Ценообразование в АПК
принципы ценовой стратегии в сельском хозяйстве
Т.А. хуБАЕВ, кандидат экономических наук, доцент Горский государственный аграрный университет
Сельское хозяйство несет огромную социальную нагрузку и независимо от методов ценообразования на ее продукцию, уровень цен и суммы бюджетных дотаций должны обеспечивать: возмещение материальных затрат, высокие темпы роста оплаты труда, уплату обязательных платежей и сборов, массу прибыли, необходимую для ускоренной капитализации и решения социальных проблем. При этом уровень цен на продовольственные товары должен обеспечивать экономическую их доступность для самых малоимущих слоев населения с доходами ниже прожиточного минимума.
Разработка ценовой стратегии на микроуровне производится на основе оценки динамики показателей, формируемых под влиянием цен. Приведем финансовые результаты от реализации основных продуктов по сельскохозяйственным предприятиям Министерства сельского хозяйства Республики Северной Осетии — Алании (табл. 1).
За исследуемый шестилетний период по сельскохозяйственным предприятиям Минсельхоза РСО-Алания среднегодовые темпы прироста затрат на 1 ц продукции опережают среднегодовые темпы прироста реализационных цен по зерну в 2,1 раза, овощам — в 1,96, молоку — 1,3, мясу и птицы — в 1,54. По мясу крупного рогатого скота и свиней реализационные цены опережают затраты на 1 ц продукции в 1,6 и 3,5 раза соответственно. Из этого не следует, что реализация этих продуктов оказалась рентабельной, напротив, остается высокоубыточной.
Из данных, приведенных в табл. 1, видно, что в отдельные годы реализационные цены превышали себестоимость 1 ц реализованной продукции по зерну и картофелю, остальные товарные продукты сельского хозяйства оказались за весь период убыточными. В 2006 г. по сравнению с 2001 г. убыточность картофеля возросла в 1,69 раза; овощей —
6, 7; по молоку — 2,5. Убыточность реализации мяса КРС колеблется в пределах 31,4 — 55 %; свиней — от 24,1 до 66,0 %.
Таковы основные экономические последствия Указа Президента РСФСР от 03.12.1991 №297 «О мерах по либерализации цен», согласно которому со 2 января 1992 г. экономические отношения осуществлялись по свободным (рыночным) ценам и тарифам. Сельское хозяйство было объявлено недотационным. Была поставлена задача о переходе на цены и тарифы, складывающиеся под влиянием спроса и предложения, в том числе и государственных закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию.
Последующие постановления Правительства РФ, принятие федеральных законов по нейтрализации негативных последствий данного указа не привели к существенному улучшению финансового положения сельских товаропроизводителей.
В условиях продолжающейся трансформации экономической системы, сложившегося уровня макро- и микроэкономических показателей по сельскому хозяйству необходимо кардинальное изменение отношения государства к ценообразованию на продукцию сельского хозяйства. При этом для обеспечения корпоративных интересов сельских товаропроизводителей необходима разработка более эффективных принципов управления денежными потоками при формировании финансовых ресурсов, в целях выполнения стратегических задач на основе оптимизации цен на сельскохозяйственную продукцию и уровня бюджетной поддержки.
Не претендуя на абсолютность своих суждений о столь сложной, многофункциональной экономической категории, как цена и ценообразование, попытаемся предложить пути развития государственной политики в области ценообразования
финансы и кредит
51
Таблица 1
Реализации 1 ц продукции по сельскохозяйственным предприятиям, руб.
