Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ'

ПРИНЦИПЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ / РЕАЛЬНОЕ И ВИРТУАЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ / ТЕХНОЛОГИИ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА / ПОДГОТОВКА ОБУЧАЮЩИХСЯ / PRINCIPLES OF IMPROVEMENT / REAL AND VIRTUAL EQUIPMENT / ARTIFICIAL INTELLIGENCE TECHNOLOGIES / TRAINING OF STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Карелина М. В.

Введение. Развитие научно-технических инноваций во многих сферах общественной жизни вызывает у работодателей потребность изменить требования к принципам организации подготовки кадров, и в том числе будущих сотрудников транспортной отрасли. Цель статьи. Сформулировать основные принципы совершенствования профессиональной подготовки кадров, обеспечивающие функционирование железнодорожного транспорта в условиях применения реального и виртуально представленного автономного оборудования и устройств, функционирующих на базе технологий искусственного интеллекта и робототехнических комплексов. Методология и методы исследования. Исследование в работе проводится на основе теоретических методов исследования. Результаты исследования. Сформированы основные принципы совершенствования профессиональной подготовки учащихся транспортных вузов, связанные с профессиональной направленностью обучения; комбинированным представлением содержания учебной информации; структуризацией содержания учебного материала; подготовкой обучающихся в соответствии с современными достижениями научно-технического прогресса в области искусственного интеллекта и роботизации; обеспечением информационной безопасности личности; предотвращением возможных негативных последствий использования реального и виртуально представленного автономного оборудования и устройств, функционирующих на базе технологий искусственного интеллекта и робототехнических комплексов; созданием цифровой образовательной среды как комплекса программно-методических и технологических условий, обеспечивающих информационное взаимодействие между участниками образовательного процесса с интерактивными технологическими средствами и устройствами. Заключение. Представленные в работе принципы позволят совершенствовать систему профессиональной подготовки кадров в транспортных вузах и более тщательно продумывать организационные формы, содержание и методы обучения студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Карелина М. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PRINCIPLES OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT TRAININGOF PERSONNEL FOR THE RAILWAY INDUSTRY IN MODERN CONDITIONS

Introduction. The development of scientific and technical innovations in many areas of public life, causes the need for employers to change the requirements for the principles of organization of training, including for future employees of the transport industry. Purpose of article. To formulate the basic principles of improving professional training of personnel that ensure the functioning of railway transport in the conditions of using real and virtual Autonomous equipment and devices that operate on the basis of artificial intelligence technologies and robotic complexes. Research methodology and methods. The research is carried out on the basis of theoretical research methods. Research result. Basic principles of professional training of students of transport higher education entities involved: with the professional orientation of training; with a combined representation of the contents of educational information; structuring the content of educational material; preparing students to modern achievements of scientific-technical progress in the field of artificial intelligence and robotics; ensuring information security of the individual against a large amount of information; to prevent possible negative consequences of using real and virtual Autonomous equipment and devices that operate on the basis of artificial intelligence technologies and robotic complexes; to create a digital educational environment as a set of software, methodological and technological conditions that ensure information interaction between participants in the educational process with interactive technological tools and devices Conclusion. The principles of professional training presented in this paper will allow us to improve the system of professional training in transport universities and to think more carefully about the organizational forms, content and methods of teaching students.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ»

НЕПРЕРЫВНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

УДК 656.22.656.25

М. В. Карелина

Кандидат технических наук, доцент кафедры «Технология транспортных процессов», Российский университет транспорта (МИИТ), г. Москва E-mail: mv_karelina@ mail.ru

Maria V. Karelina PhD (Engineering Science), Associate Professor of the Chair "Technology of Transport Processes", Russian University of transport (MIIT), Moscow, Russia

ПРИНЦИПЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ КАДРОВ ДЛЯ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ ОТРАСЛИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Введение. Развитие научно-технических инноваций во многих сферах общественной жизни вызывает у работодателей потребность изменить требования к принципам организации подготовки кадров, и в том числе будущих сотрудников транспортной отрасли.

Цель статьи. Сформулировать основные принципы совершенствования профессиональной подготовки кадров, обеспечивающие функционирование железнодорожного транспорта в условиях применения реального и виртуально представленного автономного оборудования и устройств, функционирующих на базе технологий искусственного интеллекта и робототехнических комплексов.

Методология и методы исследования. Исследование в работе проводится на основе теоретических методов исследования.

