приоритетные направления совершенствования системы бюджетирования коммерческого банка
А.А. КОНЯЕВ, кандидат экономических наук Аналитическое управление ЗАО АКБ «Экспресс-Волга»
Статья посвящена проблемам формирования, развития и совершенствования системы бюджетирования коммерческих банков в современных условиях.
В работе исследуются основные тенденции развития банковского сектора России, анализируются внешние и внутренние факторы, сдерживающие развитие коммерческих банков.
Автором статьи раскрываются сущность и роль системы бюджетирования в развитии коммерческих банков России. Исследуется содержание системы бюджетирования банка. Анализируются элементы системы бюджетирования, позволяющие рассматривать эту систему как непрерывный активный процесс решения задач функционирования отечественных коммерческих банков.
Раскрываются проблемы методического характера, влияющие на процессы формирования и совершенствования системы бюджетирования коммерческого банка.
В статье предложены приоритетные направления совершенствования системы бюджетирования коммерческого банка.
Исследование данных проблем имеет практическое значение, поскольку для эффективного управления коммерческими банками необходима действенная система бюджетирования, которая позволила бы отечественным коммерческим банкам достичь более высоких финансовых результатов.
Ключевые слова: система бюджетирования; центр финансовой ответственности; управленческий учет; финансовое планирование в банках; эффективность функционирования банка.
В современных российских условиях особую актуальность приобретает формирование наиболее эффективной системы бюджетирования коммерческого банка. Одной из наиболее насущных задач является разработка мероприятий и создание условий, направленных на совершенствование системы бюджетирования банка. Актуальность проблемы и недостаточная степень исследования процессов формирования и совершенствования системы бюд-
жетирования банка требуют более пристального изучения и внедрения соответствующих инструментов, что обусловило публикацию данной статьи.
Отличительной особенностью функционирования коммерческих банков на современном этапе является то, что банковский сектор России функционирует на принципах рынка. Как свидетельствуют результаты оценки финансового сектора Российской Федерации, проведенной миссией Международного валютного фонда и Всемирного банка в 2006 — 2007 гг., целый ряд компонентов нормативного регулирования банковской деятельности соответствует или максимально приближен к международно признанным подходам.
После финансово-экономического кризиса 1998 г. банковский сектор развивался на фоне в целом позитивной макроэкономической ситуации в стране, обусловленной в том числе благоприятными условиями внешней торговли. В 2007 г. по сравнению с предыдущим годом объем ВВП увеличился на 8,1 % (в 2006 г. — на 7,4 %) [1]. Наиболее значительный вклад в рост промышленного производства внесли обрабатывающие производства.
Увеличение производства поддерживалось значительными темпами роста потребительского и инвестиционного спроса. Основным стимулирующим фактором наращивания объемов производства товаров и услуг в последние годы являлся спрос со стороны домашних хозяйств, подкрепленный быстрым расширением банковского кредитования населения. Высокие темпы роста зарплаты и увеличение социальных выплат способствовали росту реальных располагаемых денежных доходов населения.
Динамика основных параметров, характеризующих состояние банковского сектора в 2002 — 2007 гг., свидетельствует о закреплении тенденции развития банковского сектора. Высокими темпа-
финансы и кредит
25
600
500
400
„- 300
ю
200
100
47,3%
41,7% 508 + 45% + 40%
38,0%
371,5
262,1
177,9
128,4
± 35% | 30% I
о.
25% £
+ 20% I
О.
15% |
10% I
+ 5% 0%
2003
2004 2005 2006 2007 Прибыль • Темп прироста прибыли
Финансовые результаты деятельности кредитных организаций
ми увеличиваются активы и капитал кредитных организаций. Например, за 2007 г. совокупные активы банковского сектора составили 20 241,1 млрд руб., увеличившись, как и в 2006 г., на 44,1 %, что является подтверждением устойчивости российского банковского сектора к негативным внешним воздействиям. В совокупных активах банковского сектора основная доля приходится на банки, контролируемые государством, — 39,2 % и крупные частные банки — 35,5 % [1]. Прирост активов банковского сектора на 69 % был обеспечен расширением кредитования нефинансовых организаций и физических лиц.
