нальной зрелостью, высоким порогом фрустрации, высокой стрессоустойчивостью, стабильностью, уверенностью в себе, умением находить оптимальный выход в затруднительных ситуациях. Эти лица отличались также деловитостью, практичностью, продуктивностью в техническом творчестве, ярко выраженной индивидуальностью, невозмутимостью, высоким волевым контролем поведения, удовлетворенностью, спокойствием, расслабленностью в сочетании с высокой способностью к обучаемости, абстрагированию, логическому мышлению, категориальному уровню обобщения и разумному контролю общего поведения в стрессовой ситуации.
Для лиц с невысокими или нестабильными достижениями в соревновательном цикле, характерна напряженность, возбудимость, повышенная утомляемость, низкая стрессоустойчивость, склонность к ошибкам, случайностям, паническим реакциям, невысокий интеллектуальный и волевой контроль поведения, дезорганизация мыслительной деятельности в стрессовой ситуации.
^^"Успешные Шкалы ■ » Неуспешные
Рис. Усредненный профиль личности успешных и неуспешных спортсменов-стрелков (достоверность различий между группами * - р<0,05, ** -р<0,01, *** - р<0,001)
Вывод. Полученные данные позволяют сделать предварительные выводы о возможности прогноза успешности соревновательной деятельности спортсменов-стрелков, а также необходимости реализации индивидуально-личностного подхода к работе со спортсменами.
Представляется целесообразным ориентироваться на данные психологического обследования при отборе спортсменов в сочетании с оценкой здоровья. Для спортсменов в нестабильными результатами в соревновательный период желательно применение индивидуальных и групповых немедикаментозных методов психокоррекционного и психотерапевтического вмешательства (методы релаксации, медитации, НЛП и другие) для улучшения деятельности спортсменов в стрессовой ситуации.
Литература
1. Брайент, Дж. Психология в современном спорте / Дж. Брайент Б.Дж. Кретти.- М.: Физкультура и спорт, 1978.- 92 с.
2. Вайнштейн, Л.М. Психология в пулевой стрельбе / Л.М. Вайнштейн.- М.: ДОСААФ, 1981.- 142 с..
3. Моросанова, В.И. Индивидуальный стиль саморегуляции: феномен, структура и функции в произвольной активности человека / В.И. Моросанова.- Москва: Наука, 1998.- 192 с.
4. Найдиффер, О.М. Психология соревнующегося спортсмена / О.М. Найдиффер.- М.: Физкультура и спорт, 1979.- 224 с.
5. Романина, Е.В. Эмоциональная устойчивость как фактор успешности соревновательной деятельности юных спортсменов (на материале стрелкового спорта) / Е.В. Романина, М.В. Грицаенко // Физическая культура.- 2004.- № 3
6. Cattell, R.B., Eber, H. W., Tatsuoka, M. Handbook for the sixteen personality factors questionaire (16PF). Champaign, Illinois: Institute for Personality and Ability Testing, 1970, 394 p.
7. Raven, J.C. Standardization of progressive matrices // British Journal of Medical Psychology. -1941. -Vol 19. -P. 137-150.
8. Raven, J., Raven, J.C., Court, J.H. Manual for Raven's Progressive Matrices and Vocabulary Scales. San Antonio, TX: Harcourt Assessment, 2003.
9. Weinberg, R.S., Gould, D. Foundations of Sport And Exercise Psychology. Humankinetics, 2006, 608 p.
INDIVIDUAL AND PERSONAL APPROACH PREDICTION OF COMPETITIVE ATHLETES
R.V. ROZHANETS, A.V. SMOLENSKY, A.V. MIKHAILOVA,
A.A. NOVIKOV, I.B. ZOLOTAREV*
Russian State University of Physical Culture, Sports and Tourism, Research Institute of Sports Medicine Russian Shooting Union
The article highlights the results of testing 58 sports shooters by means of psychological tests: "16 Personal Factors" (R. Kettell) and "Progressive Matrix” (Raven).
Key words: sportsmen, shooting, psycho-diagnostics, success prediction, personal features.
