Научная статья на тему 'Приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов как инструмент управления стратегическим развитием лесного комплекса Российской Федерации'

Приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов как инструмент управления стратегическим развитием лесного комплекса Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
427
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЛЕСНОЙ КОМПЛЕКС / УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ / ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРИОРИТЕТНЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ / TIMBER COMPLEX / DEVELOPMENT MANAGEMENT / INVESTMENT ACTIVITIES / PRIORITY INVESTMENT PROJECTS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кондратюк Владимир Александрович, Кожемяко Николай Петрович, Кондратюк Александр Владимирович

Рассмотрена роль приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов в развитии лесного комплекса и оценено их влияние на достижение показателей при осуществлении Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года. Проведен анализ хода реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, предложены мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы их использования в качестве инструмента управления развитием лесного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кондратюк Владимир Александрович, Кожемяко Николай Петрович, Кондратюк Александр Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRIORITY INVESTMENT PROJECTS IN THE FIELD OF FOREST EXPLOITATION AS A TOOL TO CONTROL STRATEGIC DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION TIMBER COMPLEX

The article considers the role of priority investment projects in the field of forest exploitation in timber complex development and assesses their impact on the achievement of coefficients under the implementation of the Development Strategy for the Russian Federation timber complex until 2020. The analysis of the implementation of priority investment projects in the field of forest exploitation is carried out. Measures to improve the legal framework of their use as a tool to control the timber complex development are proposed.

Текст научной работы на тему «Приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов как инструмент управления стратегическим развитием лесного комплекса Российской Федерации»

УДК 338.242

ПРИОРИТЕТНЫЕ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ В ОБЛАСТИ ОСВОЕНИЯ ЛЕСОВ КАК ИНСТРУМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ СТРАТЕГИЧЕСКИМ РАЗВИТИЕМ ЛЕСНОГО КОМПЛЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 Я

В.А. Кондратюк1, Н.П. Кожемяко2, А.В. Кондратюк3

Государственный научный центр лесопромышленного комплекса, 105120, г. Москва, ул. Нижняя Сыромятническая, 5, стр. 3а.

Рассмотрена роль приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов в развитии лесного комплекса и оценено их влияние на достижение показателей при осуществлении Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации на период до 2020 года. Проведен анализ хода реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, предложены мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы их использования в качестве инструмента управления развитием лесного комплекса. Ил. 2. Табл. 1. Библиогр. 3 назв.

Ключевые слова: лесной комплекс; управление развитием; инвестиционная деятельность; приоритетные инвестиционные проекты.

PRIORITY INVESTMENT PROJECTS IN THE FIELD OF FOREST EXPLOITATION AS A TOOL TO CONTROL STRATEGIC DEVELOPMENT OF THE RUSSIAN FEDERATION TIMBER COMPLEX V.A. Kondratyuk, N.P. Kozhemyako, A.V. Kondratyuk

State Research Center of Timber Complex, 5 Nizhnyaya Syromyatnicheskaya St., bld.3a, Moscow, 105120.

The article considers the role of priority investment projects in the field of forest exploitation in timber complex development and assesses their impact on the achievement of coefficients under the implementation of the Development Strategy for the Russian Federation timber complex until 2020. The analysis of the implementation of priority investment projects in the field of forest exploitation is carried out. Measures to improve the legal framework of their use as a tool to control the timber complex development are proposed. 2 figures. 1 table. 3 sources.

Key words: timber complex; development management; investment activities; priority investment projects.

Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до 2020 года, утвержденная приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации от 31 октября 2008 года № 248/482, определила основные направления стратегического развития лесного комплекса России на период до 2020 года.

В соответствии со Стратегией развития лесного комплекса Российской Федерации до 2020 года (Стратегия) приоритетными направлениями развития лесного комплекса в период до 2020 г. являются:

- развитие мощностей по глубокой механической, химической и энергетической переработке древесины;

- организация рационального, многоцелевого, непрерывного и неистощительного использования лесов.

Реализация Стратегии предусматривает два сценария развития лесного комплекса России - инерци-

онный и инновационный.

Инерционный сценарий базируется на сохранении тенденций в социально-экономических условиях развития лесного комплекса, в том числе лесного хозяйства. Государственная поддержка по этому сценарию будет осуществляться в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06. 2007 года № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов» через предоставление льгот по арендной плате, зачисляемой в федеральный бюджет.