Показатель Год 2006 г. в % к 2001 г. Среднегодовой темп прироста, %
2001 2002 2003 2004 2005 2006
Затраты на 1 ц продукции
1. Зерно 139,5 139,4 274,3 233,0 253,1 305,1 218,71 16,95
2. Картофель 321,3 348,9 405,7 516,5 583,4 547,7 170,45 11,25
3. Овощи 196,7 248,6 285,0 116,8 368,9 390,2 198,38 14,7
4. Молоко 421,3 476,9 534,6 731,0 925,0 1052,5 249,83 20,1
5. Мясо КРС 3475,2 3764,8 4462,9 5722,9 5171,8 6507,6 187,26 13,37
6. Мясо свиней 5323,2 5317,6 6333,1 9085,3 8066,4 6363,5 119,54 3,64
7. Мясо птицы 2600,0 2465,2 3017,5 3108,7 3297,6 3514,6 135,18 6,22
Реализационная цена 1 ц продукции
1. Зерно 194,4 159,1 229 240,8 227,4 285,76 147,00 8
2. Картофель 309,5 386,7 416,4 457,9 547,6 513,71 165,98 10,65
3. Овощи 187,6 218,4 205,4 108,2 326,8 269,18 143,49 7,5
4. Молоко 376,6 419,2 450,1 565,5 737,2 773,01 205,26 15,47
5. Мясо КРС 2039,9 2582,4 2015,3 2575,7 3059,7 4210,4 206,40 15,6
6. Мясо свиней 2646,3 3086,7 2155,3 3121,6 5322,4 4828,4 182,46 12,79
7. Мясо птицы 2525,1 2334,3 2234,5 2815,9 3063,7 3076,4 121,83 4,05
Прибыль от реализации продукции
1. Зерно 54,9 19,7 -45,3 7,84 -25,8 -19,34 -35,23 -
2. Картофель -11,8 37,8 10,7 -58,6 -35,8 -33,95 287,71 -
3. Овощи -9,1 -30,2 -79,6 -8,6 -42,1 -121,0 1330,11 -
4. Молоко -44,7 -57,7 -84,5 -165,5 -187,8 -279,5 625,35 -
5. Мясо КРС 1435,3 1182,4 2447,6 3147,2 -2112 2297,3 160,06 -
6. Мясо свиней 2676,9 2230,9 4177,8 5963,7 -2744 1535,2 57,35 -
7. Мясо птицы -74,9 -130,9 -783 -292,8 -233,9 -438,3 585,15 -
Рентабельность продукции, %
1. Зерно 39,35 14,13 -16,51 3,37 -10,18 -6,34 -16,11 -
2. Картофель -3,67 10,83 2,64 -11,35 -6,14 -6,20 168,79 -
3. Овощи -4,63 -12,15 -27,93 -7,36 -11,42 -31,02 670,47 -
4. Молоко -10,61 -12,10 -15,81 -22,64 -20,30 -26,56 250,31 -
5. Мясо КРС -41,30 -31,41 -54,84 -54,99 -40,84 -35,30 85,47 -
6. Мясо свиней -50,29 -41,95 -65,97 -65,64 -34,02 -24,12 47,97 -
7. Мясо птицы -2,88 -5,31 -25,95 -9,42 -7,09 -12,47 432,88 -
Источник: по данным сводных годовых отчетов.
на продукцию сельских товаропроизводителей в условиях трансформационной экономики.
В экономике по условиям формирования применяется множество цен, которые подразделяются на свободные, монопольные, демпинговые, регулируемые, фиксированные и предельные. В мировой практике сформировались в основном два подхода к ценообразованию — затратный и рыночный.
При этом независимо от выбранной модели ценообразования структура цены по мере продвижения товара включает определенные элементы, отражающие интересы всех участников товарного производства и обращения от изготовителя до розничной торговли (табл. 2).
В настоящее время применение отпускной оптовой цены для сельских товаропроизводителей
Таблица 2
Структура цены
Элементы цены Виды цены
1. Себестоимость производства и Оптовая цена
реализация продукта + прибыль изготовителя
изготовителя
2. Оптовая цена изготовителя. Оптовая цена
Акциз. НДС отпускная (контрактная)
3. Отпускная цена. Издержки Оптовая цена
посредника. посредников
Прибыль посредника.
НДС посредника
4. Издержки оптовых и розничных Розничная цена
организаций.
Прибыль оптовых и розничных
организаций.
