Научная статья на тему 'Приобщение учащихся к русской национальной культуре как важное условие единения народов Дагестана и России'

Приобщение учащихся к русской национальной культуре как важное условие единения народов Дагестана и России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
818
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / РУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / МАТЕРИАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА РУССКОГО НАРОДА / ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА РУССКОГО НАРОДА / ДАГЕСТАНСКАЯ РУССКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА / ЭТНОКУЛЬТУРНЫЕ И ЭТНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТРАДИЦИИ И ОБЫЧАИ РУССКОГО НАРОДА / ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ НА ТРАДИЦИЯХ РУССКОГО НАРОДА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирзоев Шайдабег Айдабегович, Мирзоева Аида Шайдабеговна, Щеглова Елена Валериевна

В статье освещены современные проблемы культурологического образования в республике, выявлены пути ее оптимального обеспечения с максимальным учетом интересов всех народов, культур и традиций многонационального Дагестана, впервые раскрыты и актуализированы потенциальные педагогические возможности дагестанской русской национальной культуры в духовно-нравственном воспитании учащихся и молодежи республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мирзоев Шайдабег Айдабегович, Мирзоева Аида Шайдабеговна, Щеглова Елена Валериевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Приобщение учащихся к русской национальной культуре как важное условие единения народов Дагестана и России»

Психолого-педагогические науки

• ••

93

УДК 373.1.02

ПРИОБЩЕНИЕ УЧАЩИХСЯ К РУССКОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ КАК ВАЖНОЕ УСЛОВИЕ ЕДИНЕНИЯ НАРОДОВ ДАГЕСТАНА И РОССИИ

©2о°7 мирзоев Ш.А., Мирзоева А.Ш., Щеглова Е.В.

Дагестанский государственный педагогический университет

В статье освещены современные проблемы культурологического образования в республике, выявлены пути ее оптимального обеспечения с максимальным учетом интересов всех народов, культур и традиций многонационального Дагестана, впервые раскрыты и актуализированы потенциальные педагогические возможности дагестанской русской национальной культуры в духовнонравственном воспитании учащихся и молодежи республики.

The article deals with modern problems of cultural education in the republic, revealing the ways of its optimal provision taking into account the interest of all folks, cultures and traditions of multinational Daghestan, for the first time the potential pedagogical opportunities of Daghestan Russian national culture in the spiritual and moral republic pupils’ and young people’s education have been revealed and actualized.

Ключевые слова: культура, русская национальная культура, материальная культура русского народа, духовная культура русского народа, дагестанская русская национальная культура, этнокультурные и этнопедагогические традиции и обычаи русского народа, духовно-нравственное воспитание на традициях русского народа.

Keywords: culture, Russian national culture, material culture of Russian people, spiritual culture of Russian people, Daghestan Russian national culture, ethno-cultural and ethno-pedagogical traditions and customs of Russian people, spiritual and moral education on traditions of Russian people.

Глубокие изменения в жизни нашего общества пробудили творческое самосознание, раскрепостили духовный потенциал людей, что способствовало созданию предпосылок для коренных преобразований в социокультурной ситуации, в том числе - в системе образования. Вместе с тем, годы реформ показали, что слепое следование «чужим образцам» не способно вывести Россию на путь созидания и процветания. В силу своего исторического пути и национального менталитета наше общество всегда стояло перед выбором «своего» и

«чужого», нередко оказываясь заложником крутых перемен, вызванных привнесенными извне причинами и обстоятельствами.

Сегодня человечеством накоплены огромные богатства высокодуховного предназначения, способные привносить в жизнь людей радость общения, эстетическое наслаждение, добро и милосердие. Но при этом высокие ценности серьезной культуры часто уступают место низкопробным поделкам масс-культуры, родиной которых является прежде всего западная цивилизация.

94

• • •

Известия ДГПУ, №1, 2007

Не секрет, что разрушение прежних идеалов и отсутствие четко сформулированных новых ориентиров в духовно-нравственной действительности привели к своеобразному «вакууму» в сознании многих людей. Это сказывается на воспитании и становлении подрастающего поколения. Вместе с тем, очевидно, что изменились не сами нравственные ценности, а отношение к ним, что является следствием дискредитации тоталитарного мышления, вызвавшей моральную индифферентность, нивелирование граней, разделяющих добро и зло, «хорошее» и «плохое». Так что кризисные явления общества связаны, в первую очередь, с потерей ценностных ориентиров, характерных для современной социокультурной ситуации. Переживаемый кризис есть, прежде всего, кризис самого человека, его духовной культуры (Д.С. Лихачев).

Будущее России зависит от правильности нравственного выбора, который сделает подрастающее поколение, сегодняшние школьники. Направленность их культурного движения в будущем зависит от системы ценностей, лежащих в основе деятельности каждого человека. В Послании Федеральному Собранию Президент России поставил нравственные ценности в один ряд с такими важными факторами развития, как политическая и экономическая стабильность. «Общество лишь тогда способно решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров», - отметил В.В. Путин [5].

Российское общество издавна испытывает невероятную потребность в нравственных ценностях, сконцентрированных в русской национальной культуре. Свидетельством тому является содержание вопросов, адресованных Президенту РФ В.В. Путину на интернет-конференции, организованной в 2007 году. Из поступивших вопросов 1792 вопроса были по теме «История и культура России».

