УДК 37.012:796.85:159.91 ББК75.1
РО! 10.24411/2500-0365-2020-15106
ПРИНЦИПЫ РАБОТЫ С ЮНЫМИ ФУТБОЛИСТАМИ 13—14 ЛЕТ В СИСТЕМЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ «ТРЕНЕР — СПОРТСМЕН»
В. Ю. Комков
Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, Омск, Россия;
Детско-юношеская школа физической культуры «Сибирь», Новосибирск, Россия
Автор рассматривает психо лого-педагогические принципы работы тренера, которые могут положительно или отрицательно сказаться на развитии юных спортсменов. Сегодня уже неоспорима роль тренера в формировании психически и физически здоровой личности с высокой степенью развитости мотнвационных. морально-нравственных и волевых качеств, необходимых для успешной спортивной карьеры н жизни в целом. Цель настоящего исследования состоит в комплексном осмыслении специфики подготовки юных спортсменов с выявлением основополагающих принципов работы тренера с футболистами-подростками 13—14 лет.
Ключевые с ловя: фут бол, подготовка юных фут оол и сто в 13—14 лет, пс ихо физиологические особенности подросткового возраста, психологический фактор, система взаимоотношений «тренер-спортсмен», профессиональная деятельность тренера.
Постановка проблемы
В современном спорте, в том числе и юношеском, наблюдается значительный рост тренировочных нагрузок, существенное увеличение количества турниров, возрастающая профессионализация и коммерциализация. Намеченные тенденции предъявляют повышенные требования к психоэмоциональной сфере юных спортсменов. Дополнительную психологическую напряженность у спортсменов-юношей создают анатомические и физиологические особенности подросткового возраста. Спортивное соревнование становится не только состязанием в проявлении двигательных, но и морально-нравственных, волевых качеств.
В современном футболе встречаются случаи, когда футболисты даже на уровне сборных команд применяют «грязные» методы ведения игры, пытаясь различными способами провоцировать соперников. чтобы вывести их из равновесия, хотя соревнование должно проходить в жесткой, но честной борьбе.
От спортсменов требуется проявление высоких моральных качеств даже в острейшие моменты спортивной борьбы. Кроме того, при равной физической. технической и тактической подготовленности спортсменов, именно психологический фактор может стать решающим в напряженном поединке [1, с. 9].
В этой связи В. А. Блинов пишет: «Особенное значение психологические факторы приобрета-
ют в игровых командных видах спорта, которые особенно подвержены разного рода конфликтным проявлениям, возникающим в результате постоянного взаимодействия спортсменов. Результат в значительной степени зависит не только от мастерства отдельных игроков, но и от согласованной работы всей команды, где мотивация каждого игрока подчинена одной обшей цели <...>. При этом игровое взаимопонимание и эффективное взаимодействие игроков во время игр не возможно без благоприятного психологического микроклимата в коллективе» [5, с. 3].
По этой причине целенаправленное воздействие на протекание психических процессов, физическое состояние и особенности личности спортсменов становится обязательной частью педагогической работы тренера во всех видах спорта, в том числе в футболе [8; 11; 13].
В существующей системе психологической подготовки и воспитательной системе образования футболист предстает как объект профессиональной деятельности тренера, основное содержание которой состоит в управлении учебно-тренировочной и соревновательной деятельностью воспитанников. Самостоятельность спортсмена сводится к минимуму в этом процессе.
Учебная и воспитательная функции проявляются в деятельности тренера «в процессе непрерывного развития физических качеств, совершенствования спортивной техники, демонстрации двигательных действий, воспитание интереса к
занятиям, формирование спортивного коллектива и управление им. воспитание личностных качеств. обеспечивающих успешность, отбора ■занимающихся. организации сборов и соревнований, обеспечения психологической подготовки и т. д.» [13, с. 5].
Разнообразие профессиональных обязанностей тренера и широкий диапазон решаемых им психолого-педагогических задач отмечают такие российские специалисты в области психологии спорта, как Г. Д. Бабушкин. Е. Д. Белова, И. С. Дятловская. В. А. Блинов. А. А. Деркач, Е. П. Ильин. А. Я. Корх. А. А. Лалаян. Г. В. Ложкин. Е. В. Мельник. Г. И. Метельский. А. Н. Николаев. А. М. Якимов и др.
