УДК 330.322:614.212(470.620)
08.00.00 Экономические науки
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ
Тонян Маргарита Николаевна студентка факультета управления РИНЦ SPIN код = 5398-9967
Кутовая Анастасия Александровна студентка факультета управления
Нормова Татьяна Александровна к.э.н, доцент
РИНЦ SPIN код = 7981-9196 e-mail: [email protected] Кубанский государственный аграрный университет, Краснодар, Россия
Григорьев Николай Федорович
канд. техн. наук, доцент кафедры математики (и
информатики)
Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза А. К. Серова, Краснодар, Россия
Статья посвящена приоритетным направлениям повышения эффективности инвестиционной деятельности учреждений здравоохранения. В силу того, что здравоохранение играет важную роль в экономике любой страны, необходимо повышать его эффективность за счет инвестиций на его развитие. Достаточное финансирование здравоохранения будет способствовать снижению заболеваемости, росту производительности труда, продлению трудоспособного периода трудящихся, что в итоге приведет к росту национального дохода страны и повышению благосостояния народа. Приоритетным направлением повышения эффективности инвестиционной деятельности МБУЗ ДГКБ №1 является открытие на территории данного учреждения здравоохранения аптеки «Страна пилюль», технико- и финансово-экономическое обоснование бизнес-плана которой рассмотрено в данной статье
Ключевые слова: ИНВЕСТИРОВАНИЕ, ЗДРАВООХРАНЕНИЕ, ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ, БИЗНЕС-ПЛАН, АПТЕКА
Doi: 10.21515/1990-4665-129-084
UDC 330.322:614.212(470.620) Economics
PRIORITY DIRECTIONS OF INCREASE OF THE EFFICIENCY OF INVESTMENT ACTIVITY OF HEALTH CARE INSTITUTIONS
Tonyan Margarita Nikolaevna student of the Faculty of Management RSCI SPIN-code= 5398-9967
Kytovaya Anastasia Alexandrovna student of the Faculty of Management
Normova Tatiana Alexandrovna Cand.Econ.Sci., Associate Professor RSCI SPIN-code= 7981-9196 e-mail: [email protected] Kuban State Agrarian University, Krasnodar, Russia
Grigoriev Nikolay Fedorovich
Cand.Tech.Sci., Аssociate Professor of mathematics
(and computer science)
Krasnodar higher military aviation school named after the Hero of the Soviet Union A. K. Serov, Krasnodar, Russia
This article aims to review priority directions of increasing the efficiency of investment activity of health care institutions. As health plays an important role in the economy of any country, it is necessary to improve its efficiency by investing in its development. Additional funding, investment in health will significantly change the quality of provision of medical organizations, to develop new programmes, able to solve various problems existing in the health care industry of the Russian Federation. The priority direction to improve the efficiency of investment activities of MBHI CCCH No. 1 is opening within the healthcare facilities pharmacies called "Land of pills". This article describes technical, economic and financial feasibility study of business plan to open this pharmacy
Keywords: INVESTING, HEALTH, INVESTMENT PROJECT, BUSINESS PLAN, PHARMACY
В настоящее время здравоохранение играет важную роль в социально-экономическом развитии общества, в силу того, что оно является клю-
чевым фактором качества жизни, одной из ведущих отраслей социальной сферы. Система здравоохранения играет особую роль в жизни любой страны, т.к. здоровье населения влияет на экономическое развитие, а должное его обеспечение признается государством стратегической задачей, в связи с чем, затраты общества на развитие здравоохранения имеют не только социальное, но и экономическое значение.
Повышение эффективности здравоохранения за счет инвестиций на его развитие способствует снижению заболеваемости, росту производительности труда, продлению трудоспособного периода трудящихся, что в итоге приводит к росту национального дохода страны и повышению благосостояния народа [1, 3, 5].
