УДК 378.147
Поличка Анатолий Егорович
Доктор педагогических наук, профессор кафедры математики и информационных технологий, Тихоокеанский государственный университет, [email protected], Хабаровск
Кислякова Мария Андреевна
Старший преподаватель кафедры математики и информационных технологий, Тихоокеанский государственный университет, [email protected], Хабаровск
ПРИНЦИПЫ ОТБОРА СОДЕРЖАНИЯ ОБУЧЕНИЯ БАКАЛАВРОВ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МАТЕМАТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН
Аннотация. В статье поднимается проблема отбора содержания обучения математическим дисциплинам в условиях компетентностного подхода. Определены причины, вызывающие необходимость трансформации содержания высшего образования бакалавров. Представлены возможности математических дисциплин в подготовке бакалавров высшего образования. Выявлена связь между целями обучения математическим дисциплинам, их педагогическим потенциалом и формированием содержания учебной дисциплины в подготовке бакалавров нематематических направлений подготовки. Сформулированы основные положения по отбору содержания математических дисциплин для бакалавров нематематических направлений в виде педагогических принципов.
Ключевые слова: математические дисциплины, подготовка бакалавров, педагогический потенциал, содержание учебных дисциплин, принципы отбора содержания.
Анализ проблемы исследования.
В условиях компетентностного подхода подготовка бакалавров в первую очередь ориентирована на разработку таких образовательных программ, которые наилучшим образом способствуют профессиональному становлению личности будущего специалиста. В настоящее время развитие компетенций, соответствующих профессиональным и личностным качествам, является первоочередной задачей высшего образования. Какое содержание образования будет этому способствовать? Ответ на тот вопрос ищут многие исследователи [8; 10]. Цель статьи - выделить ключевые принципы отбора содержания обучения математическим дисциплинам на основании его педагогического потенциала [2; 5].
Взгляд на содержание высшего образования изменился с внедрением новых образовательных стандартов. Во-первых, определено, что на обновление содержания образования оказывают значительное влияние процессы глобализации, интернализа-ции, маркетизации, стандартизации. Особую озабоченность в теории дидактики вызывает информационно насыщенная среда, которая в большей степени влияет на отбор содержания образования бакалавров [9].
Во-вторых, содержание образования ба-
калавров должно реализовываться на основе таких учебных дисциплин, которые наилучшим образом способствуют развитию компетенций [8].
В-третьих, содержание образования видится не как совокупность специализированных знаний, а через призму понятий «компетентность» и «компетенции», как совокупности способностей решать задачи, возникающие в разных сферах жизнедеятельности бакалавра.
Таким образом, в подготовке бакалавров явно наметилась тенденция к трансформации содержания образования [10]. В связи с этим содержание образования должно быть построено на таких принципах, которые позволят быстро реагировать на любые изменения. Содержание образования в подготовке бакалавров реализуется через содержание обучения учебным дисциплинам.
Математические дисциплины в подготовке бакалавров являются одними из ключевых в формировании компетенций бакалавров, поскольку направлены на развитие и общекультурных, и общепрофессиональных, и профессионально прикладных компетенций [5; 6]. В математической науке накопился огромный объем информации, поэтому возникает сложнейший вопрос от-
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
бора информации из этой области для усвоения студентами. В. П. Беспалько считает, что этот вопрос можно решить только на основе строго научного подхода к формированию и подготовке научной информации к изучению соответственно достижимым целям обучения [1, с. 234].
Математические дисциплины включены в образовательные программы подготовки бакалавров многих направлений и имеют целью развитие способностей к самоорганизации, самообразованию, к критическому восприятию, обобщению профессиональной информации, к постановке цели и выбору путей ее достижения, способности использовать основные законы естественно-научных дисциплин в профессиональной деятельности, а также применять методы математического анализа и моделирования, теоретического и экспериментального исследования и т. д. Это приводит к необходимости в каждой математической дисциплине выделить ее педагогический потенциал. Наши исследования показали, что под педагогическим потенциалом математических дисциплин понимается совокупность возможностей учебной математической дисциплины для реализации целей образования в подготовке бакалавров и формирования компетенций, соответствующих профессионально важным качествам личности будущего бакалавра [2].
