Научная статья на тему 'Приоритетные направления таджикско-российских отношений на рубеже XX-XXI вв'

Приоритетные направления таджикско-российских отношений на рубеже XX-XXI вв Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1041
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕЗАВИСИМОСТЬ / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / ТАДЖИКСКО-РОССИЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / МЕЖРЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ЭКОНОМИКА / ГУМАНИТАРНАЯ СФЕРА / ИНВЕСТИЦИИ / РАЗВИТИЕ / INDEPENDENCE / FOREIGN POLICY / TAJIK-RUSSIAN RELATIONS / INTERREGINAL COLLABORATION / ECONOMY / HUMANITARIAN SPHERE / INVESTITURES / DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Алиева Рафоат Рашидовна

Статья посвящена становлению и развитию таджикско-российских отношений в годы независимости. Анализируются пути формирования внешней политики Республики Таджикистан. Отмечено, что одним из главных направлений внешней политики РТ явилось развитие прямых и многосторонних отношений с Российской Федерацией. Обобщен процесс развития многосторонних отношений Республики Таджикистан с Российской Федерацией. Определяются приоритеты в таджикско-российских отношениях в экономике, политике, в гуманитарной сфере. Констатируется, что взаимодействие Российской Федерации и Республики Таджикистан в гуманитарной сфере было направлено на сохранение единого научно-образовательного и культурного пространства. Отражены политические контакты Таджикистана и России, отмечены постоянные рабочие встречи двух президентов, результаты которых во многом определяют ритм и динамику развития межгосударственных связей. Характеризуя нынешнее состояние таджикско-российских отношений, автор делает вывод, что они продолжают сохранять стабильность, имея тенденцию к поэтапному расширению, содействуя всемерному укреплению дружбы и взаимопонимания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITY STREAMLINES OF TAJIK-RUSSIAN RELATIONS AT THE JUNCTION OF THE XX-TH -THE XX-ST CENTURIES

The article dwells on the formation and development of Tajik-Russian relations in the years of independence. The ways of formation of foreign policy of Tajikistan Republic are analyzed. The author outlines that one of the principal trends of TR foreign policy is a development of direct and multisided relations with the Russian Federation. The process of the development of manysided relations between Tajikistan Republic with Russian Federation is generalized. The author states that for today Tajikistan and Russia as equal subjects of international relations struck 250 normative-legal documents regulating actually all key positions of their collaboration. Priorities in Tajik-Russian relations in economy, politics and humanitarian sphere are being determined. Reflecting political contracts between Tajikistan and Russian the author constantly speaks about our two presidents ' working meetings whose results determine undoubtedly in much the rhythm and dynamics of the development of interstatal ties. Characterizing the present state of Tajik-Russian relations the author comes to the conclusion that they continue to retain stability inclining towards stage by stage extension, promoting utmost consolidation of friendship and mutual understanding.

Текст научной работы на тему «Приоритетные направления таджикско-российских отношений на рубеже XX-XXI вв»

07 00 15 ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ 07 00 15 HISTORY OF INTERNATIONAL RELATIONS

УДК 327 ББК 66.4

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ Алиева Рафоат Рашидовна,

ТАДЖИКСКО-РОССИЙСКИХ кандидат исторических наук, доцент

ОТНОШЕНИИ НА РУБЕЖЕ XX-

XXI ВВ.

кафедры общеобразовательных дисциплин Института экономики и торговли ТГУК (Таджикистан, Худжанд)

PRIORITY STREAMLINES OF Aliyeva Rafoat Rashidovna, TAJIK-RUSSIAN RELATIONS AT candidate of historical sciences, Associate

Professor of the department of general educational disciplines of the Institute of Economy and Trade under the Tajik State University of Commerce (Tajikistan, Khujand)

THE JUNCTION OF THE XX-TH -THE XX-ST CENTURIES

Ключевые слова: независимость, внешняя политика, таджикско-российские отношения, межрегиональное сотрудничество, экономика, гуманитарная сфера, инвестиции, развитие

Статья посвящена становлению и развитию таджикско-российских отношений в годы независимости. Анализируются пути формирования внешней политики Республики Таджикистан. Отмечено, что одним из главных направлений внешней политики РТ явилось развитие прямых и многосторонних отношений с Российской Федерацией. Обобщен процесс развития многосторонних отношений Республики Таджикистан с Российской Федерацией. Определяются приоритеты в таджикско-российских отношениях в экономике, политике, в гуманитарной сфере. Констатируется, что взаимодействие Российской Федерации и Республики Таджикистан в гуманитарной сфере было направлено на сохранение единого научно-образовательного и культурного пространства. Отражены политические контакты Таджикистана и России, отмечены постоянные рабочие встречи двух президентов, результаты которых во многом определяют ритм и динамику развития межгосударственных связей. Характеризуя нынешнее состояние таджикско-российских отношений, автор делает вывод, что они продолжают сохранять стабильность, имея тенденцию к поэтапному расширению, содействуя всемерному укреплению дружбы и взаимопонимания.

