Т. З. Мухутдинова
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ НАУКИ, ТЕХНОЛОГИЙ И ТЕХНИКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КРИТИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО УРОВНЯ:
ИСТОРИЯ РАЗРАБОТКИ И ДИНАМИКА РАЗВИТИЯ
Ключевые слова: Инновационное технологическое развитие российской экономики. Приоритетные направления развития науки, технологий и техники Российской Федерации, критические технологии федерального уровня.
Рассмотрено становление России на путь инновационного технологического развития. Представлен анализ разработки и развития приоритетных направлений развития науки, технологий и техники и критических технологий федерального уровня.
Keywords: Innovational technological progress of Russian economics. Priority directions ofprogress of science and technologies of
Russian Federation, critical technologies of federal level
The making of Russia to the way of innovational technological progress is considered. The analysis of elaboration and advance of priority directions of progress of science and technologies and critical technologies of federal level is represented.
Россия встала на путь инновационного технологического развития экономики. Для эффективности такого развития государственная научнотехническая и инновационная политика использует множество имеющихся прямых и косвенных методов. Важнейшим условием реализации эффективной государственной научно-технической политики является концентрация научного потенциала, финансовых и материальных ресурсов на приоритетных направлениях развития науки и техники.
Поэтому одним из методов прямого государственного регулирования и активизации инновационной деятельности является отбор и утверждение приоритетных направлений развития науки, технологий и техники. Процесс отбора приоритетов базируется на основе анализа тенденций развития мировой и отечественной экономики и прогноза возможных путей развития и возможных результатов.
Придание прогнозу научно-технологического развития целевой ориентации, превращение его в комплексный целевой прогноз обуславливает потребность в нацеленности прогнозно-аналитических исследований на достижение заранее намеченных социально-экономических и научно-технических результатов. Целенаправленность прогнозного подкрепления программы модернизации российской экономики может быть достигнута посредством привязки прогноза к системе целей, содержащихся в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года.
Прогнозное предвидение при таком подходе должно опираться, ориентироваться на целевые индикаторы, выраженные в следующей форме:
- диверсификация структуры российской экономики;
- повышение конкурентоспособности экономики и её адаптация к условиям мирового рынка;
- эффективное использование человеческого капитала;
- развитие высокотехнологичных производств;
- широкое применение энергосберегающих и ресурсосберегающих технологий, создание материалов с заранее заданными свойствами;
- достижение прорыва в новых наукоёмких отраслях и в экономике знаний.
Комплексный целевой прогноз научнотехнологического развития российской экономики, самым тесным образом связан с социальноэкономическими программами, посредством которых в стране решаются крупные социальные, экономические, научно-технические проблемы.
В числе примерно 50 федеральных целевых программ, осуществлявшихся в первом десятилетии нынешнего века, примерно четвёртую часть составили программы развития высоких технологий и модернизации производства.
В число таких федеральных целевых программ входят:
- программа «Модернизация транспортной системы России (2002-2010 годы)»;
- программа «Глобальная навигационная система»;
- программа «Национальная технологическая база на 2002-2006 годы и на 2007-2011 годы»;
- программа «Электронная Россия на 2002-2010 годы»;
- научно-техническая программа «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса на 20022006 годы и на 2007-2012 годы»;
- программа «Энергоэффективная экономика на 2002-2005 годы и на перспективу до 2010 года»;
- федеральная космическая программа России на 2006-2015 годы;
- программа «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года».
Разработка этих федеральных программ сопровождалась целевым прогнозированием, однако оно не было достаточно совершенным, что послужило одной из причин их незавершённости, невыхода
на целевые ориентиры и продления сроков реализации.
Экономическое и научно-техническое прогнозирование нашло применение при составлении долгосрочных проектов развития таких ведущих отраслей российской экономики, как энергетика, транспорт, аграрно-промышленный комплекс.
В 2010 году Правительство РФ приняло решение о разработке и последующей реализации нового вида социально-экономических программ, именуемых государственными программами РФ. В их общем количестве, составляющем 41 программу, весьма значительная часть - 16 программ - входит в раздел «Инновационное развитие и модернизация экономики».
К их числу относятся государственные программы:
- развитие науки и технологий;
- экономическое развитие и инновационная экономика;
- развитие промышленности и повышение её конкурентоспособности;
- космическая деятельность России;
- информационное общество;
- энергоэффективность и развитие энергетики.
