Научная статья на тему 'Принципы трансформации современной деструктивной застройки в историческом центре города (на примере города Томска)'

Принципы трансформации современной деструктивной застройки в историческом центре города (на примере города Томска) Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
284
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОРОД / ИСТОРИЧЕСКИЙ ЦЕНТР / АРХИТЕКТУРНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ / ДЕСТРУКТИВНАЯ ЗАСТРОЙКА / ТРАНСФОРМАЦИЯ / СОХРАНЕНИЕ НАСЛЕДИЯ / CITY / HISTORICAL CENTRE / ARCHITECTURALLY-ART ORIGINALITY / DISHARMONY BUILDING / TRANSFORMATION / CONSERVATION OF THE HERITAGE

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Романова Лариса Степановна, Литвинова Ольга Геннадьевна

В статье авторы предлагают пути реабилитации пространства исторических центров российских городов, сформированного веками и нарушенного в процессе строительства новых объектов. Учитывая ключевую роль пространственной организации в формировании архитектурно-художественного своеобразия городских центров, авторы разработали принципы трансформации новой деструктивной застройки, позволяющие воссоздать целостность восприятия среды исторических центров городов (на примере крупного сибирского города Томска). Предлагаемые принципы трансформации, которые базируются на исследованиях авторов, получивших финансовую поддержку Российского фонда фундаментальных исследований, могут стать идеологической основой для формирования новой специализации направления «Архитектура» в системе архитектурного образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Романова Лариса Степановна, Литвинова Ольга Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES TO TRANSFORMATIONS OF MODERN DISHARMONY CONSTRUCTION IN TOWN HISTORICAL CENTRE (ON EXAMPLE OF THE CITY TOMSK)

In the article the authors offer the ways to rehabilitations of historical centers in Russian cities, generated by centuries and broken in the process of new objects construction. Considering the significance of the spatial organization in formation of architecturally-art originality of the city centers, authors have developed principles of transformations of the new destructive building, allowing to recreate integrity of the perception of the environment of the city historical centers (on example of the large Siberian city Tomsk). Offered principles of transformations, which are based on researches of the authors, received financial support of the Russian fund of basic researches. These principles can become an ideological basis for the formation of new «Architecture» specialization in a system of architectural education.

Текст научной работы на тему «Принципы трансформации современной деструктивной застройки в историческом центре города (на примере города Томска)»

УДК 069.4:069.6+72.01/.067.2

РОМАНОВА ЛАРИСА СТЕПАНОВНА, канд. архит., доцент, советник РААСН, член ТОСА,

[email protected]

ЛИТВИНОВА ОЛЬГА ГЕННАДЬЕВНА, аспирант, [email protected]

Томский государственный архитектурно-строительный университет, 634003, г. Томск, пл. Соляная, 2

ПРИНЦИПЫ ТРАНСФОРМАЦИИ СОВРЕМЕННОЙ ДЕСТРУКТИВНОЙ ЗАСТРОЙКИ В ИСТОРИЧЕСКОМ ЦЕНТРЕ ГОРОДА (НА ПРИМЕРЕ ГОРОДА ТОМСКА)

В статье авторы предлагают пути реабилитации пространства исторических центров российских городов, сформированного веками и нарушенного в процессе строительства новых объектов. Учитывая ключевую роль пространственной организации в формировании архитектурно-художественного своеобразия городских центров, авторы разработали принципы трансформации новой деструктивной застройки, позволяющие воссоздать целостность восприятия среды исторических центров городов (на примере крупного сибирского города Томска). Предлагаемые принципы трансформации, которые базируются на исследованиях авторов, получивших финансовую поддержку Российского фонда фундаментальных исследований, могут стать идеологической основой для формирования новой специализации направления «Архитектура» в системе архитектурного образования.

Ключевые слова: город, исторический центр, архитектурно-художественное своеобразие, деструктивная застройка, трансформация, сохранение наследия.

