Научная статья на тему 'Приоритетные направления реализации государственных и ведомственных целевых программ развития сельского хозяйства Алтайского края'

Приоритетные направления реализации государственных и ведомственных целевых программ развития сельского хозяйства Алтайского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
303
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ / ПРОГРАММЫ / ПРИОРИТЕТЫ / AGRICULTURE / PUBLIC / PROGRAMS / PRIORITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ковалева Ирина Валериевна

Целью работы оценка уровня государственной поддержки развития сельского хозяйства Алтайского края в рамках реализации государственных и ведомственных целевых программ. Государственная аграрная политика Алтайского края, являясь частью государственной аграрной политики Российской Федерации, направлена на достижение стратегических целей социально-экономического развития Алтайского края. Предоставление бюджетных средств на государственную поддержку в сфере развития сельского хозяйства Алтайского края осуществляется в соответствии с государственными и целевыми программами, разрабатываемыми и утверждаемыми, согласно действующему законодательству. Рассматриваются в динамике лет объем производства сельскохозяйственной продукции; уровень государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей; объем инвестиций в основной капитал; объем и структура финансирования сельского хозяйства и сельских территорий региона. Сделан вывод, что результаты реализации государственных и ведомственных целевых программ по развитию сельского хозяйства и его приоритетных направлений формировались под воздействием негативных природно-климатических условий, компенсировать которые в определенной степени позволили государственная поддержка и ускорение сроков ее доведения до сельхозтоваропроизводителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITY DIRECTIONS OF IMPLEMENTATION OF GOVERNMENTAL AND DEPARTMENTAL TARGETED PROGRAM FOR AGRICULTURAL DEVELOPMENT OF THE ALTAI REGION

The research goal is to evaluate the level of state support for agricultural development of the Altai Region in the framework of implementation of governmental and departmental targeted programs. The state agrarian policy of the Altai Region being a part of the governmental agrarian policy of the Russian Federation is aimed at the achievement of strategic goals of socio-economic development of the Altai Region. The allocation of governmental budgetary resources for the Altai Region’s agriculture development is carried out in accordance with the governmental and targeted programs, developed and approved according to the current legislation. The paper discusses yearly dynamics of the volumes of agricultural production, the level of state support of agricultural producers, the volume of investments in fixed capital, the volume and structure of financing agriculture and rural territories in the region. It is concluded that the results of the implementation of governmental and departmental targeted programs for the development of agriculture and its priorities were formed under the influence of adverse climatic conditions; the state support made it possible to compensate for that to a certain extent.

Текст научной работы на тему «Приоритетные направления реализации государственных и ведомственных целевых программ развития сельского хозяйства Алтайского края»

ЭКОНОМИКА

И СОЦИАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

УДК 631.16:658.148

И.В. Ковалева I.V. Kovaleva

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И ВЕДОМСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА АЛТАЙСКОГО КРАЯ

PRIORITY DIRECTIONS OF IMPLEMENTATION OF GOVERNMENTAL AND DEPARTMENTAL TARGETED PROGRAM FOR AGRICULTURAL DEVELOPMENT

OF THE ALTAI REGION

Ключевые слова: сельское хозяйство, государственный, программы, приоритеты.

Целью работы — оценка уровня государственной поддержки развития сельского хозяйства Алтайского края в рамках реализации государственных и ведомственных целевых программ. Государственная аграрная политика Алтайского края, являясь частью государственной аграрной политики Российской Федерации, направлена на достижение стратегических целей социально-экономического развития Алтайского края. Предоставление бюджетных средств на государственную поддержку в сфере развития сельского хозяйства Алтайского края осуществляется в соответствии с государственными и целевыми программами, разрабатываемыми и утверждаемыми, согласно действующему законодательству. Рассматриваются в динамике лет объем производства сельскохозяйственной продукции; уровень государственной поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей; объем инвестиций в основной капитал; объем и структура финансирования сельского хозяйства и сельских территорий региона. Сделан вывод, что результаты реализации государственных и ведомственных целевых программ по развитию сельского хозяйства и его приоритетных направлений формировались под воздействием негативных природно-климатических условий, компенсировать которые в определенной степени позволили государственная поддерж-

ка и ускорение сроков ее доведения до сельхозтоваропроизводителей.

Keywords: agriculture, public, programs, priorities.

The research goal is to evaluate the level of state support for agricultural development of the Altai Region in the framework of implementation of governmental and departmental targeted programs. The state agrarian policy of the Altai Region being a part of the governmental agrarian policy of the Russian Federation is aimed at the achievement of strategic goals of socio-economic development of the Altai Region. The allocation of governmental budgetary resources for the Altai Region's agriculture development is carried out in accordance with the governmental and targeted programs, developed and approved according to the current legislation. The paper discusses yearly dynamics of the volumes of agricultural production, the level of state support of agricultural producers, the volume of investments in fixed capital, the volume and structure of financing agriculture and rural territories in the region. It is concluded that the results of the implementation of governmental and departmental targeted programs for the development of agriculture and its priorities were formed under the influence of adverse climatic conditions; the state support made it possible to compensate for that to a certain extent.

