ПРИНЦИПЫ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫ ВОЙСК НАЦИОНАЛЬНОЙ ГВАРДИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ОРГАНА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
PRINCIPLES OF LAW ENFORCEMENT ACTIVITIES OF THE FEDERAL SERVICE OF THE NATIONAL GUARD TROOPS OF THE RUSSIAN FEDERATION AS A PUBLIC AUTHORITY
Аннотация: в данной статье автор исследует принципы правоохранительной деятельности государственных органов, уточняет содержание отмеченной категории с учетом имеющихся точек зрения в юридической литературе. В работе дано авторское определение понятиям «принцип организации Росгвардии» и «принцип деятельности Росгвардии», отражена классификация существующих принципов, на основе которых строится и развивается законодательство об организации и деятельности Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, определяется ее компетенция и полномочия сотрудников; разработаны и предложены новые пути по совершенствованию нормативной правовой базы, определяющей сущность организации и деятельности созданного органа государственной власти, способствующие систематизации приведенных принципов.
Изучая принципы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, автор выделяет важность и значимость различных точек зрения, имеющихся в юридической науке, позволяющих прийти к выводу о том, что принципы правоохранительной деятельности основаны на мировоззренческих позициях относительно сущего и должного в правоохранительной деятельности государственных органов, в процессе функционирования которых достигается обязанность государства по защите прав и свобод человека и гражданина.
В заключение автор предлагает внести изменения в нормативно-правовую базу, регулирующую организацию и деятельность Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, путем включения дополнений в норму права, регламентирующую основополагающие идеи службы войск национальной гвардии Российской Федерации, которые, по мнению автора, представлены двумя группами принципов: принципами деятельности указанной службы, к которым относятся принципы законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, верховенства закона, взаимодействия и сотрудничества, и принципами организации: принципом единоначалия, централизации управления и дислокации.
Автор убежден, что предложенный подход будет способствовать систематизации исследуемых принципов, на основе которых строится и развивается законодательство об организации и деятельности Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации.
Ключевые слова: принципы, государственные органы, мировоззренческие идеи, сущность, проблемы, задачи, правовое положение, законодательное закрепление, совершенствование, эффективность.
Для цитирования: Гарник Л.Ю. Принципы правоохранительной деятельности Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации как органа государственной власти // Вестник Белгородского юридического института МВД России имени И.Д. Путилина. - 2024. - № 2. - С. 35-41.
Abstract: in this article, the author examines the principles of law enforcement activities of state bodies, clarifies the content of the mentioned category, taking into account the available points of view in the legal literature. The paper gives the author's definition of the concepts «the principle of organization of the Russian Guard» and «the principle of activity of the Russian Guard», reflects the classification of existing principles on the basis of which legislation on the organization and activities of the Federal Service of the National Guard of the Russian Federation is being built and developed, its competence and powers of employees are determined; new ways have been developed and proposed to improve the regulatory legal framework that
УДК 340
Л.Ю. ГАРНИК
(Дзержинский филиал ННГУ, Россия, Дзержинск) [email protected]
LJUDMILA YU. GARNIK
(Dzerzhinsk branch of the UNN, Dzerzhinsk, Russia)
2024'2
ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ
(ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ
defines the essence of the organization and activities of the established public authority, contributing to the systematization of the above principles.
Studying the principles of the Federal Service of the National Guard Troops of the Russian Federation, the author highlights the importance and significance of various points of view available in legal science, which allow us to conclude that the principles of law enforcement are based on ideological positions regarding what is and should be in law enforcement activities of state bodies, in the course of which the state's duty to protect rights and freedoms is achieved. the freedoms of man and citizen.
In conclusion, the author proposes to amend the regulatory framework governing the organization and activities of the Federal Service of the National Guard of the Russian Federation by including additions to the rule of law governing the fundamental ideas of the service of the National Guard of the Russian Federation, which, in the author's opinion, are represented by two groups of principles: the principles of the said service, which include the principles of legality, respect for human and civil rights and freedoms, the rule of law, interaction and cooperation, and the principles of the organization: the principle of unity of command, centralization of management and dislocation.
