Научная статья на тему 'Приобретение профессиональных компетенций студентами художественных специальностей посредством экспериментальной методики изучения опыта формального подхода'

Приобретение профессиональных компетенций студентами художественных специальностей посредством экспериментальной методики изучения опыта формального подхода Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
370
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОДЕРНИЗАЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ / СОВРЕМЕННОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / УЧЕБНАЯ РАБОТА СТУДЕНТА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВУЗА / ФОРМАЛИЗМ / ФОРМАЛЬНЫЙ ПОДХОД / АБСТРАКЦИЯ / «НЕПРЕДМЕТНАЯ» ЖИВОПИСЬ / “NON-SUBJECT” PAINTING / MODERNIZATION OF ART EDUCATION / MODERN ART EDUCATION / LEARNING ACTIVITY OF A STUDENT OF AN ART UNIVERSITY / FORMALISM / FORMAL APPROACH / ABSTRACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирхасанов Рустем Фаритович

В статье представлена экспериментальная методика сбалансированного выполнения живописной и графической работы на основе изучения опыта формального подхода. Автор утверждает, что опыт применения формального подхода в рисунке и живописи создает студентам возможность для успешного выполнения учебных и профессиональных задач в любом виде изобразительной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мирхасанов Рустем Фаритович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ACQUISITION OF PROFESSIONAL SKILLS OF STUDENTS THROUGH THE EXPERIMENTAL METHOD OF STUDY THE EXPERIENCE OF FORMAL APPROACH

The article presents experimental method of balanced arts and crafts work on the basis of experience of formal approach. The author points out that the experience of use of formal approach in drawing and painting provides students with opportunities to successfully fulfill learning and professional tasks in any kind of art activity.

Текст научной работы на тему «Приобретение профессиональных компетенций студентами художественных специальностей посредством экспериментальной методики изучения опыта формального подхода»

Р.Ф. Мирхасанов

Приобретение профессиональных компетенций студентами художественных специальностей посредством экспериментальной методики изучения опыта формального подхода

В статье представлена экспериментальная методика сбалансированного выполнения живописной и графической работы на основе изучения опыта формального подхода. Автор утверждает, что опыт применения формального подхода в рисунке и живописи создает студентам возможность для успешного выполнения учебных и профессиональных задач в любом виде изобразительной деятельности.

Ключевые слова: модернизация художественного образования, современное художественное образование, учебная работа студента художественного вуза, формализм, формальный подход, абстракция, «непредметная» живопись.

Современные образовательные тенденции, связанные с переориентацией учебного процесса в направлении развития профессиональной компетентности будущего специалиста, высокие требования к уровню учебной живописной и графической композиции требуют серьезного переосмысления роли практических и теоретических знаний формальной сферы изобразительной деятельности.

В ходе анализа учебного процесса профессиональной и специальной подготовки художников в высшей школе (ориентированного на получение студентами профессиональных компетенций, базирующихся на требованиях ФГОС ВПО), возникает понимание недостаточности количества и глубины методических разработок, раскрывающих принципы композиционных построений в рисунке, живописи.

Решение этих вопросов представляет теоретический и практический интерес еще и тем фактом, что формальным языком как комплексом фиксированных средств пользуются во всех видах изобразительного искусства.

противоречие состоит в том, что и непредметная, и предметная живопись учебного и творческого характера, любая композиционная деятельность включают в себя элементы формального подхода и имеют в своей основе мыслительные операции абстрагирования, но при этом отношение к абстрактной живописи, формализму в живописи среди художников-практиков и педагогов остается часто негативным.

Педагогика и психология

Педагогика высшей школы

при этом освоение формального подхода в живописи и графике подразумевает овладение принципами профессионального построения живописной или графической композиции с помощью художественных приемов и методов, являющихся общими, коренными в декоративноприкладном искусстве, дизайне, фотографии, станковой, монументальной живописи.

Слово «формализм», по С.И. Ожегову, означает общее название направлений, придающих первенствующее значение форме, внешнему выражению [5]. В практическом применении формализм в изобразительном искусстве означает создание методических систем для конструктивных и композиционных построений в рисунке, живописи для достижения художественного образа путем построением искусственной формы.