Ковалева Ирина Валериевна, д.э.н., доцент, зав. каф. товароведения и маркетинга, Алтайский государственный аграрный университет. E-mail: irako-valeva20051@rambler.ru.

Kovaleva Irina Valeriyevna, Dr. Econ. Sci., Assoc. Prof., Head, Chair of Merchandizing and Marketing, Altai State Agricultural University. E-mail: irakovaleva20051@rambler.ru.

Введение

Алтайский край традиционно относится к зоне рискованного земледелия. Сложные природно-климатические условия оказывают неблагоприятное воздействие на результаты развития сельского хозяйства региона.

Государственная аграрная политика Алтайского края, являясь частью государственной аграрной политики Российской Федерации, направлена на достижение стратегических целей социально-экономического развития Алтайского края.

Основная часть

Производство сельскохозяйственной

продукции в динамике лет снизилось: индекс производства продукции сельского хозяйства составил 89,6% (по Российской Федерации - 103,7%) (рис. 1).

За исследуемый период индекс производства продукции растениеводства составил 123,1%, животноводства — 133,4% [1].

Доля Алтайского края в стоимости валовой продукции сельского хозяйства Российской Федерации 2,6%, или 9-е место среди субъектов Российской Федерации и 1-е место — в СФО (табл. 1).

В структуре произведенной сельскохозяйственной продукции Алтайского края на долю сельскохозяйственных организаций приходится 43,4%, хозяйств населения — 45,5, крестьянских (фермерских) хозяйств — 11,1% (рис. 2).

Основные индикаторы развития сельского хозяйства, определенные в Соглашении с Минсельхозом России о реализации Государственной программы, в 2014 г. выполнены не в полном объеме, что связано с неблагоприятными погодными условиями прошедшего года (табл. 2).

109,4 109,2

120,2

122,7

| 57051,9 46439,9

п

69242,6

п

76425,4

83335,2

93784 94297,4 114743,4

89,6 --

108065,2

2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Валовая продукция в действующих ценах, млн руб. Индекс физического объема, % к предыдущему году

Рис. 1. Производство продукции сельского хозяйства в Алтайском крае [1]

Таблица 1

Рейтинг регионов по удельному весу продукции сельского хозяйства субъекта в валовой продукции Российской Федерации (в текущих ценах), 2014 г. [2]

Место в рейтинге Регион Доля региона в стоимости валовой продукции Российской Федерации, %

сельского хозяйства растениеводства животноводства

1-е Краснодарский край 6,6 9,3 3,8

2-е Ростовская область 4,5 6,1 2,9

3-е Республика Татарстан 4,5 4,1 4,8

4-е Белгородская область 4,4 2,4 6,6

5-е Воронежская область 3,5 4,3 2,6

6-е Ставропольский край 3,5 4,7 2,2

7-е Республика Башкортостан 3,2 2,6 3,9

8-е Волгоградская область 2,6 3,5 1,6

9-е Алтайский край 2,6 2,3 2,9

10-е Саратовская область 2,5 3,2 1,8

Рис. 2. Структура товаропроизводителей валовой продукции сельского хозяйства Алтайского края [2, 4]

Таблица 2

Основные показатели развития сельского хозяйства, определенные в Соглашении между Минсельхозом России и Администрацией Алтайского края

о реализации Государственной программы [2]

2014 г.

Показатели предусмотрено Соглашением фактически отклонение, (+,-), %, п.п.

Индекс производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоста- 103,2 89,6 -13,6 п.п.

вимых ценах), % к предыдущему году

Индекс производства продукции животноводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах), % к предыдущему году 102,1 102,6 +0,5 п.п.

Индекс производства продукции растениеводства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах), % к предыдущему году 104,0 79,3 -24,7 п.п.

Индекс физического объема инвестиций в основной капитал сельского хозяйства, % к 104,1 96,8 -7,3 п.п.

предыдущему году

Рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий), % 12,5 8,3 -4.2 п.п.

Среднемесячная номинальная заработная плата в сельском хозяйстве (по сельскохозяйственным организациям, не относящимся к субъектам малого предпринимательства), руб. 12200 14277,4 117,0

Объем инвестиций в основной капитал по виду экономической деятельности «Сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях» (по крупным и средним организациям) составил более 5,5 млрд руб., индекс физического объема инвестиций в основной капитал отрасли в 2014 г. сложился на уровне 96,8% (рис. 3).

В рамках реализации Государственной программы по развитию сельского хозяйства большое значение придавалось повы-

шению финансовой устойчивости сельскохозяйственных товаропроизводителей путем реализации мер по поддержке их доходности, обеспечению доступности кредитных ресурсов, финансовому оздоровлению.