НДС торговых организаций
со структурой: себестоимость, прибыль, косвенные налоги обоснованно и приемлемо только по рентабельным продуктам. При этом масса добавленной стоимости должна обеспечивать ускоренные темпы роста оплаты труда, капитализацию прибыли, своевременное и полное выполнение обязательств перед бюджетом, внебюджетными фондами и контрагентами.
Однако, как видно из данных табл. 1, в реально сложившихся условиях на основные виды сельскохозяйственной продукции цена реализации не покрывает совокупных издержек и косвенных налогов, даже без учета прибыли включаемой в оптовую цену изготовителя.
Затратная модель ценообразования основана на учете совокупных издержек производства — т. е. переменных затрат на единицу продукции, средних накладных (постоянных) на ту же единицу плюс удельная прибыль. Моделирование на практике затратных цен в основном осуществляется с помощью норматива рентабельности к затратам с использованием следующей формулы: Ц = З х (1 + Р),
где Ц — цена;
З — удельные затраты;
Р — рентабельность к затратам.
Метод ценообразования на основе издержек обеспечивает определенный размер прибыли. Для сельских товаропроизводителей затратный метод ценообразования может быть эффективен при условии соблюдения в долгосрочном периоде паритетности цен. Использование затратного метода ценообразования в сельском хозяйстве с учетом высоких темпов роста затрат на приобретаемые материальные ресурсы и необходимой нормы рентабельности на уровне примерно 30 — 40 %, позволяющей обеспечить финансовыми ресурсами структурно-технологическую модернизацию сельского хозяйства, развитие социальной и инженерной инфраструктуры, создание возможностей для финансовой стабилизации, роста собственного капитала сельских товаропроизводителей, приведет к значительному росту цен на реализуемую продукцию.
Использование затратного метода ценообразования сельскими товаропроизводителями затрудняется двумя основными факторами: низким платежеспособным спросом основной части населения, не имеющим достаточных доходов для приобретения продуктов питания на уровне минимальных медицинских норм; цены в сельском хозяйстве как составной части экономической
системы страны находятся в зависимости от общих параметров инфляционных процессов, степени государственного регулирования цен на продукцию смежных отраслей, проводимой налоговой и кредитной политикой.
Использование затратного метода ценообразования может быть реализовано при условии: а) создания реальных возможностей государством сельским товаропроизводителям для снижения издержек производства на единицу продукции на основе интенсификации производства, повышения продуктивности земли и сельскохозяйственных животных; б) обеспечения опережающих темпов роста сельскохозяйственного производства над средними в других отраслях экономики; в) увеличения в 3 — 4 раза государственных субсидий на возмещение затрат сельским товаропроизводителям, радикального снижения доли налогов в конечной цене.
В современных условиях функционирования российской экономики основным методом ценообразования является рыночный. Рыночная цена представляет собой сложный процесс взаимодействия объективных и субъективных факторов, таких как издержки, платежеспособный спрос, наличие свободной конкуренции, уровень государственного регулирования, степень монополизации отрасли и т. д. В стандартных рыночных условиях она предусматривает получение прибыли, что в современных условиях по многим видам сельскохозяйственной продукции не реализуется. В структуре реализованной продукции значительный удельный вес занимают убыточные продукты. Рыночная цена для сельских товаропроизводителей складывается: при низком платежеспособном спросе населения; отсутствии цивилизованного рынка сбыта продукции; под давлением различных перекупщиков; монополизме перерабатывающих предприятий.
В этой связи отметим, что рыночные цены в классическом виде сельскими товаропроизводителями не применяются. Их использование без адекватной бюджетной поддержки в современных условиях ведет к убыточности и дальнейшей де-капитализации сельского хозяйства, так как цены предложения, формируемые на основе корпоративных интересов сельских товаропроизводителей, значительно превышают цены спроса на свободном рынке.