Финансирование здравоохранения является важной частью для принятия мер политического, экономического, социального, правового, научного, медицинского, санитарно-гигиенического, противоэпидемического и культурного характера, что направлено на сохранение и укрепление физического и психического здоровья граждан [2]. В настоящее время система здравоохранения в Российской Федерации функционирует по бюджетно-страховой модели, главным источником финансирования которой модели является государственный бюджет, который формируется за счет налогов, взимаемых с населения и предприятий, и утверждается Правительством и Федеральным Собранием Российской Федерации.
Действующее законодательство Российской Федерации в качестве источников финансирования здравоохранения предусматривает бюджеты всех уровней, а также средства обязательного медицинского страхования. Источником финансирования системы обязательного медицинского страхования (ОМС) являются взносы работодателей на страхование работающего населения и бюджетные платежи для страхования неработающего населения.
Государственная (муниципальная) система общественного финансирования направлена на осуществление следующих действий:
- финансирование целевых программ;
- финансирование научных исследований и подготовки кадров;
- субсидирование территорий в целях выравнивания условий оказания медицинской помощи населению по ОМС;
- оплата особо дорогостоящих видов медицинской помощи;
- финансирование служб скорой медицинской помощи;
- финансирование медицинских учреждений, оказывающих помощь при социально значимых заболеваниях.
Все остальные виды медицинской помощи, оказываемые по медицинским показаниям, охватывает базовая программа обязательного медицинского страхования. Система фондов обязательного медицинского страхования направлена на сохранение права каждого гражданина на получение медицинской помощи вне зависимости от уровня благосостояния, места проживания, работы.
Программа государственных гарантий обеспечения граждан Российской Федерации бесплатной медицинской помощью определяет минимальные объемы медицинской помощи и финансовые ресурсы их обеспечения не только в системе обязательного медицинского страхования, но и всей системы здравоохранения. Таким образом, источники финансирования медицины не могут в полном объеме обеспечить здравоохранение всеми нужными средствами, в связи с этим необходимо увеличение финансирования организаций здравоохранения, внедрение новых методов оплаты медицинской помощи, а также совершенствование системы страхования.
Несмотря на то, что здравоохранение - привлекательная отрасль для инвесторов, она имеет свои особенности [2]:
1) отсутствует баланс между плановыми показателями финансирования лечения граждан и нужным уровнем обеспечения гарантий на бесплатное лечение граждан;
2) не налажен процесс управления финансированием учреждений здравоохранения;
3) средства государства, выделяемые на здравоохранение, зачастую расходуются или распределяются не по назначению.
Инвестирование в здравоохранение позволит:
1) решить проблемы, возникающие при финансировании учреждений здравоохранения;
2) повысить качество предоставляемых услуг в медицинских учреждениях;
3) повысить уровень здоровья населения Российской Федерации. Решение вышеперечисленных задач в итоге приведет к повышению уровня развития нашей страны в целом.
Предметом исследования данной статьи выступает финансово-экономическая деятельность муниципального бюджетного учреждения здравоохранения детская городская клиническая больница №1 г. Краснодара (МБУЗ ДГКБ № 1). Приоритетным направлением повышения эффективности инвестиционной деятельности МБУЗ ДГКБ №1 представляется открытие на территории данного учреждения здравоохранения аптеки «Страна пилюль».
МБУЗ ДГКБ № 1 является некоммерческой организацией, созданной для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий администрации муниципального образования город Краснодар в сфере здравоохранения и является юридическим лицом, находящимся в ведении управления здравоохранения администрации муниципального образования город Краснодар. Учреждение здравоохранения расположено в густонасе-
ленном микрорайоне, окружают больницу высотные дома. По нашему мнению, месторасположение МБУЗ ДГКБ №1 идеально подходит для открытия аптеки в силу нескольких причин.