Разработка этих программ предусматривает составление целевого прогноза конечных результатов программы, что закреплено Порядком разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ РФ, утверждённым постановлением Правительства РФ.
Применение научно обоснованных методов перспективного прогнозирования и современных технологий организации государственного управления призвано способствовать надёжному выполнению планов модернизации российской экономики.
1. История разработки и состав приоритетных направлений развития науки и техники в РФ и критических технологий федерального уровня
Под приоритетными направлениями развития науки и техники понимаются основные области исследований и разработок, реализация которых должна обеспечить значительный вклад в социальное, научно-техническое и промышленное развитие страны и в достижение за счёт этого национальных социально-экономических целей.
В каждом из приоритетных направлений развития науки и техники выделяют некоторую совокупность критических технологий.
Критическими технологиями являются такие, которые носят межотраслевой характер, создают существенные предпосылки для развития многих технологических областей или направлений исследований и разработок и дают в совокупности главный вклад в решение ключевых проблем реализации приоритетных направлений развития науки и технологии.
Приоритетные направления развития науки и техники и критические технологии федерального уровня утверждены Председателем Правительственной комиссии по научно-технической политике По-
становлениями от 21.06.1996 (2727п-П8 и 2728п-П8 соответственно).
Принятию данного решения предшествовала большая работа, проведённая во исполнение постановления Правительства РФ от 17.04.1995 №360 «О государственной поддержке развития науки и научно-технических разработок», решения Правительственной комиссии по научно-технической политике (протокол от 28.05.1996 №2) и Указа Президента РФ от 13.06.1996 №884 «О доктрине развития российской науки».
Особую область составляют приоритетные направления развития фундаментальной науки. Выбор здесь осуществляется по специальным критериям, не всегда связанным напрямую с потребностями техники и экономики, поэтому выявление критических технологий производилось только по тематическим направлениям исследований и разработок технологического характера.
Подготовка материалов по приоритетным направлениям развития науки и техники, а также перечню критических технологий осуществлялась в несколько этапов. Прежде всего были проанализированы перечни научно-технологических приоритетов всех промышленно развитых стран мира (США, Японии, Германии и др.). Таким образом было выявлено ядро приоритетных направлений (общее для всех этих стран), которое диктовалось собственной логикой развития науки и техники, а также спросом со стороны самых динамичных отраслей экономики:
- производственные технологии;
- электроника и информационные технологии;
- новые материалы;
- науки о жизни и биотехнология.
Развитие названных областей отвечало и национальным интересам России. Именно эти приоритетные направления науки и техники, как показывал мировой опыт, являлись магистральными в формировании нового технологического ядра - основы экономики высокоразвитых стран начала XXI века.
Однако копирование общепринятых приоритетов привело бы к недооценке собственных геополитических, социально-экономических, культурноисторических и других особенностей. Учёт национальных возможностей должен проводиться таким образом, чтобы в максимальной степени раскрыть перспективы использования своих конкурентных преимуществ.
Вопросу соответствия приоритетных направлений науки и техники, критических технологий федерального уровня национальным целям развития страны уделялось особое внимание. Национальные стратегические цели страны при подготовке доклада определялись в соответствии со следующими официальными материалами: посланиями Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 16.02.1995 и
23.02.1996 «О действенности государственной власти в России» и «Россия, за которую мы в ответе», программой Правительства РФ «Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 годах».
Далее к упомянутому выше перечню приоритетных направлений развития науки и техники, общепринятых в технологически развитых странах
мира, были добавлены направления, необходимость разработки которых диктовалась чисто российскими особенностями:
- транспорт (ввиду того, что самая большая по территории страна мира для своего динамичного развития должна иметь высокоразвитую транспортную систему и соответствующую инфраструктуру);
- топливо и энергетика (Россия - одна из богатейших стран мира по топливным и энергоресурсам. Умело использовать это преимущество -наиважнейшая задача в условиях, когда направленность экономики остаётся преимущественно сырьевой);
- экология и рациональное природопользование (крайне неблагоприятная экологическая обстановка во многих регионах страны и соответствующие международные обязательства России предопределили необходимость придания данному направлению приоритетного характера).
