снизилась на 80 тыс. человек, т.е. на две трети общего уменьшения населения Пензенской области), в том числе и трудоспособной его части, усугубляет положение с трудовыми кадрами на селе.
Комплекс накопившихся с 90-х гг. производственных и социальных проблем вызывает интенсивный отток сельскохозяйственных работников. В результате агропромышленный комплекс испытывает недостаток профессиональных кадров.
Задача обеспечения продовольственной безопасности страны, поставленная в приоритетном национальном проекте «Развитие агропромышленного комплекса», диктует необходимость изменения и возрастания требований к качественным характеристикам и профессиональному составу сельскохозяйственных кадров.
Содействие решению задачи притока молодых специалистов в сельскую местность и закрепления их в аграрном секторе экономики предполагает необходимость формирования в сельской местности базовых условий социального комфорта, в том числе удовлетворения их первоочередной потребности в жилье.
Для обеспечения устойчивого социально-экономического развития сельских муниципальных образований и эффективного функционирования агропромышленного производства необходимо усилить государственную поддержку социального и инженерного обустройства сельских поселений, развития несельскохозяйственных видов деятельности в сельской местности, расширения рынка труда, развития процессов самоуправления и на этой основе повысить качество и активизацию человеческого потенциала. Без значительной государственной поддержки в современных условиях сельские муниципальные образования не в состоянии эффективно участвовать в социальных реформах и удовлетворении основных жизненных потребностей проживающего на их территории населения.
Исходя из задач социально-экономической политики страны на ближайший период и долгосрочную перспективу для преодоления критического положения в сфере социального развития села необходимо провести комплекс взаимоувязанных мероприятий.
Таким образом, необходимость разработки и реализации долгосрочной областной целевой программы «Социальное развитие села до 2010 года» обусловлена:
- социально-политической остротой проблемы и ее всеобъемлющим значением;
- необходимостью формирования базовых условий социального комфорта для расширенного воспроизводства и закрепления на селе трудовых ресурсов, обеспечивающих эффективное решение стратегических задач агропромышленного комплекса, в том числе в рамках приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса»;
- межотраслевым и межведомственным характером проблемы, необходимостью привлечения к ее решению органов законодательной и исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях, органов местного самоуправления, профсоюзных организаций агропромышленного комплекса и общественных объединений сельских жителей;
- необходимостью приоритетной государственной поддержки развития социальной сферы и инженерной инфраструктуры сельских муниципальных образований.
Современная концепция экономического механизма развития сельской местности должна исходить из необходимости формирования в ней конкурентноспособной экономики, основанной на эффективном сельском хозяйстве, переработке его продукции, развитии промыслов, кустарного производства, производственной и социальной инфраструктуры, активном маркетинге. Необходимо использовать и возможности получения доходов от природных ресурсов, полезных ископаемых, аренды земли, размещения недвижимости, придорожной торговли, туризма.
Важно обеспечить разработку проектов и планов развития сельской местности с учетом комплекса природно-экономических и социальных условий, на основе всесторонней оценки ее потенциала. Речь может идти о разных типах сельской местности в зависимости от того, к чему сельские районы больше пригодны, например, к производству сельскохозяйственной продукции, ее переработки или к выполнению рекреационных функций.
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ РЕГИОНА
Д.В. Ходос, к.э.н., доц. Красноярского государственного аграрного университета
С начала социально-экономических преобразований отечественного аграрного производства прошло 15 лет, но за данный период реформирования нам так и не удалось выйти на путь устойчивого развития АПК.
Сегодня Россия приступила к реализации приоритетных проектов развития своего общества, особое место в них отводится аграрной сфере, низкий уровень развития которой определяет необходимость решения сложив-
шейся проблемы устойчивого развития сельских территорий для каждого региона страны.
Общая негативная ситуация, наблюдающаяся в аграрном секторе России, привела к резкому снижению объемов производства основных видов сельскохозяйственной продукции и ухудшила финансовое состояние деятельности сельскохозяйственных предприятий крупнейшего в стране региона - Красноярского края.
