6.6. ПРИНЦИПЫ ПРИЗНАНИЯ КРУПНЫХ СДЕЛОК И СДЕЛОК С ЗАИНТЕРЕСОВАННОСТЬЮ, СОВЕРШАЕМЫХ УЧАСТНИКАМИ РЫНКА ЦЕННЫХ БУМАГ
Фоминых Л.А., аспирант
Государственная Классическая Академия им. Маймонида
Перейти на Главное МЕНЮ
Вернуться к СОДЕРЖАНИЮ
Аннотация. В статье рассмотрены принципы признания крупных сделок и сделок с заинтересованностью, совершаемых участниками рынка ценных бумаг с учетом действующего законодательства, актуальных научных исследований, а также мировой практи.
В число данных принципов, автор включает, например, информирование и соблюдение интересов исключительно лиц (органов), чьи интересы могут быть нарушены; государственный контроль; периодическое публичное или локальное раскрытие информации; признание легитимности одобрения крупной сделки или сделки с заинтересованностью независимо от даты заключения или исполнения такой сделки и др.
В завершение статьи, автор делает умозаключение о необходимости добавления принципа независимой оценки последствий одобряемой сделки, а также расширения функций саморегулируемых организаций.
Ключевые слова: принципы, сделки с заинтересованностью, крупные сделки, фондовый рынок, профессиональный участник, аффилированность
The summary. The basis of acceptance of block deals and deals with interest being concluded by participants of the stock market in the order to the existing legislation, actual science researches and world practice are considered.
The author includes to the amount of those principles, e.g.: giving information and keeping interests of a person (or executive body) whose interests can be offended; state control; periodical or local information disclosure; acceptance of legitimacy of block deals and deals with interest in spite of the contract date, etc.
In conclusion of the article the author makes the inference about the necessity of including the principle of independent valuation of the consequences of assenting a deal, and also the expansion of the functions for self-controlled organisations.
Keywords: principles, deals with interest, block deals, stock market, professional participant, affiliation.
Как известно, законодательная1 интерпретация крупной сделки отталкивается от следующих критериев:
1. Предмет сделки должен превышать 25 % балансовой стоимости активов собственных. Это не всегда удобно относительно участников финансового рынка. Ведь, получается, что для двух контрагентов одного итого же контракта устанавливать
1 См.: Федеральные законы «Об акционерных обществах», «Об обществах с ограниченной ответственностью» и др.
крупность сделки необходимо по-разному, а это нарушает важнейший принцип частного права -равенство сторон. Также, для участника финансового рынка, например, депозитария, у которого только минимальная достаточность собственных средств может составлять от 40 до 250 млн. руб-лей2, а на балансе материнских компаний могут находиться 3-5 профессиональных участников, предел 25 % развивая терминологию «не крупной сделки» абсолютно не оправдан, ведь в этом случае даже 5 % балансовой стоимости материнской компании может ровняться 100 % дочерней.
2. Такая сделка не должна составлять обычную хозяйственную деятельность общества и (или) быть связанна с размещением посредством подписки (реализацией) обыкновенных акций общества и размещением эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в обыкновенные акции общества.
Здесь, прежде всего, важно ответить на вопрос: что является обычной хозяйственной деятельностью для конкретного профессионального участника?
Как отмечается в литературе3 понимание обычной хозяйственной деятельности» далеко не может толковаться однозначно, поскольку те или иные виды деятельности для одних хозяйственных обществ являются обычными, а для других - нет.
Применимо к профессиональным участникам фондового рынка, эта деятельность должна определяться не только и не столько уставными целями, а в первую очередь сущностью самой лицензионной деятельности профессионального участника.
3. Для признания сделки крупной необходимо учитывать и иные критерии, содержащиеся, в законодательстве и учредительных документах.
В этой связи следует отметить, что сегодня многие компании - профессиональные участники рынка ценных бумаг, используют данную возможность и устанавливают более конкретные требования к признанию сделок крупными, которые могут быть лишь более «строгими». Как правило, устанавливается конкретная сумма, свыше которой любая сделка признается крупной не зависимо от балан-
са4.
