УДК 343 .8 АЛЕКСЕЙ ИГОРЕВИЧ ДРОЗДОВ,
ББК 67.402.13 кандидат юридических наук, доцент,
Д75 доцент кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права
Е-mail: [email protected]; АЛЕКСЕЙ ВИКТОРОВИЧ ОРЛОВ,
кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры уголовного и уголовно-исполнительного права (Самарский юридический институт ФСИН России)
ПРИНУДИТЕЛЬНЫЕ РАБОТЫ И ЛИШЕНИЕ СВОБОДЫ В КОЛОНИЯХ-ПОСЕЛЕНИЯХ: СРАВНИТЕЛЬНО-ПРАВОВОЙ АНАЛИЗ
Реферат: в статье рассматривается действующее уголовное законодательство, регламентирующее возможность назначения уголовного наказания в виде принудительных работ только как альтернативы лишению свободы. Высказывается и обосновывается предположение о целесообразности назначения рассматриваемого уголовного наказания как основного самостоятельного вида уголовно-правового воздействия на осужденных.
Для подтверждения обоснованности и практической значимости указанных выше положений проводится исторический анализ «прообразов» современного наказания в виде принудительных работ, применявшихся с конца 70-х до начала 90-х годов прошлого века: правовых институтов условного осуждения к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду и условного освобождения из мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду.
На основании проведенного исторического исследования в статье анализируется сущность уголовного наказания в виде принудительных работ, обосновывается вывод о неизменном стремлении законодателя расширить действующую систему наказаний за счет включения в нее самостоятельной уголовно-правовой меры, совмещающей в себе элементы изоляции от общества и трудового воздействия на осужденных; определяется место уголовного наказания в виде принудительных работ в общей системе мер уголовно-правового воздействия на осужденных.
В рамках рассмотрения вопроса о совершенствовании правовой регламентации принудительных работ проводится сравнение данного наказания и лишения свободы в колониях-поселениях. Предлагается внести изменения, необходимые для повышения эффективности назначения и исполнения нового вида уголовного наказания в виде принудительных работ за счет выделения определенной части исправительных учреждений - колоний-поселений для осужденных за неосторожные преступления и осужденных, совершивших умышленные преступления небольшой и средней тяжести, для их дальнейшего преобразования в исправительные центры. Отбывание лишения свободы в колониях-поселениях как в исправительных учреждениях открытого типа предлагается сохранить для осужденных, переведенных из колоний общего и строгого режима.
Отмечается, что при реализации данного варианта решения материально-технических и финансовых проблем приступить к исполнению наказания в виде принудительных работ с 1 января 2017 г. было бы вполне реально.
Ключевые слова: осужденные, принудительные работы, исправительный центр, лишение свободы, колония-поселение, уголовное наказание, не связанное с изоляцией от общества, система уголовно-правовых мер, обязательное привлечение осужденного к труду, частичная изоляция, специальная комендатура.
Сфера применения уголовных наказаний и мер уголовно-правового характера без изоляции от общества в нашей стране расширяется. Законодатель планомерно реализует уголовную политику по либерализации уголовной ответственности. В 2011 г. в систему уголовных наказаний был введен новый самостоятельный вид - принудительные работы. Его введение вызвало далеко не однозначную реакцию как в на-
учной среде, так и у практических работников правоохранительных органов. Кроме того, что принудительные работы расширяют и без того достаточно разветвленную и сложную систему уголовных наказаний, недоумение у многих вызвало особое качество принудительных работ, которое до этого не использовалось законодателем при описании уголовно-правовых мер, - их альтернативный характер.
Так, законодатель в ч. 1 ст. 53.1 УК РФ указывает, что принудительные работы являются альтернативой лишению свободы и применяются в случаях, предусмотренных соответствующими статьями Особенной части УК РФ, за совершение преступлений небольшой и средней тяжести, а также за совершение впервые тяжкого преступления. При этом ч. 2 ст. 53.1 УК РФ регламентирует возможность назначения принудительных работ только в порядке замены лишения свободы, что также говорит о невозможности применения данного вида наказания как самостоятельного.