Во-первых, каждый день больницу посещает большое количество человек, госпитализирующихся, проходящих обследования или сдающих анализы, что позволяет предположить высокую степень посещаемости будущей аптеки. Во-вторых, МБУЗ ДГКБ №1, а именно место для будущей аптеки, расположено в густонаселенном микрорайоне, в котором необходима аптека с широким ассортиментом предлагаемых товаров. В-третьих, аптечный бизнес - это одно из самых удачных капиталовложений на сегодняшний день. Потребность в лекарственных препаратах не только не уменьшается, а наоборот, увеличивается с каждым годом. Также аптечный бизнес является одним из самых прибыльных, вне зависимости от погодных условий, кризисной ситуации в стране и других форс-мажорных обстоятельств, которые могут помешать хозяйственной деятельности.
Целью аптеки «Страна пилюль» является получение прибыли благодаря быстрому росту объема продаж, высокому качеству обслуживания и низким производственным затратам. Задача аптеки - предоставлять качественные и эффективные лекарства, травы и биологические добавки, средства гигиены, медицинские приборы и т.д.
Предварительный финансовый анализ деятельности аптеки подтверждает благоприятные прогнозы [4, 6]. Основными факторами, способствующими успеху компании, является высокий спрос, большой опыт работы персонала и конкурентоспособные цены [7]. Концепция аптеки -высокое качество лекарств, отличная подготовка кадров и внимательное отношение к обслуживанию пациентов должно создать широкую и устойчивую клиентскую базу аптеки «Страна пилюль». Высокий спрос и широкая клиентская база должны принести большую прибыль. Краткосрочная перспектива заключается в интенсивном развитии компании и активном расширении клиентской базы. В долгосрочной перспективе клиентская
база будет стабилизирована, а объем продаж будет стимулироваться повышенным качеством медицинских товаров.
Для торговли планируется выделить из общей площади МБУЗ ДГКБ №1 помещение - 100 м на 1 этаже больницы, произвести соответствующую отделку, купить необходимое оборудование, получить лицензии на осуществление деятельности, набрать компетентный персонал, организовать справочную телефонную службу, внедрить компьютерные программы для сопровождения базы данных по лекарствам и провести массированную рекламную кампанию. Расчет инвестиционных издержек на реализацию проекта открытия аптеки «Страна пилюль» представлен в таблице 1.
Таблица 1 - Инвестиционные издержки на реализацию проекта открытия аптеки
Показатель Расчет, тыс. руб.
Ремонт помещения 300,0
Холодильное оборудование 250,0
Торговое оборудование 300,0
Кассовое оборудование 70,0
Компьютеры 100,0
Программное обеспечение 60,0
Лицензии 140,0
Рекламная кампания 300,0
Непредвиденные инвестиционные издержки 200,0
Итого инвестиций 1720,0
Важным этапом разработки инвестиционного проекта открытия аптеки «Страна пилюль» является составление штатного расписания и планирования фонда заработной платы, в силу того, что эта статья расходов является значительной, а трудовые ресурсы крайне важны для эффективности функционирования аптеки «Страна пилюль».
Инвестиции в открытие аптеки планируется вложить в конце 2017 г., а открытие аптеки запланировано на январь 2018 г. В случае открытия аптеки «Страна пилюль» планируется численность персонала 7 человек,
при этом размер заработной платы будет определен, исходя из уровня оплаты соответствующих специальностей на рынке труда в г. Краснодар, что нашло свое отражение в таблице 2.
Таблица 2 - Персонал и планируемый фонд оплаты труда аптеки, 2018 г.
Оплата тру- Оплата
Категория персонала Штат, чел. да в месяц, тыс. руб. труда в год, тыс. руб.
Заведующий аптекой 1 30,0 360,0
Бухгалтер 1 28,0 336,0
Менеджер по закупкам 1 25,0 300,0
Фармацевт-провизор 3 25,0 900,0
Уборщица 1 10,0 120,0
Итого оплата труда без начислений 7 168,0 2016,0
Начисления на оплату труда (30,2 %) - 50,7 608,8
Всего - 218,7 2624,8
Проект открытия аптеки «Страна пилюль» рассчитывается на 5 лет, в связи с тем, что данный проект предполагает кредитование в банке на этот срок. Примерные текущие затраты инвестиционного проекта открытия аптеки «Страна пилюль» представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Операционные затраты инвестиционного проекта открытия аптеки
Статьи затрат 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.