УДК 616.8
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА В НЕВРОЛОГИИ И ПСИХИАТРИИ (ДИАГНОСТИКА, ТЕРАПИЯ, РЕАБИЛИТАЦИЯ И ПРОФИЛАКТИКА). ИТОГИ НАУЧНОПРАКТИЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ
Е.В.МАКУШКИН*, В.А. ЖЕРЕБЦОВА**
Статья посвящена состоявшейся в сентябре 2011 г. в г. Туле конференции на тему «Приоритетные направления охраны здоровья ребенка в неврологии и психиатрии (диагностика, терапия, реабилитация и профилактика)». В ходе работы конференции были рассмотрены современные аспекты организации неврологической и психиатрической помощи детям, проблемы профилактики, клиникодиагностических и коррекционно-терапевтических стратегий, интегративной деятельности детских психиатров и неврологов по медико-социальным, правовым и профилактическим проблемам. Ключевые слова: детская неврология, детская психиатрия, психоневрологические заболевания, реабилитация, раннее вмешательство
В г. Туле 22-23 сентября 2011 г. на базе ФГБОУ ВПО «Тульский государственный университет» и ГУЗ ТО «Тульская областная детская психоневрологическая больница» в соответствии с приказом Минздравсоцразвития России № 768 от
21.07.2011 г. состоялась конференция «Приоритетные направления охраны здоровья ребенка в неврологии и психиатрии (диагностика, терапия, реабилитация и профилактика)». В работе конференции приняли участие 284 специалиста - психиатры, неврологи, психологи, специалисты смежных дисциплин, представившие 49 регионов Российской Федерации, стран Балтии и СНГ.
В ходе работы конференции ведущими отраслевыми специалистами были рассмотрены современные медико-социальные проблемы охраны психического здоровья детей. Была представлена информация об основах государственной политики в области детского здравоохранения, выполнении текущих и формировании новых федеральных профильных научно-практических программ в области педиатрии, психиатрии и неврологии, совершенствовании ведомственной нормативно-правовой базы и проводимой в здравоохранении модернизации. Освещены международные (ВОЗ) и российские (государственные и ведомственные) стратегии сохранения здоровья детей в психиатрии и неврологии, представлены клинико-эпидемиологические показатели болезненности, заболеваемости психическими и поведенческими расстройствами детского и подросткового населения и тенденции
* Главный детский специалист психиатр Министерства здравоохранения и социального развития РФ, заместитель директора по научной работе Государственного научного центра социальной и судебной психиатрии им.В.П.Сербского Минздравсоцразвития России; E-mail: [email protected].
Директор ГУЗ ТО «Тульская областная детская психоневрологическая больница», главный детский специалист по медицинской реабилитации департамента здравоохранения Тульской области; E-mail: [email protected].
расширения спектра диагностических высокотехнологичных видов помощи, профессиональной помощи детям-инвалидам.
Широко обсуждались вопросы модернизации детского здравоохранения, в том числе развитие реабилитационной и санаторно-курортной медицинской помощи детям в неврологии и психиатрии. Рассматривались организационные аспекты оказания специализированной, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи и ее нормативно-правовое обеспечение. Ведущими специалистами страны, учеными и практиками обосновывались тенденции профилактической деятельности в детской психиатрии и неврологии. Приоритетными остаются направления предупреждения смертности, раннего вмешательства, снижения инвалидизации и программы оздоровления детей.
На конференции был представлен передовой, инновационный федеральный и региональный опыт профильных учреждений по расширению внебольничных полипрофессиональных форм помощи при кризисных состояниях в области предупреждения детского суицида и психокоррекционной помощи детям-жертвам, пострадавшим от преступлений.
Особый интерес вызвало обсуждение проекта Федерального Закона «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», что указывает на его актуальность и необходимость скорейшего принятия. В пленарных докладах были отражены проблемы разработки и внедрения медицинских стандартов в отрасли, вопросы профессиональной компетенции, диагностики по смежным в неврологии и психиатрии нозологиям, задачи современной психофармакотерапии, уровень оснащения профильных стационарных учреждений высокотехнологичными видами помощи, современными компьютерными диагностическими комплексами, реабилитационными подразделениями, а также тенденции развития внебольничных услуг детскому и подростковому населению.