Мы считаем, что учебный процесс профессиональной и специальной подготовки художников в высшей школе, ориентированный на получение студентами профессиональных компетенций, базирующихся на требованиях ФГОС ВПО, будет более успешным при изучении опыта формализма, благодаря работе над дополнительными в русле основной программы живописными и графическими заданиями. Мы разработали экспериментальную методику сбалансированного выполнения живописной и графической работы с натуры, по памяти, по представлению. Предложенная нами экспериментальная методика включает в себя вольное копирование, специальные живописные и графические задания на основе программных постановочных заданий, а также методические рекомендации, способствующие развитию абстрактного мышления студентов художественных вузов .

Достижение данной цели возможно при решении следующих задач изучения формального подхода в рисунке, живописи, композиции.

1. Выполнение рисунков и живописи по памяти и представлению на основе натурных работ, выполненных по основной программе.

2. Выполнение копирования работ мастеров современного искусства и прошлого.

3. Выполнение схематического анализа работ великих мастеров живописи в графической технике.

4. Выполнение вольных копий.

Предметом исследования в данной статье является положительное влияние специальных, дополнительных к основным программам по рисунку, живописи, композиции, заданий, направленных на развитие абстрагирования мышления студентов и изучение формальных элементов композиции при выполнении учебных натурных работ. Одним из интересных решений данной проблемы стал курс по учебной программе дисциплины

«Абстрагирование и формальная композиция для 3 и 4 курсов в мастерской станковой живописи» [1], разработанный в 2009 г. О.Н. Лошаковым.

Наше мнение состоит в том, что необходимо уже с 1 курса давать дополнительные (краткосрочные по затраченному времени) задания, выполняемые параллельно с заданиями основной программы по рисунку и живописи, что приведет к положительным результатам в приобретении профессиональных компетенций. Мы считаем, что наши методические разработки приводят к расширению профессиональных компетенций студентов, благодаря выполнению специально подобранных, дополнительных к основной программе заданий. Это является одним из подходов к решению описанной нами ранее проблемы.

Композиция, как и учебный рисунок, имеет свои закономерности построения. И эта «строительная» работа с формальными элементами рассматривается как метод познания построения художественной, композиционной формы, метод построения композиционного изображения.

На понимание этих процессов и направлены дополнительные задания по рисунку, живописи, вольному копированию и анализу композиций мастеров живописи в виде графических схем.

Задача исследования состояла в разработке научно обоснованных методических пособий, рекомендаций для развития абстрактного мышления и формального подхода при создании живописной и графической композиции учебного и творческого характера.

Студент художественного вуза, делающий разработанные нами дополнительные к основной программе задания по рисунку и вольному копированию, овладеет не только навыками линейно-конструктивного построения художественной формы, но и профессиональными компетенциями в теории и практике использования графики при составлении композиции и переработке натурных форм в направлении проектирования разноплановых объектов.

В дисциплине «Учебный рисунок» существуют методики формального построения графического изображения, использующие простейшие геометрические объемные тела, «обрубовки» головы, графические схемы построения головы человека, выполненные Дюрером, А.С. Голубкиной, М.И. Курилко.

Но живописная, композиционная, проектная деятельность также требуют дополнительных к основной программе заданий по выполнению живописи, рисунков по памяти и представлению, выполнения вольных копий.

Студент художественного вуза, работающий над разработанными нами дополнительными к основной программе заданиями по рисунку, живопи-

Педагогика и психология

Педагогика высшей школы

си, композиции и вольному копированию, также приобретает компетенции в сфере разработки проектной идеи, основанной на концептуальном подходе к решению дизайнерских задач. Это происходит благодаря его подготовленности к прочтению и созданию изображения художественной формы при использовании знаний, полученных при копировании уже выполненного великим мастером «перевода» формы натуры на язык искусственной формы, благодаря найденному им интересному композиционному решению. Таким образом, студент готов к использованию в разноплановых по задачам учебных работах разнообразных цветовых и композиционных подходов и к созданию нового языкового кода (своего персонального художественного языка). Учащийся работает над усилением композиционной компоненты, т.к. формализм основывается на первоэлементах изобразительного искусства, на формальных элементах композиции [1].

