Научная статья на тему 'Приоритетные направления формирования эффективной системы государственной поддержки сельского хозяйства'

Приоритетные направления формирования эффективной системы государственной поддержки сельского хозяйства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
57
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
давлат томонидан қўллаб-қувватлаш / қишлоқ хўжалиги / самарали тизим / инновация-инвестиция сиёсати / ишлаб чиқаришни дотацияси / қишлоқ хўжалиги таркибини оптималлаштириш / экспортни рағбатлантириш / government support / agriculture / effective system / innovation and investment policy / subsidizing production / optimization of agricultural structure / export promotion

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Муродов Ч., Саатова Х., Муродова Д.

Мақолада қишлоқ хўжалигини давлат томонидан қўллаб-қувватлашнинг ўсиш суръатлари ва таркибий тақсимланишини таҳлиллари асосида маблағлардан самарали фойдаланиш мезони ва давлат томонидан қўллаб-қувватлашни самарали тизимини шакллантиришнинг устивор йўналишлари келтирилган.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITY DIRECTIONS OF FORMATION EFFECTIVE SYSTEMS OF GOVERNMENT SUPPORT OF AGRICULTURE

There are identified in the article criteria for assessment effectiveness of the government support based funds implementation in agriculture and priority direction of formation effective system on the basis of analysis the trends, dynamics and structure of the funds distribution.

Текст научной работы на тему «Приоритетные направления формирования эффективной системы государственной поддержки сельского хозяйства»

Муродов Ч.

главный научный сотрудник Института прогнозирования и макроэкономических исследований, Саатова Х.Я.

ведущий научный сотрудник Института прогнозирования и макроэкономических исследований, Муродова Д.Ч.

Ташкентский финансовый институт

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Аннотация

МУРОДОВ Ч., СААТОВА Х., МУРОДОВА Д. КИШЛОК ХУЖАЛИГИНИ ДАВЛАТ ТОМОНИДАН КУЛЛАБ-КУВВАТЛАШНИ САМАРАЛИ ТИЗИМИНИ ШАКЛЛАНТИРИШНИНГ УСТУВОР ЙУНАЛИШЛАРИ.

Мак,олада к,ишлок, хужалигини давлат томонидан к,уллаб-к,увватлашнинг усиш суръатлари ва таркибий так,симланишини тах,лиллари асосида маблаFлардан самарали фойдаланиш ме-зони ва давлат томонидан к,уллаб-к,увватлашни самарали тизимини шакллантиришнинг усти-вор йуналишлари келтирилган.

Таянч иборалар: давлат томонидан к,уллаб-к,увватлаш, к,ишлок, хужалиги, самарали тизим, инновация-инвестиция сиёсати, ишлаб чик,аришни дотацияси, к,ишлок, хужалиги таркибини оптималлаштириш, экспортни раFбатлантириш.

МУРОДОВ Ч., СААТОВА Х., МУРОДОВА Д. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЭФФЕКТИВНОЙ СИСТЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА.

В статье на основе анализа тенденции динамики и структуры распределения средств государственной поддержки сельского хозяйства, приведены критерии оценки эффективности использования средств и приоритетные направления формирования эффективной системы государственной поддержки.

Ключевые слова: государственная поддержка, сельское хозяйство, эффективная система, инновационно-инвестиционная политика, дотирование производства, оптимизация структуры сельского хозяйства, стимулирование экспорта.

MURODOV CH., SAATOVA Х., MURODOVA D. PRIORITY DIRECTIONS OF FORMATION EFFECTIVE SYSTEMS OF GOVERNMENT SUPPORT OF AGRICULTURE

There are identified in the article criteria for assessment effectiveness of the government support based funds implementation in agriculture and priority direction of formation effective system on the basis of analysis the trends, dynamics and structure of the funds distribution.

Keywords: government support, agriculture, effective system, innovation and investment policy, subsidizing production, optimization of agricultural structure, export promotion.

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 1

Многолетний опыт развитых стран и практика Узбекистана за годы независимости подтверждают, что в усло-виях рынка без участия государства аграрный сектор экономики не может успешно развиваться. Отрасль занимает особое положение, не позволяющее в полной мере и на равных участвовать в межотраслевой конкуренции в силу ее специфики.