Однако анализ работ по теме исследования показал. что. несмотря на значительный интерес к роли гренера в подготовке спортсменов, некоторые аспекты тренерской деятельности остаются малоизученными. Представляется, что успешное взаимодействие в системе «тренер — спортсмен» возможно лишь при условии, что деятельность тренера направлена не только на повышение физической. такгической и технической подготовленности. но и на формирование личности юных футболистов с учетом возрастных особенностей их развития.
Цель исследования
Цель заключается в комплексном осмыслении специфики подготовки юных спортсменов с выявлением основополагающих принципов работы тренера с футболистами-подростками 13—14 лет.
Основное содержание работы
Для того чтобы управлять поведением юного футболиста (13—14 лет) тренеру необходимо обладать искусством проникновения во внутренний мир подростка, что невозможно без постоянного обращения тренера к психологии личности, педагогике. физиологии, биомеханике и другим областям знания.
Важная психолого-педагогическая особенность профессиональной деятельности тренера заключается в умении выстроить тренировочный процесс так, чтобы результатом стали не только спортивные достижения футболиста-подростка, но и воспитание всесторонне развитой личности спортсмена средствами физической культуры и спорта [13, с. 4—5].
Как справедливо утверждает директор футбольный академии Краснодара А. Марьянович. «занимающиеся футболом ребята созревают для
большой жизненной и футбольной сцены, к которой они должны бьпь готовы во всех смыслах. Опыт тренера является только одним сегментом в совместной работе на этом пути к успеху. Еще важнее — его образование, интеллигентность, творческий потенциал, новые способы мышления, новые идеи, огромная любовь и его посвященность детям» [12, с. 6].
Считается, что сложность тренерского труда состоит в именно умении найти путь к каждому спортсмену, создать благоприятные условия для развития способностей уже заложенных в каждом. Тренер должен помочь спортсмену осознать себя личностью, ощутить потребность познать себя, свое место в жизни, а также пережить чувство человеческого достоинства, ответственности за свои поступки перед собой, товарищами по команде и тренером. Многое зависит от веры тренера в возможности каждого ученика, от его настойчивости, терпения, умения прийги на помощь в нужный момент. В своей работе тренер должен преследовать следующие цели:
1) создавать условия для занятий спортом с увлечением, укреплять дружеские взаимоотношения между игроками команды:
2) прививать здоровый образ жизни без вредных привычек у воспитанников;
3) давать возможность всем занимающимся участвовать в соревнованиях и спортивных мероприятиях:
4} применять при работе с юным спортсменам методически правильно составленную программу подготовки, которая гарантировала бы им дальнейшее совершенствование в футболе без вреда для их здоровья.
Указанные цели должны достигаться с помощью:
а) тренировок, имеющих определенную направленность, с учетом физической подготовленности спортсменов и возрастных особенностей;
б) тренировок, проводимых человеком, имеющим специальное образование;
в) рациональной практики соревнований:
г) наблюдения за спортивным и личностным ростом воспитанников [18, с. 6].
В этой связи А. М. Якимов уточняет, что среди целей не упоминается подготовка чемпионов или различного рода рекордсменов: «Она не должна быть основой в работе тренера. Лишь очень малая доля воспитанников имеет шанс вырасти в высококвалифицированных спортсменов. А может. таких и не будет. Однако каждый спортсмен
должен стремиться показать наилучший для себя результат» [18. с. 6].
Представляется, что основной направленностью работы тренера с юными футболистами является формирование физически и психически здоровой личности. Не менее важным видится и побуждение ребят к оптимальному развитию мо-шваиионных. волевых, нравственных и других качеств.
Неслучайно, директор по воспитательной работе футбольной академии «Ьа Маь1а» К. Фольгера в свое время говорил, что основным является не подготовка профессиональных футболистов, а формирование образованных, социализированных. разносторонне развитых личностей, просто порядочных людей. Одними из основных добродетелей. по словам К. Фольгера. являются скромность и умение достойно проигрывать.
В то же время А. Марьянович подчеркивает, что вся деятельность футбольной школы должна быть связана в единую воспитательную работу. Необходимо, чтобы каждый юный футболист осознавал, что установленные нормы поведения ведут к прогрессу. как отдельного спортсмена, так и команды в целом.
Тренер должен постоянно наблюдать за воспитанниками: на тренировке, на соревнованиях, в раздевалке и на улице, знать об успеваемости в школе. Лучшим образом личность футболиста раскрывается непосредственно в игре, в ней игроки показывают себя такими, какими они есть на самом деле. Педагогические поступки тренера в большей степени влияют на воспитание молодых игроков [12, с. 36].