Основной целью модернизации психиатрической помощи детям является повышение ее качества и доступности, снижение инвалидности по психическому заболеванию, уровня аутоагрессивного и агрессивного поведения.
По мнению специалистов в области детской психиатрии совершенствование оказания психиатрической помощи детям в условиях модернизации здравоохранения в субъектах РФ должно включать:
- обновление и переоснащение сети детских психиатрических лечебных учреждений, создание необходимых условий и материального обеспечения для внедрения порядка и стандартов оказания психиатрической помощи детям;
- обеспечение и совершенствование непрерывного медицинского образования в области детской психиатрии;
- внедрение во всех субъектах Российской Федерации порядка и стандартов оказания помощи детям при психических расстройствах и нарушениях поведения;
- проведение реструктуризации психиатрического коечного фонда субъекта для оптимизации оказания медицинской и реабилитационной помощи детям, страдающим психическими расстройствами, в соответствии с потребностями регионов, с учетом данных заболеваемости, а также эффективности использования имеющегося коечного фонда;
- обеспечение развития стационарзамещающих технологий в практике оказания психиатрической помощи детям;
- оптимизацию и контроль за госпитализацией и сроками пребывания детей в стационаре с учетом реальной потребности и соблюдением норм Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;
- открытие в психиатрических стационарах отделений «Мать и дитя»;
- организация и развитие в регионах подразделений для оказания специализированной помощи детям и подросткам с кризисными состояниями и профилактики суицидального поведения (отделение «Телефон доверия», кабинеты социально-психологической помощи, отделение кризисных состояний);
- разработку и финансовое обеспечение программ превенции психической патологии, охраны психического здоровья детей на основе межведомственного, междисциплинарного взаимодействия с учетом региональных особенностей;
- обеспечение ежеквартального мониторинга эффективности и качества работы подразделений психиатрической службы по оказанию помощи детям.
В рамках конференции были проведены рабочее совещание и профильные комиссии главных специалистов детского невро-
лога и психиатра Минздравсоцразвития России. Обсуждались следующие вопросы:
- организация психиатрической и неврологической помощи детям и подросткам в свете модернизации здравоохранения;
- мониторинг здоровья детей и подростков;
- роль и место детских психиатров и неврологов;
Не только исследовательский, но и большой практический интерес представляют организованные в рамках конференции школы:
- школа для специалистов по редким (орфанным) заболеваниям в неврологии и психиатрии;
- школа для специалистов по семейной психотерапии;
- школа для специалистов по вопросам диагностики эпилептической болезни;
- школа по вопросам реабилитации и санаторно-курортной помощи.
Как отмечалось участниками конференции, до 800 тыс. детей страны регулярно первично обращаются за психиатрической помощью в амбулаторное звено. В 2005-2010 гг. выявлено более полумиллиона детей-инвалидов с различными формами заболеваний. При этом ведущими заболеваниями, приводящими к инва-лидизации ребенка, являются психические расстройства, что составляет 25% от общего числа детей-инвалидов. Потери от инвалидизации в детском возрасте трудно исчислимы. Дети, страдающие психоневрологической патологией, в том числе и дети-инвалиды остаются наиболее не защищенной и наиболее уязвимой группой населения. Программы социальных гарантий и профильной поддержки, реабилитации и социализации на местном уровне остаются недостаточно развитыми. Необходимо государственное обеспечение программ поддержки детей с психическими расстройствами.
Рассмотрев современные вопросы организации неврологической и психиатрической помощи детям, проблемы профилактики, клинико-диагностических и коррекционно-терапевтических стратегий, интегративной деятельности детских психиатров по медико-социальным, правовым и профилактическим проблемам, была принята следующая резолюция:
«С учетом специфики детского и подросткового возраста, необходимости развития на местах современной специализированной амбулаторной, стационарзамещающей и стационарной помощи детскому населению (проблемы организации службы, проведения профилактических, лечебных, экспертных, реабилитационных мероприятий, работы по предупреждению суицида и кризисным состояниям), с развитием инновационных технологических направлений в службе, а также полипрофессиональных форм деятельности, обеспечивающих защиту и права ребенка-инвалида, необходима разработка проекта профильной Государственной программы социальных и медицинских гарантий детям-инвалидам по психическому расстройству.