Сельское хозяйство зависит от природных факторов и имеет ярко выраженный сезонный, цикличный характер производства. Имеются также проблемы в агротехнологическом отношении. Это не позволяет получать от вложенного в него капитала достаточную отдачу. Кроме того, увеличение объемов производства сельскохозяйственной продукции вследствие неэластичности спроса приводит к существенному падению цен на нее и сопровождается уменьшением доходов сельскохозяйственных товаропроизводителей.

В современных условиях обеспечение высокоэффективного ведения сельскохозяйственного производства и роста его конкурентоспособности возможно только посредством повышения технического потенциала аграрного сектора до уровня, обеспечивающего его нормальное функционирование. Определение оптимального уровня государственной поддержки сельского хозяйства и повышение её эффективности является одной из важнейших задач развития и реформирования этой отрасли экономики.

Государственная поддержка сельского хозяйства - это комплекс социально-экономических, законодательно-правовых и организационных мер, осуществляемых государством, направленных на устойчивое развитие аграрного производства и сельских территорий и обеспечивающих продовольственную независимость, безопасность и улучшение продовольственного обеспечения населения и пищевой промышленности сырьем. Задачей государственной поддержки также является ликвидация существенных различий в уровне жизни сельского и городского населения. Государственная поддержка аграрного сектора в рыночных условиях хозяйствования является объективной необходимостью.

Динамика и структура распределения средств государственной поддержки сельского хозяйства в Узбекистане осуществляется с

учётом особенностей развития и реформирования сельского хозяйства и степени влияния этой отрасли на развитие экономики страны.

В целом за период 2000-2012гг. уровень государственной поддержки сельского хозяйства сократился с 11,0% до 7,9%. Но данная тенденция неоднозначна, а в расчёте на 1 гектар посевной площади даже положительна. Так в 2012 г. государство на 1 гектар выделило 530,8 тысяч сум, что в 1,55 раз больше, чем в 2000 году1.

За период 2000-2012гг. в структуре распределения средств государственной поддержки сельского хозяйства произошли существенные изменения. Доля средств на эксплуатацию водохозяйственных объектов в общем объёме средств, выделяемых государством, возросла на 11,7 п.п. (с 49,5% в 2000 году до 61,2 % в 2012 году)2. Доля капитальных вложений в сельское и водное хозяйство увеличилась соответственно с 13,56% до 17,9%3. В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан NУП-3932 «О мерах по коренному совершенствованию системы мелиоративного улучшения земель» от 29.10.2007 г. большое внимание стало уделяться мелиоративному состоянию земель и доле средств, выделенных государством на их улучшение. В 2012 году она составила 10,7 %4 из общего объёма государственной поддержки. В период 2000-2003гг. доля средств, выделяемых государством на мелиоративное улучшение земель была незначительна, так как средства на эти цели были включены в общие расходы, выделяемые для нужд водохозяйственного комплекса, а в период 2004-2007гг. средства

1 Данные по затратам финансовых ресурсов «Государственная поддержка сельского и водного хозяйства» Министерства финансов Республики Узбекистан за 2000-2012гг. По запросу-письму, отправленному Министерству финансов РУз (15-03/66 от 18.02. 2012г).

2 Там же

3 Там же

4 Там же

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 1

на данное направление не выделялись вовсе. Доля средств, выделяемых на подготовку кадров и научные исследования в сельском хозяйстве возрастают, но в общем объёме они по-прежнему остаются незначительными (в 2012 году 1,34% и 0,75% соответственно)1.

В рамках реализации Государственной программы по улучшению мелиоративного состояния орошаемых земель в 2008-2012 годах реконструированы и построены 3144,2 км открытых и 417,2 км закрытых коллекторно-дренажных сетей, а также 143 мелиоративных насосных станции, 797 скважин вертикального дренажа и 1417 наблюдательных сети. Осуществлены ремонтно-восстановительные работы на открытых коллекторных сетях протяженностью 62,8 тысяч км, 4,4 тысяч км закрытого горизонтального дренажа, 5408 скважинах вертикального дренажа и 194 мелиоративных насосных станциях2.

