УДК 615.26:615.415.3:616-003.214
ПРИОБЩЕНИЕ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ К НАЦИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЕ КАЗАХСТАНА СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА
1 2 А. Т. Утебаева , Б. Ф. Аханов ,
2 3
Н. С. Фазиев , Э.Ж. Жанибекова
1 Частное учреждение «Региональный социально-инновационный университет» г. Шымкент, Республика Казахстан, 160005
2 Частное учреждение «Университет „Сырдария"» г. Жетысай, Республика Казахстан, 160500
3Южно-Казахстанский государственный университет им. М. Ауезова г. Шымкент, Республика Казахстан
Аннотация. На основе анализа идей известных философов, историков, культурологов раскрывается и характеризуется история казахского этноса и делается попытка рассмотреть феномен «национальная культура», объединяющего этнические, социальные компоненты национальной общности. Раскрываются сущностные характеристики художественного творчества, и в т.ч. к искусству и художественной вышивке, которые воплощают в себе эстетические, духовно-нравственные, этические идеалы общества. Автор рассматривает возможности приобщения детей к национальной культуре, выделяя основные направления и их содержание.
Ключевые слова: национальная культура, художественное творчество, культурная идентификация.
Многочисленные социально-экономические перемены в обществе, снижение значимости национальных традиций, культуры, искусства, утрата интереса к историческим истокам событий — все это способствовало неустойчивому отношению молодежи к общественно-историческому опыту своих предков. Однако в настоящее время наступает новое осмысление приобщения детей и подростков к национальной культуре, что обус-
ловлено значимостью культуры страны, этнокультурных традиций, ценностей для подрастающего поколения. Надо отметить, что воплощение национальной культуры как культуры народа, основанной на фольклоре, литературе, танцах, традициях, обрядах, присущих какой-либо нации — различается по форме у каждого народа, потому что национальная культура — это не только рациональная система, это система, которая
—--—
~ 35 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Since 1999 e-ISSN 2226-7417
On line scientific @ educational Bulletin "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 5
—--—
включает позиции живого и восприимчивого сознания. В исследованиях ряда известных философов, социологов, историков, культурологов раскрывается и характеризуется история казахского этноса: С.Н. Артановский, раскрывающий понятия национальной казахской культуры [2], Х.А. Аргынбаев [1], К. Ко-санбаев [5]. В работе К. Косанбаева [5] представлены интегративные культурные механизмы. В позитивистком ключе вопросы этнокультурной идентичности казахского народа, его самобытности рассматривались в работах М.С. Шайкемелева, который глубоко осмыслил особенности содержания казахской культуры, предопределил актуализацию тенденций собственной этнокультурной идентичности казахстанского народа. Понятия национального характера, национального самосознания как главных дефиниций нации рассматривались в концепциях О. Шпенглера, Д.К. Кшибекова. Ученые характеризуют национальную культуру как многообразие этнических, социальных форм и компонентов, характеристик жизнедеятельности людей, составляющих национальную общность. Она проявляется в менталитете, национальном самосознании и характере, которые сложились на основании ценностей Республики Казахстан. Многие работы посвящены поиску смыслообразующего стержня национальной культуры, он сам по себе может быть автономен, но способен объединять антропологические универсалии. Национальная культура, имеющая основу, стержень, встраивается во все многообразие национальных культурных явлений, выполняя тем самым интегрирующую функцию.
Особую роль в формировании национальной культуры, следует отнести искусству и творчеству, которые несут эстетические и духовные смыслы общества, идеалы, воплощение прекрасного. В их основе заложен синтез ценностей, выработанных нацией
и усвоенных отдельным индивидом. Такие ценности сосредоточены в трудах выдающихся мастеров, в духовном богатстве произведений искусства, в традициях народа. Художественное творчество можно рассматривать как вид антропокультурной реальности, который репрезентируется символическими средствами, которые в свою очередь позволяют воспроизводить контекстуальные смыслы жизнедеятельности людей или отдельного человека в конкретной культуре. В образовательных организациях Казахстана в качестве отдельного предмета включается изучение народной культуры, которое содержит изучение художественной обработки дерева и кожи, керамики, ручное ткачество, бисеро-плетение, вышивки, аппликации.
Методология организации такого образовательного подхода, безусловно, ориентирована на положения об интеграции и дивергенции социальных явлений и процессов, обуславливающие рассмотрение взаимосвязи принципов всеобщего единства мира и принципов развития в сфере социальных и общественных явлений (Г. Гегель, И. Кант); аксиологические основания философии образования в контексте детерминации с социокультурными процессами (В. М. Розин).
Среди современных видов художественного творчества Казахстана — станковая, ландшафтная архитектура, работы с гобеленом, фарфором, художественным стеклом. Художественная вышивка развивалась в Казахстане наравне со всеми ремеслами, именно она особенно ярко подчеркивает, что каждая художественная вещь органична, имеет яркий конструкторский замысел, демонстрирует восхождение от детали к целому. Вообще, предметом для художественного творчества может стать «любая реальность, жизненные явления, виды, стили, направления жизнедеятельности, связанные с национальной спецификой. Оно способно синтезировать челове-
—--—
~ 36 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Since 1999 e-ISSN 2226-7417
Утебаева А.Т. и др. Приобщение детей и подростков к национальной культуре Казахстан средствами...
—---
ческий опыт, и одновременно, формировать отношения человека, с одной стороны в ценностно-ориентированной форме, с другой — художественно-образной» [5].