Результаты исследования. Сформированы основные принципы совершенствования профессиональной подготовки учащихся транспортных вузов, связанные с профессиональной направленностью обучения; комбинированным представлением содержания учебной информации; структуризацией содержания учебного материала; подготовкой обучающихся в соответствии с современными достижениями научно-технического прогресса в области искусственного интел-

Как цитировать статью: Карелина М. В. Принципы совершенствования профессиональной подготовки кадров для железнодорожной отрасли в современных условиях // Отечественная и зарубежная педагогика. 2020. Т. 1, № 5 (71). С. 116-124.

лекта и роботизации; обеспечением информационной безопасности личности; предотвращением возможных негативных последствий использования реального и виртуально представленного автономного оборудования и устройств, функционирующих на базе технологий искусственного интеллекта и робототехнических комплексов; созданием цифровой образовательной среды как комплекса программно-методических и технологических условий, обеспечивающих информационное взаимодействие между участниками образовательного процесса с интерактивными технологическими средствами и устройствами.

Заключение. Представленные в работе принципы позволят совершенствовать систему профессиональной подготовки кадров в транспортных вузах и более тщательно продумывать организационные формы, содержание и методы обучения студентов.

Ключевые слова: принципы совершенствования, реальное и виртуальное оборудование, технологии искусственного интеллекта, подготовка обучающихся.

Введение

Современные условия развития экономики страны, обусловленные уровнем совершенствования научно-технических инноваций, предъявляют новые требования к принципам организации подготовки специалистов, в том числе будущих сотрудников транспортной отрасли. В соответствии с целями учебного процесса дидактические принципы рассматриваются как главное условие, определяющее содержание, организационные формы и методы образовательного процесса. Анализ научных работ С. А. Бешенкова, Я. А. Ваграменко, И. Е. Вострокнутовой, Н. В. Геровой, О. А. Козлова, Л. П. Мартиросян, И. Ш. Мухаметзянова, И. В. Роберт, Т. Ш. Шихнабиевой и других позволил выявить дидактические принципы обучения в условиях информатизации образования.

Цель статьи. Сформулировать основные принципы совершенствования профессиональной подготовки кадров, обеспечивающие функционирование железнодорожного транспорта в условиях применения реального и виртуально представленного автономного оборудования и устройств, функционирующих на базе технологий искусственного интеллекта и робототехнических комплексов.

Методология и методы исследования. Исследование проводится на основе теоретических методов исследования.

Результаты исследования

1. Принцип профессиональной направленности предусматривает:

- развитие у обучающихся представлений о возможностях стационарных технических средств, их элементах и устройствах, функционирующих на базе технологий искусственного интеллекта и робото-технических комплексов;

- формирование у обучающихся совокупности компетенций, включающих знания, умения и опыт в решении профессиональных задач, самостоятельном выборе способов и средств их решения с помощью реального и виртуально представленного автономного оборудования и устройств железнодорожного транспорта, функционирующих на базе технологий искусственного интеллекта и робо-тотехнических комплексов [9, с. 124];

- обеспечение обучающихся возможностью использовать средства реального и виртуально представленного автономного оборудования и устройства железнодорожного транспорта, функционирующие на базе технологий искусственного интеллекта и робототехнических комплексов для выработки у них устойчивых профессиональных навыков деятельности, что в будущем позволит решать актуальные профессиональные задачи с минимальными временными и энергетическими затратами [2, с. 151];

- обеспечение возможности для саморефлексии полученных профессиональных навыков на реальном и виртуальном автономном оборудовании и устройствах железнодорожного транспорта, функционирующих на базе технологий искусственного интеллекта и ро-бототехнических комплексов [7, с. 84].

Для реализации принципа профессиональной направленности предполагается использовать в процессе обучения материалы, формирующие теоретические и практические основы дисциплины, с применением стационарных высокотехнологичных тренажеров, основанных на технологиях искусственного интеллекта, и дистанционных видов обучения с использованием программно-аппаратных средств.

2. Принцип комбинированного представления содержания учебной информации предполагает:

- включение в содержание подготовки материалов по специальности студента в виде визуальной информации (презентационные материалы, модели изучаемых объектов, в том числе и динамически

представленные);

- электронный образовательный ресурс (тексты для подготовки к теоретическими практическим занятиям, методические пособия для работы с тренажерами), звукового и видеоизображения предоставляемых в тренажерах объектов и их компонентов [10, с. 39].