С учетом данных Следственного комитета и Генеральной прокуратуры РФ по составам насильственных преступлений против детей, необходима разработка проекта Федерального закона «О защите и комплексной медико-психологической реабилитации детей, пострадавших от насильственных преступлений».
Федеральным научно-исследовательским институтам, специализирующимся по вопросам охраны психического здоровья населения страны, усилить внимание к разработке критериев оценки психического здоровья детей.
В целях усиления вертикали управления службой охраны психического здоровья детского населения ввести внештатные должности главных детских специалистов - экспертов психиатров федеральных округов России.
Профильным кафедрам ведущих психиатрических научноисследовательских институтов и медицинских академий последипломной подготовки активизировать работу по введению специальности, требующей углубленной подготовки - «детская психиатрия».
По результатам мониторинга детского и подросткового суицида обратиться в Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации с просьбой о рассмотрении развития профильных служб, обеспечивающих предупреждение кризисных ситуаций и профилактику при поддержке Федеральной целевой программы и предупреждение смертности от выявленных причин.
Обсуждено, что основные целевые показатели эффективности модернизации здравоохранения в части охраны психического здоровья детей в субъектах РФ должны включить:
- показатели структурной эффективности (обеспеченность детскими и подростковыми психиатрами, обеспеченность койками, местами дневного стационара);
- первичное выявление психических расстройств у детей и подростков;
- первичный выход на инвалидность;
- число суицидов в детско-подростковой популяции;
- удельный вес медицинских организаций, обеспечивающих оказание психиатрической помощи детям в соответствии с порядками и стандартами.
В связи с переходом в 2012 г. на новые стандарты по выхаживанию новорожденных с низкой и экстремально низкой массой тела необходимо отраслевыми нормативными актами определить единый методический подход по развитию системы раннего вмешательства, в том числе для детей с психоневрологической патологией.
Подразделения службы раннего вмешательства целесообразно разворачивать на базе существующих реабилитационных центров (отделений) и больниц (центров) восстановительного лечения.
Необходимо наладить внутриведомственное взаимодействие специалистов ЛПУ, санаториев по обеспечению преемственности между поликлиниками, стационарами и санаториями в обеспечении последовательности, непрерывности процесса долечивания, ранней реабилитации и оздоровления детей.
Мероприятия медицинской реабилитации следует включить в стандарты оказания медицинской помощи как неотъемлемую часть медицинской помощи, сопровождая лечение заболевания на всех этапах. С целью повышения эффективности медицинской реабилитации необходимо строить программы реабилитации с учетом индивидуального реабилитационного потенциала и расчетом шкал бальной оценки степени тяжести нарушений.
С целью повышения эффективности реабилитации необходимо ввести в штаты учреждений восстановительного лечения для детей с психоневрологической патологией специалистов дефектологов, физиологов и социальных педагогов.
Рекомендовать сохранить в номенклатуре врачебных специальностей специальность «врач восстановительной медицины» (приказом от 23 апреля 2009 г. Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 210н «О номенклатуре специальностей специалистов с высшим и послевузовским медицинским и фармацевтическим образованием в сфере здравоохранения РФ» специальность «Восстановительная медицина» введена, а приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 9 февраля 2011 г. № 94н исключена), так как специалист подобного профиля обладает широкими знаниями в области физиотерапии, лечебной физкультуры, кинезитерапии и других методов и способен создавать комплексные программы реабилитации с учетом всех воздействующих лечебных факторов.
Необходимо включить в программу подготовки специалистов по восстановительной медицине методы обучения современным, основанным на мировом опыте, технологиям физической терапии (в т.ч. Войта- и Бобат-терапии).
В рамках программы модернизации здравоохранения с целью повышения доступности медицинской помощи необходимо предусмотреть мероприятия по расширению сети учреждений восстановительного лечения детей, а также укреплению их материально-технической базы, оснащению высокоинформативными диагностическими системами для ранней и объективной диагностики и оборудованием для своевременной высокоэффективной реабилитации.
