- © Ж.А. Франкевич, 2014
УДК 338:624.1
Ж.А. Франкевич
ПРИНЦИПЫ ПЛАНИРОВАНИЯ КАПИТАЛЬНЫХ ВЛОЖЕНИЙ НА СОЗДАНИЕ ПОДЗЕМНЫХ ВЫРАБОТОК И СООРУЖЕНИЙ
Предметом работы являются экономические взаимосвязи, формируемые в процессе сооружения системы подземных коммуникационных тоннелей. Цель заключается в улучшении технико-экономических показателей развития подземной инфраструктуры жизнеобеспечения городов на основе планирования и повышения эффективности капитальных вложений на создание подземных объектов. Методика планирования капитальных вложений на создание подземных выработок и сооружений включает несколько этапов. На первом этапе определяются затраты на проектно-изыскательские работы. Особое внимание уделяется варианту, при котором осуществляется смешанное финансирование проектных работ. Учитывается степень сложности проектирования подземного объекта в соответствии с «Классификатором», где коммуникационные тоннели разделены по категориям сложности. Кроме того, представлены корректирующие коэффициенты, учитывающие сокращение сроков проектирования в зависимости от нормативной и фактической продолжительности выполнения проектных работ. Второй этап включает определение затрат на осуществление строительно-монтажных работ в соответствии с методами расчета и их экономическим содержанием. На третьем этапе определяется состав сопряженных затрат. Раскрывается их экономическое содержание. В результате сформирована зависимость, определяющая величину затрат на сооружение городских подземных коммуникационных тоннелей. Методика планирования капитальных вложений может быть рекомендована для использования в проектах тоннелей, других подземных горных выработок шахт и рудников.
Ключевые слова: планирование, капитальные вложения, экономическая эффективность, подземные коммуникационные тоннели, сметная стоимость, сопряженные затраты, накладные расходы, сметная прибыль.
Среди основных инженерных коммуникаций, обеспечивающих нормальные условия жизни современного крупного города можно выделить следующие: линии промышленного (хозяйственного) водоснабжения; линии питьевого водоснабжения; ливневая канализация, бытовая канализация; трубопроводы теплофикации; трубопроводы горячего водоснабжения; газопроводы; кабели и линии связи; электрические линии различного напряжения; топливопроводы; кабели электрифицированных железных дорог и др. Подземные инженерные коммуникации, как правило, сооружают раздельно, в разное время, в отдельных траншеях, на различной глу-
бине от поверхности, в зависимости от характера ранее уложенных коммуникаций, определенных физических свойств грунта, уровня грунтовых вод, природно-климатических условий.
Учитывая различное назначение и технологические особенности сооружения подземных объектов, важной экономической задачей является планирование и повышение эффективности капитальных вложений на их создание.
При планировании капитальных вложений необходимо учитывать затраты, величина которых зависит от проектных параметров подземного объекта, технологии строительства, а также от сопряженных затрат, свя-
занных с компенсационными выплатами организациям, у которых ухудшаются экономические показатели в период создания подземных сооружений [6].
Таким образом, структура затрат на создание городских коммуникационных тоннелей должна включать:
1) затраты на проектно-изыска-тельские работы;
2) затраты на осуществление строительно-монтажных работ;
3) сопряженные затраты.
Данное утверждение можно представить в виде формулы:
К0 = (К + К + К ), (1)
0 4 проект стр сопр'' 4 '
где К0 - первоначальные затраты на сооружение коммуникационных тон-
нелей, руб.; К
п
затраты на про-
ектно-изыскательские работы, руб.;
К
- затраты на осуществление
строительно-монтажных работ, руб.; Ксопр - сопряженные затраты, руб.
При смешанном финансировании проектных работ с участием городских средств, стоимость проектирования коммуникационных тоннелей в текущем уровне цен может быть определена:
К
= Ц х (г + г ) х к х к
( I х ГЧ КЧ' Г) гт
(2)
где Ц
базовая цена основных
проектных работ в уровне цен на 01.01.1998 г., руб.; кр - корректирующий коэффициент, учитывающий усложняющие (упрощающие) факторы и условия проектирования, доли ед.; кпе - коэффициент пересчета базовой стоимости проектных работ в текущий уровень цен, доли ед.; ггз, гкз - доли объемов производственных проектных работ по объектам городского и коммерческого заказов соответственно [4].
