DOI 10.23859/1994-0637-2019-2-89-20 УДК 378
Егоренкова Светлана Владимировна
Кандидат педагогических наук, доцент, Череповецкий государственный университет (Череповец, Россия) E-mail: [email protected]
Быков Павел Михайлович
Кандидат технических наук, доцент, Череповецкий государственный университет (Череповец, Россия) E-mail: [email protected]
ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ ИННОВАЦИОННОЙ МОДУЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПЕРЕПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА МАЛЫХ И СРЕДНИХ ПРОМЫШЛЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ
Аннотация. Рассматриваются проблемы переподготовки специалистов по охране труда малых и средних промышленных предприятий в соответствии с требованиями к квалификации руководителей и специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда, установленными Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 № 559н., а также профессиональным стандартом «Специалист в области охраны труда». Предлагаются принципы разработки и реализации инновационной модульной программы обучения, ориентированной на реальные потребности малых и средних промышленных предприятий и базирующейся на современных дидактических подходах.
Ключевые слова: компетентностный подход, модульная программа, техносфер-ная безопасность, малые и средние промышленные предприятия
© Егоренкова С. В., Быков П. М., 2019
Egorenkova Svetlana Vladimirovna
PhD in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Cherepovets State University (Cherepovets, Russia) E-mail: [email protected]
Bykov Pavel Mikhailovich
PhD in Technical Sciences, Associate Professor, Cherepovets State University (Cherepovets, Russia) E-mail: [email protected]
THE PRINCIPLES OF DEVELOPING INNOVATIVE MODULAR PROGRAMME OF SPECIALIST RETRAINING ON OCCUPATIONAL SAFETY AND HEALTH FOR SMALL AND MEDIUM-SIZED INDUSTRIAL ENTERPRISES
Abstract. The authors of the article study the issue of specialist retraining on occupational safety and health for small and medium-sized industrial enterprises in accordance with the qualification standardsfor managers and professionals in the field of labour protection established by the Standard Skills Reference Book formanagers, specialists and officials approved by the decree of the Ministry dated 17.05.2012 No. 559 n., as well as the professional standard "Specialist in the Field of Labour Protection". One proposes guidelines for the development and implementation of innovative modular training programme focused on the real needs of small and medium-sized industrial enterprises and based on modern didactic approaches.
Keywords: competence approach, modular programme, technosphere security, small and medium-sized industrial enterprises
Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №2
201
Введение
В России XXI в. последовательно осуществляется техническое перевооружение существующих, а также создание новых высокотехнологичных производств. Промышленные предприятия всегда генерировали существенные риски в области охраны труда, пожарной и экологической безопасности. На фоне существующих демографических и экологических проблем минимизация техногенных рисков (обеспечение техносферной безопасности) на уровне промышленных предприятий является крайне актуальной задачей. Специально подготовленный персонал, прежде всего специалисты в области охраны труда, должны осуществлять эффективное управление техносферной безопасностью на промышленных предприятиях.
Характеристику квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, определяет профессиональный стандарт. С 1 июля 2016 года вступили в силу поправки в Трудовой кодекс Российский Федерации в части порядка применения работодателями профессиональных стандартов. Введена в действие статья 195.3 Трудового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой профессиональные стандарты являются обязательными для применения в части установления требований к квалификации. Профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда» утвержден приказом Минтруда России от 04.08.2014 № 524н. Общие требования к квалификации руководителей и специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда, установлены Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 17.05.2012 № 559н [3], [7].
В соответствии с вышеуказанными приказами руководители служб охраны труда и специалисты по охране труда должны иметь высшее образование по направлению «Техносферная безопасность» либо иное высшее образование и дополнительное профессиональное образование (профессиональную переподготовку) в области охраны труда. Поэтому большое количество руководителей служб охраны труда и специалистов по охране труда проходят или должны получить соответствующее образование.
