УДК 330.190.2
ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ЭКОНОМИКИ РОССИИ
© Олег Иванович БЕТИН
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор экономических наук, профессор кафедры управления и предпринимательства; глава администрации Тамбовской области, e-mail: [email protected] © Исмат Тухтаевич АБДУКАРИМОВ Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, доктор экономических наук, профессор кафедры бухгалтерского учета и налогообложения, e-mail: [email protected]
Рассматривается вопрос выбора приоритетных направлений государственного регулирования предпринимательской деятельности. Представлен анализ государственного регулирования с позиции теории общественных и частных интересов. Особое внимание уделено значению государственной поддержки многообразных форм предпринимательской деятельности при условии ее мотивационной направленности, гарантированности, гибкого дифференцированного подхода.
Ключевые слова: предпринимательская деятельность; государство; регулирование.
Подъем российской экономики во многом зависит от того, насколько эффективен один из основных субъектов рыночных отношений - предпринимательство. Создание условий для его функционирования является важнейшей составляющей экономической политики государства в любой рыночной экономике [1].
Развитие предпринимательства в России является закономерным и объективным процессом проведения экономических реформ и утверждения современной экономики. Как известно, в большинстве стран с рыночной экономикой действуют три основных хозяйствующих субъекта: 1) частные предприниматели; 2) предпринимательские формы;
3)государство.
Особенности трансформации российской экономики, ее монополизм и медленное развитие конкуренции, методы и формы приватизации государственной и муниципальной собственности значительно осложняют развитие предпринимательской деятельности, вызывают сложность в формировании слоя «эффективных собственников», являющегося основой цивилизованной предпринимательской деятельности.
В специальной литературе и практике хозяйствования довольно часто предпринимательскую деятельность отождествляют с экономической, хотя достаточно очевидно,
что понятие «экономическая деятельность» гораздо шире, чем «предпринимательская деятельность». Иногда встречается и другая ситуация, когда деятельность, связанную с получением дохода, не относят к предпринимательской, например деятельность нотариуса, адвоката.
Развитие предпринимательской деятельности во всех отраслях экономики неразрывно связано с государственным регулированием субъектов хозяйственных отношений. Это обусловлено, прежде всего, тем, что бизнес и государство могут существовать, лишь дополняя друг друга.
Для правильного понимания идеологии регулирования целесообразно выделить основные виды регулирования:
- регулирование - госрегулирование и саморегулирование, правоустановление (нормирование) и правоприменение (надзор);
- саморегулирование - регулирование (правоустановление и применение) посредством свободного рынка, институционально оформленное в виде саморегулируемых организаций;
- госрегулирование - регулирование посредством закона полномочий правительства, уполномоченного органа власти по пра-воустановлению и применению норм и правил предпринимательской (профессиональной) деятельности.
Так, анализируя труды И.М. Минчакова, мы можем с уверенностью сказать, что государственное регулирование предпринимательской деятельности - это важнейший инструмент создания благоприятных условий для успешной деятельности предпринимательских структур, обеспечения высоких темпов экономического роста и повышения уровня социально-экономического развития страны. Целью государственного регулирования предпринимательской деятельности является создание определенных условий, обеспечивающих нормальное функционирование экономики в целом и стабильное участие предпринимателей страны в международном разделении труда, и получение от этого оптимальных выгод. Правительство каждой страны, безусловно, имеет свои собственные цели на каждом конкретном этапе и добивается их решения доступными ему методами и средствами применительно к складывающейся экономической ситуации в своей стране и в мировом хозяйстве. Поэтому цели и задачи государственного регулирования подвержены изменениям, между тем как механизм регулирования достаточно хорошо отработан, хотя и имеет особенности в каждой отдельно взятой стране [2]. В общем виде задачи государственного регулирования можно представить как совокупность более десяти разнонаправленных, всеохватывающих направлений контролирования предпринимательской деятельности (рис. 1).
Анализируя современное государственное регулирование экономики, в первую очередь необходимо отметить активное участие государства в организационно-хозяйственном регулировании производства. Основными задачами которого являются:
- существенная структурная перестройка производства, которая предполагает процесс создания новых отраслей, включающий в себя ориентирование на экспорт, модернизацию традиционных отраслей и приспособление их продуктов к требованиям мирового рынка, переориентацию отдельных видов производств на мировые рынки в рамках международной специализации;
- увеличение конкурентоспособности продукции отраслей, направленных на экспорт, и отдельных видов производств;
- поиск и использование возможностей обеспечения производства стабильными ис-
точниками поступления сырья, полуфабрикатов, топлива;
- укрепление положения в перспективных отраслях экономики, ориентация их на обслуживание экспортного производства;
- трансформация форм связей между краткосрочными и долгосрочными мерами правительственной политики, традиционное воздействие на конъюнктуру, которое основано на регулировании спроса и переплетается с мерами государственного регулирования внешнеэкономических связей;
- использование мер воздействия на процесс концентрации в ведущих отраслях экономики, в основном специализированных на экспорт, осуществление мероприятий, направленных на укрепление организационной структуры крупных фирм, развитие новых форм связей между ними.
