Удк 65.01
приоритетные направления повышения инвестиционной привлекательности жилищно-коммунального хозяйства
е. М. КРЮКОВА, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Е-mail: lena-krukova@yandex. ш
П. Ю. КАРПАЧЕВ, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Е-mail: karpachev. pavel@mail. т
с. в. голина,
кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики Е-mail: golinasi@yandex. т Российский государственный университет
туризма и сервиса
В статье раскрыты меры по привлечению частных инвестиций в жилищно-коммунальное хозяйство, в том числе за счет совершенствования механизмов тарифного регулирования, расширения возможных форм взаимодействия сторон в рамках концессионного соглашения, заключения долгосрочных контрактов на строительство (реконструкцию), ремонт и содержание объектов коммунальной инфраструктуры. Отмечено, что в силу социальной значимости сферы эффективность ее функционирования является одним из приоритетных направлений государственной политики.
Ключевые слова: жилищно-коммунальное хозяйство, инвестиционная привлекательность, тарифы, концессионные соглашения, тарифное регулирование, фискальные мероприятия, платежи.
В последнее время в Правительстве РФ и профильных министерствах все чаще поднимается вопрос о состоянии комплекса жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ) России. По оценкам некоторых экспертов, износ объектов жилищно-коммунального хозяйства в стране составляет более 60 %. Данная характеристика дана для всего
комплекса ЖКХ в целом. Более пристальное рассмотрение показывает, что износ многих котельных, магистральных и распределительных тепловых сетей, сетей водоснабжения и канализации, а также распределительных электрических сетей, находящихся на балансе компаний ЖКХ, приближается или достиг 100 %.
Такое положение дел приводит к значительному снижению надежности снабжения потребителей уже в настоящее время, а в ближайшие годы может вызвать массовые перебои в работе (что в зимний период времени угрожает повреждениями систем отопления, требующих дорогостоящих ремонтов).
С другой стороны, низкий коэффициент использования топлива, высокий уровень потерь, потребность в ремонтах и привлечении кредитов на их выполнение повышают необходимую валовую выручку компаний жилищно-коммунального сектора, что в свою очередь вызывает рост тарифов для конечных потребителей.
Единственным выходом из сложившейся ситуации является проведение обширных инвестиций в данную сферу, в основном за счет частных
инвесторов. Рассмотрим наиболее перспективные направления повышения инвестиционной привлекательности ЖКХ.
тарифное регулирование. По данным специалистов Минрегиона России, основная причина отсутствия частных инвестиций - краткосрочные (годовые) тарифы. Тарифное регулирование приспособлено для сдерживания роста коммунальных платежей, но делает невозможным формирование
благоприятного инвестклимата. Предлагается в теплоэнергетике и водоснабжении переходить на долгосрочные (3-5 лет) тарифы по ЯАВ-методу (в зависимости от доходности инвестированного капитала). Вместо ЯАВ-тарифов возможны и двухста-вочные, где первый тариф - восполнение расходов на инвестиции, второй - затраты на ресурсы.
Характеристика проблем тарифной политики и путей их решения приведена в табл. 1.
