Научная статья на тему 'Приоритет норм и принципов международного права ООН в российско-китайских отношениях и стратегия коллективной безопасности ОДКБ до 2025 года как ответная мера Варшавским стратегическим инициативам НАТО'

Приоритет норм и принципов международного права ООН в российско-китайских отношениях и стратегия коллективной безопасности ОДКБ до 2025 года как ответная мера Варшавским стратегическим инициативам НАТО Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
643
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО И ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ / СТРАТЕГИЯ КОЛЛЕКТИВ-НОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОДКБ ДО 2025 ГОДА / ДЕКЛАРАЦИЯ РОССИИ И КИТАЯ О ПОВЫШЕНИИ РОЛИ МЕЖ-ДУНАРОДНОГО ПРАВА / ИТОГИ САММИТА НАТО В ВАРШАВЕ 2016 Г / INTERNATIONAL LAW AND RUSSIA'S FOREIGN POLICY STRATEGY OF THE CSTO COLLECTIVE SECURITY UNTIL 2025 / THE DECLARATION OF RUSSIA AND CHINA ON STRENGTHENING THE ROLE OF INTERNATIONAL LAW / THE RESULTS OF THE NATO SUMMIT IN WARSAW IN 2016

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ступаков Николай Валерьевич

В статье анализируются положения Концепции внешней политики Российской Федерации от 30 ноября 2016 г., ее роль в укреплении международного права как осно-вы нового справедливого международного правопорядка и международной безопасности. Рассмотрена Стратегия коллективной безопасности ОДКБ до 2025 г. от 14 октября 2016 г. как система мер обеспечения национальной обороны и безопасности стран членов СНГ в связи с принятием новых стратегических инициатив странами-членами НАТО по итогам Варшавского Саммита НАТО в июле 2016 г. Отмечена роль Декларации Российской Фе-дерации и Китайской Народной Республики о повышении роли международного права от 25 июня 2016 г. как фактор стабильности международного правопорядка

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Ступаков Николай Валерьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The priority of the norms and principles of the UN International Law in Russian-Chinese relations and the strategy of the CSTO until 2025 as a response NATO offensive strategic initiatives

The article analyzes the position of the Russian Federation Foreign Policy Concept of 30 November 2016, its role in the strengthening of international law as the basis for a new and just international order and international security. Сonsides the CSTO Collective Security Strategy until 2025 on October 14, 2016 as a system of measures to ensure national defense and security of the CIS member countries in connection with the adoption of new strategic initiatives of NATO member countries on the basis of the Warsaw NATO Summit in July 2016. Shows the role of the Russian Federation and the Declaration People’s Republic of China on strengthening the role of international law of 25 June 2016, as a factor in the stability of the international legal order.

Текст научной работы на тему «Приоритет норм и принципов международного права ООН в российско-китайских отношениях и стратегия коллективной безопасности ОДКБ до 2025 года как ответная мера Варшавским стратегическим инициативам НАТО»

Приоритет норм и принципов международного права ООН в российско-китайских отношениях и Стратегия коллективной безопасности ОДКБ до 2025 года как ответная мера Варшавским стратегическим инициативам НАТО

СТУПАКОВ НИКОЛАЙ ВАЛЕРЬЕВИЧ

Директор Института проблем безопасности СНГ, главный редактор журнала «Международное сотрудничество евразийских государств: политика, экономика, право», кандидат юридических наук

Аннотация: В статье анализируются положения Концепции внешней политики Российской Федерации от 30 ноября 2016 г., ее роль в укреплении международного права как основы нового справедливого международного правопорядка и международной безопасности. Рассмотрена Стратегия коллективной безопасности ОДКБ до 2025 г. от 14 октября 2016 г. как система мер обеспечения национальной обороны и безопасности стран — членов СНГ в связи с принятием новых стратегических инициатив странами-членами НАТО по итогам Варшавского Саммита НАТО в июле 2016 г. Отмечена роль Декларации Российской Федерации и Китайской Народной Республики о повышении роли международного права от 25 июня 2016 г. как фактор стабильности международного правопорядка.

Ключевые слова: международное право и внешняя политика России, стратегия коллективной безопасности ОДКБ до 2025 года, декларация России и Китая о повышении роли международного права, итоги саммита НАТО в Варшаве 2016 г.

The priority of the norms and principles of the UN International Law in Russian-Chinese relations and the strategy of the CSTO until 2025 as a response NATO offensive strategic initiatives

STUPAKOV NIKOLAI VALEREVICH

Director of Institute of the security problems CIS, chief redactor journal «InternationalCooperation Eurasian States: Politics, Economics, Law», candidate of legal sciences

Abstract: The article analyzes the position of the Russian Federation Foreign Policy Concept of 30 November 2016, its role in the strengthening of international law as the basis for a new and just international order and international security. tonsides the CSTO Collective Security Strategy until 2025 on October 14, 2016 as a system of measures to ensure national defense and security of the CIS member countries in connection with the adoption of new strategic initiatives of NATO member countries on the basis of the Warsaw NATO Summit in July 2016. Shows the role of the Russian Federation and the Declaration People's Republic of China on strengthening the role of international law of 25 June 2016, as a factor in the stability of the international legal order.