Показатели данного сценария учитывают особенности инерционного сценария развития структуры экономики до 2020 г. (Минэкономразвитие России), не предусматривающего реализацию прорывных инновационных и масштабных инвестиционных проектов. Основное развитие в лесном комплексе будет осуществляться за счёт модернизации и реконструкции действующих производств. Инерционный сценарий

1 Кондратюк Владимир Александрович, доктор экономических наук, генеральный директор, тел.: (495) 9160608, e-mail: [email protected]

Kondratyuk Vladimir, Doctor of Economics, Director General, tel.: (495) 9160608, e-mail: [email protected]

2Кожемяко Николай Петрович, кандидат экономических наук, доцент, заместитель генерального директора по управлению проектами, тел.: (495) 9163341, e-mail: [email protected]

Kozhemyako Nikolai, Candidate of Economics, Associate Professor, Deputy Director General for Project Management, tel.: (495) 9163341, e-mail: [email protected]

3Кондратюк Александр Владимирович, кандидат экономических наук, начальник отдела экономического развития, тел.: (495) 9163341, e-mail: [email protected]

Kondratyuk Alexander, Candidate of Economics, Head of the Department of Economic Development, tel.: (495) 9163341, e-mail: [email protected]

развития лесного комплекса не предусматривает существенного повышения конкурентоспособности отечественной лесобумажной продукции за счёт снижения материалоемкости и энергоемкости выпуска продукции и повышения производительности труда, нивелирующих прогнозов цен на энергоносители, электроэнергию и железнодорожные перевозки, заложенные в Сценарных условиях социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 г. и на период до 2020 г. Концепции долгосрочного социально -экономического развития Российской Федерации.

Инновационный сценарий предусматривает целевые меры государственной поддержки лесного комплекса в дополнение к ранее принятым механизмам, закреплённым в действующем законодательстве и базируется на следующих предпосылках и допущениях: максимальный вариант развития экономики до 2020 г. (Минэкономразвитие России); ускорение инвестиционного процесса, в первую очередь в новое строительство целлюлозно-бумажных предприятий; масштабная технологическая модернизация действующих производств, внедрение ресурсо- и энергосберегающих технологий, существенный рост производительности труда; возрастание инновационной активности, освоение производства новой высокотехнологичной продукции, производящейся в развитых лесопромышленных странах (современные конструкционные материалы из древесины, высокосортные виды бумаги и картона для полиграфии и упаковки, биотопливо); совершенствование государственной лесной политики и управления лесами, интенсификация использования и воспроизводства лесов, усиление охраны и защиты лесов; восстановление отечественного лесного машиностроения на базе использования отечественного и зарубежного научно-технического потенциала, закупки лицензий, организации совместных производств.

Базовым инструментом реализации Стратегии по обоим сценариям являются приоритетные инвестиционные проекты в области освоения лесов, реализуемые в рамках Постановления Правительства Россий-

100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0

2008 г 1 кв. 2 кв. 3 кв. 2009 1 кв. 2 кв

ской Федерации от 30 июня 2007 года № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов».

Для стимулирования развития мощностей по глубокой механической, химической и энергетической переработке древесины Постановление правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов» предусматривает представление преференций предприятиям, реализуемым инвестиционные проекты по созданию и (или) модернизации объектов лесной инфраструктуры (лесных дорог, лесных складов и др.) и (или) лесоперерабатывающей инфраструктуры (объектов переработки заготовленной древесины и иных лесных ресурсов, биоэнергетических объектов и др.), суммарный объем капитальных вложений в каждый из которых составляет не менее 300 млн. рублей, а именно:

- предоставление в аренду без аукциона лесных участков, выделяемых для лесосырьевого обеспечения инвестиционного проекта;

- лесные участки, выделяемые для реализации инвестиционного проекта, предоставляются в аренду на период сроком до 49 лет;

- при определении платы за аренду лесного участка, используемого для реализации инвестиционного проекта, включенного в перечень приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, в течение срока окупаемости этого проекта к утвержденным настоящим постановлением ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, применяется коэффициент 0,5.

По состоянию на 01 июля 2011 года в перечень приоритетных инвестиционных проектов (ПИП) в области освоения лесов включено 95 инвестиционных проектов (с учетом исключенных) с общим объемом инвестирования 415,85 млрд. руб. Динамика утверждения приоритетных инвестиционных проектов представлена на рис. 1.