Вопросы, адресованные Президенту России В. В. Путину, показали озабоченность состоянием культуры не только старшего поколения россиян, но и молодежи - современной и грядущей основы российского общества: «Уважаемый Владимир Владимирович, - спрашивают молодые люди, -не считаете ли Вы, что необходимо ввести дополнительные часы в школах и детских садах для изучения русских народных сказок, искусства, былинного эпоса, истории, культуры речи, чтобы в обязательном порядке каждый ребенок знал героев, защищавших Родину, не отрывался от своих корней? Ведь когда народ теряет свое прошлое, забывает свою родную культуру, он теряет все. А русский народ является государствообразующим, и именно он сплачивает все дружественные народы в нашей стране» (Анастасия, 19 лет, Великий Новгород). Или «Уважаемый Владимир Владимирович, есть предложение обозначить еще один национальный проект - это культура. Так как культура - это основа жизни любого общества. Обращая внимание только на спорт, мы к скорому времени получим физически здоровых и в то же время бездуховных «людей». Увеличивать стоит не только количество и качество спортивных учреждений, но и культурных. Развивать культурные программы, проводить акции и т.д. Причем обращать внимание надо не только на классическую, но и современную культуру» (Евгений, 20 лет, Ноябрьск).

Развитие многонационального российского общества, современное образование молодого поколения предусматривают ценностное отношение к общечеловеческой культуре. В историко-культурном наследии человечества огромен потенциал русского народа, русской культуры.

Поиск оптимальных путей формирования духовно-нравственной культуры общества требует глубокого осмысления содержания культурологи-

Психолого-педагогические науки •••

ческого образования, его роли в становлении ценностных ориентиров личности, направленных на освоение исконно российских представлений о нравственности, любви и сострадании, покаянии и прощении и др.

Несмотря на то, что причины отчуждения подрастающего поколения от культурно-исторических ценностей прошлого достаточно очевидны (о значении нигилизма, атеизма, материализма в разрушении русской культуры и русской духовности написано много), остается неясным, какими средствами и способами можно преодолеть последствия крушения жизненных устоев, как вернуться в новых условиях к исходным духовно-

нравственным представлениям, испо-кон веков питающим российскую отечественную культуру.

Проблема передачи молодому поколению духовных ценностей средствами культуры не раз выступала предметом научного изучения в работах педагогов и психологов: Ш.А. Амонашвили, П.П. Блонского, Л.С. Выготского, Б.Т. Лихачева, В.А. Сухо-млинского, Б.Т. Теплова, К.Д. Ушинского, С.Т. Шацкого и др. Не меньшее значение для педагогической науки имеет философское наследие отечественных мыслителей XIX-XX веков: К.С. Аксакова, В.В. Зеньковского, И.А. Ильина, И.В. Киреевского, B.C. Соловьева, А.С. Хомякова и др. В трудах указанных авторов раскрывается способность культуры формировать духовно-нравственную личность, показана мировоззренческая роль воспитания, его культурно-творческое предназначение.

Современные гуманитарные науки активно обращаются к приоритету общечеловеческих ценностей, которые понимаются как главная предпосылка выживания человечества в условиях духовно-нравственного кризиса. Аксиологический анализ культуры стал весьма распространенным способом ее изучения. Как считает А. В. Гулыга, культура есть реализованные

95

ценности, в первую очередь, общечеловеческие.

Общечеловеческие ценности формировались и развивались не сами по себе. Они, как свидетельствуют различные материалы истории и культуры человечества, состоят из общих, веками сконцентрированных в единое целое, признаваемых и придерживаемых многочисленными народами мира ду-ховно-нравст-венных ценностей. Поэтому, признавая свою собственную национальную культуру, возрождая ее материальные и духовные ценности, никто не вправе игнорировать и не менее значимые для других народов ценностные ориентации нравственности и человечности.

Российское государство - уникальное содружество различных национальных культур. На его нынешней территории сложилась и развивается культура более чем 100 этносов, наций и народов. Попытки отождествлять культуры народов великой страны, подвести их под единую социалистическую культуру, не увенчались успехом. Игнорирование самобытной культуры народа привело людей к духовному обнищанию, потере семейных, родовых, национальнорегиональных связей. Более того, недальновидная политика в области культуры привела к обособлению наций, обострению межнациональных и международных отношений.

Существовавшая идеология десятилетиями искажала национальную историю, обходила истоки народной культуры, не учитывала естественные для данной среды духовнонравственные ценности, веками закреплявшиеся в народной педагогике позитивные средства, формы и методы воспитания человека. К примеру, предмет история Дагестана лишь бегло упоминает некоторые хронологические факты становления и развития дагестанской народной многонациональной культуры, не учитывает богатый культурологический опыт многочисленных народов Дагестана, в том числе и дагестанских русских,

96

• • •

Известия ДГПУ, №1, 2007

замалчивает такие направления дагестанской и русской национальной культуры, как культура труда, политическая культура (народная дипломатия), правовая культура (человеческое право горцев), педагогическая культура и т. д. То же самое происходит и на других уровнях образования.

Сегодня Российское государство идет к качественному обновлению содержания народного образования. Впервые за многие десятилетия развития образования в Законе РФ «Об образовании» говорится о необходимости «защиты системой образования национальных культур и региональных культурных традиций в условиях многонационального государства». Такая установка, в отличие от прежних эпизодических подходов к обучению культуре, возвращает культуре место изучения (школы, лицеи, гимназии и др.), формы обучения (урок, кружок, деловая игра и др.), методы, приемы, средства обучения и многое другое. Такая установка впервые в российских школах делает культуру предметом обучения и воспитания детей.