The author is convinced that the proposed approach will contribute to the systematization of the principles under study, on the basis of which legislation on the organization and activities of the Federal Service of the National Guard Troops of the Russian Federation is being built and developed.
Keywords: principles, government bodies, worldview ideas, essence, problems, tasks, legal status, legislative consolidation, improvement, efficiency.
For citation: Garnik L.Yu. Principles of law enforcement activities of the Federal Service of the National Guard Troops of the Russian Federation as a public authority // Vestnik of Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia. - 2024. - № 2. - P. 35-41.
В Российской Федерации на современном этапе создаются эффективные системы безопасности государства. В этой связи проводятся различные реформы, в том числе и в правоохранительной сфере.
К примеру, в 2016 году в соответствии с Указом Президента Российской Федерации в целях обеспечения государственной и общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина была образована Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (далее - Росгвардия), организация деятельности которой основана на принципах, составляющих фундамент отмеченного государственного органа.
В этой связи отметим, что в юридической литературе вопрос о принципах правоохранительной деятельности Росгвардии до настоящего времени не достаточно освещен, в связи с этим представляется интересным изучить основные доктри-нальные подходы, а также нормативные правовые акты, регулирующие деятельность интересующего нас государственного органа, к отмеченной проблеме и на этой основе предложить авторское понятие принципов организации правоохранительной деятельности Росгвардии и принципов правоохранительной деятельности войск национальной гвардии Российской Федерации, дать краткую характеристику и дополнить имеющийся в законодательстве перечень руководящих начал с учетом анализа нормативно-правовой базы.
Для детального изучения принципов правоохранительной деятельности Росгвардии считаем
необходимым остановиться в первую очередь на вопросах о принципах правоохранительной деятельности государственных органов.
На сегодняшний день большинство ученых (З.С. Байниязова, И.Н. Сенякин) [1, c.125; 2, с. 134] рассматривают понятия «принципы деятельности государственных органов» и «принципы деятельности правоохранительных органов», учитывая общее направление функций государственных органов.
В связи с этим представляется необходимым подробно остановиться на некоторых важных проблемах развернувшейся дискуссии, уточнить содержание категории «принципы правоохранительной деятельности государственных органов».
Так, профессор С.Н. Кожевников, уделяя внимание вопросу принципов организации и деятельности государственных органов, указывает на то, что «это основные идеи, исходные положения, определяющие подходы к их формированию и функционированию» [3, с. 105].
Анализируя вопросы основных принципов государственного аппарата, исследуя систему государственных органов, такие авторы, как Н.И. Матузов и А.В. Малько, отмечают, что государственные органы взаимосвязаны с общими принципами организации и деятельности, и приходят к выводу о том, что всесторонний учет принципов «как при образовании государственных органов, так и в процессе их функционирования позволяет обеспечить максимальную эффективность государственного управления обществом, ведет ее к демократизации и по-
вышению эффективности» [4, с. 50]. Под принципами организации и деятельности государственных органов указанные авторы предлагают понимать «исходные идеи, руководящие положения, определяющие основные подходы к формированию и функционированию государственных органов» [4, с. 49].
Вышеперечисленные взгляды ученых по исследуемому нами вопросу заслуживают внимания, поскольку в их подходах отражается суть правоохранительной деятельности государственных органов, связанных непосредственно с выполняемыми ими полномочиями, определенных законодательством страны. Важность исследуемых походов состоит и в использовании термина «идеи» как дефиниции, отражающей обобщение опыта государственных органов.
