УДК 101.1
ПРИНЦИПЫ СОЦИАЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ: АНАЛИЗ ОПРОСА ОБЩЕСТВЕННОГО МНЕНИЯ
Комадоров Илья Сергеевич, старший преподаватель кафедры рекламы и связей с общественностью
Камская государственная инженерно-экономическая академия, г. Набережные Челны, Россия irina-komadorova@yandex. ru
В статье актуализируется проблема формирования гражданского общества, принципы социального самоуправления, а также формы и особенности проявления общественных молодежных организаций на региональном уровне.
Ключевые слова: гражданское общество; социальное самоуправление; молодежные организации; многопартийность; социальная организация; демократия; самоорганизация.
PRINCIPLES OF SOCIAL SELF-MANAGEMENT: AN ANALYSIS OF PUBLIC OPINION SURVEY Ilya Komadorov,
Senior Lecturer of Department "Advertising and Public Relations"
Kama State Engineering Academy of Economic Studies (INEC), Naberezhnye Chelny, Russia irina-komadorova@yandex. ru
The paper updates the problem offormation of civil society, principles of social self-management, forms and manifestations of youth organizations social characteristics at the regional level.
Keywords: civil society; social self-management; youth organizations; multiparty membership; social organization; democracy; self-organization.
В современных условиях развития России особую актуальность приобрела проблема формирования гражданских структур общества. Кризис социального государства и крах авторитарных социалистических идеологий способствует возрождению общественных философско-политических движений. Важным признаком современной России является многопартийность, что побуждает обращаться к различным сторонам многообразной политической жизни. Все более популярными становится идеи самоуправления и самоорганизации общества. В этой связи нарастает интерес к идеологии и практике построения гражданского общества, включая локальные формы его проявления, в частности в молодежной среде.
Прежде чем рассмотреть формы и особенности проявления общественных молодежных организаций на региональном уровне, необходимо обратиться к прояснению теоретического понятия гражданского общества.
В определениях гражданского общества правильно подчеркивать противоречивую специфику его организованности. С одной стороны, имеются элементы спонтанности, самоорганизации: смысл гражданского общества - в том, что его структуры, организации свободно, добровольно возникают по воле конкретных индивидов, групп населения, а не «назначаются», государством. С другой стороны, элементы всяческой организованности тоже должны войти в понятие гражданского общества. «Поэтому вся история гражданского общества и государства есть (наряду с другими её аспектами) непрерывно идущий и чрезвычайно трудный поиск оптимума во взаимодействии систем горизонтальных и вертикальных отношений, вместе, но по-разному интегрирующих цивилизованный социум и обеспечивающих его бытие» [1, с. 8]. Вот почему попытки тех или иных госструктур подчинять себе деятельность «независимых» общественных организаций - искажение самой сути гражданского общества.
Развивая далее понятие гражданского общества, необходимо особо подчеркнуть: деятельность гражданского общества, с одной стороны, образует повседневную, конкретную индивидуальную жизнедеятельность, и самые близкие к ней формы группового, коллективного объединения. С другой стороны, имеет своей высокой целью донести рождающиеся там интересы, цели, недовольства, ожидания населения органам государственной власти. А если учитывать объективное отчуждение власти от населения, складывающееся, если власть коррумпирована, малоэффективна, погрязает в бюрократизме, если демократический контроль превращен в плохо работающую форму, - и гражданское общество превратится не просто в нужное, важное звено социальной жизни, но чуть ли не в залог спасения страны, ее культуры, цивилизации [2].
Мотрошилова Н.В. выделяет ряд социально-исторических задач гражданского общества.
а) В экономической, трудовой областях они способствуют воспитанию, самовоспитанию индивидов, профессиональных групп в духе высокого трудового этоса - добросовестного, честного, инициативного выполнения их функций в системе разделения труда как основополагающего и взаимного социально-гражданского долга; благодаря деятельности собственных организаций (независимые профсоюзы, другие профессиональные объединения) на государственных и частных предприятиях, в учреждениях они осуществляют контроль за соблюдением трудового права, экономических и других прав и свобод человека, осуществляют в трудовых коллективах и при их взаимодействии социальную защиту и поддержку; благодаря самостоятельности, оперативности, индивидуальной и групповой профессиональной инициативе они способствуют максимально конкретному и быстрому ответу на самые разнообразные базовые потребности членов общества.