2 См.: пп. д п. 1, п. 8 и др. Приказ ФСФР РФ от 24.04.2007 № 07-50/пз-н (ред. от 25.12.2007) «Об утверждении нормативов достаточности собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 6, 11.02.2008.
3 См., напр.: Комментарий к Федеральному закону «Об об-
ществах с ограниченной ответственностью», 4-е изд., доп. и
пер. / Под ред. М.Ю. Тихомирова. - М., 2007.
Например, ЗАО Виальди (материнская компания ООО «УК «Виальди», ООО УК «Винетти Сторн») установила такой порог в 10 млн. руб., что в принципе, на октябрь 2008, составляло не более 5 % балансовой стоимости активов // www.vialdi.ru/
Все же, по мнению автора, основным критерием для крупной сделки должен выступать риск реального негативного влияния на дальнейшую судьбу общества и риск конкретного уменьшение активов компании, а не сам факт соответствия какой-либо сделки указанным критериям. Ведь, например, размещение 100 % собственных средств компании или средств пенсионных накоплений в кризисный период в банковских депозитах5, скорее всего, не будет иметь негативных последствий, хотя такую сделку сложно отнести в разряд обычной хозяйственной.
Порядок одобрения крупной сделки, совершенной профессиональным участником в отношении собственных средств абсолютно идентичен общим требованиям, однако при заключении сделок в отношении имущества, находящимся в доверительном управлении действует система получения разрешений, как правило, у специального депозитария на совершение любых сделок, а также соблюдения требований о структуре и составе активов конкретного типа управления, которая, в частности, заменяет собой обычный порядок одобрения крупных и других сделок.
В отличие от крупной сделки легального четкого определения сделки с заинтересованностью и самого понятия «заинтересованные лица» нет.
Законодательная интерпретация сделки с заинтересованностью отталкивается от понимания категории аффилированные лица (т.е. лица имеющие родственную, служебную или иную взаимосвязь), причем, законодатель рассматривает сам факт аффилированности как наличие заинтересованности, а заинтересованное лицо, в свою очередь, должно быть ответственно перед обществом за причиненные убытки, причем независимо от факта одобрения сделки с заинтересованностью в установленном законом порядке, раскрытие которого не входит в предмет настоящей статьи. Подчеркнем, что этот порядок несколько сложнее и запутаннее чем порядок одобрения крупной сделки.
И это понятно, ведь ничем неконтролируемые сделки, содержащие заинтересованность, затрагивают интересы других потенциальных контрагентов (возможно более выгодных для общества), а также публичные интересы (недопустимость картельных сговоров, поддержание конкурентного рынка и т.п.) В этой связи существует правило раскрытия списка аффилированных лиц для профессиональных участников финансового рынка6, а также предоставле-
5 Список таких банков ограничен, см., напр.: Постановление Правительства РФ от 13.12.2006 № 761 // СЗ РФ, 18.12.2006, № 51, ст. 5465.
6 См.: Приказ ФСФР РФ от 10.10.2006 № 06-117/пз-н (ред. от 30.08.2007) «Об утверждении положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 42, 15.10.2007.
ния информаций (писем) о подтверждении отсутствия заинтересованности или аффилированности контрагента в некоторых видах соглашений, например со специализированным депозитарием или аудитором7.
Перечень аффилированных лиц (которые и признаются заинтересованными) не является закрытым или исчерпывающим, однако прямого указания на его открытость законодательство также не содержит, в этой связи, контролирующие инстанции (Федеральная служба по финансовым рынкам Российской фе-дерации8, Специальный депозитарий, Саморегулируемая организация и т.п.) должны руководствоваться самим принципом понимания аффилированности: «способность оказывать влияние на деятельность юридических и (или) физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность»9.