Базовая цена на основные проектные работы может быть определена по формуле:
Ц = а + Ь х х,
(3)
где а - постоянная величина, выраженная в руб.; Ь - постоянная величина, имеющая размерность руб. на единицу натурального показателя; х -величина (мощность) натурального показателя рассматриваемого объекта.
Параметры «а» и «Ь» являются постоянными для определенного интервала изменения натурального показателя. Конкретные значения параметров «а» и «Ь» и натурального показателя «х», которые могут быть использованы для расчета базовой цены на разработку проектной документации для строительства подземных коммуникаций, представлены в методике и зависят от типа сооружаемого подземного объекта. При определении базовых цен в качестве основных натуральных показателей используются погонные метры (п. м), квадратные метры (кв. м), диаметр трубопроводов (мм) и другие. Базовые цены могут быть рассчитаны без учета различных усложняющих (упрощающих) факторов, оказывающих влияние на стоимость проектных работ. Степень сложности проектирования объекта может быть определена затем в соответствии с «Классификатором», где коммуникационные тоннели разделены по категориям сложности (табл. 1).
За нормативный уровень принимается IV категория сложности, при которой проектирование объекта не характеризуется наличием усложняющих (упрощающих) факторов, то есть коэффициент сложности в данном случае равен 1,0. Для остальных категорий сложности принимаются следующие коэффициенты: I категория - 0,64; II категория - 0,80; III категория - 0,90; V категория - 1,20.
Стоимость проектирования коллекторных тоннелей определяется, исходя из суммарной протяженности их участков, диаметров труб, емкости канализации, сечения кабеля (канализация связи, радио) и т.д. Кроме того,
Таблица 1
Классификатор степени сложности проектирования объекта
Наименование объектов проектирования Характеристика условий проектирования Категория сложности
Городские и внутриквар-тальные сети водопровода, канализации (в т.ч. дождевой), газопровода, электрические сети, сети связи, радио Проектирование одиночных линий в пригородной зоне или на территории, свободной от застройки и существующих подземных коммуникаций III
Проектирование по городским проездам и застроенной части города при наличии существующих подземных коммуникаций, вблизи наземных или подземных сооружений. Совмещенная прокладка коммуникаций (более 3-х) IV
Проектирование в сложных гидрогеологических условиях с применением спецметодов V
Коммуникационные тоннели (коллекторы для подземных коммуникаций) и тепловые сети Проектирование на территории города, свободной от застройки и существующих подземных коммуникаций III
Проектирование в застроенной части города совместно с другими подземными коммуникациями или при наличии существующих IV
Проектирование в сложных гидрогеологических условиях, с применением спецметодов, индивидуальных конструкций, закрытой проходки, с пересечением метрополитена или железных дорог V
Проектирование специальных методов строительства (водопонижение, замораживание, химическое закрепление грунтов, «стена в грунте», опускные колодцы, проколы под шоссе, ж.д. и др.) IV
Примечание. Для определения категории сложности объекта достаточно наличия одного из признаков, указанных в таблице.
Таблица 2
Корректирующие коэффициенты, учитывающие сокращение сроков проектирования в зависимости от нормативной и фактической продолжительности выполнения проектных работ
Условия проектирования Тф Тн Значения коэффициентов Примечание
1 н 1,0 1,0 Договорные сроки равны нормативным
ТФ < 1 Тн 0,9 1,06 Сокращение сроков проектирования по сравнению с нормативными
0,8 1,13
0,7 1,15
0,6 1,20
Примечания.1н - нормативная продолжительность выполнения проектных работ; Тф - фактическая продолжительность выполнения проектных работ.
стоимость проектно-изыскательских работ должна корректироваться на величину коэффициентов, учитывающих условия проектирования (например, стоимость щитовых проходок глубиной более 20 м определяется с повышающим коэффициентом 1,5 и т.п.) [4].
