Научная статья на тему 'ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К "ЗЕЛЕНОЙ" ЭКОНОМИКЕ'

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К "ЗЕЛЕНОЙ" ЭКОНОМИКЕ Текст научной статьи по специальности «Гуманитарные науки»

CC BY
6
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
«Зеленая» экономика / стратегия / производство / налоговый потенциал / государственный бюджет субсидии / налоговые льготы / налоговое администрирование / технологии / инновация / инвестиция / образование.. / Green economy / strategy / production / tax potential / state budget subsidies / tax incentives / tax administration / technology / innovation / investment / education.

Аннотация научной статьи по Гуманитарные науки, автор научной работы — Бахтиёров У. К.

В данной статье рассмотрены повышения налогового потенциала в условиях перехода к "зеленой" экономике. Переход на «зеленую» экономику и обеспечению «зеленого» роста тесно взаимосвязано с налоговым потенциалам В условиях перехода к "зеленой" экономике, налоговый потенциал является одним из приоритетных направлений реформирования налоговой системы и развития наиболее эффективного развития. В статье изучены научные подходы к определению термина "зеленая" экономика и взаимосвяз. с налоговым потенциалом. Проведена анализ повышения эффективности принимаемых мер по обеспечению «зеленого» и инклюзивного экономического роста в рамках Стратегии перехода Республики Узбекистан на «зеленую» экономику, а также дальнейшего расширения использования возобновляемых источников энергии и ресурсосбережения во всех отраслях экономики. Определены приоритетные направления по повышению налогового потенциала в переходе к “зеленой” экономики и “Зеленого” налогообложения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITY AREAS FOR INCREASING TAX POTENTIAL IN THE TRANSITION TO A “GREEN” ECONOMY

This article examines ways to enhance tax potential during the transition to a “green” economy. The shift to a “green” economy and the promotion of “green” growth are closely linked to tax potential. In the context of transitioning to a “green” economy, tax potential is one of the key priorities for reforming the tax system and fostering more effective development. The article explores scientific approaches to defining the term “green economy” and its relationship with tax potential. It also analyzes measures to improve the effectiveness of achieving “green” and inclusive economic growth within the framework of Uzbekistan’s Strategy for Transition to a Green Economy. Additionally, the paper emphasizes the further expansion of renewable energy sources and resource conservation across all sectors of the economy. Priority areas for enhancing tax potential in the context of transitioning to a “green” economy and “green” taxation have been identified.

Текст научной работы на тему «ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К "ЗЕЛЕНОЙ" ЭКОНОМИКЕ»

Бахтиёров У.К. кафедра Фундаментальная экономика» Ташкентский международный университет финансового

менеджмента и технологий

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ НАЛОГОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В УСЛОВИЯХ ПЕРЕХОДА К "ЗЕЛЕНОЙ"

ЭКОНОМИКЕ

Аннотация: В данной статье рассмотрены повышения налогового потенциала в условиях перехода к "зеленой " экономике. Переход на «зеленую » экономику и обеспечению «зеленого»роста тесно взаимосвязано с налоговым потенциалам В условиях перехода к "зеленой" экономике, налоговый потенциал является одним из приоритетных направлений реформирования налоговой системы и развития наиболее эффективного развития. В статье изучены научные подходы к определению термина "зеленая" экономика и взаимосвяз. с налоговым потенциалом. Проведена анализ повышения эффективности принимаемых мер по обеспечению «зеленого» и инклюзивного экономического роста в рамках Стратегии перехода Республики Узбекистан на «зеленую» экономику, а также дальнейшего расширения использования возобновляемых источников энергии и ресурсосбережения во всех отраслях экономики. Определены приоритетные направления по повышению налогового потенциала в переходе к "зеленой" экономики и "Зеленого" налогообложения.

Ключевые слова:, «Зеленая» экономика, стратегия, производство, налоговый потенциал, государственный бюджет субсидии, налоговые льготы, налоговое администрирование, технологии, инновация, инвестиция, образование..

Bakhtiyorov U. K.