Несмотря на изложенное, принудительные работы, наряду с обязательными, исправительными работами, ограничением по военной службе, арестом, содержанием в дисциплинарной воинской части, лишением свободы на определенный срок, пожизненным лишением свободы и смертной казнью в ч. 1 ст. 45 УК РФ, отнесены законодателем к основному виду наказания. При этом срок наказания составляет от 2 месяцев до 5 лет.
Представляется, что использовать принудительные работы целесообразно именно как основной самостоятельный вид уголовного наказания, а не как альтернативу лишению свободы, учитывая, что все наказания, не связанные с лишением свободы, и так фактически применяются как альтернатива изоляции от общества, если это предусмотрено санкцией соответствующей статьи Особенной части Уголовного кодекса РФ [1, с. 29-34].
Для того чтобы разобраться в сущности принудительных работ и понять, как этот вид наказания должен «вписываться» в общую систему, на наш взгляд, целесообразно обратиться к истории развития уголовных наказаний в России и попытаться проанализировать те правовые институты, на базе которых сформировалось современное понимание принудительных работ.
В качестве относительно самостоятельного правового института, в котором уже можно достаточно четко увидеть черты принудительных работ, следует рассматривать появившийся в середине прошлого века институт условного осуждения к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду.
В качестве правовой основы анализируемого института можно рассматривать указы Президиума Верховного Совета СССР от 12 июня 1970 г. № 5253-У11 «Об условном осуждении к лишению свободы с обязательным привлечением осужденного к труду» и 8 февраля 1977 г. № 5199-1Х «О внесении изменений и дополнений в уголовное законодательство Союза ССР и союзных республик», которым в Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик была введена ст. 23.2 «Условное осуждение к лишению свободы с обяза-
тельным привлечением осужденного к труду», после чего подобная норма была включена и в УК РСФСР (ст. 24.2 УК РСФСР) [2, с. 66-67].
Очень близко к данному правовому институту примыкал институт условного освобождения из мест лишения свободы. Дополнительное сходство придавал тот факт, что надзор за поведением как условно осужденных, так и условно освобожденных с привлечением к труду осуществлялся одними и теми же органами - специальными комендатурами органов внутренних дел (ст. 78.5 ИТК РСФСР), которые, как правило, создавались по месту расположения строек (предприятий) народного хозяйства, обычно вдали от постоянного места жительства осужденных. Последние были обязаны проживать в специальном общежитии и работать на указанном им предприятии часто с вредными для здоровья или тяжелыми условиями труда, что в народе называлось «химией» [3].
Вместе с тем не следует забывать, что в одной спецкомендатуре могли состоять на учете только либо условно осужденные к лишению свободы с обязательным привлечением к труду, либо условно освобожденные из мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду. Таким образом, соблюдался принцип раздельного содержания осужденных, отбывавших и ранее не отбывавших лишение свободы.
Основные задачи специальных комендатур были изложены в Инструкции по организации работы специальной комендатуры органов внутренних дел, утвержденной приказом МВД СССР от 11 июля 1978 г. № 180: учет условно осужденных и условно освобожденных; осуществление за ними надзора; оказание помощи администрации предприятий (строек) в организации трудового использования и жилищно-бытового устройства лиц, состоящих на учете в спецкомендатурах; проведение с ними политико-воспитательной работы [4, с. 38-47].
Порядок оборудования общежитий, размещения в них поднадзорных, поведение их в период проживания в общежитиях были определены Правилами внутреннего распорядка в общежитиях, специально предназначенных для проживания условно осужденных к лишению свободы с обязательным привлечением к труду или условно освобожденных из мест лишения свободы с обязательным привлечением к труду, утвержденными приказом МВД СССР от 14 декабря 1982 г. № 410, а также Положением об общежитиях для данной категории осужденных, утвержденным приказом МВД СССР от 9 февраля 1983 г. № 24.
