УДК 070; 37
DOI: 10.24411/2070-0695-2020-10302
А. М. Шестерина
Воронежский государственный университет,
Воронеж
ПРИНЦИПЫ РАЗВИТИЯ МЕДИАЭКОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРАКТИК
Все более активная экспансия медиа во все сферы нашей жизни делает вопрос о формировании разумного, сбалансированного медиапроизводства и медиапотребления чрезвычайно актуальным. Формирование компетенций в этой сфере как на уровне бакалавриата, так и на уровне магистратуры становится стратегической задачей обучения. В исследовании конкретизируются возможности и принципы интеграции дисциплины «Медиаэкология» в современный учебный процесс.
Ключевые слова: медиа, медиаэкология, медиапсихология, медиакомпетентность.
Процессы активной интеграции медиа с различными сферами нашей жизни в последнее время становятся все более заметными. Об активном взаимопроникновении первой реальности и реальности медийной рассуждают такие ученые, как Е. Л. Вартанова [4], А. Г. Качкаева [9], С. А. Шомова [9] и многие другие. Однако если на уровне первой реальности ведется активное обсуждение проблем экологического характера, то на уровне медиареальности такая работа осуществляется лишь эпизодически. Между тем, последствия процессов «загрязнения» медийного пространства мы наблюдаем на разных уровнях - от нарушения правовых и этических аспектов медийных практик до формирования проблем психологического и физического здоровья человека и стабильности общества в целом. Активное медиапотребление сегодня может спровоцировать следующие негативные эффекты:
- информационный голод (неспособность отыскать релевантную информацию в большом массиве медиасообщений);
- информационное отравление (реакция организма на переизбыток сведений);
- сенсибилизация (формирование привычки чрезмерно эмоционально реагировать на медиатексты);
- десенсибилизация (снижение чувствительности к проблемам, которые обсуждаются средствами массовой информации слишком навязчиво);
- информационный шум (потребление большого количества медиапроизведений сомнительного качества);
- семантический шум (интенсивный поток медиатекстов, форма или содержание которых вызывают проблемы их интерпретации);
- снижение критичности восприятия медиатекстов (доминирование эвристики над доказательностью, эмоционального восприятия над рациональным);
- «застревание» (может проявляться как в замедлении развития, так и в снижении деловой активности и креативности);
- формирование медиазависимости(в крайнихсвоих формах доходящей досамодеструкции);
- формирование доминантного очага (спонтанной эмоциональной реакции на медиаконтент, который, по сути, должен быть нейтральным);
- проявление нарушений на психофизиологическом уровне и др.
Эти эффекты становятся особенно ощутимыми в кризисные периоды жизни общества. Подтверждается один из постулатов модели медиазависимости М. Л. Де Флера и С. Болл-Рокеша о том, что зависимость индивидов от СМИ как источника основной информации в критической ситуации становится тотальной. Их вторжение в нашу жизнь имеет подчас не только заметный, но и агрессивный характер. Однако представить развитие социума без участия медиа мы сегодня уже не можем. Об этом свидетельствует, к примеру, активное использование в научной сфере термина «медиаполис» [7], подчеркивающего значительную
роль медиа в формировании жизни мегаполиса. Все вышесказанное формирует предпосылки для развития новой отрасли знаний - медиаэкологии.
