В результате освоения дисциплины обучающиеся должны: знать: общие подходы к формированию организационной культуры педагогического коллектива; модели формирования организационной культуры; особенности педагогического коллектива; способы взаимодействия с коллегами, администрацией, школьниками, родителями; методы диагностики сформирован-ности организационной культуры;
уметь: взаимодействовать в коллективе; выделять факторы, влияющие на формирование организационной культуры; проводить диагностику сформированности организационной культуры; использовать теоретические знания и практические умения при формировании организационной культуры;
владеть: культурой мышления, способами обобщения, анализа, восприятия информации; постановкой цели и выбором путей её достижения при формировании организационной культуры.
Программа рассчитана на 24 часа, включает в себя проведение лекционных и семинарских занятий, а так же организацию самостоятельной работы студентов. Форма контроля - зачёт.
На лекционных и семинарских занятиях студенты узнавали о теоретико-методологических основах формирования организационной культуры учителя, моделях формирования организационной культуры, особенностях формирования организационной культуры в педагогическом коллективе, о факторах, влияющих на формирование и развитие организационной культуры, о методах диагностики сформированности организационной культуры.
В процессе изучения курса создаются необходимые условия для понимания студентами сущности развития познавательных способностей, различных моделей организационной культуры, изучения нормативных документов по проблеме формирования организационной культуры учителя.
Данный курс имеет статус курса по выбору. В связи с ограниченным количеством аудиторных часов некоторые темы изучаются студентами самостоятельно. Вопросы и задания для самостоятельной работы использовались как после изучения отдельной темы, так и для организации контроля по завершению курса. Задания предлагались различных типов и требуют от студентов различных подходов в выявлении знаний.
Выполнение студентами самостоятельных проектов профессиональной направленности в процессе опытно-экспериментальной работы создавало возможность реализации второго -инновационного пути, когда в учебно-воспитательном процессе создавалась ситуация, позволяющая реализовать собственные силы, самостоятельный потенциал, обеспечить становление опыта субъективирования, т. е. выработка собственного мнения,
Библиографический список
своего (личностного) знания, концепции мира (мировоззрения), стиля, структуры деятельности», что отвечает также и за формирование организационной культуры.
Ход формирование организационной культуры мы связывали с осуществлением студентами проектной деятельности, которая носила исследовательский, творческий характер и создавала условия для формирования организационной культуры, самостоятельной активности студентов, сочетающей в себе элементы репродуктивного и продуктивного характера, изменяющая и развивающая личность будущего учителя, позволяющая реализовать свой собственный потенциал и творческие силы.
Все вышеизложенное, позволяет называть проективную, самостоятельную исследовательскую работу студента средством его воспитания, которое создает условия для формирования развития его общественной активности, рефлексии, самоанализа собственной деятельности, самоорганизации, способности к саморегуляции, коммуникативности и конформизму - а именно его организационной культуры.
Таким образом, вышеперечисленные технологии проведения практических учебных занятий (спецкурс «Организационная культура учителя», тренинги, игры, методы и технологии), создающие возможность для индивидуальной, самостоятельной работы студентов, развивают такие умения, как: проведение и организация экспериментов и опытов; ведение самостоятельного целенаправленного поиска информации; оттачивание самоорганизационной деятельности; обработка их результатов; на основе полученных данных делать выводы, только при включении в практическую деятельность элементов исследования.
Резюмируя вышеизложенное отметим, что результаты внедренных технологий студентов воплотились в письменных эссе, профильных рефератах, в курсовых и дипломных проектах. В процессе выполнения этих работ студенты совершенствовали навыки самоорганизации, самостоятельной работы, умение эффективно распределять время (самоменеджмент), формировалась профессиональная притязательность; способность к саморегуляции и стрессоустойчивость, а также способность к поиску специальной и научной литературы и ее анализ. Написание и защита рефератов, эссе, курсовых и дипломных работ связана с целым рядом учебных дисциплин, но, как считает 60% студентов 2 - 4-х курсов, самостоятельно сформулированная и выбранная тема работы способствует большей заинтересованностью проблемой, самостоятельному поиску оригинальных решений, проявлению творческой инициативы и эффективной самоорганизации.
1. Алиева РР Модель формирования организационной культуры будущего учителя в процессе профессиональной подготовки. Мир науки, культуры, образования. 2013; 4 (41): 117 - 119.
2. Алипханова Ф.Н., Алиева Р.Р. Виды общепедагогических умений и их содержание. Вестник Московского института государственного управления и права. 2016; 15: 24 - 28.