Оптовая закупка товаров, тыс. руб. 10220,0 11242,0 12366,2 13602,8 14963,1
Оплата труда с начислениями, тыс.
>уб. 2624,8 2887,3 3176,0 3493,6 3843,0
Коммунальные платежи, тыс. руб. 72,0 79,2 87,1 95,8 105,4
- электроэнергия 25,0 27,5 30,3 33,3 36,6
- прочее 47,0 51,7 56,8 62,5 68,8
Вневедомственная охрана, тыс. руб. 18,0 19,8 21,8 24,0 26,4
Прочие операционные затраты,
тыс. руб. 100,0 110,0 121,0 133,1 146,4
Всего текущих затрат, тыс. руб. 13034,8 14338,3 15772,1 17349,3 19084,3
Для расчета ожидаемой выручки предприятия, необходимо учесть примерное количество покупателей аптеки «Страна пилюль» за 1 день и за 1 год, а также среднюю стоимость покупки одним покупателем - средний чек, что представлено в таблице 4.
Таблица 4 - Денежные притоки инвестиционного проекта открытия аптеки
Показатель 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.
Среднее количество потенциальных покупателей - за 1 день - за 1 год 250 91250 250 91250 250 91250 250 91250 250 91250
Средняя стоимость 1 чека, руб. 400,0 440,0 484,0 532,4 585,6
Ожидаемая выручка, тыс. руб. - за 1 день - за 1 год 100,0 36500,0 110,0 40150,0 121,0 44165,0 133,1 48581,5 146,4 53439,7
Оценка финансово-экономической эффективности инвестиционного проекта открытия аптеки «Страна пилюль» определяется при помощи соотношения полученных доходов и производственных затрат. Расчет экономической эффективности деятельности планируемой аптеки по продаже лекарств, медицинских приборов и других товаров представлен в таблице 5.
Таблица 5 - Экономическая эффективность деятельности аптеки
Показатель 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.
Ожидаемая выручка, тыс. руб. 36500,0 40150,0 44165,0 48581,5 53439,7
Ожидаемые текущие затраты инвестиционного проекта, тыс. руб. 13034,8 14339,3 15772,1 17349,3 19084,3
Прибыль от продаж, тыс. руб. 23465,2 25811,7 28392,9 31232,2 34355,4
За период, на который рассчитывается инвестиционный проект, ожидаемая выручка планируемой аптеки «Страна пилюль» увеличится с 36 500 тыс. руб. до 53 439,7 тыс. руб., а именно на 16 939,9 тыс. руб., что связано с тем, что данный показатель скорректирован на темп инфляции.
Ожидаемая выручка от продажи лекарств, медицинских приборов и других медицинских товаров аптекой «Страна пилюль» больше, чем в 2 раза превышает ожидаемые текущие затраты инвестиционного проекта, от чего зависит и уровень ожидаемой прибыли от продаж, который за проектируемый период (2018-2022 гг.) имеет высокий уровень.
Средства для инвестирования проекта открытия аптеки «Страна пилюль» планируется взять в ПАО «Сбербанк России» по программе «Бизнес-инвест», с кредитом по которой появляется возможность на привлекательных условиях профинансировать приобретение имущества и проведение ремонта.
Таблица 6 - Расчет платежей по кредиту ПАО «Сбербанк России»
Показатель 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.