94 94 95

0 _ 1

_ -1-г~ _

3 кв. 2010 1 кв. 2 кв. 3 кв. 2011 1 кв. 2 кв. г. г.

• Проекты нарастающим итогом ■ Количество проектов в квартал

Таблица 1

Источники инвестиций по приоритетным инвестиционным проектам в области освоения лесов

Федеральный округ Плановые инвестиции по проектам млн руб. в том числе: % заемных средств в общем объеме инвестиций

собственные средства заемные средства

Всего по РФ 415852,5 107715,7 308136,8 74,1

ЦФО 69096,1 16247,8 52848,3 76,5

СЗФО 105377,0 30449,6 74927,4 71,1

ЮФО 9440,0 2332,6 7107,4 75,3

ПФО 29734,0 10471,3 19262,7 64,8

УФО 3903,5 834,7 3068,8 78,6

СФО 167489,0 41914,7 125574,3 75,0

ДФО 30812,9 5465,0 25347,9 82,3

Как видно из графика, работа механизма приоритетных инвестиционных проектов началась в первой половине 2008 года. Большая часть проектов утверждено за период 3 квартал 2008 - 1 квартал 2010 года.

Влияние мирового финансового кризиса на российскую экономику в целом и лесного комплекса в частности, привело к снижению инвестиционной активности, в том числе по приоритетным инвестиционным проектам в области освоения лесов.

По количеству утвержденных приоритетных проектов в разрезе федеральных округов лидирующее положение занимают Северо-Западный ФО - 28 проектов (29,0%), Сибирский ФО - 20 проектов (21,0%), Приволжский ФО - 16 проектов (17,0%).

По объему инвестиций в приоритетные инвестиционные проекты лидирующие позиции также занимают наиболее развитые в лесопромышленном отношении регионы Северо-Западного и Сибирского федеральных округов, соответственно, 105,4 и 167,5 млрд. руб. или 65,0% общей стоимости проектов.

Оценка источников финансирования инвестиций показывает, что привлеченные средства занимают большую часть и их доля составляет от 64,8% до 82,3%. (табл. 1).

Реализация утвержденных приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов позволит создать 41,52 тысячи новых рабочих мест, в том числе по федеральным округам: Сибирскому - 13,8 тыс., Северо-Западному - 7,48 тыс., Приволжскому -6,61 тыс., Центральному - 5,83 тыс., Дальневосточному - 4,37 тыс., Уральскому - 2,92 тыс. и Южному -0,43 тыс. рабочих мест.

В результате реализации инвестиционных проектов будут созданы новые производственные мощности по заготовке и переработке древесины, в том числе увеличатся производственные мощности:

- в лесозаготовках - на 64,15 млн м3;

- производстве пиломатериалов - на 5,77 млн м ;

- производстве древесных листовых материалов -на 4984 тыс. м3, в том числе по фанере клееной -

о о о

1400 тыс. м3, ДСП - 1286 тыс. м3, ОББ - 1070 тыс. м3, МДФ - 1228 тыс. м3;

- производстве продукции ЦБП - на, в том числе: о целлюлозе по варке - 2632 тыс. т, ХТММ - 590 тыс. т, целлюлозе товарной - 1625 тыс. т, бумаге - 2780 тыс. т и картону - 2529 тыс. т.

- деревянном домостроении: производстве домов деревянных заводского изготовления - на 282 тыс. м2; производстве элементов деревянного домостроения на 1132 тыс. м3;

- производстве продукции деревообработки (погонаж, столярные изделия и др.) - на 645 тыс. м3;

- производстве пеллет - на 950 тыс.т;

- производстве мебели - на 6,8 млрд руб.

Для лесосырьевого обеспечения реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов зарезервированы лесные участки с ежегодным допустимым объемом изъятия древесины 64,1 млн. м3, в том числе по федеральным округам: Северо-Западному - 11,66 млн м3 (18,2 %), Центральному - 5,48 млн м3 (8,6 %), Южному - 0,6 млн м3 (1 %), Приволжскому - 6,11 млн м3 (9,5 %), Уральскому - 1,98 млн м3 (3 %), Сибирскому - 32,5 млн м3 (50,7 %) и Дальневосточному - 5,77 млн м3 (9 %).