Различные аспекты медиаэкологии вызывают стабильный интерес ученых. Так, проблема психологической безопасности функционирования медиа поднимается в работах А. А. Амзина [1], Ю. Д. Бабаевой и А. Е. Войскунского [2], А. П. Короченского [8],
B. Ф. Олешко [10], Е. Е. Прониной [11], В. А. Сидорова [12]. Проблему влияния фейковой информации на ТВ рассматривает С. Н. Ильченко [6]. Вопрос о влиянии медиа на жизнь конкретных социальных групп поднимается в работах В. А. Бейненсон [3], М. М. Друкер [5],
C. Ливингстона [15], С. И. Симаковой [13], О. С. Смирновой [14], проблема развития медиаэкологии рассматривается на ежегодной конференции «Цифровые медиа для будущего: медиаграмотность, медиаэкология, цифровые культуры», проводимой Высшей школой экономики, а в Белорусском государственном университете функционирует лаборатория по медиаэкологии, акцентирующая, в первую очередь, аспекты развития эколингвистики. Вопросы медиапсихологии и медиаграмотности исследуют ученые Таганрогского института им. А. П. Чехова и Крымского медиацентра. Проблемы осознанного медиапотребления поднимаются в рамках Глобальной летней онлайн-школы ЮНЕСКО по медийно-информационной грамотности. Интерес к теме велик. Однако вопрос о формировании на основе этих исследований комплексного мультидисциплинарного подхода и внедрения знаний в образовательный процесс до сих пор не поднимался. Мы предпримем попытку сделать первые шаги в этом направлении.
Цель данной работы определяется потребностью изучения потенциала использования медиаэкологического подхода в структуре образовательных практик. Такая работа может быть реализована в сочетании двух направлений. Первое направление связано с изучением и описанием законов, по которым функционирует современная медийная реальность. Эти законы должны быть исследованы не только с точки зрения развития профессии, но и с позиций рисков для аудитории и возможностей организации экологичного информационного пространства. Важным результатом развития этого направления должно стать внедрение полученных знаний в учебный процесс. Задачей второго направления должна стать конкретизация роли работников медиасферы в нормализации экологии информационного пространства. Полученные результаты могут стать частью формируемых компетенций в рамках всех образовательных программ коммуникационной направленности.
Это особенно важно в ситуации, когда зависимость аудитории от медиа становится все более заметной. Сегодня практически всеми исследователями фиксируется увеличение времени видеопросмотра в целом - как в традиционном секторе медиа, так и в сетевой среде. Несмотря на бытующее мнение о падении времени телепотребления, по данным Медиаскопа за последние три года в России оно сократилось незначительно (7 %) и по охвату населения все еще превосходит другие типы СМИ. Так, месячный охват телеаудитории составляет 97 %, Интернета - 83 %, радио - 90 % (Mediascope, ТВ: TV Index, Россия 100+, население 12+, август-ноябрь 2019; Интернет: Установочное исследование Web-Index , Россия 100+, население 12+, июнь-ноябрь 2019; Радио: Radio Index, Россия 100+, население 12+, январь-июнь 2019).
Важно отметить, что по мере развития событий, связанных с пандемией, зависимость людей от электронных медиа стала более заметной. Так, в течение первой недели самоизоляции общее время телепросмотра увеличилось на 25 % (Mediascope, TV Index, Россия 100+, домашний просмотр, полные сутки).
Изменился и охват медиа по возрастным группам. Безусловно, возрастные группы продолжают демонстрировать разницу медиапотребления, выражающуюся, прежде всего, в том, что молодежь отдает предпочтение Интернету, а аудитория старшего возраста - традиционным электронным медиа. Но, наряду с сохранением этих тенденций, на фоне самоизоляции зафиксированы новые тренды - отмечается заметное увеличение времени телепросмотра у тех групп населения, которые традиционно не считались активными телезрителями. Так, время телепросмотра в группе 12-17 лет увеличилось на 36 %, в группе 18-24 года - на 42 %. Также почти на час выросло время телепросмотра у аудитории 35-44 лет (Mediascope, TV Index, Россия 100+, домашний просмотр, полные сутки).
Эти процессы легко объяснимы высвобождением свободного времени граждан и привычкой к экранному потреблению. Отражаются они и в сетевых медиа. К примеру,
среднее время потребления Интернета в сутки в России в 2019 году составляло 3 часа 8 минут. При этом наиболее активными пользователями были молодые люди 12-24 лет (3 часа 14 минут), а наименее активными - аудитория 55+ (2 часа 39 минут) (Mediascope, WEB-Index, Россия 100+, ноябрь 2019). В период самоизоляции время использования Интернета увеличилось значительно и почти равномерно в рабочее время суток.