Key words: international law and Russia's foreign policy strategy of the CSTO Collective Security until 2025, the declaration of Russia and China on strengthening the role of international law, the results of the NATO summit in Warsaw in 2016

Новые импульсы развития международного права и повышение его роли в обеспечении международной безопасности

В Указе Президента Российской Федерации В.В. Путина от 30 ноября 2016 г. № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» отмечена, наряду с другими факторами укрепления мира, исключительная роль международного права как основы нового справедливого миропорядка и международной безопасности1.

В Указе Президента РФ № 640 сказано, что в целях обеспечения национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации внешнеполитическая деятельность государства должна быть направлена на дальнейшее продвижение курса на укрепление международного мира, обеспечение всеобщей безопасности и стабильности в целях утверждения справедливой демократической международной системы, основанной на коллективных началах в решении международных проблем, на верховенстве международного права, прежде всего на положениях Устава Организации Объединенных Наций (Устав ООН), а также на равноправных и партнерских отношениях между государствами при центральной координирующей роли Организации Объединенных Наций (ООН) как основной организации, регулирующей международные отношения.

Международные отношения и международное право переживают сложный этап своего развития. С одной стороны, это новый этап, обусловленный активным стремлением государств к справедливому миропорядку, основанному не на доминировании военной силы, а на принципах мирного сосуществования государств при уважении их интересов, территориальной целостности, суверенитета, защиты прав их граждан и других общепризнанных принципах Устава ООН. К таким странам относятся государства, входящие в инте-

грационные сообщества Евразийского пространства, Африки, Азии, Южной Америки.

С другой стороны, этот этап отражает высокий уровень конкуренции в мировой торговле и трансграничном движении капитала, что порождает смешение национальных, международных, региональных норм и принципов, юридическое содержание, толкование и применение которых в международных отношениях государствами и транснациональными субъектами умышленно искажается для достижения коммерческих или откровенно экстремистских целей.

Размывание и деформация исключительной природы международного права как важнейшего достояния человечества в борьбе за справедливый мир крайне опасно, поэтому требуются активные усилия по теоретической конкретизации принципов ООН, доктринальному развитию новых отраслей международного права, как международное конкурентное право, международное право цифровой экономики, международное право обеспечения безопасности, международное право окружающей среды, международное финансовое право и др. Эти усилия необходимы как со стороны ООН, так и со стороны ученых разных стран, включая российских ученых, ученых стран СНГ, ЕАЭС, ШОС, БРИКС, для повышения регулирующей роли доктрин, норм и принципов международного права в контексте его исключительной роли и взаимоотношения с национальным правом и правом региональных интеграционных сообществ.

Существующие военно-политические союзы не способны обеспечить противодействие всему спектру современных вызовов и угроз. В условиях возросшей взаимозависимости всех народов и государств уже не имеют перспектив попытки обеспечения стабильности и безопасности на отдель-

1 Указ Президента РФ от 30 ноября 2016 г. № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации»/ egalacts.ru/doc/ukaz-prezidenta-rf-ot-30112016-n-640-ob-utverzhdenii

ной территории. Особую актуальность приобретает соблюдение универсального принципа равной и неделимой безопасности применительно к Евро-Атлантическому, Евразийскому, Азиатско-Тихоокеанскому и другим регионам. Востребована сетевая дипломатия, предполагающая гибкие формы участия в многосторонних структурах в целях эффективного поиска решений общих задач2.

На передний план, наряду с военной мощью, выдвигаются такие важные факторы влияния государств на международную политику, как экономические, правовые, технологические, информационные. Стремление использовать соответствующие возможности для реализации геополитических интересов наносит ущерб поиску путей урегулирования споров и решения существующих международных проблем мирными средствами на основе норм международного права.

В своем Указе № 640 Президент РФ подчеркнул важность развития двусторонних и многосторонних отношений взаимовыгодного и равноправного партнерства с иностранными государствами, межгосударственными объединениями, международными организациями и в рамках форумов на основе уважения принципов независимости и суверенитета, прагматизма,транспарентности, многовекторности, предсказуемости, неконфронтационного отстаивания националь-

ных приоритетов; расширения международного сотрудничества на недискриминационной основе, содействия становлению сетевых альянсов, активное участие в них России3.

В документе усилены положения о необходимости активизации антитеррористической борьбы и создания в этих целях широкого международного фронта на прочной правовой основе. Значительное внимание уделено различным аспектам формирования полицентричного миропорядка, работе в таких перспективных международных форматах как ШОС, БРИКС, РИК, «Группа двадцати», развитию ЕАЭС и укреплению его внешних связей, в том числе с АСЕАН в интересах создания широкого евразийского экономического пространства. При этом Концепция подтверждает незыблемость фундаментальных основ внешней политики России, ее самостоятельность, независимость, прагматизм, многовектор-ность, готовность развивать равноправное и взаимовыгодное сотрудничество со всеми заинтересованными странами и группами государств4.

