КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14267 УДК 371.132
Логвиненко А. Ю. Приобретение будущими учителями опыта положительного субъект-субъектного взаимодействия в процессе обучения // Концепт. -2014. - № 10 (октябрь). - ART 14267. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14267.htm. - Гос. рег.
Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Логвиненко Анастасия Юрьевна,
аспирант кафедры педагогики ГУ «Южно-Украинский национальный педагогический университет имени К. Д. Ушинского», г. Одесса, Украина [email protected]
Приобретение будущими учителями опыта положительного субъект-субъектного взаимодействия в процессе обучения
Аннотация. Статья посвящена раскрытию проблемы приобретения опыта положительного субъект-субъектного взаимодействия будущих учителей иностранных языков как педагогического условия их подготовки к формированию толерантности у учащихся основной школы; освещены подходы ученых к пониманию сущности понятий «субъект» и «взаимодействие»; раскрыты особенности организации субъект-субъектного взаимодействия со студентами в процессе профессиональной подготовки, дано определение понятий «взаимодействие», «субъ-ект-субъектное взаимодействие», представлены результаты пилотажного исследования относительно понимания студентами факультета иностранных языков сущности организации субъект-субъектного взаимодействия с участниками педагогического процесса.
Ключевые слова: будущие учителя иностранного языка, толерантность, субъ-ект-субъектное взаимодействие.
Раздел: (01) педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).
Процессы интеграции Украины в европейское образовательное пространство значительно повышают требования к уровню и качеству профессиональной подготовки будущих учителей, способных строить учебно-воспитательный процесс на основе толерантности. Сегодня эта проблема чрезвычайно важна, особенно в регионах многонациональных, в которых проживают представители разных национальностей, разной культуры и разного вероисповедания. Учитывая это, перед учителями, в том числе и иностранного языка, стоит сложная задача воспитания толерантности у учащихся основной школы, чему должно быть уделено значительное внимание во время их профессионально-педагогической подготовки в вузе.
Важную роль в построении учебно-воспитательного процесса на основе толерантности, на наш взгляд, играет умение будущего учителя налаживать положительное субъект-субъектное взаимодействие между ним и учащимися, нацеленное на принятие ими друг друга независимо от имеющихся различий и предусматривающее формирование культуры толерантного поведения и общения, нравственной культуры и т. д. В связи с этим приобретение будущими учителями положительного субъект-субъектного взаимодействия выбрано нами в качестве педагогического условия подготовки будущих учителей к воспитанию толерантности у учащихся основной школы в процессе профессиональной подготовки.
Считаем, что современный учитель, в частности иностранного языка, должен не только досконально знать свой предмет и владеть методикой его преподавания, но и быть носителем высоких моральных ценностей, культурных традиций, быть способным к интериоризации и обогащению педагогического опыта, готовым к организации эффективной учебно-воспитательной работы в условиях поликультурной социальной среды, способным к успешной социализации и самореализации в профессиональном коллективе.
r\j Л r\j
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14267 УДК 371.132
Логвиненко А. Ю. Приобретение будущими учителями опыта положительного субъект-субъектного взаимодействия в процессе обучения // Концепт. -2014. - № 10 (октябрь). - ART 14267. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14267.htm. - Гос. рег.
Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
Заметим, что проблемы коммуникации в профессионально-педагогической деятельности всегда привлекали внимание исследователей в области педагогики и психологии, поскольку именно общение, умение правильно построить взаимодействие с участниками педагогического процесса лежит в основе профессии учителя. При этом особенностью деятельности именно учителя иностранного языка является то, что он не только обучает учащихся и формирует у них чувство коммуникативной компетенции, но и воспитывает их, развивает чувство уважения к культуре и традициям страны, язык которой изучается, приучает каждого ученика к совместному труду и активной деятельности [1].