В этой связи представляется интересной точка зрения профессора В.Т. Томина, который определяет принципы уголовного процесса как «мировоззренческие идеи относительно сущего и должного в уголовном судопроизводстве» [5, с. 24]. Указанная мысль получила свое развитие в трудах А.В. Агутина, который, разрабатывая систему мировоззренческих идей, детерминирующих уголовно-процессуальное доказывание, отмечает, что, «несмотря на расхождения в понимании термина «мировоззрение», оно однозначно понимается в своих наиболее фундаментальных свойствах» [6, с. 19]. Учитывая сказанное, автор полагает, что «мировоззрение - это сложное образование в духовном мире человека, позволяющее ему выработать свое отношение к прошлым, настоящим и будущим событиям, оценивать их, а также свое поведение, осознанно выбирать цели своей деятельности и способы их достижения» [6, с. 12]. Размышляя над понятием системы принципов уголовного процесса, А.В. Агутин отмечает, что «это интеграция мировоззренческих идей относительно сущего и должного в уголовном судопроизводстве, объединенная духовными ценностями российской общности и предназначенная для того, чтобы в процессе достижения цели блюлись и иные социально и индивидуально важные ценности» [6, с. 19].
Соглашаясь с точкой зрения ученых, отметим, что принципы правоохранительной деятельности основаны на мировоззренческих позициях относительно сущего и должного в правоохранительной деятельности государственных органов, в процессе функционирования которых достигается обязанность государства по защите прав и свобод человека и гражданина.
Рассматривая основные положения государственной правоохранительной службы, Р.В. Нагорных утверждает, что «принципы правоохранительной службы являются основными началами,
отражающими закономерности государственного управления в области кадрового обеспечения правоохранительной деятельности» [7, с. 43]. Данная точка зрения, по нашему мнению, определяет только узкую направленность правоохранительной деятельности при выполнении общих задач, поставленных государством перед соответствующими органами.
В.С. Четвериков в своих трудах описывает принципы правоохранительных органов как «основополагающие идеи, положения и подходы, опирающиеся на объективные закономерности в развитии процессов и явлений в природе и обществе, используемые человеком на основе научных знаний и профессионального опыта с целью оптимизации деятельности системы управления» [8, с. 85]. Думается, что профессиональный опыт при определении принципов правоохранительных органов действительно имеет важное значение в теоретическом аспекте при формировании законодательства и повышении эффективности правоохранительной деятельности.
Интересное суждение приводится в работах таких авторов, как В.П. Божьев, В.А. Галков. Они приходят к выводу о том, что «под принципами деятельности правоохранительных органов следует понимать руководящие идеи и положения, которые независимо от формы их существования определяют кардинальные направления правовой регламентации правоохранительной деятельности, осуществляемой с целью обеспечения законности и правопорядка, защиты прав и законных интересов граждан» [9, с. 77; 10, с. 78]. Указанное представление, на наш взгляд, определяет значимость законодательного применения принципов правоохранительной деятельности.
Уточняя место принципов права в деятельности Федеральной службы войск Росгвардии, А.Л. Снигирев, А.В. Комиссаров и А.М. Исмаилов указывают на то, что «в деятельности правоохранительных органов законодательно закреплены внутренние идеи, духовные начала правоохранительной деятельности Росгвардии» [11, с. 162].
Перечисленные подходы имеют серьезную аргументацию, содержат важнейшие характеристики исследуемой категории. В то же время имеющийся материал требует некоторого анализа.
В своих работах авторы, выделяя характерные черты принципов деятельности государственных органов и принципов деятельности правоохранительных органов, вполне обоснованно говорят о двух важнейших ее содержательных элементах: принципах деятельности всех государственных (в том числе правоохранительных) органов, с одной стороны, тесным образом связанных как с подготовкой квалифицированного кадрового состава, так и с правотворчеством, и о принципах дея-
тельности государственных органов и принципах деятельности правоохранительных органов - с другой, которые находят свое практическое воплощение в правовом регулировании и правоприменительной практике.
Кроме того, при формулировке принципов правоохранительной деятельности многими авторами в основу определений включены такие терми-ны,как «идеи» и «начала».