Расширяется ресурсная база банков, особенно за счет привлечения средств населения и зарубежных заимствований, привлекаемых на благоприятных условиях. Остатки средств на счетах клиентов1 за 2007 г. увеличились на 42,3 % — до 12 053,1 млрд руб. [1]. Рост доверия к банкам со стороны кредиторов и вкладчиков является одним из наиболее важных признаков российского банковского сектора в этот период.
Стоит отметить, что во второй половине 2007 г. российский банковский сектор развивался в условиях нестабильности и дефицита ликвидности на международных финансовых рынках. Несмотря на это, российский банковский сектор продемонстрировал устойчивые темпы развития в отчетном году.
Повышаются финансовые результаты деятельности кредитных организаций (см. рисунок). За
1 Остатки средств на счетах организаций, средства физических лиц, а также средства клиентов в расчетах, по факторинговым и форфейтинговым операциям, средства, списанные со счетов клиентов, но не проведенные по корреспондентскому счету кредитной организации.
50% 2007 г. прибыль российского банковского сектора составила 508 млрд руб., за 2006, 2005, 2004, 2003 гг. — соответственно 371,5 млрд руб., 262,1 млрд руб., 177,9 млрд руб., 128,4 млрд руб. [1]. В то же время темпы прироста прибыли постепенно снижаются.
Деятельность кредитных организаций в большей степени ориентирована на потребности реального сектора экономики. Сохранилась устойчивая тенденция роста кредитных вложений. Согласно отчетности кредитных организаций качество их кредитных портфелей остается в основном удовлетворительным. Существенно увеличились основные показатели банковского сектора относительно ВВП. Например, отношение активов к ВВП выросло с 52,2 % на 01.01.2007 до 61,4 % на 01.01.2008 [1]. Стабильному развитию российского банковского сектора в условиях кризиса на мировых финансовых рынках способствовали согласованные действия Правительства Российской Федерации и Банка России, оперативно реагировавшего на ситуацию роста объемов предоставления ликвидности. Так, Минфин России и Центральный банк (Банк России) приняли решение предоставить Сбербанку России, ВТБ, Газпромбанку 1,5 трлн руб. на три месяца с условием, что они окажут поддержку другим банкам. Первым такую поддержку получил оказавшийся на грани банкротства банк «Кит Финанс».
На рынке банковских услуг отмечается дальнейшее обострение конкуренции, особенно за вклады физических лиц. Без учета Сбербанка России ОАО объем привлеченных кредитными организациями вкладов населения вырос за 2007 г. на 40,7 %. В результате доля Сбербанка России в привлеченных банковским сектором во вклады (депозиты) средств физических лиц снизилась до 51,4 % [1].
В то же время потенциал развития банковского сектора не исчерпан. Правительство Российской Федерации и Банк России исходят из того, что банковский сектор может и должен играть в экономике более значимую роль.
Необходимо отметить, что развитие коммерческих банков сдерживается рядом обстоятельств как внешнего, так и внутреннего характера.
К внешним сдерживающим факторам можно отнести высокие риски кредитования, неустойчивость международных финансовых рынков, ограниченные ресурсные возможности банков, прежде
всего дефицит среднесрочных и долгосрочных пассивов, недостаточно высокий уровень доверия к банкам со стороны населения.
К внутренним препятствиям относятся неразвитые системы управления, слабый уровень финансового планирования, неудовлетворительный уровень финансового менеджмента, неэффективное управление рисками, неэффективное использование технологий, низкое качество управленческой информации.
Наряду с перечисленными факторами существуют такие проблемы методического характера, как необходимость дальнейшего развития и совершенствования системы бюджетирования коммерческого банка в рамках стратегии его развития.