Итоговый перечень критических технологий федерального уровня содержал 70 позиций по семи приоритетным направлениям развития науки и техники. Первоначальный вариант перечня критических технологий федерального уровня был получен в результате поэтапного опроса экспертов. Были задействованы сотни специалистов - представителей академической, вузовской и отраслевой науки, а также промышленности. Средством достижения поставленной цели стала двухэтапная процедура опроса экспертов, использующая идеи и принципы известного метода Дельфи.
При отборе критических технологий специалистам, участвовавшим в проведении данной работы, предлагалось исходить из оценки того, как эти технологии влияют на качество жизни, конкурентоспособность отечественных товаров и услуг, насколько они экономически эффективны и способны служить основанием для разработки большого числа других технологий, оказывать значительное влияние на большинство сфер экономики страны.
Учитывая состояние национальной экономики, необходимость технологического перевооружения, было предложено считать критическими только технологии, реализуемые в ближайшие 10 лет. Технологии, выгода от использования которых будет получена в отдалённом будущем, не включаются в перечень критических технологий. Реализация технологий должна вносить прямой, а не опосредованный вклад в рост качества жизни народа или развитие экономики через повышение конкурентоспособности национальной промышленности.
Важным этапом стало редактирование подготовленных предложений путём постоянных консультаций с учёными - членами научных советов по государственным научно-техническим программам и другими специалистами - экспертами управлений ГКНТ России. Была проделана большая и продуктивная работа по составлению текстов описаний критических технологий, входящих в публикуемый перечень. Помимо научно обоснованных корректировок, на содержание перечня критических технологий повлиял ряд субъективных, не всегда соответствующих принятой методологии, однако необходимых
компромиссных решений. В результате первоначальные предложения претерпели определённые изменения.
Доработка предложений по приоритетным направлениям развития науки и техники, критическим технологиям федерального уровня была осуществлена с декабря 1995 г. по январь 1996 г. в рамках работы рабочей группы, созданной по распоряжению Правительства РФ от 12.12.1995 №1714-р.
Таким образом, предложения по приоритетным направлениям развития науки и техники, перечню критических технологий федерального уровня на завершающем этапе работы явились результатом согласованной позиции 19 министерств и ведомств, представленных в составе рабочей группы. Экспертный совет при Правительстве РФ весной 1996 г. организовал рассмотрение материалов по данному вопросу. Созданная советом комиссия по результатам рассмотрения сделала вывод о том, что предложения могут быть одобрены с учётом сделанных экспертами замечаний.
Решением Правительственной комиссии по научно-технической политике от 28 мая 1996 г. были одобрены в основном приоритетные направления развития науки и техники и перечень критических технологий федерального уровня, принят к сведению перечень приоритетных направлений фундаментальных исследований. Комиссия установила, что научно-технические программы и проекты по приоритетным направлениям развития науки и техники и критическим технологиям являются объектами первоочередной государственной поддержки.
Было признано целесообразным периодически (раз в 2-3 года) уточнять перечни приоритетных направлений развития науки и техники, критических технологий с целью их актуализации.
Правительственная комиссия по научнотехнической политике поручила Минэкономики России, ГКНТ России, заинтересованным федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации руководствоваться утвержденными приоритетными направлениями развития науки и техники, а также перечнем критических технологий федерального уровня при разработке и уточнении прогноза и программы социально-экономического развития РФ на 1996-2000 годы, прогноза и концепции социальноэкономического развития РФ на 1996-2005 годы, других концепций, прогнозов и программ социальноэкономического развития.
Представленные в перечне критических технологий федерального уровня позиции формулировались, по возможности, на самом высоком иерархическом уровне (анализ мирового опыта свидетельствует о возможности иерархической разбивки перечней критических технологий до 6-9 уровней). Такая степень иерархии позволяет проводить эффективную государственную политику. Более детализированные перечни призваны стать необходимым органичным дополнением национального перечня критических технологий. Именно поэтому решением Правительственной комиссии по научно-технической политике от 28.05.1996 было поручено федеральным органам
исполнительной власти, осуществляющим финансирование НИОКР гражданского назначения из средств федерального бюджета, разработать и принять до
01.12.1996 перечни приоритетных направлений развития науки и техники, критических технологий, реализуемые в соответствующих отраслях промышленности или сферах экономики. Методические рекомендации по подготовке указанных перечней были подготовлены Государственным комитетом РФ по науке и технологиям (утверждены приказом ГКНТ России от 26.08.1996 №6).