Таблица 1
характеристика проблем тарифной политики и пути их решения
Проблема Причина, источник проблемы Последствия Предложения
Отсутствие стимулов к снижению себестоимости Образование тарифа на услуги ЖКХ по принципу «издержки + + прибыль». Причем прибыль определяется как процент рентабельности от себестоимости продукции Предприятие заинтересовано в росте себестоимости продукции Переход к многоставочным тарифам
Уровень и структура тарифа не соответствует реальным финансовым потребностям предприятия Для определения тарифов используется нормативная себестоимость, не учитывающая специфических условий работы конкретного предприятия. Некоторые статьи затрат не поддаются нормированию Убыточность сферы ЖКХ или возможность получения необоснованно большой прибыли. Разработка базовых нормативов расходов ресурсов
Существующая система ценообразования не соответствует требованиям реальной действительности Отсутствует методика дифференцированного расчета тарифа Не учитывается специфика условий работы предприятий, нерационально распределяются средства между предприятиями ЖКХ Дифференцированный подход к расчету тарифа
Не учитываются возможности конкурентных взаимоотношений Не реализуется рыночный механизм снижения цены Исключение регулирования тарифов на услуги, где возможна конкуренция
Высокая политизированность процедуры формирования тарифа Недофинансирование коммунальных предприятий в результате популистских решений Уточнение разграничения полномочий органов власти в области регулирования цен. Определение источников компенсации выпадающих доходов
Установление предельных тарифов на неопределенный срок. «Непрозрачность» системы формирования тарифов Ситуация экономической неопределенности резко повышает инвестиционный риск в коммунальном хозяйстве. Отсутствуют стимулы для привлечения внебюджетных средств Введение долгосрочных тарифов
Нарушается баланс интересов потребителей и производителей на рынке услуг ЖКК Противоречия тарифного законодательства Судебные споры в отношении устанавливаемых тарифов, убытки коммунальных предприятий Разработка методики определения нормативов потребления. Разработка стандартов качества услуг, работ. Механизм распределения разницы между общедомовым потреблением ресурсов и потребителями с ИПУ
Примечание. ИПУ - индивидуальные приборы учета.
В мире данная методика используется при формировании тарифов на услуги электрических, газовых и тепловых сетей, водоснабжения, портов, аэропортов и в иных сферах бизнеса с ограниченной конкуренцией. В России данная методика успешно применяется в тарифообразовании на услуги по передаче электрической энергии. Приказом Федеральной службы по тарифам от 01.09.2010 № 221-э/8 утверждены методические указания по регулированию тарифов организаций, оказывающих услуги по передаче тепловой энергии, с применением метода доходности инвестированного капитала. Применение данной методики позволит:
- использовать долгосрочные тарифы;
- учитывать стоимость капитала;
- возвращать инвестированные средства;
- использовать потенциал от сокращения операционных издержек;
- избежать существенного роста тарифов за счет растянутости возврата капитала во времени и механизма сглаживания [4].
Но в то же время, на взгляд авторов, необходимо провести и другие мероприятия, направленные на повышение инвестиционной привлекательности ЖКХ. В их числе:
- использование методики ЯАВ не только при формировании тарифов на услуги по передаче тепловой энергии, но и в иных сферах ЖКХ;
- применение дифференцированных тарифов для разных групп потребителей (в зависимости от себестоимости оказываемых услуг и платежеспособности потребителей);
- усиление контроля за исполнением обязательств местных бюджетов по выплате субсидий и обеспечение гарантий по ним;
- субсидирование части тарифа в объеме возврата инвестиций.
Однако внедрение данных тарифов вызывает негативные отзывы у населения, поскольку влекут за собой увеличение платы за услуги ЖКХ. Одним из способов популяризации внедрения тарифа по ЯАВ-методу, по мнению экспертов Национальной ассоциации участников электронной торговли, может стать перечисление коммунальной компанией на счет плательщика части своих акций в момент получения платежа, покрывающего инвестиционную составляющую тарифа. Тогда жители муниципальных образований станут не только соинвесторами, но и совладельцами инженерной и коммунальной инфраструктуры. Затем граждане смогут либо оста-
вить акции у себя, получая по ним дивидендный доход, либо реализовать их стороннему инвестору [6].
Также необходимо обязать поставщика услуг прописать расходы, которые берутся с жильцов за прокладку труб, строительство новых подстанций и тому подобное, в платежке отдельной строкой. Другими словами сделать прозрачной инвестиционную составляющую тарифа. Более того, такая схема, как уверены эксперты, позволит Правительству РФ запустить механизм конкуренции на рынке коммунальных услуг.
Правда для этого, как говорят многие специалисты, государству придется решить еще две задачи.