Key words: independence, foreign policy, Tajik-Russian relations, interreginal collaboration, economy, humanitarian sphere, investitures, development

The article dwells on the formation and development of Tajik-Russian relations in the years of independence. The ways of formation of foreign policy of Tajikistan Republic are analyzed. The author outlines that one of the principal trends of TR foreign policy is a development of direct and multisided relations with the Russian Federation. The process of the development of

manysided relations between Tajikistan Republic with Russian Federation is generalized. The author states that for today Tajikistan and Russia as equal subjects of international relations struck 250 normative-legal documents regulating actually all key positions of their collaboration.

Priorities in Tajik-Russian relations in economy, politics and humanitarian sphere are being determined. Reflecting political contracts between Tajikistan and Russian the author constantly speaks about our two presidents ' working meetings whose results determine undoubtedly in much the rhythm and dynamics of the development of interstatal ties.

Characterizing the present state of Tajik-Russian relations the author comes to the conclusion that they continue to retain stability inclining towards stage by stage extension, promoting utmost consolidation of friendship and mutual understanding.

Обретение государственной независимости открыло для Республики Таджикистан возможность самостоятельно проводить внешнюю политику, определять направления и приоритеты межгосударственных отношений.

Одним их условий реальной независимости каждого государства является признание его мировым сообществом. Республика Таджикистан после достижения подлинной независимости была признана авторитетными государствами, играющими важнейшую роль на международной арене. На сегодняшний день государственную независимость Республики Таджикистан официально признали более 135 стран мира, 125 из них установили с нашей страной дипломатические отношения, 44 государства имеют в Таджикистане постоянных послов или послов по совместительству [2, с. 137]. В республике функционируют 100 представительств международных и неправительственных организаций и финансовых институтов.

За короткий исторический период независимости в Таджикистане проведена огромная работа по становлению республики как суверенного государства. Созданы и функционируют внешнеполитическая инфраструктура и каналы связи РТ с внешним миром, которые последовательно расширяются и включают новые страны.

Выявление наиболее приоритетных направлений внешней политики позволило Таджикистану выработать собственные пути вхождения в мировое сообщество. Одним из них является развитие прямых и многосторонних отношений, а также укрепление равноправных связей с суверенной Россией и опора на ее потенциал. При определении Таджикистаном внешней и внутренней политики учитывалось, что на протяжении более 70 лет Таджикистан и Россия, находясь в составе бывшего Союза, были неразрывно связаны друг с другом во всех сферах жизни, экономики и культуры. Корни этих связей уходят в еще более отдаленное прошлое. Если учесть реальное влияние России на жизнь Таджикистана, его судьбу и будущее, то следует объективно принять, что значение этого сотрудничества достаточно велико [3,с.10].

Таджикско-российские отношения обрели новое значение с распадом СССР, в условиях независимости у обоих государств кардинальным образом изменились подходы к формированию внутренней и внешней политики. Несмотря на то, что с обретением независимости у обоих государств определились новые внешнеполитические ориентиры, тем не менее, таджикско-российские отношения носили устойчивый характер и имели тенденцию к частой координации усилий, направленных на сближение двух стран.

В новых исторических условиях государственной независимости между Таджикистаном и Россией 8 апреля 1992 г. были установлены дипломатические

отношения. Подписанный 25 мая 1993 г. договор «О дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией», а также договор «О союзническом взаимоотношении между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией, ориентированном на XXI век» от 16 апреля 1999 г. подвели прочную политико - правовую основу под многоплановое сотрудничество между двумя странами, затрагивая различные сферы двустороннего сотрудничества в политической, военной, экономической, торговой и культурно-образовательной сферах [12, с. 22]. Оба эти договора как политико-правовые документы определили приоритетные направления долгосрочного сотрудничества Республики Таджикистан с Российской Федерацией. За прошедшие годы, после подписания и ратификации этих важнейших документов, таджикско-российские отношения выдержали испытание временем. Данные документы, составляющие основу двусторонней договорно-правовой базы, позволили упрочить межгосударственные связи во всех сферах жизни. На сегодняшний день насчитывается более 230 межгосударственных, межправительственных и межведомственных соглашений, позволивших упрочить межгосударственные связи, регулирующие практически все ключевые позиции их сотрудничества и охватывающие все сферы жизни общества: политику, экономику, торговлю, военно-техническую, гуманитарную, гражданскую оборону, помощь при чрезвычайных ситуациях и многие другие области [7, с. 2].

Стремление народов к общению друг с другом, бесспорно, является основополагающей предпосылкой для международного сотрудничества. И все же без политической воли, личных контактов лидеров государств и характера отношений между ними в целом даже в нынешние времена невозможно достичь необходимых результатов в налаживании и развитии данного сотрудничества.