Считаем необходимым остановиться на этом вопросе и выделить основное значение указанных понятий, отражающих общие и существенные свойства правоохранительной деятельности. Так, в толковом словаре С.И. Ожегова термин «идея» означает «сложное понятие, представление, отражающее обобщение опыта и выражающее отношение к действительности» [12, с. 347]. В толковом словаре Д.Н. Ушакова дается следующие толкование термину «идея» - «мысль, понятие о каком-нибудь предмете» [13, с. 458].
В философском понимании этот термин указывается как «первоначальные истины всех вещей, существование которых может быть установлено только мышлением, разумом» [14, с.120]. Термин «начало» в толковом словаре В.И. Даля означает «источник» [15, с. 257], в толковом словаре В.И. Ожегова встречаем сходное определение -«первоисточник, основа» [12, с. 527].
Таким образом, разбор лексических значений позволяет нам заключить, что «идеи» применительно к определению принципов правоохранительной деятельности представляют собой первоначальные истины, на которые опираются государственные органы при выполнении своих полномочий, а «начала» являются исходными положениями, своего рода фундаментом, закладывающим основы такой деятельности. Представляется, что идеи могут быть отображены в положениях, регулирующих правоохранительную деятельность государственных органов. В этой связи стоит отметить, что в юридической литературе большое внимание уделяется вопросу закрепления принципов права в нормативно-правовых актах.
Так, С.С. Безруков, исследуя теоретико-правовые основы учений о принципах в современном российском праве, подчеркивает, «что точка в научном диспуте по поводу обязательности закрепления принципов права в тексте законов не поставлена и теперь» [16, с. 22]. Изучая проблематику в этом направлении, указанный автор отмечает, «что в современных условиях вряд ли правильно отрицать важность четкого обозначения в законодательстве тех идей, принципов, на которых оно построено» [16, с. 25].
В трудах ученых по этому поводу выделяются различные подходы. Так, некоторыми авторами
(например, К.С. Захаровой) высказывается мнение о том, что закрепление принципов в законе не является принципиальным или что «принципы права выражают «дух», а не «букву» закона, а потому их формулирование непосредственно в тексте нормативных правовых актах не является обязательным» [17, с. 7]. Другие авторы, исследуя признаки основных начал права (В.М. Семенов, К.П. Уржинский, О.И. Цыбулевская, А.Л. Захаров), напротив, заявляют о необходимости такого закрепления [18, с. 20; 19, с. 125; 20, с. 98; 21, с.17].
Мы являемся сторонниками позиций тех авторов, которые одним из признаков принципов обозначают нормативность, т.е. обязательное закрепление этих положений в нормативных актах. При этом не имеет значение форма закрепления - принцип может быть закреплен в одной статье, в разных законах - важен сам факт его правового регулирования, что делает возможным обеспечить его реализацию посредством государственного принуждения.
Обобщая вышесказанное, мы приходим к выводу о том, что принципами правоохранительной деятельности государственных органов являются основные идеи, исходные положения, направленные на эффективное выполнение полномочий государственными органами, закрепленных в законодательных актах.
Такой подход, на наш взгляд, позволяет выделить основы законодательного закрепления, выражающиеся в идеях, способствующих успешной реализации правоохранительной деятельности государственных органов.
Изучая вопрос о принципах правоохранительной деятельности Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, отметим, что исследуемая нами государственная структура имеет ряд нормативно-правовых актов, исходные положения которых определяют выполнение поставленных государством задач. В этой связи предлагаем рассмотреть систему основных идей, регламентирующих организацию и деятельность Росгвардии.
С учетом того, что принцип - это категория субъективно-объективная, а совокупность принципов определяется по мнению исследователя, мы предлагаем свое видение о том, что следует включить в систему принципов организации и деятельности Росгвардии. На наш взгляд, для определения перечня принципов исследуемого нами органа исполнительной власти необходимо принимать во внимание действующее в данной сфере законодательство.
Так, в Федеральном законе «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» закреплены принципы законности, соблюдения прав и
свобод человека и гражданина, единоначалия и централизации управления1.