Интересным с методологической точки зрения является анализ государственного регулирования с позиции теории общественных и частных интересов. Анализ эволюции экономики показывает неидентичность интересов государства и бизнеса. Это связано с отсутствием ориентации отдельных хозяйствующих субъектов на общественную эффективность. В такой ситуации участие государства в процессе производства становиться неизбежным и колеблется от полного огосударствления до государственного регулирования. Таким образом, с точки зрения государства, предприниматель призван обеспечить реализацию целей и интересов общества - экономический рост и полную занятость. В области пересечения интересов государства и бизнеса, а также при активном взаимодействии указанных субъектов может осуществляться эффективное государственное регулирование предпринимательства. Направления государственного регулирования предпринимательства определяются целью, сформулированной в рамках социальноэкономической стратегии развития страны, итог которой заключается в обеспечении устойчивого экономического роста. Целью государственного регулирования предпринимательства в странах с рыночной экономикой является создание условий для стабильного функционирования предпринимательской среды.
Сегодня существуют два основных универсальных, применимых к государственно-
му регулированию предпринимательства теоретических направления: теория общественных интересов и теория частных интересов.
Теория общественных интересов в рамках государственного регулирования предпринимательства рассматривается в границах концепции «фиаско рынка» и способности «государства» сгладить несовершенства рыночного регулирования.
Теория частных интересов рассматривается в границах концепции «фиаско правительства», что проявляется как повышение уровня нестабильности в предпринимательской среде из-за бюрократезированности и коррумпированности органов государственной власти.
Рис. 1. Задачи государственного регулирования
Заметим, что в условиях глобализации мирового экономического пространства требуется интеграция теории общественных и частных интересов, а соответственно, и оптимальное сочетание способов государственного регулирования и рыночного саморегулирования в сфере предпринимательства.
Изменение форм собственности, переход к многоукладной экономике в России требует от государства проведения экономических реформ, направленных на создание высокоэффективной социально-ориентированной
экономической системы, основанной на рыночных отношениях. В основе формирования такой системы лежит развитие предпринимательства [3]. Правильное понимание сущности и роли предпринимательства требует государственного регулирования с целью стимулирования воспроизводства инновационного типа и конкуренции, что повышает уровень и устойчивость развития национальной экономики, стимулируя рост национального богатства и возможность обеспечить благосостояние населения [4].
Для становления предпринимательства необходимо выполнить следующие основные функции.
Первая функция заключается в формировании государством субъектов современного предпринимательства, которые смогут реализовать свой инновационной потенциал во всех сферах экономики. Располагая для этого достаточными средствами и возможностями, государство обязано обеспечить экономическую свободу предпринимательства, создавая при этом конкретные и одинаковые для всех «правила игры» в экономическом пространстве России. Еще одним необходимым условием для данного процесса является формирование экономического механизма стимулирования предпринимательства, а также налоговой, кредитной, страховой, амортизационной и других научно-обоснованных систем регулирования. Государство также должно честно выполнять свои обязательства, к которым относится создание эффективной системы образования, подготовки, переподготовки и повышения уровня квалификации предпринимателей и т. д.
Вторая функция - формирование предпринимательской среды, которая является фундаментальной основой для развития подлинной экономической состязательности.
Конкурентные преимущества будут обеспечены за счет разгосударствления и рациональной приватизации, хорошо разработанного эффективного механизма антимонопольной политики, а также внедрения и коммерциализации новых технологий, базирующихся на высоких достижениях науки и техники. В связи с этим необходимо внедрить инновационный менеджмент и маркетинг, обеспечивающие полную реализацию способностей предпринимателей, которые основываются на новаторстве и рисках [5; 6].
Третья функция подразумевает создание необходимых условий для постоянного увеличения предложения товаров и услуг высокого качества. Такие условия могут создаваться с помощью стимулирования и поддержки предпринимательских структур.
Формирование предложения товаров и услуг требует соответствующей политики государства, ориентации предпринимательской стратегии и предпринимательских структур в рамках всего инновационного цикла. В данном случае речь идет об ориентации фундаментальной и прикладной науки, сферы воспроизводства на всех экономических уровнях.
Государство имеет возможность формирования предложения инновационной конкурентоспособной продукции с помощью стимулирования налоговой, финансово-кредитной, страховой, амортизационной политики и других составляющих экономической политики в целом. Поощряя экономической политикой, государство обеспечивает рационализацию процесса специализации в каждом регионе и предпринимательской структуре в направлении их переориентации на производство конкурентоспособной продукции на местном, региональном, национальном и международном рынках.