ROMANOVA, LARISA STEPANOVNA, Cand. of arch. sc., assoc. prof., advisor of the Russian Academy of Architecture and Building Sciences, member of TOSO, [email protected]

LITVINOVA, OLGA GENNADJEVNA, P.G.,

[email protected]

Tomsk State University of Architecture and Building,

2 Solyanaya sq., Tomsk, 634003, Russia

PRINCIPLES TO TRANSFORMATIONS OF MODERN DISHARMONY CONSTRUCTION IN TOWN HISTORICAL CENTRE (ON EXAMPLE OF THE CITY TOMSK)

In the article the authors offer the ways to rehabilitations of historical centers in Russian cities, generated by centuries and broken in the process of new objects construction. Considering the significance of the spatial organization in formation of architecturally-art originality of the city centers, authors have developed principles of transformations of the new destructive building, allowing to recreate integrity of the perception of the

© Л.С. Романова, О.Г. Литвинова, 2010

environment of the city historical centers (on example of the large Siberian city Tomsk). Offered principles of transformations, which are based on researches of the authors, received financial support of the Russian fund of basic researches. These principles can become an ideological basis for the formation of new «Architecture» specialization in a system of architectural education.

Keywords: city, historical centre, architecturally-art originality, disharmony building, transformation, conservation of the heritage.

Масштаб и темпы нового строительства в историческом центре старинного сибирского города Томска1, нарушающего исторически сложившийся городской каркас, объективно обусловливают перспективу утраты особенностей градостроительной культуры российского провинциального города, формировавшегося более трёх столетий, его архитектурно-художественного облика, в котором определяющая роль принадлежит деревянной застройке второй половины XIX - начала XX века (рис. 1-3).

Базой для разработки теоретических принципов трансформации современной деструктивной застройки в историческом центре Томска послужили результаты исследований, проведенных авторами2:

1. Изучение и анализ градостроительных проектов по сохранению историко-архитектурного наследия Томска и развитию города (с 1982 по 2008 гг.) позволили выявить состояние целостности архитектурно-исторической среды в указанные периоды, законодательно установленные территории исторического центра, подлежащие сохранению, и режимы, регламентирующие на них соответствующую деятельность.

2. Впервые были изучены, проанализированы и систематизированы материалы натурного обследования исторических кварталов Томска (выполнены на АФ ТГАСУ), выявлен масштаб нового строительства в историческом центре города за период 1994-2008 гг., степень градостроительного, функционального и художественного соответствия современных объектов статусу территории и типу исторической среды. Определены характер и степень их воздействия на целостность исторической среды Томска, получившего в 1990 г. статус исторического города. Выявлены и научно обоснованы негативные качества деструктивной застройки, её процентный состав относительно новой застройки на территории исторического центра.

3. Сопоставление результатов анкетирования, натурного обследования кварталов исторического центра старинного сибирского города и качественного анализа новых объектов с учётом их воздействия на целостность архитектурно-исторической среды позволили впервые получить научнообоснованное видение реально осуществленной нивелировки архитектурнохудожественного своеобразия Томска.

1 Томск возник как один из форпостов на востоке России в октябре 1604 г. по указу Бориса Годунова.

2 Данное исследование выполняется при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований: проект РФФИ 08-06-13528-офи ц «Принципы сохранения историкокультурного наследия в историческом центре городов при внедрении современной деструктивной застройки (на примере города Томска) 2008, 2009 гг.