Снижение объемов производства сельскохозяйственной продукции связано, прежде всего, с сокращением посевных площадей и поголовья скота. В 2005 г. размер посевных площадей к уровню 2001 г. составлял 83,1%, поголовье крупного рогатого скота - 72,4%. Уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций в 2005 г. составил 21,6%, средняя заработная плата в сельском хозяйстве - 4 098 р. в месяц, или 35,3% к среднемесячной оплате труда по всем предприятиям хозяйственного комплекса края. За 2005 г. получили отрицательный финансовый результат 34,5% всех сельскохозяйственных предприятий, что свидетельствует о сложном экономическом положении в аграрном производстве региона.
Нами была проведена комплексная оценка уровня экономического развития и воспроизводственных процессов в аграрных предприятиях края (238 сельскохозяйственных организаций). За основу был взят сводный (интегральный) показатель их оценки. Его критериальное значение позволило сгруппировать все предприятия по трем блокам: с устойчивым, простым и низким уровнем воспроизводства. Фактический уровень экономического развития сельскохозяйственного производства можно охарактеризовать следующим образом. Проблема расширенного воспроизводства существует у всех 36 административных районов края, причем 26 районов имеют низкий уровень воспроизводства, а в 5 сельских районах уровень весьма низок (отрицательное значение интегрального показателя развития производства).
Такая весьма критическая ситуация требует принятия неотложных действий по ее преодолению. Существующие механизмы позволяют нам сформировать два основных направления. К первому следует отнести целенаправленную комплексную программу государственной поддержки АПК, ко второму - рыночный механизм хозяйствования.
Активизация государственного протекционизма в управлении экономическими процессами в АПК должна быть направлена на формирование устойчивого развития сельского хозяйства и сельских территорий, под которым следует понимать их стабильное социальноэкономическое развитие, увеличение объема производства сельскохозяйственной продук-
ции, повышение эффективности сельского хозяйства, достижение полной занятости сельского населения и повышение уровня его жизни, рациональное использование земель (ФЗ РФ «О развитии сельского хозяйства» № 264-ФЗ от 29 декабря 2006 г.).
Задачей государства становится проведение государственной аграрной политики в рамках общей социально-экономической политики страны, основанной на формировании государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, принимаемой каждые пять лет. Принятый закон, к сожалению, не раскрывает механизма адресной бюджетной поддержки и направления средств в виде дотаций на устойчивое развитие сельскохозяйственных товаропроизводителей.
Для современных условий хозяйствования, как показывают практика и научные исследования, приоритетным должно стать формирование гарантированной (защитной) цены на основные виды сельскохозяйственной продукции. Эта практика эффективно действует во всех развитых аграрных странах. Данное требование обусловлено обеспечением продовольственной безопасности регионов и государства.
Защитная цена рассчитывается с учетом нормативного уровня себестоимости и размера прибыли, достаточного для осуществления расширенного воспроизводства. Проведенные нами исследования показывают, что для устойчивого развития основных сельскохозяйственных отраслей АПК Красноярского края требуется государственных вливаний больше, чем было фактически выплачено в 2005 г. из бюджетов разных уровней. Так для эффективного регионального производства молока необходимо выделять дотаций в 4,3 раза больше, по мясу свиней и зерну - в 1,7 раза и 2,0 раза соответственно.
Для ведения расширенного воспроизводства и повышения устойчивости регионального АПК нужно переходить на вариант инновационного развития. Инновационный путь развития аграрного производства весьма не дешев, но это одно из реальных направлений снижения действия «затратного механизма» в сельскохозяйственном производстве, путем внедрения современных ресурсосберегающих технологий в отраслях АПК. Такая политика обусловлена, кроме прочего, и вступлением России в ВТО, при котором главная задача отечественного производителя состоит в создании конкурентоспособной сельскохозяйственной продукции.