Курс правительства РФ на возрождение культуры через народное образование высветил проблемы, требующие последовательного и методически обоснованного решения. Как справедливо отмечают ученые-исследователи научных и методических основ реализации образовательно-воспитательного потенциала этнокультуры и этнопедагогики народов Дагестана [4. С.5], наиболее очевидными проблемами изучения культуры являются:

- возвращение культуре каждого народа ее национального и государственного статуса;

- определение содержания и разработки программно-инструктивных материалов по общеобразовательным культуроведческим дисциплинам;

- формирование компетентных авторских коллективов и создание учебных комплектов (учебник, хрестома-

тия, методическое руководство к учебнику) по культуроведческим дисциплинам;

- подготовка учителей-

культуроведов, культуроведов-

общественников, исследователей-

культурологов.

К решению некоторых из этих проблем уже найдены подходы. Разработаны и приняты к руководству новые учебные планы общеобразовательных школ, лицеев, гимназий, колледжей. В них четко очерчены предметы федеративной, республиканской (региональной), районной (школьной) компетенции. В учебных планах общеобразовательных учебных заведений ряда республик впервые нашли отражение новые культуроведческие дисциплины: «Культура моего народа», «Мировая культура».

Подготовлены и апробируются первые экспериментальные учебные программы, предпринимаются весьма успешные попытки создания пробных учебников «Истории, культуры и литературы народов Карачаево-Черкесии», «Национальной культуры Республики Саха», «Национальной культуры адыгейского народа», «Адыгейского этикета», «Татарской национальной культуры», «Чувашской национальной культуры» и другие.

Средние специальные и высшие педагогические учебные заведения России, ее республик, областей и краев оказались перед необходимостью создания собственной учебнометодической базы по культуровед-ческим дисциплинам, специальной подготовки соответствующих педаго-гов-предметников. Успешное решение этих проблем непосредственно зависит от глубокого и всестороннего учета национальных особенностей развития и становления культурноисторического наследия каждого конкретного этноса, нации и народа Российского государства. Все это требует концентрации совместных усилий учреждений народного образования и культуры, продуманного использования потенциальных возможностей,

Психолого-педагогические науки •••

знаний и умений ученых-

культурологов, учителей-

культуроведов, профессиональных работников культуры и всей общественности каждого населенного пункта.

Республики, края и регионы, где в последние годы культура оказалась в фокусе национальной политики, где культура стала предметом особой заботы и правительства, и общественности, в условиях политической и экономической дестабилизации проявляют межличностную, межнациональную терпимость и духовнонравственную стабильность. К числу таких республик относится Республика Дагестан.

Существенной особенностью Республики Дагестан является то, что на ее небольшой территории объединяются около 60 этносов, наций и народов. Среди них выразители мусульманской, христианской, иудейской культур, традиционной дагестанской культуры (более 30 народов), общекавказской, славянской, европейской культуры и т. д. Исходя из самобытных национальных особенностей народов Дагестана и с учетом их культурной и территориальной общности, вопросы развития национальных культур, традиций и обычаев, охраны памятников истории, культуры и архитектуры стали ключевыми в «Комплексной программе решения проблем национальных отношений в Республике Дагестан» [3].

В республиканской «Комплексной программе...» четко определены ближайшие и перспективные задачи возрождения культуры, даны целевые установки республиканским учреждениям культуры, народного образования и науки (Министерству образования и Министерству культуры РД, Дагестанскому научному центру РАН, Даггосуниверситету, Даггоспедуни-верситету, Дагестанскому НИИ педагогики и другим).

Министерство образования РД, начиная с 1991/1992 учебного года, вплотную приступило к выполнению социального заказа по развитию,

97

творческому применению и обогащению культуры этносов, наций и народов, проживающих на территории Дагестана. Культура народов Страны гор возрождается через ее непосредственное изучение в общеобразовательных школах, лицеях, гимназиях, профтехучилищах, педагогических училищах, колледжах и вузах. Во всех указанных учебных заведениях культура выступает, прежде всего, как неотъемлемая часть содержания общеобразовательных предметов республиканской (региональной), районной (школьной) компетенции. Более того, культура как глобальное и целостное общечеловеческое наследие, изучается в рамках специальных общеобразовательных предметов: «Культура и традиции народов Дагестана» (в 3 (4), 8 и 9 классах), «Подготовка юношей и девушек к жизни» (в 10 и 11 классах). Только в пяти классах общеобразовательных школ, лицеев и гимназий РД 35 часов в учебном году (1 час в неделю) отводится на два новых культуроведческих предмета.

Языком обучения предмету «Культура и традиции народов Дагестана» и «Подготовка юношей и девушек к жизни» в мононациональных общеобразовательных учебных заведениях являются письменные языки коренных народов Дагестана, а в многонациональных учебных заведениях - русский язык. Такой подход продиктован необходимостью в максимальной мере учитывать национальнокультурные ценности каждого народа полиэтничного Дагестана и духовной потребностью каждого дагестанца в познании и уважении культуры и своего, и братских народов через потенциальные культурологические возможности русского языка - языка межнационального общения для народов Дагестана.