Анализируя психолого-педагогическую литературу, мы пришли к выводу, что мнения ученых относительно сущности понятия «субъект» во многом схожи. Прежде всего, они акцентируют внимание на том, что субъект является носителем активности, выполняя определенную деятельность; человеком, обладающим способностью к сознательной саморегуляции и саморазвитию в этой деятельности (А. Волкова [2]). Аналогичную мысль высказывает и Н. Щуркова [3], утверждая, что субъект - это носитель воли, сознания и отношений; человек, который обладает качествами, приобретенными в процессе развития. При этом автор подчеркивает, что субъект осознает социальные связи и себя в этих связях, а следовательно, управляет своими действиями. Учитывая результаты теоретических исследований, Н. Моисеева определяет субъект как активную, целостную, свободную, целенаправленную и сознательную личность, выступающую инициатором, участником и организатором социальных отношений и различных форм деятельности [4].
И. Вачков [5] рассматривает понятие «субъектность», определяя его как системное человеческое качество, в котором реализуется важнейшая интенция человека как субъекта - стремление к проявлению и реализации себя как в пространстве собственного внутреннего мира, так и в пространстве окружающего мира; при этом субъектность наиболее ясно фиксируется именно на границе этих двух миров и является очень динамичной, отражающей противоречивое, динамичное и взаимодополняющее единство внешнего и внутреннего. Иными словами, субъектность, по убеждению автора, это такое качество, благодаря наличию которого человек, собственно, и является тем, что он есть: нет субъектности - нет и подлинного человека!
Итак, в аспекте исследования субъекты педагогического процесса - студенты и преподаватели, которые осознанно и целенаправленно проявляют активность в учебно-познавательной деятельности и строят свои отношения на основе толерантности.
Анализируя понятие «взаимодействие», мы пришли к выводу, что в психолого-педагогической литературе оно рассматривается в трех направлениях: как процесс деятельности, процесс общения, межличностные отношения. На основании этого, исследуя проблему формирования готовности будущих учителей к субъ-ект-субъектному взаимодействию, Н. Моисеева [6] определяет взаимодействие как емкое понятие, представляющее синтез совместных действий субъектов, которые вступают в межличностное общение и проявляют отношение друг к другу. Позитивный характер взаимодействия зависит от адекватного восприятия и понимания субъектов друг друга, от способов позитивного воздействия на партнера, от заинтересованности субъектов в успехе совместной деятельности. При этом она отмечает, что взаимодействия в образовательной системе наиболее сложные по своему содержанию, характеру, поскольку субъекты, участвующие в образовательном взаимодействии, обладают различной степенью зрелости, находятся на разных этапах развития, что создает значительные преграды на пути взаимопонимания.
IV О rw
научно-методический электронный журнал
Логвиненко А. Ю. Приобретение будущими учителями опыта положительного субъект-субъектного взаимодействия в процессе обучения // Концепт. -2014. - № 10 (октябрь). - ART 14267. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14267.htm. - Гос. рег.
Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 14267
УДК 371.132
В результате исследования автор приходит к выводу, что процесс деятельности и отношения образуют две стороны взаимодействия. При этом, по ее мнению, процесс деятельности является системой взаимообусловленных, взаимосвязанных действий, поскольку, во-первых, это взаимодействие между субъектом и объектом деятельности и, во-вторых, между субъектами деятельности. Другими словами, «в первом случае качественно изменяются способы действий, что приводит к развитию и обогащению содержательного аспекта взаимодействия; во втором - взаимодействие сопровождается межличностными отношениями, отражающими социальную направленность субъекта» [7]. Таким образом, взаимодействие и взаимоотношения мы можем рассматривать как взаимодополняющие явления, выступающие причиной и следствием целостного процесса деятельности.
Несколько иначе, хотя в целом и не отвергая позиции Н. Моисеевой, рассматривает взаимодействие Е. Линник [8], утверждая, что в основе педагогического взаимодействия лежат такие идеи:
- идея межличностного взаимовлияния (духовное саморазвитие, усвоение ценностей, присоединение к внутреннему миру другого);
- идея межличностного взаимодействия, предполагающая такой уровень педагогического отношения (установок, ценностей, мотивов) и общения (речевого поведения, невербальных проявлений), который обеспечивает участникам социальнопсихологических ситуаций переживания своей тождественности с другими и, следовательно, усвоение групповых норм, ролей, схем действий;
- идея сотрудничества, которая подразумевает такой уровень развития обучения и учения, на котором они, становясь взаимозависимыми и взаимоопределяющими, превращаются в единую функциональную систему.