Первая заключается в необходимости реформирования региональных энергетических комиссий, регулирующих тарифы, и самое главное - нормативы потребления. Настала пора создать независимые структуры, похожие на энергетические комиссии, существующие в США. Там эти комиссии определяют уровень тарифов, базируясь не на запросах компаний, а исходя из их реальных потребностей в инвестициях. Независимые эксперты определяют себестоимость оказываемых населению услуг, необходимый уровень капитальных вложений и т. д. [6].
Вторая задача в том, чтобы компании, предоставляющие коммунальные услуги населению, стали публичными. В том смысле, что их акции обязаны котироваться на бирже и иметь рыночную цену.
Реализация предложенных действий позволит повысить инвестиционную привлекательность сферы и снизить нагрузку на бюджет для финансирования реконструкции комплекса ЖКХ. А платежи по субсидированию конечных потребителей (в части возврата капитала) будут растянуты по времени.
концессионные соглашения и привлечение инфраструктурных инвесторов. Федеральный закон от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» недостаточно проработан. Подтверждение тому - небольшое количество запущенных проектов.
Законодательство жестко предписывает, как проводить конкурс на заключение контракта и выбирать концессионера. Учесть специфику каждого проекта практически невозможно. Соглашения можно заключать только на основе типовых контрактов. Их условия менять нельзя. При этом контракты, как правило, заключаются на срок свыше
10 лет. Споры по ним ведутся только в российских судах, а иностранный инвестор не имеет возможности пойти в международный арбитраж [2].
Законодательство в первую очередь защищает интересы государства, а не частника. Как следствие, концессионеры требуют для себя дополнительных гарантий.
Внесенные в законодательство поправки не решили основных проблем, не упростили применения концессий и других форм контрактов государства и частного партнера. Основные нововведения коснулись только автодорог. При разработке законопроекта делался акцент на распространении механизмов государственно-частного партнерства (ГЧП) на другие сферы, но в результате принятия документа все сузилось до автодорог. Государственная политика в отношении ГЧП пока выглядит недостаточно ясной и последовательной.
Примером привлечения неспецифических инвесторов может послужить готовность Минэкономики России привести на рынок ЖКХ отдельный класс инвесторов - пенсионные фонды. Возникает вопрос в надежности вклада, сроков, поскольку у ЖКХ есть потребность в длинных деньгах (7-10 лет). Заинтересованность инфраструктурных инвесторов может в значительной степени увеличить инвестиционную привлекательность ЖКХ [5].
Фискальные мероприятия и обеспечение собираемости платежей. С 01.01.2010 согласно ст. 149 Налогового кодекса РФ не подлежит налогообложению (не облагается НДС) деятельность по предоставлению коммунальных услуг в многоквартирном доме, по содержанию и ремонту общего имущества. Освобождение осуществляется при условии приобретения этих работ и услуг у организаций и индивидуальных предпринимателей, непосредственно их оказывающих.
В соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 № 261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» применяются:
- повышающие коэффициенты к норме амортизации;
- инвестиционный налоговый кредит;
- возмещение процентов по кредитам на реализацию проектов в области энергосбережения.
Министерство энергетики Российской Федерации выделяет еще один инструмент стимулирования инвестиций частных компаний в энергоэффектив-
ность - механизм заключения целевых соглашений повышения энергоэффективности между Правительством РФ и компаниями. Данным соглашением могут устанавливаться целевые показатели энергосбережения и повышения энергоэффективности и фискальные стимулы, в том числе относящиеся к налогообложению. Механизм работы такой схемы в настоящее время непонятен, поскольку предоставление индивидуальных налоговых льгот запрещено законодательством. Как считают эксперты Минфина России, наиболее эффективной мерой выступают госгарантии по кредитам на реализацию энергосберегающих проектов.
По данным недавно созданного Общественно-экспертного совета Комитета по управлению просроченной задолженностью, долги в сфере ЖКХ по итогам 2010 г. составили порядка 600 млрд руб. Данная ситуация тормозит модернизацию отрасли, сводит на нет многие мероприятия по поставкам электроэнергии, газа, тепла, водоснабжения и водо-отведения. Поэтому необходим системный подход. К мероприятиям, которые способны повысить собираемость платежей, можно отнести:
- мониторинг объема и структуры просроченной задолженности как механизм ее предупреждения и профилактики;
- повышение правовой и финансовой грамотности населения;
- информационная прозрачность и доступность получения информации.