Отмеченные в законе исходные положения явно указывают на наличие в нормативно-правовом акте принципов деятельности Росгвардии, под которыми следует понимать идейные основы, выражающие особенности правового положения и индивидуализирующие ее статус. В то же время в исследуемой нами сфере в равной степени используются принципы организации, под которыми мы понимаем фундаментальные положения (идеи), определяющие построение соответствующих структур, входящих в Рогсвардию, их состав, взаимоотношение (подчиненность) друг с другом и другие вопросы, направленные на решение обеспечения существования данного государственного органа.
Приведенные законодателем принципы, на наш взгляд, не вызывают сомнений, однако отмеченный перечень, по нашему мнению, может быть дополнен рядом основных идей, подтверждающих сущность организации и деятельности созданного государственного органа.
Например, проводя исследование основополагающих идей Росгвардии, обратим внимание на принцип взаимодействия подразделений исследуемого органа государственной власти, который не нашел своего законодательного закрепления в нормативных актах Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации. В этой связи отметим тот факт, что Росгвардия является преемницей внутренних войск МВД России. В связи с этим обратим внимание на ст. 10 Федерального закона от 07.02.2011 № З-ФЗ «О полиции»2, где указан принцип взаимодействия и сотрудничества, устанавливающий основные положения, связанные со взаимодействием полиции, оказанием содействия, поддержкой государственных и муниципальных органов, общественных объединений, организаций и граждан.
На наш взгляд, подобные положения можно распространить и на Рогсвардию, поскольку взаимодействие исследуемого нами органа исполнительной власти с иными органами, как было отмечено нами в предыдущих работах [22, с. 168], имеет место и играет весьма значимую роль.
Кроме того, к принципам организации и деятельности Росгвардии представляется возможным отнести также принцип дислокации. В этой связи следует разрешить вопрос, связанный с
1 Федеральный закон от 03.07.2016 № 226-ФЗ (ред. от 24.06.2023) «О войсках национальной гвардии Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2016. - № 27 (ч. 1.) - Ст. 4159.
2 Федеральный закон от 07.02.2011 № З-ФЗ (ред. от 06.02.2023) «О полиции» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2001. - № 7. - Ст. 900.
раскрытием содержания этого понятия. Так, в словаре иностранных слов, вошедших в состав русского языка, термин «дислокация» (от ново-лат. част. dis и locus - место) означает «расписание квартирного расположения войск как в мирное, так и в военное время» [23, с. 310].
Характеризующей особенностью данного принципа, на наш взгляд, является время прибытия войск национальной гвардии для выполнения конкретных поставленных Президентом Российской Федерации перед службой задач по обеспечению государственной и общественной безопасности. Указанный нами принцип может быть универсальным для многих государственных органов, поскольку им могут руководствоваться и иные службы, чье направление деятельности непосредственно связано с постоянным или временным размещением их для выполнения определенных законодательством внутренних задач. К таким государственным органам можно отнести Вооруженные Силы России, подразделения пожарной охраны, органы военной прокуратуры, военные следственные органы Следственного комитета России. Так, дислокация Вооруженных Сил Российской Федерации обозначена в Федеральном законе «Об обороне»3. Технический регламент о требованиях пожарной безопасности устанавливает функции подразделений пожарной охраны, связанные с дислокацией отмеченной нами службы4. Нормы, регулирующие дислокацию военных прокуроров, определены в Положении о координации деятельности по борьбе с преступностью в Вооруженных Силах и других воинских формированиях5. Исследуемое нами направление деятельности находит свое отражение во внутренних правилах, установленных приказами Следственного комитета. Вышеизложенное позволяет нам определить принцип дислокации как руководящего начала, устанавливающего организационные основы комплексного использования сил и средств государственных органов, способствующих выполнению внутренних задач.
3 Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ (ред. от 13.06.2023) «Об обороне» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 03.06.1996. - № 23. - Ст. 2750.
4 Федеральный закон от 22.07.2008 № 123-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2023) // Собрание законодательства Российской Федерации. -2008. - № 30 (ч. 1). - Ст. 3579.