Компанией «Узмелиомашлизинг» на лизинговой основе поставлено 600 экскаваторов, 180 бульдозеров и свыше 660 единиц другой техники и механизмов3 водохозяйственным и другим строительным предприятиям, осуществляющим ирригационно-мелиоративные работы. Объем освоенных инвестиций на эти цели составил 769,5 миллиарда сум или 127,3%4 к запланированным объемам.

В результате реализации данной программы в течение последних пяти лет на площади 1200 тысяч гектаров обеспечено сохранение уровня грунтовых вод соответствующей норме и устойчивость их мелиоративного состояния. Достигнуто сокращение 81,2 тысяч гектаров площадей сильно и средне засоленных земель и 364,6 тысяч гектаров площадей с уровнем залегания грунтовых вод до 2 м5.

Современное состояние материально-технической базы аграрного производства в Узбекистане не позволяет решать задачу его структурно-технологической модернизации, полагаясь только на механизм рыночно-

1 Там же

2 Там же

3 Данные по затратам финансовых ресурсов «Государственная поддержка сельского и водного хозяйства» Министерства финансов Республики Узбекистан за 2000-2012гг. По запросу-письму, отправленному Министерству финансов РУз (15-03/66 от 18.02. 2012г).

4 Там же

5 Там же

го саморегулирования посредством мотивации, что обусловливает необходимость совершенствования бюджетного финансирования аграрных товаропроизводителей.

Для дальнейшего экономического развития сельхозпроизводителей необходимо повышать не только уровень поддержки сельского хозяйства, но и эффективность его использования. Каждый вложенный в производство продукции сум должен работать на результат, приносить максимум прибыли. В связи с этим большое значение имеет эффективное использование мер государственной поддержки, повышение отдачи от вложенных ресурсов.

В числе критериев по оценке эффективности использования средств государственной поддержки сельского хозяйства, можно выделить прирост производства сельскохозяйственной продукции в стоимостном выражении в сопоставимых ценах на 1 сум выделенных средств. Данный показатель в 2012 году составил 0,83 (рисунок 1), что показывает повышение эффективности господдержки по сравнению с периодом 2008-2011гг. Но этого по-прежнему недостаточно. Сложившаяся ситуация свидетельствует об имеющихся недостатках в системе государственных институтов, ответственных за государственную поддержку развития сельского хозяйства.

Государство должно не просто выделять бюджетные средства, но и вести мониторинг эффективности их использования. Это даст возможность определить эффективность применяемых государством мер. Если эти меры себя оправдывают, то их можно будет продолжить, усовершенствовать. Это позволит также поднять ответственность распределителей и получателей государственных средств.

Осуществляемая поддержка хотя и дает положительные результаты, но они незначительны. Необходимы большие объёмы средств. Узбекистан всё больше испытывает дефицит водных ресурсов. Поэтому в настоящее время основными приоритетами являются: внедрение водосберегающих технологий, восстановление ирригационной инфраструктуры длительного использования и компенсация затрат

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 1

Рисунок 1. Динамика показателя эффективности использования средств господдержки1

1,20 1,00 0,80 0,60 0,40 0,20 0,00

1,05 0 СР 0,94

0,90 л 0,80 0,83

0,73 \ 0,59 V'55 А 0,61у

0,35 0,4«

0,27

|||||||||||||

2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011 2012

фермерским хозяйствам, использующим воду для полива через насосы.

Для создания эффективного механизма государственной поддержки сельского хозяйства Узбекистана необходимо синтезировать все лучшее и эффективное в мировом аграрном производстве с уже имеющимися достижениями отечественного агропромышленного комплекса.