Department of Fundamental Economics, Tashkent International University of Financial Management

and Technology

PRIORITY AREAS FOR INCREASING TAX POTENTIAL IN THE TRANSITION TO A "GREEN" ECONOMY

Abstract: This article examines ways to enhance tax potential during the transition to a "green " economy. The shift to a "green " economy and the promotion of "green " growth are closely linked to tax potential. In the context of transitioning to a "green " economy, tax potential is one of the key priorities for reforming the tax system and fostering more effective development. The article explores scientific approaches to defining the term "green economy" and its relationship with tax

potential. It also analyzes measures to improve the effectiveness of achieving "green " and inclusive economic growth within the framework of Uzbekistan's Strategy for Transition to a Green Economy. Additionally, the paper emphasizes the further expansion of renewable energy sources and resource conservation across all sectors of the economy. Priority areas for enhancing tax potential in the context of transitioning to a "green " economy and "green " taxation have been identified.

Keywords: Green economy, strategy, production, tax potential, state budget subsidies, tax incentives, tax administration, technology, innovation, investment, education.

В условиях перехода к "зеленой" экономике и реформирования национальной экономики со стороны правительства Республики Узбекистан принимаются действенные меры по либерализации внешнеторговой, налоговой и финансовой политики, поддержке предпринимательства и гарантированию неприкосновенности частной собственности, организации глубокой переработки сельскохозяйственной продукции, а также обеспечению повышения налогового потенциала регионов. Налоговый потенциал играет основную роль в пополнении бюджета. Налоги являются основным источником доходов государства и позволяют обеспечивать финансирование различных социальных и экономических программ, государственных инвестиций и других важных проектов хозяйствующих субьектов и в целом государства. При этом со сторону государства созданы соответствуюшие условия для повышения налогового потенциала страны.

В Узбекистане для повышения эффективности принимаемых мер по обеспечению «зеленого» и инклюзивного экономического роста в рамках Стратегии перехода Республики Узбекистан на «зеленую» экономику, а также дальнейшего расширения использования возобновляемых источников энергии и ресурсосбережения во всех отраслях экономики утверждена программа по переходу на «зеленую» экономику и обеспечению «зеленого» роста в Республике Узбекистан до 2030 года, предназначенную для достижения следующих стратегических целей как снижение удельных выбросов парниковых газов на единицу валового внутреннего продукта на 35 процентов от уровня 2010 года; увеличение производственной мощности возобновляемых источников энергии до 15 ГВт и доведение их доли в общем объеме производства электрической энергии до более 30 процентов; повышение энергоэффективности в сфере промышленности не менее чем на 20 процентов. [1]

* к-

щ

Сокращение удельных выбросов парниковых газов (ПГ) на единицу ВВП на 35% к 2030 г. по сравнению с базовым уровнем 2010 г. Модернизация промышленной инфраструктуры для повышения ее энергоэффективности на 20% и внедрение более чистых и безопасных промышленных технологий

Повышение эффективности водопользования во всех отраслях экономики, расширение сельскохозяйственных угодий под капельным орошением до 1 млн. га и повышение урожайности продовольственных культур на 20-40% Сведение к нулю деградации земель (достижение нейтральности)

вй-

Л-1

Увеличение доли возобновляемых источников энергии (ВИЭ) в общем объеме генерируемой электроэнергии более, чем на 25%, в том числе доведение доли генерации электрической энергии за счет солнечных и ветряных станций до 25% или 8 ГВт

Обеспечение доступа к современному, доступному и надежному электроснабжению для 100% населения и отраслей

ЭКОНОМИКИ

Внедрение международных и национальных «зеленых» критериев в области государственных инвестиций и закупок

Внедрение системы сертификации энергоэффективности зданий

Л

Подготовка кадров и наращивание потенциала в области «зеленой» экономики, инвестирование в образование и научно-исследовательское сотрудничество с ведущими международными организациями

Смягчение последствий Аральской экологической катастрофы

Рисунок 1 Меры и целевые показатели программы «Стратегии по

переходу Республики Узбекистан на «зеленую» экономику на период 20192030 гг» [2]

Взаимная увязка экономической, социальной и экологической составляющих, которые рассматриваются как средство достижения устойчивого развития, является комплексной задачей в обеспечении стратегии социально-экономического развития Узбекистана до 2030 года. Экономическая и социальная составляющие ставят перед обществом новые задачи, такие как достижение справедливости и оказание адресной помощи бедным слоям населения в течение жизни поколения.