Этот процесс касается также малых (численностью до 100 человек) и средних (численностью 101-250 человек) предприятий, так как в соответствии со статьей 217 Трудового кодекса РФ «у каждого работодателя, осуществляющего производственную деятельность, численность работников которого превышает 50 человек, создается служба охраны труда или вводится должность специалиста по охране труда, имеющего соответствующую подготовку» [6]. По данным Росстата [5, с. 16], в России насчитывается более 4 тыс. средних и более 271 тыс. малых промышленных предприятий (табл. 1).
202 Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №2
Таблица 1
Число добывающих предприятий, обрабатывающих производств
Вид производства Предприятия, количество
Малые Средние
Добыча полезных ископаемых 10 265 233
Обрабатывающие производства 245 788 3 524
Производство и распределение
электроэнергии, газа и воды 15 661 325
Итого 271 714 4 082
Очевидно, что потребность в таком переобучении для большого числа малых и средних предприятий весьма велика. Необходимые компетенции в области техно-сферной безопасности определяет федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность» (бакалавриат). Согласно пункту 4.1 стандарта «Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программы бакалавриата, включает обеспечение безопасности человека в современном мире, формирование комфортной для жизни и деятельности человека техносферы, минимизацию техногенного воздействия на окружающую среду, сохранение жизни и здоровья человека за счет использования современных технических средств, методов контроля и прогнозирования» [8]. Для осуществления переподготовки специалистов в области охраны труда в соответствии с новыми требованиями необходима разработка программы обучения, соответствующей этим требованиям и профессиональным вызовам.
Однако в ходе исследования этой проблемы авторы выявили три существенных противоречия:
1. Между высоким уровнем сложности, ответственности обеспечения техно-сферной безопасности и существенными ограничениями по количеству и качеству управленческого персонала на малых и средних предприятиях.
Малые и средние промышленные предприятия, как правило, в силу финансовых ограничений не могут позволить себе иметь полноценную службу техносферной безопасности. Весь немалый объем работ ложится на одного работника - специалиста в области охраны труда. Он фактически должен выполнять функции нескольких специалистов. Наименования и профессиональные стандарты этих специалистов представлены в табл. 2.
Таблица 2
Перечень профессиональных стандартов в области техносферной безопасности
Сквозные виды профессиональной деятельности в промышленности
Наименование должности Нормативно-правовой акт
Специалист в области охраны труда Приказ Минтруда России от 04.08.2014 № 524н
Специалист по противопожарной профилактике Приказ Минтруда России от 28.10.2014 № 814н
Специалист по экологической безопасности (в промышленности) Приказ Минтруда России от 31.10.2016 № 591н
К этому перечню следует добавить функции в области гражданской обороны и промышленной безопасности, которые особенно актуальны в случае наличия на
Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №2
203
предприятии опасных промышленных объектов, на которых используются: работающее под давлением оборудование, природный газ, взрывоопасные, токсичные или легковоспламеняющиеся жидкости и другие источники повышенной опасности.
2. Противоречие между большим объемом знаний, умений и навыков, которые должен освоить работник предприятия на курсах переподготовки, и явно недостаточным для этих целей временем обучения.
Продолжительность курса переподготовки, как правило, составляет 256 учебных часов. Отвлечение действующих работников от своих трудовых обязанностей, особенно в случае малых и средних предприятий, весьма затруднительно.
3. Противоречие между разным уровнем и структурой знаний, умений, навыков, практического опыта обучаемых в начале учебного процесса и необходимостью формирования заданных профессиональных компетенций у выпускников курсов переподготовки.
Таким образом, перед разработчиками программ переподготовки специалистов в области охраны труда стоит задача: найти подходы, инструментарий для достижения высокой эффективности процесса обучения и поставленных целей. Авторы предлагают ряд подходов, принципов, на основе которых может быть создана инновационная программа обучения, обеспечивающая разрешение обозначенных противоречий, решение выявленных проблем.