5 Положение о координации деятельности по борьбе с преступностью в Вооруженных Силах и других воинских формированиях (утв. Генпрокуратурой Российской Федерации от 10.09.1996) (утв. Указом Президента Российской Федерации от 18.04.1996. № 567) [Электронный ресурс]. Доступ из СПС «КонсультанПлюс».
2024 ' 2
ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ
(ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ
На наш взгляд, законодательное установление данного принципа может способствовать эффективному выполнению поставленных перед войсками задач при выявлении основных проблемных вопросов, связанных с размещением личного состава, обеспечения безопасности условий жизнедеятельности военнослужащих войск национальной гвардии не только в условиях их постоянного, но и временного пребывания.
Изложенное позволяет констатировать, что основополагающие идеи службы Росгвардии представлены двумя группами принципов: принципами деятельности указанной службы, к которым относятся принципы законности, соблюдения прав и свобод человека и гражданина, верховенства закона, взаимодействия и сотрудничества, и принципами организации, в число которых входят: принцип единоначалия, централизации управления и дислокации.
Ранее мы отмечали [24, с. 147], что процесс нормотворчества в исследуемой области не завершен. Он продолжается посредством детализации, уточнения конкретизации существующих законов и иных нормативных актов.
На наш взгляд, в перспективе - принятие единого Федерального закона «О Федеральной службе войск национальной гвардии Российской Федерации». Надеемся, что в отдельной статье этого закона будет отражено следующее: основополагающие идеи, указывающие на организа-
цию Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации в соответствии с принципами единоначалия, централизации управления и дислокации, а также на выполнение своих функций в строгом соответствии с законом, где исполнение деятельности Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации осуществляется непосредственно и (или) через органы управления оперативно-территориальных объединений, иные органы управления войск национальной гвардии и территориальные органы Росгвардии; руководство деятельностью организаций, созданных в предусмотренных законодательством Российской Федерацией порядке для выполнения задач в установленных сферах деятельности; реализация своих полномочий во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями.
Проведенное нами исследование и предложенный подход способствует систематизации приведенных выше принципов, на основе которых строится и развивается законодательство об организации и деятельности Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации, определяется ее компетенция и полномочия сотрудников.
Литература
1. Байниязова З.С. Соотношение принципов права и принципов правовой системы России / Принципы российского права: общетеоретический и правовой аспекты. - Саратов: ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», 2010. С. 125.
2. Сенякин И.Н. Принципы права и принципы законодательства: соотношение и взаимосвязь. - Саратов: ФГБОУ ВО «Саратовская государственная юридическая академия», 2010. С. 134.
3. Кожевников С.Н. Теория государства: курс лекций. - 3-е изд., перераб. и доп. - Москва: Новый индекс, 2014. - 216 с.
4. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. - Москва: ИД «Дело». 2004. - 528 с.
5. ТоминВ.Т. Принципы советского уголовного процесса: практикум по советскому уголовному процессу. Вып.1. - Горький: ГВШ МВД СССР. 1998. 24 с.
6. АгутинА.В. Мировоззренческие идеи в уголовно-процессуальном доказывании: дис. ... д-ра юрид. наук. - Нижний Новгород, 2005. - 448 с.
7. Нагорных Р.В. Принципы государственной правоохранительной службы / Актуальные вопросы юриспруденции: сборник материалов Международной конференции. - Москва, 2012. С. 43.
8. Четвериков В.С. Правоохранительные органы: курс лекций. - Москва: ЭКСМО, 2010. - 378 с.
9. Божьев В.П. Основные принципы деятельности правоохранительных органов в Российской Федерации: учебник. - Москва: ЮРАЙТ, 2019. - 344 с.
10. Галков В.А. Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность: учебное пособие. - Белгород: Бел ЮИ МВД России имени И.Д. Путилина, 2001. - 74 с.
11. Снигирев А.Л., КомиссаровА.В., ИсмаиловАМ Принципы права в деятельности Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации // Научный альманах. - 2016. - № 7-2 (21). - С. 162-166.