Принципиальным решением проблемы неплатежей могут стать автоматические устройства пок-вартирного учета электроэнергии. Такие приборы предупреждают потребителей о расчетах за электроэнергию и в случае неоплаты отключают ее.
Использование механизма выпуска специальных долгосрочных инфраструктурных облигаций субъектов РФ. Привлечение долгосрочных заемных ресурсов в коммунальное хозяйство возможно с использованием механизма выпуска специальных долгосрочных инфраструктурных облигаций субъектов РФ и хозяйствующих субъектов -инициаторов инвестиционных проектов. Таким образом, проекты, которые не могут быть осуществлены за счет кредитных ресурсов, предполагается реализовать за счет средств хозяйствующих субъектов и муниципальных бюджетов с возможностью субсидирования из регионального и федерального бюджетов. Это в первую очередь касается проектов в малых городах и сельских населенных пунктах.
Энергосервисный контракт. Одним из инструментов привлечения инвестиций в энергосберегающие проекты является энергосервисный контракт. Однако процесс его реализации неясен и-за отсутствия правовых гарантий возвратности инвестиций. Проблему можно решить путем создания (инициаторы - РЭА совместно с Внешэкономбанком) энергетического финансового агентства. Оно будет выступать финансовым гарантом, предоставляя в качестве финансового обеспечения свои ценные бумаги. Предполагается финансирование проектов, стоимостью от 1 млн до 50 млн руб.
Впервые проект энергосервисного контракта был разработан летом 2009 г. ОАО «Мосэнер-госбыт». Но данное новшество не нашло активного распространения, поскольку реализации контрактов препятствует большое количество ограничений. По мнению энергетиков, для продвижения подобных контрактов государство должно воссоздать упрощенные схемы их реализации.
В связи с увеличением доли частных компаний в области управления ЖКХ важным выглядит также осуществление контроллинга в управляющей компании. Он позволит:
- провести всесторонний анализ;
- оценить деятельность компании;
- оптимально преобразовать структуру предприятия в соответствии с реалиями и перспективными потребностями;
- оптимизировать затраты и издержки на производство и персонал;
- повысить управляемость, ликвидность и прибыльность организации, уровень и культуру жизни населения.
Функции и задачи контроллинга управляющей компании в сфере ЖКХ представлены в табл. 2 [3].
Важнейшими составляющими контроллинга компаний отрасли ЖКХ должны стать:
- контроллинг управляющей сферы;
- контроллинг внешней среды;
- финансовый контроллинг;
- контроллинг персонала;
- контроллинг инвестиционных проектов;
- контроллинг рисков [3].
Контроллинг в управляющей сфере предполагает разработку концепции деятельности управляющей компании, основанной на ее устойчивом развитии, направленном на предоставление пакета качественных услуг населению на определенной территории и повышение качества жизни.
Таблица 2 Функции и задачи контроллинга управляющей компании в сфере ЖкХ
Функция Задачи
Учет Анализ информационного пространства, выбор значимых, необходимых и достаточных параметров данных. Сбор и обработка релевантной информации. Полный и всесторонний охват информации
Планирование Участие в обсуждении и формировании структуры и функционала системы планирования, учета и анализа. Информационная поддержка. Координация информационных потоков. Оценка достижимости и релевантности планов
Контроль Формирование регламентов и основополагающих документов. Выбор контролируемых величин и параметров. Сравнение плановых и фактических величин, анализ отклонений. Оценка величин, динамики и направленности отклонений в целях определения достижимости планов, выработки мероприятий по уменьшению отклонений
Информационная поддержка Разработка архитектуры информационной системы. Стандартизация параметров, отчетности. Исключение дублирования, избыточности или недостаточности данных
Анализ Установление закономерностей в процессе деятельности предприятия. Определение интервала и направления отклонений. Определение допустимых и недопустимых значений состояния предприятия в текущем и перспективном периодах
Обозначенные в концепции направления деятельности реализуются через:
- участие в разработке и обсуждении стратегических планов и направлений развития территориального образования в части жилищно-коммунального обслуживания населения;
- конкретизацию стратегических планов на оперативном уровне, согласование необходимых мероприятий, ресурсов;
- разработку системы координации выполнения оперативных планов, целей, задач, контроля за исполнением, анализа и упреждающих воздействий;
- создание системы управления информационными потоками в интересах руководства и поддержки менеджмента организации;
- оценку и управление рисками управляющей компании и во внешней среде.