Основная часть
Проектирование образовательного процесса на стадии разработки программы обучения предполагает возможность применения целого комплекса подходов: ком-петентностного, проблемного, практико-ориентированного, контекстного и др. Авторы предлагают использовать для курсов переподготовки специалистов в области охраны труда на концептуальном уровне три основных подхода: компетентностный, практико-ориентированный и модульный. Предполагается, что эти подходы являются взаимосвязанными и взаимообусловленными. В то же время не исключается применение других подходов там, где это уместно и оправданно, например, проблемного и контекстного подходов. Очевидно, что сам факт разработки инновационной программы обучения предполагает и проектный подход. Но, учитывая специфику курса переподготовки, авторы считают, что именно компетентностный, практико-ориентированный и модульный подходы являются теми, которые создадут необходимые педагогические условия для эффективного достижения целей обучения.
Компетентностный подход, внедряемый в России в рамках Болонского процесса, является основным направлением модернизации современного высшего образования. Эта модернизация носит инновационный характер, направлена на повышение качества образования и обеспечение сопоставимости его результатов. Исследования компетентностного подхода (КП) в системе профессионального образования отражены в публикациях В. И. Байденко, В. И. Блинова, А. А. Вербицкого, А. Т. Глазунова, И. А. Зимней, В. В. Неборской, А. А. Факторович, А. В. Хуторского, В. Д. Шадрикова и др. Проблемам реализации КП посвящены работы В. П. Бабинце-ва, О. А. Донских, А. С. Роботовой, В. С. Сенашенко, С. Б. Серяковой и др. Особенностям реализации КП в инженерном образовании посвящены исследования Л. И. Гурье, О. О. Горшковой и др.
204 Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №2
Принципы Болонского процесса положены в основу разработки федеральных государственных образовательных стандартов, которые задают систему компетенций для соответствующих образовательных процессов, для педагогов. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 20.03.01 «Техносферная безопасность» устанавливает компетенции в области техносферной безопасности на уровне бакалавриата. Данным стандартом определены [8, с. 3-6]:
- проектно-конструкторская, сервисно-эксплуатационная; организационно-управленческая; экспертная, надзорная и инспекционно-аудиторская и научно-исследовательская виды профессиональной деятельности;
- 15 общекультурных, 5 общепрофессиональных и 23 профессиональные компетенции.
Курсы переподготовки не могут обеспечить формирование всех названных в стандарте компетенций «с нуля», однако этого и не требуется. В качестве обучающихся на курсах представлены работники предприятий, имеющие высшее образование и опыт работы в промышленности, а возможно, и непосредственно в области охраны труда. Кроме того, специалистам в области охраны труда, даже с учетом дополнительных функций в области промышленной, экологической и пожарной безопасности, а также в части гражданской обороны не требуются в полной мере на малых и средних предприятиях компетенции в таких видах профессиональной деятельности, как проектно-конструкторская, надзорная, инспекционно-аудиторская и научно-исследовательская.
Задачи выбора приоритетов при определении целей обучения, определения набора необходимых профессиональных компетенций, использования адекватного целям педагогического инструментария решаются с помощью практико-ориентированного подхода к проектированию учебного процесса. Практико-ориентированный подход применительно к курсу переподготовки специалиста в области охраны труда ориентирует учебный процесс на существующие потребности промышленных предприятий, на профессиональные потребности самого специалиста. Данный подход предполагает моделирование деятельности специалиста в конкретных условиях производства, в рамках функционирования современной системы менеджмента предприятия; оказывает непосредственное влияние на организацию учебного процесса, на выбор методов обучения и форм организации учебной работы. «Для формирования практико-ориентированных знаний студентов используются контекстные, ситуационные задания, кейсы, проекты практической направленности и др.» [1, с. 147].