С целью раннего выявления наследственных и врожденных заболеваний, профилактики детской инвалидности, необходимо осуществлять поддержку и развитие медико-генетических центров, а также создать регистры детей с нервно-мышечной патологией, церебральным параличом и редкими (орфанными) заболеваниями».
Обмен опытом и компетентное обсуждение актуальных вопросов всеми заинтересованными специалистами позволяют пополнить профессиональные знания, объединить усилия в оказании помощи детям, а также дают толчок к дальнейшему развитию и совершенствованию детского здравоохранения регионов и Российской Федерации в целом.
PRIORITY DIRECTIONS OF CHILDREN'S HEALTH PROTECTION IN NEUROLOGY AND PSYCHIATRY (DIAGNOSTICS, THERAPY, REHABILITATION AND PREVENTION); THE RESULTS OF THE SCIENTIFIC AND PRACTICAL CONFERENCE
YE.V. MAKUSHKIN, V.A. ZHEREBTSOVA
RF State Scientific Centre of Social and Forensic Psychiatry after V.P. Serbsky Tula Region Children's Psychoneurological Hospital
The article highlights the conference on the subject of "Priority directions of children's health protection in neurology and psychiatry (diagnostics, therapy, rehabilitation and prophylaxis)”, which was held in Tula in September, 2011. In the course of the conference current aspects of the organizing neurological and psychiatric assistance to children, the problems of prophylaxis, clinico-diagnostic and correction and therapeutic strategies, integrated activity of children's psychiatrists and neurologists dealing with medico-social, legal and prophylactic problems were considered.
Key words: children's neurology, children's psychiatry, psychoneurological diseases, rehabilitation, early intervention.
УДК 632.95.025.5
СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОМУ ТВОРЧЕСТВУ
A.С. ТРОИЦКИЙ, С.А. ВАСИН, A.A. ХАДАРЦЕВ*
В работе освещена проблема обучения художественному творчеству на современном этапе, сопряженная с целесообразностью применения в педагогическом процессе синергетических идей, принципов системного анализа и синтеза. Это обусловлено также наличием когнитивных и гносеологических предпосылок развития креативного, творческого воображения. Синергетика позволяет по новому оценить вклад таких неоднозначных художников прошлого, как Казимир Малевич, в прошлое, настоящее и будущее художественного творчества. Дизайнерское образование является синергетическим процессом, в котором обучение рисунку является параметром порядка, управляющим фактором.
Ключевые слова: синергетика, художественное творчество, пиксель, культура.
Синергетические идеи И.Р. Пригожина, Г. Хакена нашли в постнеклассической науке много сторонников в различных областях знаний из-за определенного тупика в представлении окружающего мира. Единство механизмов процессов самоорганизации социоприродных систем было положено в основу единого синергетического представления живой и неживой природы, жизни и творчества человека, культуры и общества, базирующегося на единых законах развития. Идеи синергетики проникли и в образовательную сферу, реализуясь в процессах управления учебновоспитательным процессом, в моделировании и прогнозировании развития общеобразовательных систем, в дидактическом осмыслении адаптации синергетики к содержанию образования [1,2,3].
Педагогика в последние годы активно использует количественную оценку субъектов педагогического процесса (коэффициенты креативности, интеллекта, личностных качеств, уровня достижения учениками различных показателей, технологий, средств и способов освоения учебного материала). В настоящее время создается эмпирический базис, на основе которого будет осуществлен переход к качественному описанию процессов в системах образования [4].
Гносеологические и когнитивные предпосылки обучения художественному творчеству. Образование предполагает взаимодействие и взаимосодействие когнитивной сферы (сознания) обучающего и обучаемого. Это диалогизированная идея взаимо-творчества. В процессе образования создаются образы окружающего мира, которые систематизируются, трансформируясь через систему знаний. Миропознание через образы - характерный атрибут искусства. То или иное произведение изобразительного искусства является своего рода эталоном, содержащим в самом себе образовательное пространство, в котором реализуются педагогические, образовательные цели. В каждом таком произведении отражаются не только уровень технической подготовки, но и художественный стиль, а также окружающий художника внешний мир, в котором он творит. В процессе образования осуществ-
* ФГБОУ ВПО «Тульский государственный университет», 300600, Тула, пр-т Ленина, 92