12. Ожегов С.И.Толковый словарь русского языка / под. общ. ред. Л.И. Скворцова. - Москва: Мир и Образование, 2015. - 736 с.
13. УшаковД.Н. Большой толковый словарь русского языка. В 4 т. / под ред. Д.Н. Ушакова (т. 1). Репринтное издание. - Москва: Терра, 2000. - 458 с.
14. Альберт Карл О понятии философии у Платона: монография / пер. с нем. М.Е. Буланенко. - Владивосток: Издательство Дальневосточного федерального университета, 2012. - 120 с.
15. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. (т. 1). - Москва: Русский язык, 1978. - 797 с.
16. Безруков С.С. Теоретико-правовые проблемы системы и содержания принципов уголовного процесса: монография. - Москва: Юрлитинформ, 2016. - 560 с.
17. ЗахароваК.С. Системные связи принципов права: теоретические проблемы: дис. ... канд. юрид. наук. - Самара, 2009. - 255 с.
18. Семенов В.М. Принципы советского социалистического общенародного права // Правоведение. - 1964. - № 1. - С. 16-26.
ПУБЛИЧНО-ПРАВОВЫЕ
(ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВЫЕ) НАУКИ
2024'2
19. Уржинский К.П. К вопросу о принципах правового регулирования общественных отношений // Правоведение. - 1968. -№ 3. - С. 125.
20. Цыбулевская О.И. Нравственные основания современного российского права. - Саратов: Сарат. Гос. Акад. Права, 2004. - 219 с.
21. Захаров А.Л. Межотраслевые принципы права. - Москва: Букинист, 2004. - 240 с.
22. Гарник Л.Ю. Анализ взаимодействия подразделений Росгвардии с другими правоохранительными органами при реализации правоохранительной функции государства // Пробелы в Российском законодательстве. - 2019. - № 6. - С. 168-171.
23. Чудинов А.Н. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка: материалы для лексической разработки слов в рус. лит. речи / под. ред. А.Н. Чудинова. - 3-е изд. - Санк-Петербург: Изд-во книгопродавца В.И. Губинского, 1910. - 310 с.
25. Гарник Л.Ю. Правовое регулирование правоохранительной функции Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации как одной из основных элементов системы деятельности созданного органа исполнительной власти // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. - 2021. - № 2 (54). - С. 147-150.
References
1. BajnijazovaZ.S. Sootnoshenie principov prava i principov pravovoj sistemy Rossii / Principy rossijskogo prava: obshheteoreticheskij i pravovoj aspekty. - Saratov: FGBOU VO «Saratovskaja gosudarstvennaja juridicheskaja akademija», 2010. S. 125.
2. Senjakin I.N. Principy prava i principy zakonodatel'stva: sootnoshenie i vzaimosvjaz'. - Saratov: FGBOU VO «Saratovskaja gosudarstvennaja juridicheskaja akademija», 2010. S. 134.
3. Kozhevnikov S.N. Teorija gosudarstva: kurs lekcij. - 3-e izd., pererab. i dop. - Moskva: Novyj indeks, 2014. - 216 s.
4. MatuzovN.I., Mal'ko A.V. Teorija gosudarstva i prava: uchebnik. - Moskva: ID «Delo». 2004. - 528 s.
5. Tomin V.T. Principy sovetskogo ugolovnogo processa: praktikum po sovetskomu ugolovnomu processu. Vyp.1. - Gor'kij: GVSh MVD SSSR. 1998. 24 s.
6. AgutinA.V. Mirovozzrencheskie idei v ugolovno-processual'nom dokazyvanii: dis. ... d-ra jurid. nauk. - Nizhnij Novgorod, 2005. - 448 s.
7. Nagornyh R.V. Principy gosudarstvennoj pravoohranitel'noj sluzhby / Aktual'nye voprosy jurisprudencii: sbornik materialov Mezhdunarodnoj konferencii. - Moskva, 2012. S. 43.