В укреплении партнерских и союзнических отношений, углублении и развитии двусторонних связей особый тон задают главы двух государств, придавшие двустороннему сотрудничеству особый статус стратегического партнерства. В связи с этим, следует отдельно отметить постоянные рабочие встречи двух наших президентов, результаты которых, несомненно, во многом определяют ритм и динамику развития таджикско-российских отношений. В их числе визиты Президента РТ Эмомали Рахмона в Российскую Федерацию (апрель 2001 г., июнь 2004 г. в Москву, октябрь 2005 г. и июнь 2007 г. - в Санкт-Петербург, октябрь 2007 г. - в Челябинск, август 2013 г.- в Ново-Огарево, и т.д.) и визиты в Душанбе Президента РФ В.В. Путина (ноябрь 1999 г., июль 2000 г., октябрь 2001 г., апрель 2003 г., официальные визиты главы государства в октябре 2004 г., в августе 2008 г., в сентябре 2011 г., в октябре 2012 г.).

Высокому качеству взаимодействия между двумя государствами способствует в первую очередь интенсивность политических контактов лидеров двух стран. В ходе регулярных рабочих встреч президентов двух стран предметно рассматриваются самые актуальные вопросы двусторонних и многосторонних отношений, определяются их приоритетные направления и перспективы дальнейшего углубления. Важную роль в деле поддержания высокого уровня отношений между государствами играет активность политического руководства Таджикистана, проявляющего постоянную заинтересованность в продвижении совместных энергетических и других важных проектов.

В связи с этим следует отметить, что отношения между Россией и Таджикистаном вступили в новую фазу после встречи президентов в Сочи в июне 2004 г. Президент

Республики Таджикистан Эмамали Рахмон и Президент Российской Федерации Владимир Путин на высшем уровне, с учетом национальных интересов сторон, заложили договорно-правовую базу, определили приоритетные направления сотрудничества [14, с. 50].

Качественно новым можно считать этап таджикско-российских отношений с момента первого официального визита Президента Российской Федерации Владимира Путина в Республику Таджикистан, который состоялся 16-17 октября 2004 года. Были подведены итоги многолетней совместной работы по всем направлениям сотрудничества, найдено пакетное решение многих важнейших вопросов с учетом интересов обеих сторон. Появился новый блок договоров и соглашений, охвативших важнейшие стороны межгосударственных отношений, получивших юридическое обеспечение во многих сферах деятельности. В ходе визита было подписано 14 важных соглашений, которые заложили фундамент дальнейшего развития экономических, торговых и культурных взаимоотношений [11, с.16].

За годы независимости тесные рабочие контакты сложились между парламентами двух государств. Стороны на регулярной основе обмениваются парламентскими делегациями на различном уровне. В ходе встреч и переговоров по этой линии уделяется постоянное внимание актуальным вопросам общественно-политической жизни двух стран, а также проблемам двусторонних отношений. Контакты на парламентском уровне играют довольно заметную роль в сближении национальных законодательств, разработке законов и рекомендательных законодательных актов, включая сферу рыночной экономики.

Важное место в таджикско-российских отношениях занимает военно-техническое сотрудничество, которое продолжает плодотворно и эффективно развиваться. Руководство республики высоко оценивает роль России как гаранта мира и стабильности в регионе. Здесь необходимо особо отметить роль Российской Федерации как государства — наблюдателя при межтаджикских переговорах, которое существенным и благотворным образом воздействовало на весь ход переговорного процесса и прекращение боевых столкновений противоборствующих сторон, а также усилия руководства России по установлению мира и спокойствия в нашей стране.

Продолжается интенсивное сотрудничество по вопросам строительства и дальнейшего укрепления Вооруженных сил РТ. На взаимосогласованных началах осуществляется совместная охрана таджикско-афганской границы, которая является южным рубежом Содружества Независимых Государств.

Россия на постоянной основе оказывает помощь Министерству обороны Республики Таджикистан в обеспечении военной техникой, оборудованием, специалистами, обучении военных кадров. Взаимодействие силовых структур двух стран в подготовке кадров, техническом и боевом оснащении во многом позволило Таджикистану к настоящему времени опереться уже на собственные возможности в решении вопросов безопасности. Нельзя не сказать и о том, что Россией и Таджикистаном совместно решаются проблемы, связанные с растущей угрозой проникновения наркотиков в Россию и далее в Европу. По линии антинаркотических ведомств действует Программа по оказанию содействия АКН, в соответствии с которой ФСКН России в течение 2012-2014 гг. выделило Агентству помощь в объеме 5 млн. 400 тыс. долл. США [4, с. 1]. Задача противостояния этому вызову XXI века и в будущем, несомненно, потребует самого тесного взаимодействия двух государств.