3. Умаев А.У., Алиева Р.Р. Профессиональная деятельность преподавателя вуза. Вестник Московского института государственного управления и права. 2016; 14: 127 - 131.
References
1. Alieva R.R. Model' formirovaniya organizacionnoj kul'tury buduschego uchitelya v processe professional'noj podgotovki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013; 4 (41): 117 - 119.
2. Aliphanova F.N., Alieva R.R. Vidy obschepedagogicheskih umenij i ih soderzhanie. Vestnik Moskovskogo instituta gosudarstvennogo upravleniya i prava. 2016; 15: 24 - 28.
3. Umaev A.U., Alieva R.R. Professional'naya deyatel'nost' prepodavatelya vuza. Vestnik Moskovskogo instituta gosudarstvennogo upravleniya i prava. 2016; 14: 127 - 131.
Статья поступила в редакцию 11.12.17
УДК 378
Isaeva M.A., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Geometry and Teaching Methods in Mathematics,
Chechen State Pedagogical University (Grozny, Russia), E-mail: [email protected]
PRINCIPLES OF PROFESSIONAL PREPARATION OF TEACHERS OF MATHEMATICS. The article discusses principles of professional education of teachers of mathematics, such as a principle of conformity to modern requirements for developing the contents of the system of training and professional development; a principle of conformity to modern requirements to forms and methods of realization of PPK; a principle of conformity to modern requirements to the forms and methods of realization of PPK; a principle of conformity to modern requirements to the results of the implementation of PPK; a principle of conformity to modern requirements for control and management of the implementation process ACC; a principle of conformity to modern requirements for information and methodological resources for implementation of PPK.
Key words: mathematics teacher, principle, research and culture, student, training.
М.А. Исаева, канд. пед. наук, доц. каф. геометрии и методики преподавания математики, ФГБОУ ВО «Чеченский государственный педагогический университет», г. Грозный, E-mail: [email protected]
ПРИНЦИПЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ УЧИТЕЛЯ МАТЕМАТИКИ
В статье рассматриваются принципы профессиональной подготовки учителя математики, такие как: принцип соответствия современным требованиям к формированию содержания системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров; принцип соответствия современным требованиям к формам и методам реализации ППК; принцип соответствия современным требованиям к формам и методам реализации ППК; принцип соответствия современным требованиям к результатам, реализации ППК; принцип соответствия современным требованиям к контролю и управлению процесса реализации ППК; принцип соответствия современным требованиям к информационно-методическому ресурсу реализации ППК.
Ключевые слова: учитель математики, принцип, проектно-исследовательская культура, студент, профессиональная подготовка.
Конкурентоспособность государства в современном мире во многом определяется качеством человеческих ресурсов. Развитие общественного интеллекта является гарантом стабильности и процветания страны. Понимание неоспоримой ценности человеческого потенциала подводит к определению образования как ведущего механизма воспроизводства культуры, источника новых знаний и качественных людских ресурсов. Этим определяется устойчивый интерес к проблемам образования, особенно высшего, проявляемый различными государствами.
Социально-экономические приоритеты на современном этапе развития общества требуют формирования новых качественных изменений, устойчивых форм взаимодействия, где основополагающим принципом будет выступать конкурентоспособность, отражающаяся в таких личностных качествах, как инициативность, способность творчески мыслить, находить современные нестандартные решения и т. д.
Условием развития таких качеств является возможность апробации новой деятельности, решения задач и получения обратной связи. В основе формирования необходимых компетенций следует заложить следующие принципы, которые определяют специфику подготовки учителя математики на различных ступенях непрерывного профессионального образования:
1. Принцип соответствия современным требованиям к формированию содержания системы подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, который предусматривает, в первую очередь, опору на методологическую основу ФГОС.
2. Принцип соответствия современным требованиям к формам и методам реализации повышения профессиональной квалификации (ППК). Принцип соответствия современным требованиям к формам и методам реализации ППК предусматривает соответствующие модельному и компетентностно-ориен-тированному характеру процесса повышения квалификации и переподготовки педагогических кадров: активные методы, дистанционное обучение, дифференцированное обучение, оптимизация обязательных аудиторских занятий).
3. Принцип соответствия современным требованиям к результатам, реализации ППК предусматривает соответствие результатов освоения программы заявленным целям и задачам, формулировку Требований к результатам освоения программы в терминах «знать», «уметь», «владеть», а также в виде компетенций, которые формулируются как готовность и (или) способность к чему-либо.