В рамках реализации выдвинутой Президентом Российской Федерации инициативы формирования многоуровневой интеграционной модели в Евразии - Евразийского всеобъемлющего партнерства - с 2016 г. продолжается работа по налаживанию связей Евразийского экономического союза (ЕАЭС) с третьими странами и интеграционными объединениями, среди которых Сербия, Израиль, Иран, Египет, Индия, Китай, Сингапур, Южная Корея, МЕРКОСУР. Подготавливался переход к продвинутым форматам сотрудничества, в том числе посредством заключения меморандумов о взаимопонимании по линии Евразийской экономической комиссии, подготовки торгово-экономических соглашений и создания зон свободной торговли.

2 Указ Президента РФ от 30 ноября 2016 г. № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» / ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/

3 Внешняя политика. Основные внешнеполитические итоги 2016 года / http://www.mid.rU/foreign_policy/news/-/asset_ publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2580761

4 Указ Президента РФ от 30 ноября 2016 г. № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации»/ ГАРАНТ.РУ: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71452062

Концепция внешней политики Российской Федерации от 30ноября 2016 г., а также Декларация Российской Федерации и Китайской Народной Республики о повышении роли международного права воспроизводят основополагающие традиции и ценности суверенного равенства государств, показывают пример закрепления сотрудничества для других стран, подчеркивают бесперспективность решения международных проблем через военные союзы, продавлива-ние чужой воли, шантаж и дезинформацию, прямое военное вмешательство, финансирование терроризма, манипулирование финансовыми и иными санкциями, международную коррупцию и другие методы, не сопоставимые с международным правом и мерами международной безопасности.

Дальнейшие тенденции повышения эффективности международных переговорных процессов на высоком уровне на основе принципов международного права ООН с начала 2017 г. проявили себя в уже названном историческим Международном Саммите по сирийскому урегулированию 23-24 января 2017 г. между официальными представителями Сирии и сирийской оппозиции с участием России, Турции, Ирана, представителей ООН и США в качестве наблюдателя. Как сообщил 25 января 2017 г. пресс-секретарь Президента России Дмитрий Песков, Российская Федерация рассчитывает, что итоги переговоров по сирийскому урегулированию в Астане помогут возобновить сотрудничество в рамках Женевского процесса в соответствии с Резолюцией СБ ООН 2254 (2015) и Резолюцией СБ ООН 2336 (2016) о режиме прекращения огня5.

ЕАЭС и ОДКБ начали разрабатывать интеграционные проекты по обеспечению международной и региональной безопасности на ев-

I

СЕССИЯ СОВЕТА КОЛЛЕКТИВНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ОДКБ

« »« •«

разийском пространстве. 26 декабря 2016 г. в Санкт-Петербурге состоялись Саммит Евразийского экономического союза и Саммит Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). На заседании Высшего Евразийского экономического совета в Санкт-Петербурге 26 декабря 2016 г. лидеры Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России подвели итоги первых двух лет работы союза и утвердили ориентиры по дальнейшему развитию Евразийского экономического союза6. Был подписан Договор о Таможенном кодексе ЕАЭС, приняты многосторонние документы, направленные на продвижение процесса формирования единого евразийского рынка товаров и услуг, Основные направления международной деятельности ЕАЭС на 2017 г., мероприятия в сфере сотрудничества с ключевыми торгово-экономическими партнерами Евразийского союза.

Главы государств - членов ЕАЭС одобрили предложения о необходимости начала переговоров о создании зоны свободной торговли с Ираном, Египтом, Индией и Сингапуром. Был принят документ о формировании цифровой экономики стран Евразийского экономического союза, созданию общего рынка электроэнергии, документы по либерализации в сфере предоставления услуг и по формированию транспортного рынка7.

5 Кремль оценил итоги переговоров по Сирии в Астане / http://oaocppk.ru/politika/kreml-ocenil-itogi-peregovorov-po-sirii-v-astane-0000143025.html

6 Заседание Высшего Евразийского экономического совета 26 декабря 2016 г. http://www.kremlin.ru/events/president/ news/53596

7 ЕАЭС и ОДКБ - Успешные интеграционные проекты/ Политаналитика. Госдума 2016 / http://www.politanalitika.ru/world/ eaes-i-odkb-uspeshnye-integratsionnye-proekty

Декларация Российской Федерации и Китайской Народной Республики о повышении роли международного права и ее влияние на международную безопасность

Поскольку США и их партнеры по НАТО пока не спешат активно использовать международное право ООН в качестве основной меры восстановления мира во всем мире, обеспечения международной безопасности и справедливого миропорядка, Россия и Китай разработали и приняли на двустороннем уровне международно-правовой механизм выстраивания взаимовыгодного межгосударственного сотрудничества, подтверждающий и расширяющий регулятивные возможности международного права.