Эти три идеи, по мнению автора, отражают три аспекта межсубъектного взаимодействия и сочетают в себе три уровня взаимодействия, а именно: взаимовлияние, параллельное действие и кооперативное, совместное действие.
Таким образом, педагогическое взаимодействие рассматривается автором как процесс взаимообмена и взаимообогащения смыслами учебной деятельности между субъектами обучения, который происходит в виде деятельности или коммуникации, опосредованных межличностными отношениями и совместно созданным результатом.
На основании вышеизложенного и учитывая ведущую роль уровней субъектно-сти ученика и учителя в построении взаимодействия, Е. Линник, и мы в целом разделяем это мнение, определяет субъект-субъектное взаимодействие как равноправный взаимообмен учебными смыслами между субъектами, который происходит в совместной учебной деятельности и опосредован межличностными отношениями.
С целью изучения степени понимания будущими учителями роли положительного субъект-субъектного взаимодействия между участниками педагогического процесса нами было проведено пилотажное исследование со студентами факультета иностранных языков Южно-Украинского национального педагогического университета имени К. Д. Ушинского. Мы предложили им ответить на несколько вопросов, касающихся понятий «субъект», «взаимодействие» и их роли в учебно-познавательной деятельности. Заметим, что в целом студенты ориентируются в этих понятиях, но несколько однобоко. Так, отвечая на вопрос «Кто, на Ваш взгляд, является субъектом в учебно-воспитательном процессе?» большинство респондентов (73,8%) отметили, что субъектом является учитель, поскольку именно он влияет на учеников при их обучении, а школьники - это объекты, на которых он воздействует. Некоторые студенты (9,6%) не дали никакого ответа. И только 16,6% из них считают субъектами и учителя,
3
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14267 УДК 371.132
Логвиненко А. Ю. Приобретение будущими учителями опыта положительного субъект-субъектного взаимодействия в процессе обучения // Концепт. -2014. - № 10 (октябрь). - ART 14267. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14267.htm. - Гос. рег.
Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
и учеников, акцентируя на том, что как учитель влияет на детей, так и они, в свою очередь, также влияют на него, то есть они все являются субъектами учебного процесса.
На следующий вопрос «Как Вы понимаете сущность взаимодействия в учебно-воспитательном процессе?» ответы были практически одинаковыми: это целенаправленные действия учителя и учащихся на достижение определенного результата, а именно усвоение учебного материала. Заметим, что ни один студент не отметил такие важные составляющие взаимодействия, как уважение, внимательное толерантное отношение, понимание друг друга, благоприятная атмосфера в классе и т. д.
По поводу вопроса «Нужно ли учителю уметь налаживать взаимодействие с учащимися?» мнения разделились. Так, одни студенты (24,7%) считают, что основной задачей учителя является научить детей иностранному языку, и поэтому он должен владеть соответствующей методикой, а будет ли при этом взаимодействие или нет - это не важно. По мнению других студентов (61,8%), обучению школьников способствуют игровые методики с участием учеников, а участие в них учителя не обязательно. И только некоторые из респондентов (13,5%) считают, что только совместные усилия учителя и учащихся будут способствовать получению наиболее высоких результатов в изучении иностранного языка.
Как видим, студенты недостаточно осведомлены о роли субъект-субъектного взаимодействия в учебно-воспитательном процессе. В связи этим приобретение опыта положительного субъект-субъектного взаимодействия в процессе обучения в высшем педагогическом учебном заведении было выбрано нами одним из педагогических условий, способствующих подготовке будущих учителей иностранных языков к формированию толерантности учащихся.