Растет интерес аудитории к ресурсам, позволяющим самим формировать коммуникацию. Так, сервис для видеоконференций Zoom увеличил свою аудиторию в 20 раз за последние три месяца. В марте их число превысило 200 миллионов. Для сравнения - в 2019 году оно составляло 10 миллионов (A Message to Our Users. - URL: https://blog.zoom.us/wordpress/2020/04/01/ a-message-to-our-users/, дата обращения: 02.04.2020). Причем в этом случае подобные сервисы становятся площадками для формирования так называемого сетевого соучастия - фактически формируют ощущение сохранения социальных связей и компенсируют потребность в межличностных контактах.
Активным спросом пользуются и платформы, позволяющие аудитории самой создавать контент. Возрастает активность пользователей как криэйторов (по данным Edelman, Snap Camera скачивают в 10 раз чаще, чем до объявления пандемии). Все это обусловлено не только вынужденной самоизоляцией граждан, но и их готовностью (технико-технологической, социокультурной, психологической) к такой форме коммуникации. Конечно, эта и обозначенные нами выше тенденции характеризуют, в первую очередь, кризисный период. Однако представляется вероятным, что по его завершении многие из них сохранятся, а значит, проникновение медиа в жизнь человека и социума возрастет. Вот почему уже сегодня важно обратить внимание на медиаэкологический подход в обучении специалистов, которым предстоит формировать медийный ландшафт будущего.
Изучение опыта работы вузов России и стран зарубежья позволило нам выявить несколько закономерностей.
Так, проблемы медиаэкологии рассматриваются в контексте различных дисциплин. Как правило, вопросы экологичного медиапространства поднимаются в рамках психологической, социокультурной или этико-правовой парадигмы. Такой подход необходимо сохранить, поскольку он позволяет максимально полно раскрыть различные аспекты медиаэкологического вектора подготовки специалиста. Вместе с тем, этот подход не может быть признан достаточным, поскольку он не позволяет сформировать комплексные представления о безопасном и комфортном медийном пространстве, в создании которого будут участвовать будущие специалисты. А потому представляется целесообразным предпринять следующие меры для корректировки ситуации:
1. Ввести в программу бакалавриата дисциплину «Медиаэкология». Целью дисциплины станет комплексное изучение всех аспектов функционирования медиа с позиций создаваемых ими эффектов и рисков для конкретного потребителя, а также с позиций потребностей общества в целом и с позиций криэйтора медиареальности.
В первом случае существенным разделом дисциплины должна стать медиагигиена, значение которой мы в полной мере оценили в период пандемии, когда поток обрушившейся на нас социальной рекламы и медиатекстов с элементами пропаганды оказывал на многих угнетающее воздействие. Будущий специалист в сфере рекламы и связей с общественностью должен понимать те последствия трансляции информации, которые могут проявиться во взаимодействии с конкретным потребителем. Во втором случае - относительно влияния информации на общество - важно обратить внимание на глобальные эффекты, к которым может привести реклама и пропаганда. История знает немало примеров удачного и неудачного использования потенциала медиа в глобальных целях. История информационных войн разного уровня высвечивает те механизмы, эксплуатация которых может привести к серьезным последствиям для аудитории. Что же касается позиции криэйтора, автора медиатекстов, то и в этом случае будущие специалисты должны иметь четкое представление о том, что, создавая тот или иной медийный ландшафт, они сами становятся его частью и подвергаются его воздействию. В этом смысле важно снабдить студентов методиками абстрагирования и ухода от погружения в продуцируемые ими информационные процессы. Решая эти задачи и являясь по сути мультидисциплинарной, «Медиаэкология» могла бы преподаваться специалистами разных
профилей. Это обеспечило бы стереоскопический взгляд на проблему и подход к ее решению с позиций права, психологии, педагогики, экологии и т. д.