25 июня 2016 г. МИД России и МИД Китая подписали Декларацию Российской Федерации и Китайской Народной Республики о повышении роли международного права8. Она стала документом, поддерживающим и развивающим традиционные основы международно-правового регулирования сотрудничества государств - членов ООН на международном и региональном уровне. Документ также стал солидным международно-правовым механизмом противодействия разрушению международного права ООН носителями теорий глобального транснационального миропорядка, представляющими преимущественно интересы офшорных юрисдикций западных стран и многонациональных корпораций.

В Декларации сказано, что Российская Федерация и Китайская Народная Республика вновь заявляют о приверженности принципам международного права, как они отражены в Уставе ООН и Декларации 1970 г. о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН. Следует отметить, что это особенно актуально в связи с продолжением тенденций отдельных субъектов на усиление

в международных отношениях роли так называемого мирового или силового права глобальных субъектов, которое они пытаются продвинуть на замену международному праву.

Важным представляется то, что Россия и Китай на высоком уровне дипломатических стандартов современного уровня показали свое намерение руководствоваться принципами, закрепленными в «Пяти принципах мирного сосуществования ООН». Данные принципы международного права являются краеугольным камнем справедливых и равноправных международных отношений, характеризующихся взаимовыгодным сотрудничеством, создают мирное сообщество единого будущего для человечества и формируют общее пространство равной и неделимой безопасности и экономического взаимодействия.

Россия и Китай заявили в совместной «Декларации о повышении роли международного права 2016 г.» (далее - Декларация), что принцип суверенного равенства государств является особенно важным для обеспечения стабильности международных отношений. Государства пользуются своими правами на основе независимости и на равных основаниях и берут на себя обязательства и ответственность на основе взаимного уважения.

Осуждая двойные стандарты в международно-правовой практике, стороны отметили, что все государства - члены ООН имеют право участвовать в создании, толковании и применении международного права на равных основаниях и обязаны соблюдать международное право добросовестно, единообразно и последовательно. Добросовестная имплементация общепризнанных принципов и норм международного права исключает практику двойных стандартов или навязывание некоторы-

8 Декларация Российской Федерации и Китайской Народной Республики о повышении роли международного права от 25 июня 2016 г. http://www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/id/2331698

ми государствами собственной воли другим государствам. Недопустимо введение односторонних принудительных мер, не основанных на международном праве, известных, например, как односторонние санкции. Принятие односторонних принудительных мер государствами в дополнение к мерам, принятым Советом Безопасности ООН, может лишить объекта и целей меры Совета Безопасности, подорвать их целостность и эффективность.

В рамках российско-китайской Декларации особое значение приобретает принцип невмешательства во внутренние или внешние дела государств, нарушение которого сопровождается любым вмешательством одних государств во внутренние дела других государств с целью организации свержения легитимных правительств. Российская Федерация и Китайская Народная Республика осуждают экстерриториальное применение государствами национального права в нарушение международного права как один из примеров нарушения принципа невмешательства во внутренние дела государств.

Декларация подтвердила общность позиций России и Китая о применении принципа мирного разрешения споров, когда государства обязаны урегулировать споры при помощи средств и механизмов разрешения споров, согласованных между ними, и все средства урегулирования споровдолжны служить цели разрешения споров мирным путем в соответствии с применимым международным правом, приводя таким образом к ослаблению напряженности и налаживанию мирного сотрудничества между сторонами спора. Должен соблюдаться принцип, согласно которому государства воздерживаются от угрозы силой или от ее применения в нарушение Устава ООН, а односторонние военные вмешательства должны запрещаться мировым сообществом.

Подписавшие Декларацию о повышении роли международного права 2016 г. Россия и Китай выразили свою неизменную позицию по борьбе с терроризмом во всех его формах и проявлениях как с глобальной угрозой, которая под-

и Г шо|

т ош

БиттН | 8-9 VII 2016 | Ботте!

рывает международный порядок, основанный на международном праве. Противодействие этой угрозе требует коллективных действий в полном соответствии с международным правом, в том числе с Уставом ООН. Международные обязательства, касающиеся иммунитетов государств, их собственности и должностных лиц, должны неукоснительно соблюдаться государствами. Нарушения этих обязательств не соответствуют принципу суверенного равенства государств и могут способствовать обострению напряженностей.

Как и Концепция внешней политики Российской Федерации, российско-китайская Декларации о повышении роли международного права 2016 г. отводит особую роль Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. в поддержании верховенства права в отношении деятельности в Мировом океане. Соблюдение Россией и Китаем положений Конвенции ООН по морскому праву 1982 г. является принципиально важным. Положения этого универсального международного договора должны применяться последовательно и таким образом, чтобы не наносить ущерба правам и законным интересам государств - участников Конвенции и не ставить под угрозу целостность установленного Конвенцией правового режима. В соответствии с отношениями стратегического партнерства Российская Федерация и Китайская Народная Республика подтвердили решимость укреплять сотрудничество между собой по поддержанию и повышению роли международного права и установлению справедливого и равноправного международного порядка, основанного на международном праве.