Работу по определению приоритетных направлений науки и техники, критических технологий федерального уровня инициировало преобразованное в августе 1996 г. в Государственный комитет РФ по науке и технологиям Министерство науки и технической политики РФ.
Так, был сделан первый, самый трудный шаг в определении тематического вектора научнотехнологической политики страны. Затем предстояло продолжать и развивать эту работу, главным в которой является создание эффективного механизма реализации научно-технологических приоритетов.
В результате проведённых работ Постановлениями Правительства РФ от 21.07.1996 2727п-П8 и 2728п-П8 были утверждены приоритетные направления развития науки и техники и критические технологии федерального уровня.
Приоритетные направления развития науки и техники
Фундаментальные исследования.
Информационные технологии и электроника.
Производственные технологии.
Новые материалы и химические продукты.
Технологии живых систем.
Транспорт.
Топливо и энергетика.
Экология и рациональное природопользование.
Критические технологии федерального уровня
1. Информационные технологии и электроника
Многопроцессорные ЭВМ с параллельной структурой.
Вычислительные системы на базе нейрокомпьютеров, транспьютеров и оптических ЭВМ.
Системы распознавания и синтеза речи, текста и изображений.
Системы искусственного интеллекта и виртуальной реальности.
Информационно-телекоммуникационные системы.
Системы математического моделирования.
Микросистемная техника и микросенсорика.
Сверхбольшие интегральные схемы и наноэлектроника.
Опто- и акустоэлектроника.
Криоэлектроника.
2. Производственные технологии
Лазерные технологии.
Прецизионные и механические технологии.
Роботехнические системы и микромашины.
Электронно-ионно-плазменные технологии.
Гибкие производственные системы.
Интеллектуальные системы автоматизированного проектирования и управления.
Технологии ускоренной оценки и комплексного освоения стратегически важного горнорудного и (алмазы, золото, платина) и техногенного сырья.
Технологии глубокой переработки горнорудного и техногенного сырья с использованием нетрадиционных методов.
Модульные технологии производства массовой металлопродукции с новым уровнем свойств.
3. Новые материалы и химические продукты
Материалы для микро- наноэлектроники.
Композиты.
Полимеры.
Керамические материалы и нанокерамика.
Материалы и сплавы со специальными свойствами.
Сверхтвердые материалы.
Катализаторы.
Мембраны.
Дизайн химических продуктов и материалов с заданными свойствами.
4. Технологии живых систем
Биополимеры клетки.
Генодиагностика и генотерапия.
Биотехнологии на основе биоинженерии.
Технологии иммунокоррекции.
Химический и биологический синтез лекарственных средств и пищевых продуктов.
Системы жизнеобеспечения и защиты человека в экстремальных условиях.
Белковые препараты и композиты с заданными функциональными свойствами.
Трансгенные формы растений и животных.
Рекомбинантные вакцины.
Биологические средства питания и защиты растений и животных.
Биотехнологические процессы производства и переработки сельскохозяйственного сырья.
Технологии хранения продовольствия.
Технологии искусственного выращивания ценных пород аквакультуры.
Технологии, обеспечивающие безопасность пищевых продуктов функционального назначения.
5. Транспорт
Авиационная и космическая техника с использованием новых технологических решений, включая нетрадиционные компоновочные схемы.
Транспортные средства на альтернативных видах топлива.
Высокоскоростной наземный транспорт на новых принципах движения.
Навигационные системы.
Системы обеспечения безопасности движения.
6. Топливо и энергетика
Технологии изучения недр, прогнозирования, поиска, разведки запасов горючих полезных ископаемых и урана.
Технологии разрушения горных пород, проходки горных выработок и бурения нефтяных и газовых скважин.
Технологии воздействия на нефтегазовые пласты.
Нетрадиционные технологии добычи и переработки твердых топлив и урана.
Технологии освоения углеводородов континентального шельфа.
Технологии углубленной переработки нефти, газа и конденсата.
Атомная энергетика.
Процессы трансформации твердого топлива в электрическую и тепловую энергию.
Парогазовые и газотурбинные процессы трансформации природного газа в электрическую и тепловую энергию.
Технологии регенерации отработавшего ядерного топлива, утилизации и захоронения радиоактивных отходов.
Технологии освоения нетрадиционных возобновляемых источников энергии (солнца, ветра, биомассы и др.), а также вторичных энергоресурсов.
Технологии электронного переноса энергии.
Трубопроводный транспорт угольной суспензии.