По всем культуроведческим предметам уже разработаны экспериментальные программы, создаются учебные комплекты (учебники, хрестоматия, наглядно-иллюстративные пособия). Содержание программ строго

98

• • •

Известия ДГПУ, №1, 2007

учитывает национальные особенности, основывается на исторически характерных для народов Дагестана принципах природо- и культуросообразности, возрастной доступности, преемственности, системности и систематичности. Так, например, программа «Культура и традиции народов Дагестана» для 4 класса (автор-составитель - Мирзоев Ш.А.) подготовлена на русском языке и с учетом национально-культурной сферы жизнедеятельности 10-летнего школьника переведена на аварский, даргинский, кумыкский, лезгинский, лакский, табасаранский, ногайский, чеченско-аккинский, татский и азербайджанский языки.

Программа построена по линейноступенчатому принципу, имеет прямую воспитательную направленность и предусматривает усвоение учащимися элементарных знаний, умений и навыков соблюдения национально-специфичес-ких общедагестанских традиций человечности и жизнеустройства, т.е. важнейших элементов духовной и материальной культуры народов Дагестана. Такой подход позволяет ввести в процесс воспитания основополагающие вопросы народной педагогики, такие как: народные требования к формированию личности; традиционные собственные имена, обращения к человеку и обществу, ритуалы приветствия, прощания, благопожелания; народные правила соблюдения человеческой добропорядочности в семье, в кругу родных и близких, в отношении к соседям, в гостях и при гостях, в кругу сверстников, в незнакомом обществе; традиционные одежда, виды труда, обустройство быта, музыкальная культура, детские игры, бережное отношение к природе и многое другое. Все это направлено на решение проблемы формирования морально-этического и физического облика младших школьников в сфере родной культуры.

Задачи изучения предмета «Культура и традиции народов Дагестана»

в 8-9 классах заключаются, прежде всего, в том, чтобы дать целостное культурологическое образование учащимся. Программа для этих классов построена по историкохронологическому принципу и впервые знакомит учащихся с такими взаимодополняемыми направлениями национальных культурологических явлений, как: социализация личности, правовая и политическая культура, экономическая культура и культура труда, художественная и физическая культура, религия как элемент культуры и другие. Учащимся предоставляется возможность глубоко и всесторонне проследить и усвоить историю развития и становления самобытной национальной и общедагестанской культуры, осмыслить и осознать исключительную значимость традиционного культурного наследия для жизнеустройства человека в условиях низменного, предгорного и горного Дагестана.

Содержание программы для 10-11 классов «Подготовка юношей и девушек к жизни» опирается на ранее полученные культурологические знания учащихся и на более глубокой основе освещает исторически закономерные для дагестанского региона формы, методы и средства народной педагогики, непосредственно способствующие дифференцированному формированию зрелой общественно и государственно значимой личности юноши-дагестанца и девушки-дагестанки. Программа предусматривает подготовку юношей и девушек к образцовому выполнению естественно присущих и социально значимых функций сына (дочери), брата (сестры), жениха (невесты), мужа (жены), отца (матери), хозяина (хозяйки), наставника (наставницы), труженика (труженицы) и других. В программе максимально учтены особенности их пола, социально-экономические, национально-культурные и географические особенности региона, прогрессивные человекоформирующие тра-

Психолого-педагогические науки •••

диции, обычаи и обряды народов Дагестана.

Изучение состояния преподавания культуроведческих предметов в общеобразовательных учебных заведениях республики за истекшие учебные годы, первые отзывы учащихся, учителей и родителей показывают, что учащиеся относятся к национальной, отечественной и мировой культуре с большим интересом и чувством ответственности. В процессе познания культурно-истори-ческого опыта, традиций и обычаев родного народа, народов многонационального Дагестана учащиеся испытывают огромное духовное удовлетворение, осознают объективную необходимость культурологических традиций человеческого общежития. Социологические данные, полученные при анкетировании населения некоторых районов и городов республики (Махачкала, Дербент, Хасавюрт, Хасавюртовский и Дербентский районы), говорят о том, что 80% учащихся, учителей и родителей находят новые культуроведческие предметы своевременными и крайне важными для изучения во всех учебных заведениях Дагестана; 30% считают, что к изучению культуроведческих предметов в общеобразовательных школах следовало приступить еще 15-20 лет тому назад; 45% предлагают обязательно изучать культуроведческие предметы с 1-го по 11 классы; 55% видят необходимость ознакомления детей с важнейшими элементами национальной и общечеловеческой культуры еще с раннего дошкольного возраста.

За короткий срок совместными усилиями ученых и педагогов республики были разработаны и изданы учебные пособия: патриарха дагестанской науки профессора Р.М. Магомедова «Обычаи и традиции Дагестана», профессора Ш.А. Мирзоева «Народная педагогика Дагестана», «Культура и традиции народов Дагестана», педагога-исследователя Т.Г. Саидова «Народные традиции

99

подготовки молодежи к жизни» и другие.