Стратегия коллективной безопасности ОДКБ до 2025 года

как система мер обеспечения национальной обороны

и безопасности стран — членов СНГ

в связи с принятием новых стратегических инициатив

странами — членами НАТО

по итогам Варшавского Саммита НАТО 2016 года

По итогам Варшавского Саммита НАТО 2016 г. страны - участники Североатлантического военного блока определили Россию как основной источник угроз для безопасности Североатлантического союза и разработали программу военно-стратегических мероприятий до 2025 г. (см. более подробно ниже). Такие наступательные стратегические инициативы НАТО противоречат международному праву, создают угрозу безопасности России и стран СНГ, требуют ответных мер противодействия.

Выработке политически значимых стратегических документов, создающих правовые основы для национальных и международных актов, способствуют межгосударственные органы и организации стран СНГ в сфере безопасности, а также различные форматы встреч глав государств и правительств стран СНГ, включая встречи секретарей советов безопасности государств - участников СНГ. К числу таких документов относится Стратегия коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности на период до 2025 г., которая была утверждена Решением Совета коллективной безопасности ОДКБ от 14 октября 2016 г. «О Стратегии коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности на период до 2025 года».

Данный документ подтверждает, что актуальность темы международного сотрудничества государств - участников СНГ в сфере коллективной безопасности не только не снизилась, но и приобрела особую значимость перед лицом современных вызовов и угроз. К ним относятся: опасность эскалации существующих и воз-

никновения новых очагов международных и внутригосударственных конфликтов; достижение в ряде случаев политических и экономических целей с использованием силы, в том числе экономического и информационного давления; нарушение отдельными государствами международных договоренностей, а также несоблюдение ранее заключенных договоров в области запрещения, ограничения и сокращения вооружений; стремление произвольно трактовать нормы и принципы международного права, проводить политику двойных стандартов, применения силы или угрозы применения силы в международных отношениях; рост угроз международного терроризма и экстремизма, недостаточный уровень практического международного сотрудничества в сфере противодействия этим угрозам и др.

В Ежегодном Послании Президента Российской Федерации В.В. Путина Федеральному Собранию от 1 декабря 2016 г. В.В. Путин отметил, что приоритетом внешней политики России было и остается дальнейшее углубление сотрудничества в рамках Евразийского экономического союза, взаимодействие с другими государствами СНГ. Также он подчеркнул, что серьезный интерес представляет и российская идея формирования многоуровневой интеграционной модели в Евразии - большого евразийского партнерства, имеется огромный потенциал сотрудничества России с Азиатско-Тихоокенским регионом, поскольку активная политика развития Россией Дальнего Востока продиктована долгосрочными национальными интересами и тенденциями мирового развития.

Созвучным Стратегии коллективной безопасности ОДКБ является российско-китайское всеобъемлющее партнерство и стратегическое сотрудничество. Президент России В.В. Путин назвал его образцом отношений миропорядка, построенного не на идее доминирования одной страны, какой бы сильной она ни была, а на гармоничном учете интересов всех государств. Сегодня Китай выходит на позицию крупнейшей экономики мира, и очень важно, что с каждым годом взаимовыгодная кооперация пополняется новыми масштабными проектами в разных областях: в торговле, инвестициях, энергетике, высоких технологиях.

Стратегия коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности на период до 2025 года, утвержденная Решением Совета коллективной безопасности ОДКБ от 14 октября 2016 г. (далее - Стратегия), направлена на поддержание стабильности на пространстве СНГ, на Евразийском пространстве и в мире в целом. Это будет способствовать дальнейшему развитию сотрудничества в рамках существующих региональных структур и расширению взаимодействия государств по вопросам борьбы с терроризмом как на политическом уровне, так и на уровне специальных служб, профильных министерств и ведомств. При этом большое значение придается дальнейшему усилению комплексных мер противодействия идеологии международного терроризма и религиозного экстремизма. Поэтому для укрепления «гражданского иммунитета» к распространению радикальных идей необходимо дополнить усилия государственных компетентных органов потенциалом общественных структур, СМИ и религиозных конфессий.

Согласно п. 1 Стратегии данный документ представляет собой систему стратегических цели и задач, а также мер, предпринимаемых Организацией в интересах обеспечения коллективной безопасности9.

9 Стратегия коллективной безопасности Организации Дого http://www.odkb-csto.org/documents/detail.php

Под зоной ответственности ОДКБ понимаются территории государств - членов ОДКБ, ограниченные участками государственной границы с другими государствами, не являющимися членами ОДКБ (внешними границами), включая внутренние воды, территориальное море и воздушное пространство над ними, в пределах которых обеспечиваются интересы национальной и коллективной безопасности государств - членов ОДКБ.

Под коллективной безопасностью ОДКБ подразумевается состояние защищенности коллективных интересов государств - членов ОДКБ, которое позволяет обеспечить независимость, территориальную целостность, суверенитет, обороноспособность и защиту от угроз каждому из государств - членов ОДКБ на основе координации и осуществления совместной деятельности;

Вызовом коллективной безопасности ОДКБ называется совокупность условий, потенциально способных перерасти в угрозу коллективной безопасности ОДКБ, а угрозой коллективной безопасности ОДКБ определяется совокупность факторов, препятствующих достижению стратегической цели ОДКБ.