Важнейшими проблемами для обоих государств являются: воздействие на мировые процессы в целях формирования стабильного, нового, демократического, многополярного

нового миропорядка, основанного на общепризнанных нормах международного права, сотрудничество во имя безопасности в рамках международных, региональных и субрегиональных организаций в процессе решения задач, совпадающих с национальными интересами обеих стран и партнеров по СНГ. Наглядным доказательством скоординированных действий двух государств на международной арене может стать их единая позиция по вопросу урегулирования проблемы Афганистана, совместные шаги, предпринимаемые для установления мира и стабильности на многострадальной афганской земле, а также экономического возрождения страны.

Таджикистан и Россия имеют общие позиции по большинству концептуальных вопросов международной и региональной политики и интеграционного взаимодействия. При этом особое значение придается вопросам эффективного сотрудничества в рамках таких международных и региональных организаций, как ООН, ОБСЕ, СНГ, ШОС, ОДКБ. Две страны, тесно сотрудничая в этих организациях, оказывают друг другу максимальную поддержку по наиболее важным вопросам, затрагивающим жизненные интересы наших стран.

Реализация стратегического партнерства предполагает, разумеется, и развитое экономическое сотрудничество. В силу объективных обстоятельств, прежде всею из-за гражданского конфликта в Таджикистане и его последствий, а также экономических проблем РФ, связанных с переходом к рыночной экономике в 90-е годы прошлого века, этому аспекту взаимоотношений двух государств не уделялось должного внимания. Лишь начиная с 2006 года российско-таджикские торгово-экономические отношения стали динамично развиваться. Россия становится одним из основных торговых партнеров Таджикистана, ее доля в общем объеме внешнеторгового оборота республики на сегодня составляет около 30 процентов. Если в 2001 году объем внешнеторгового оборота между двумя странами составил 234 млн. долларов США, или 17,5 процента от общего объема внешнеторгового оборота Таджикистана, то взаимный товарооборот в 2014 году уже достиг 1,2 млрд. долларов, тогда как ещё в 2012 г. он был менее 1 миллиарда, увеличившись по сравнению с 2012 г. на 2,7%. Россия из года в год наращивает экспорт товаров в Таджикистан. Если в 2012 году сумма экспорта составляла 92,5 млн. долларов США, то в 2014 году - соответственно 105,0 и 129,4 млн. долларов США [4, с. 2], что, безусловно, свидетельствует о динамичном развитии торгово-экономических связей между нашими странами.

В Таджикистан в основном поставляется продукция предприятий нефтехимической, машиностроительной, оборонной и пищевой промышленности, древесина и изделия из нее. В свою очередь Таджикистан, кроме алюминия и хлопка, экспортирует в Россию, хотя и в незначительном количестве, овощи, фрукты, орехи и др.

В настоящее время в Таджикистане зарегистрированы и работают в различных отраслях экономики около 70-ти совместных предприятий с участием российского капитала, прямые инвестиции которых составили 1 млн. 900 тыс. долларов США. При содействии российских проектных организаций разработаны технико - экономические обоснования поэтапного строительства Рогунской ГЭС, создания совместного предприятия на базе Адрасманского ГОКа и месторождения «Восточный и Западный Конимансур» в Согдийской области РТ с последующим освоением месторождения «Большой Конимансур». Эти факты послужили тому, что в ноябре 2005 года ОАО «Норильский никель» и некоторые другие российские компании выразили намерение

о добыче серебра на крупнейшем в мире месторождении серебра и свинца «Большой Кони мансур» в Согдийской области Таджикистана.

Российские компании «ВымпелКом» (торговая марка «Билайн») и ОАО «МегаФон» уверенно вышли на рынок сотовой связи в Таджикистане. ЗАО «ВымпелКом» приобрело за 12 млн. долл. контрольный пакет акций ООО «Таком» (60%), и в настоящее время его абонентская база превысила 100 тыс. человек. Компания планирует вложить в развитие еще 20 млн. долл. ОАО «МегаФон» приобрело 75 % акций компании «ТТ-моЫле», его абонентская база превысила 150 тыс. чел. Обе компании активно внедряют технологии связи 3-го поколения, позволяющие осуществлять высокосортный доступ в Интернет, смотреть телепередачи и т.д. [14, с. 4].

Российская компания «Русские отели» через свою фирму ООО «Созидание» профинансировало строительство в городе Душанбе пятизвездночного отеля «Хайят» на 240 номеров и бизнес-центра. В ходе строительства было создано около 450 рабочих мест, в основном это местные граждане. Строительство отеля завершено в сроки, определенные соглашением. До конца 2007 года планировалось освоить около 100 млн. долл. по обоим объектам. [14, с. 4]. ООО «ЖилКапИнвест» проинвестировало строительство жилого элитного дома «Пойтахт-80» в г. Душанбе. Всего должно быть построено 7 жилых секций элитного уровня, каждая общей площадью 1000 кв. м. Общая стоимость проекта составляет 41 млн. долл. [4, с. 4].