Финансовый контроллинг необходим для построения системы эффективного управления финансовыми ресурсами и оптимизации затрат, а также обеспечения прозрачности финансово-экономического состояния предприятия для собственников, инвесторов в целях привлечения финансовых средств, руководства и внешних контролирующих инстанций.
Контроллинг инвестиционных проектов может включать анализ, оценку и координацию процессов планирования и бюджетирования. Наряду с этим важны:
- экономический и факторный анализы реализации проектов;
- контроль за сроками и содержанием выполненных работ.
При этом главное - обеспечить прозрачность прохождения и финансирования проектов для инвесторов, заказчиков и руководства компании-оператора.
Система контроллинга, разработанная и внедренная на предприятиях жилищно-коммунального хозяйства, позволит:
- сформулировать стратегические цели;
- трансформировать их в мероприятия оперативной деятельности;
- увязать стратегические цели и задачи с финансовыми показателями и результатами деятельности подразделений и каждого работника, создав тем самым основу для системы мотивации [3].
Обращаясь к зарубежному опыту, следует учесть, что в современных условиях при реформировании ЖКХ необходимо делать акцент на информационных технологиях, которые позволят повысить информационную прозрачность отрасли, а также качество обслуживания клиентов.
Итак, существующее законодательство в области тарифообразования и регулирования сферы ограничивает вхождение частного капитала, а разрабатываемые предприятиями ЖКХ инвестиционные программы зачастую содержат формулировки типа «экономического обоснования проекта не требуется, так как он относится к категории проектов, реализация которых необходима для целей поддержания надежности». Это негативно сказывается на привлекательности проекта для инвестора (капиталовложения нужны, а способы их возврата даже без учета требуемой доходности не рассматриваются), что, на взгляд авторов, является наследием истори-
ческой дотационности ЖКХ и его финансирования за счет бюджетных средств.
Несмотря на препятствия для входа частного капитала в сферу, в современной истории России известны случаи привлечения инвесторов в ЖКХ. Можно выделить следующие особенности таких проектов:
- региональные власти требуют обеспечить существенные объемы инвестиций;
- региональным властям важно не допустить банкротства предприятий и сохранить их имущественный комплекс;
- в качестве обеспечения выполнения своих требований от частного инвестора требуется организация прозрачной системы управления и контроля за предприятием ЖКХ, чтобы определять достижение заданных ключевых показателей эффективности (финансового состояния, себестоимости и иных);
- часто инвестор является кредитором муниципальных унитарных предприятий в области ЖКХ и стремится за долги получить существующие активы;
- инвестор старается минимизировать дотации из местного бюджета (которые могут полностью не выплачиваться ввиду нехватки средств). Одним из вариантов решения данной проблемы может быть обеспечение обязательств местных бюджетов поручительством федерального бюджета с последующим снижением доли дотации в тарифе до нуля;
- инвестор заинтересован в прозрачной схеме тарифообразования, где может быть заложена инвестиционная составляющая, также стремится получить возможность установления диффирен-цированных тарифов с целью их снижения для незащищенных слоев населения (что позволяет повысить уровень оплаты). Существующие «границы» роста тарифов существенно снижают привлекательность такого бизнеса;
- одним из способов возврата инвестиций может являться сохранение существующей структуры необходимой валовой выручки при фактическом ее изменении за счет применения более эффективных технологий и снижения потерь;
- требуется обеспечение прав инвестора при изменении внешнеэкономических, законодательных и политических условий на возврат произведенных инвестиций в рамках договорной модели
- существующие механизмы сбора платежей с потребителей могут быть непрозрачны (выставляет-