Сегодня в республике накоплен определенный опыт преподавания предмета «Культура и традиции народов Дагестана» в школах, лицеях, гимназиях, колледжах и вузах республики. Как показывает анализ ежегодных отчетов Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Дагестан, в средних школах №№ 17, 18, 12, 39, 22 г. Махачкалы, в Аксаевской, Курушской, Муцалаульской и других школах Хасавюртовского района, Испикской и Ашагастальской школах С.-Стальского района, Согратлинской школе Гунибского района уроки культуры имеют высокую воспитательнообразовательную направленность, занятия и внеклассные мероприятия по культуре проводятся с участием известных деятелей науки и культуры, знатоков народной мудрости. В школах проводятся открытые уроки, показательные семинары для работников народного образования, создаются кабинеты национальной культуры и народной педагогики, наглядные пособия, идет сбор и систематизация историко-культуро-логического материала с помощью учащихся. Некоторые школы, по инициативе руководителей и педагогического коллектива получившие полную культурологическую ориентацию (МОУ СШ № 35, МОУ СШ № 11 г. Махачкалы, МОУ СШ № 18 г. Дербента и другие), добиваются значительных успехов в формировании не только образовательного уровня, но и моральноэтического облика учащихся. Ряд учителей предмета «Культура и традиции народов Дагестана» (КТНД) удостоились чести быть признанными лауреатами в районных, городских и республиканских конкурсах «Учитель года».

Эффективные результаты в преподавании предмета говорят о том, что на общеобразовательном уровне культурологические дисциплины социально востребованы, крайне необ-

100

• • •

Известия ДГПУ, №1, 2007

ходимы и важны для оптимального достижения государственных целей духовно-нравст-венного, интернацио-нально-патриоти-ческого воспитания и в целом гражданского становления учащихся.

Вместе с тем введение общеобразовательного предмета «Культура и традиции народов Дагестана» в учебный процесс породило проблемы, которые не нашли еще научно и методически (а может, и идеологически) обоснованного решения. Так, например, в учебной программе по предмету «Культура и традиции народов Дагестана» для 8-9 классов (автор-составитель Ш.А. Мирзоев) достаточно корректно отмечено: «При решении учебно-воспитательных задач по предмету КТНД самое принципиальное значение имеют позиция учителя, его педагогическое и методическое мастерство. Учителю предмета КТНД для достижения программных целей и задач на каждом уроке обязательно:

1. Преподносить национальную культуру не как констатацию того, что было и как было, а как личностноориентированный материал в целях приобретения учащимися своего нравственного опыта.

2. Преподносить национальную культуру как существенную часть общедагестанского, отечественного и мирового культурного наследия.

3. При освещении культурологического материала проявлять максимум уважительного, бережного отношения к культуре всех народов».

Однако анализ состояния преподавания предмета в некоторых школах г. Кизляра и Кизлярского района, подробное изучение планов-конспектов более 20 учителей-культуроведов показывают, что в дагестанской поликультурной среде учителям-культуроведам не всегда удается акцентировать внимание учащихся на культурных ценностях хотя бы 2-3 народностей или же этнических групп Дагестана. Практически вышеуказанные второй и третий пункты программных установок остаются

не до конца реализованными, а часто полностью проигнорированными. В результате учащиеся получают сугубо ограниченные в национальных рамках культурологические сведения, им не удается провести сравнитель-но-сопоставитель-ный анализ и должное объективное восприятие культурологических ценностей ближних народов как республики, так и отечества в целом.

Если в рамках преподавания культуры в мононациональной среде проблема особо не заметна, то при преподавании культуры в многонациональных школах республики она резко обостряется и ощутима повсеместно. Особенно это касается школ, функционирующих в населенных пунктах компактного или же преобладающего проживания русскоязычного населения (г. Кизляр, Кизлярский и Тарумовский районы Республики Дагестан).

Русские входят в число коренных народов Дагестана. Русский народ располагает величайшими культурологическими ценностями, по праву вошедшими в сокровищницы мировой культуры. Позволим себе отметить лишь некоторые показатели русской культуры, например, такие широко известные и всемирно признанные понятия, как: «Русская душа», «Богатство русского языка», «Вековые традиции русского народа: коллективизм (соборность), сострадание, взаимопомощь, великодушие, жертвенность во имя общего дела», «Русский национальный костюм», «Русская изба», «Русская усадьба», «Русская кухня», «Русская баня», «Русские народные промыслы», «Русские народные музыкальные инструменты». Или же из русского народного творчества: «Русский фольклор», «Русские народные сказки и былины», «Загадки, пословицы, поговорки русского народа», «Русская народная песня», «Частушки», «Дымковская игрушка», «Хохломская роспись», «Матрешка»,

«Гжельская керамика», «Тульский самовар», «Вологодские кружева»,

Психолого-педагогические науки •••

«Народное зодчество» и т.д. Все это и многое другое в русской культуре, как нам представляется, является неотъемлемой частью историкокультурного национального достояния всего русского населения и должно быть предметом изучения учащимися русской национальности, независимо от места их проживания и обучения.

Сейчас в республике насчитывается 120 тыс. человек русских (7,3% населения). Более 80% дагестанских русских расселены во всех городах и поселках городского типа, однако только в Кизляре они составляют больше половины населения (54%). Их доля довольно значительна в Ма-

Расселение русского населен

101

хачкале и Каспийске (17-18%), в остальных городах - варьирует от 3 до 10% населения. Русские составляют основное население поселка городского типа Комсомольский (81%), относительно много их проживает в Дубках (16%) и Сулаке (12%). Сельское население русских (терские казаки) сосредоточено в низовьях Терека и его протоков на территории Кизлярского и Тарумовского районов. Незначительное число сельских русских проживает в Бабаюртовском (1,5%), Хасавюртовском (0,4%), Ногайском (1,8%), Дербентском (0,7%) и других районах Дагестана, а также в поселках городского типа (табл. 1).