Сумма кредита, тыс. руб. 1204,0 1204,0 963,2 722,4 481,6 240,8
Возврат кредита, тыс. руб. - 240,8 240,8 240,8 240,8 240,8
Оплата процентов за кредит (16 %), тыс. руб. - 192,6 154,1 115,6 77,1 38,5
Всего платежей, тыс. руб. - 433,4 394,9 356,4 317,9 279,3
Кредит суммой 1 204 000 руб. планируется взять на 5 лет из расчета 16 % годовых. Расчеты платежей по программе кредитования «Бизнес-инвест» представлены в таблице 6.
За период, на который будет взят кредит, аптека «Страна пилюль» выплатит ПАО «Сбербанк России» по взятому кредиту платежей на сумму 1 781,9 тыс. руб. Финансовые результаты деятельности планируемой аптеки, рассчитанные с учетом кредитования представлены в таблице 7.
Таблица 7 - Расчет финансовых результатов деятельности аптеки с учетом кредитования
Показатель 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.
Прибыль от продаж без учета
% по кредиту, тыс. руб. 23465,2 25811,7 28392,9 31232,2 34355,4
Прибыль от продаж после
уплаты % по кредиту, тыс. руб. 23272,6 25657,6 28277,3 31155,1 34316,9
Налог на прибыль (обычная система налогообложения -
20 %) 4654,5 5131,5 5655,5 6231,0 6863,4
Чистая прибыль, тыс. руб. 18618,1 20526,1 22621,8 24924,1 27453,5
Уровень рентабельности по чистой прибыли, % 142,8 143,2 143,4 143,7 143,9
Важной частью оценки финансово-экономической эффективности инвестиционного проекта открытия аптеки «Страна пилюль» является расчет чистой приведенной стоимости, представленный в таблице 8.
Таблица 8 - Расчет чистой приведенной стоимости инвестиционного проекта открытия аптеки, тыс. руб.
Показатель 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г. 2021 г. 2022 г.
Инвестиционные издержки 1720,0 - - - - -
Чистая прибыль - 18618,1 20526,1 22621,8 24924,1 27453,5
Коэффициент дисконта (г=10%) 1 0,909 0,826 0,751 0,683 0,620
Чистый дисконтированный поток - 16923,9 16954,6 16989,0 17023,2 17021,2
Нарастающим итогом -1720,0 15203,9 32158,5 49147,5 66170,7 83191,9
Для оценки финансово-экономической эффективности инвестиционного проекта открытия аптеки «Страна пилюль» также необходимо рассчитать такие показатели, как индекс рентабельности и дисконтированный
срок окупаемости инвестиционного проекта.
Индекс рентабельности инвестиционного проекта открытия аптеки «Страна пилюль» рассчитывается по формуле 1 и составляет:
где 1В - индекс рентабельности;
2 РУ - приведенная стоимость проекта за п лет; И - общая сумма инвестиционных вложений.
Значение индекса рентабельности подтверждает доходность и высокую эффективность инвестиционного проекта открытия аптеки "Страна пилюль".
Дисконтированный срок окупаемости инвестиционного проекта открытия аптеки «Страна пилюль» рассчитывается по формуле 2 и составляет:
И 1720
"ЧДД 16323,9
, (2)
где ОРР - срок окупаемости проекта;
:; - общая сумма инвестиционных вложений; Т-.ДЛ - чистый дисконтированный поток. Для оценки финансово-экономической эффективности инвестиционного проекта открытия аптеки «Страна пилюль» также необходимо рассчитать показатель внутренней нормы доходности инвестиционного проекта, который представлен в таблице 9.
Основываясь на показателях, представленных в таблице 9, рассчитаем показатель внутренней нормы доходности инвестиционного проекта открытия аптеки «Страна пилюль» по формуле 3. Так,
= г1+(г2-г1}Х
'1
= 10г; - (1200?;- ЮгГ)х--= 12ОС1-/; , (3)
33 191,9-(-154,8,1 4 У
где - процентная ставка;
N Р'.т - размер чистой приведенной стоимости.
