36 (129) - 2009
Развитие АПК
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ
ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОИЗВОДСТВА ПРОДУКЦИИ ПТИЦЕВОДСТВА
Е. Л. ЗОЛОТАРЕВА, доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой мировой экономики Тел. : 8 (4712) 39-40-15 (раб.)
В. О. КОМАРИЦКИЙ, аспирант E-mail: [email protected] Курская государственная сельскохозяйственная академия
Статья посвящена обоснованию направлений повышения экономической эффективности производства продукции птицеводства в условиях жесткой конкуренции, с учетом специфики производства, состояния и тенденций развития предприятия, его положения на рынке.
Ключевые слова: продукция, птицеводство, экономика, эффективность, рентабельность, стратегия, конкурентоспособность.
Поскольку целью сельскохозяйственного производства является наиболее полное удовлетворение потребности населения в продуктах питания при наименьших затратах всех видов ресурсов, необходимо увеличение объема производства продукции и достижение обилия ее в торговле, улучшение ассортимента и качества. Однако рост объемов производства продукции может быть достигнут как при опережающем росте затрат ресурсов, что характерно для многих отраслей сельского хозяйства и свидетельствует о снижении его эффективности, так и при их снижении. Поэтому критерием эффективности должно служить соотношение объема произведенной продукции с размерами используемых ресурсов.
Важнейшим стимулом, влияющим на рост экономической эффективности производства продукции птицеводства, является ужесточение конкуренции на внутреннем рынке. Угрозы ис-
ходят как от региональных предприятий, так и от крупных агрохолдингов, широко использующих стратегию экстенсивного развития за счет региональной экспансии.
Мировой опыт подтверждает, что будущее развитие АПК обеспечат именно те компании, которым удастся создать производственную цепочку, включающую в себя все этапы: от производства кормов до реализации продуктов под собственными брендами.
Вновь формирующиеся структуры агробизнеса и вытекающая из этого необходимость реструктуризации производства, адаптации сельхозтоваропроизводителей к рыночным условиям обусловливает необходимость поиска новых подходов к повышению эффективности производства. В птицеводстве они определяются, прежде всего, технологическими новшествами в производстве яйца и мяса птицы. Вместе с тем, на уровне каждого конкретного сельскохозяйственного предприятия имеются значительные резервы для повышения экономической эффективности производства. В полной мере это относится и к продукции птицеводства.
Птицефабрика «Красная поляна+» входит в число крупнейших в РФ (ее доля — около 2 % от общероссийского производства мяса птицы), а по качественным показателям (ежесуточный привес, сохранность поголовья) занимает лидирующие позиции.
Развитие АПК
36 (129) - 2009
В настоящее время птицефабрика работает с перспективным мясным кроссом ИЗА-15. Кормление птицы производится экологически чистыми сбалансированными по всем питательным и минеральным веществам комбикормами. Среднесуточный прирост живой массы цыплят-бройлеров составляет 48,41 г при конверсии корма 1,9 ц. к. ед. и сохранности поголовья более 96 % при сроке откорма — 39 дней. Средняя продуктивность кур-несушек родительского стада составляет более 256 шт. яиц в год.
В 2008 г. перерабатывающий комплекс предприятия производил более 100 видов продукции, в том числе 40 наименований колбасных, деликатесных и копчено-вареных изделий, 15 наименований полуфабрикатов, 60 наименований котлет и пельменей. Производительность перерабатывающего комплекса составляет 26 т в смену, в том числе 16 т колбасных изделий, 10 т полуфабрикатов.
Весь ассортимент продукции ОАО «Красная Поляна+» по направлению птицеводство делится на следующие основные группы:
• мясо птицы, продукция нарезки;
• субпродукты;
• колбасы;
• копчености;
• прочие продукты переработки (полуфабрикаты, котлеты, пельмени).
Каждая группа характеризуется определенной степенью переработки, различным восприятием ценности продукта покупателями, сезонностью, шириной ассортимента.
Указанные ассортиментные группы существенно различаются по уровню рентабельности. В зависимости от рыночной конъюнктуры при реализация сырой продукции уровень рентабельности составляет от 5 до 30 %, колбас и других видов продукции глубокой переработки, соответственно, в среднем 75 % и практически не зависит от колебаний рыночной цены, поскольку ОАО «Красная Поляна+» является единственным крупным производителем данного вида продукции в Черноземье (см. таблицу).
Уровень рентабельности производства основных товарных групп ОАО «Красная Поляна+», %
Показатель Мясо птицы, субпродукты, нарезка Полуфабрикаты Продукция глубокой переработки
Доля группы в общем производстве 57,1 11,4 31,4
Чистая прибыль 5-30 10,0 75, 0
Основным конкурентом анализируемого предприятия является Курская птицефабрика с объемом производства около 10 тыс. т в год. Ассортимент производимой продукции включает более 100 наименований, в том числе полуфабрикаты и колбасные изделия. На долю Курской птицефабрики и птицефабрики «Красная поляна +» (входит в состав группы «Агрохолдинг») приходится не менее 80 % рынка, из них 45 % — доля «Красной поляны +». Активизируется деятельность белгородских производителей: «Приосколье», «Ясные зори», «Кочетков».