Повышению эффективности продвижения продукции, промышленных товаров и услуг на таджикский рынок, а также развитию торгово - экономических связей, реализации инвестиционных программ России и Таджикистана способствовала первая Российская национальная выставка, которая проходила в Душанбе с 29 ноября по 2 декабря 2005 года в Душанбе. В церемонии торжественного открытия выставки принимали участие Чрезвычайный и Полномочный Посол России в Таджикистане Рамазан Абдулатипов, заместитель гендиректора по совместным проектам «РУСАЛ» Сергей Анненков, председатель правления РАО «ЕЭС» Анатолий Чубайс, замдиректора департамента госрегулирования внешнеторговой деятельности и таможенного дела Минэкономразвития РФ В. Зигман, глава делегации РФ Б. Пастухов, губернаторы регионов России; представители крупных российских компаний и другие официальные лица [1, с. 2].

В работе выставки приняли участие предприятия из 30 российских регионов. Среди них: ОАО «Русал», РАО «ЕЭС России», ОАО «Камаз», ООО УК «РусПромАвто», «КОМИТЕКС», «Русское хлопковое сообщество», «Агромашхолдинг», научно -исследовательские институты, торгово - промышленные палаты регионов и субъектов РФ. Свою продукцию на ней представили около 60 российских компаний, а также финансово - инвестиционные компании, банки, фонды, торгово - экономические объединения. Титульным спонсором мероприятия выступила компания « Русал» [1, с. 2].

В рамках Российской национальной выставки прошел Экономический Форум «Россия и Таджикистан: реальность и перспективы», на котором были обсуждены вопросы правового обеспечения торгово - экономического сотрудничества, правового регулирования процессов трудовой миграции, перспективы интеграции валютно -финансовых рынков, инвестиционной привлекательности РТ для российских инвесторов. В Форуме приняли участие представители Секретариата Исполнительного

и Интеграционного Комитетов ЕврАзЭС, Управления Роструда и Федеральной миграционной службы, руководители многочисленных ТПП России. Таджикская сторона была представлена министерствами и их подведомственными организациями, крупными банками, в том числе и международными, аккредитованными в РТ, страховыми компаниями страны.

Содействие формированию единого экономического пространства и углублению интеграционных процессов способствовали также тематические круглые столы по вопросам двустороннего торгово - экономического сотрудничества в рамках ЕврАзЭС, трудовой миграции, развития межрегионального сотрудничества и интеграции валютно - финансовых рынков, которые прошли в рамках Российской национальной выставки в Душанбе в ноябре 2005 года. Представители российских и таджикских предприятий, компаний и фирм провели индивидуальные переговоры с целью налаживания контактов и развития взаимовыгодного экономического сотрудничества [6, с. 2].

Углублению интеграционных процессов, а также укреплению дружбы, доверия и взаимосвязей деловых кругов способствовали все мероприятия, проходившие в рамках Российской национальной выставки. В послании президента РТ Эмомали Рахмона участникам выставки и экономического Форума говорится: «Добрые отношения между странами создали в стратегическом плане фундамент для партнерства. Общая история, единое экономическое пространство, объединяющее Таджикистан и Россию, стали естественной базой для дальнейшего партнерства. Руководство обеих стран прилагает все усилия для того, чтобы обогатить наши связи новыми примерами. Я уверен, что в скором времени мы станем свидетелями новых взаимоотношений, возникших при помощи данной выставки» [10, с. 2]. Организаторами выставки стали Министерство экономического развития и торговли России, торгово - промышленные палаты РТ и РФ при содействии президента, Правительства РТ и Посольства Российской Федерации в РТ.

Несомненно, большой интерес у таджикистанцев вызвала Национальная выставка Российской Федерации, где были представлены последние достижения в области науки и технологий. На выставке была представлена продукция машиностроения, нефтехимического и топливно - энергетического комплекса, кожевенное сырье, меха, печатная продукция, электронные технологии, черные и цветные металлы и изделия из них, продукция пищевой, парфюмерной, фармацевтической промышленности, а также товары народного потребления.

Проведение Форума и Национальной выставки явилось важным фактором развития торгово - экономического сотрудничества, налаживания деловых контактов, создания совместных предприятий, подписания контрактов и новым этапом взаимодействия между Республикой Таджикистан и Российской Федерацией.

Выставка предоставила российским предприятиям возможность заявить о себе, а также наладить более тесное сотрудничество с таджикскими предприятиями, а, может, и с отдельными представителями бизнес - кругов республики. В свою очередь, таджикские предприниматели получили возможность кооперации с российскими заводами. Например, была выработана программа по созданию центра сервисного обслуживания экскаваторов на Ремонтно - экскаваторном заводе Республики Таджикистан.