Приобщение детей и подростков к национальной культуре Казахстана возможно, если ребенок в состоянии воспринять художественное творчество, например, символы, геометрическую орнаментику, эпиграфический орнамент, стилизацию, сюжеты. Возникает вопрос: как сделать восприятие целостным, осмысленным, апперцептивным, активным? Прежде всего, конечно, это может происходить в различных формах: урок, факультатив, студия, кружок, творческая мастерская, центр развития.
Известен успешный опыт национально-культурных центров в формировании межэтнических отношений в современном Казахстане. Для педагога, занимающегося вопросами приобщения детей и подростков к национальной культуре, важна постановка новых задач:
— организационных, например, синхронизировать восприятие через создание насыщенной этнокультурным материалом специальной среды, причем сохраняющим территориальные особенности;
— информационных, так как содержание произведений художественного творчества должно пробуждать интерес, а значит, должны обладать понятной, знакомой, привлекательной тематикой. Восприятие ребенка будет более ярким, если он узнает, откуда берется такая неповторимость, например, от конкретного материала, технологии, дизайна, техники художественной обработки, декора;
— актуализации аксиологического потенциала художественного произведения;
— содержательных задач. Это значит, что значительным преимуществом обладает междисциплинарная интеграция дисциплин,
например: «Лоскутная пластика», «Вышивка», «Меховые чудеса», «Текстиль», «Народные художественные промыслы», «Ткани и виды росписи». Такие курсы — смежные, сквозные — дополняют друг друга;
— технологического обеспечения, т. е. использование технологий межкультурного диалога, проведение бесед по истории родного края, диалогов о бытовых и культурных традициях, создание эмоционально насыщенных ситуаций. Основным же условием приобщения детей к национальным ценностям является участие в проектной деятельности, в содержании которой ярко выражен национальный компонент;
— использование в общении с детьми различных модальностей: национальных выражений, символичных образов, инструментальных технологических показов;
— использование новых форматов занятий: образовательного путешествия, организации экспедиции, осуществление реконструкций предметов быта, создание временной или постоянной экспозиции, демонстрирующей традиционные народные промыслы и ремесла, которые пленяют душу гармонией, ритмом и национальным колоритом.
В ходе приобщения к национальной культуре происходит сознательное отнесение ребенком себя к определенному этносу, появляется знание своей национальной принадлежности, направленность сознания на культурную идентификацию и личностные смыслы в познании ценностных форм других культур.
ЛИТЕРАТУРА
1. Аргынбаев Х. А. Казахское прикладное искусство. Алма-Ата: Онер, 1987.
2. Артановский С.Н. Понятие культуры. СПб.: Изд-во «СПбГУКИ», 2000.
—--—
~ 37 ~
Издание зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Свидетельство о регистрации СМИ ПИ ЭЛ № ФС77-50518 Журнал представлен в НАУЧНОЙ ЭЛЕКТРОННОЙ БИБЛИОТЕКЕ (НЭБ) — головном исполнителе проекта по созданию Российского индекса научного цитирования (РИНЦ)
Since 1999 e-ISSN 2226-7417
On line scientific @ educational Bulletin "Health and Education Millennium", 2016. Vol. 18. No 5
—--—
3. Габитов Т.Х. Культурология. Алматы: Юридическая литература, 2006.
4. Жидков В. С., Соколов К. Б. Культурная политика России. М.: Издательский сервис, 2001.
4. Косанбаев К. Быт как важнейший компонент национальной культуры (на материалах республик Узбекистана и Казахстана): дис. ... д-ра. филос. наук. Ташкент: ТашГПИ, 1994.
THE INCLUSION OF CHILDREN AND ADOLESCENTS TO THE NATIONAL CULTURE OF KAZAKHSTAN BY MEANS OF ART WORK
1 2 A.T. Utebaeva , B.F. Ahanov ,
N.S. Faziev2, Je.Zh. Zhanibekova3
1 Private institution "Regional social and innovative university " Shymkent, Republic of Kazakhstan, 160005
2Private institution "Sirdariya" University Zhetysai city, the Republic of Kazakhstan, 60500
3M. O. Auezov South Kazakhstan State University Shymkent, Republic of Kazakhstan
Annotation. Based on the analysis of the ideas of famous philosophers, historians, culture expert revealed and characterized the history of the Kazakh ethnic group and attempts to examine the phenomenon of "national culture" which brings together the ethnic and social components of the national community. Reveals the essential characteristics of art and including art and artistic embroidery that embody the aesthetic, spiritual, moral, ethical ideals of society. The author examines the possibilities of introducing children to national culture, highlighting the main directions and their content.
Key words: national culture, art work, cultural identification.
REFERENCES
1. Argynbaev H.A. Kazahskoe prikladnoe is-kusstvo. Alma-Ata, Oner, 1987.
2. Artanovskij S.N. Ponjatie kul'tury. St. Petersburg, Izd-vo "SPbGUKI", 2000.
3. Gabitov T.H. Kul'turologija. Almaty, Juridi-cheskaja literatura, 2006.
4. Zhidkov V.S., Sokolov K.B. Kul'turnaja po-litika Rossii. Moscow, Izdatel'skij servis, 2001.
5. Kosanbaev K. Byt kak vazhnejshij kompo-nent nacional'noj kul'tury (na materialah respublik Uzbekistana i Kazahstana). Tashkent. TashGPI, 1994.