Из 12 крупнейших холдингов только у четырех в ассортименте присутствует глубокая переработка продукции:
• ГК «Агрохолдинг» — около 200 наименований с объемом продаж около 10 тыс. т в год;
• «Ивановский бройлер» ОАО — около 30 наименований с объемом производства около 4 тыс. т в год;
• ПТФ «Линдовская» — около 40 наименований (группа «ПРОДО»);
• ЗАО «Приосколье» — около 40 наименований с объемом производства около 0,5 тыс. т в год;
• птицефабрика «Сибирская губерния» — около 40 наименований.
Производство продукции глубокой переработки является экономически более эффективным. Так, чистая прибыль при производстве колбасы составляет около 70—80 % от отпускной крупнооптовой цены. В целях повышения экономической эффективности производства на ОАО «Красная Поляна+» необходимо увеличивать долю в производстве сегмента глубокой переработки, который в настоящее время является все еще недостаточно развитым и весьма перспективным. При этом лидерство ОАО «Красная Поляна+» в данном сегменте очевидно как по объемам продаж и высокой технологии производства, так и по охвату территории сбыта. Потенциал данного сегмента можно оценить как достаточно высокий, поскольку норма прибыли здесь значительно выше, чем на рынке сырой продукции, а также чем в сегменте традиционных свино-говяжьих колбас.
Для ОАО «Красная Поляна+» движение в направлении развития сбыта сырой продукции (с точки зрения наращивания объемов продаж сырой продукции) с учетом описанных выше обстоятельств следует признать неперспективным. Объемы производства по сырой продукции достаточно будет поддерживать в существующих объемах (или незначительно увеличить за счет модернизации
Развитие АПК
36 (129) - 2009
существующих производственных мощностей) для поддержания ассортимента предложения всей линейки куриной продукции для потребителей.
Имея неплохие стартовые позиции, ОАО «Красная Поляна+» при выборе правильной экономической стратегии развития может стать национальным лидером в высокомаржинальном сегменте куриной продукции глубокой переработки.
Среди рыночных возможностей главными можно считать:
• рост продукции за счет новых регионов (новый фактор);
• внедрение новых технологий;
• ведение благоприятной государственной политики;
• рост отдельных рыночных сегментов. Высокая оценка фактора роста продукции за
счет освоения новых регионов связана с успешным открытием в 2006 г. новых филиалов и наличием еще не охваченных емких рынков. По-прежнему высоко оцениваются возможные преимущества за счет внедрения новых технологий. Рост фактора государственной политики обусловлен, прежде всего, началом активной реализации национального проекта по сельскому хозяйству, а также активным государственным вмешательством в 2006 г., способствовавшим разрешению кризиса из-за птичьего гриппа (принудительное снижение импорта в первой половине 2006 г.). Фактор роста отдельных сегментов можно отнести к постоянным и важным, однако снижение его оценки может свидетельствовать о некотором пессимизме в оценке возможных точек роста.
Для динамичного увеличения рыночной доли предприятиям необходимы значительные целевые инвестиции в развитие производства и сбыта. Помимо улучшения сбытовой структуры компании следует стремиться увеличить объемы реализации через улуч-
шение (модификацию) своей продукции. В данном направлении необходим дальнейший рост продаж продуктов глубокой переработки и вывод на рынок семейства продуктов высокой степени готовности.
Учитывая жесткую конкуренцию по основному продукту — мясу бройлера, в ближайшей перспективе нецелесообразно увеличивать объемы его производства, а сосредоточить внимание на оптимизации себестоимости производства и увеличении доли продуктов переработки (полуфабрикаты, подготовленные к кулинарной обработке, и колбасы). В производстве продуктов этой группы компания должна воспользоваться имеющимся конкурентным преимуществом, определяющимся широким ассортиментом производимой продукции, имеющимся опытом в освоении технологии производства. Целесообразность подобного шага обусловлена меньшей эластичностью данной категории товаров к ценовым колебаниям рынка, наличием неудовлетворенного спроса потребителя, более высоким маржинальным доходом.
При осуществлении агрессивной товарной и сбытовой политики предприятию необходимо вести работу по сокращению издержек, реализации инвестиционной программы по расширению ассортиментного ряда, реализации активов, не приносящих ожидаемой отдачи с направлением вырученных средств на реконструкцию действующих производств.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Рынок мяса птицы: ежемесячный дайджест / Исследования рынков и материалы ИКАР. М., 2009.
2. Социально-экономическое положение Центрального федерального округа. М. , 2009.
РЕКЛАМНЫЙ БЛОК ТАКОГО РАЗМЕРА ОБОЙДЕТСЯ ВАМ ВСЕГО В 2 950 РУБЛЕЙ!
При неоднократном размещении (или сразу в нескольких журналах Издательства) предусмотрены скидки
(495) 721-85-75, 8-926-523-79-52 [email protected]