Указанное условие реализовывалось нами в ходе преподавания таких дисциплин, как «Педагогика», «Основы педагогического мастерства», «Культурология», «Религиезнавство», «Методика преподавания английского языка». На лекционных занятиях мы акцентировали внимание студентов на том, что именно от педагога, его установок, общей и педагогической культуры, личностных черт в большой степени зависит организация учебного процесса. Современные требования к учебной деятельности преподавателя предусматривают признание учащегося в качестве субъекта обучения, привлечение его к организации учебного процесса; проявление гуманной педагогической позиции; умение создавать культурно-информационную и предметно-развивающую образовательную среду; умение работать с содержанием обучения; владение разнообразными педагогическими технологиями [9].
При проведении разнообразных семинаров, дискуссий, диспутов вместе со студентами мы приходили к выводу о том, что учителю необходимо налаживать положительное субъект-субъектное взаимодействие с учащимися путем признания их равноправия в процессе обучения; организации учебно-воспитательного процесса с учетом способностей, интересов, творческого потенциала школьников, что будет способствовать осознанию ими себя в качестве главных действующих лиц учебной деятельности.
Учитывая то, что будущим учителям необходимо прежде всего осознать необходимость организации именно субъект-субъектного взаимодействия, и то, что формирование у них отношения к ученикам в будущей профессиональной деятельности в большой степени зависит от организации педагогического взаимодействия в высшей школе, мы проводили практические занятия с использованием ролевых и деловых игр, решением педагогических задач и конфликтных ситуаций, на которых создавалось пространство для развития инициативы будущих учителей и реализации их творческого потенциала, повышалась их самооценка. Такая работа способство-
IV ^ rw
КОНЦЕПТ
научно-методический электронный журнал ART 14267 УДК 371.132
Логвиненко А. Ю. Приобретение будущими учителями опыта положительного субъект-субъектного взаимодействия в процессе обучения // Концепт. -2014. - № 10 (октябрь). - ART 14267. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14267.htm. - Гос. рег.
Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
вала осознанию необходимости приобретения умений налаживать субъект-субъ-ектное взаимодействие между участниками педагогического процесса.
При изучении специальных дисциплин мы акцентировали внимание студентов на том, что большую роль в формировании толерантности учащихся играет изучение иностранного языка, который может помочь понять представителей разных национальностей. При этом мы нацеливали их на то, что в условиях диалога культур изучение иностранного языка должно основываться на толерантном отношении. Студенты учились смотреть на окружающий мир глазами других людей, осознавали то, что другие люди могут воспринимать и оценивать одни и те же факты, поступки, события совершенно по-иному. Будущие учителя приходили к мнению, что процесс обучения иностранному языку имеет большую возможность в формировании толерантности, поскольку знание иностранного языка способствует общению с представителями различных стран и культур, развитию межкультурной коммуникации. Таким образом, одной из задач учителя является не только обучение иностранному языку, но и формирование толерантности учащихся, то есть таких личностных качеств, как миролюбие, терпимость к национальным и этническим, политическим, религиозным, межличностным разногласиям, признание равноправия жизненных взглядов и позиций других людей.
Учитывая вышеизложенное, мы приходим к выводу о том, что приобретение опыта положительного субъект-субъектного взаимодействия в процессе профессиональной подготовки является педагогическим условием подготовки будущих учителей иностранных языков к формированию толерантности у учащихся основной школы.
Ссылки на источники
1. Настольная книга преподавателя иностранного языка: справ. пособие - Минск: Высш. шк., 1992. - С. 88.
2. Волкова Е. Н. Субъектность педагога: теория и практика: автореф. дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.07. - Н. Новгород, 1998. - 50 с.
3. Щуркова Н. Е. Прикладная педагогика воспитания: учеб. пособие. - СПб.: Питер, 2005. - 366 с.
4. Моисеева Н. Н. Формирование психологической готовности будущего учителя к субъект-субъ-ектному взаимодействию: дис. ... канд. психол. наук: 19.00.07. - Самара, 2007. - 219 с.