Тренеру не стоит стремиться к успеху, форсируя подготовку своих воспитанников, такой подход лишь заставит усомниться в его профессиональных знаниях.
Воспитанники хотят видеть в своем тренере человека энергичного, волевого, морально устойчивого, способного помочь словом и делом в трудную минуту. Излишне эмоциональный, слабохарактерный тренер не сможет убедить спортсмена в том, что он способен добиться успеха. Но и у таких тренеров талантливые спортсмены иногда добиваются успеха [18. с. 8].
Специалисты едины во мнении, что при взаимоотношении с учениками 13—14-летнего возраста важным является поведение тренера и его манера держаться. Внешний вид тренера также играет немаловажную роль, он должен демонстрировать сосредоточенность, уверенность, целеустремленность. Эмоциональность и заинтересованность в
своих юных подопечных должны быть неотъемлемой составляющей личности тренера, потому что его равнодушие вызывает безразличие и со стороны учеников [8; 12; 18].
Е. П. Ильин указывает, что справиться с ролью воспитателя может тренер, обладающий гак называемым психологическим тактом, основой которого являются такие качества, как доброжелательность. чуткость, отзывчивость, искренность. Эти качества помогают выстраивать положительные взаимоотношения тренера с юными футболистами [8, с. 296].
Все проблемы воспитания спортсменов не должны оставаться без внимания тренера. Известный тренер по спортивной гимнастике Н. Толкачев говорил: «Личность тренера — краеугольный камень воспитания. Все, что осуществляется в процессе воспитательной работы: формирование взглядов, убеждений, идеалов, мировоззрения, интересов. влечений — все, как в фокусе, сходится в личности наставника» [18. с. 19].
Тренер, занимаясь воспитательным процессом. должен обратить внимание на формирование у юных футболистов 13—14 лет необходимых психических, морально-нравственных и волевых качеств. У нравственно сформированной личности ярко выражены такие качества, как чувство долга, ответственность за свои поступки, самопожертвование.
Только нравственно сформированный человек способен на подвит, сможет проявить мужество и героизм в трудный момент, как в обычной жизни, так и в спорте. Моральные качества, формирующиеся в процессе воспитания человека и развивающиеся на протяжении всей его жизни, включают: честь, гуманность, великодушие, скромность, способность к самокритике.
Эти качества стимулируют проявления в различных ситуациях силы воли, направленной на преодоление трудностей. Воля проявляется у личности спортсмена в таких качествах, как: настойчивость. терпеливость, упорство, смелость, решительность и выдержка. Задача же тренера состоит в том. чтобы воспитать морально-нравственно сформированную личность, развить волевые качества у спортсменов, научить преодолевать трудности и неудачи. Кроме того, необходимо развивать и когнитивные способности футболистов 13—14 лет, составляющие психические функции, при помощи которых протекают процессы восприятия, мышления, понимания и анализа.
Так или иначе, в организации тренировочных занятий и в воспитательной работе с юными фут-
болистами 13—14 лет. при выборе оптимальных средств и методов их обучения, а также при определении степени нагрузок обязателен учет возрастных особенностей организма подростков.
На Международном симпозиуме по возрастной периодизации, прошедшем в 1965 г. в г. Москва, была предложена и принята схема возрастной периодизации мальчиков и юношей: второе детство (8—12 лет), подростковый возраст (13—16 лет), юношеский возраст (17—21 год) [3, с. 24]. Такие же возрастные группы выделены в учебнике «Спортивная медицина» под редакцией В. Л. Карпмана [16. С. 190]. В практике педагогики и здравоохранения широко используется следующая возрастная периодизация: младший школьный возраст — 7—10 лет: подростковый возраст — 11—14 лет; юношеский возраст — 15—17 лет [6, с. 424—438; 17, с. 14—15]. Данное деление на возрастные группы соответствует действующей сегодня сети детско-юношеских спортивно-оздоровительных учреждений в нашей стране и не противоречит принятой на Международном симпозиуме схеме.
Важно понимать, что темп индивидуального развития (так называемый «биологический возраст») ребенка часто может не соответствовать паспортному возрасту. Понягие «биологический возраст» означает достигнутый к определенному моменту уровень морфологического и функционального развития организма, который определяется в результате оценки процессов оссификации (окостенения) отдельных костей скелета, прореза-ния и смены зубов, развития вторичных половых признаков, изменения основных показателей физического развития и др.