Анализ хода реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов показывает, что по состоянию на 01 июля 2011 года в соответствии с заявленными инициаторами проектов графиками инвестирования, планировалось привлечение 265,88 млрд руб. инвестиций. Фактически в реализацию проектов инвестировано 148,9 млрд руб., что составляет 56% от заявленного объема. Данные по фактическим инвестициям в разрезе федеральных округов представлены на рис. 2.

Анализ хода реализации инвестиционных проектов по состоянию на 01.07.2011 года показал, что в соответствии с графиками реализации проекта объем инвестиций составляет 265,9 млрд руб., фактически инициаторами проектов инвестировано 148,9 млрд руб., что составляет 56% от завяленного объема. Значительное отставание реализации приоритетных инвестиционных проектов отмечается по Сибирскому федеральному округу на 55,7%, по Центральному федеральному округу на 52%, по Южному федераль-

300

250

265,9

200 150 100 50 0

148,9

116,8

32,4 47,0

1 15,5 3,4 1,9 11,9 10,1 2,7 2,4

| 51,7

27,1

20,3

Россия всего ЦФО СЗ ФО ЮФО ПФО У ФО СФО ДФО

■ Объем инвестиций по графику , млрд.руб. ■ Объем инвестиций фактически , млрд.руб.

Рис. 2. Данные по инвестированию реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения

лесов

ному округу на 44% и по Северо-Западному федеральному округу на 34,4%.

В разрезе субъектов существенное отставание от графика реализации проектов отмечено в Красноярском и Хабаровском краях, Республиках Бурятия, Карелия, Коми, а также Иркутской, Амурской, Кировской, Ивановской, Костромской и других областях.

Выполнение графика реализации приоритетных инвестиционных проектов по их лесосырьевому обеспечению в разрезе федеральных округов Российской Федерации характеризуется объемом заключенных договоров аренды лесных участков, зарезервированных для реализации приоритетных проектов. Анализ процесса лесообеспечения приоритетных инвестиционных проектов в 2011 г. показывает, что фактически по состоянию на 01.07.2011 г. передано в аренду лесных участков с ежегодным допустимым объемом изъятия древесины 50,28 тыс. м3, или 78,4% к планируемому показателю. В том числе по федеральным округам: Северо-Западному - 76,2%, Центральному -47,6%, Южному - 40,1%, Приволжскому - 52,1%, Уральскому - 36,6%, Сибирскому - 93,6% и Дальневосточному - 72,4%.

С начала реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов 18 проектов уже реализованы. В 2009 г. - 9 инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций 23,89 млрд. руб. и объемом потребляемого сырья 5,01 млн. м3. В 2010 г. - 9 проектов с общим объемом инвестиций 40,68 млрд. руб. и объемом потребляемого сырья 4,07 млн

м3.

Таким образов за период действия Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06. 2007 года № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов» в 2009-2010 гг. созданы производственные мощности по переработке древесины объемом более 9 млн м3 по производству:

- пиломатериалов на 1,68 млн м3;

- древесностружечных плит на 698 тыс. м3;

- фанеры клееной и шпона на 357 тыс. м3;

- плит МДФ на 264 тыс. м3;

- бруса на 200 тыс. м ;

- целлюлозы по варке на 189 тыс. т;

- бумажной продукции на 145 тыс. т;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- пеллет и древесных брикетов на 89 тыс.т.;

- мебели на 192 млн руб.;

- прочей продукции деревообработки на 55 тыс.

м

крупные проекты, реализованные в

Наиболее

2009 г.:

- производство ламинированной ДСП мощностью 350 тыс. м3 в г. Гагарин Смоленской области, инициатор - ООО «Сыктывкарский фанерный комбинат», инвестиции 6,2 млрд руб.

- производство пиломатериалов (150 тыс. м3) и шпона (267 тыс. м3) в п. Пластун Приморского края, инициатор - ООО «Тернейлес», инвестиции - 4 млрд руб.;

- производство ДСП (140 тыс. м ) и пиломатериалов (350 тыс.м3) в п. Октябрьский Хабаровского края, инвестиции - 4,6 млрд руб.;

- производство большеформатной фанеры (90 тыс. м3) в г. Кирове, инициатор - ООО «Вятский фанерный комбинат», инвестиции - 3,2 млрд руб;

- производство пиломатериалов на ООО «ММ-Ефимовский» в Ленинградской области (338 тыс. м3), инвестиции -2,6 млрд руб.

