Матанцева О.Ю.,
Хмельницкий А.Д?
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОТРАСЛЕВОЙ И ВУЗОВСКОЙ НАУКИ В СФЕРЕ АВТОТРАНСПОРТНОГО БИЗНЕСА
Ключевые слова: научная деятельность, научные исследования, инновационная деятельность, методические рекомендации.
Keywords: scientific activity, scientific research, innovative activity, methodical recommendations.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона «О науке и государственной научно-технической политике» от 23.08.1996 г. научной (научно-исследовательской) деятельностью считается деятельность, направленная на получение новых знаний об основных закономерностях строения, функционирования и развития человека, общества, окружающей природной среды.
К основным видам научной деятельности относятся:
- фундаментальные исследования; поисковые исследования;
- прикладные исследования; создание баз данных и программных продуктов;
- подготовка научных монографий, научных статей, тезисов докладов на научные конференции, симпозиумы;
- семинары;
- участие в научных конференциях, научные стажировки; мелкосерийное наукоемкое производство;
- проектные работы;
- опытно-конструкторские работы;
- информационные услуги;
- патентование и охрана объектов интеллектуальной собственности;
- консультационные и экспертные услуги;
- студенческая научная работа;
- научно-технические услуги.
В 2016 году объем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполненный научными организациями в сфере транспортного комплекса, составил по данным Росстата 3,8 млрд. руб. (92,7% к уровню 2015 г. в сопоставимых ценах) 0,3% от общего объема финансирования научных и опытно-конструкторских разработок в Российской Федерации (в 2015 г. - 0,34%).
Объем работ, выполненный собственными силами научных организаций отрасли «транспорт», составил 3,3 млрд. руб. (91,2% в сопоставимых ценах к уровню 2015 г.).
Ассигнования на научные исследования и разработки из средств федерального бюджета в 2016 году уменьшились на 15,9% и составили 1,5 млрд. рублей.
Среднесписочная численность работников, выполнявших научные исследования и разработки, уменьшилась в 2016 году на 4,3% к уровню 2015года и составила 2,9 тыс. человек.
В 2016 году проведен ряд исследований, обеспечивающих эффективное регулирование деятельности транспортного комплекса.
Одним из социально значимых направлений деятельности Министерства транспорта Российской Федерации является повышение доступности транспортных услуг для инвалидов и других маломобильных групп населения. В целях реализации государственной политики по обеспечению доступности для инвалидов был разработан проект подпрограммы по обеспечению доступности для инвалидов транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры в рамках Государственной программы Российской Федерации «Развитие транспортной системы».
Были проведены научные исследования, направленные на снижение негативного воздействия транспорта на окружающую среду, целью которых является повышение экологичности транспортного комплекса страны.
Разработаны научно обоснованные предложения унифицированных принципов, методики и модели расчета влияния развития газомоторной инфраструктуры на конкурентоспособность российских перевозчиков, а также на показатель экспорта транспортных услуг.
Разработана методика оценки социально-экономической эффективности транспортного обслуживания населения в части пассажирских перевозок всеми видами транспорта общего пользования в пригородном сообщении.
1 Матанцева Ольга Юрьевна, д.э.н., с.н.с., доцент, заместитель генерального директора по научной работе ОАО «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта» (ОАО «НИИАТ»), профессор кафедры «Экономика автомобильного транспорта» Московского автомобильно-дорожного государственного технического университета (МАДИ)
Хмельницкий Александр Даниэлевич - д.э.н., профессор, профессор кафедры «Экономика автомобильного транспорта» МАДИ.
В 2017 году объем затрат на научные исследования и разработки составил 4,0 млрд. руб. (102,5% в сопоставимых ценах к уровню 2016 г.), в том числе внутренние затраты на исследования и разработки - 3,5 млрд. руб. (102,1%). Ассигнования на научные исследования и разработки из средств федерального бюджета составили 1,4 млрд. руб. (85,6% к уровню 2016 г.).
В 2017 году было продолжено создание и развитие беспилотных транспортных систем, комплексов и технологий, развитие интеллектуальных транспортных систем.
В части осуществления отраслевых научных исследований в период до 2020 необходимо осуществить формирование и реализацию механизмов планирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в отрасли, их финансирования на федеральном и региональном уровнях.