Система господдержки сельского хозяйства должна также включать весь спектр мер, адаптированных к современным рыночным условиям:

- дотирование производства, кроме стратегических (хлопка-сырца, зерна) и отдельных видов сельхозпродукции, прежде всего животноводческой и плодоовощной;

- гибкое регулирование импорта и экспорта продовольственных товаров на основе оценки конъюнктуры рынка и прогноза его развития, сохранение или увеличение тарифных и нетарифных мер по защите отечественного продовольственного рынка, главным образом его животноводческого сегмента;

1 Источник: Расчёты Института прогнозирования и макроэкономических исследований (ИПМИ) на основе данных Министерства финансов Республики Узбекистан в подготовленной аналитической записке «Государственная поддержка аграрного сектора: зарубежный опыт и предложения для Узбекистана». Институт прогнозирования и макроэкономических исследований (ИПМИ). Подготовлено в рамках проекта «Структурные преобразования и диверсификация экономики, привлечение инвестиций». - Ташкент, 2013.-С.5.

- совершенствование системы кредитования и страхования урожая в АПК и механизма лизинга;

- активизацию инвестиционной деятельности, работы по модернизации и реконструкции производства в связи с развитием конкурентной среды, снижение тарифов на ввозимое технологическое оборудование;

- совершенствование кооперации и интеграционных процессов в аграрном секторе и др.;

- совершенствование организационно-экономических и агро-технологических механизмов обеспечения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке, повышение доли качественных продуктов питания отечественного производства на внутреннем рынке;

При этом на наш взгляд, необходимо:

- широкое распространение высокопроизводительных и одновременно экологически безопасных и экономичных технологий в земледелии и животноводстве;

- оптимизация структуры сельского хозяйства в виде сочетания фермерских хозяйств, крупных агрофирм и агрохолдингов;

- возрождение на новой научно-технологической основе машиностроения для сельского хозяйства;

- создание современной инфраструктуры аграрной сферы, включающей систему дилерских предприятий, племенные и се-

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 1

менные организации, ветеринарные службы, предприятия агрохимии и защиты растений, информационно-вычислительные центры;

- приближение первичной переработки и хранения сельхозпродукции к полям и фермам;

- законодательное ограничение естественных монополий в инфляционном повышении цен на рынках энергоносителей, техники и оборудования, транспортных тарифов и др.;

- введение исключающих мер получения спекулятивных доходов путем установления завышенных розничных цен на продовольствие при занижении закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию со стороны посредников, перерабатывающих предприятий, торговли;

- введение порядка, устанавливающего предельный размер торгово-посреднических наценок на продовольственные товары (из конкретного перечня или на все) независимо от количества посредников;

- постепенный отход от административного установления квот производства хлопка-сырца и зерна для государственных нужд, заменив их экономическими механизмами, которые бы заставили бороться фермеров за получение госзаказа, то есть на производство хлопка- сырца и зерна;

-рассмотрение возможности посева альтернативных сельскохозяйственных культур вместо хлопка-сырца, которые бы обеспечивали больше поступления твердой валюты, обеспечивали повышение занятости населения, и самое главное большую массу прибыли;

-выделение средств на изучение и постепенный переход к нулевой обработке почвы и расширение площади посевов с нулевой обработкой почвы в различных регионах республики;

-в целях стимулирования экспорта объёмов сельскохозяйственных культур, исключение таможенных пошлин на экспорт свежих плодоовощных культур или введение сезонных таможенных пошлин.

Среди первоочередных задач сельского хозяйства сегодня можно выделить формирование системы эффективных форм господдержки аграрного производства, к которым мы отнесли материально-техническую поддержку, инфраструктурное, правовое, научное и

кадровое обеспечение сельского хозяйства, поддержку во внешнеэкономической деятельности и финансовую помощь, и соответствующие им методы. Бесспорно, объем финансовых ресурсов, выделяемых на обеспечение устойчивого развития аграрной отрасли, имеет ключевое значение в сложившихся условиях. Однако, при этом, важно также выявить приоритетные направления формирования эффективной системы государственной поддержки, которые определяются значимостью агропродовольственного комплекса, функциями и принципами его госрегулирования.

Первым из направлений должна стать разработка и реализация стратегии инновационного обновления процесса воспроизводства в сельскохозяйственной отрасли и обеспечение на этой основе конкурентоспособности стратегических товаров - зерна, мяса, молока, а также переработку завозимого сахара-сырца - и тех хозяйственных структур и регионов, которые обеспечат развитие агропродо-вольственного сектора экономики. Обеспечивая устойчивую конкурентоспособность сельского хозяйства на инновационной основе, государству необходимо возродить долгосрочное стратегическое планирование преимущественно индикативного типа, взяв все ценное из зарубежного опыта государственной поддержки.