2. Обогатить существующий комплекс дисциплин медиаэкологической проблематикой за счет учета ключевых принципов медиаэкологии в формировании профессиональных компетенций. Последний момент особенно важен. Несмотря на то, что проведенное нами исследование показало, что в той или иной мере в рамках разных дисциплин медиаэкологические вопросы рассматриваются, происходит это сегодня, скорее, по доброй воле авторов курсов и не является обязательным. Между тем, формирование знаний, умений и навыков в этой сфере обладает очевидной значимостью и, думается, должно быть зафиксировано в государственном образовательном стандарте в формулировке компетенций.
3. Включить в программу практик задачи, направленные на формирование навыков контроля экологичного медиаповедения специалиста. Сегодня в формате практик формируются этические и правовые знания студентов, однако крайне редко рассматриваются комплексные последствия того или иного проекта. Между тем, это представляется важным, поскольку именно в сфере рекламы и PR мы нередко сталкиваемся с противоречиями, возникающими между эффективностью проекта и его конкретными последствиями для общества.
4. Разработать программу магистратуры медиаэкологической направленности с тем, чтобы подготовить квалифицированных специалистов высокого уровня в этой сфере. Думается, такая магистерская программа может стать востребованной. Неслучайно ряд исследований, направленных на прогнозирование профессий будущего, в числе самых перспективных называют профессию специалиста, способного оказывать помощь разным группам населения в использовании медиаресурсов. Сегодня такие специалисты уже появляются на рынке профессий. В частности - в сфере бизнеса, связанного с digital detox практиками. Это профессионалы, владеющие технологиями предупреждения негативных реакций на то или иное публичное выступление, а также специалисты, которые могут осуществлять социальную активность в сети вместо какой-либо персоны, которая решила отдохнуть от медийной активности, но не может себе этого позволить в силу своей публичности.
Безусловно, реализация этих направлений возможна лишь при условии консолидации усилий ученых в направлении формирования прочной теоретической базы в области медиаэкологии.
Список литературы
1. Амзин А. А. Особенности медиапотребления // Как новые медиа изменили журналистику. URL: http://newmedia2016.digital-books.ru/kniga/osobennosti-mediapotrebleniya/ (дата обращения: 05.04.2020).
2. Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е. Психологические последствия информатизации // CYBERPSY. URL: http://cyberpsy.ru/2011/01/babaeva-yu-d-vojskunskij-a-e-psixologi (дата обращения: 04. 04. 2020).
3. Бейненсон В. А. Современная медиакритика: проблема взаимосвязи теории и практики // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского, 2014. № 2 (2). С. 418-422.
4. Вартанова Е. Л. Об основных понятиях «поля цифровых медиа» в российских исследованиях СМИ // МедиаАльманах, 2018. № 2 (85). С. 8-16.
5. Друкер М. М. Медиапотребление современных подростков в условиях цифровой среды (на материале опроса старших школьников Калининградской области) // Знак: проблемное поле медиаобразования, 2020. № 1. С. 15-24. DOI: 10.24411/2070-0695-2020-10102.
6. Ильченко С. Н. Фейк в практике электронных СМИ: критерии достоверности // Медиаскоп, 2016. Вып. 4. URL: http://www.mediascope.ru/2237. (дата обращения: 01.04.2020).
7. Корконосенко С. Г. Медиаполис: другое измерение современного мегаполиса // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований, 2013. № 1 (35). С. 15-28.
8. Короченский А. П. Медиакритика и медиаобразование // Высшее образование в России, 2004. № 8. С. 40-46.
9. Мультимедийная журналистика / под общ. ред. А. Г. Качкаевой, С. А. Шомовой. М.: Издательский дом Высшей школы экономики, 2017. 413 с.
10. Олешко В. Ф. Социожурналистика: прагматическое моделирование технологий массово-коммуникационной деятельности. Екатеринбург, 1996. 262 с.
11. Пронина Е. Е. Психология творческой деятельности журналиста. М., 2003. 320 с.