В области научных исследований и разработок в транспортном комплексе основными приоритетами в 2018 -2020 годах являются:
• повышение экологичности транспортного комплекса;
• повышение уровня безопасности транспортного комплекса;
• создание и развитие беспилотных транспортных систем, комплексов и технологий, развитие интеллектуальных транспортных систем;
• развитие международных и внутренних транспортных коридоров;
• научное обеспечение формирования доступной среды на транспорте;
• прогнозирование и моделирование транспортных потоков, объемов перевозок пассажиров и грузов, направлений развития транспортной инфраструктуры;
• комплексное научное сопровождение стратегических и программных документов развития отрасли;
• научное обеспечение нормотворческой работы.
Открытое акционерное общество Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (ОАО «НИИАТ») является единственным отраслевым институтом в области проблем функционирования автотранспортного комплекса Российской Федерации, обеспечивающим комплексное научное обоснование, научно-методическую поддержку и сопровождение формирования государственной транспортной политики России в данной сфере.
В 2016-2017 годах ОАО «НИИАТ» разработал:
«Порядок определения начальной (максимальной) цены контракта, а также цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» (утвержден Приказом Минтранса России № 513 от 8.12.2017 г., зарег. Минюстом России 28 декабря 2017 г. № 49537);
«Методику определения начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого с поставщиком (в том числе с единственным), при осуществлении закупок в сфере регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» (утверждена Распоряжением Минтранса России 15.12.2017 г. №НА-229-Р).
В составе выполненных работ в 2015-2017 гг. были:
«Разработка Стратегии развития автомобильного и городского электрического транспорта Российской Федерации на период до 2030 г.» [1];
«Проведение научных исследований, разработка условий и требований по нормативно-правовому обеспечению внедрения и развития сервисов интеллектуальных транспортных систем в сфере обеспечения безопасности дорожного движения, повышения качества функционирования региональных транспортных систем и работы автомобильного транспорта»;
«Разработка научно обоснованных предложений по системе оценки качества и эффективности организации дорожного движения в Российской Федерации»;
«Разработка научно-обоснованных предложений по совершенствованию системы подготовки и непрерывного повышения квалификации специалистов, ответственных за обеспечение безопасного функционирования автомобильного транспорта и ее гармонизации с международной системой профессиональной подготовки. Разработка курсов дистанционного обучения и методики оценки освоения учебных материалов при дистанционной форме обучения»;
«Проведение научных исследований, направленных на разработку современных методов организации дорожного движения, в том числе основанных на исследованиях влияния режимов движения транспортных потоков на безопасность дорожного движения»;
«Разработка перспективных направлений применения системы ГЛОНАСС в комплексных интеллектуальных транспортных системах транспортного комплекса Российской Федерации».
«Разработка программ и схем по планированию развития транспортной системы г. Севастополя»;
«Разработка стратегии организации и обеспечения безопасности дорожного движения г. Симферополя»;
«Разработка проекта "Комплексной транспортной схемы гор. округа "Город Южно-Сахалинск"»;
«Разработка операционного мастер-плана транспортного обеспечения Кубка конфедерации 2017 г. и Чемпионата мира по футболу 2018 г. на территории Краснодарского края»;
«Разработка концепции развития транспортной системы Санкт-Петербурга для нужд Санкт-Петербурга»;
«Разработка методических рекомендаций по разработке документа планирования регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» [2];
В целях обеспечения повышения конкурентоспособности ОАО «НИИАТ» были разработаны основные направления диверсификации основной деятельности.
Диверсификация направлений исследований и разработок будет осуществляться путем трансформации направленности деятельности ОАО «НИИАТ» - от отдельных направлений деятельности необходимо отказаться в пользу развития новых, наиболее востребованных обществом и властью.
В настоящее время в регионах возникнет необходимость выполнения установленных новых требований к программам комплексного развития транспортной инфраструктуры в ОАО «НИИАТ» было осуществлена переориентация направления научной деятельности.
Данная задача решена на основе концентрации усилий научных сотрудников для работы на наиболее востребованных направлениях на настоящем этапе, в т. ч. разработка программ и схем по планированию развития транспортной системы регионов.
В целях обеспечения деятельности ОАО «НИИАТ» в условиях рисков, связанных с угрозой резкого сокращения бюджетного финансирования, рисков не выиграть заказы из бюджета, недостаточности поступлений средств от бюджетных заказов ОАО «НИИАТ» осуществляет постоянный мониторинг предлагаемых закупок в Интернете. По результатам информации, предоставляемой руководству оперативно, принимается решение об участии в конкурсах как финансируемых из бюджетов различных уровней, так и финансируемых из средств компаний информирующих о закупках [3].