Таблица 1

в городах и районах Дагестана

п/п Города, районы Численность русских, чел. 2002 к 1989 (%)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1989 г. 2002 г.

1. Махачкала 69948 42125 60,2

2. Кизляр 26398 23543 89,2

3. Каспийск 13580 10228 75,3

4. Кизилюрт 5775 1344 23,2

5. Хасавюрт 5040 3965 78,7

6. Дербент 8404 5073 60,4

7. Кизлярский район 14069 10977 78,0

8. Тарумовский район 10242 7174 70,0

9. Всего по республике 165940 120875 72,8

Русские оказали огромное позитивное влияние на развитие и становление культуры и быта народов Дагестана (как, впрочем, и многих народов Кавказа, России и СНГ). Исторически сложившиеся связи между русским и другими народами Дагестана на протяжении столетий обусловили взаимовлияние и взаимообогащение их культур.

Как отмечают ученые-историки и культурологи [6, 7], «процесс взаимовлияния культур носит двусторонний характер: русское население воспринимало у дагестанцев все ценное, рациональное из традиционно-

бытовой культуры горцев, усваивало их знания, навыки, которые позволяли им в максимально короткие сроки приспособиться к новым условиям

существования. Влияние русской культуры и быта прослеживается в использовании коренным населением Дагестана передового опыта земледелия и скотоводства русских (совершенствование орудий земледелия и приемов обработки земли, внедрение новых агрокультур, улучшение породности скота и т.д.), в приобщении к духовным ценностям русского народа, обогащая и его, в свою очередь, за счет привнесения своих национально-специфических черт духовной жизни».

Русская культура, распространенная на территории Дагестана, вправе сегодня называться «Дагестанская русская национальная культура» и объективно занимать важнейшее место в историко-культурном наследии

102

• • •

Известия ДГПУ, №1, 2007

народов Дагестана. Она, как и другие этнические культуры народов Дагестана, сегодня максимально приспособлена к природно-климатическим, хозяйственно-бытовым условиям региона, специфически отличается от культуры коренных русских центральной России, вытекает из исторической и этнокультурной ситуации, создает особую палитру русской культуры, придавая ей множество оттенков.

Более того, следует признать, что русская национальная культура, как никакая другая, приблизила народы Дагестана к отечественной и мировой цивилизации, сделала дагестанские этносы более сплоченными, взимо-проникновенными, понятными друг другу. Каждое из вышеперечисленных многочисленных направлений русской национальной культуры исторически выполняло неоценимую миссию дагестанского национального образования, всестороннего развития и воспитания многих поколений дагестанцев. Так, например, русские ученые Е. Ко-зубский, П. Услар, С. Форфоровский, В. Бартольд, А. Генко, И. Крачковский посвятили свои исследования историческому прошлому, в том числе истории образования, народов Дагестана. Русские педагоги В. Виноградова, В. Криштопа, Е. Криштопа, И. Корбанен-ко, Е. Бокарев, Н. Бокарева и другие не только учили дагестанских детей и молодежь основам наук, но и сами создали первые учебники и методические пособия для республиканских учреждений образования. Русская графика легла в основу современной дагестанской письменности. Русская литература стала фундаментальной основой становления выдающихся дагестанских поэтов и писателей Расула Гамзатова, Ахмедхана Абу-Бакара, Шах-Эмира Мурадова, Фазу Алиевой, Рашида Рашидова и многих других. Русское искусство стало основным вдохновителем творчества дагестанских композиторов Г.А. Гасанова, С.А. Агабабова, С.А. Керимова, Н.С. Дагирова, Ш. Чалаева; дагестанских художников Муэтдина-Араби

Джемала, Халила Мусаева, Магома-Каира Юнусилау, Д.А. Капаницына, Ю.В. Моллаева, Н.К. Абдуллаева, А. И. Августовича, Иранпур Гюлли, Х.М. Курбанова, А.И. Марковской, Э.М. Путер-брота, А.А. Эмирбекова, Ш.Ш. Шахмар-данова.

Русская культура послужила стержневым ориентиром развития и становления дагестанских театров, ансамблей, центров и учреждений культуры: музеев, библиотек и т.д. Трудно не заметить прогрессивную роль, выполненную для народов Дагестана бескорыстными представителями русской фундаментальной науки, медицины, народного хозяйства, инженерной мысли, экономики, права и т.д. Неоценимо громадное значение для народов Дагестана русского языка - языка межнационального общения народов Дагестана и выхода каждого этноса и всей республики в целом в сферы отечественной и мировой культуры. Исходя из вышеизложенного, можно отметить, что распространение русской культуры в Дагестане было обусловлено тем, что русская культура давала народам Страны гор возможность повышения и приобретения необходимой квалификации, профессионального и служебного роста. Приобщение к русской культуре обеспечивало знакомство дагестанцев с культурами других народов отечества и мира.

Сегодня в условиях некоторого сокращения общей численности русского этноса в республике, нарушения компактности проживания в оседлых для русского населения городах и районах республики (г. Кизляр, Киз-лярский и Тарумовский районы) народы Дагестана должны уважать и помнить благородную миссию, выполненную русской культурой по развитию и обогащению духовнонравственного потенциала дагестанской этнокультуры и этнопедагогики. «Добро добром оплатишь - молодец, - говорят у народов Дагестана, - зло добром оплатишь - ты мудрец». Мудрость и благородство предусмотри-

Психолого-педагогические науки •••

тельных дедов и отцов обязывает нас бережно относиться не только к своей национальной культуре, но и культуре русского народа, протянувшего на века дагестанцам руку поддержки и взаимопонимания.