Положительный результат экономических преобразований возможен, только если они будут социально ориентированы. Низкая
оплата сельскохозяйственного труда становится главнейшей причиной широкомасштабной бедности сельского населения. Среди факторов сельской бедности - недостаточный уровень занятости трудоспособного населения и слабое развитие альтернативных видов трудовой деятельности. Другой составляющей является нежелание молодых специалистов ехать на село из-за отсутствия жилья, инфраструктуры и низких заработков.
Определенные шаги в решении данного национального вопроса уже предприняты. В России три года действует федеральная целевая программа «Социальное развитие села до 2010 года». В Красноярском крае кадровое обеспечение агропромышленного производства регламентируется краевой Программой кадрового обеспечения АПК региона на 20042008 гг., реализация которой направлена на обеспечение АПК региона подготовленными квалифицированными специалистами и их закрепление на селе. В целом эффективность данной социальной и кадровой политики будет зависеть от строгого контроля за ходом ее проведения и должного объема финансирования.
Принятие рыночного направления управлением АПК формирует другой подход к развитию отечественного сельского хозяйства. Действенным рыночным механизмом хозяйствования становится усиление интеграционных процессов. Данное направление - эффективный способ соблюдения экономических интересов всех участников-партнеров в рамках системы агробизнеса.
Современная российская практика накопила большой опыт создания тех или иных форм интегрированных формирований. Так, на территории Красноярского края начала реализовываться программа кооперативного движения в аграрном производстве. В сельских территориях начинают организовываться производственные, сбытовые и кредитные кооперативы. Это позволит взаимодействовать базовым коллективным предприятиям с личными подсобными хозяйствами, которые как индивидуальные производители сообща смогут наладить производство и сбыт своей продукции (молоко, мясо, овощи, картофель). Такая модель позволит снять социальное напряжение на селе, создаст рабочие места, увеличит доходность сельчанина. Крепкий рентабельный кооператив станет лучшим партнером муниципальной власти в решении социально-бытовых проблем сельской территории.
Администрация региона обеспечивает поддержку кооперативов по четырем направ-
лениям: кооперативу гарантируется получение банковского кредита; плата за кредит будет относительно невысокой, благодаря субсидированию процентной ставки; кооперативу будет возмещено до 25% расходов на приобретение сельскохозяйственной техники, машин и оборудования для нужд основного производства; кооператив может рассчитывать на дотацию из краевого бюджета в зависимости от объемов производимой продукции.
В настоящее время разработан гарантийный механизм, позволяющий привлечь в аграрный сектор края не менее 2 млрд р. банковских кредитов. В течение трех лет предполагается создать свыше 200 кооперативов. По итогам их работы будут отобраны пилотные территории для реализации программы возрождения села. Их опыт позволит оценить результаты, скорректировать подходы и распространить лучшую практику на весь регион.
Значимым резервом устойчивого развития производства становится формирование нового механизма внутрихозяйственных отношений, который основывается на известных классических принципах организации производства - управлении затратами на основе развития моделей хозяйственного расчета. Главное в развитии хозрасчетных отношений - это адаптация их формы и содержания к реальным экономическим условиям.
Сегодня для успешной работы на принципах хозрасчета в каждой организации необходимо разработать механизм экономической ответственности, регулирования отношений на основе выравнивания экономических условий хозяйствования как по вертикали (администра-ция-производственные подразделения), так и по горизонтали (между подразделениями и структурами управления). В целом представленный механизм организации хозрасчетных отношений будет действенным и эффективным в случае его дифференциации в зависимости от уровня экономического положения предприятия и условий, в которых оно работает.
В заключении хочется подчеркнуть, что отечественный аграрный сектор, формирующийся при непосредственном участии каждого региона, имеет большие потенциальные возможности и перспективы. Но для их реализации нужны новые экономические и социальные условия, которые бы изменили менталитет сельского хозяйства и обеспечили достойное отношение к этой отрасли народнохозяйственного комплекса страны, от которой зависит продовольственная безопасность и уровень питания всех слоев населения России.