Вопрос о совершенствовании системы бюджетирования коммерческого банка [2] становится актуальным в тех случаях, когда;
— темпы роста административно-хозяйственных расходов превышают темпы роста операционных доходов коммерческого банка, т. е. деятельность коммерческого банка является убыточной;
— сокращение административно-хозяйственных расходов банка (командировочные, представительские расходы и др.) не приводит к ожидаемому эффекту экономии средств, поскольку наблюдается рост затрат по другим статьям управленческого учета;
— уменьшение административно-хозяйственных расходов по другим статьям управленческого учета неожиданно приводит к обратному эффекту — полученная экономия средств оказывается в несколько раз ниже косвенных потерь в других направлениях бизнес-деятельности коммерческого банка;
— приобретаемые материальные средства используются неэффективно и периодически накапливаются на складе Департамента (управления) хозяйственного обеспечения коммерческого банка;
— оплата арендных платежей и коммунальных услуг осуществляется неэкономно и постоянно имеет тенденцию к повышению;
— отсутствует четкая и адекватная оценка деятельности структурных подразделений коммерческого банка. В результате провоцируется конкуренция центров финансовой ответственности (ЦФО). Обеспеченность подразделений и филиалов материальными ресурсами, различными фондами и льготами осуществляется под воздействием конъюнктурных соображений;
— руководители департаментов банка постоянно сталкиваются с проблемой оценки перспек-
тивности направлений бизнеса и нечетко осознают возможные последствия в результате их прекращения или реорганизации;
— в результате выполнения большого объема операционной работы руководители Департаментов практически не участвуют в процессе финансового планирования и прогнозирования.
По нашему мнению, формирование и совершенствование системы бюджетирования коммерческого банка зависит от ряда фундаментальных условий: от разработки обоснованной концепции совершенствования деятельности банковской системы в целом; от наличия собственной стратегии развития коммерческого банка. Стратегия как совокупность взаимосвязанных действий, направленных на поддержание конкурентных преимуществ, должна отражать количественные цели развития банка, пути и способы их достижения и качественные внутренние изменения в банке, которые должны осуществиться для повышения эффективности его функционирования.
В современных российских условиях при неопределенной ситуации на мировых финансовых рынках, сокращении доходности на всех основных сегментах банковского рынка, уменьшении процентной маржи, увеличении рисков система бюджетирования коммерческого банка нуждается в концепции развития и совершенствования. Причем в совершенствовании нуждаются все параметры и элементы имеющейся системы бюджетирования, в том числе — система центров финансовой ответственности, различные механизмы, методы бюджетирования, анализа выполнения бюджетов, виды и формы бюджетов.
Совершенствование системы бюджетирования коммерческого банка исключает стихийность этого процесса. Оно предполагает сознательное и планомерное его проведение. Решающую роль в обеспечении позитивных изменений в системе бюджетирования, в поддержании ее адекватности меняющимся условиям играют совместные продуманные действия всех участников бюджетного процесса.
Проводимая коммерческим банком стратегия должна способствовать реализации приоритетных направлений совершенствования системы бюджетирования банка.
Реформирование системы бюджетирования банка должно осуществляться с помощью комплекса мер, последовательно осуществляемых Финансово-экономическим управлением и иными заинтересованными участниками с целью фор-
финансы и кредит
27
мирования наиболее развитой и эффективной системы бюджетирования, ориентированной на удовлетворение потребностей клиентов.
В 2007 г. банковский сектор продемонстрировал устойчивые итоговые показатели развития. Вместе с тем остался нерешенным ряд задач. Система бюджетирования банка остается неразвитой и не используется в качестве инструмента стратегического планирования. Издержки внедрения системы бюджетирования в коммерческом банке остаются высокими. Не в полной мере реализованы задачи совершенствования элементов системы бюджетирования.
Основной целью совершенствования системы бюджетирования коммерческого банка является повышение эффективности функционирования структурных подразделений (ЦФО) и банка в целом, создание наиболее оптимального финансового плана функционирования банка, ориентированного на реализацию стратегии, достижение основных стратегических целей.