Современное ценообразование на продукцию сельских товаропроизводителей региона носит формально рыночный характер. Формирование цен осуществляется в основном исходя из интере-
финансы и кредит
53
сов покупателей и не учитывает интересов сельских товаропроизводителей. Предприятия сельского хозяйства на свободном продовольственном рынке региона не имеют возможности конкурировать как с поставщиками импортной продукции, так и с продукцией, завозимой из других регионов, с более благоприятными условиями производства и, соответственно, использовать цены предложения с учетом средних региональных издержек производства и нормативной рентабельности.
В современной экономической системе Российской Федерации базовым в ценообразовании признан рыночный метод. В соответствии с этим основную массу товарной продукции сельскохозяйственные предприятия реализуют по ценам, складывающимся на свободном рынке, которые равны или ниже себестоимости продукции. В целях обеспечения условий расширенного воспроизводства, с точки зрения автора, приемлем вариант установления надбавок к ценам реализации, размеры которых должны быть дифференцированы в зависимости от капиталоемкости продукции и уровня прогнозируемой рентабельности.
В соответствии с Законом РФ «О развитии сельского хозяйства» от 29.12.2006 № 264 и постановлением Правительство РФ от 14.07.2007 № 446 «О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы» в качестве приоритетов обозначены: повышение финансовой устойчивости сельского хозяйства; повышение платежеспособности сельских товаропроизводителей; проведение закупочных и товарных интервенций зерна и других значимых продуктов. В основу ценовой политики государства по отношению к сельским товаропроизводителям положены мониторинг цен и осуществление товарных и закупочных интервенций. Это предполагает использование интервенционных цен. Интервенционная цена - повышенная цена закупки некоторых товаров, устанавливаемых государством, в целях поддержки производства данного товара. При этом методология определения интервенционных цен, имеющая для сельских товаропроизводителей принципиальное значение, не сформулирована.
При большой социальной значимости и убыточности товаров может быть использована суб-венционированная цена - цена ниже или равная себестоимости продукции, без учета государственных дотаций производителю.
Данный вид цены, с точки зрения автора, для сельских товаропроизводителей является наиболее предпочтительным при условии, что размеры дотаций обеспечат необходимый уровень рентабельности.
В целях оптимизации ценообразования на продукцию сельских товаропроизводителей необходимо:
1. Создать общенациональную корпорацию по заготовке сельскохозяйственной продукции с правом регулирования объемов производства и уровня прямых государственных дотаций по регионам, позволяющих стимулировать производство стратегически важных продуктов сельского хозяйства для населения России. Это позволит сельскохозяйственным предприятиям иметь возможность планировать производство на очередной хозяйственный год при наличии договоров поставок и гарантированных цен.
2. Учитывая платежеспособный спрос населения, расчетные или интервенционные цены должны быть на уровне, обеспечивающем корпоративные интересы сельских товаропроизводителей.
3. На свободном рынке цены на продовольственные товары должны быть на уровне, обеспечивающем экономическую доступность для всех слоев населения, а для сельских товаропроизводителей быть субвенционированными.
Литература
1. Федеральный закон от 09.07.2002 № 83 «О финансовом оздоровлении сельскохозяйственных товаропроизводителей».
2. Федеральный закон от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства».
3. Протокол заседания Межведомственной федеральной комиссии по финансовому оздоровлению сельскохозяйственных товаропроизводителей от 25.02.2003 № 4.
4. Борисов А Б. Большой экономический словарь. Издание 2-е. - И.: Книжный мир, 2007. - 860 с.
5. Селезнева Н. Н., Ионова А. Ф. Финансовый анализ. Управление финансами. - М., 2003.
6. Сенчагов В. К, Архипова А. И. и др. Финансы, денежное обращение и кредит. - М., 2004.
7. Иващенко Н. П., Ахмедов П. Ф., Белолипецкий В. Т. и др. Экономика фирмы. - М., 2006.
8. Шеремет А. Д., Ионова А. Ф. Финансы предприятий: менеджмент и анализ: Учеб. пособие. -2-е изд., испр. и доп. - М.; 2007. - 479 с.