В результате выполнения разработанных нами заданий, направленных на развитие у студентов абстрактного мышления и навыков формального подхода, происходят следующие положительные изменения.

1. Студенты стали вдумчивее, серьезнее работать с компоновкой в формате листа бумаги, холсте. Учащиеся задумались об образных нагрузках, характеристиках обрезов, производимых краями холста, стали компоновать в формате, а не перекраивать формат под живопись.

2. Студенты художественного вуза, работающие над разработанными нами дополнительными к основной программе заданиями по живописи, приобретают знания и умения использования и применения инструментария художника. Это происходит благодаря выполнению копий и современных, и старых мастеров живописи.

3. Студенты приобретают компетенции, характеризующиеся умением передачи цветового решения крупными цветовыми пятнами.

Представим одно из дополнительных к основной программе заданий, которое способствует вышеизложенным изменениям.

«1. Выполнить натурную работу, указанную в основной программе по живописи (это может быть натюрморт, портрет с руками, стоящая или сидящая фигура натурщика).

2. Работать над новой живописной работой с этой же постановки. Но усилить внимание, форсировать в работе, акцентировать:

а) плоскостной цвет; композиционные соотношения цветовых пятен (их количество, массы, размеры, баланс);

б) ритм линейный, ритм цветовых пятен.

Необходимо добиваться при обобщенной, художественной форме передачи определенной степени качеств натурных объектов и среды».

Студент (специальность 072500, бакалавр), работающий над разработанными нами дополнительными к основной программе заданиями по рисунку (по памяти и представлению, по воображению на основе натурных постановок) усиливает в своих работах идейное, образное, творческое начало. Он приобретает следующие компетенции: «владеет рисунком, умением использовать рисунки в практике составления композиции и переработкой их в направлении проектирования любого объекта» [6].

Это связано с тем, что формализм как концепция отличается стремлением к освобождению от связей с литературностью и тяготением к поэтической многосложности образа. Указанные графические работы по активизации воображения способствуют умению разрабатывать в эскизе графическими средствами проектную идею, основанную на концептуальном подходе к решению поставленной перед ним дизайнерской задачи.

В характеристике профессиональной деятельности бакалавров указано, что «бакалавр по направлению подготовки 072500 Дизайн должен решать следующие профессиональные задачи в соответствии с видами профессиональной деятельности: владение методами творческого процесса дизайнеров; выполнение поисковых эскизов, композиционных решений дизайн-объектов; создание художественного образа; владение практическими навыками различных видов изобразительного искусства и способов проектной графики» [Там же].

Формальный подход в рисунке, живописи и композиции как раз и направлен на воспитание навыков ведения поэтапной, методически грамотной работы над живописной, графической композицией и достижения прогнозируемого положительного результата.

Углубленные знания на основе опыта применения формального подхода в рисунке и живописи создают возможность для успешного выполнения учебных и профессиональных задач в любом виде изобразительной деятельности, что является признаком компетентности студента - способности применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, в определенной широкой области.

Библиографический список

1. Лошаков О.Н. Рабочая учебная программа дисциплины «Абстрагирование и формальная композиция для 3 и 4 курсов в мастерской станковой живописи». Государственный специализированный институт искусств. М., 2009.

2. Маркова А.К. Психологический анализ профессиональной компетентности учителя // Советская педагогика. 1990. № 8. С. 82-88.

Педагогика и психология

Педагогика высшей школы

3. Мирхасанов Р.Ф. Изучение формальных составляющих композиции на основе натурных учебных постановок и «вольного» копирования. Развитие композиционного видения // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2013. № 2. С. 86-91.

4. Мосина В.Р. Новое стратегическое мышление в развитии системы художественного образования высшей школы // Вестник МГГУ им. М.А. Шолохова. Сер. «Педагогика и психология». 2010. № 1. С. 66-70.

5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. 22-е изд. М., 1990.

6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 декабря 2009 г. № 780 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 072500 Дизайн (квалификация (степень) “бакалавр”)». С изменениями и дополнениями от 31 мая 2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.