Водородная энергетика.
Топливные элементы.
Энергосберегающие технологии межотраслевого применения.
7. Экология и рациональное природопользование
Технологии мониторинга природно-
техногенной сферы.
Технологии прогнозирования развития климатических, экосистемных, горногеологических и ресурсных изменений.
Технологии обеспечения безопасности продукции, производства и объектов.
Технологии неистощительного природопользования.
Технологии реабилитации окружающей среды среды от техногенных воздействий.
Технологии минимизации экологических последствий трансграничных воздействий.
Каждая из критических технологий имеет своё описание, с которым можно ознакомиться в документах Постановления.
2. Динамика изменения приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в РФ и критических технологий федерального уровня
Инновационное и технологическое развитие экономики с целью концентрации всех необходимых ресурсов стимулируется и регулируется государством путём установления приоритетов. Утверждённые в 1996 году приоритетные направления развития
науки и техники и критические технологии федерального уровня были ориентированы на 10-12 лет.
Однако научно-технический прогресс в мире и стране, изменения политических отношений потребовали изменения приоритетов гораздо раньше. За последние 20-25 лет приоритеты изменялись в соответствии с требованиями времени - достигнутым уровнем научного и экономического развития, внутренней и внешней политикой страны.
Утверждаются и корректируются приоритетные направления развития науки и критические технологии федерального уровня (Приказы Президента РФ Пр.577 от 03.0.3.2002, Пр-842 и Пр-843 от 21.05.2006, Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2008 №1243-р).
Так, в 2002 году ввели направление «Перспективные вооружения, военная и специальная техника», в 2004 году добавили направление «Безопасность и противодействие терроризму». В 2004 году утвердили приоритетное направление «Индустрия наносистем и материалов», которое сейчас интенсивно развивается.
В целях модернизации и технологического развития российской экономики и повышения её конкурентоспособности 7 июля 2011 года вышел Указ Президента РФ № 899, утверждающий современные приоритетные направления развития науки, технологий и техники в РФ и перечень критических технологий РФ.
Новые перечни приоритетных направлений и критических технологий несколько отличаются от предыдущих. Так, вместо 34 критических технологий в новом перечне осталось их двадцать семь. Перечень приоритетных направлений остался почти тем же, но несколько изменились некоторые формулировки.
Динамика изменения приоритетов РФ в науке, технологиях и технике представлена в таблице.
Перечень критических технологий Российской Федерации 2011 года
1. Базовые и критические военные и промышленные технологии для создания перспективных видов вооружения, военной и специальной техники.
2. Базовые технологии силовой электротехники.
3. Биокаталитические, биосинтетические и биосенсорные технологии.
4. Биомедицинские и ветеринарные технологии.
5. Геномные, протеомные и постгеномные технологии.
6. Клеточные технологии.
7. Компьютерное моделирование наноматериалов, наноустройств и нанотехнологий.
8. Нано-, био-, информационные, когнитивные технологии.
9. Технологии атомной энергетики, ядерного топливного цикла, безопасного обращения с радиоактивными отходами и отработавшим ядерным топливом.
10. Технологии биоинженерии.
11. Технологии диагностики наноматериалов и наноустройств.