Пристальное внимание к дагестанской русской национальной культуре - сегодня архиважный вопрос как государственной, так и социальной значимости. Предоставив возможность учащимся дагестанских национальностей хоть как-то находить связи между идентичными для многих народов Дагестана культурологическими понятиями и ценностями на уроках предмета «Культура и традиции народов Дагестана», мы не вправе лишать дагестанских учащихся русской национальности восприятия и усвоения духовно-нравственных ценностей собственной национальной культуры.

Проблема злободневна и потому, что не только учащиеся русской национальности, но и учащиеся дагестанских национальностей в процессе обучения в школе не имеют соответствующих условий для всестороннего, объективного и глубокого восприятия всемирно признанных материальных и духовных ценностей братского русского народа. Ограниченное количество часов, отведенное на изучение предметов «История Отечества», «Русская литература» и «Русский язык», дают беглое представление об историкохронологических событиях России, знакомит учащихся лишь с некоторыми деятелями русской литературы и в целом не позволяет глубоко и всесторонне вникнуть в культурное наследие великого русского народа.

Так, например, анализ содержания учебников «История России ХХ века» для 9 класса (авторы: О.В. Волобуев, В.В. Журавлев и др. М., 2005) и «История Отечества ХХ-начала XXI века» для 11 класса (авторы: Н.В. За-гладин, С.И. Козленко и др. М., 2005) показывает, что из 46 параграфов первого учебника (объем 320 стр.) только 4 параграфа (20 стр.) посвящены освещению русской культуры. И

103

даже эти темы («Культура города и села»; «Революция и культура»;

«Культура советского общества»; «Культура»), как свидетельствуют представленные в методическом аппарате учебника проверочные вопросы, работают только на формирование историко-хронологических познавательных знаний учащихся и не имеют должной воспитательнокультурологической направленности. А при изучении тем по русской культуре, также скудно представленных в учебнике «История Отечества» («Культура России в конце Х1Х-начале ХХ века»; «Культура и искусство после октября 1917 г.»; «Культура и искусство СССР в предвоенные десятилетия»; а затем, с большим разрывом, «Искусство и культура

России к началу ХХ1 в.») тем, касающихся не менее продуктивных периодов развития и становления русской национальной культуры, больше акцентируется внимание учащихся на образовательных фактологических материалах, без соответствующего учета и реализации воспитательного потенциала культурологических ценностей народов России, в том числе и русского народа.

Не лучше обстоит дело с учебниками русской литературы и русского языка. Субъективный подход к их составлению привел к одностороннему восприятию учащимися не только русской национальной художественной действительности, но и русской культуры в целом. Нельзя в этой связи не согласиться с содержанием письма «Русская литература на задворках» учительницы русского языка и литературы В.Г. Тищенко Министру образования РФ В.М. Филиппову [8], в котором говорится: «Сегодня во время усиленной пропаганды западных ценностей уроки русского языка и русской литературы в школе - единственная реальная возможность приобщить школьников к отечественной культуре.

Утрата же и этой возможности может привести к утрате подрастающим

104

• • •

Известия ДГПУ, №1, 2007

поколением способности ориентироваться в культурном пространстве.

Нам же, учителям русского языка и литературы, видятся иные задачи школьного литературного образования:

- дать учащимся целостное представление о развитии русской литературы с древнейших времён до наших дней;

- раскрыть её самобытный характер;

- показать неразрывную связь литературы с историческим процессом, становлением национального самосознания русского народа;

- привить любовь к родному слову;

- сформировать устойчивую систему нравственных ценностей, утверждаемых русскими писателями;

- пробудить потребность в овладении грамотной речью, способность наслаждаться художественным словом.

Цель же такого изучения русской литературы - воспитывать истинных граждан своего Отечества, чему всегда служили русские писатели. Великая русская литература, феномен которой признан во всём мире, заслуживает того, чтобы изучать её в школе как самостоятельный курс, а не как часть мировой художественной литературы.

Сегодня и русский язык, и русская литература нуждаются в защите государства, потому что от состояния их преподавания во многом зависит сохранение менталитета русского народа» [8].

Анализ содержания литературных произведений и упражнений, представленных в учебниках русской литературы и русского языка для 10-11 классов дагестанской школы, показывает, что они также скудно отражают этнокультурные и этнопедагогические ценности русского народа, дают разрозненные сведения о его материальных и духовных достижениях, что лишает учащихся системного и целостного восприятия историко-

культурного наследия русского народа.

Огромная роль русского народа в общественно-политическом, социально-экономическом, культурном и духовно-нравственном становлении народов республики, освещенная в монографических исследованиях уче-ных-историков и культурологов Дагестана, из-за незначительного объема часов в учебных планах тоже не нашла должного отражения в учебниках «Истории Дагестана» для общеобразовательных учебных заведений республики.

Анализ программно-инструктивных документов Министерства образования РД за 1992-1994 годы показывает, что в указанный период в учебные планы школ республики (3(4) классы), наряду с предметом «Культура и традиции народов Дагестана», был введен предмет «Русская национальная культура». Однако в последующие годы предмет «Русская национальная культура» вывели из учебного плана дагестанской национальной школы с устной рекомендацией преподавания предмета в качестве факультатива, а в городах и районах компактного проживания русскоязычного населения -вместо предмета «Культура и традиции народов Дагестана», мотивируя это перегрузкой учащихся.