3. Принцип структуризации (модульной структуры) содержания учебного материала предполагает:

- формирование структуры содержания обучения в виде отдельных блоков, каждый из которых представлен в виде модулей, отражающих конкретные темы для изучения [3, с. 63];

- формирование блоков в соответствии с последовательностью усваивания знаний, формирования умений и навыков, состоящих из: а) понятий и сведений об искусственном интеллекте, возможности использования систем искусственного интеллекта; возможности использования роботизацизированных устройств, в том числе с элементами искусственного интеллекта в транспортых системах [1, с. 124; 5, с. 132; 6, с. 201]; б) практического модуля, включающего ознакомительные, обучающие и аналитические компаненты [17, с. 181].

4. Принцип соответствия содержания подготовки обучающихся современным достижениям научно-технического прогресса в области искусственного интеллекта и роботизации предполагает:

- интегративный характер содержания подготовки студентов бакалавриата и магистратуры, который реализуется сочетанием теоретической подготовки и формированием у обучающихся практических умений использовать роботизированные устройства, применять технологии искусственного интеллекта для решения задач в будущей профессиональной деятельности [11, с. 89];

- формирование психологически комфортных условий информационного взаимодействия обучающегося с интерактивным контентом электронных ресурсов [16, с. 167].

5. Принцип интеллектуализации учебной деятельности предполагает:

- обеспечение возможности осуществлять имитацию производственных процессов на тренажерах экранных трехмерных систем (механизмов), представляющих проектирование моделей объектов или процессов (как реальных, так и виртуальных) [15, с. 110];

- обеспечение возможности участия в производственных процессах или взаимодействия с объектами, находящими свое отображение на экране, осуществление которых невозможно в действительности или затруднено, но разумно с учебно-методической точки зрения [14, с. 49];

- обеспечение возможности использования инструмента изучения абстрактных изображений и понятий; инструмента моделирования изучаемых объектов, явлений, как реальных, так и виртуальных; инструмента имитации на экране реальных объектов и процессов; инструмента проектирования предметного мира адекватно определенному содержательно-методическому подходу [15, с. 110];

- координацию и контроль над разнообразными тренажерами при информационной деятельности.

6. Принцип обеспечения информационной безопасности личности (потенциальной и действительной) при работе на реальном и виртуально представленном автономном оборудовании и устройствах железнодорожного транспорта, функционирующих на базе технологий искусственного интеллекта, предполагает:

- формирование требований педагогически целесообразного применения большого объема информации при обучении на реальном и виртуально представленном автономном оборудовании и устройствах железнодорожного транспорта, функционирующих на базе технологий искусственного интеллекта [4, с. 3];

- обеспечение нивелирования возможных негативных последствий информационной перегрузки студентов на реальном и виртуально представленном автономном оборудовании и устройствах железнодорожного транспорта, функционирующих на базе технологий искусственного интеллекта [8, с. 81].

7. Принцип предотвращения возможных негативных последствий использования реального и виртуально представленного автономного оборудования и устройств железнодорожного транспорта, функционирующих на базе технологий искусственного интеллекта и робототехнических комплексов, предполагает:

- создание условий предотвращения заболеваний у студентов, длительно обучающихся на реальном и виртуально представленном автономном оборудовании и устройствах железнодорожного транспорта, функционирующих на базе технологий искусственного

интеллекта и робототехнических комплексов [12, с. 76];

- создание условий нивелирования возможных негативных последствий использования реально и виртуально представленного автономного оборудования и устройств железнодорожного транспорта, функционирующих на базе технологий искусственного интеллекта и робототехнических комплексов, возникших по педагогическим, медицинским причинам, и психологического дискомфорта обучающихся;

- формирование знаний о влиянии негативных факторов психолого-педагогического характера, связанных с использованием реального и виртуально представленного автономного оборудования и устройств железнодорожного транспорта, функционирующих на базе технологий искусственного интеллекта и робототехнических комплексов;

- обеспечение необходимого уровня знаний о педагогико-эргоно-мических требованиях безопасного применения реального и виртуально представленного автономного оборудования и устройств железнодорожного транспорта, функционирующих на базе технологий искусственного интеллекта и робототехнических комплексов [14, с. 52];

- разработку комплекса мероприятий, направленных на здоровьесбе-регающую деятельность обучаемого;

- обеспечение профилактики и коррекции негативных факторов, связанных с использованием реального и виртуально представленного автономного оборудования и устройств железнодорожного транспорта, функционирующих на базе технологий искусственного интеллекта и робототехнических комплексов.