При раскритии приоритетных направлений повышения налогового потенциала хотели бы остановится о экономической сущности "зеленой" экономики и "Зеленого" налогообложения . По мнению автора статьи Е.Д. Кужелева "Зеленая экономика как фактор устойчивого развития экологической безопасности в современном мире»- «Зеленая» экономика -необходимый путь развития стран, которые хотят обеспечить успешное будущее своих граждан [3]. В публикации Зелёная экономика в Республике Молдова: перспективы развития - «Зеленая» экономика представляет собой экономику, ведущую к повышению благосостояния населения и к социальному равенству, одновременно со значительным снижением рисков экологического дефицита. Это экономика со сниженным уровнем углеродосодержащих выбросов, рациональным использованием ресурсов, социально открытая для всех [4]. Следующее определение подчеркивает финансовый и отраслевой контекст: «"зеленая" экономика представляет собой концепцию, которая объединяет набор мер по привлечению инвестиций в экологически значимые отрасли, способствующие вкладу в достижение устойчивого развития и искоренения нищеты» [5]. Исходя из вышеизложенных мнений авторов можно сделать вывод что Зеленая экономика- это совокупность мероприятий, в частности концепции, стратегии и тактики направленной на развитие экономического потенциала ведущую к повышению благосостояния населения в целом экономики. Вместе с этим государство создает благоприятную климат для повышения налогового

потенциала для хозяйствующих субъектов, которые вносят вклад для развития экономики.

На основе перехода к зеленой экономике мы создаем соответствующую налогооблагаемую базу путем формированием новых хозяйствующих субъектов, привлечением инвестиций. В налоговой практике многих стран в хозяйствующих субъектах «зеленое» налогообложение. Налог на загрязнение может являться экономически оправданным способом государственного вмешательства в функционирование конкурентного рынка в случае, когда рыночная система сама не способна устранить отрицательный внешний эффект в производстве в виде загрязнения и достичь парето-оптимального состояния [6]. Правовое регулирование «зеленого» налогообложения наиболее распространено в зарубежных странах, в России только обсуждается возможность его внедрения. Вместе с тем механизм взимания экологических налогов в целом проработан [7]. «Зеленые» налоги — средство пополнения бюджета и возможность перераспределения бюджетных средств на реализацию социально-экономических проектов и государственных программ [8].

В Республике Узбекистан Программе по переходу на «зеленую» экономику и обеспечению «зеленого» роста в Республике Узбекистан до 2030 года, предназначенную для достижения следующих стратегических целей определены приоритетные направлении как ... «перенос налоговой нагрузки с предприятий и домохозяйств на деятельность, ведущую к загрязнению окружающей среды и перерасходу ресурсов: совершенствование налоговой системы с целью создания стимулов в виде налогов на топливо и поддержки использования экологически чистого топлива и ресурсов; стимулирование создания «зеленых» рабочих мест путем вложения инвестиций в «зеленые» технологии и инфраструктуру; внедрение методологии «зеленого» бюджета для оценки и раскрытия информации о соответствии и влиянии налогов и государственных расходов на «зеленую» экономику — внедрение методологии «зеленого» бюджета для оценки доли налогов и государственных расходов, оказывающих положительное или отрицательное воздействие на «зеленые» приоритетные направления; Разработка и предоставление специальных льгот и преференций (субсидии, налоговые льготы и др.) для промышленных предприятий, внедряющих экологически чистые и безопасные технологии». [1].

Исходя из вышеизложенного можно сделать вывод что в Узбекистане разрабатываются соответственные нормативно-правовые акты и проводятся мероприятия по переходу к «зеленой» экономики и повышения налогового потенциала хозяйствующих субъектов и в целом государства по пополнению Государственного бюджета.

По нашему мнению основные направления и мероприятия должны концентрироваться в интересах обоих сторон (хозяйствующих субъектов, организация, предприятий и государства). При этом должно уделятся основное внимание на экономические возможности и показатели

