромышленного комплекса», диктует необходимость изменения и возрастания требований к качественным характеристикам и профессиональному составу сельскохозяйственных кадров.

Содействие решению задачи притока молодых специалистов в сельскую местность и закрепления их в аграрном секторе экономики предполагает необходимость формирования в сельской местности базовых условий социального комфорта, в том числе удовлетворения их первоочередной потребности в жилье.

Для обеспечения устойчивого социально-экономического развития сельских муниципальных образований и эффективного функционирования агропромышленного производства необходимо усилить государственную поддержку социального и инженерного обустройства сельских поселений, развития несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширения рынка труда, развития процессов самоуправления и на этой основе повысить качество и активизацию человеческого потенциала. Без значительной государственной поддержки в современных условиях сельские муниципальные образования не в состоянии эффективно участвовать в социальных реформах и удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения.

Исходя из задач социально-экономической политики страны на ближайший период и долгосрочную перспективу для преодоления критического положения в сфере социального развития села необходимо провести комплекс взаимоувязанных мероприятий.

Таким образом, необходимость разработки и реализации долгосрочной областной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года» обусловлена:

- социально-политической остротой проблемы и ее всеобъемлющим значением;

- необходимостью формирования базовых условий социального комфорта для расширенного воспроизводства и закрепления на селе трудовых ресурсов, обеспечивающих эффективное решение стратегических задач агропромышленного комплекса, в том числе в рамках приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса»;

- межотраслевым и межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов законодательной и исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, органов местного самоуправления, профсоюзных организаций агропромышленного комплекса и общественных объединений сельских жителей;

- необходимостью приоритетной государственной поддержки развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований.

Современная концепция экономического механизма развития сельской местности должна исходить из необходимости формирования в ней конкурентноспособной экономики, основанной на эффективном сельском хозяйстве, переработке его продукции, развитии промыслов, кустарного производства, производственной и социальной инфраструктуры, активном маркетинге. Необходимо использовать и возможности получения доходов от природных ресурсов, полезных ископаемых, аренды земли, размещения недвижимости, придорожной торговли, туризма.

Важно обеспечить разработку проектов и планов развития сельской местности с учетом комплекса природно-экономических и социальных условий, на основе всесторонней оценки ее потенциала. Речь может идти о разных типах сельской местности в зависимости от того, к чему сельские районы больше пригодны, например, к производству сельскохозяйственной продукции, ее переработки или к выполнению рекреационных функций.

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РЕГИОНА

Д.В. Ходос, к.э.н., доц. Красноярского государственного аграрного университета

С начала социально-экономических преобразований отечественного аграрного производства прошло 15 лет, но за данный период реформирования нам так и не удалось выйти на путь устойчивого развития АПК.

Сегодня Россия приступила к реализации приоритетных проектов развития своего общества, особое место в них отводится аграрной сфере, низкий уровень развития которой определяет необходимость решения сложив-

шейся проблемы устойчивого развития сельских территорий для каждого региона страны.

Общая негативная ситуация, наблюдающаяся в аграрном секторе России, привела к резкому снижению объемов производства основных видов сельскохозяйственной продукции и ухудшила финансовое состояние деятельности сельскохозяйственных предприятий крупнейшего в стране региона - Красноярского края.

Снижение объемов производства сельскохозяйственной продукции связано, прежде всего, с сокращением посевных площадей и поголовья скота. В 2005 г. размер посевных площадей к уровню 2001 г. составлял 83,1%, поголовье крупного рогатого скота - 72,4%. Уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций в 2005 г. составил 21,6%, средняя заработная плата в сельском хозяйстве - 4 098 р. в месяц, или 35,3% к среднемесячной оплате труда по всем предприятиям хозяйственного комплекса края. За 2005 г. получили отрицательный финансовый результат 34,5% всех сельскохозяйственных предприятий, что свидетельствует о сложном экономическом положении в аграрном производстве региона.

Нами была проведена комплексная оценка уровня экономического развития и воспроизводственных процессов в аграрных предприятиях края (238 сельскохозяйственных организаций). За основу был взят сводный (интегральный) показатель их оценки. Его критериальное значение позволило сгруппировать все предприятия по трем блокам: с устойчивым, простым и низким уровнем воспроизводства. Фактический уровень экономического развития сельскохозяйственного производства можно охарактеризовать следующим образом. Проблема расширенного воспроизводства существует у всех 36 административных районов края, причем 26 районов имеют низкий уровень воспроизводства, а в 5 сельских районах уровень весьма низок (отрицательное значение интегрального показателя развития производства).

Такая весьма критическая ситуация требует принятия неотложных действий по ее преодолению. Существующие механизмы позволяют нам сформировать два основных направления. К первому следует отнести целенаправленную комплексную программу государственной поддержки АПК, ко второму - рыночный механизм хозяйствования.

Активизация государственного протекционизма в управлении экономическими процессами в АПК должна быть направлена на формирование устойчивого развития сельского хозяйства и сельских территорий, под которым следует понимать их стабильное социальноэкономическое развитие, увеличение объема производства сельскохозяйственной продук-

ции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель (ФЗ РФ «О развитии сельского хозяйства» № 264-ФЗ от 29 декабря 2006 г.).