б) В политической сфере они призваны осуществлять широкий, именно демократический контроль за различными акциями, процедурами,
программами и т.п. государственных структур и институтов и разносторонне, гласно артикулировать политические мнения, чаяния, недовольства, предложения отдельных индивидов, семей, действенно защищать политические права населения в целом и его отдельных групп, для чего требуется создавать независимые от государства и противящиеся огосударствлению объединения именно политического характера (политические партии, ассоциации, группы политических инициатив и т.п.), поддерживать и проводить спонтанные гражданско-политические акции.
в) В сферах повседневной жизни населения должно оформляться специальное "социальное пространство" и также должны создаваться особые объединения (ассоциации), формальные и неформальные, долговременные и краткосрочные, целью которых является ответ на самые конкретные и разнообразные интересы, потребности членов общества: само население учреждает клубы, ассоциации по интересам, религиозные и иные общины, организующие взаимопомощь, общение, освоение культуры, проведение свободного времени, занятия спортом, способствующие развитию и применению способностей, талантов, приспособленные к различным возрастным группам и т.д.
г) В современных условиях возникает потребность в формировании "международной общественности", т.е. в создании структур, форм, возможностей, способствующих международному диалогу во всех ранее перечисленных сферах, причем именно на уровне спонтанных инициатив, объединений, контактов максимально широких слоев населения земли [3].
В рамках проводимого исследования, есть смысл говорить о двух аспектах формирования современного гражданского общества в условиях отдельно взятого региона. О том, каким образом происходят самоорганизация и самоуправление в молодежных движениях, и о том, как они влияют на местное самоуправление.
Если поглядеть на общественные организации как на феномен, то мы увидим, что они - децентрализованы, часто безструктурны и с ограниченными
связями между составляющими. Инициативные группы, которые возникают по разным проблемам, могут действовать совершенно независимо до определенного этапа или даже все время своего существования. Они могут вступать в коалиции с местными политическими или с другими общественными организациями, инициативными группами, которые работают по той же проблеме. Могут создавать объединения по регионам.
Сегодня в городе Набережные Челны действуют 72 общественные организации, 10 из которых - молодежные, но, как отмечают активисты, количество не самоцель. Теперь у молодежи есть выбор, и она может себя реализовать. Сегодня большинство руководителей молодежных политических организаций - это сама молодежь. Но возникает резонный вопрос: каково отношение молодежи к общественным организациям и какова их степень самоорганизации?
Лабораторией рекламно-маркетинговых коммуникаций кафедры рекламы и связей с общественностью Камской государственной инженерноэкономической академии (ИНЭКА) было проведено масштабное исследование в целях выявления рейтинга молодежно-политических общественных организаций методом опроса общественного мнения.
Формой сбора данных является интервьюирование, вопросы были разработаны с учетом поставленных целей и решаемых задач. Интервьюирование - форма очного проведения опроса, при котором исследователь находится в непосредственном контакте с респондентом. Мы предпочли этот метод так как: вопросов без ответов при нем практически не бывает; неопределенные или противоречивые ответы могут быть уточнены; имеется возможность наблюдения за респондентом и фиксации не только его вербальных ответов, но и невербальных реакций; получаемая информация полная, глубокая и достоверная.
Целевая аудитория нашего исследования - студенты г. Набережные Челны. По данным предоставленным нам исполнительным комитетом города генеральная совокупность исследования составляет 22 тысячи человек.
Выборка же составляет 1500 человек (студенты ИНЭКА, Набережночелнинского филиала КГТУ (КАИ), Набережночелнинского филиала КГУ, Набережночелнинского филиала МГУКИ, НГТТИ и ИУ.
По возрастным показателям все респонденты в наиболее активном возрасте - до 35 лет, 43% составляли женщины, 57% - мужчины.
Одним из важных показателей является уровень дохода семьи. В ходе исследования выяснилось, что у 11% респондентов - менее 5000 рублей, у 39% - от 5000-10000 рублей, у 25% - от 11000-20000 рублей, у 19% - от 21000-50000 рублей и 6% - от 50000 рублей.