Oбъем государственной поддержки на развитие сельского хозяйства и сельских территорий края составил более 5,1 млрд руб., в т.ч. из краевого бюджета — более 1,4 млрд руб. (рис. 4).

7354,9

2005 г. 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

Рис. 3. Объем инвестиций в основной капитал (по крупным и средним организациям),

млн руб. [3, 5, 6]

6,45

2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. ■ федеральный бюджет, млрд руб. краевой бюджет, млрд руб.

Рис. 4. Финансирование сельского хозяйства и сельских территорий Алтайского края [2, 6]

22,2 21,3

909,5 3322,5 3857,0 2004,3 4262,2 5060,9 2855,0 2463,1 3056,3

I I I I I I I I

2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г.

чистая прибыль, млн руб. И рентабельность сельскохозяйственных организаций (с учетом субсидий), %

Рис. 5. Показатели экономической эффективности деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей Алтайского края [1, 4]

Государственная поддержка кредитования сельхозтоваропроизводителей составила 1589,6 млн руб. (38,3% от общего объема государственной поддержки, направленной на развитие сельского хозяйства региона), в том числе из краевого бюджета — 226,4 млн руб. и является ключевым фактором развития сельского хозяйства региона: объем чистой прибыли сельскохозяйственных организаций составил около 3,1 млрд руб., уровень рентабельности сельскохозяйственных организаций края с учетом полученных субсидий сложился в пределах 8,3% (без полученных субсидий — 0,6%) (рис. 5).

Удельный вес прибыльных сельскохозяйственных организаций в общем их числе (870 организаций) по итогам 2014 г. сложился на уровне 68,1% (в 2013 г. — 79,1%).

Выводы

Результаты реализации государственных и ведомственных целевых программ по развитию сельского хозяйства и его приоритетных направлений формировались под воздействием негативных природно-климатических условий, компенсировать которые в определенной степени позволили государственная поддержка и ускорение сроков ее доведения до сельхозтоваропроизводителей. В итоге удалось избежать катастрофического падения объемов производства продукции, сохранить производственно-экономический потенциал сельскохозяйственных организаций и рейтинговые позиции региона в общероссийском производстве сельскохозяйственной продукции.

Библиографический список

1. Статистический ежегодник. Алтайский край. 2010-2015: стат. сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Алтайскому краю. — Барнаул, 2016. — 348 с. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/453123097 (дата обращения 12.03.2017).

2. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/dbscripts/ munst/munst01/DBInet.cgi (дата обращения 08.02.2017).

3. Ковалева И.В. Государственное регулирование инвестиционной деятельности // Аграрная наука — сельскому хозяйству: сб.

статей: в 3 кн. — Барнаул: Изд-во АГАУ, 2007. — Кн. 3. — С. 14-16.

4. Ковалева И. Государственное регулирование инвестиционной деятельности как стратегии развития регионального рынка // Предпринимательство. — 2007. — № 4.

— С. 183-184.

5. Ковалева И.В.. Хренова Ю.В., Ковалев А.А. Инвестиционный климат региона: оценка перспектив развития // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. — 2015 — № 11 (133). — С. 176-179

6. Ковалева И.В. Проблемы государственного регулирования инвестиционной деятельности регионального рынка продукции АПК // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. — 2006.

— № 3 (23). — С. 84-87.

References

1. Statisticheskiy ezhegodnik. Altayskiy kray. 2010-2015: stat. Sbornik / Territorialnyy organ Federalnoy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Altayskomu krayu. — Barnaul, 2016. — 348 s. [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa:

http://docs.cntd.ru/document/453123097. (data obrashcheniya 12.03.2017).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Federalnaya sluzhba gosudarstvennoy statistiki [Elektronnyy resurs]. — Rezhim dostupa:

http://www.gks.ru/dbscripts/munst/munst 01/DBInet.cgi. (data obrashcheniya: 08.02.2017).

3. Kovaleva I.V. Gosudarstvennoe reguli-rovanie investitsionnoy deyatelnosti // Agrarnaya nauka — selskomu khozyaystvu: sb. statey: v 3 kn. — Barnaul: Izd-vo AGAU, 2007. — Kn. 3. — S. 14-16.

4. Kovaleva I. Gosudarstvennoe reguliro-vanie investitsionnoy deyatelnosti kak strategii razvitiya regionalnogo rynka // Predprini-matel'stvo. — 2007. — № 4. — S. 183-184.

5. Kovaleva I.V., Khrenova Yu.V., Ko-valev A.A. Investitsionnyy klimat regiona: otsenka perspektiv razvitiya // Vestnik Altayskogo gosudarstvennogo agrarnogo uni-versiteta. — 2015. — № 11 (133). — S. 176-179.

6. Kovaleva I.V. Problemy gosudarstven-nogo regulirovaniya investitsionnoy deyatelnosti regionalnogo rynka produktsii APK // Vestnik Altayskogo gosudarstven-nogo agrarnogo universiteta. — 2006. — № 3 (23). — S. 84-87.

+ + +

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.