Таблица 1 - Развитие приоритетных направлений развития науки, технологий и техники РФ за последние 25-27 лет
1995 г. Приоритеты, выбранные из анализа развития передовых зарубежных стран и развития и потребностей РФ 1996 г. Постановление Правительства РФ от 21.06.1996 №2727п-П8 и №2728п-П8 2002 г. Приказ Президента РФ от 03.03.2002 Пр-577 2004 г. Корректировка 2006 г. Приказы Президента РФ от 21.05.2006 Пр-842 и Пр-843 2008 г. Распоряжение Президента РФ от 25.08.2008 №1243-р 2011 г. Указ Президента РФ от 07.07.2011 №899
Фундаментальные исследования Фундаментальные исследования Фундаментальные исследования Фундаментальные исследования Фундаментальные исследования Фундаментальные исследования
1. Производственные технологии Производственные технологии Производственные технологии
2. Электроника и информационные технологии Информационные технологии и электроника Информационнотелекоммуникационные технологии и электроника Информацион- но-телекомму- никационные системы Информацион- но-телекомму- никационные системы Информацион- но-телекомму- никационные системы Информацион- но-телекомму- никационные системы
3. Новые материалы Новые материалы и химические продукты Новые материалы и химические технологии Индустрия наносистем и материалов Индустрия наносистем и материалов Индустрия наносистем и материалов Индустрия наносистем
4. Науки о жизни и биотехнологии Технологии биологических и живых систем Технологии живых систем Живые системы Живые системы Живые системы Науки о жизни
5. Транспорт Транспорт Новые транспортные технологии Транспортные, авиационные и космические системы Транспортные, авиационные и космические системы Транспортные и космические системы
6. Топливо и энергетика Топливо и энергетика Энергосберегающие технологии Энергетика и энергосбережение Энергетика и энергосбережение Энергетика и энергосбережение Энергоэффективность, энергосбережение, ядерная техника
7. Экология и рациональное природопользование Экология и рациональное природопользование Экология и рациональное природопользование Рациональное природопользо- вание Рациональное природопользо- вание Рациональное природопользо- вание Рациональное природопользо- вание
8. Перспективные вооружения, военная и специальная техника Перспективные вооружения, военная и специальная техника Перспективные вооружения, военная и специальная техника Перспективные вооружения, военная и специальная техника Перспективные виды вооружения, военной и специальной техники
9. Космические и авиационные технологии
10. Безопасность и противодействие терроризму Безопасность и противодействие терроризму Безопасность и противодействие терроризму Безопасность и противодействие терроризму
11. 70 критических технологий 52 критические технологии 33 критические технологии 34 критические технологии 35 технологий, имеющих важное социальноэкономическое значение или важное значение для обороны страны и безопасности государства 27 критических технологий
12. Технологии доступа к широкополосным мультимедийным услугам.
13. Технологии информационных, управляющих, навигационных систем.
14. Технологии наноустройств и микросистемной техники.
15. Технологии новых и возобновляемых источников энергии, включая водородную энергетику.
16. Технологии получения и обработки конструкционных наноматериалов.
17. Технологии получения и обработки функциональных наноматериалов.
18. Технологии и программное обеспечение распределенных и высокопроизводительных вычислительных систем.
19. Технологии мониторинга и прогнозирования состояния окружающей среды, предотвращения и ликвидации ее загрязнения.
20. Технологии поиска, разведки, разработки месторождений полезных ископаемых и их добычи.
21. Технологии предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
22. Технологии снижения потерь от социально значимых заболеваний.
23. Технологии создания высокоскоростных транспортных средств и интеллектуальных систем управления новыми видами транспорта.
24. Технологии создания ракетно-космической и транспортной техники нового поколения.
25. Технологии создания электронной компонентной базы и энергоэффективных световых устройств.
26. Технологии создания энергосберегающих систем транспортировки, распределения и использования энергии.
27. Технологии энергоэффективного производства и преобразования энергии на органическом топливе.
Анализ приоритетов показывает, что направление «Рациональное природопользование» присутствует в них на протяжении последних 25 лет при каждом изменении.
Это связано с тем, что развитие других приоритетных направлений и критических технологий практически всегда должно быть сопряжено с рациональным природопользованием и охраной окружающей среды. Уровень и тенденции социальноэкономического развития страны и регионов, достигнутые на рубеже веков и к настоящему времени, вывели проблемы рационального использования природных ресурсов и охраны окружающей среды на первый план. Вопросы пересмотра сложившихся социально-этических норм и ценностей, конечных целей и меры разумности по отношению к природе предстали перед обществом особенно остро.
Для обеспечения безопасного и устойчивого развития страны и её регионов любая инновационная деятельность (разработка новых способов, технологий, продукции, услуг, организационных изменений и т.п.) и внедрение новых производств, технологий и продукции должны осуществляться с многосторонним анализом их воздействия на экономическое развитие, качество и уровень жизни населения, качество окружающей среды, с прогнозом и учётом будущих экономических и экологических последствий, с учётом возможных экологических рисков.
Важным являются учёт и обеспечение дальнейшей промышленной и экологической безопасности при эксплуатации (использовании) инновационной продукции, а в конечном итоге - безопасной утилизации, уничтожения или обезвреживания реализованной продукции после завершения срока её эксплуатации.
Для обеспечения эффективной инновационной деятельности с учётом выбранных государственных приоритетов, промышленной и экологиче-
ской безопасности на всех этапах инновационного процесса, а также при эксплуатации инновационной продукции стране необходимы квалифицированные кадры.