8. Принцип создания цифровой образовательной среды как комплекса программно-методических и технологических условий, обеспечивающих информационное взаимодействие между участниками образовательного процесса с интерактивными технологическими средствами и устройствами, предполагает:

- создание условий для осуществления учебного информационного взаимодействия между обучающим, обучающимся и технологическими средствами (реальным и виртуально представленным автономным оборудованием и устройствами железнодорожного транспорта, функционирующими на базе технологий искусственно-

го интеллекта и робототехнических комплексов) [13, с. 21]; - формирование когнитивной активности обучающихся при изучении разделов и дисциплин образовательных программ бакалавриата и магистратуры в процессе учебного информационного взаимодействия.

Заключение. Для усовершенствования системы профессиональной подготовки кадров, обеспечивающих функционирование железнодорожного транспорта в условиях применения реального и виртуально представленного автономного оборудования и устройств, функционирующих на базе технологий искусственного интеллекта и робототехнических комплексов, необходимо учитывать особенности представленных выше принципов, тщательно продумывать организационные формы, содержание и методы обучения студентов в транспортных вузах.

Литература

1. Бруссард М. Искусственный интеллект: пределы возможного / пер. с англ. М: Альпина нон-фикшн, 2020. 361 с.

2. Гальперин П. Я. Введение в психологию. М.: Изд-во МГУ, 1976. 284 с.

3. Гинецинский В. И. Основы теоретической педагогики: уч. пособие. СПб., 1992. 152 с.

4. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утв. Президентом РФ 5 декабря 2016 г. № ПР-646 // СПС «Консультант-плюс» [Электронный ресурс]. URL: http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_208191/ (дата обращения: 20.02.2020).

5. Доэрти П., Уилсон Д. Человек+машина. Новые принципы работы в эпоху искусственного интеллекта / пер. с англ. М.: МИФ, 2019. 297 с.

6. Джордж Э., Хэвен Д. и др. Искусственный интеллект: что стоит знать о наступающей эпохе разумных машин / пер. с англ. М.: АСТ, ОГИЗ; 2019. 348 с.

7. Загвязинский В. И. Методология и методика дидактического исследования. М.: Педагогика, 1982. 160 с.

8. Занина Т. М., Рыдченко К. Д., Лукина Е. И. Правовое обеспечение органами внутренних дел Российской Федерации информационно-психологической безопасности личности и общества: уч. пособие. Воронеж: Воронежский институт МВД России, 2016. 115 с.

9. Краевский В. В. Общие основы педагогики: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Академия, 2003. 256 с.

10. Молчанова Е. В., Дегтярева Е. А. Общие основы педагогики: уч. пособие. Краснодар: Краснодарский ЦНТИ, 2018. 127 с.

11. Мусатова М. А. Основные принципы развития профессиональной направленности бакалавров педагогического образования на основе исследовательско-творческой деятельности // Повышение качества подготовки кадров в современных условиях развития образования: организационно-методические основы моделирования научно-методического исследования в профессиональном образовании сборник научных статей. М., 2016. С. 86-91.

12. Мухаметзянов И. Ш. Медицинские аспекты информатизации образования. М.: ИУО РАО, 2017. 167 с.

13. Рассел С., Норвиг П. Искусственный интеллект: современный подход / пер. с англ. 2-е изд. СПб.: Диалектика, 2019. 1408 с.

14. Роберт И. В., Мухаметзянов И. Ш., Касторнова В. А. Информационно-образовательное пространство: монография. М.: ФГБНУ «ИУО РАО», 2017. 92 с.

15. Роберт И. В. Развитие понятийного аппарата педагогики: цифровые информационные технологии образования // Педагогическая информатика. 2019. № 1. С. 108-118.

16. ТалызинаН. Ф. Педагогическая психология: уч. пос. для использ. в уч. процессе образ. учр., реализ. программы СПО. М.: Академия, 2013. 287 с.

17. Форд М. Роботы наступают: развитие технологий и будущее без работы / пер. с англ. М.: Альпина нон-фикшн, 2019. 570 с.

PRINCIPLES OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT TRAININGOF PERSONNEL FOR THE RAILWAY INDUSTRY IN MODERN CONDITIONS

Introduction. The development of scientific and technical innovations in many areas of public life, causes the need for employers to change the requirements for the principles of organization of training, including for future employees of the transport industry.

Purpose of article. To formulate the basic principles of improving professional training of personnel that ensure the functioning of railway transport in the conditions of using real and virtual Autonomous equipment and devices that operate on the basis of artificial intelligence technologies and robotic complexes.

Research methodology and methods. The research is carried out on the basis of theoretical research methods.