Система коллективной безопасности ОДКБ означает совокупность органов ОДКБ и национальных органов государственного управления,сил и средств государств - членов ОДКБ, обеспечивающих в соответствии с международным правом и национальным законодательством защиту коллективных интересов, суверенитета и территориальной целостности государств - членов ОДКБ на коллективной основе.

Силы коллективной безопасности ОДКБ предполагают объединения, соединения, воинские части и подразделения национальных вооруженных сил и других войск государств - членов ОДКБ, подразделения специального назначения (группы специалистов) органов внутренних дел (полиции), внутренних войск (национальной

ра о коллективной безопасности на период до 2025 года /

гвардии, войск полиции), органов безопасности и специальных служб, формирования органов, уполномоченных в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций государств - членов ОДКБ, подчиненные национальным органам управления и используемые по решению органов ОДКБ, а также коалиционные группировки войск (сил), региональные (объединенные) группировки войск (сил), группировки объединенных (совместных) военных систем и Миротворческие силы ОДКБ;

Согласно п. 6.1 Стратегии в сфере внешнеполитического взаимодействия государствами — членами ОДКБ на период до 2025 г. будут проводиться согласование и координация внешнеполитических позиций по международным и региональным проблемам безопасности; обеспечение стабильности на глобальном и региональном уровнях и равноправного стратегического партнерства государств-членов; содействие формированию новой архитектуры евро-атлантической и евразийской безопасности, основанной на обеспечении равной и неделимой безопасности для всех государств; осуществляться опора на политико-дипломатические инструменты преодоления глобальных и региональных кризисов; отказ от применения военной силы в нарушение Устава ООН; продвижение на международных площадках линии на недопущение поддержки неконституционных и неправовых действий в какой бы то ни было стране, ведущих к разрушению государственности и другие меры.

Согласно п. 6.2 Стратегии в сфере кризисного реагирования государствами — членами ОДКБ на

период до 2025 г. будут осуществлены действия в области формирование системы кризисного реагирования ОДКБ на основе Положения о порядке реагирования ОДКБ на кризисные ситуации от 10 декабря 2010 г.; комплексное развитие инструментов реагирования на кризисные ситуации; предотвращение возникновения кризисных ситуаций посредством превентивной дипломатии; урегулирование кризисных ситуаций и предпосылок к ним преимущественно политическими средствами и другие меры.

Согласно пункту 6.3 Стратегии в сфере миротворческой деятельности государствами-членами ОДКБ на период до 2025 г. будут проведены совершенствование структуры и состава Миротворческих сил ОДКБ, системы управления Коллективными миротворческими силами ОДКБ; подготовка персонала миротворческих контин-гентов государств - членов ОДКБ к выполнению задач по предназначению в соответствии с базовыми принципами и стандартами миротворчества ООН; осуществляться взаимодействие с соответствующими структурами и подразделениями ООН и другими международными и региональными организациями, в том числе в контексте возможного задействования миротворческих сил ОДКБ по мандату Совета Безопасности ООН и другие меры.

Согласно п. 6.4 Стратегии в сфере военной безопасности государствами — членами ОДКБ на период до 2025 г. будут осуществлены следующие действия, направленные на обеспечение наличия достаточных сил и средств в системе коллективной безопасности ОДКБ; согласование вопросов оперативного оборудования территорий государств - членов ОДКБ в интересах коллективной безопасности; совершенствование мероприятий оперативной и боевой подготовки органов управления и формирований сил и средств системы коллективной безопасности; углубление военно-технического и военно-экономического сотрудничества, развитие научно-технического взаимодействия государств - членов ОДКБ, обе-

спечение равных условий участия для субъектов военно-технического сотрудничества (ВТС) и соблюдение льготных условий (как для собственных нужд) при поставках вооружения, военной и специальной техники (ВВСТ) и др.

Согласно п. 6.5 Стратегии в сфере противодействия транснациональным вызовам и угрозам государствами — членами ОДКБ на период до 2025 г. будут осуществлены действия в области развития системы предупреждения вызовов и угроз и реагирования на них; совершенствования информационного обмена; повышения эффективности международного сотрудничества; укреплению потенциала ОДКБ по противодействию транснациональной организованной преступности, прежде всего - терроризму, экстремизму, незаконному обороту наркотиков, незаконной миграции, а также по реагированию на чрезвычайные ситуации.

Согласно п. 6.5.1 Стратегии в области противодействия терроризму и экстремизму государствами — членами ОДКБ на период до 2025 г. будут осуществлены меры по координации и объединению усилий государств - членов ОДКБ в сфере борьбы с террористическими и экстремистскими организациями на территории государств - членов ОДКБ; разработан и осуществлен комплекс совместных профилактических и специальных мер по противодействию терроризму и религиозному экстремизму, включая розыск лиц, причастных к террористической и экстремистской деятельности, а также перекрытие каналов вербовки и переброски граждан государств - членов ОДКБ в зоны вооруженных конфликтов и обратно; реализованы меры по выявлению и нейтрализации каналов финансирования и иной ресурсной поддержки террористической и экстремистской деятельности; разработан порядок формирования единого списка запрещенных в государствах -членах ОДКБ террористических и экстремистских организаций и другие меры.