4. Принцип соответствия современным требованиям к контролю и управлению процесса реализации ППК направлен на: контроль и оценку сформированности знаний, умений и компетенций, заявленных как результаты освоения программы, формы и методы контроля и оценки позволяют оценить сформирован-ность знаний, умений и компетенций, заявленных как результаты освоения программы; управление образовательным процессом (распределенный контроль по модулям, использование тестирования и рейтингов, корректировка индивидуальных программ по результатам контроля, переход к автоматизированным системам управления, обеспечение профориентации в процессе обучения и т. д.).
5. Принцип соответствия современным требованиям к информационно-методическому ресурсу реализации ППК предусматривает привлечение современных информационно-методических средств обучения: компьютерные программы, интегральные и персональные базы данных, тренажеры; современные (за последние 5 лет) источники литературы, необходимые и достаточные в соответствии со структурой и содержанием программы повышения квалификации; список дополнительной
литературы и других информационных источников, в том числе сети Интернет.
Данные принципы определяют изменения в процессе подготовки учителя математики. Современные разделы математики - теория игр и искусственный интеллект, стохастика, теория информации, теории массового обслуживания, теория случайных процессов и функциональный анализ, теория игр и математическое программирование, алгебраическая геометрия и теоретико-множественная топология и др., стали более значимыми в практическом приложении, но фактически еще не представленными в математическом образовании школьника [1, с. 88].
В последние десятилетия, в рамках разработки образовательных стандартов, математическое образование исследуется как с точки зрения содержания, так и с точки зрения разработки эффективных методов математического образования. Как показало изучение методической литературы, обучение основам математики и построение содержания математического образования как в средней, так и в высшей школе должны пересматриваться в направлении большей визуализации, наглядного моделирования и раскрытия социального статуса математики. При этом, основным средством, способствующим появлению новообразований, является моделирование как высшая форма знаково-символической деятельности, ведущая к появлению нового знания о природе и технологических процессах в производстве, а также о законах общественного развития и закономерностях мышления, восприятии и памяти современного человека. Как учебный предмет математика все больше рассматривается как гуманитарная дисциплина. Продуктивность мышления и восприятия, развитие предметной речи, логическая полноценность аргументации, развитие умственных способностей должны выступать реальным результатом математического образования. При этом реализация дистанционных форм в математическом образовании показывает свою эффективность.
Рассматривая математику как учебный предмет приходится сталкиваться с проблемами адекватного представления, различения, становления, устойчивости восприятия и воспроизведения математического знания и выявления специфических особенностей феномена математического мышления, тем более, что в последние десятилетия возникла принципиально новая ситуация, благоприятствующая реальным шагам возрастания интереса к математике, эффективным средствам развития интеллекта школьников и студентов. Данному обстоятельству способствуют следующие факторы:
- озабоченность учеников, родителей, педагогов содержанием математического образования и его влиянием на развитие личности;
- гуманизация, гуманитаризация образовательных процессов в школе и вузе, выдвижение на передний план проблем личностного развития школьников, особенно в период формирования онтогенетических новообразований в мышлении;
- расширение информационных средств обеспечения учебного процесса: дисплейные классы, сервисные программные продукты, мультимедиа, дистанционное обучение и т. д.;
- интенсивное развитие методологических основ обеспечения педагогических процессов (психология и физиология человека, искусственный интеллект, инженерная психология и психология индивидуальной и совместной деятельности, теория управления и теория образовательных систем и т. д.).
Таким образом, реализуемое в настоящее время математическое образование в вузах, в том числе педагогической направленности, требует серьезных качественных изменений, которые могут определить этап в его развитии в условиях современной
России. В соответствии с вышесказанным, целью математического образования студентов выступает [1, с. 73]:
1) интеллектуальное развитие студентов, развитие основных приемов мышления, формирование познавательных способностей и исследовательских умений студентов в процессе изучения математики;
2) приобретение навыков современных видов математического мышления (алгоритмического, оптимизационного и др.);
3) привитие навыков для практической деятельности в области математического моделирования и применения математических методов в гуманитарных исследованиях.
Установлено, что успешность в приобретении учащимися знаний и, в частности, математических, во многом зависит от сформированности у них познавательного интереса (Л.И. Божо-вич, Н.Г. Морозова, Л.С. Славина, Г.И. Щукина и др.).
Педагог является главным, ведущим субъектом управления образовательным процессом, главным организатором, соответственно, от него в основном зависит его качество, хотя не нужно
Библиографический список
исключать влияние иных социальных институтов на обучение воспитанников. К примеру, Н.М. Романенко отдавая приоритетную роль учителю, не исключает роль института семьи, ее социальному статусу, базовому образованию родителей, интересам и т. д.». [2, с. 100]. Содержание образования, технические средства, методы и технологии обучения и воспитания оживают и начинают работать только по его воле. Адаптация учебного процесса к личностным характеристикам обучаемых, их общее и профессиональное развитие происходят только тогда, когда преподаватель активизирует свою личностную и профессиональную культуру.