Таблица 9 - Расчет внутренней нормы доходности инвестиционного проекта открытия аптеки
Годы/ шаги Денежные потоки, тыс. руб. Вариант 1 Вариант 2
kd (Г=10%) РУ kd (Г=1200%) РУ
2017/0 -1720,0 1 -1720 1 -1720
2018/1 18618,1 0,909 16923,9 0,0769 1431,7
2019/2 20526,1 0,826 16954,6 0,0059 121,1
2020/3 22621,8 0,751 16989,0 0,0005 11,3
2021/4 24924,1 0,683 17023,2 0,00004 1,0
2022/5 27453,5 0,620 17021,2 0,000002 0,1
Итого 112423,6 - 84911,9 - 1565,2
КРУ - - 83191,9 - -154,8
Инвестиционные издержки на реализацию проекта открытия аптеки на территории МБУЗ ДГКБ №1 составляют 1720,0 тыс. руб., планируемая чистая прибыль от продаж лекарств, медицинских приборов и других товаров составляет в 2018 г. - 18618,1 тыс. руб., в 2019 г. - 20526,1 тыс. руб., в 2020 г. - 22621,8 тыс. руб., в 2021 г. - 24924,1 тыс. руб., в 2022 г. -27453,5 тыс. руб.
Такая достаточно высокая планируемая прибыль позволит расширить хозяйственную деятельность компании, приобрести новые помещения, оборудование, тем самым расширить клиентскую базу, а также преобразоваться в сеть аптек на основе франчайзинга и распространить свое влияние на более широкий сегмент рынка.
Одним из методов экономической оценки эффективности инвестиционного проекта является определение индекса рентабельности инвестиционного проекта, который, как уже было отмечено выше, составляет 48,4, что больше 1, а значит, планируемый инвестиционный проект можно принять. Другим методом оценки эффективности инвестиционного проекта является дисконтированный срок окупаемости инвестиционного проекта, он составляет 1 месяц.
Для оценки эффективности инвестиционного проекта открытия аптеки «Страна пилюль» необходимо рассчитать показатель внутренней нормы доходности инвестиционного проекта (IRR). Под IRR понимается та процентная ставка, при которой чистая приведённая стоимость равна 0. Так, показатель IRR планируемого инвестиционного проекта составляет 1200 %, что подтверждает экономическую эффективность планируемого инвестиционного проекта открытия аптеки «Страна пилюль».
Результаты проведенного исследования по оценке эффективности открытия на территории муниципального бюджетного учреждения здравоохранения ДГКБ №1 аптеки «Страна пилюль» свидетельствуют о практической возможности и экономической целесообразности реализации рассматриваемого инвестиционного проекта.
Отрасль здравоохранения нуждается в усиленном притоке инвестиций для создания и обеспечения высокого уровня оказываемых услуг и взаимодействия с гражданами. Дополнительное финансирование, инвестиции в здравоохранение позволят существенно изменить качественный уровень обеспечения медицинских организаций, разработать новые программы, способные решить различные проблемы, существующие в отрасли здравоохранения Российской Федерации.
ЛИТЕРАТУРА
1. Виноградова, Д.П. Анализ ликвидности баланса и платежеспособности предприятия / Д.П. Виноградова, Т. А. Нормова // Проблемы и перспективы развития теории и практики экономического анализа в России и за рубежом Четвертая международная научно-практическая конференция студентов, аспирантов, преподавателей. Краснодар, 2015. С. 47-52.
2. Восколович Н.А. Экономика, организация и управление общественным сектором [Электронный ресурс]: учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению «Экономика» и экономическим специальностям/ Восколович Н.А., Жильцов Е.Н., Еникеева С.Д. - Электрон. текстовые данные. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 367 с.