Курсы переподготовки специалистов в области охраны труда имеют важную для педагога особенность: в качестве обучаемых выступают работники конкретных предприятий, имеющие разный уровень образования, разные условия профессиональной деятельности и практический опыт. Специфика курсов переподготовки специалистов обусловливает особую значимость индивидуального подхода к обучаемым, необходимость выстраивать индивидуальную траекторию обучения. В то же время разный практический опыт, различные условия профессиональной деятельности обучаемых позволяют более полно и разнообразно моделировать ситуации и процессы их профессиональной деятельности, выявлять, анализировать и осваивать в ходе занятий передовой опыт практической работы.
Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №2
205
Модульный подход достаточно полно разработан и широко применяется в высшем образовании. С точки зрения системного подхода, модуль можно определить как структурно и функционально обособленный элемент (структурно-функциональный узел), который может быть относительно самостоятельной частью системы. В каждой конкретной отрасли знаний и практик модуль приобретает специфические черты. В области образования под модулем, как правило, понимается законченная дидактическая единица - совокупность содержательных, организационных, методических и технологических компонентов, в том числе контрольных материалов и мероприятий, относящихся к одной или нескольким взаимосвязанным дисциплинам.
«Модуль - это часть образовательного процесса, представленная совокупностью всех видов учебной работы, направленных на формирование готовности студента к решению одной задачи или общей части близких по содержанию задач в том или ином виде профессиональной деятельности» [4, с. 8].
Модульная программа обучения, разработанная на основе модульного подхода, должна реализовывать такие основные принципы, как:
- полнота - совокупность модулей обеспечивает реализацию всех поставленных целей обучения;
- достоверность - все учебные материалы модулей аутентично воспроизводятся в соответствии с официальным опубликованием документов;
- профессиональная направленность - структура и содержание учебных модулей обусловливается направлением профессиональной подготовки специалистов;
- целенаправленность - содержание каждого модуля определено поставленными целями обучения и обеспечивает их достижение.
Модульная программа может быть также использована и для профессиональной переподготовки.
Важную роль в обеспечении качества обучения, в эффективном достижении его целей играет ориентация курса переподготовки на изучение современной, а еще лучше - инновационной модели управления техносферной безопасностью. Такая риск-ориентированная модель была разработана и предложена авторами для промышленных предприятий [2].
Принципиальная схема модульной риск-ориентированной системы управления техносферной безопасностью (СУТБ) на промышленном предприятии представлена на рисунке.
Авторы предлагают не только использовать модульный подход при разработке курса переподготовки специалистов в области охраны труда, но и адаптировать модульную программу обучения к инновационной модульной структуре системы управления техносферной безопасностью (СУТСБ) на промышленном предприятии. Это позволит максимально рационально и с учетом перспективных тенденций в области менеджмента структурировать учебный материал и оптимизировать учебный процесс (см. рисунок).
206 Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №2
СИСТЕМА (подсистемы) МЕНЕДЖМЕНТА ПРЕДПРИЯТИЯ
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ
КАЧЕСТВОМ РИСКАМИ
-3 к +
1-1-г^ ' 1Ь
Блок специализированных модулей
Модуль Охрана труда
Модуль Экологическая безопасность
Модуль Пожарная безопасность
Модуль Промышленная безопасность
Модуль Гражданская оборона
I______
СТРУКТУРНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Рисунок. Принципиальная схема модульной системы управления техносферной безопасностью на промышленном предприятии
Программа курса переподготовки в этом случае будет иметь следующий состав учебных модулей:
1. Введение в техносферную безопасность.
2. Охрана труда.
3. Промышленная безопасность.
4. Основы промышленной экологии.
5. Пожарная безопасность.
6. Основы гражданской обороны и защиты населения от чрезвычайных ситуаций.
7. Система управления техносферной безопасностью.
Важным следствием ориентации курса переподготовки на изучение структуры и функционирования инновационной модульной системы управления техносферной безопасностью является возможность использования проектного подхода в учебном процессе. Итоговой аттестацией выпускника курса закономерно могут стать разработка и защита проекта инновационной системы управления техносферной безопасностью для своего предприятия, а также мероприятий по ее внедрению.
Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №2
207
Выводы
В ходе проведенного анализа авторами выявлены противоречия между:
- высоким уровнем сложности, ответственности обеспечения техносферной безопасности и существенными ограничениями по количеству и качеству управленческого персонала на малых и средних предприятиях;
- большим объемом знаний, умений и навыков, которые должен освоить работник предприятия на курсах переподготовки, и явно недостаточным для этих целей временем обучения;
- разным уровнем, а также структурой знаний, умений, навыков, практического опыта обучаемых в начале учебного процесса и необходимостью формирования заданных профессиональных компетенций у выпускников курсов переподготовки.
Для разрешения выявленных противоречий авторы предлагают следующие принципы разработки инновационной модульной программы переподготовки специалистов по охране труда малых и средних промышленных предприятий:
1. Использование в качестве ключевых подходов в обучении компетентностного, практико-ориентированного и модульного подходов. Обеспечение оптимальной взаимосвязи и взаимообусловленности используемых подходов. Гармоничное и обоснованное дополнение основных подходов проблемным, проектным и другими современными подходами в образовании.
2. Максимальное применение в учебной работе практического опыта обучаемых в целях повышения эффективности практико-ориентированного подхода в обучении, задействования механизмов взаимо- и самообучения, моделирования условий их профессиональной деятельности.
3. Построение индивидуальных траекторий обучения с учетом разного начального уровня знаний, умений и навыков обучаемых, их практического опыта.
4. Ориентация на изучение инновационных систем управления техносферной безопасностью, на обеспечение опережающего характера обучения, на разработку каждым обучаемым проекта инновационной системы управления техносферной безопасностью для своего предприятия.
По нашему мнению, реализация предложенных принципов позволит разрешить выявленные авторами противоречия, обеспечить требуемую эффективность учебного процесса.
Литература
1. Двуличанская Н. Н., Пясецкий В. Б. Инженерное образование: практико-ориентированный подход // Высшее образование в России. 2017. № 7 (214). С. 147-151.
2. Егоренкова С. В., Быков П. М. Модульный подход к управлению техносферной безопасностью на промышленном предприятии // Череповецкие научные чтения - 2016: материалы Всероссийской научно-практической конференции (16-17 ноября 2016 года). Череповец: Череповецкий государственный университет, 2017. Ч. 3. С. 56-58.
3. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей специалистов, осуществляющих работы в области охраны труда»: Утвержден приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 559н. URL: http://prom-nadzor.ru/content/prikaz-minzdravsocrazvitiya-rossii-ot-17-05-2012-no-559n (дата обращения: 19.01.2019).
208 Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №2
4. Игнатьева Е. Ю. Проектирование учебного модуля, ориентированного на формирование компетенций. СПб.: ЛЕМА, 2016. 82 с.
5. Малое и среднее предпринимательство в России. 2017. M.: Росстат, 2017. 78 с. URL: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/mal-pred17.pdf (дата обращения: 19.01.2019).
6. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ. URL: http://tkodeksrf.ru/ (дата обращения: 19.01.2019).
7. Профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда»: Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 августа 2014 г. № 524н. URL: http://base.garant.ru/70731928/ (дата обращения: 19.01.2019).
8. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования. Направление подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность (уровень бакалавриата): Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 марта 2016 г. № 246. URL: http://fgosvo.ru/news/3/1833 (дата обращения: 19.01.2019).
References
1. Dvulichanskaia N. N, Piasetskii V. B. Inzhenernoe obrazovanie: praktiko-orientirovannyi podkhod [Engineering education: practice-oriented approach]. Vysshee obrazovanie v Rossii [Higher education in Russia], 2017, no. 7 (214), pp. 147-151.