Задачей государства становится проведение государственной аграрной политики в рамках общей социально-экономической политики страны, основанной на формировании государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, принимаемой каждые пять лет. Принятый закон, к сожалению, не раскрывает механизма адресной бюджетной поддержки и направления средств в виде дотаций на устойчивое развитие сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Для современных условий хозяйствования, как показывают практика и научные исследования, приоритетным должно стать формирование гарантированной (защитной) цены на основные виды сельскохозяйственной продукции. Эта практика эффективно действует во всех развитых аграрных странах. Данное требование обусловлено обеспечением продовольственной безопасности регионов и государства.

Защитная цена рассчитывается с учетом нормативного уровня себестоимости и размера прибыли, достаточного для осуществления расширенного воспроизводства. Проведенные нами исследования показывают, что для устойчивого развития основных сельскохозяйственных отраслей АПК Красноярского края требуется государственных вливаний больше, чем было фактически выплачено в 2005 г. из бюджетов разных уровней. Так для эффективного регионального производства молока необходимо выделять дотаций в 4,3 раза больше, по мясу свиней и зерну - в 1,7 раза и 2,0 раза соответственно.

Для ведения расширенного воспроизводства и повышения устойчивости регионального АПК нужно переходить на вариант инновационного развития. Инновационный путь развития аграрного производства весьма не дешев, но это одно из реальных направлений снижения действия «затратного механизма» в сельскохозяйственном производстве, путем внедрения современных ресурсосберегающих технологий в отраслях АПК. Такая политика обусловлена, кроме прочего, и вступлением России в ВТО, при котором главная задача отечественного производителя состоит в создании конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции.

Положительный результат экономических преобразований возможен, только если они будут социально ориентированы. Низкая

оплата сельскохозяйственного труда становится главнейшей причиной широкомасштабной бедности сельского населения. Среди факторов сельской бедности - недостаточный уровень занятости трудоспособного населения и слабое развитие альтернативных видов трудовой деятельности. Другой составляющей является нежелание молодых специалистов ехать на село из-за отсутствия жилья, инфраструктуры и низких заработков.

Определенные шаги в решении данного национального вопроса уже предприняты. В России три года действует федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года». В Красноярском крае кадровое обеспечение агропромышленного производства регламентируется краевой Программой кадрового обеспечения АПК региона на 20042008 гг., реализация которой направлена на обеспечение АПК региона подготовленными квалифицированными специалистами и их закрепление на селе. В целом эффективность данной социальной и кадровой политики будет зависеть от строгого контроля за ходом ее проведения и должного объема финансирования.

Принятие рыночного направления управлением АПК формирует другой подход к развитию отечественного сельского хозяйства. Действенным рыночным механизмом хозяйствования становится усиление интеграционных процессов. Данное направление - эффективный способ соблюдения экономических интересов всех участников-партнеров в рамках системы агробизнеса.

Современная российская практика накопила большой опыт создания тех или иных форм интегрированных формирований. Так, на территории Красноярского края начала реализовываться программа кооперативного движения в аграрном производстве. В сельских территориях начинают организовываться производственные, сбытовые и кредитные кооперативы. Это позволит взаимодействовать базовым коллективным предприятиям с личными подсобными хозяйствами, которые как индивидуальные производители сообща смогут наладить производство и сбыт своей продукции (молоко, мясо, овощи, картофель). Такая модель позволит снять социальное напряжение на селе, создаст рабочие места, увеличит доходность сельчанина. Крепкий рентабельный кооператив станет лучшим партнером муниципальной власти в решении социально-бытовых проблем сельской территории.

Администрация региона обеспечивает поддержку кооперативов по четырем направ-

лениям: кооперативу гарантируется получение банковского кредита; плата за кредит будет относительно невысокой, благодаря субсидированию процентной ставки; кооперативу будет возмещено до 25% расходов на приобретение сельскохозяйственной техники, машин и оборудования для нужд основного производства; кооператив может рассчитывать на дотацию из краевого бюджета в зависимости от объемов производимой продукции.

В настоящее время разработан гарантийный механизм, позволяющий привлечь в аграрный сектор края не менее 2 млрд р. банковских кредитов. В течение трех лет предполагается создать свыше 200 кооперативов. По итогам их работы будут отобраны пилотные территории для реализации программы возрождения села. Их опыт позволит оценить результаты, скорректировать подходы и распространить лучшую практику на весь регион.

Значимым резервом устойчивого развития производства становится формирование нового механизма внутрихозяйственных отношений, который основывается на известных классических принципах организации производства - управлении затратами на основе развития моделей хозяйственного расчета. Главное в развитии хозрасчетных отношений - это адаптация их формы и содержания к реальным экономическим условиям.

Сегодня для успешной работы на принципах хозрасчета в каждой организации необходимо разработать механизм экономической ответственности, регулирования отношений на основе выравнивания экономических условий хозяйствования как по вертикали (администра-ция-производственные подразделения), так и по горизонтали (между подразделениями и структурами управления). В целом представленный механизм организации хозрасчетных отношений будет действенным и эффективным в случае его дифференциации в зависимости от уровня экономического положения предприятия и условий, в которых оно работает.

В заключении хочется подчеркнуть, что отечественный аграрный сектор, формирующийся при непосредственном участии каждого региона, имеет большие потенциальные возможности и перспективы. Но для их реализации нужны новые экономические и социальные условия, которые бы изменили менталитет сельского хозяйства и обеспечили достойное отношение к этой отрасли народнохозяйственного комплекса страны, от которой зависит продовольственная безопасность и уровень питания всех слоев населения России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.