На величину затрат на проектно-изыскательские работы также оказывают влияние сроки проектирования коммуникационных тоннелей. Корректирующие коэффициенты, учитывающие сокращение сроков проектирования в зависимости от нормативной и фактической продолжительности выполнения проектных работ, представлены в табл. 2.
Затраты на осуществление строительно-монтажных работ (Кстр) определяются сметными расчетами в соответствии с проектными данными и сметно-нормативной базой. Сметная стоимость является основой для определения размера финансирования строительства, инвестиций, расчетов за выполненные строительно-монтажные работы. В соответствии с технологической структурой капитальных вложений сметная стоимость строительства формируется из следующих частей: стоимость строительных работ; стоимость работ по монтажу оборудования; стоимость оборудования.
Затраты на осуществление строительно-монтажных работ (Кстр), определяющиеся сметной стоимостью как строительных, так и монтажных работ, по методам расчета и экономическому содержанию состоят из:
• прямых затрат, связанных непосредственно с выполнением работ и величина которых определяется прямым счетом и зависит от объемов работ, необходимых ресурсов, сметных норм и цен на ресурсы;
• накладных расходов, предназначенных для компенсации затрат строительной организации на обслу-
живание, организацию и управление строительством (административно-хозяйственные расходы и др.), величина которых определяется косвенным путем в процентах от фонда оплаты труда рабочих;
• сметной прибыли, представляющей собой нормативную (гарантированную) прибыль подрядной организации в составе цены строительной продукции и идущей, в основном, на развитие производственной базы и социальной сферы подрядчика.
Стоимость сооружения городских коммуникационных тоннелей должна учитывать затраты на создание и освоение строительной площадки, на проходку тоннелей, шахт, камер для монтажа-демонтажа оборудования, создание систем проветривания, водоотлива, на прокладку трубопроводов и т.д. Величина затрат на осуществление строительно-монтажных работ (Кстр) будет зависеть от конкретных условий строительства, то есть, от применяемой технологии строительства коллекторного тоннеля, его глубины заложения, наличия сложных гидрогеологических условий и пр.
Сопряженные затраты (Ксопр) определяются величиной компенсационных выплат тем организациям, у которых в период строительства подземных сооружений ухудшаются экономические показатели. Величина сопряженных затрат будет зависеть от конкретных условий строительства инженерных коммуникационных тоннелей. В эту группу затрат можно включить затраты на перенос подземных коммуникаций, на послеосадочные ремонты дорожных покрытий; затраты городского хозяйства, связанные с ликвидацией засорения систем городской канализации, загрязнения улиц; убытки предприятий от несвоевременной доставки пассажиров и грузов, остаточная стоимость подлежащих разрушению автодорог, тротуаров, суще-
ствующих коммуникаций, представляющих материальную ценность для города; дополнительные затраты при ведении работ в зоне, насыщенной подземными коммуникациями, на их перекладку, в том числе отключения, ликвидацию внезапных аварий на них; дорожно-транспортная составляющая стоимость дополнительных машино-часов, затрачиваемых всеми видами транспорта на перепробег из-за объезда строительных площадок, потеря пропускной способности улиц и т.д. Компенсационные выплаты, например, возникают при строительстве коллекторных тоннелей открытым способом в оживленных районах города.
Перекрытие трасс и улиц с интенсивным транспортным движением приводит к изменению транспортной схемы движения и увеличению затрат транспортного хозяйства города [80].
Таким образом, величина затрат на сооружение городских коммуникационных тоннелей может быть определена следующим образом:
К0 = ([Ц0 х (г + г ) х к х к ] +
0 и^0 4 гз кз' р пер-1
+ К + К ), (4)
стр сопр'1 х '
Описанная методика планирования капитальных вложений может быть рекомендована для использования в проектах тоннелей, других подземных горных выработок шахт и рудников.
1. Велесевич В.И., Лихтерман С.С., Ре-вазов М.А. Планирование на горном предприятии: Учебное пособие для вузов. - М.: Издательство «Горная книга», 2005.
2. Орлова Е.Р. Оценка инвестиций. Учебное пособие. - М.: Международная академия оценки и консалтинга, 2005.
3. Пешкова М.Х. Экономическая оценка горных проектов. - М.: Изд. МГГУ, 2003.