Видимо, именно эти правовые институты, применявшиеся с 1977 по 1993 год, сформировали некое «обобщенное» представление о необходимости
использования труда в качестве средства воздействия на осужденного, которые в настоящее время законодатель пытается воплотить через принудительные работы.
Несмотря на то что после 1993 г. «химия» как форма реализации уголовной ответственности была фактически отвергнута, законодатель не мог окончательно отказаться от идеи использования принуждения к труду. Внимательный взгляд на отечественное уголовное законодательство в период с 1997 по 2009 год позволяет увидеть все существенные признаки современного понимания принудительных работ в первоначальном варианте такого наказания, как ограничение свободы. Порядок и условия исполнения и отбывания этого наказания находили отражение в гл. 8 УИК РФ. В течение всего указанного срока наказание в виде ограничения свободы так и не начало применяться, однако и исключать его из системы никто не торопился [5, с. 11-12].
Лишь с принятием Федерального закона от 27 декабря 2009 г. № 377-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с введением в действие положений Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации о наказании в виде ограничения свободы» содержание данного наказания было существенно изменено, а в уголовном законе в очередной раз образовалась «пустота», вызванная отсутствием «принудительно-трудового» уголовного наказания.
На основании изложенного можно сделать один существенный вывод: несмотря на отсутствие реальной практики применения наказаний, совмещающих в себе элементы изоляции от общества и трудового воздействия на осужденных, с советских времен законодатель не отбрасывал окончательно идею рано или поздно включить такое наказание в общую систему мер уголовно-правового воздействия. Появившиеся в результате (пусть пока только в теории уголовного права) принудительные работы свидетельствуют о твердом намерении изыскать финансовую, материально-техническую и организационную возможность для их практического воплощения.
Законодатель не собирается «отступать» и отказываться от реализации трудового воздействия на осужденных в рамках вновь вводимых принудительных работ как особого (пусть и пока альтернативного) уголовного наказания, о правовой природе которого в настоящее время идет оживленная дискуссия.
Возвращаясь к современному состоянию дел, отметим, что институт принудительных работ нуждается в существенном совершенствовании, в первую очередь с позиций четкого определения места данного наказания в общей системе мер уголовно-
правового воздействия на осужденных. Традиционное деление уголовных наказаний на связанные и не связанные с изоляцией от общества лишний раз обращает внимание на тот факт, что принудительные работы обладают признаками обеих этих групп.
С одной стороны, принудительный труд осужденного в местах, определяемых учреждениями и органами уголовно-исполнительной системы, сопровождающийся обязательными отчислениями части его заработной платы в размере от 5 до 20 % в доход государства, говорит о схожести с наказаниями, не связанными с изоляцией от общества. С другой стороны, содержание этих же осужденных под надзором в общежитии исправительного центра, расположенного в пределах территории субъекта РФ, в котором они проживали или были осуждены, с обязательным соблюдением правил внутреннего распорядка исправительного центра свидетельствует о том, что принудительные работы основаны и на частичной изоляции осужденного от общества.
Наличие одновременно частичной изоляции осужденного от общества и отчислений в доход государства означает, что по репрессивности принудительные работы не являются менее строгой альтернативой лишению свободы, а фактически равнозначны ему или в отдельных аспектах даже превосходят его. В частности, уровень карательного воздействия принудительных работ имеет значительное сходство с отбыванием наказания в виде лишения свободы в колониях-поселениях [6, с. 80].
Очевидно, что в перспективе принудительные работы могут занять особое место в системе наказаний и завершить ее оформление, то есть стать переходным звеном от наказаний, не связанных с лишением свободы, к наказаниям, связанным с лишением свободы.
Одним из вариантов решения материально-технических и финансовых проблем, возникающих на пути реального исполнения наказания в виде принудительных работ, является, на наш взгляд, выделение части функционирующих в настоящее время колоний-поселений, отвечающих определенным требованиям, и их дальнейшее перепрофилирование в исправительные центры.