В этой связи необходимо подчеркнуть, что исходя из самой цели10 согласования и (или) раскрытия информации о сделках с заинтересованностью в разряд возможно заинтересованных могут попадать лица, имеющие, например, доступ к инсайдерской информации и лица располагающие служебной информацией (ст. 32 Федерального закона «О рынке ценных бумаг»), куда входят мажоритарные акционеры; управляющие компании; члены ревизионной комиссии; информационные агентства, осуществляющие раскрытие информации эмитента и др. Не смотря, например, на формальное отсутствие аффилированности.
Таким, образом, для установления заинтересованности контрагентов профессионального участника необходимо руководствоваться:
1. Соответствием его критериям аффилированности.
2. Его фактической способностью оказывать влияние на соответствующую деятельность.
Однако следует учитывать, что сфера финансового рынка не ограничивается частноправовыми отношениями в рамках конкретных бизнес-процессов или проектов, а представляет собой «комплексное образование, включающее в себя различные отношения»11, поэтому, участники финансовых рынков обязаны вести собственную деятельность достаточно гласно и строго следовать требованиям по большей части императивных норм, ведь эта сфера не только связана с оборотом колоссального количества средств причем, как
7 См., напр.: пп. 12 п. 2 Приказ ФСФР РФ от 21.12.2006 № 06-154/пз-н (ред. от 19.07.2007) «Об утверждении положения
о регистрации правил доверительного управления паевыми инвестиционными фондами и изменений и дополнений в них» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 33, 13.08.2007.
8 Далее - ФСФР.
9 См.: абз. 3 ст. 4 Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 (ред. от 26.07.2006) «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» // Парламентская газета, № 126-127, 03.08.2006.
10 Такой целью видится: защита прав миноритариев; недопущение картельных сговоров, зависимости контролирующих инстанций, а также лиц, осуществляющих оценку и аудит, кредитование; исключение возможности совершения мнимых сделок для «видимости» оборота и т.п.
11 См.: Гражданско-правовые конструкции инвестирования:
Монография. / Под ред. А.В. Майфат. - М.: «Волтерс Клу-
вер», 2006.
правило, не собственных, но и обеспечением конкурентной среды, сохранности пенсионных накоплений, а это, отчасти, обеспечивает сложная система контроля, в которую входит и «надзор» за совершением сделок с заинтересованностью и крупных сделок.
Здесь важно учитывать и еще один момент, все-таки любая сделка профессионального участника или кого бы то ни было (в том числе и крупная или с заинтересованностью) содержит коммерческую тайну и соответственно «жесткие» требования, например, по раскрытию информации могут негативно влиять на нормальное функционирования рынка в целом.
По мнению автора, важно установить баланс: с одной стороны обеспечить интересы государства, акционеров, пайщиков, а с другой не вмешиваться в хозяйственную деятельность организации, а также стимулировать предпринимательскую активность во всех ее формах и производить устранение необоснованных барьеров.
В этой связи, в рамках проведения исследования выявлены и проанализированы основные принципы функционирования профессиональных участников, которые оказывают влияние на локальную систему «контроля» сделок, совершенных участниками фондового рынка, которые относятся к крупным или совершенным с заинтересованностью.
Итак, к таким принципам относятся:
1. Информирование и соблюдение интересов исключительно лиц (органы), чьи интересы могут быть нарушены.
2. В случае, когда затрагиваются публичные интересы, добавляется принцип: государственного контроля, который, как правило, выражается в обязательном уведомлении или получении согласия на конкретную сделку у ФСФР, Специального депозитария и т.п.
3. Принцип периодического публичного или локального раскрытия информации, который выражается, например:
- в обязательном раскрытии годового отчета открытого общества, где обязательным разделом выступают крупные сделки и сделки с заинтересованностью;
- в составлении списка аффилированных (потенциально имеющих заинтересованность) лиц и раскрытия его в установленном законом порядке12;
- в установлении обязательной периодической отчетности перед контролирующим органом13.