План изменения структуры доходов приведен в табл. 1.
Таблица 1
Структура доходов по видам деятельности ОАО «НИИАТ», %
Виды доходов 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г. 2019 г. 2020 г.
Доходы от НИиОКР и прочих видов деятельности за счет федерального бюджета 71,35 41,64 21,15 22,78 22,42 20,55
Прямые договора 10,45 30,97 61,57 56,70 58,57 61,12
в т. ч. из бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований 7,91 20,89 33,55 35,26 36,34 37,13
Доходы от сдачи недвижимого имущества в аренду составили 15,03 22,56 13,77 16,38 14,46 13,75
Доходы от прочей деятельности 1,07 1,53 0,92 1,10 0,97 0,92
Доходы от оказания научных услуг 1,90 2,32 1,76 1,84 1,62 1,54
Образовательная деятельность 0,19 0,99 0,82 1,20 1,95 2,11
в т. ч. повышение квалификации 0,19 0,91 0,73 1,10 1,86 2,02
Итого 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00 100,00
Проблемы отраслевой науки, существующие в настоящее время:
- старение кадров - средний возраст научных сотрудников 53 года;
- наука находится на самоокупаемости, заключение договоров на основе конкурсной системы не позволяет обеспечить равномерное финансирование в течение года, исходя из этого, основная заработная плата находится на низком уровне, привлечь на работу молодых перспективных специалистов невозможно на такую заработную плату;
- действующая система заключения контрактов также не позволяет заниматься поисковыми работами, основной упор в научно-исследовательских работах делается на разработку нормативных документов, либо решение задач, вытекающих из требований нормативных документов, поэтому в работах резко сокращается доля элементов научной новизны;
- разработки часто основаны на применении стандартных отработанных алгоритмов разработки моделей и использовании имеющихся программных комплексов, чаще разработанных за рубежом.
ФГБОУ ВПО «Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ)», выполняя свой основной вид деятельности - подготовку кадров по образовательным программам, осуществляет проведение научных исследований, экспериментальных разработок, экспертных и аналитических работ, является ведущим научно-образовательным вузом на автомобильном транспорте России.
Научная и инновационная деятельность в МАДИ осуществляется с целью обеспечения подготовки специалистов, научных и научно-педагогических кадров на уровне современных квалификационных требований, эффективного использования образовательного, научно-технического и инновационного потенциала вуза как учебно-научно-инновационного комплекса исходя из принципов:
- наиболее полного привлечения научно-педагогических кадров к научной деятельности;
- обеспечения подготовки научно-педагогических кадров высшей квалификации и повышения научной квалификации профессорско-преподавательского состава;
- развития научного творчества студентов и молодых специалистов и привлечения наиболее способных и талантливых из них к научной деятельности.
В вузе осуществляется научно-исследовательская деятельность, финансируемая грантами и прямыми договорами с крупнейшими компаниями автодорожного комплекса.
Научные исследования, проведенные по кафедрам в МАДИ, и потенциальные направления научной деятельности, перечислены ниже.
По кафедре «Автомобильные перевозки» по технологии и организации грузовых и пассажирских перевозок существуют следующие направления исследований:
- Моделирование транспортных систем.
- Интермодальные и мультимодальные перевозки.
- Транспортно-экспедиторское обслуживание.
- Международные автомобильные перевозки.
- Пассажирские транспортные системы.
- Городской транспортный комплекс.
- Системы автоматизации на транспорте.
Кафедрой «Автоматизированные системы управления» (АСУ) выполнены научно-производственные программы, реализованные в рамках Федеральных целевых программ, работы по грантам Российского фонда фундаментальных исследований в области создания интеллектуальных систем, Международного проекта ТАСИС по подготовке операторов интермодальных перевозок, по дистанционной форме в проектах Международного общества по инженерной педагогике. На кафедре «АСУ» созданы следующие научные школы:
1. Комплексная автоматизация технологических процессов и производств.
2. Разработка научно-методических основ создания электронных средств учебного назначения.
3. Разработка и внедрение многофункциональной адаптивной интегрированной среды для обучения, мониторинга и поддержки принятия решений.
Кафедра проводит совместные исследования с Демонфордским университетом (г. Демонфорд, Великобритания), Корейским институтом профессионального обучения (г. Сеул, Корея), Дармштадским Университетом (г. Дарм-штадт, Германия), Университетом Твенте (г. Энсхеде, Нидерланды).