эффективности связаны с переходом к «зеленому росту» и эффективности использования налогового администрирования, стратегии, тактик а также соответствующих налоговых инструментов (налоги, субсидии, преференций) по устранению препятствий, которые могут возникнуть при проведении соответствующих мероприятий. При повышении налогового потенциала мы должны особое внимание уделят на экономические возможности налогоплательщиков. В этом направлении особый аспект должно направлены на внедрение новых технологий и инноваций - факторы повышения эффективности и обеспечения развития «зеленого роста»; производство экологических продуктов и оказание качественных услуг - открытие новых возможностей экономики за счет новых экологических подходов; привлечение целевых инвестиционных проектов и их финансирование -финансирование широкого применения инновационных технологий и знаний в целях "зеленого роста" и защиты окружающей среды; цены, налоги и субсидии как признак перехода к «зеленой экономике» для производителей и потребителей; Всесторонне оказание финансовой поддержки сетям и предприятиям. Некоторым предприятиям и отраслям с «зеленым» подходом к производству и обслуживанию потребуется государственная поддержка, чтобы быть конкурентоспособными по сравнению с конкурентами с традиционными технологиями. С этой целью государство может оказывать прямую финансовую поддержку в виде налоговых льгот и административных преференций предприятиям или инвесторам, занимающимся «зелеными инвестициями». Поэтому государство должно создать благоприятную инвестиционную среду для частных инвесторов в этом направлении. Эффективным считается использование государством политических, финансовых и налоговых рычагов для поддержки «зеленой экономики». Следующий аспект — это образование и профессиональная подготовка специалистов и повышение квалификации сотрудников.

На основании Закона Республики Узбекистан «Об использовании возобновляемых источников энергии» и в целях популяризации использования возобновляемых источников энергии для субъектов предпринимательства применяется ряд налоговых льгот и преференций в области использования возобновляемых источников энергии, в том числе освобождение от уплаты:: освобождены от уплаты всех видов налогов сроком на пять лет с даты государственной регистрации производители устройств возобновляемых источников энергии; за установку устройств возобновляемых источников энергии (номинальной мощностью 0,1 МВт и более) сроком на десять лет с момента их ввода в эксплуатацию, а также занятых этими устройствами освобождены от уплаты налога на имущество, и от уплаты земельного налога на участке; лица, использующие возобновляемые источники энергии в населенных пунктах, полностью отключенных от действующих сетей энергоресурсов, освобождаются от уплаты земельного налога сроком на три года с месяца использования возобновляемых источников энергии. [9]

В заключении нужно особо отметить что переход к "зеленой" экономике требует комплексного и целевого подхода, разработка концепций, тратегии включая новые формы налогового администрирования, налоговые реформы, которые смогут эффективно поддерживать устойчивое развитие и борьбу с климатическими изменениями. Создание благоприятной налоговой среды для "зеленых" технологий и инициатив станет ключевым фактором в увеличении налогового потенциала и обеспечении устойчивого экономического роста в долгосрочной перспективе.

Использованные источники: 1. Постановление Президента Республики Узбекистан "О мерах по повышению эффективности реформ, направленных на переход Республики Узбекистан на «зеленую» экономику до 2030 года. от 02.12.2022 г. № ПП-436 https://lex.uz/ru/docs/6303233

3. Кужелев Е.Д. "Зеленая экономика как фактор устойчивого развития экологической безопасности в современном мире» Национальная безопасность и стратегическое планирование Выпуск 2 (6), 2014 104 с https://vestnik.astu.org/temp/d3daff1ace3c1787d958b9bb38e2db3f.pdf

4. Зелёная экономика в Республике Молдова: перспективы развития https://pdf.usaid.gov/pdf docs/PA00N3C6.pdf.

5. Green Growth and Developing Countries: A Summary for Policy Makers / OECD. - 2012. - URL: http://www.oecd.org/dac/50526354.pdf

6. Егорова М. А. Основные направления правового регулирования «зеленого» налогообложения для целей предпринимательской деятельности: опыт зарубежных стран // Актуальные проблемы российского права. — 2022. — Т. 17. — № 7. — С. 71-79. — DOI: 10.17803/1994-1471.2022.140.7.071-079

7. Реализация механизмов зеленой экономики. Внедрение экологических налогов // URL: https://ruslom. com/wp-content/uploads/2019/02/realizatsiya-mehanizmov-zelenoy-ekonomiki.pdf.

8. Adolf C., Röhrig K. Green Taxes Aa a means of financing the EU budget: policy options // The Greens/European Free Alliance. October 2016. 76 p. URL: https://green-budget.eu/wp-content/uploads/2016-10-20 FINAL PolicyOptions-for-Ecological-European-own-resources.pdf

9. Закон Республики Узбекистан «Об использовании возобновляемых источников энергии», от 21.05.2019 г. № ЗРУ-539 https://lex.uz/ru/docs/4346835

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.