В возрастной группе могут быть дети, отстающие от сверстников (ретарданты) или опережающие их (акселераты). По статистике, около 30 % детей одного паспортного возраста опережают. 15—20 % отстают от сверстников в развитии [7, с. 9].
Как правило, детей, у которых не совпадает календарный и биологический возраст, в команде немного, но тренеру это необходимо учитывать в тренировочном процессе, поскольку они по-разному переносят физические и умственные нагрузки. В этой связи, специалистами часто подчеркивается необходимость и эффективность совместной работы тренера и врача, регулярных антропометрических измерений юных спортсменов [17, с. 26—27; 15. с. 242—243].
Считается, что наибольшее увеличение роста и веса тела у мальчиков происходит на первом году
жизни и в период полового созревания. Имеются существенные расхождения в определении начала полового созревания юношей, а именно: 12—13 лет [3]. 12—14 лет [17]; 12—15 [2]; пубертатный период 14—15 [15]. Рассматриваемая в рамках настоящего исследования возрастная группа 13—14 лет относится к пубертатному периоду, что в некоторой степени осложняет работу с данной возрастной группой. Требуется строгий учет объема и интенсивности тренировочной нагрузки.
Все аспекты подготовки футболистов подросткового возраста (13—14 лет) имеют свою специфику. Основой обучения и тренировки юных футболистов — разносторонняя физическая подготовка. на фоне которой происходит постепенное развитие специальных физических качеств, усвоение техники и тактики игры. Применяемые методы подготовки находятся в тесной связи с физическим и психологическим развитием подростков.
В физической подготовке, помимо развития координации движений и быстроты, постепенно большее количество внимания необходимо уделять развитию силы, а позднее и выносливости [10, с. 29—30; 6, с. 433]. При обучении технике игры юным спортсменам 13—14 лет необходимо осваивать новые приемы (обманные движения, удары головой) и одновременно с уже изученными приемами отшлифовать их в сложных упражнениях игрового характера и в играх.
На усвоение и совершенствование техники игры в среднем тренеру следует планировать 50 % от всего тренировочного времени. При отборе и распределении тактического материала важная роль должна также отводится практическим занятиям, на которых создаются условия, приближенные к игровым. Значимым является и включение в систему подготовки юных футболистов теоретических занятий для расширения арсенала специализированных знаний и умений по решению игровых ситуаций [9]. В интересах формирования игры команды необходимо отшлифовать групповые взаимодействия игроков в атаке и обороне, а также в переходных фазах.
При определении нагрузок тренеру следует принимать во внимание, что биологическое развитие подростков протекает очень быстро: за год вес увеличивается на 4—5 кг, рост — на 4—6 см [6, с. 431], иногда даже больше — 8—10 см [10. с. 191]. Объём сердца подростков увеличивается почти вдвое, в то время, как органы дыхания мальчиков развиваются сравнительно медленно. Кровяное давление в этом возрасте нередко
повышается. Значительные изменения претерпевает и нервная система подростков: она в этот период неустойчива, крайне чувствительна.
Непропорциональное развитие подростков-фут -болистов 13—14 лет может приводить к ощутимому спаду в их спортивном развитии, а, следовательно, ребят нужно оберегать от внезапных и чрезмерных физических нагрузок и значительного утомления. Важно помнить, что эти нарушения временны. Нагрузки должны быть оптимальными, а выполняемые юными спортсменами движения следует подбирать так. чтобы помочь растущему организму развиваться пропорционально. Тренировочные занятия с юными футболистами 13— 14 лет проводятся по 80—100 мин 3—4 раза в неделю. Количество занятий в году варьируется в пределах 180—200. Каждую неделю рекомендуется 1—2 раза проводить матчи (2 раза по 30 мин.). Необходимо увеличение нагрузок, выражающееся в удлинении тренировочного времени с повышением числа и частоты упражнений [14].
В свете вышесказанного, представляется возможным говорить, что в планировании и осуществлении учебно-тренировочного процесса юных спортсменов 13—14 лет одним из важнейших принципов является учет возрастных особенностей и уровня физического развития подростков, функционального состояния их органов и систем, а также степень их подготовленности.