Кафедра «Организация и безопасность движения» имеет 6 лабораторий:
1) Лаборатория систем организации дорожного движения. В данной лаборатории находятся уникальные технические средства управления дорожным движением ведущих мировых фирм.
2) Лаборатория проблем активной и пассивной безопасности. В данной лаборатории смонтированы стенды, позволяющие студентам знакомиться с элементами активной и пассивной безопасности автомобиля, в этой же лаборатории размещен компьютерный класс с оригинальными методиками по углубленному изучению курсов лекции по организации дорожного движения, автотранспортной психологии, методологии подготовки водителей и др.
3) Лаборатория психофизиологии поведения водителя. В данной лаборатории установлен комплекс изучения психофизиологии поведения водителя работающий по принципу полиграфа с трекингом взгляда водителя, а также автотренажер с панорамным экраном. Данная лаборатория задействована в учебном процессе в рамках изучения поведенческих особенностях водителя в различных ситуациях, а также оценка восприятия водителем современных систем управления дорожным движением и иных технических решений в области организации, безопасности дорожного движения и интеллектуальных транспортных системах.
4) Лаборатория имитационного моделирования транспортных и пешеходных потоков. В данной лаборатории оборудован компьютерный класс, оснащенный специализированным программным обеспечением PTV Visim и Visum, позволяющим студентам обучиться основам микро- и макромоделирования транспортных потоков.
5) Проблемная лаборатория безопасности дорожного движения имени Л.Л. Афанасьева. Данная лаборатория осуществляет разработку политики в области безопасности дорожного движения и развитие сотрудничества с промышленными предприятиями и научными организациями Российской Федерации и иностранных государств на основе результатов научной и образовательной деятельности.
6) Полигонно-тестовый комплекс «Умная дорога». Данная лаборатория расположена на полигоне МАДИ (34-ый километр Ленинградского шоссе) и предназначена для отработки практических знаний в области организации и безопасности движения и интеллектуальных транспортных систем.
На кафедре «Логистики» существуют следующие направления научных разработок: логистика снабжения, логистика производства, логистика распределения, логистика складирования, управление цепями поставок, управление логистическими рисками в цепях поставок, управление проектами в логистике, управление запасами в цепях поставок, транспортировка в цепях поставок, контроллинг логистических систем, интегрированное планирование цепей поставок, информационные системы и технологии в логистике и управлении цепями поставок.
Кафедра «Менеджмент» осуществляет подготовку специалистов по направлению «Управление жизненным циклом транспортных систем». Особая заинтересованность в подготовке кадров (помимо отраслей народного хозяйства) по данному направлению существует со стороны Министерства обороны. Учитывая необходимость в подготовке кадров по обеспечению контрактов жизненного цикла кафедра «Менеджмент» МАДИ выиграла конкурс в рамках ведомственной целевой программы «Повышение квалификации инженерно-технических кадров на 2015-2016 годы», разработав программу повышения квалификации «Инновационные методы управления транспортно-производствен-ных систем на основе контракта жизненного цикла».
Практическое использование результатов научных исследований, проводимых на кафедре «Транспортная телематика», осуществляется в рамках реализации Федеральных целевых программ «Повышение безопасности дорожного движения в России», «Использование глобальной навигационной спутниковой системы ГЛОНАСС в интересах гражданских потребителей», «Глобальные навигационные системы» и др. В качестве основных результатов научно-практической деятельности можно отметить успешное функционирование автоматизированной системы диспетчерского управления для автобусных парков ГУП «Мосгортранс» и диспетчерских систем в более чем 20 городах России, а также промышленную эксплуатацию автоматизированной системы мониторинга пассажиропотоков, эффективно функционирующей на предприятиях ГУП «Мосгортранс» г. Москвы.
Основные научные проблемы, решаемые кафедрой «Техносферная безопасность»:
- Формирование критериев и количественная оценка экологической и дорожной безопасности транспортных объектов, разработка рекомендаций по транспортной планировке урбанизированных территорий.
- Разработка методик, компьютерных алгоритмов расчетной оценки и прогнозирования (диагностики) экологически значимых параметров одиночных транспортных средств, строительно-дорожных и коммунальных машин (СДКМ) и технологий восстановления их работоспособности. Уточнение экологических требований к транспортным средствам, СДКМ и объектам производственной базы автосервиса.