5. Вачков И. В. Полисубъектный подход к педагогическому взаимодействию // Вопросы психологии. - 2007. - URL: http://www.vash-psiholog.info/voprospsih/214/17723-polisubektnyj-podxod-k-pedagogicheskomu-vzaimodejstviyu.html - [Дата обращения: 28.07.2014].
6. Моисеева Н. Н. Указ. соч.
7. Там же. - С. 24.
8. Линник Е. О. Сущностная характеристика понятия «субъект-субъектное взаимодействие»: психологопедагогический аспект // Инновационные образовательные технологии. - 2013. - № 4(36). - С. 48-54.
9. Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования // Педагогика. - 1997. - № 4. - С. 11-17.
Anastasia Logvinenko,
PhD student at the chair of pedagogics, South Ukrainian National Pedagogical University named after K. D. Ushinsky, Odessa, Ukraine [email protected]
Future teachers’ acquisition of experience of positive subject-subject interaction in the learning process 9
Abstract. The article is devoted to the problem of gaining experience of positive subject-subject interaction of future teachers of foreign languages as the pedagogical conditions of their preparation for the formation of tolerance among primary school students. The author views the scientific approaches to understanding the essence of the concepts "subject" and "interaction" and describes the features of the organization of subject-subject interaction with the students in the process of training. The concepts of "interaction", "subject-subject interaction" are defined; the results of the pilot study on the understanding the essence of the organization subject-subject interaction with the participants of the educational process by students of the Faculty of Foreign Languages are presented.
Key words: future teachers of foreign language, tolerance, subject-subject interaction.
r>J
~ 5
научно-методический электронный журнал
Логвиненко А. Ю. Приобретение будущими учителями опыта положительного субъект-субъектного взаимодействия в процессе обучения // Концепт. -2014. - № 10 (октябрь). - ART 14267. - 0,4 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2014/14267.htm. - Гос. рег.
Эл № ФС 77-49965. - ISSN 2304-120X.
ART 14267 References
УДК 371.132
1. (1992) Nastol'naja kniga prepodavatelja inostrannogo jazyka: sprav. posobie, Vyssh. shk., Minsk, p. 88 (in Russian).
2. Volkova, E. N. (1998) Sub#ektnost' pedagoga: teorija i praktika: avtoref. dis. ... d-ra psihol. nauk: 19.00.07, N. Novgorod, , 50 p. (in Russian).
3. Shhurkova, N. E. (2005) Prikladnaja pedagogika vospitanija: ucheb. posobie, Piter, St. Peterburg, 366 p. (in Russian).
4. Moiseeva, N. N. (2007) Formirovanie psihologicheskoj gotovnosti budushhego uchitelja k sub#ekt-sub#-ektnomu vzaimodejstviju: dis. ... kand. psihol. nauk: 19.00.07, Samara, 219 p. (in Russian).
5. Vachkov, I. V. (2007) “Polisub#ektnyj podhod k pedagogicheskomu vzaimodejstviju”, Voprosy psiholo-
gii. Available at: http://www.vash-psiholog.info/voprospsih/214/17723-polisubektnyj-podxod-k-
pedagogicheskomu-vzaimodejstviyu.html - [Data obrashhenija: 28.07.2014] (in Russian).
6. Moiseeva, N. N. Op. cit.
7. Ibid, p. 24.
8. Linnik, E. O. (2013) “Sushhnostnaja harakteristika ponjatija «sub#ekt-sub#ektnoe vzaimodejstvie»: psi-hologo-pedagogicheskij aspect”, Innovacionnye obrazovatel'nye tehnologii, № 4(36), pp. 48-54 (in Russian).
9. Bondarevskaja, E. V. (1997) “Gumanisticheskaja paradigma lichnostno-orientirovannogo obrazovanija”, Pedagogika, № 4, pp. 11-17 (in Russian).
Рекомендовано к публикации:
Осиповой Т. Ю., кандидатом педагогических наук;
Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт» 6
6 ~