Согласно п. 6.5.2 Стратегии в области противодействия незаконному обороту наркотических

средств, психотропных веществ, их аналогов и прекурсоров государствами — членами ОДКБ на период до 2025 г. будут осуществлены меры по реализации Антинаркотической стратегии ОДКБ, мониторинг и анализ тенденций развития наркоситуации в зоне ответственности ОДКБ, выработка на этой основе упреждающих мер.

Согласно п. 6.5.3 Стратегии в области противодействия незаконной миграции граждан третьих стран государствами — членами ОДКБ на период до 2025 г. будут реализованы меры по созданию эффективного механизма коллективной системы противодействия незаконной миграции граждан третьих стран; совершенствованию сотрудничества и информационного обмена в ходе скоординированных оперативно-профилактических и специальных мероприятий в рамках операции ОДКБ «Нелегал»; наблюдению за миграционными процессами в целях прогнозирования их развития и выявления новых каналов незаконной миграции из третьих стран.

Согласно п. 6.5.4 Стратегии в области предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера государствами — членами ОДКБ на период до 2025 г. будут осуществлены меры реализации Основных направлений развития системы коллективного реагирования государств - членов ОДКБ на чрезвычайные ситуации; предоставления помощи по заранее согласованному перечню мер в условиях возникновения чрезвычайной ситуации; развертывания в регионах коллективной безопасности ОДКБ гуманитарных центров, размещение на их базе обновляемых и пополняемых материальных запасов, выстраивание системы всестороннего обеспечения их деятельности; систематического проведения совместных учений, тренировок и других мероприятий по повышению готовности подразделений к действиям по предназначению и другие меры.

Согласно п. 6.5.5-6 Стратегии в области охраны границ и информационной безопасности государствами — членами ОДКБ на период до

2025 г. будут осуществлены мероприятия по реализации взаимодействия в сфере охраны государственных границ; сотрудничества ОДКБ с международными и региональными организациями; формированию системы информационной безопасности государств - членов ОДКБ; развитию межгосударственного сотрудничества и укреплению межведомственной координации в сфере обеспечения информационной безо-

пасности; совершенствованию механизмов по противодействию угрозам в информационной сфере; проведению совместных мероприятий по противодействию и нейтрализации противоправной деятельности в информационно-телекоммуникационном пространстве государств -членов ОДКБ; взаимодействию в вопросах обеспечения международной информационной безопасности;

Военная Стратегия НАТО до 2015 года (итоги Варшавского Саммита НАТО 2016 года)

В период с 8 по 9 июля 2016 г. в Варшаве состоялась очередная сессия Совета НАТО на уровне глав государств и правительств стран - членов Североатлантического союза. В работе саммита приняли участие делегации 25 государств, не входящих в альянс, представители ООН, Евросоюза, Всемирного банка и др.

Основными вопросами Варшавского Саммита НАТО - 2016 являлись дальнейшие мероприятия НАТО, направленные на адаптацию НАТО к изменившимся военно-политическим условиям, определение стратегических перспектив взаимоотношений с Российской Федерацией, наращивание коалиционных возможностей по реагированию на текущие угрозы и вызовы, совершенствования партнерской деятельности.

По итогам Варшавского Саммита НАТО - 2016 страны-участники определили Россию как основной источник угроз для безопасности Североатлантического союза, обвиняя ее в дестабилизации обстановки в Европе путем агрессивных действий в отношении соседних государств, нарушении принципов сотрудничества и соответствующих обязательств, а также в создании дополнительных рисков и вызовов для НАТО посредством

наращивания оборонного потенциала, усиления российского военного присутствия в Черноморском регионе и Сирии10.

На Саммите НАТО в Варшаве было неоднократно заявлено о готовности блока распространить свою военную мощь практически на весь Земной шар. Было заявлено о претензии проецировать стабильность и реагировать на кризисы за пределами границ государств, входящих в альянс. Зонами стратегического значения трансатлантического военного союза были особо выделены Северная Атлантика, районы Балтийского, Средиземного и Черного морей, а также Азиатско-Тихоокеанский регион11.