Таким образом, важным элементом государственной технологической и инновационной политики является подготовка и обеспечение инновационной деятельности кадровым потенциалом.
От всесторонней грамотности и компетентности кадрового потенциала во многом зависят:
- своевременная и эффективная реализация инноваций;
- конкурентоспособность технологий и продукции на мировом и отечественном рынке;
- промышленная и экологическая безопасность разрабатываемых и внедряемых технологических процессов и оборудования;
- достижение оптимальной экологической чистоты выпускаемой продукции;
- рациональное использование природных ресурсов;
- внедрение энерго- и ресурсосберегающих технологий;
- минимизация негативных воздействий на качество окружающей среды процессов эксплуатации и использования выпускаемой продукции в дальнейшем, а также утилизации продукции после завершения срока её эксплуатации.
Масштабы возможного негативного воздействия могут быть значительно сокращены, если специалисты, сопровождающие инновационный процесс, и инновационные структуры будут предпринимать для этого все необходимые меры, включая самые ранние этапы инновационного процесса.
Из сказанного следует, что в стране и регионах необходимы эффективная инновационная и достаточная экологическая подготовка специалистов, способных сопровождать инновационные процессы, что создаст социальные условия для обеспечения минимального негативного воздействия экономического развития на качество окружающей среды.
Формирование инновационно ориентированных знаний и экологической культуры специалистов предполагает выработку у них компетенций по проблемам современного взаимодействия экономики, общества и природы. Философскую основу экологического мировоззрения поможет эффективно сформировать концепция, отражающая причинноследственные связи экологических проблем с социально-экономическими, национально-историческими, социокультурными и этноландшафтными условиями развития регионов.
Таким образом, вне зависимости от выбора национальной стратегии модернизации комплексный прогноз научно-технологического развития российской экономики необходимо строить исходя из долговременных устойчивых тенденций развития науки, техники, технологии во всем мире, обладающих всепроникающим характером вследствие естественной диффузии открытий, изобретений, ноу-хау, научно-технического обмена между странами, закупки прав использования патентов.
Прогнозирование технологического развития, предваряющее и сопровождающее модернизацию российской экономики, должно учитывать такой немаловажный фактор влияния на социальноэкономические процессы как глобализация. Тем более это является важным в условиях вступления России в ВТО.
Литература
1. Дьяконов Г.С., Абдуллин И.Ш., Дресвянников А.Ф., Мухутдинова Т.З. Успехи и проблемы развития инновационной деятельности в Казанском национальном исследовательском технологическом университете. /Актуальные вопросы законодательного обеспечения инновационной деятельности вузов Российской Федерации: Аналитический вестник Совета Федерации. -2012. - №11 (454), с. 24-37.
2. Мухутдинова Т.З. Инновационное развитие региональной экономики, инновационное экологическое образование. Вестник Казанского технологического университета, Федер. агентство по образованию, Казан. гос. технол. ун-т. - Казань : КГТУ, 2010. №12; - 556 с. -С.228-232.
3. Мухутдинова Т.З., Храпаль Л.Р. Культурная глобализация и экологическое образование современного педагогического сообщества./ Вестник Казан. технол. ун-та, 2012, № 3, С.200-204.
4. Мухутдинова Т.З. Формирование и развитие региональной системы непрерывного экологического образования специалиста: монография. Казань: Изд-во Казанского университета, 2003. - 352 с.
5. Мухутдинова Т.З. Экономика природопользования: учебное пособие. Казань: Изд-во КГТУ. - 2009. - 460 с.
6. Мухутдинова Т.З. Автомобиль - не роскошь. Основа безопасной эксплуатации транспорта - экологическая культура населения. //Вестник НЦБЖД, № 4 (10), 2011, С. 92-99.
7. Абдуллин И.Ш., Дресвянников А.Ф., Мухутдинова Т.З., Бедретдинов З.М. Инновационные инфраструктуры Казанского государственного технологического университета: современные аспекты / Формирование и деятельность инновационных поясов вокруг учреждений высшей школы: Материалы Четвертого Международного форума «От науки к бизнесу» 13-15 мая 2010 г. Санкт-Петербург, - Изд-во ООО «Сборка»,264 с., С.10-12.
© Т. З. Мухутдинова - д-р пед. наук, член-корр. РАЕ, проф. каф. менеджмента и предпринимательской деятельности
КНИТУ, [email protected].