Research result. Basic principles of professional training of students of transport higher education entities involved: with the professional orientation of training; with a combined representation of the contents of educational information; structuring the content of educational material; preparing students to modern achievements of scientific-technical progress in the field of artificial intelligence and robotics; ensuring information security of the individual against a large amount of information; to prevent possible negative consequences of using real and virtual Autonomous equipment and devices that operate on the basis of artificial intelligence technologies and robotic complexes; to create a digital educational environment as a set of software, methodological and technological conditions that ensure information interaction between participants in the educational process with interactive technological tools and devices

Conclusion. The principles of professional training presented in this paper will allow us to improve the system of professional training in transport universities and to think more carefully about the organizational forms, content and methods of teaching students.

Keywords: Principles of improvement, real and virtual equipment, artificial intelligence technologies, training of students.

References

• Brussard M. Iskusstvennyj intellekt: predely vozmozhnogo / per. s angl. M: Al'pina non-fikshn, 2020. 361 s. [In Rus].

• Doerti P., Uilson D. Chelovek+mashina. Novye principy raboty v epohu iskusstvennogo intellekta / per. s angl. M.: MIF, 2019. 297 s. [In Rus].

• Doktrina informacionnoj bezopasnosti Rossijskoj Federacii, utv. Prezidentom RF 5 dekabrya 2016 g. № PR-646 // SPS «Konsul'tant-plyus» [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru/docu-ment/cons_doc_LAW_208191/ (дата обращения: 20.02.2020) [In Rus].

• Dzhordzh E., Heven D. and others, Iskusstvennyj intellekt: chto stoit znat' o nastupayushchej epohe razumnyh mashin / per. s angl. M.: AST; OGIZ, 2019. 348 s. [In Rus].

• Ford M. Roboty nastupayut: razvitie tekhnologij i budushchee bez raboty / per. s angl. M.: Al'pina non-fikshn, 2019. 570 s. [In Rus].

• Gal'perin P. Ya. Vvedenie v psihologiyu. M.: Izd-vo MGU, 1976. 284 s. [In Rus].

• Ginecinskij V.I. Osnovy teoreticheskoj pedagogiki: uch. posobie. SPb., 1992. 152 s. [In Rus].

• Kraevskij V. V. Obshchie osnovy pedagogiki: ucheb. dlya stud. vyssh. ped. ucheb. zavedenij. M.: Akademiya, 2GG3. 256 s. [In Rus].

• Molchanova E. V., Degtyareva E. A. Obshchie osnovy pedagogiki: uch. posobie. Krasnodar: Krasnodarskij CNTI, 2G18. 127 s. [In Rus].

• Muhametzyanov I. Sh. Medicinskie aspekty informatizacii obrazovaniya. M.: IUO RAO, 2G17. 167 s. [In Rus].

• Musatova M. A. Osnovnye principy razvitiya professional'noj napravlennosti bakalavrov pedagogi-cheskogo obrazovaniya na osnove issledovatel'sko-tvorcheskoj deyatel'nosti // Povyshenie kachestva podgotovki kadrov v sovremennyh usloviyah razvitiya obrazovaniya: organizacionno-metodicheskie osnovy modelirovaniya nauchno-metodicheskogo issledovaniya v professional'nom obrazovanii sbor-nik nauchnyh statej. M., 2G16. S. 86-91. [In Rus].

• Rassel S., Norvig P. Iskusstvennyj intellekt: sovremennyj podhod / per. s angl. 2-e izd. SPb.: Dialektika, 2G19. 14G8 s. [In Rus].

• Robert I. V. Razvitie ponyatijnogo apparata pedagogiki: cifrovye informacionnye tekhnologii obrazovaniya // Pedagogicheskaya informatika. 2G19. № 1. S. 1G8-118. [In Rus].

• Robert I. V., Muhametzyanov I. Sh., Kastornova V. A. Informacionno-obrazovatel'noe prostranstvo: monografiya. M.: FGBNU «IUO RAO», 2G17. 92 s. [In Rus].

• Talyzina N. F. Pedagogicheskaya psihologiya: uch. pos. dlya ispol'z. v uch. processe obraz. uchr., realiz. programmy SPO. M.: Akademiya, 2G13. 287 s. [In Rus].

• Zagvyazinskij V. I. Metodologiya i metodika didakticheskogo issledovaniya. M.: Pedagogika, 1982. 16G s. [In Rus].

• Zanina T. M., Rydchenko K. D., Lukina E. I. Pravovoe obespechenie organami vnutrennih del Rossijskoj Federacii informacionno-psihologicheskoj bezopasnosti lichnosti i obshchestva: uch. posobie. Voronezh: Voronezhskij institut MVD Rossii, 2G16. 115 s. [In Rus].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.