Принципы построения взаимоотношений тренера с футболистами-подростками 13—14 лет должны основываться на учете их интересов. психофизиологических, психологических особенностей развития в данном возрасте. Как пишет А. Кузнецов: «Для спортсменов этого возраста характерна частая смена настроений, их эмоциональная жизнь еще слабо контролируется рассудком. Они подчас не в меру раздражительны. болезненно воспринимают замечания старших, нередко грубят, отличаются непослушанием.
Тренеру необходимо помнить, что подобные проявления носят временный характер. У подростка заметны частые проявления нетерпеливости, горячности, отсутствие объективного, трезвого подхода к фактам, событиям и действиям окружающих людей, к переоценки своих собственных возможностей» [10, с. 189].
Эти трудности могут быть преодолены, если тренер будет правильно распределять физическую и нервно-психическую нагрузку каждого футболист а-подростка. а также руководствоваться следующими принципами.
Во-первых, тренеру необходимо интересоваться не только объемом выполняемых упражнений каждого спортсмена, но и знать и о соблюдении им режима дня. и об отношении к занятиям в школе. к общественно-полезному труду.
Во-вторых, при организации тренировки тренер должен сочетать коллективные и индивидуальные формы тренировочных занятий. Одновременная работа со многими спортсменами снижает качество тренировок. Если тренировка построена с использованием максимальных тренировочных нагрузок, то обязательно найдутся спортсмены, которые не смогут выполнить данный объем нагрузки.
Тренер должен руководствоваться дидактическими принципами при составлении планов тренировочных занятий футболистов 13—14 лет, согласно которым должна ставиться оптимальная задача, соответствующая возможностям занимающихся. Разочаровавшись в выполнении слишком трудной задачи, спортсмен-подросток будет с неуверенностью впоследствии подходить к выполнению других заданий тренера [6, с. 299; 10. с. 188—190: 18, с. 9].
В-третьих, тренеру всегда необходимо справедливо оценивать результаты, показанные юными футболистами 13—14 лет в тренировочных упражнениях или на соревнованиях.
Подростки склонны обобщать информацию о своем результате на всю личность, поэтому, когда тренер говорит «ничего не годится», подразумевая конкретные действия, юный спортсмен обобщает информацию и считает, что он плохой и ничего не знает.
Слова и действия тренера оказывают большое влияние на самоуверенность и самооценку юного футболиста, поэтому тренеру следует тщательно продумывать способ сообщения информации для каждого воспитанника индивидуально, так тренер будет создавать и поддерживать хорошее настроение у спортсменов.
Кроме того, в рамках воспитательной работы, на некоторые поступки группы или отдельного подростка, тренер должен реагировать моментально, а в случае других — сначала проверить, случайные ли они или закономерны [12, с. 37].
Как известно, на начальном этапе подготовки юных футболистов осознанность выбора футбола как вида профессиональной деятельности не является приоритетной. Интерес к игре, удовольствие, желание приобрести новые умения, нужда в дружбе, достижение успехов — вот что является движущей силой юных футболистов, их
мотивацией. Но желание играть в футбол должно сопровождаться понимание целей и задач тренировки. средств, методов и содержание изучаемого материала. Следовательно, тренеру необходимо так организовать тренировочный процесс, чтобы решать задачи учебно-тренировочного и воспитательного характера, не теряя интерес подростков к занятиям футболом [6, с. 298—299].
В конце этапа многолетней подготовки юных футболистов, нужно сформировать у них понимание и отношение к футболу, как к виду профессиональной деятельности. Тренер должен постараться донести до спортсменов, что выбранный ими пугь подразумевает соблюдение жесточайшей дисциплины и трудолюбия на грани самоотречения.
Результативность тренерской работы зависит от характера взаимоотношений между тренером и всеми игроками команды, его профессиональной компетенции, психологических и педагогических возможностей, а так же способности методически оформить тренировку. Тренер должен уделять внимание каждому игроку команды, каждый футболист должен знать, что тренер делает все возможное для совершенствования его спортивного мастерства. Мотивация и стремление к победе появляется у игроков благодаря индивидуальному подходу тренера. Индивидуальное внимание тренера к каждому игроку способствует формированию позитивных эмоциональных взаимоотношений между тренером н игроком [4, с. 31].
Часто тренер допускает ошибку, концентрируя внимания на сильнейших в команде, что быстро становится очевидным для всех его воспитанников. В результате сильнейшие чувствуют угнетающую тяжесть возлагаемых на их плечи надежд, а остальные испытывают деморализующее чувство внутреннего недовольства. По этой причине одним из принципов работы тренера с юными спортсменами 13—14 лет должно быть равное распределение внимания каждому воспитаннику, независимо от того проявили спортивные способности или еще нет.