Приоритетными задачами совершенствования системы бюджетирования коммерческого банка являются следующие:
• усиление защиты интересов всех участников бюджетного процесса банка;
• построение финансовых взаимоотношений между структурными подразделениями банка;
• повышение эффективности функционирования структурных подразделений и банка в целом;
• создание механизма координации деятельности структурных подразделений;
• разработка и внедрение эффективного механизма мотивации сотрудников банка;
• вовлечение в процесс финансового планирования всех руководителей структурных подразделений банка;
• делегирование полномочий руководителям ЦФО в части принятия управленческих решений.
• повышение качества управленческой отчетности банка.
Анализируя опыт зарубежных банков, можно совершенно определенно отметить, что базовым условием успешного развития и совершенствования системы бюджетирования является проведение коммерческим банком взвешенной, последовательной политики в этой сфере. Целями этой политики в отношении системы бюджетирования являются обеспечение системной стабильности и создание необходимых условий для развития системы бюджетирования банка.
Кроме того, эффективность процесса развития и совершенствования системы бюджетирования банка во многом зависит от степени устойчивости национальной банковской системы в целом.
По нашему мнению, обеспечение коммерческим банком условий для развития и совершенствования системы бюджетирования должно осуществляться по следующим направлениям:
• совершенствование системы центров финансовой ответственности банка (совершенствование бюджетной структуры банка);
• совершенствование системы оценки эффективности деятельности ЦФО и банка;
• совершенствование регламентов процесса бюджетирования банка;
• совершенствование системы контроля за исполнением бюджетов структурными подразделениями банка;
• совершенствование системы управления административно-хозяйственными расходами структурных подразделений и банка;
• совершенствование управленческой отчетности банка.
Совершенствование системы центров финансовой ответственности
Необходимым условием внедрения системы бюджетирования в банке является формирование бюджетной структуры на основе выделения центров финансовой ответственности.
Необходимо отметить, что при осуществлении процессов бюджетирования и выделения центров финансовой ответственности в коммерческом банке существует ряд характерных особенностей. Как отмечает А. А. Китаев: «...в отличие от всей кредитной организации некоторые департаменты, управления, отделы, секторы, группы имеют весьма ограниченную оперативно-хозяйственную самостоятельность, не обладают правом юридического лица и не всегда вступают в прямые отношения с другими банками, внешними контрагентами» [3]. В этих структурных подразделениях речь идет, главным образом, о сопоставлении фактических затрат с плановыми.
По нашему мнению, при организации процесса бюджетирования целесообразно: во-первых, осуществлять формирование бюджетной структуры банка на основе организационно-кадровой структуры; во-вторых, производить выделение только центров прибылей и затрат. Реализация предложенных мер позволит оценить экономическую эффективность функционирования структурных подразделений коммерческого банка.
При осуществлении хозяйственных отношений между подразделениями банка выделять центры инвестиций нецелесообразно, так как долгосрочным вложением капитала, так же, как и развитием перспективных направлений деятельности банка, должно заниматься руководство банка.
Совершенствование системы оценки эффективности деятельности центров финансовой ответственности и банка
В целях совершенствования системы оценки эффективности деятельности структурных подразделений и банка в целом необходимо разработать наиболее оптимальный перечень показателей эффективности.
Перечень показателей эффективности является индивидуальным для каждого банка и формируется в зависимости от потребностей руководства банка, Финансово-экономического управления, развитости системы бюджетирования.
По нашему мнению, для оценки эффективности деятельности структурных подразделений и банка в целом целесообразно использовать следующие показатели эффективности:
— Cost Income Ratio (CIR), характеризующий отношение операционных и административно-хозяйственных расходов к операционным доходам. Коэффициент CIR крупных банков по итогам 2007 г. составил 50—70 % (см. таблицу). Например, у банка «ВТБ» соотношение затрат к чистым операционным доходам увеличилось с 50,8 % на 01.01.2007 до 53,6 % на 01.01.2008 [4]. Рост произошел за счет повышения инвестиций в развитие бизнеса, увеличивших долю административно-хозяйственных расходов и расходов на оплату труда. В большинстве остальных крупных банков значение показателя в рассматриваемом периоде сократилось.