12. Сидоров В. А. Медийные фобии и стратегии политической пропаганды // Знак: проблемное поле медиаобразования, 2020. № 1 (35). С. 163-172. DOI: 10.24411/2070-0695-2020-10122.
13. Симакова С. И. Роль средств массовой информации в воспитании медиакомпетентной аудитории // Знак: проблемное поле медиаобразования, 2017. № 4 (26). С. 226-233.
14. Смирнова О. С. Определение группы риска аккаунтов социальной сети «Вконтакте», попадающих под влияние квестовой игры суицидального характера // Современные информационные технологии и ИТ-образование, 2017. Т. 13. № 3. С. 53-60.
15. Livingstone S. Taking risky opportunities in youthful content creation: teenagers'use of social networking sites for intimacy, privacy and self-expression // New Media Society, 2008. Vol. 10 (3). P. 393-441.
PRINCIPLES OF DEVELOPMENT OF THE MEDIAECOLOGICAL APPROACH IN THE CONTEXT OF MODERN EDUCATIONAL PRACTICES
Shesterina A. A., Voronezh State University, Voronezh, [email protected]
The more and more active expansion of media into all spheres of our life makes the issue offorming a reasonable, balanced media production and media consumption extremely urgent. Today, in time of a global social crisis caused by the pandemic, its relevancy is all the more apparent as many researchers note an increasing integration of media in all spheres of life and an eager adoption of media practises by the public. Our scientific research is aimed at determining the possibilities and the need for integration of the discipline "Mediaecology" into the modern educational process and the formation of relevant professional competencies both on the undergraduate and on the magistracy level. We offer the following ways to integrate media-ecology into the educational process: solidification of the media-ecological component into the state educational standard as one of the competencies, introduction of a discipline "Mediaecology" in the curriculum of related subjects and practises of the media-ecological component, development of a post-graduate course "Mediaecology". This approach will allow for a development of competencies capable of negating the negative effects of media-influence (informational pressure, media-addiction, media-stagnation, sensibilisation and desensibilisation) in specialists in the fields of marketing, public relations and advertisement.
Keywords: media, mediaecology, mediapsychology, media competence
References
1. Amzin, A. A. (2016). Osobennosti mediapotrebleniya [Features of media consumption]. Kak novye media izmenili zhurnalistiku [How new media have changed journalism]. Available at: http:// newmedia2016.digital-books.ru/kniga/osobennosti-mediapotrebleniya/ (accessed: 05.01.2020). (in Russ.).
2. Babaeva, Y. D. & Voikunskiy, A. E. (1998). Psikhologicheskiye posledstviya informatizatsii [Psychological effects of informatization]. Available at: http://cyberpsy.ru/2011/01/babaeva-yu-d-vojskunskij-a-e-psixologi (accessed: 03.02.2020). (in Russ.).
3. Beynenson, V. A. (2014). Sovremennaya mediakritika: problema vzaimosvyazi teorii i praktiki [Modern media criticism: the problem of interrelation between theory and practice]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta im. N. I. Lobachevskogo [Vestnik of Lobachevsky University of Nizhny Novgorod], 2 (2), pp. 418-422. (in Russ.).
4. Vartanova, E. L. (2018). Ob osnovnykh ponyatiyakh «polya tsifrovykh media» v rossiiskikh issledovaniyakh SMI [About the basic concepts of the "digital media field" in Russian media research]. MediaAl'manakh [MediaAlmanac], 2 (85), pp. 8-16. (in Russ.).
5. Druker, M. M. (2020). Mediapotrebleniye sovremennykh podrostkov v usloviyakh tsifrovoy sredy (na materiale oprosa starshikh shkol'nikov kaliningradskoy oblasti) [Media consumption
of modern adolescents in a digital environment (based on a survey of senior schoolchildren in the Kaliningrad region)]. Znak: problemnoye pole mediaobrazovanija [Sign: Problematic Field Of Media Education], 1 (35), pp. 15-24. DOI: 10.24411/2070-0695-2020-10102 (in Russ.).