ся единый счет, платежи по которому впоследствии распределяются между поставщиками пропорционально объему стоимости их услуг в конечном тарифе), включать в себя дорогостоящие услуги агентов (более 6 % от платежа). Естественно, что инвестор стремится исключить указанную «прослойку» из цепочки «потребитель-поставщик». К сожалению, местные власти могут противиться реализации подобной схемы;
- инвестор, владеющий собственными генерирующими мощностями (часто более эффективными, чем муниципальные котельные), заинтересован в более полной их загрузке, что также завышает тариф для конечных потребителей. Но для перераспределения нагрузки требуется вмешательство муниципальных властей;
- для привлечения инвестора необходимо предоставить ему возможность провести финансовый и технический аудит рассматриваемого предприятия до заключения договоров;
- инвестор должен иметь возможность корректировать предлагаемую инвестиционную программу для повышения ее эффективности. С другой стороны, местные власти не могут полностью терять контроль за целевыми показателями работы ЖКХ. Это приводит к необходимости разработки сложной и продуманной договорной модели, дающей возможность инвестору соблюдать свои интересы, а региональным властям - выполнять социальные обязательства.
низкая активность частного бизнеса во многом обусловлена высокими рисками. Уже давно на российский рынок пришли крупнейшие международные игроки, занимающиеся управлением недвижимостью, не затронув при этом жилой сектор. Это объясняется слишком неопределенной ситуацией: жильцы имеют право в любой момент поменять способ управления.
Проблема доходности ЖКХ в настоящее время является достаточно спорным моментом. С одной стороны, это крайне нерентабельный бизнес, несмотря на рост тарифов в секторе на 10-20 % в год, С другой стороны, в первую очередь из-за высокой степени изношенности инфраструктуры по оценкам экспертов, потери только при транспортировке тепловой энергии до потребителей составляют около 40 %.
Министерством регионального развития РФ разработан законопроект в рамках правительственного плана по привлечению частных инвестиций в
сферу коммунального хозяйства. Согласно этому документу предельные уровни тарифов на коммунальные услуги должны утверждаться на срок не менее трех лет (пока они утверждаются ежегодно). Соответствующий график изменения предельного уровня тарифов будет содержаться в инвестиционных соглашениях с частными компаниями, которые решатся вложить деньги в отечественное ЖКХ. Если власти решат пересмотреть уже утвержденный график, инвестор получит право на компенсацию. Порядок получения и возможный размер этой компенсации законопроект не фиксирует: эти вопросы будут определяться Правительством РФ [1].
Предполагается, что механизм расчета компенсаций - это чисто арифметический документ. При снижении тарифа ниже уровня, указанного в инвестсоглашении, бюджет соответствующего уровня должен компенсировать инвестору разницу в тарифах, умноженную на расчетное потребление соответствующей услуги. Обсуждался также вариант с включением в объем компенсации упущенной выгоды и фактических убытков инвестора. Однако он вряд ли реализуем в силу сложности расчетов и массы спорных моментов.
Законопроект также предусматривает, что муниципалитет на своем уровне сможет повысить предельный размер тарифа на коммунальные услуги без согласования с Федеральной службой по тарифам, если такая мера будет одобрена на местном референдуме. При этом в Минрегионе России были против предоставления муниципалитетам возможности повышения тарифов, поскольку норма о возможности муниципальных надбавок к тарифам уже вводилась, но она вызывала много нарушений и была упразднена. Ведь выходило, что предельные уровни тарифов утверждаются регионом, а потом «правятся» на муниципальном уровне. В итоге в законопроекте было решено оставить теоретическую возможность повышения тарифов на местном уровне. Но на деле до этого вряд ли дойдет: организация предусмотренного референдума обойдется муниципалитету дороже, чем возможный выигрыш от роста тарифов.