12 См, напр.: Приказ ФСФР от 10.10.2006 № 06-117/пз-н «Об утверждении положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, (приложение к № 4, 22.01.2007).
13 Например: квартальный отчет профессионального участника рынка ценных бумаг (Форма № 1100); предоставление сведений об операциях, совершенных за отчетный квартал со 100 и более процентами ценных бумаг одного вида одного эмитента (Форма № 041); отчет о соблюдении кодекса профессиональной этики, который содержит, в частности, описание конфликтов интересов, выявленных в течение отчетного
4. Признание легитимности одобрения крупной сделки или сделки с заинтересованностью независимо от даты заключения или исполнения такой сделки.
Речь идет о, допустимости последующего одобрения, что означает согласие лица (органа) с уже совершенными действиями.
Однако в судебной практике14 нет однозначного подхода к признанию последующих одобрений не смотря на то, что в настоящее время продолжает действовать Постановление Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 09.12.1999 N 90/14 «О некоторых вопросах применения Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью», согласно которому сделка, в совершении которой имеется заинтересованность или крупная сделка, заключенная от имени общества генеральным директором (директором) или уполномоченным им лицом с нарушением требований, предусмотренных соответственно законом, является оспоримой и может быть признана судом недействительной по иску общества или его участника. Если к моменту рассмотрения такого иска общим собранием участников, а в соответствующих случаях советом директоров (наблюдательным советом) общества будет принято решение об одобрении, то сделка считается совершенной надлежащим обра-
зом15.
5. Принцип конкретизации совершаемой или совершенной сделки.
6. Принцип признания недействительности заключенной сделки, в виду нарушения порядка ее одобрения - исключительно по решению суда.
К указанному списку основных начал рассматриваемой тематики следует добавить еще и принцип возникновения ответственности лишь в результате фактического причинения ущерба правам заинтересованных лиц.
Кроме того, с учетом особенностей функционирования финансовых рынков, по нашему мнению, обоснованным выглядит расширения функций са-морегулируемых организаций16, которые и должны
периода, а также описание мер, предпринятых организацией по устранению указанных конфликтов интересов и др.
1 См., напр.: Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.09.2004 № А56-32751/03; Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 01.06.2004 № КГ-А40/4080-04 по делу № А40-5924/03-63-32 и др.
15 См.: Специальное приложение к Вестнику ВАС РФ, 2005, № 12.
16 В этом случае вызывает интерес зарубежный опыт, так, в США, помимо центрального органа, важнейшую роль в регулировании фондового рынка играют Саморегулирующие организации (такие как: Национальная ассоциация дилеров NASD, Национальная фьючерсная ассоциация NFA и др.). Они состоят из профессиональных участников рынка, которые следят за соблюдением коллегами профессиональной этики, правил и традиций работы на рынке / Е.Н. Пономарева «Принципы государственного регулирования коллективных инвестиций в России и за рубежом: сравнительный анализ» // «Законодательство и экономика», 2008, № 1.
обеспечивать нормальное функционирование экономической деятельности профессиональных участников, в частности, путем выявления и устранения конфликтов интереса сотрудников организации ее акционеров, аффилированных лиц, защиты нарушенных прав, в результате наступления негативных последствий из-за совершения крупной сделки или сделки с заинтересованностью, основываясь в первую очередь на кодексе профессиональной этики и выступая в своем роде третейским судом, что позволит минимизировать вмешательство государственных структур в решение вопросов, рассматриваемой области. Кроме того, необходимо введение принципа независимой оценки последствий одобряемой сделки и предоставления отчета о такой оценки акционерам и другим заинтересованным лицам.
В целом, же следует подчеркнуть, что сущность финансового рынка такова, что копирование основ корпоративного права (в том числе в сфере установления особого порядка одобрения и раскрытия информации о крупных сделках и сделках с заинтересованностью) не допустимо. Сегодняшнее финансовое законодательство в рассматриваемой сфере достаточно расплывчато, противоречиво и не комплексно, а это усложняет его восприятие и исполнение. И, прежде всего, важно уточнить принципы правового регулирования на законодательном уровне, которые (применительно к теме исследования) и представлены в настоящей статье.
