ФИРСТОВ М. И., ЖУЛИНА М. А.
ПРИНЦИПЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ ТУРИЗМА НА ОСНОВЕ
КЛАСТЕРНОГО ПОДХОДА Аннотация. В статье рассматриваются принципы территориальной организации туризма на основе кластерного подхода. Авторы акцентируют внимание на формировании туристских кластеров как ключевых элементов территориальной организации и их структурных особенностях применительно к сфере туризма.
Ключевые слова: туризм, кластер, региональная политика, территориальная организация, внутренний туризм.
FIRSTOV M. I., ZHULINA M. A.
THE PRINCIPLES OF TOURISM TERRITORIAL ORGANIZATION:
THE CLUSTER APPROACH Abstract. The article deals with the territorial organization of tourism on the basis of cluster approach. The authors focus on the formation of tourist clusters as the key element of tourism territorial organization.
Keywords: tourism, cluster, regional policy, territorial organization, domestic tourism.
Сегодня с уверенностью можно говорить о том, что в России на государственном уровне выработалось понимание необходимости интенсивного развития отечественного туристского сектора. Сразу после утверждения в 2011 году федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)» многие регионы страны приступили к разработке либо корректировки соответствующих региональных программ. На сегодняшний день подобные программы сформированы и реализуются более чем в шестидесяти субъектах Российской Федерации.
Практически каждая из них, вне зависимости от предложенной структуры, нацелена на решение характерных для туристской отрасли проблем: недостаточное развитие туристской и сопутствующей инфраструктуры, низкое качество предоставляемых туристских услуг, недостаточное информационное обеспечение туризма, слабая подготовленность туристских кадров. Данные программы подготовлены с учетом проведенных исследований туристско-рекреационного потенциала регионов и выделяют для каждой территории приоритетные виды туризма. Перечень сформулированных в них мероприятий кажется абсолютно обоснованным и исчерпывающим для решения поставленных задач. Однако практика реализации данных программ показывает, что в
большинстве случаев исполнение намеченного плана мероприятий не приводит к интенсивному формированию в регионах современных туристско-рекреационных комплексов и кратному увеличению въездного туристского потока.
Причина несоответствия запланированных и фактических результатов производимых усилий видится нам в отсутствии четкого территориального планирования при формировании стратегии развития региональных туристских систем. Большинство программных инструментов, сформированных в субъектах Российской Федерации, носят исключительно функциональный характер и не имеют ясно сформированных рекомендаций относительно пространственной организации туризма.
Общеизвестно, что развитие туризма напрямую зависит от широкого перечня факторов и отраслей: природно-климатических и культурно-исторических ресурсов, транспорта, связи, торговли, здравоохранения, безопасности, образования, спорта, финансовой сферы, рекламно-информационной среды, административного управления. Эффективное развитие туризма можно ожидать лишь там, где наиболее оптимально сочетаются все эти факторы.
Существующая политика регионов зачастую не учитывает данного положения туристской отрасли. Размещение объектов туристской индустрии осуществляется хаотично, исходя из наличия на той или иной территории определенных располагающих к тому факторов, при этом должной консолидации усилий между представителями различных сфер социально-экономической деятельности не происходит: например, строительство нового санаторного комплекса не сопровождается обеспечением прилегающей территории качественной сотовой связью, реконструкция этнокультурного центра не обеспечивается ремонтом автомобильной дороги. Таким образом, отсутствие грамотной схемы территориального планирования, значительное рассредоточение объектов заведомо закладывает в формируемый туристский комплекс характеристики, понижающие уровень его конкурентоспособности.
Целесообразным подходом при формировании программы развития туризма в регионе нами видится выявление наиболее перспективных «точек роста» и концентрации основных финансовых и организационных усилий на формировании локализованных туристских центров, обеспеченных полным спектром необходимых сопутствующих элементов.
Максимальная локализация объектов туристской индустрии позволит получить реальные преимущества, которые можно определить как синергетический эффект. Среди них:
- снижение издержек на создание сопутствующей инфраструктуры;
- снижение фактора сезонности в деятельности предприятий сферы туризма за счет расширения перечня предлагаемых услуг;
- удешевление конечного туристского продукта за счет сокращения трансфертных расходов;
- возможность предложения туристам более интенсивных программ пребывания за счет сокращения времени, проведенного в пути;
- упрощение координации туристских потоков и контроля качества туристских услуг;
- возможность формирования более четкой политики продвижения туристского продукта;
- повышение инвестиционной привлекательности туристского комплекса за счет формирования удобной инвестиционной площадки, обеспеченной необходимой инфраструктурой и имеющей стабильный туристский спрос.
Предполагается, что сконцентрировав основные усилия на развитии туристской индустрии в строго определенном, узко очерченном пространстве, можно добиться максимально высоких показателей роста туристской привлекательности при минимизации затрат. При этом созданный центр впоследствии окажет стимулирующее воздействие на развитие прилегающих территорий, чему будет способствовать их естественная интеграция в отсутствии административных и иных границ.
Подобная концепция определена как наиболее эффективная для развития отечественного туристского сектора федеральной целевой программой «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». Согласно положениям данной программы за восемь лет ее реализации из средств федерального бюджета на нужды отечественного туристского сектора планируется выделить 96 млрд. рублей. При этом основную часть средств планируется направить на софинансирование инвестиционных проектов, сформированных в соответствии с кластерной системой [2].
В качестве основополагающего элемента при планировании развития туристского сектора России в программе предлагается принять туристско-рекреационный кластер (ТРК).
Для лучшего понимания того, что представляет собой ТРК, и каким должен быть порядок его формирования и развития, следует рассмотреть подробнее суть данного понятия.