8. Chetverikov V.S. Pravoohranitel'nye organy: kurs lekcij. - Moskva: JeKSMO, 2010. - 378 s.
9. Bozh'ev V.P. Osnovnye principy dejatel'nosti pravoohranitel'nyh organov v Rossijskoj Federacii: uchebnik. - Moskva: JuRAJT, 2019. - 344 s.
10. Galkov V.A. Pravoohranitel'nye organy i pravoohranitel'naja dejatel'nost': uchebnoe posobie. - Belgorod: Bel Jul MVD Rossii imeni I.D. Putilina, 2001. - 74 s.
11. Snigirev A.L., Komissarov A.V., Ismailov A.M. Principy prava v dejatel'nosti Federal'noj sluzhby vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii // Nauchnyj al'manah. - 2016. - № 7-2 (21). - S. 162-166.
12. Ozhegov S.I. Tolkovyj slovar' russkogo jazyka / pod. obshh. red. L.I.Skvorcova. - Moskva: Mir i Obrazovanie, 2015. - 736 s.
13. Ushakov D.N. Bol'shoj tolkovyj slovar' russkogo jazyka. V 4 t. / pod red. D.N. Ushakova. T. 1. Reprintnoe izdanie. - Moskva: Terra, 2000. - 458 s.
14. Al'bert Karl O ponjatii filosofii u Platona: monografija / per. s nem. M.E. Bulanenko. - Vladivostok: Izdatel'stvo Dal'nevostochnogo federal'nogo universiteta, 2012. - 120 s.
15. Dal' V.I. Tolkovyj slovar' zhivogo velikorusskogo jazyka. V 4 t. (t. I). - Moskva: Russkij jazyk, 1978. - 797 s.
16. Bezrukov S.S. Teoretiko-pravovye problemy sistemy i soderzhanija principov ugolovnogo processa: monografija. - Moskva: Jurlitinform, 2016. - 560 s.
17. Zaharova K.S. Sistemnye svjazi principov prava: teoreticheskie problemy: dis. ... kand. jurid. nauk. - Samara, 2009. - 255 s.
18. Semenov V.M. Principy sovetskogo socialisticheskogo obshhenarodnogo prava // Pravovedenie. - 1964. - № 1. - S. 16-26.
19. UrzhinskijK.P. K voprosu o principah pravovogo regulirovanija obshhestvennyh otnoshenij // Pravovedenie. - 1968. - № 3. - S. 125.
20. Cybulevskaja O.I. Nravstvennye osnovanija sovremennogo rossijskogo prava. - Saratov: Sarat. Gos. Akad. Prava, 2004. - 219 s.
21. ZaharovA.L. Mezhotraslevye principy prava. - Moskva: Bukinist, 2004. - 240 s.
22. Garnik L.Ju. Analiz vzaimodejstvija podrazdelenij Rosgvardii s drugimi pravoohranitel'nymi organami pri realizacii pravoohranitel'noj funkcii gosudarstva // Probely v Rossijskom zakonodatel'stve. - 2019. - № 6. - S. C. 168-171.
23. ChudinovA.N. Slovar' inostrannyh slov, voshedshih v sostav russkogo jazyka: materialy dlja leksicheskoj razrabotki slov v rus. lit. rechi; pod. red. A.N. Chudinova. - 3-e izd. - Sank-Peterburg: lzd-vo knigoprodavca V.I. Gubinskogo, 1910. - 310 s.
25. Garnik L.Ju. Pravovoe regulirovanie pravoohranitel'noj funkcii Federal'noj sluzhby vojsk nacional'noj gvardii Rossijskoj Federacii kak odnoj iz osnovnyh jelementov sistemy dejatel'nosti sozdannogo organa ispolnitel'noj vlasti // Juridicheskaja nauka i praktika: Vestnik Nizhegorodskoj akademii MVD Rossii. - 2021. - № 2 (54). - S. 147-150.
(статья сдана в редакцию 12.07.202S)