На сегодняшний день согласно ч. 1 ст. 128 УИК РФ в колониях-поселениях отбывают наказание в виде лишения свободы: лица, осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, и ранее не отбывавшие лишение свободы; лица, осужденные впервые за совершение умышленных преступлений небольшой или средней тяжести; лица, осужденные за преступления, совершенные по неосторожности, и ранее отбывавшие лишение свободы; положительно характеризующиеся осужденные, переведенные из колоний общего и строгого режимов
для дальнейшего отбывания наказания, в установленном законом порядке.
Необходимо отметить, что исполнение наказаний в отношении первых трех категорий осужденных колоний-поселений регламентируется нормами как уголовного, так и уголовно-исполнительного права, а четвертой - только нормами уголовно-исполнительного права. Это объясняется тем, что осужденные четвертой категории направляются в колонии-поселения в порядке реализации норм института изменения вида исправительного учреждения, то есть не самостоятельно по приговору суда - вследствие совершенного преступления, а по определению суда - в результате хорошего поведения в учреждении с более строгими условиями отбывания наказания.
Как нам представляется, отбывание лишения свободы в колониях-поселениях ввиду своей несомненной эффективности необходимо сохранить, но только для положительно характеризующихся осужденных, переведенных из колоний общего и строгого режимов для обеспечения их предварительной социальной адаптации перед
освобождением в качестве поощрения. При этом колонии-поселения для осужденных за неосторожные преступления и осужденных, совершивших умышленные преступления небольшой и средней тяжести, как нам представляется, должны быть выведены из системы исправительных учреждений, исполняющих лишение свободы, и преобразованы в исправительные центры, а категории осужденных, отбывающих наказание в них, должны быть расширены.
В результате таких организационных мероприятий количество осужденных, содержащихся в колониях-поселениях, удалось бы сократить приблизительно на 45 тыс. человек. Количество исправительных центров, перепрофилированных из колоний-поселений, по нашим предварительным оценкам составило бы около сотни. Не имея возможности подробно остановиться на деталях такого перепрофилирования, отметим, что лишь такой подход позволил бы реально приступить к исполнению принудительных работ с 1 января 2017 г., а не откладывать введение в действие этих норм в третий раз.
Список литературы
1. Голик Ю. Очередная модернизация уголовного кодекса // Уголовное право. 2012. № 6. С. 29-34.
2. Дроздов А. И., Усеев Р. З., Марченко Д. Э. Уголовно-исполнительное право: правовое регулирование исполнения наказаний, не связанных с изоляцией осужденного от общества : учеб. пособие. Самара, 2012. 92 с.
3. Президент Медведев возвращает советскую «химию» // Аргументы и факты. URL : http://www.irk.aif.ru/society/news/37523 (дата обращения: 10.12.2014).
4. Грушин Ф. В. Институт принудительных работ в Российской Федерации: историко-правовой анализ // Организация исполнения уголовного наказания в виде принудительных работ : сб. материалов на-уч.-практ. конф. (Москва, 20 сент. 2012 г.). М.; Рязань, 2012. С. 38-47.
5. Усеев Р. З., Мишустин С. П., Дроздов А. И. Модель организации исполнения наказания в виде принудительных работ : учеб. пособие. Самара, 2014. 60 с.
6. Маликов Б. З. Политика либерализации уголовной ответственности и наказания: принудительные работы вместо лишения свободы // Человек: преступление и наказание. 2012. № 4. С. 77-81.