Наиболее крупные проекты, реализованные в

2010 г.:

- Создание и модернизация лесоперерабатывающей инфраструктуры ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК в Республике Коми, инициатор - ОАО «Монди Сыктывкарский ЛПК», инвестиции - 20,2 млрд руб.;

- Организация производства древесноволокнистых плит средней плотности (плит МДФ), инициатор -ООО «ЛПК «Партнер-Томск», инвестиции - 5,6 млрд руб.;

- Современные технологии обработки древесины, инициатор - ООО «СТОД», инвестиции - 7,3 млрд руб.

Следует отметить, что с реализацией приоритетных инвестиционных проектов улучшается география

размещения лесопромышленных производств на территории страны. Например, в Дальневосточном федеральном округе впервые организовано производство фанеры (267 тыс. м ), древесных плит ДСП (140 тыс. м3) и МДФ (150 тыс. м3).

Таким образом, реализация приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов» является действенным инструментом управления стратегическим развитием лесного комплекса Российской Федерации, стимулирующим его развитие на основе рационального неистощительного лесопользования и комплексного использования заготавливаемой древесины.

Вместе с тем, существующий механизм стимулирования развития глубокой переработки древесины в рамках постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года №419 «О приоритетных инвестиционных проектах в области освоения лесов» имеет ряд недостатков, устранение которых позволит активизировать инвестиционные процессы в лесном комплексе России:

- существующая нормативно-правовая база в части приоритетных инвестиционных проектов преду-

сматривает одинаковые условия для всех инвесторов и не учитывает глубину и комплексность переработки выделяемых для реализации инвестиционного проекта лесных ресурсов. Такой подход не способствует стимулированию создания новых производств лесобумажной продукции более высоких технологических переделов, а также импортозамещающей продукции и как следствие более эффективному использованию лесных ресурсов;

- отсутствие единых критериев оценки и процедуры отбора заявок на реализацию приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов в субъектах Российской Федерации;

- отсутствие процедуры принятия отчета и требований к нему по приоритетным инвестиционным проектам в области освоения лесов, завершившим инвестиционную фазу и др.

Устранение данных недостатков будет способствовать повышению эффективности принятия управленческих решений в части использования древесного сырья, выделяемого для лесосырьевого обеспечения реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов, с учетом стратегических задач развития лесного комплекса Российской Федерации.

Библиографический список

1. Стратегия развития лесного комплекса Российской Федерации до 2020 года, утвержденная приказом Министерства промышленности и торговли Российской Федерации и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации от 31 октября 2008 года № 248/482

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2007 года № 419 «О приоритетных инвестиционных

проектах в области освоения лесов» 3. Кожемяко Н.П. Управления стратегическим развитием лесного сектора Российской Федерации на принципах частно-государственного партнерства. М.: ФГУП «ГНЦ ЛПК», 2011. 160 с.

УДК 339.166.82:339.163(571.53)

ОЦЕНКА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДОСТУПНОСТИ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ НА РЫНКЕ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ

А.А. Лущик1

Иркутская государственная сельскохозяйственная академия, 664038, Иркутская область, Иркутский район, п. Молодежный, 1/1.

Представлен результат оценки экономической доступности продовольствия, в том числе покупательной способности населения, рынка продуктов питания, баланса продовольствия и цен на продовольствие на рынке Иркутской области. Предложено направление повышения экономической доступности продуктов питания для населения региона. Работа выполнена в рамках исследования региональной социально-экономической политики обеспечения населения доступным безопасным продовольствием на примере одного региона с возможностью проецирования методики оценки и результатов на субъекты Сибирского федерального округа. Данные для исследования предоставлены Росстатом за период 2000-2010 гг. Ил. 1. Табл. 4. Библиогр. 2 назв.

Ключевые слова: спрос; предложение; экономика региона; продовольствие; население.

ESTIMATION OF THE ECONOMIC AVAILABILITY OF FOOD IN THE IRKUTSK REGION FOOD MARKET A.A. Lushchik

Irkutsk State Agricultural Academy,

1/1 Molodezhny settlement, Irkutsk region, Irkutsk oblast, 664038.

The article demonstrates the evaluation result of economic availability of food, including the purchasing capacity of popu-

1Лущик Александр Андреевич, ассистент, соискатель, тел. 89500512623, e-mail: [email protected]

Lushchik Alexander, Assistant Professor, Competitor for a scientific degree, tel. 89500512623, e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.