Предлагаемые законодательные изменения должны способствовать, как уверены эксперты, формированию стабильности и инвестиционной привлекательности сферы ЖКХ. Фактически Правительство РФ предлагает частным инвесторам своего рода страховку от собственной непоследовательности: заявив однажды определенный график
повышения тарифов, власти не смогут произвольно сокращать темпы этого повышения.
Размер «страховки» оценить довольно трудно, так как неизвестна схема ее формирования. Однако, например, по данным Росстата, стоимость платных услуг ЖКХ для населения (другими словами, выручка предприятий этой сферы) в 2009 г. составила 1,1 трлн руб. Таким образом, рост тарифов на 1 % соответствует увеличению совокупной выручки предприятий ЖКХ примерно на 11 млрд руб. То есть возможные компенсации для бизнеса в случае пересмотра утвержденных темпов роста тарифов на федеральном уровне на 1 п. п. могут составить порядка 11 млрд руб.
Обозначен курс на ограничение индексации тарифов естественных монополий уровнем инфляции. Впрочем, согласно прогнозу Минэкономики России, в целом за год цены на электроэнергию для населения вырастут:
- в 2013 г. - на 8-9 %;
- в 2014 г. - на 10-12 %.
Тарифы на отопление в среднем увеличатся:
- в 2013 г. - на 11 %;
- в 2014 г. - на 9,5-10 %.
Ранее представители Минэкономики России говорили, что норма доходности на инвестированный капитал в секторе ЖКХ планируется на уровне 12 % годовых. Как следует из приведенных цифр, такая доходность не может быть обеспечена простым ростом тарифов. Необходимо также повышение эффективности.
В современных условиях эффективно заниматься ЖКХ представляется возможным только крупному бизнесу. В то же время в мировой практики сфера жилищно-коммунального хозяйства - это прерогатива малого и среднего бизнеса. Обусловлено это специфическими условиями входа в бизнес, поскольку невозможно построить успешное дело в заведомо нерентабельной сфере (в силу высокого износа сектора).
Следует отметить, что разные объекты имеют разную инвестиционную привлекательность, зависящую от платежеспособности членов ТСЖ, износа инфраструктуры. Даже при условии отсутствия административных препон, коррупционных факторов, лишь небольшая часть коммунального хозяйства будет освоена бизнесом. Тем не менее постепенно ЖКХ станет негосударственным сектором. Ведь оказание услуг - не государственная функция. Задача государства отрегулировать процесс таким образом, чтобы в жилищно-коммунальном хозяйстве была стабильная прибыль, создана конкурентная среда. В этом случае бизнес начнет двигаться в данном направлении.
О привлекательности данного рынка свидетельствует и тот факт, что он только формируется и представляет полный простор для инвестиций. На рынке ЖКХ пока нет крупного игрока, который бы занимал большую его часть. В целом этот бизнес очень перспективен.
Список литературы:
1. Барсуков Ю., Сапожков О. Правительство заречется снижать тарифы // КоммерсантЪ. 29.03.2012.
2. ЛютоваМ. В поисках партнера / Ведомости (Москва) 18.04.2012.
3. Калмыков В. Контроллинг на предприятиях ЖКХ. URL: http://www. eg-online. ru.
4. Малков В. Привлечение инвестиций в ЖКХ -наше мнение // ЖКХ: журнал руководителя и главного бухгалтера. 2011. № 3.
5. Обсуждаются инвестиции пенсионных фондов в ЖКХ / КоммерсантЪ. 26.08.2011.
6. Угодников К. Жилищно-криминальное хозяйство: Российский жилкомхоз не подчиняется ни рыночным законам, ни здравому смыслу // Итоги. 29.03.2010.
dilib
Вы всегда можете приобрести последние номера и отдельные статьи всех журналов Издательского дома «Финансы и Кредит» в формате PDF на сайте электронной библиотеки dilib.ru. Также доступен электронный архив журналов с 2006 года.
www.dilib.ru
ФИНАНСЫ И КРЕДИТ
61