Четвертая функция призвана стимулировать и формировать спрос на инновационную продукцию. Прежде всего, необходимо разработать систему государственных заказов на наукоемкую продукцию, которую целесообразно формировать в первую очередь в рамках соответствующих программ по производству необходимых обществу наукоемких изделий. Это продукция в интересах обороны, обеспечения государственных
предприятий наукоемким оборудованием, созданным на базе высших достижений науки и техники, осуществления интервенции
продаж конкурентоспособной продукции с целью снижения цен, приведения их к социально приемлемому уровню, а также для создания резерва наукоемкой продукции с целью воздействия на конъюнктуру рынка и т. д. На базе системы государственных заказов необходимо сформировать и систему региональных заказов, основанную на наукоемкой продукции высокого качества, что обеспечит ее конкурентоспособность на всех уровнях: региональном, национальном и международном. Государство может и должно поддерживать устойчивый спрос на конкурентоспособную продукцию, стимулируя его с помощью налогов и кредитов, обеспечивая социальную защиту населения, способствуя развитию импорта наукоемкой, конкурентоспособной продукции, создавая эффективную организационную и рыночную инфраструктуру или способствуя ее созданию.
Пятая функция - формирование организационной и рыночной инфраструктуры предпринимательства, которая должна быть интегрирована в систему инфраструктурного предпринимательства и не зависеть от его масштаба. В то же время государство призвано оказывать поддержку в создании организаций всех видов предпринимательской деятельности. К ним относятся центры информационно-консультативного, научного
обеспечения, подготовки кадров предпринимательства, повышения их квалификации, лизингового и маркетингового обслуживания, инновационные центры, союзы предпринимателей и т. д.
Шестая функция - обеспечить социальную ориентацию данного процесса. Выполнение этой функции требует особого внимания предпринимательских структур к достижению не только экономического, а также социального эффекта, который достигается за счет воспроизводства, основанного на предпринимательской деятельности, обеспечивающей благосостояние всех членов общества.
Государственная служба сможет эффективно выполнять перечисленные и другие функции государственного регулирования, если она будет строиться на определенных принципах. В этой связи необходимо с научной точки зрения определить экономическую сущность содержания предпринимательства,
а также его роль в экономическом развитии страны.
Важно не только обеспечение рационального протекционизма современного цивилизованного предпринимательства, но и достижение в механизме программно-целевого регулирования органичного сочетания экономических и социальных целей.
Особое значение имеет государственная поддержка многообразных форм предпринимательской деятельности при условии ее мотивационной направленности, гарантированности, гибкого дифференцированного подхода. Необходимо также обеспечить разделение и кооперацию полномочий между службами на государственном, федеральном, региональном и местном уровнях [7].
Создание структуры государственного регулирования предпринимательства должно идти по многим направлениям, начинаться с формирования системы правового обеспечения функционирования и развития предпринимательства, которая необходима для оперативной разработки и принятия ряда федеральных законов и других нормативноправовых актов. Важно обеспечить высокое качество законодательных актов, они не должны противоречить друг другу и быть законодательными актами прямого действия. Следует предусмотреть механизм их реализации, гарантированность прав предпринимателей, экономическую и другие стороны ответственности при их нарушении. Очень важно создать систему государственного регулирования финансового обеспечения и поддержки современного предпринимательства. Данный процесс потребует качественного совершенствования политики налогообложения, кредитования, страхования, финансирования, амортизации и т. д.
1. Агарков Г.А., Зыков В.В. Безопасность предпринимательской деятельности - проблема государства или предпринимательского сообщества // Вестник Тюменского государственного университета. 2010. № 4.
2. Минчаков И.М. Основные задачи и принципы государственного регулирования предпринимательской деятельности // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. Тамбов, 2010. Вып. 1 (81).
3. Асаул А.Н. Закономерности и тенденции развития современного предпринимательства. СПб., 2008.
4. Кушлин В.И. Государственное регулирование рыночной экономики. М., 2005.
5. Асаул А.Н., Капаров Б.М. Малое инновационное предпринимательство. СПб., 2008.
6. Фахрутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. СПб., 2008.
7. Орешин В. П. Система государственного и муниципального управления. М., 2010.
Поступила в редакцию 8.04.2013 г.
UDC 330.190.2
MAIN DIRECTIONS OF STATE REGULATION OF ENTREPRENEURSHIP ACTIVITY WITHIN INNOVATION DEVELOPMENT OF RUSSIAN ECONOMICS
Oleg Ivanovich BETIN, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Economics, Professor of Management and Entrepreneurship Department; Head of Tambov region Administration, e-mail: [email protected]
Ismat Tukhtayevich ABDUKARIMOV, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Doctor of Economics, Professor of Accounting and Taxes Department, e-mail: [email protected]
The question of the selection of priority areas of entrepreneurship activity regulation is considered. The analysis of state regulation from the perspective of the theory of public and private interests is presented. Special attention is given to the importance of government support of multiple forms of business subject to its motivational orientation, warranty, flexible differentiated approach.
Key words: entrepreneurship; state; regulation.