Вместе с тем, западные лидеры продекларировали готовность к продолжению диалога с Россией прежде всего в интересах снижения риска возникновения непреднамеренных военных инцидентов и эскалации напряженности. С этой целью альянс намерен использовать как механизмы Совета Россия - НАТО, так и существующие каналы связи между командованием ВС РФ и ОВС блока. Кроме того, выражено стремление наладить контакты с российской стороной по вопросу адаптации Венского доку-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10 Петров В., Иванов И. Основные итоги Варшавского саммита НАТО 2016 // Зарубежное военное обозрение. 2016. № 8. С. 3-10 / http://factmil.com/publ/strana/nato/osnovnye_itogi_varshavskogo_sammita_nato_2016/61-1-0-1027/

11 Саммит НАТО в Варшаве: альянс подтвердил свою агрессивность // Национальная оборона. 2016. № 10 / http://www. oborona.ru/includes/periodics/geopolitics/2016/0726/131618903/detail.shtml

мента 2011 г. для ликвидации имеющихся пробелов, снижающих уровень прозрачности военной деятельности. Обозначена также готовность Североатлантического союза к диалогу с Российской Федерацией по тематике противоракетной обороны.

На основе анализа текущей обстановки участники саммита приняли решение продолжить выполнение Плана действий по повышению боевой готовности ОВС НАТО.

Планируется также сохранить высокую интенсивность оперативной и боевой подготовки ОВС НАТО в Восточной Европе, акваториях Северной Атлантики, Балтийского и Черного морей, к участию в которых будут активно привлекаться воинские формирования внеблоковых государств. В частности, заявлено о планах проведения в 2018 г. в Норвегии стратегического учения ОВС НАТО «Трайдент джанкче». Его главной особенностью станет отработка вопросов организации и проведения крупномасштабных операций в арктических условиях с привлечением формирований вооруженных сил Швеции и Финляндии.

Значительное внимание в ходе саммита было уделено анализу угроз с южного направления и согласованию мер по их нейтрализации. По оценке руководства Североатлантического союза, наибольшую опасность для альянса здесь представляет деятельность запрещенной в Российской Федерации террористической организации «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ), распространившаяся и на европейские государства, а также нестабильность в странах Ближнего Востока и Северной Африки (БВСА), провоцирующая рост миграционных потоков в Европу. Участники встречи также констатировали сохранение ракетной угрозы со стороны Ирана в связи с продолжением реализации Тегераном национальной программы по созданию баллистических ракет.

По итогам обсуждений приняты Обязательства по повышению устойчивости стран - участниц НАТО. В документе зафиксировано намере-

ние государств - членов Североатлантического союза развивать индивидуальную и коллективную способность противостоять всему спектру вызовов (включая «гибридные») с любых направлений.

Учитывая комплексный характер «гибридных» угроз, сложность их выявления и разрушительный характер последствий, лидеры стран Североатлантического союза не исключили возможности задействования механизмов коллективной обороны в ответ на «гибридную» агрессию.

Важная роль в противодействии «гибридным» угрозам отводится возможностям в сфере кибер-безопасности. Основные направления деятельности в этой области сформулированы в принятых Обязательствах по обеспечению киберобо-роны. Они предполагают: обеспечение необходимого финансирования профильных программ; развитие взаимодействия между национальными структурами, задействованными в сфере информационных технологий; активизацию обмена данными о киберугрозах; повышение квалификации сотрудников национальных структур в сфере кибербезопасности; отработку вопросов киберобороны в ходе мероприятий оперативной и боевой подготовки. При этом киберпростран-ство отнесено к перечню сфер ведения военных действий.

Реализацию программ военного строительства намечено продолжить как по национальным планам, так и посредством многонационального сотрудничества в рамках инициативы альянса «Разумная оборона» и концепции «Рамочных государств».

Нормативно-правовые акты и литература

1. Указ Президента РФ от 30 ноября 2016 г. № 640 «Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации» / ГАРАНТ.РУ: http://www.garant. ru/products/ipo/prime/doc/

2. Внешняя политика. Основные внешнеполитические итоги 2016 г./ http://www.mid.ru/foreign_policy/ news/-/asset_publisher/cKNonkJE02Bw/content/ id/2580761

3. Кремль оценил итоги переговоров по Сирии в Астане / http://oaocppk.ru/politika/kreml-ocenil-itogi-peregovorov-po-sirii-v-astane; http://tass.ru/

4. Стратегия коллективной безопасности Организации Договора о коллективной безопасности на период до 2025 года от 14 октября 2016 г. / http://www. odkb-csto.org/documents/detail.php

5. ЕАЭС и ОДКБ - Успешные интеграционные проекты // Политаналитика. Госдума 2016 / http://

www.politanalitika.ru/world/eaes-i-odkb-uspeshnye-integratsionnye-proekty

6. Декларация Российской Федерации и Китайской Народной Республики о повышении роли международного права от 25 июня 2016 г. / http:// www.mid.ru/foreign_policy/news/-/asset_publisher/ cKNonkJE02Bw/content/id/2331698

7. Саммит НАТО в Варшаве: альянс подтвердил свою агрессивность // Национальная оборона. 2016. № 10 / http://www.oborona.ru/includes/periodics/ geopolitics/2016/0726/131618903/detail.shtml

8. Петров В. Иванов И. Основные итоги Варшавского саммита НАТО 2016 // Зарубежное военное обозрение. 2016. № 8. С. 3-10 / http://factmil. com/publ/strana/nato/osnovnye_itogi_varshavskogo_ sammita_nato_2016/61-1-0-1027/

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.