Важным фактором расширения двустороннего сотрудничества в конкретных областях послужила ярмарка продукции сельского хозяйства и пищевой промышленности, которая прошла в российском городе Сочи 17 августа 2006 года, в ходе внеочередного заседания Межгоссовета ЕврАзЭС [15, с. 101]. На данной ярмарке, где для этого была выделена территория площадью 1000 кв. м., организованной при участии Торгово-промышленной палаты Таджикистана и Союза «Таджикматлубот» было представлено около 700 тонн сельскохозяйственной продукции таджикских земледельцев. Посетители могли купить 12 сортов дынь, 16 сортов винограда, а также 20 различных сортов сухофруктов. Кроме того, на ярмарку было доставлено 20 тонн таджикского натурального меда и производимых в республике плодоовощных консервов [11, с. 16].

Следует отметить, что на ярмарке Таджикистана в Сочи были представлены многочисленные образцы национальной таджикской кухни. А сельхозпродукция таджикских земледельцев, которая продавалась по ценам на 20-25 процентов ниже цен сочинских рынков, была раскуплена в считанные часы [16, с. 2].

На открытии выставки-ярмарки выступил Президент Российской Федерации Владимир Путин. Он отметил важность инициативы Президента Республики Таджикистан Эмомали Рахмона по организации ярмарки, подчеркнув, что проведение подобных мероприятий является важным фактором расширения двустороннего сотрудничества в конкретных областях, а также служит способом нахождения новых путей взаимодействия между производителями и потребительским рынком [15, с. 101].

Благодаря проведению этой сельхозярмарки многие россияне узнали, чем богата таджикская земля, какие прекрасные овощи и фрукты выращивают таджикские земледельцы. В период работы ярмарки был подписан ряд важных торговых соглашений с руководителями различных регионов Российской Федерации.

Россия остается крупнейшим прямым инвестиционным партнером Таджикистана, доля которого в суммарных прямых иностранных инвестициях составляет около 50% от общего объема всех прямых иностранных инвестиций в экономику РТ. Необходимо отметить, что в последние два года отмечены усилиями обеих сторон по созданию условий для расширения экономического сотрудничества, привлечения российских инвестиций в экономику Таджикистана. В настоящее время в Таджикистане создано около 100 предприятий с участием российского капитала с общим объемом накопленных прямых инвестиций более 1,5 млрд. долл. [14, с. 49].

Необходимо отметить, что вопросы двустороннего торгово-экономического сотрудничества постоянно находятся в центре внимания заседаний межправительственной Комиссии по экономическому сотрудничеству между РТ и РФ. В рамках ее заседаний детально анализируется процесс реализации достигнутых в этом направлении договоренностей, определяются конкретные шаги по дальнейшему развитию сотрудничества сторон в сфере торговли, промышленности, энергетики, сельского хозяйства, освоения природных ресурсов и других областях экономического сотрудничества, представляющих взаимный интерес. Межправительственной Комиссией по экономическому сотрудничеству с момента ее создания (март 2002 г.) принят курс на решение наиболее перспективных вопросов и развязку накопившихся проблем в этой сфере с учетом интересов обеих сторон. В то же время анализ имеющихся документов, подписанных с обеих сторон, позволяет сделать вывод, что большинство решений по

развитию экономических связей двух сторон переносится из одного протокола заседания в другой и остаётся на уровне намерений, не находя конкретного воплощения в жизнь.

В современных условиях, наряду с решением социально-политических проблем, на первый план выдвигается поиск новых механизмов экономического взаимодействия на уровне регионов. Одно из определяющих мест в углублении двусторонних связей между Россией и Таджикистаном занимает развитие и укрепление перспективных направлений в сфере межрегионального сотрудничества, которое в последние годы заметно активизировалось.

В таджикско-российских отношениях стояли вопросы налаживания более широкого сотрудничества на уровне регионов с субъектами Российской Федерации, и работа в этом направлении заметно активизировалась с 2003 года. Так, из 132 соглашений, подписанных Торгово - промышленной палатой РТ с ТИП стран СНГ, 100 приходится на регионы России. Двусторонняя правовая база в этой области составляет более 70 соглашений и меморандумов, на базе которых в Таджикистане зарегистрированы и работают в различных отраслях экономики более 100 отдельных российских и совместных предприятий [11, с.16].

На сегодня российская сторона проявляет заинтересованность в расширении торгово-экономического сотрудничества между регионами свыше 70 субъектов Российской Федерации. В том числе такими крупными, как Москва, Санкт-Петербург, Республика Башкортостан, Алтайский, Краснодарский, Красноярский края, Оренбургская, Челябинская, Самарская, Ивановская области. На эти десять регионов приходится более половины общего товарооборота с регионами Таджикистана.