СЛ

Рис. 1. План-панорама города Томска первой четверти XX века, автор Ю.П. Нагорнов, профессор кафедры инженерной графики ТГАСУ (1990-1998)

Л.С. Романова, О.Г. Литвинова

Рис. 2. Анализ пространственной организации исторического фрагмента города Томска по состоянию на 1979 год. Выполнен по материалам: План-панорама города Томска первой четверти XX века, автор Ю.П. Нагорнов, профессор кафедры инженерной графики ТГАСУ (1990-1998). Рисунок О.Г. Литвиновой

чо

Принципы трансформации современной деструктивной застройки

Рис. 3. Анализ пространственной организации исторического фрагмента города Томска по состоянию на 2009 год. Выполнен по материалам: план-панорама города Томска первой четверти XX века, автор Ю.П. Нагорнов, профессор кафедры инженерной графики ТГАСУ (1990-1998) и аэрофотосъёмка 2006 года. РисунокО.Г. Литвиновой

Л.С. Романова, О.Г. Литвинова

4. На основе проведённых исследований предложена классификация новой застройки по степени её влияния на сложившуюся историкоархитектурную среду исторического центра Томска [2, с. 65-76].

Трансформация в переводе с латинского языка - преобразование, превращение. В данном случае речь идёт о преобразовании современной застройки, деструктивной в сложившейся архитектурной среде исторического центра Томска. Точнее сказать - о преобразовании её качеств, благодаря которым современные здания вступают в конфликт с окружающими историческими постройками, разрушая сложившийся к 1920-м годам архитектурнохудожественный облик «Сибирских Афин».

Возможно ли осуществить такое превращение? Авторы считают, что в современных условиях это единственный путь к сохранению градостроительного и архитектурного наследия Томска, а также других российских городов, где целостность пространственной композиции исторических центров - ключевой составляющей архитектурно-художественного своеобразия нарушена внедрением дисгармоничной застройки. Что, если за счёт трансформации деструктивных качеств современных зданий вернуть пространственной организации исторического центра города или его фрагментов утраченные качества? Другими словами, с помощью художественных приёмов, создающих иллюзию былого пространства, вернуть целостность восприятия исторического фрагмента города или иллюзию сохранения его архитектурнохудожественного своеобразия.

Стоит ли игра свеч? Да! Недооценка сложившейся ситуации может дорого обойтись нашему государству. Ведь обезличенные, утратившие своеобразие города становятся серьёзной преградой формированию и росту национального самосознания - качества, без которого нет будущего ни для какого народа, ни для какого государства.

В основе идеи трансформации, заявленной авторами на конкурс грантов РФФИ в 2008 г., лежит приём нейтрализации дисгармоничных зданий - наиболее реальный и дешёвый среди других известных приёмов - снос и реконструкция [3, с. 20, 21].

Нейтрализовать негативные (деструктивные, дисгармоничные) качества новой застройки в исторической среде в свете обозначенной выше проблемы -задача минимум. Осуществить трансформацию негативных качеств нового объекта в позитивные качества - задача более высокого порядка. Эта интереснейшая творческая задача может быть решена с помощью средств монументального искусства - живописи, суперграфики, витражей и пр. Следует подчеркнуть, что предлагаемые теоретические принципы трансформации новой деструктивной застройки в историческом центре городов (на примере города Томска) могут стать основой формирования идеологии нового вида архитектурной деятельности, для которой с учётом реально сложившейся ситуации в исторических центрах российских городов созрели объективные предпосылки.

При разработке принципов трансформации деструктивной новой застройки в исторических центрах городов авторы учитывали такие факторы, как:

- массовость и динамичность процесса - деградации пространственной структуры исторических центров российских городов;

- особенности социально-экономического устройства современной России.

Важным условием применения теоретических принципов в практической деятельности является обязательное соблюдение всех нижеприведённых принципов трансформации новой деструктивной застройки в исторических центрах городов независимо от количества таких объектов на конкретно рассматриваемой территории.

Принцип воссоздания целостности восприятия исторически сложившейся объёмно-пространственной композиции исторического центра города или его фрагмента при внедрении новых деструктивных объектов заключается в нейтрализации или трансформации негативных качеств новых объектов, повлиявших на её искажение.

Данный принцип является основополагающим, поскольку пространственная организация городской территории в сочетании с природным ландшафтом играет важнейшую роль в формировании самобытности и своеобразия архитектурно-художественного облика города или его фрагмента.