Следует отметить также, что тренер будет гораздо успешнее в своей работе, сможет определить причины конфликтов и приемы их предупреждения. если будет учитывать характерологические особенности каждого юного игрока своей команды. Такой подход требует много личных психических усилий и вложений собственной энергии, постоянную бдительность и обращение внимания на поведение детей, на их реагирование в различных ситуациях.
В частности. В. А. Блинов говорит о характерологической обусловленности причин конфликтов. выделяя четыре характерологические группы юных футболистов 13—14 лет: лабильную, психастеническую, эпилептоидную и ис-тероидную. Прежде чем начать процесс управления конфликтными ситуациями, тренеру, по мнению В. А. Блинова, необходимо определить типы характеров своих воспитанников, а затем уже выбрать соответствующие приемы и средства управления ими в процессе подготовки футболистов-подростков.
Среди инструментов управления конфликтами называются: использование упражнений, способствующих принятию самостоятельных решений: публичное примирение конфликтующих; создание атмосферы доверия в команде: избежание некорректных замечаний: наказание конфликтантов дополнительной нагрузкой: справедливость при поощрениях и наказаниях: предоставление возможности выговориться и внимательно выслушать проблемы и др.
Предложенная методика способствует оптимизации процесса управления конфликтами и оказывает положительное влияние на развитие межличностных отношений в юношеских футбольных командах, как между самими спортсменами, так и в системе «тренер-спортсмен» [5, с. 13].
Для оценки эффективности тренерской деятельности выделяют следующие критерии [13, с. 8]:
1. Спортивные достижения (занятые места, выполненные разряды).
2. Качество проведения тренировочных занятий, их эффективность.
3. Посещаемость занятий (отсев спортсменов).
4. Регулярность и четкость ведения документации. ее качество.
5. Эмоциональный отклик спортсменов (их активность. вовлеченность, удовлетворенность процессом).
6. Социально-психологический микроклимат в коллективе (взаимоотношения спортсменов между собой и с тренером).
7. Формирование личности спортсмена (полученные знания, сформированные умения, сформированная потребность в здоровом образе жизни, занятиях спортом, самосовершенствовании. стремление к успеху, мотивация достижения).
8. Ведение тренером научно-исследовательской деятельности.
9. Отзывы о работе тренера руководителей, педагогического коллектива, воспитанников
и их родителей (часто определяется с помощью анонимного анкетирования).
10.Желание спортсменов стать тренером.
Заключение
Выявлены основополагающие принципы работы тренера с футболистами-подростками 13— 14 лет: проведение тренировочного процесса сообразно анатомо-физиологическим и социально-психологическим особенностям подростков, создание атмосферы психологического комфорта. формирование нравственно-волевых качеств. Тренер должен быть примером для подражания во всём для футболистов-подростков.
Сформулированы критерии эффективности тренерской деятельности: спортивные достижения (занятые места, выполненные разряды); качество проведения тренировочных занятий. их эффективность; посещаемость занятий (отсев спортсменов); регулярность и четкость ведения документации, ее качество; эмоциональный отклик спортсменов (их активность, вовлеченность, удовлетворенность процессом); социально-психо-лопгческий микроклимат в коллективе (взаимоотношения спортсменов между собой и с тренером); формирование личности спортсмена (полученные знания, сформированные умения, сформированная потребность в здоровом образе жизни, занятиях спортом, самосовершенствовании, стремление к успеху, мотивация достижения): ведение тренером научно-исследовательской деятельности; отзывы о работе тренера руководителей, педагогического коллектива, воспитанников и их родителей (часто определяется с помощью анонимного анкетирования); желание спортсменов стать тренером.
Список литературы
1. Бабушкин. Г. Д. Интеллектуально-психологическая подготовка спортсмена : монография / Г. Д. Бабушкин, К. В. Диких. — Омск : Изд-во СибГУФК, 2013, —240 с.
2. Бахрах, И. И. Врачебный контроль и физическое воспитание детей школьного возраста / И. И. Бахрах. Н. А. Гамза. — Минск : Адукацыя i выхаванне, 2010. — 176 с.