Coefficient Operating Performance (COP — коэффициент операционной эффективности), характеризующий отношение операционных и административно-хозяйственных расходов к операционным доходам текущего года с отношением операционных и административно-хозяйственных расходов к операционным доходам базового года2.
Коэффициент операционной эффективности рассчитывается по формуле:
COP = CR, (1)
CIRf У '
где CIRi — отношение операционных и административно-хозяйственных расходов к операционным доходам текущего года;
Показатель Cost Income Ratio коммерческих банков на 01.01.2008
Наименование банка Операционный доход (млн руб.) Операционные расходы (млн руб.) Cost Income ratio* (%)
Сбербанк РФ 562 800 409 700 72,8
ВТБ - - 53,6
Газпромбанк 66 040 41 652 63,1
РСХБ 14 950 10 593 70,9
Альфа-банк 20 011 14 519 72,6
Росбанк 23 580 15 350 65,1
Промсвязьбанк - - 51,3
Русский Стандарт 19 807 13 427 67,8
2 Авторский показатель.
СЩ — отношение операционных и административно-хозяйственных расходов к операционным доходам базового года.
Если показатель операционной эффективности структурного подразделения банка принимает значение меньше 1, то темпы роста операционного дохода банка превышают темпы роста административно-хозяйственных расходов структурного подразделения банка. Соответственно подразделение осуществляет свою деятельность экономически эффективно. В противном случае деятельность структурного подразделения нерентабельна.
В общем случае анализ данных показателей заключается в следующем:
— сравнение фактического значения показателя с его нормативным уровнем;
— сопоставление показателя данного банка с коэффициентами конкурирующих банков;
— оценка динамики показателей.
Применение данных показателей на практике
позволит оценить экономическую эффективность функционирования структурных подразделений и коммерческого банка в целом.
Совершенствование регламентов процесса бюджетирования банка
По нашему мнению, совершенствование регламентов процесса бюджетирования связано с проведением следующих мероприятий:
— определение наиболее оптимального временного периода бюджетирования. Период (горизонт) бюджетирования — это временной интервал, на который разрабатывается бюджет. Наиболее оптимальным периодом бюджетирования считается год с разбивкой по кварталам. Период бюджетирования зависит от внутренних и внешних факторов;
— определение сроков возможных корректировок бюджетов банка (ежемесячная, квартальная,
полугодовая корректировка). Наиболее оптимальной считается квартальная корректировка бюджета банка;
— оптимизация схем документооборота по составлению конкретных бюджетов. Например, в некоторых коммерческих банках разработаны системы электронного документооборота по составлению операционного и инвестиционного бюджетов на платформе продукта Lotus Notes. Большинство справочников системы организованы как базы данных в Lotus Notes и являются уникальными для использования во всех приложениях. Практически все поля заполняются из справочников — бюджетная структура, статьи финансового учета, процессы, реквизиты, руководители ЦФО.
Совершенствование контроля за исполнением бюджетов центрами финансовой ответственности и банка
Контроль за исполнением бюджетов коммерческого банка является важным этапом бюджетного процесса в банке. Сопоставление реальных результатов деятельности ЦФО с запланированными позволяет руководству банка своевременно оценить ситуацию и принять меры по обеспечению исполнения бюджетов структурных подразделений.
Контроль может начинаться с обобщающих статей бюджета, постепенно опускаясь на уровень составляющих статей для выявления причин расхождений. Для облегчения принятия управленческих решений в автоматизированной системе ведения бюджета банка должна быть реализована возможность эффективного анализа причин возникновения отклонений путем детализации выявленных отклонений до первичных документов [5].
По нашему мнению, формирование максимально эффективной системы контроля за исполнением бюджетов банка связано с проведением следующих мероприятий:
— разработка и установление стандартов (норм), т. е. точное определение целей, которые должны быть достигнуты в обозначенный срок;
— измерение фактических результатов за определенный период;
— сравнение достигнутых результатов с плановыми значениями;
— коррекция отклонений планов.