6. Il'chenko, S. N. (2016). Feyk v praktike elektronnykh SMI: kriterii dostovernosti [Fake in the practice of electronic media: reliability criteria].Mediaskop [MediaScope], 4. Available at: http://www. mediascope.ru/2237. (accessed: 01.04.2020). (in Russ.).
7. Korkonosenko, S. G. (2013). Mediapolis: drugoye izmereniye sovremennogo megapolisa [Mediapolis: another dimension of the modern metropolis]. Labirint. Zhurnalsotsial'no-gumanitarnykh issledovaniy [Labyrinth. Journal of Social and Humanitarian Studies], 1, pp. 15-28. (in Russ.).
8. Korochenskiy, A. P. (2004). Mediakritika i mediaobrazovaniye [Mediacriticism and mediaeducation]. Vyssheye obrazovaniye v Rossii [Higher Education in Russia]. 8, pp. 40-46. (in Russ.).
9. Mul'timediynaya zhurnalistika [Multimedia journalism](2017)/ pod obshch. red. A. G. Kachkayevoy, S. A. Shomovoy [under the total. ed. A. G. Kachkayeva, S. A. Shomova]. Moscow, Publishing House of the Higher School of Economics. 413 p. (in Russ.).
10. Oleshko, V. F. (1996). Sotsiozhurnalistika: pragmaticheskoye modelirovaniye tekhnologiy massovo-kommunikatsionnoy deyatel'nssti [Socio-journalism: pragmatic modeling of technologies of mass communication activity]. Yekaterinburg, 262 p. (in Russ.).
11. Pronina, E. E. (2003). Psikhologiya tvorcheskoy deyatel'nosti zhurnalista [Psychology of the creative activity of a journalist]. Moscow, 320 p. (in Russ.).
12. Sidorov, V. A. (2020). Mediynyye fobii i strategii politicheskoy propagandy [Media phobias and strategies of political propaganda]. Znak: problemnoye pole mediaobrazovanija [Sign: Problematic Field Of Media Education]. 1 (35), pp. 163-172. DOI: 10.24411/2070-0695-2020-10122. (in Russ.).
13. Simakova, S. I. (2017). Rol' sredstv massovoy informatsii v vospitanii mediakompetentnoy auditoria [The role of the media in educating a media-competent audience]. Znak: problemnoye pole mediaobrazovanija [Sign: Problematic Field Of Media Education]. 4 (26), pp. 226-233. (in Russ.).
14. Smirnova, O. S. (2017). Opredeleniye gruppy riska akkauntov sotsial'noy seti «Vkontakte», popadayushchikh pod vliyaniye kvestovoy igry suitsidal'nogo kharaktera [Modifying Risk group of social network accounts Vkontakte, which succumble to the quest game of a suicidal nature]. Sovremennyye informatsionnyye tekhnologii i IT-obrazovaniye [Modern informational technologies and IT education]. 3, pp. 53-60. (in Russ.).
15. Livingstone, S. (2008). Taking risky opportunities in youthful content creation: teenagers'use of social networking sites for intimacy, privacy and self-expression. New Media Society, 10 (3). pp. 393-441.
Шестерина Алла Михайловна - доктор филологических наук, профессор, Воронежский государственный университет, факультет журналистики, кафедра электронных СМИ и речевой коммуникации, профессор.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЕ ОПИСАНИЕ СТАТЬИ
Шестерина А. М. Принципы развития медиаэкологического подхода в контексте современных образовательных практик // Знак: проблемное поле медиаобразования. 2020. № 3 (37). С. 12-17. DOI: 10.24411/2070-0695-2020-10302.
Shesterina A. A. Principles of development of the mediaecological approach in the context of modern educational practices // Znak: problemnoe pole mediaobrazovanija. 2020. No 3 (37), pp. 12-17. DOI: 10.24411/2070-0695-2020-10302.