Таким образом, русская национальная культура как предмет сначала изучалась только в одном - 3(4) классе начального этапа обучения, а затем и совсем выведена из школьной программы. Равнодушие к русской национальной культуре не замедлило сказаться. Оно как нельзя хуже отразилось на умонастроениях как дагестанского населения в целом, так и дагестанского русского населения в частности, с чем в определенной степени связан и отток последних из Дагестана.

Дагестанские народы с глубоким уважением относятся к русскому народу и русской культуре. Как показывает дагестанская история, своевременное изучение русской националь-

Психолого-педагогические науки •••

ной культуры на всех этапах школьного образования способствует поиску, восприятию, пониманию и осмыслению дагестанскими учащимися социально и общечеловечески значимых точек межличностного и межнационального соприкосновения, объективно гуманного и ценностного отношения не только к русскому населению, но и ко всем народам Дагестана.

Попытаемся изложить основополагающие идеи, на наш взгляд, целесообразные для возрождения роли и значимости русской культуры в общеобразовательном процессе дагестанской многонациональной школы:

1. Опыт цивилизованных стран, исследования виднейших культурологов подсказывают, что народная культура является единственно верным, консолидирующим фактором здоровых отношений (межличностных, межнациональных, международных), фактором, определяющим разумные духовные и материальные потребности человека и общества. Отсюда методологической основой изучения русской культуры в школе должны стать культурологические учения, построенные на здравом мышлении ученых-культурологов.

2. Объектом серьезного внимания при отборе материала для программ и учебников дагестанской русской национальной культуры должны стать ключевые источники культурно-историчес-кого наследия русского народа, национальные культурологические идеи русских, традиции и обычаи, получившие высокое признание в трудах дагестанских, русских и зарубежных культурологов, этнографов, историков, языковедов, писателей и педагогов.

3. Содержание учебного материала в равной мере должно освещать общественно значимые моральноэтические нормы русского народа в тесной связи с нормами разных народов Дагестана, не допуская элементов национально-культурной исключительности.

105

4. При разработке программ и учебников по дагестанской русской национальной культуре руководящими должны выступать следующие общепедагогические методы:

- изучение, анализ и отбор национально особенных и общепедагогических культурологических ценностей и педагогических традиций русского народа. Такой анализ необходимо проводить под углом зрения общедагестанской, общероссийской и общечеловеческой значимости национальных традиций;

- восстановление национальносамобытных педагогических терминов, понятий, прогрессивных поведенческих норм, фактов из культуры русского народа. Эти понятия следует излагать на страницах учебника с учетом особенностей психологического и умственного восприятия учащихся;

- разработка пояснительных тематических текстов, основанных на принципе доступности. Такие тексты должны отражать речевые нормы русского языка, строиться на традиционной русской культуре и стилях русской и родной речи учащихся;

- подбор хрестоматийных текстов художественных произведений, в качестве которых важно использовать отрывки из детских художественных произведений, произведения фольклора, публицистические статьи, небольшие по объему поучительные народные сказания, песни, воспоминания, наставления и обращения замечательных деятелей культуры русского народа;

- разработка проблемных вопросов и творческих заданий по каждой программной теме. Вопросы и задания по русской культуре будут выполнять функцию закрепления знаний, способствовать логическому и нравственному осмыслению, объективному восприятию и формированию чувств, сознания и поведения учащихся, овладению ими творческой деятельностью, а также помогать

106

• • •

Известия ДГПУ, №1, 2007

учащимся в применении полученных знаний на практике;

- подборка и подготовка художественно-иллюстративного материала (рисунков, фотоматериалов, таблиц), красочно показывающих всю красоту и изящество духовных и материальных ценностей русского народа. При художественно-графическом оформлении учебников очень важно учитывать и восстанавливать русские национальные краски, формы, элементы, отражающие даже малейшие ню-

ансы русской национальной культуры, педагогики и психологии.

Приобщение к отечественной культуре всех граждан страны - одна из главных функций демократического государства. Обеспечивать дальнейшее развитие отечественной культуры на основе преемственности многонациональной российской культуры, лучших ее образцов - ключевая задача педагогической науки и образовательной практики.

Примечания

1. Ермолдин Е.А. Русская культура. Персоналистическая парадигма образовательного процесса. -М., 2005. - 294 с. 2. Закон РФ от 10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» // Система ГАРАНТ - законодательство с комментариями, www.garant.ru. 3. Комплексная программа решения проблем национальных отношений в Республике Дагестан // Дагестанская правда. 03 ноября 1992. 4. Мирзоев Ш.А. Программа и методические рекомендации к учебнику «Культура и традиции народов Дагестана» для 9 кл. - Махачкала, 2006. - 65 с. 5. Послание Федеральному Собранию Российской Федерации Президента России Владимира Путина (Дата публикации 27 апреля 2007 г.) // Официальный сайт Президента России, www.kremlin.ru. 6. Рамазанов А.Х. Россия и Дагестан в XI Х-н а чале XX веков. - Махачкала: ГУП «Даггиз», 2003. - 220 с. 7. Суздальце-ва И.А. Русские переселенцы в Дагестане в конце XIX-начале XX в. - Махачкала, 2006. - 194 с. 8. Тищенко В.Г. Русская литература на задворках// Народное образование. №7. 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.