2. Egorenkova S. V., Bykov P. M. Modul'nyi podkhod k upravleniiu tekhnosfernoi bezopasnost'iu na promyshlennom predpriiatii [A modular approach to managing technosphere security at the industrial enterprise]. Materialy vserossiiskoi nauchno-prakticheskoi konferentsii "Cherepovetskie nauchnye chteniia" (16-17noiabria 2016goda) [Proceedings of all-Russian scientific-practical conference "Cherepovets scientific reading" (16-17 November 2016)]. Cherepovets: Cherepovets State University, 2017, part 3, pp. 56-58.
3. Edinyi kvalifikatsionnyi spravochnik dolzhnostei rukovoditelei, spetsialistov i sluzhashchikh "Kvalifkatsionnyekharakteristiki spetsialistov, osushchestvliaiushchikh raboty v oblasti okhrany truda": Utverzhden prikazom Ministerstva zdravookhraneniia i sotsial'nogo razvitiia Rossiiskoi Federatsii ot 17 maia 2012 g. № 559n. [Qualification reference book for managers, specialists and employees, section "Qualifying characteristics of specialists working in the area of occupational safety and health". Approved by the order of the Ministry of health and social development of the Russian Federation dated May 17, 2012, no. 559n]. Available at: http://prom-nadzor.ru/content/prikaz-minzdravsocrazvitiya-rossii-ot-17-05-2012-no-559n (accessed: 19.01.2019)
4. Ignat'eva E. IU. Proektirovanie uchebnogo modulia, orientirovannogo na formirovanie kompetentsii [Module Design oriented to the formation of the competences: tutorial]. St Petersburg: LEMA, 2016. 82 p.
5. Maloe i srednee predprinimatel'stvo v Rossii. 2017. [Small and medium-sized businesses in Russia. 2017]. Moscow: Rosstat, 2017. 78 p. Available at: http: // www.gks.ru/free_doc/doc_2017 /mal-pred17.pdf (accessed: 19.01.2019)
6. Trudovoi kodeks Rossiiskoi Federetsii ot 30 dekabria 2001 g. № 197-FZ [The labour code of the Russian Federation dated December 30, 2001, no. 197-FZ]. Available at: http://tkodeksrf.ru/ (accessed: 19.01.2019)
7. Professonal'nyi standart "Spetsialist v oblasti okhrany truda": Utverzhden prikazom Ministerstva truda i sotsial'noi zashchity Rossiiskoi Federatsii ot 4 avgusta 2014 g. № 524n [Professional standards "Specialist in the field of labour protection". Approved by the Decree of the Ministry of labour and social protection of the Russian Federation dated August 4, 2014], no. 524 n. Available at: http://base.garant.ru/70731928/ (accessed: 19.01.2019)
8. Federal'nyi gosudarstvennyi obrazovatel'nyi standart vysshego obrazovaniia. Napravlenie podgotovki 20.03.01 Tekhnosfernaia bezopasnost' (uroven' bakalavriata): Utverzhden prikazom Ministerstva obrazovaniia i nauki Rossiiskoi Federatsii ot 21 marta 2016 g. № 246. [The Federal
Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №2
209
State educational standard of higher education. Bachelor's programme: Technosphere Security -20.03.01. Approved by the Ministry of education and science of the Russian Federation from March 21, 2016, no. 246]. Available at: http://fgosvo.ru/news/371833 (accessed: 19.01.2019).
Для цитирования: Егоренкова С. В., Быков П. М. Принципы разработки инновационной модульной программы переподготовки специалистов по охране труда малых и средних промышленных предприятий // Вестник Череповецкого государственного университета. 2019. № 2 (89). С. 201-210. DOI: 10.23859/1994-0637-2019-2-89-20
For citation: Egorenkova S. V., Bykov P. M. The principles of developing innovative modular programme of specialist retraining on occupational safety and health for small and medium-sized industrial enterprises. Bulletin of the Cherepovets State University, 2019, no. 2 (89), pp. 201-210. DOI: 10.23859/1994-0637-2019-2-89-20
210 Вестник Череповецкого государственного университета • 2019 • №2