Реализация указанных мероприятий позволит
руководству банка располагать информацией о существующих преимуществах, проблемах, источниках их возникновения. На современном этапе система контроля за исполнением бюджетов ста-
новится основой устойчивого функционирования коммерческого банка; способствует выполнению целей и задач банка, достижению долгосрочных ориентиров прибыльности и поддержания достоверной финансовой отчетности.
Совершенствование системы управления административно-хозяйственными расходами банка
В условиях глобального финансового кризиса и сокращения доходности от традиционных банковских операций большое значение приобретает использование внутренних источников роста коммерческого банка. В этой связи управление административно-хозяйственными расходами приобретает первостепенное значение. Это обусловлено тем, что эффективное управление расходами влияет на финансовые результаты деятельности коммерческого банка.
Важным моментом обеспечения эффективного функционирования системы управления административно-хозяйственными расходами банка является делегирование полномочий руководителям ЦФО при расходовании денежных средств банка [6].
Необходимо отметить, что данный подход реализуется в банковской практике некоторых коммерческих банков. Необходимым условием внедрения подхода является формирование бюджетной структуры на основе выделения центров финансовой ответственности со стандартной классификацией по доходам, расходам, прибыли и наделением соответствующих руководителей полномочиями по принятию решений. Это означает, что каждый руководитель ЦФО планирует финансовый результат работы своего подразделения с учетом своих полномочий. Каждый банк определяет самостоятельно ограничение на принятие решений в рамках лимитов. С определенной периодичностью составляется управленческая отчетность по произведенным административно-хозяйственным расходам. Данный подход позволяет снизить темпы роста административно-хозяйственных расходов на 15 — 20 %.
Совершенствование управленческой отчетности
В настоящее время банковская система Российской Федерации по-прежнему нестабильна, о чем свидетельствуют факты приостановления платежей и временного прекращения деятельности рядом коммерческих банков из-за возникших проблем с ликвидностью. Как показывает банковская практика, своевременная, полная оперативная управленческая информация для оценки рисков и
рентабельности вложений позволяет осуществлять контроль за операциями, финансовым состоянием и отклонениями в деятельности банка в реальном масштабе времени.
Из банковской практики известно, что форма и структура управленческой отчетности в значительной степени определяются коммерческим банком самостоятельно, так как управленческая отчетность непосредственно связана с особенностями банковского бизнеса, организационно-кадровой и бюджетной структурами банка, организацией систем бюджетирования, учета, контроля и в целом особенностями управления и механизмом регулирования деятельности внутри коммерческого банка.
По нашему мнению, формирование максимально полной, достоверной управленческой отчетности банка связано с проведением следующих мероприятий:
— определение целей формирования информации в управленческой отчетности и методов оценки результатов;
— определение необходимой информации для управленческого учета и отчетности;
— выделение объектов управленческого учета и отчетности по видам деятельности (процессам), ЦФО, территории, банковским продуктам, группам клиентов;
— обеспечение точности расчетов и учета показателей отчетности;
— определение форм управленческой отчетности для анализа и оценки деятельности ЦФО банка;
— определение форм управленческой отчетности для анализа территорий, банковских продуктов и клиентов банка.
Таким образом, реализация указанных мероприятий позволит сформировать наиболее оптимальную систему бюджетирования и повысить эффективность функционирования коммерческих банков.
Список литературы
1. Отчет о развитии банковского сектора и банковского надзора в 2007 г. URL: http://www.cbr. га.
2. Чаусов В., Некрасов В. Бюджетирование в коммерческом банке // Банки и технологии. 2000. № 3.
3. Китаев А. А. Построение моделей бюджетирования в коммерческом банке // Финансы и кредит. 2006. № 23. С. 15.
4. Данные банка «ВТБ». URL: http:// www.vtb.ru.
5. Румянцев М. В. Контроль и мониторинг исполнения бюджета в коммерческом банке //Банковские услуги. 2004. № 10. С. 25.
6. Лаврайтис В. Делегирование полномочий как способ оптимизации затрат. URL: http://www. intalev.ua.