3. Безруких. М. М. Возрастная физиология (физиология развития ребенка) / М. М. Безруких. В. Д. Сонькин. Д. А. Фарбер. — Москва : Academia. 2008. — 412 с.
Поступила в редакцию 08 мая 2019 г.
4. Бишопе, К. Единоборство в футболе / К. Бишопе, Х.-В. Герард. — Москва : Терра-Спорт. 2003. — 168 с.
5. Блинов. В. А. Управление конфликтами в процессе подготовки футболистов-юношей 13—14-летнего возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В. А. Блинов. — Омск, 2001. — 19 с.
6. Губа, В. П. Теория и методика футбола / В. П. Губа, А. В. Лексаков. — М. : Советский спорт. 2013. — 536 с.
7. Губа. В. Методология подготовки юных футболистов / В. Губа, А. Стула. — М. : Человек, 2015. — 184 с.
8. Ильин. Е. П. Психология спорта / Е. П. Ильин.— Санкт-Петербург : Питер, 2008. — 352 с.
9. Комков. В. Ю. Формирование игрового мышления футболистов с использованием роботизированного тренировочного комплекса «ГооЛю!» / В. Ю. Комков. А. Марьянович. В. А. Блинов // Наука и спорт : современные тенденции. — 2018. — Т. 21. — № 4. — С. 73—79.
10. Кузнецов. А. А. Футбол: настольная книга детского тренера / А. А. Кузнецов. — Москва : Профиздат, 2011. — 408 с.
11. Лалаян. А. А. О типологии тренеров в связи с особенностями их деятельности / А. А. Лалаян // Теория и практика физической культуры. — 1981. — № 6. — С. 12—13.
12. Марьянович. А. Методика футбола — 1 (для возраста 6—12 лет) / А. Марьянович. — Краснодар : Альтаир. 2010. — 263 с.
13. Мельник. Е. В. Психология тренера: теория и практика / Е. В. Мельник. Е. В. Силич. И. В. Кухтова. — Витебск : ВГУ имени П. М. Ма-шерова. 2014. — 58 с.
14. Монаков, Г. В. Подготовка футболистов. Теория и практика / Г. В. Монаков. — Москва : Советский спорт, 2007. — 288 с.
15. Платонов. В. Н. Система подготовки спортсменов в олимпийском спорте. Общая теория и ее практические приложения / В Н. Платонов. — Киев : Олимпийская литература, 2004. — 808 с.
16. Спортивная медицина. — Москва : Физкультура и спорт. 1987. — 304 с.
17. Юный футболист / под. ред. А. П. Лаптева, А. А. Сучилина. — Москва : Физкультура и спорт. 1983. — 255 с.
18. Якимов, А. М. Основы тренерского мастерства / А. М. Якимов. — Москва : Терра-Спорт, 2003. — 176 с.
Для цитирования: Комков, В. Ю. Принципы работы с юными футболистами 13—14 лет в системе взаимоотношений «тренер — спортсмен» / В. Ю. Комков // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. — 2019. — Т. 5, № 1. — С. 38—46.
Сведения об авторе
Комков Вячеслав Юрьевич — аспирант кафедры футбола н хоккея Сибирского государственного университета физической культуры н спорта. Омск. Россия: трен ер-методист Детско-юношеской спортивной школы ФК «Сибирь». Новосибирск. Россия, [email protected]
Сведения о научном руководителе
Блинов Вячеслав Анатольевич — кандидат педагогических наук, заведующий кафедрой футбола и хоккея. Сибирский государственный университет физической культуры и спорта. Омск. Россия, [email protected]
PHYSICAL CULTURE. SPORT. TOURISM. MOTOR RECREATION
2020, vol. 5, no. 1, pp. 38—46.
A Coach's Approach on Training of Young Football Players of 13—14 Years Old: Basic Principles
Komkov V.Yu.
Siberian State University of Physical Culture and Sports, Omsk, Russia;
Children and youth school of physical culture "Siberia", Novosibirsk, Russia, vkomkovl [email protected]
The author considers the psychological and pedagogical principles of the coach's work, which can have a positive or negative impact on the development of young athletes. The approach of the coach and the principles of work that guide him can have a positive or negative impact on the development of young athletes. Today, it is indisputable that a coach plays a significant role in the formation of a mentally and physically healthy person, with a high degree of development of motivational, moral, and volitional qualities necessary for a successful sports career and life in general. The paper presents a comprehensive review of the specifics of young athletes training with the identification of the basic principles of coaching of football players aged 13—14.