Понятие «кластер», изначально тяготеющее к определению формы взаимодействия производственных сил, сегодня широко применяется во всех отраслях хозяйственной деятельности. Кластер - сконцентрированная на некоторой территории группа взаимосвязанных организаций: поставщиков продукции, комплектующих и
специализированных услуг; объектов инфраструктуры; научно-исследовательских и финансовых институтов; вузов; регулирующих и иных организаций, взаимодополняющих друг друга и усиливающих конкурентные преимущества отдельных компаний и кластера в целом.
Характерными признаками кластера являются:
- максимальная географическая близость;
- родство технологий;
- общность ресурсной базы;
- наличие инновационной составляющей.
В федеральной программе развития туризма ТРК определяется как комплекс взаимосвязанных объектов рекреационной и культурной направленности - коллективных средств размещения, предприятий питания и сопутствующих сервисов, снабженных необходимой обеспечивающей инфраструктурой [3]. Иными словами, под ТРК понимается не что иное, как перечень локализованных объектов туристской индустрии и сопутствующей инфраструктуры в наиболее широком ее понимании. Данное определение, безусловно, является верным. Однако оно не дает нам представления о том, по каким принципам формируется и развивается эффективный туристско-рекреационный кластер. Для более глубокого понимания данного вопроса требуется детализировать понятие туристского кластера.
В составе регионального туристско-рекреационного кластера нами выделены следующие структурные элементы:
- комплекс специализированных туристских предприятий. Основу данного комплекса образуют коллективные средства размещения: гостиницы, базы отдыха, санатории, кемпинги, детские лагеря и прочие. В пределах непосредственной близости размещаются предприятия питания, составляющие неотъемлемую часть обслуживания туристов. На обеспечении полноценного отдыха и досуга специализируются различные предприятия, формирующие основу туристской активности в пределах территории: развлекательные центры, горнолыжные комплексы, экскурсионные бюро, центры по прокату туристского снаряжения, музеи, аквапарки. Кроме того, в пределах рекреационных зон действует специализированный транспорт: экскурсионные автобусы, прогулочные суда, фуникулеры;
- комплекс природных условий и ресурсов характеризует территорию с точки зрения ее пригодности для развития определенных видов туризма, комфортности пребывания туристов, а также сезонных особенностей функционирования ТРК;
- логистический комплекс характеризует транспортную доступность территории, подразумевает оценку удаленности основных рынков формирования туристского спроса, качества подъездных автомобильных путей, их транзитную нагрузку, уровень развития железнодорожного, авиационного, речного, морского сообщения;
- социально-бытовой комплекс является тесно связанным с комплексом специализированных туристских предприятий и включает организации и учреждения, предоставляющие потребителям туристского продукта, наряду с местными жителями, услуги социального характера: торговля, здравоохранение, общественный транспорт, культура и искусство, развлечения, связь, безопасность;
- информационный комплекс обеспечивает продвижение туристского продукта на внутреннем и внешнем рынках. Помимо средств массовой информации, Интернет-ресурсов, рекламных агентств, туристско-информационных центров и иных субъектов, чья деятельность направлена на популяризацию туристского продукта, комплекс включает в себя перечень существующих и потенциальных туристских брендов, сложившийся имидж территории в целом;
- образовательный комплекс призван обеспечить непрерывный процесс подготовки квалифицированных кадров для туристско-рекреационной отрасли;
- событийный комплекс - тот структурный элемент, который необходимо рассматривать отдельно, поскольку он является значимым и зачастую самодостаточным фактором в формировании туристских потоков;
- административный комплекс обеспечивает планирование развития, координацию и контроль в нутрии туристско-рекреационного кластера, в значительной мере объединяет остальные элементы, выделяемые в структуре кластера, в единую организованную систему. Его эффективность определяется, прежде всего, деятельностью органов государственной власти, качеством сформированной законодательной базы, регулирующей туристскую сферу, наличием в регионе саморегулируемых организаций в сфере туризма;
- наконец, финансовый комплекс, который подразумевает обязательное наличие средств, направляемых на развитие кластера, и должен характеризоваться как высоким уровнем частной инвестиционной активности, так и наличием необходимых бюджетных ресурсов [1].
Представленная структура дает нам исчерпывающее понимание того, что представляет собой туристско-рекреационный кластер, и позволяет производить наиболее эффективный анализ любой туристско-рекреационной системы на предмет потенциала ее развития.
Последовательный анализ территории по девяти предложенным элементам позволяет сформировать четкое представление о существующих сильных и слабых сторонах формируемого кластера, очертить его границы и предложить эффективную программу развития, основанную на пропорциональном совершенствовании выделенных элементов и предполагающую четкое разграничение обязанностей органов государственно власти и иных заинтересованных сторон в комплексном развитии территории. В конечном итоге, целенаправленные усилия в различных сферах социально-экономической деятельности приведут к формированию единой конкурентоспособной саморегулируемой системы -туристско-рекреационного кластера.
ЛИТЕРАТУРА
1. Дунец А. Н. Организация и территориальное планирование туристско-рекреационных кластеров // Перспективы науки. - 2010. - № 5. - С. 5-11.
2. Жулина М. А. Аспекты формирования региональной программы развития туризма Республики Мордовия / М. А. Жулина, М. И. Фирстов, Н. Е. Нехаева // Вестник НИИ гуманитарных наук при Правительстве Республики Мордовия. - 2013. - № 2. - С. 35-43.
3. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 августа 2011 г. № 644 «О федеральной целевой программе «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 годы)». - [Электронный ресурс: Официальный сайт Информационно-правового портала «Гарант»]. - Режим доступа: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/55071986/.