Вторым стратегическим направлением государственной поддержки сельского хозяйства должна стать разработка и реализация политики аграрного производства, основанной на максимальном использовании потенциала устойчивости территориальных биосистем (сложившихся естественным путем совокупностей растений и животных) и природно-климатических условий. То есть, стимулирование системы интенсификации сельхозпроиз-водства, эффективное и грамотное использование природно-климатических условий.

Третьим приоритетным направлением активизации господдержки агропродоволь-ственного комплекса должно стать содействие включению предпринимательских структур сельского хозяйства в систему рыночных отношений с помощью экономических форм, методов и рычагов госрегулирования. Это должно способствовать ориентации их на производство конкурентоспособных товаров и до-

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 1

стижению ими устойчивых конкурентных преимуществ, как на внутреннем, так и на внешних рынках.

Четвертым приоритетным направлением должно стать создание условий для устойчивого материально - технического обеспечения структур сельского хозяйства. Государство должно оказывать поддержку агропродоволь-ственному комплексу в приобретении и эффективном использовании средств производства, путем развития лизинга сельхозтехники, создания МТП на кооперативной основе, с помощью дифференциации дотаций, льготного кредитования и налогообложения. В целом же роль государства в регулировании рынка материально-технических ресурсов для предприятий сельского хозяйства в сложившихся условиях острого дефицита технических ре-

сурсов у сельскохозяйственных товаропроизводителей и трудностей по нормализации воспроизводственных процессов, вследствие дефицита у них финансовых ресурсов, значительно возрастает. Необходимы нормативные акты, определяющие порядок и размеры компенсации затрат сельскохозяйственных товаропроизводителей на приобретение подержанных машин и оборудования.

Важным элементом системы государственной поддержки аграрного сектора экономики является инновационно-инвестиционная политика. Необходимо принять кардинальные меры по повышению эффективности использования научно-технических достижений во всех отраслях сельского хозяйства.

Список литературы

1. Указ Президента Республики Узбекистан № УП-1737 от 18 марта 1997 года «О мерах по государственной поддержке дехканских и фермерских хозяйств и усилению их роли в продовольственном обеспечении страны».

2. Владимирова С. В. Проблемы обеспечения конкурентоспособности предпринимательских структур АПК - URL: http://www.dissforall.eom/_catalog/t11/_ science/58/9187920.html

3. Мадиев Г. Методологические основы формирования и функционирования конкурентоспособных сельхозформирований // Проблемы агрорынка, 2002. - Январь-март. С. 41 - 42.

4. Меры по обеспечению продовольственной безо пасности // «Analytic», 2007. — №1. — С. 48—56.

5. Сагадиев К. Проблемы конкурентоспособности национальной экономики // Саясат, 2002. - № 12. — С.С. 79, 104.

6. Пути повышения конкурентоспособности продукции аграрного сектора в условиях вступления Казахстана в ВТО // «Analytic», 2007. — №2. — С. 43—52.

7. Проблемы производства сельскохозяйственной продукции в Казахстане на современном этапе // «Analytic», 2008. — №5. — С. 45—51.

8. Ушачев И. Г. Экономический рост и конкурентоспособность сельского хозяйства России / И.Г. Ушачев // Аграрный вестник Урала, 2009. - №3(57). — С. 4-12.

9. Аналитическая записка «Государственная поддержка аграрного сектора: зарубежный опыт и предложения для Узбекистана». Институт прогнозирования и макроэкономических исследований (ИПМИ). Подготовлено в рамках проекта «Структурные преобразования и диверсификация экономики, привлечение инвестиций». -Ташкент, 2013. - 30 с.

10. Данные по затратам финансовых ресурсов «Государственная поддержка сельского и водного хозяйства» Министерства финансов Республики Узбекистан за 20002012 гг. по запросу-письму, отправленному Министерству финансов РУз (15-03/66 от 18.02. 2012г).

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2014, 1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.