Successful interaction in the «coacli-athlete» relationships set is possible only if the professional activity of the coach is aimed not only at the improving of the physical, tactical and technical competence, but also at the shaping of the personality of young football players, taking into account the psychophysiological char acteristics of their age group development.
Keywords: football, training of young football players of 13—14 years old, psycho-physiological features of adolescence, psychological factor, the system of relationships "coach-athlete", professional activity of a coach.
References
1. Babushkin G.D.. Dikili K.V. Intellektualno-psi-hologicheskciya podgotovka sportsmena [Intellectual and Psychological Training of an Athlete]. Omsk. 2013. 240 p. (In Rtiss).
2. Bahrah I.I.. Ganiza N.A. Vrachebnyj ¡control ifizicheskoe vospitanie detej shkolnogo vozrasta [Medical Control and Physical Education of Children of School Age]. Minsk, 2010. 176 p. (In Russ).
3. Bezrukih M M., Sokm V.D.. Farber D.A. Voz-rastnaya fiziologiya (fiziologiya razvitiya rebenka) [Age Physiology (Physiology of Child Development)]. Moscow, 2008. 412 p. (In Russ).
4. Bishops K., Gerard H.-V. Edinoborstvo vjutbole [Contest in Football], Moscow, 2003. 168 p. (In Russ).
5. Blinov V.A. Upravlenie konfliktami v proces.se podgotovki jutbolistov-yunoshej 13—14-letnego vozrasta [Conflict Management in the Process of Train-
ing Young Football Players of 13—14 Years Old], Abstract of thesis. Omsk. 2001. 19 p. (In Russ).
6. Guba V.P.. Leksakov A.V. Teoriya i metodika fiitbola [Theory and Methods of Football]. Moscow, 2013. 536 p. (In Russ).
7. Guba V., Stula A. Metodologiyapodgotovkiyu-nyh futbolistov [Methodology of Training of Young Football Players]. Moscow, 2015. 184 p. (In Russ).
8. Ilin E.P. Psihologiya sporta [Psychology of Sports], St. Petersburg, 2008. 352 p. (In Russ).
9. Komkov V.Y., Maryanovich A.. Blinov V.A. Formirovanie igrovogo myshleniya futbolistov s ispolzovaniem robotizirovannogo trenirovochnogo kompleksa «Footbot» [The Development of Football Players1 Gante Thinking Using «Footbot» Robotic Training Complex]. Nauka i sport : sovremennye ten-dencii [Science and Sport : Current Trends], 2018. vol. 21, no. 4. pp. 73—79. (In Russ).
10. Kuznecov A.A. Futbol: nastohiaya kniga detskogo trenera [Football: a Handbook of a Children's Coach], Moscow, 2011. 408 p. (In Russ).
11. Lalayan A.A. O tipologii trenerov v svyazi s osobennostyami ih deyateluosti [On the Typology of Trainers in Connection with the Peculiarities of Their Activities]. Teoriya i praktika fizicheskoj kul-tury [Theory and Practice of Physical Culture], 1981, no. 6, pp. 12—13. (In Russ).
12. Maryanovich A. Metodika jutbola — 1 (dlya vozrasta 6—12 Jet) [Methodology of football — 1 (for the age of 6—12 years)]. Krasnodar, 2010. 263 p. (In Russ).
13. Melruk E.V., Sihch E.V., Kulitova N.V. Psihologi-ya trenera: teoriya i praktika [Psychology of a Coach: Theory and Practice]. Vitebsk, 2014. 58 p. (In Russ).
14. Monakov G.V. Podgotovka futbolistov. Teoriya i praktika [Training Football Players. Theory and Practice], 2007. 288. pp. (In Russ).
15. Platonov V.N. Sis tenia podgotovki sportsmen ov v olimpijskom sporte. Obshchaya teoriya i ee prakticheskie prilozheniya [The System of Training Athletes in the Olympic Sport. General Theory and Its Practical Application], Kiev, 2004. 808 p. (In Russ).
16. Sportivnaya medicina [Sports Medicine]. Moscow, 1987. 304 p. (In Russ).
17. Yunyj futbolist [Young Football Player], Moscow, 1983. 255 p. (In Russ).
18. Yakimov A.M. Osnovy trenerskogo masterstva [The Fundamentals of Coaching Skills], Moscow. 2003. 176 p. (In Russ).