Возросшая динамика производственной деятельности требует не столько повышения профессиональной квалификации, сколько развития организационно-управленческих способностей специалистов: умения быстро находить нужную информацию, грамотно планировать свою работу, оптимизировать производственный процесс и применять наиболее эффективные управленческие подходы.
1. Биджиев Д.У. Организационно-педагогические условия формирования математической культуры у студентов университета -будущих учителей. Диссертация ... кандидата педагогических наук. Владикавказ: СОГУ, 2005.
2. Романенко Н.М. Место и роль семьи в социокультурной реальности: учебное пособие. Романенко Надежда Михайловна. Москва: Медиа-принт, 2010.
References
1. Bidzhiev D.U. Organizacionno-pedagogicheskie usloviya formirovaniya matematicheskoj kul'tury u studentov universiteta - buduschih uchitelej. Dissertaciya ... kandidata pedagogicheskih nauk. Vladikavkaz: SOGU, 2005.
2. Romanenko N.M. Mesto i rol' sem'i v sociokul'turnoj real'nosti: uchebnoe posobie. Romanenko Nadezhda Mihajlovna. Moskva: Media-print, 2010.
Статья поступила в редакцию 11.12.17
УДК 378
Sadovoy V.P., teaching assistant, Department of Theory and Methodology of Physical Education and Sport, North-Caucasian
Federal University (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
STUDENT SPORTS CLUB AS AN EFFECTIVE FORM OF EDUCATION OF STUDENTS. The article describes a structure and contents of a student sports club, established on the basis of North-Caucasus Federal University. The structure of student Sports club SKFU submitted by: information Department; the Department organization of work of sports sections; Department of organization and holding of sports events and representation in eleven institutes of NCFU. The content of the activity of these departments is described in the article. The author concludes that at the stage of formation of the sports clubs, functioning on the principles of the students' government, there is a wide range of ways of involving young people in sports activities. The author believes that the students' clubs will resolve a number of important tasks of socio-psychological in nature, such as formation of active life position of students, promotion of socio-psychological adaptation of students, providing opportunities for realization of personal potential, etc.
Key words: student sports clubs, student governance, sports, educational work.
В.П. Садовой, ассистент каф. теории и методики физической культуры и спорта, ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский
федеральный университет», г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТИВНЫЙ КЛУБ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ВОСПИТАНИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЁЖИ
В статье рассмотрена структура и содержание деятельности студенческого спортивного клуба, образованного на базе Северо-Кавказского федерального университета. Структура студенческого Спортивного клуба СКФУ представлена: информационным отделом; отделом организации работы спортивных секций; отделом организации и проведения спортивно-массовых мероприятий и представительством в одиннадцати институтах СКФУ Содержание деятельности этих отделов описано в статье. Автор делает вывод о том, что уже на этапе становления Студенческие спортивные клубы, функционирующие на принципах студенческого самоуправления, обладают широким спектром возможностей вовлечения молодых людей в физ-культурно-спортивную деятельность. Автор считает, что студенческие спортивные клубы должны решать ряд важнейших задач социально-психологического характера: формирование активной жизненной позиции студентов; содействие социально-психологической адаптации студентов; обеспечение возможности реализации личностного потенциала и другие.
Ключевые слова: студенческие спортивные клубы, студенческое управление, спорт, воспитательная работа.
При организации воспитательной работы со студентами в современных условиях необходимо учитывать основные тенденции развития социума, специфические черты студенческой молодёжи. Ещё в советское время в СССР сложилось много традиций и форм воспитательной работы, которые были направлены на развитие общечеловеческих нравственных ориентиров: гражданственность, чувство коллективизма, уважение к труду. Важную воспитательную роль играли студенческие строительные отряды и трудовые десанты, студенческие спортивные клубы, КВНы, тематические вечера и т. п. Многие из них до-
статочно актуальны и сегодня, но имеют свою структуру, формы реализации и задачи, в соответствии с современными реалиями. В настоящее время воспитательные молодежные программы направлены на формирование и развитие у них умений и знаний, которые необходимы в условиях возрастающей жёсткой конкуренции. На наш взгляд, среди форм организации воспитательной работы огромный воспитательный потенциал имеют студенческие спортивные клубы. Рассмотрим деятельность такого клуба, образованного на базе Северо-Кавказского федерального университета.