4. Сборник базовых цен на проектные работы для строительства в г. Москве на ос-
- СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
нове натуральных показателей МРР - 3. 2. 06. 05-03 (с изменениями от 24 февраля, 4 марта, 24 мая, 11 ноября 2005 г., 27 января, 26 февраля 2006 г.).
5. Составление смет в строительстве на основе сметно-нормативной базы 2001 года / Практическое пособие / Под обшей ред. П.В. Горячкина. - М., СПб., 2003.
6. Шилин A.A. Проблемы диагностики строительных конструкций // Подземное пространство мира. - 1995. - № 6. ЕШ
КОРОТКО ОБ АВТОРЕ_
Франкевич Жанна Александровна - кандидат экономических наук, доцент, e-mail: [email protected],
Московский государственный горный университет.
UDC 338:624.1
PRINCIPLES OF CAPITAL INVESTMENT PLANNING IN THE CONSTRUCTION OF UNDERGROUND WORKINGS AND STRUCTURES
Frankevich Zh.A., Candidate of Economical Sciences, Assistant Professor, e-mail: [email protected], Moscow State Mining University.
Subject of work are the economic interrelations formed in the course of a construction of system of underground communication tunnels. The purpose consists in improvement of technical and economic indicators of development of underground infrastructure of life support of the cities on the basis of planning and increase of efficiency of capital investments on creation of underground objects. The technique of planning of capital investments on creation of underground developments and constructions includes some stages. At the first stage costs of design and exploration work are defined. The special attention is paid to option at which the mixed financing of project works is carried out. Degree of complexity of design of underground object according to «Qualifier» where communication tunnels are divided on categories of complexity is considered. Besides, the correcting coefficients considering reduction of terms of design depending on standard and actual duration of implementation of project works are presented. The second stage includes definition of expenses for implementation of installation and construction works according to methods of calculation and their economic contents. At the third stage the structure of the interfaced expenses is defined. Their economic contents reveals. The dependence determining size of expenses for a construction of city underground communication tunnels is as a result created. The technique of planning of capital investments can be recommended for use in projects of tunnels, other underground excavations of mines.
Key words: planning, capital expenditures, economic efficiency, underground communication tunnels, estimated cost, associated costs, overheads, estimated profit.
REFERENCES
1. Velesevich V.I., Lihterman S.S., Revazov M.A. Planirovanie na gornom predprijatii: Uchebnoe posobie dlja vuzov (Planning at the mining facility: Learning guide for higher education courses), Moscow, Izdatel'stvo «Gornaja kniga», 2005.
2. Orlova E.R. Ocenka investicij. Uchebnoe posobie (Investment valuation. Learning guide), Moscow, Mezhdunarodnaja akademija ocenki i konsaltinga, 2005.
3. Peshkova M.H. Jekonomicheskaja ocenka gornyh proektov (Economic valuation of mining projects), Moscow, Izd. MGGU, 2003.
4. Sbornik bazovyh cen na proektnye raboty dlja stroitel'stva v g. Moskve na osnove natural'nyh poka-zatelej MRR - 3. 2. 06. 05-03 (s izmenenijami ot 24 fevralja, 4 marta, 24 maja, 11 nojabrja 2005 g., 27 janvarja, 26 fevralja 2006 g.) (The digest of the base prices for project works for construction in Moscow on the basis of natural indicators of MRR - 3. 2 . 06 . 05 - 03 (with changes on February 24, March 4, May 24, November 11, 2005, January 27, February 26, 2006).
5. Sostavlenie smet v stroitelstve na osnove smetno-normativnoj bazy 2001 goda, Prakticheskoe posobie, Pod obshhej red. P.V. Gorjachkina (Budgeting in construction on the basis of budget regulatory base of 2001, the Practical grant, Goryachkin P.V. (Ed.), Moscow, Saint-Petersburg, 2003.
6. Shilin A.A. Podzemnoe prostranstvo mira, 1995, no 6.
й
«ГОРНАЯ КНИГА» НА ВЫСТАВКЕ MININGWORLD-2014
Сотрудничество с горными компаниями Китая - в планах «Горной книги»