- Методические и инженерно-технические проработки вопросов обеспечения высокого качества среды обитания (жизнеобеспечения) в салоне АТС, СДКМ. Разработка методов оценки экологической безопасности транспортных человеко-машинных систем управления.
- Разработка расчетно-экспериментальных методов экологического мониторинга наземных транспортных средств, транспортных потоков, парков машин и придорожных территорий. Уточнение требований к системе мониторинга транспортных загрязнений на урбанизированных территориях (размещение, достоверность анализа и прогноза). Разработка приборов, методического и математического обеспечения.
- Разработка методов оценки, технологий (в том числе биологических) локализации и снижения ингредиент-ных, параметрических загрязнений и ландшафтных нарушений в местах концентрации транспортных средств. Разработка экологически безопасных методов и технологий сбора и утилизации автотранспортных отходов.
- Изучение перспектив использования биотехнологий для решения экологических проблем автотранспортного комплекса. Создание элементов теории биоаналогий и биоэталонов транспортных объектов и технологий.
- Совершенствование акустических характеристик транспортных потоков на улично-дорожной сети.
- Решение вопросов безопасности жизнедеятельности и охраны труда на транспорте, создание нормативной базы для целей сертификации производственных объектов автомобильного транспорта на соответствие требованиям охраны труда и аттестации рабочих мест водителей автомобилей.
- Методические вопросы разработки и реализации целевых научно-технических программ обеспечения экологической и дорожной безопасности автодорожного комплекса.
Основными направлениями научно-исследовательской деятельности кафедры «Экономики автомобильного транспорта» являются разработки:
- методологии проектного анализа в транспортном комплексе народного хозяйства;
- концепции и методологии реформирования финансово-экономического механизма автомобильного и городского общественного транспорта;
- стратегии развития автотранспортного комплекса на макроуровне и мезоуровне;
- бизнес-планов деятельности автотранспортных организаций;
- экономического механизма международных транспортных операций;
- методологии оценки стоимости транспортного бизнеса, транспортных средств, машин и оборудования;
- по оценке эффективности инвестиционных проектов и мероприятий.
В целях стимулирования развития отраслевой науки, как в научно-исследовательских организациях, так и в высших учебных заведениях необходимо осуществить формирование и реализацию механизмов планирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в подотрасли, их финансирования на федеральном и региональном уровнях, включающую:
• разработку научно обоснованного перечня приоритетных проблем, подлежащих исследованию в целях развития и повышения эффективности работы автомобильного транспорта как важнейшей подотрасли транспортного комплекса с учетом реализации инновационного варианта Стратегии социально-экономического развития России;
• разработку и реализацию механизмов финансирования выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет внебюджетных источников и на условиях инструментария государственно-частного партнерства.
Список литературы
1. Матанцева О.Ю. Методологические принципы обеспечения финансовой устойчивости на основе оценки стоимости автотранспортного бизнеса. Монография / Министерство транспорта Российской Федерации, ФГУП «Научно-исследовательский институт автомобильного транспорта (НИИАТ). - М., 2004. - 192 с.
2. Матанцева О.Ю. Оценка бизнеса при решении конкретных отраслевых задач // Вопросы оценки. 2000. - № 4. - С. 2-6.
3. Матанцева О.Ю. Оценка экономической эффективности НИОКР в области автомобильного транспорта // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. ИНИОН РАН. - М., 2015. - С. 250-254.
4. Хмельницкий А.Д., Хмельницкая С.А. Клиентоориентированность управленческих решений как стратегическое направление повышения конкурентоспособности автотранспортных и транспортно-экспедиторских компаний // Автотранспортное предприятие. 2016. - № 6. - С. 29-33.
5. Хмельницкий А,Д., Хмельницкая С.А. Теоретические и прикладные основы стратегии мезопланирования // Сборник научных трудов международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы экономики, менеджмента и финансов в современных условиях», вып. 4, Инновационный центр развития образования и науки. - Санкт-Петербург, 2017. - С. 67-69.
6. Хмельницкий А.Д. Научно-организационные аспекты транспортного мезопланирования // Сб. МАДИ, Финансово-экономические проблемы. - М., 2017. - С. 15-20.
7. Хмельницкий А.Д. Об автоматизации управленческих решений в сфере транспортного бизнеса // Сборник материалов международной научно-практической конференции (14 декабря 2017 г.). - Нижний Новгород, 2017. - С. 71-74.