3. Губиева, С.Ю. Исторические основы формирования валютных отношений / С.Ю. Губиева, Т.А. Нормова // Проблемы и перспективы развития теории и практики экономического анализа в России и за рубежом: сборник статей третьей международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и преподавателей. -Краснодар: КубГАУ, 2015. - С. 73-81.
http://ej .kubagro.ru/2017/05/pdf/84.pdf
4. Загнитко, В.Н. Организация прогнозно-плановой работы / В.Н. Загнитко, ТА. Нормова // Экономика. Право. Печать. Вестник КСЭИ. - Краснодар: КСЭИ, 2012.- №1-2 (53-54). -С. 28-30.
5. Патент 2179151 Российская Федерация, МПК A01K51/00 Электроразрядный термоадаптивный элемент озонатора / ДА. Нормов, Aндрейчyк В.К., Шхалахов Р.С., Драгин ВА., Нормова ТА; заявитель и патентообладатель Кубанский государственный аграрный университет.- 28.03.2000
6. Шапкин A.C Экономические и финансовые риски. Оценка, управление, портфель инвестиций [Электронный ресурс]/ Шапкин A.C, Шапкин ВА. -Электрон. текстовые данные. - М.: Дашков и К, 2014. - 544 c.
7. Экономика муниципального сектора: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности 080504 «Государственное и муниципальное управление»/ A3. Пикулькин [и др.]. - М.: ЮНИТИ-ДAНA, 2015. - 464 c.
REFERENCES
1. Vinogradova, D.P. Analiz likvidnosti balansa i platezhesposobnosti pred-prijatija / D.P. Vinogradova, T.A. Normova // Problemy i perspektivy razvitija teorii i praktiki jekonomicheskogo analiza v Rossii i za rubezhom Chetvertaja mezhdunarodnaja nauchno-prakticheskaja konferencija studentov, aspirantov, prepodavatelej. Krasnodar, 2015. S. 47-52.
2. Voskolovich N.A. Jekonomika, organizacija i upravlenie obshhestvennym sek-torom [Jelektronnyj resurs]: uchebnik dlja studentov vuzov, obuchajushhihsja po napravle-niju «Jekonomika» i jekonomicheskim special'nostjam/ Voskolovich N.A., Zhil'cov E.N., Enikeeva S.D. - Jelektron. tekstovye dannye. - M.: JuNITI-DANA, 2015. - 367 c.
3. Gubieva, S.Ju. Istoricheskie osnovy formirovanija valjutnyh otnoshenij / S.Ju. Gubieva, T.A. Normova // Problemy i perspektivy razvitija teorii i praktiki jekonomicheskogo analiza v Rossii i za rubezhom: sbornik statej tret'ej mezhdunarod-noj nauchno-prakticheskoj konferencii studentov, aspirantov i prepodavatelej. - Krasnodar: KubGAU, 2015. - S. 73-81.
4. Zagnitko, V.N. Organizacija prognozno-planovoj raboty / V.N. Zagnitko, T.A. Normova // Jekonomika. Pravo. Pechat'. Vestnik KSJeI. - Krasnodar: KSJeI, 2012.- №1-2 (53-54). -S. 28-30.
5. Patent 2179151 Rossijskaja Federacija, MPK A01K51/00 Jelektrorazrjadnyj termoadaptivnyj jelement ozonatora / D.A. Normov, Andrejchuk V.K., Shhalahov R.S., Dragin V.A., Normova T.A; zajavitel' i patentoobladatel' Kubanskij gosudarstvennyj agrarnyj universitet.- 28.03.2000
6. Shapkin A.S. Jekonomicheskie i finansovye riski. Ocenka, upravlenie, portfel' inves-ticij [Jelektronnyj resurs]/ Shapkin A.S., Shapkin V.A. -Jelektron. tekstovye dannye. - M.: Dashkov i K, 2014. - 544 c.
7. Jekonomika municipal'nogo sektora: uchebnoe posobie dlja studentov vuzov, obuchajushhihsja po special'nosti 080504 «Gosudarstvennoe i municipal'noe upravle-nie»/ A.V. Pikul'kin [i dr.]. - M.: JuNITI-DANA, 2015. - 464 c.