Развитие межрегионального сотрудничества активно поддерживается парламентами двух государств. Принята Концепция взаимодействия Совета Федерации и Маджлиси Милли Маджлиси Оли Республики Таджикистан в сфере правового регулирования межрегионального сотрудничества наших стран. С учетом необходимости придания нового импульса этому направлению, в настоящее время активно прорабатываются вопросы расширения сотрудничества административно-территориальных единиц Республики Таджикистан с субъектами Российской Федерации путем принятия соответствующих правовых документов. Очевидна фундаментальная значимость в определении целей, принципов и направлений деятельности органов власти Республики Таджикистан и Российской Федерации в сфере межрегионального сотрудничества этих государств. Особую роль в расширении межрегионального сотрудничества продолжает играть Межпарламентский форум: «Россия - Таджикистан: потенциал межрегионального сотрудничества». Состоялись три таких форума, ставшие площадкой, на которой происходит прямое общение парламентариев, руководителей субъектов Российской Федерации и областей Республики Таджикистан, представителей делового мира из регионов [13, с. 18].

Другим важнейшим приоритетом в рассматриваемый период, безусловно, является сложившийся высокий уровень взаимоотношений наших стран в культурной и гуманитарной сферах. Сотрудничество, осуществляемое в этих областях, направлено в первую очередь на то, чтобы сохранить единое научно-культурное пространство между Таджикистаном и Россией. В этих целях ежегодно на основе имеющихся договоренностей, по оговоренной квоте на учебу в лучшие вузы России отправляются студенты из Таджикистана. Осуществляются тесные постоянные контакты научных и научно-

исследовательских институтов, культурных учреждений наших стран. Периодически проводятся мероприятия, направленные на пропаганду культуры, языка и других духовных ценностей народов Таджикистана и России. Стало традицией проведение Дней культуры города Душанбе в Москве и Российской Федерации в Таджикистане.

Российско-Таджикский (Славянский) университет, созданный усилиями двух государств, за короткий срок превратился в престижный ведущий вуз страны. По линии министерств образования согласованы поставки в Таджикистан российской научно-методической и художественной литературы. Не менее успешно функционирует филиал МГУ, а в также филиалы таких российских вузов, как Московский институт стали и сплавов и Московский энергетический институт. Сотни, если не тысячи, представителей молодежи республики ежегодно выезжают на учебу в Россию как по российским государственным квотам (около 650 чел. в год), так и самостоятельно [2, с. 2].

Россия ежегодно предоставляет стипендии для обучения студентов из Таджикистана в вузах РФ. Всего за 2013/2014 учебный год по линии Минобрнауки России для Таджикистана было выделено 1350 бюджетных мест. Из российского федерального бюджета ежегодно выделяется более 4,5 млн. долл. на финансирование деятельности РТСУ [4, с .2].

При содействии фонда «Русский мир» библиотечные фонды школ республики ежегодно пополняются произведениями классиков русской литературы. В рамках Федеральной целевой программы «Русский язык» в 2009 году школам республики было выделено 25 тыс. книг [5, с. 2]. Русские центры Фонда «Русский мир» уже функционирует в трех ведущих вузах Таджикистана, и в перспективе планируется открыть такие центры во всех областях республики.

Анализ установившихся взаимоотношений РТ с Российской Федерацией доказывает, что использованы еще не все резервы и механизмы. Это в первую очередь относится к проблемам трудовой деятельности граждан обеих стран на территории друг друга и их социальной защищенности. С учетом актуальности вопроса, странами ведется активная работа по проработке и принятию пакета документов, которые могли бы защитить права наших сограждан на территории РФ.

На исходе второго десятилетия XXI века, рассматривая отношения Таджикистана и России в качестве самостоятельных субъектов международного сообщества, можно смело констатировать, что они в полной мере характеризуются стабильностью, динамизмом, взаимным доверием и предсказуемостью. Это наблюдение объективно, если учесть связывающую их общность исторических, духовных, хозяйственных и родственных ценностей. Для России отношения с Таджикистаном, а для Таджикистана - отношения с Россией имеют приоритетный характер: оба государства активно взаимодействуют в торгово-экономической, гуманитарной, военно-технической и других сферах. И это взаимодействие основано на принципах равноправия, взаимоуважения и взаимной выгоды.

Характеризуя нынешнее состояние таджикско-российских отношений, Президент РТ Эмомали Рахмон в ежегодном Послании Маджлиси Оли РТ (январь 2016 г.) отметил, что они продолжают сохранять стабильность, имея тенденцию к поэтапному расширению [8, с. 1].

Политическое, экономическое и культурное сотрудничество с этой страной будет продолжено и в будущем, и задача состоит в том, чтобы как можно больше расширить поле подобного сотрудничества. Таким образом, можно констатировать, что успешное сотрудничество Таджикистана и России содействует всемерному укреплению отношений

дружбы и взаимопонимания между ними, более того, оно является важным фактором обеспечения мира, стабильности и безопасности не только в Таджикистане, но и во всем регионе Центральной Азии и вокруг него.