Принцип базируется на тщательных предпроектных исследованиях, в результате которых выявляются характеристики исторически сложившейся пространственной организации исторического центра города или его фрагмента, а также пространственные изменения, произошедшие вследствие внедрения новых деструктивных объектов.

Реализация принципа позволит восстановить восприятие исторически сложившейся пространственной иерархии конкретной территории, оказавшей влияние на формирование её самобытности и своеобразия архитектурнохудожественного облика.

Принцип сохранения физических габаритов деструктивных новых объектов в историческом центре города или его фрагмента заключается в сохранении основных физических параметров объектов при необходимой корректировке масштаба конкретного объекта за счёт средств нейтрализации или трансформации.

Данный принцип вытекает из предыдущего принципа и базируется на тщательном предпроектном анализе, всесторонне характеризующем как территорию, на которой возник новый деструктивный объект, так и сам объект.

Принцип сохранения функционального назначения деструктивных новых объектов в историческом центре города или его фрагмента заключается в сохранении планировочной структуры объектов и существующей функции и предполагает сохранение комфортности пребывания в здании после проведённой нейтрализации или трансформации.

При необходимости функция может меняться с учётом сохранения основных конструктивных особенностей объекта.

Принцип максимального сохранения архитектурной стилистики деструктивных новых объектов в историческом центре города или его фрагмента заключается в сохранении основных стилистических характеристик новых объектов при необходимой корректировке их негативных качеств за счёт средств нейтрализации или трансформации.

Данный принцип базируется на предварительном изучении и выявлении ценностных характеристик современных объектов и уважительном отноше-

нии к архитектурной стилистике различных временных периодов. Такой подход позволит зафиксировать историю развития архитектуры конкретного региона России. Применение данного принципа относится только к объектам, имеющим архитектурно-художественную ценность.

Принцип сохранения экспозиционной ценности исторического центра города или фрагмента, архитектурно-художественное своеобразие которого разрушено внедрением новой деструктивной застройки, заключается в реабилитации пространственной иерархии конкретной исторической территории и создании привлекательных архитектурно-художественных качеств новых объектов в результате их трансформации.

Данный принцип базируется:

- на изучении особенностей исторического облика территории, её деградации за счёт появления новых объектов, качественных характеристик этих объектов; условий визуального восприятия конкретных объектов в сложившейся среде [1];

- на использовании средств архитектурно-художественной выразительности, не только приемлемых в процессе трансформации новых объектов, но и значительно повышающих их архитектурно-художественные качества.

Реализация данного принципа позволит использовать реабилитированные территории исторического центра с новой деструктивной застройкой для развития туризма, который может стать необходимым экономическим ресурсом для трансформации деструктивной застройки.

В настоящее время на кафедре реставрации и реконструкции архитектурного наследия Томского государственного архитектурно-строительного университета в качестве экспериментальной части выполняемого исследовании разрабатывается дипломный проект, базирующийся на предлагаемых принципах3, которые в процессе проектирования могут подвергнуться качественным и количественным изменениям.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие : [пер. с англ.] / Р. Арнхейм. - М. : Ар-хитектура-С, 2007. - 392 с.

2. Романова, Л.С. Современная застройка в исторических центрах городов. Исследования. Проблемы. Перспективы / Л.С. Романова, О.Г. Литвинова. - Вестник ТГАСУ. - № 2. -2009. - 178 с.

3. Тренин, А.Б. Разработка историко-архитектурных опорных планов и проектов зон охраны памятников истории и культуры исторических населённых мест: методические рекомендации / Министерство культуры РСФСР. Объединение «Росреставрация». - Москва, 1990. - 37 с.

3 Проект нейтрализации Театра драмы в г. Томске. Автор студентка VI курса АФ Т.В. Фетисова, руководители: Л.С. Романова, Е.Н. Колокольцева, О.Г. Литвинова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.