ALEKSEJIGOREVICH DROZDOV,
phd in law, associate professor, associate professor of the department of criminal and penal law
Е-mail: [email protected]; ALEKSEY VIKTOROVICH ORLOV, phd in law, associate professor, associate professor of the department of criminal and penal law (Samara Institute of law of the FPS of Russia)
COMPULSORY LABOUR AND DEPRIVATION OF LIBERTY IN COLONIES-SETTLEMENTS:
COMPARATIVE LEGAL STUDY
Annotation: in the article, the existing criminal legislation specifying the possibility of imposing criminal sanctions in the form of compulsory labour as an alternative to incarceration is dealt with. Practicability of imposing this criminal penalty as a substantive form of penal impact on the convicted person is suggested.
To confirm the feasibility and practical significance of the above suggestion, the historical analysis of the prototypes of penalty in the form of compulsory labour from the late 70s to the early 90s of the last century is
carried out; legal institutes of conditional sentencing of convicts to incarceration combines with compulsory labour and of conditional release from prison with mandatory engagement of convict labour are analyzed.
On the basis of historical research, the nature of criminal sanctions in the form of compulsory labour is analyzed; the conclusion is drawn about the tendency of enlarging the existing system of sanctions by incorporating a substantive criminal law measure that combines isolation from society and labour; the place of compulsory labour as a criminal penalty in the whole system of penal sanctions is defined.
In the context of improving legal regulations of compulsory labour, this form of penalty is compared to deprivation of liberty in a colony-settlement. Changes are suggested in order to raise the efficiency of imposing and executing the new type of penal sanctions in the form of compulsory labour; it is proposed to transform into correction centers a certain part of correctional institutions such as colonies-settlements for those convicted for negligent crimes and for the convicts who have committed minor intentional crimes. It is also suggested to retain the correctional institutions of open type for executing the penalty of deprivation of liberty for the convicts transferred from the medium-security and maximum-security colonies.
It is noted that it would be feasible to start executing the penalty in the form of compulsory labour from January 1, 2017, which would serve to solve some logistical and financial problems.
Key words: convicted persons, compulsory labour, correction centre, deprivation of liberty, colony-settlement, criminal penalties, not associated with isolation from society, the system of penal sanctions, mandatory engagement of convict labour, partial isolation, the special commandant's office.
References
1. Golik Y. Ocherednaja modernizacija ugolovnogo kodeksa [Another modernization of the criminal code]. Ugolovnoe pravo - Criminal law, 2012, no. 6, pp. 29-34.
2. Drozdov A. I., Useev R. Z., Marchenko D. E. Ugolovno-ispolnitel'noe pravo: pravovoe regulirovanie is-polnenija nakazani' ne svjazannyh s izoljaciei osujdennogo [Penal law: legal regulation of corrections is not associated with the isolation of the convict]. Samara, 2012, 92 p.
3. Prezident Medvedev vozvrashhaet sovetskuju «himiju» [President Medvedev returns Soviet «chemistry»]. Argumenty i fakty - Arguments and facts. Available at: http://www.irk.aif.ru/society/news/37523 (Accessed 10 December 2014).
4. Grushin F. V. Institut prinuditel'nyh rabot v Rossiiskoi Federacii: istoriko-pravovoi analiz. [Institute of forced labour in the Russian Federation: historical-legal analysis]. Sbornik materialov nauchno-practichesko' konferencii «Ocherednaja ispolnenija ugolovnogo nakazanija v vide prinuditel'nyh rabot» [Proc. the materials of scientific-practical conference «The organization of execution of criminal punishment in the form of forced labor»]. Moscow, Ryazan, 20 September, 2012, pp. 38-47.
5. Useev R. Z., Mishustin S. P., Drozdov A. I. Model' organizatii ispolnenija nakazanija v vide prinuditel'nye rabot [Organization model of execution of punishment in the form of forced labor]. Samara, 2014, 60 p.
6. Malikov B. Z. Politika liberalizacii ugolovnoi otvetstvennosti i nakazanija: prinuditel'nye raboty vmesto lishenija svobody [Policy liberalization of criminal liability and punishment: forced labor instead of prison]. Chelovek: prestuplenie i nakazanie - Man: Crime and the Punishment, 2012, no. 4, pp. 77-81.