Респонденты распределились следующим образом: 61 % - ИНЭКА (Камская государственная инженерно- экономическая академия), 21 % -Набережночелнинский филиал КГТУ (КАИ) (Казанский государственный технический институт), 7% - Набережночелнинский филиал КГУ (казанский государственный университет), 5% - НГТТИ (Набережночелнинский торговотехнологический институт), 4% - Набережночелнинский филиал МГУКИ (Московский государственный университет культуры и искусств), 2 % - ИУ (Институт управления).
Здесь стоит отметить, что, опрашивая студентов ИУ, выяснилось, что администрация вуза всячески отговаривает их от участия в общественной жизни города, ссылаясь на то, что в дальнейшем ребята, активно проявляющие себя в общественной жизни, плохо успевают в учебе.
Распределение ответов на вопрос: «Сколько из опрошенных студентов состоит в какой-либо молодежно-политической общественной организации?»,-выявило, что 68 % - состоят, 17 % - не состоят, но интересуются, 5 % - не состоят и не интересуются этим. Следует отметить, что 17 % респондентов, которые не состоят в какой-либо молодежно-политической общественной организации, но интересуются, ссылались на то, что недостаточно проинформированы о деятельности этих организаций.
Следующим пунктом являлся вопрос: «Какие молодежные организации Вы знаете?», где отметили 96% - «Молодая гвардия Единой России», 83% -
«Городской студенческий совет», 14% - «Свой мир строим сами», 14% - «Я -Челнинец», 9% - «Наше поколение».
Интересно отметить, что первое место в рейтинге популярности заняла молодежно-политическая организация «Молодая гвардия» (96% опрошенных знают данную организацию, 88% из которых лично принимали участие в предвыборных пикетах для кандидатов партии «Единая Россия»), 9%, ответивших, что «Наше поколение» - это молодежная организация, ошиблись, так как нами было уточнено через Исполнительный комитет города Набережные Челны, а именно через Центр информации для молодежи то, что «Наше поколение» - это клуб альтернативного отдыха, направление деятельности которого - создание условий для раскрытия творческого потенциала детей и молодежи.
Можно сделать вывод, что молодежные общественные организации нуждаются в рекламе, на них есть спрос и это нельзя оставлять в стороне, так как современная ситуация в Набережных Челнах, характеризующаяся экономическим кризисом, снижением уровня жизни, растущей бедностью населения, требует тщательного анализа всех сторон жизни людей, в том числе молодежных объединений. Очевидно, что успешное реформирование государства возможно только при активном участии молодежи. Это требует новых подходов к разработке и осуществлению молодежной политики. В связи с этим возникает необходимость периодического исследования молодежной политики, сбора достоверной информации об ее жизни, потребностях и интересах. Только на основе объективных данных о положении молодежно -политических организаций и их рейтинга может быть осуществлена молодежная политика.
Трудности формирования гражданского общества в современной России как будто бы живо и горячо обсуждаются. Политическая повестка дня общенационального уровня гласит: для того, чтобы обществу двигаться вперёд, то есть саморазвиваться, необходимо, чтобы люди поверили в возможность построения хорошего общества, ибо «...всякое политическое действие несёт в
себе стремление к знанию блага, в роли которого выступает хорошая жизнь или хорошее общество. Ибо хорошее общество представляет собой завершённое политическое благо» [4.С.9]. Институты самоуправления, рождающиеся в молодежной среде дают каждому россиянину возможность (пусть иногда и призрачную) «держать руку на пульсе» политической истории, а значит способствовать продвижению общества по пути приобретения статуса «хорошего».
Литература
1. Мамут Л.С. Социальное государство с точки зрения права//Государство и право. 2001. №7. С. 5-14.
2. Длугач Т.Б. Правовое государство без гражданского общества? // Вестник российского философского общества. 2007. № 4. С. 101.
3. Мотрошилова Н.В. «О современном понятии гражданского общества»//Вопросы философии, 2009. - № 6. - с. 12-32.
4. Штраус Лео. Введение в политическую философию. - М: Логос, Праксис, 2000. - 364 с.
Рецензент:
Хайруллин А.Г., доктор философских наук, профессор кафедры философия, Камская государственная инженерно-экономическая академия, г.Набережные Челны, Россия