Список использованной литературы:

1. Ахмедова Е. Новый виток российско - таджикского сотрудничества/Азия - плюс. -

2005 г. - 24 ноября.

2. Выступление Президента на торжественном собрании по случаю 15 - летия образования Российско-Таджикского (Славянского университета) // Народная газета.

- 21 сентября 2011 г.

3. Зарифи Х. 20 лет независимости и внешняя политика РТ // ИБ «Внешняя политика». -

№1. - 2011. - С. 9-24.

4. Лякин-Фролов И. Конечная цель у нас другая // Согдийская правда. - 2013. - 13 ноября.

5. Маннонов Б. Россия экспортирует образование в СНГ//Ленинабадская правда. -2005

- 19 ноября.

6. Махмадбекова П. Россия - стратегический партнер Таджикистана. // Народная

газета. -2005 . - 7 декабря.

7. Пауза межпарламентских контактов России и Таджикистана закончилась. // Народная газета. - 2014. - 12 марта.

8. Рахмон, Эмомали. Послание Маджлиси Оли РТ // Народная газета. - 2016. -20 января.

9. Рахмон Э. Эффективно использовать ресурсы и возможности интеграции// Народная

газета. - 2009 . — 28 октября.

10. Россия и Таджикистан открывают новые перспективы // Азия - плюс. - 2005.-1 декабря.

11. Сафаров С.С. Таджикистан и Россия: динамика стратегических отношений //Таджикистан и современный мир. Вестник Центра стратегических исследов. при

Президенте Республики Таджикистан.-№2(11), 2006. - С.14-19.

12. Саидов З., Сабуров А. Таджикистан на рубеже тысячелетий: реализация национальных интересов на международной арене. - Душанбе, 2005. - 432 с.

13. Светличный, В.Л. У России и Таджикистана нет нерешенных проблем//Бизнес и политика. - 2009. - №49. - С. 4-5.

14. Шарипов А., Шамсиддинов С. Эмомали Рахмонов-последователь таджикско-российской дружбы. - Душанбе, 2005. - 71 с.

15. Участие президента республики Таджикистан Э.Ш. Рахмонова во внеочередном заседании Межгоссовета ЕврАзЭС// ИБ «Дипломатия Таджикистана». - 16/2006. -С.101 -108.

16. Ярмарка в городе Сочи//Народная газета.- 2006. - 23 августа.

Reference Literature

1. Akhmedova E. New Volution of Russian-Tajik Cooperation // Asia-Plus. November 24, 2005.

2. President's Speech at the Solemn Meeting on the Occasion of the 15-th Anniversary of the Russian-Tajik (Slavonic) University // Narodnaya Gazeta (People's Newspaper). -September 21, 2011.

3. Zarifi Kh. 20 Years of Independence and TR Foreign Policy // IB Foreign Policy. 2011, #1. -pp. 9 - 24.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Lyakin-Frolov I. The Final Goal of ours is a Different one // Sogdiyskaya Pravda. November 13, 2013.

5. Mannonov B. Russia Exports Education to CIS // Leninbadskaya Pravda. November 19, 2005.

6. Makhmadbekova P. Russia Being a Strategic Partner of Tajikistan. - Narodnaya Gazeta (People s Newspaper). - December 7, 2005.

7. A Pause of Interparliamentary Contacts between Russia and Tajikistan Has Been over // Narodnaya Gazeta (People s Newspaper), March 12, 2014.

8. Rakhmon Emomali. The Message to TR Majlisi Oli // Narodnaya Gazeta (People's Newspaper). - January 20, 2016.

9. Rakhmon Emomali. We Must Use Resources and Advantages of Integration effectively // Narodnaya Gazeta (People s Newspaper), October 28, 2009.

10. Russia and Tajikistan Open New Perspectives // Asia-Plus. December 1, - 2005.

11. Safarov S.S. Tajikistan and Russia: Dynamics of Strategic Relations // Tajikistan and Modern World. Bulletin of Strategic Researches Centre under Tajikistan Republic President. - # 2 (11), 2006. - pp. 14 - 19.

12. Saidov Z., Saburov A. Tajikistan at Millenia Juncture: Realization of National Interests on International Arena. - Dushanbe, 2005. - 432 pp.

13. Svetlichny V.L. There Aren't non-Decisive Problems between Russia and Tajikistan // Business and Politics. - 2009. - # 49. - pp. 4 - 5.

14. Sharipov A., Shamsiddinov S. Emomali Rakhmon Is a Successor of Tajik-Russian Friendship. - Dushanbe 2005. - 71 pp.

15. Participation of Tajikistan Republic President E. Rahmon in the Extraordinary Meeting of Interstate Council of EuroAsEC //IB Tajikistan Diplomacy. 16/2006. - pp. 101 - 108.

16. Fair in Sochi-City //Narodnaya Gazeta (People's Newspapper), August 23, 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.