Список литературы:
1. Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 N 208-ФЗ. Издательство: Омега-Л, 2008 г., 128 стр.
2. Федеральный закон «об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 N 14-ФЗ. Издательство: Проспект, 2008 г., 45 стр.
3. Приказ ФСФР РФ от 24.04.2007 № 07-50/пз-н (ред. от
25.12.2007) «Об утверждении нормативов достаточности собственных средств профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также управляющих компаний инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 6,
11.02.2008.
4. Комментарий к Федеральному закону «Об обществах с ограниченной ответственностью» / под ред. М.Ю. Тихомирова. - 4-е изд., доп. и перераб. - М. : Изд-во г-на Тихомирова М.Ю., 2007. - 479 с.
5. Постановление Правительства РФ от 13.12.2006 № 761 // СЗ РФ, 18.12.2006, № 51, ст. 5465.
6. Приказ ФСФР РФ от 10.10.2006 № 06-117/пз-н (ред. от
30.08.2007) «Об утверждении положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 42, 15.10.2007.
7. Приказ ФСФР РФ от 21.12.2006 № 06-154/пз-н (ред. от
19.07.2007) «Об утверждении положения о регистрации правил доверительного управления паевыми инвестиционными фондами и изменений и дополнений в них» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, № 33, 13.08.2007.
8. Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 (ред. от 26.07.2006) « О конкуренции и ограничении монополистической деятель-
ности на товарных рынках» // Парламентская газета, № 126127, 03.08.2006.
9. Майфат А.В. Гражданско-правовые конструкции инвестирования: монография / А.В.Майфат.-Москва:Волтерс Клувер, 2006.-328с
10. Приказ ФСФР от 10.10.2006 № 06-117/пз-н «Об утверждении положения о раскрытии информации эмитентами эмиссионных ценных бумаг» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, (приложение к № 4, 22.01.2007).
11. Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 24.09.2004 № А56-32751/03.(не опубликован)
12. Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 01.06.2004 № КГ-А40/4080-04 по делу № А40-5924/03-63-32.(не опубликован)
13. Специальное приложение к Вестнику ВАС РФ, 2005 г., № 12.
14. Е.Н. Пономарева «Принципы государственного регулирования коллективных инвестиций в России и за рубежом: сравнительный анализ» // «Законодательство и экономика», 2008, № 1, с. 4-8.
Рецензия
Представленная статья представляется крайне актуальной в настоящее время, когда на отечественном и мировом финансовом рынке на лицо неконтролируемые последствия кризиса. И наиболее пострадавшими становятся акционеры, пайщики и др., следствием чего не редко становится формально контролируемая хозяйственная и профессиональная деятельность.
В этой связи автором предложено введение «принципа независимой оценки последствий одобряемой сделки и предоставления отчета акционерам и другим заинтересованным лицам» (см.: стр. 7 статьи).
Кроме того, представлено авторское видение основных начал одобрения и раскрытия информации в отношении крупных сделок и сделок с заинтересованностью, совершенных профессиональными участниками с учетом действующего законодательства, актуальных научных исследований, а также мировой практики.
Востребованность данной публикации не вызывает сомнений, ведь на сегодняшний день нет комплексного научного обоснования основ признания крупных сделок и сделок с заинтересованностью, совершаемых участниками рынка ценных бумаг.
Структура научной работы логична.
При рецензировании данной статьи были отмечены определенные недостатки, которые носят редакционный характер, что в целом не повлияло на качество работы.
Недостатки устранены до момента написания настоящей рецензии.
Указанная работа по структуре и логике изложения отвечает требованиям, предъявляемым к работам подобного рода, и может быть опубликована в соответствующих периодических изданиях (в том числе рекомендованных ВАК России).
Научный руководитель
к.ю.н., доцент Мельникова Л.Н.