Совокупность возможностей математических дисциплин заключается: в особенностях математической деятельности (абстрактность, выводимость, четкость, универсальность, гармония, пропорциональность, симметрия, порядок, последовательность и др.), способствующей развитию культуры мышления студентов (гибкости, широты, критичности, самостоятельности и т. д.); в мировоззренческих ориентирах, которые позволяют формировать индивидуальное мировоззрение студентов (логика, непротиворечивость, доказательность и т. д.) по отношению к себе и окружающему миру; в математических методах и моделях, имеющих приложения в других науках (математическая психология, математическая лингвистика, математическая история и т. д.) [2].
На основании исследований В. Д. Шадри-кова, Е. А. Соколкова, Э. Ф. Зеера профессионально важными качествами будущего бакалавра являются: высокая культура мыш-
ления, высокий уровень развития самосознания, способность к рефлексии, развитые коммуникативные способности, заключающиеся в умении осуществлять взаимодействие с окружающим миром, опыт в решении разнообразных профессиональных, практических, повседневных задач [2; 5].
Реализация педагогического потенциала математических дисциплин в подготовке бакалавров заключается, с одной стороны, в отборе содержания обучения математическим дисциплинам, способствующим развитию компетенций, с другой стороны, в использовании адекватных форм, методов и средств реализации этого содержания.
Основные положения в решении проблемы исследования. Проведенный анализ исследований, опыта работы и проведенные апробации позволил выделить принципы отбора содержания обучения бакалавров для реализации педагогического потенциала математических дисциплин [5].
Принцип соответствия цели обучения обеспечит направленность содержания математических дисциплин на развитие компетенций бакалавров: развитие культуры мышления, способности к саморазвитию, умений взаимодействовать с окружающим миром, умений практически решать задачи в разных сферах жизнедеятельности.
Принцип профессиональной направленности обеспечит учет специфики и видов будущей профессиональной деятельности бакалавра при формировании содержания обучения. Математические методы активно проникают во все сферы науки и общества, поэтому в первую очередь выбор должен пасть на те учебные элементы математической дисциплины, которые играют наибольшую роль в формировании профессиональных компетенций.
Принцип развивающего обучения означает, что в содержании математических дисциплин должны быть представлены учебные элементы, которые направлены на развитие критического, аналитического, вероятностного мышления, на развитие умений принимать решения. Математическое образование бакалавров должно быть построено с учетом организации ментального опыта студентов.
Принцип доступности содержания обучения математическим дисциплинам означает необходимость отбора содержания
обучения в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями бакалавров. Студенты разных специальностей имеют свои особенности в восприятии математических дисциплин. Например, для бакалавров гуманитарных направлений подготовки характерны низкий уровень мотивации к изучению математических дисциплин, недостаточный уровень знаний и умений, склонность к чувственному принятию решений на основе субъективных впечатлений. Бакалавры технических направлений подготовки нуждаются в более четких алгоритмах, программах, избегают лишней, ненужной для решения каждой конкретной задачи информации.
Принцип модульной организации структуры содержания обучения математической дисциплине направлен на представление содержания обучения в виде системы модулей. Модульное построение курса математических дисциплин позволяет быстро перестраивать курс в соответствии с образовательными потребностями учащихся.
Принцип полноты означает, что при отборе содержания обучения будут задействованы все возможности математики для формирования компетенций, соответствующих профессионально важным качествам буду-
щих бакалавров. В настоящее время накоплен богатый педагогический опыт преподавания математических дисциплин студентам разных направлений, разработаны авторские методики решения разных проблем.
Принцип информатизации заключается в использовании информационных технологий сбора, хранения, обработки и распространения информации для достижения наибольшей эффективности в реализации педагогического потенциала математических дисциплин.
Вывод. На основании сформулированных принципов содержания обучения разработаны рабочие программы, с помощью которых реализуется педагогический потенциал математических дисциплин в подготовке бакалавров в ФГБОУ ВО «Тихоокеанский университет» и «Приамурский государственный университет имени Шолом Алейхема». Проведенная опытно-экспериментальная работа подтвердила то, что формирование содержания обучения на основании выделения педагогического потенциала математических дисциплин доказало свою эффективность в развитии компетенций, соответствующих профессионально важным качествам будущих бакалавров [5].
Библиографический список
1. Беспалько В. П. Природосообразная педагогика. - М.: Народное образование, 2008. - 512 с.
2. Кислякова М. А. Возможности и структура педагогического потенциала математических дисциплин в подготовке бакалавров гуманитарных направлений // Вестник КГПУ им. Астафьева. - 2016. - № 1. - С. 57-60.
3. Кислякова М. А. Проблема определения целей и содержания учебного предмета «Математика» для студентов гуманитарных специальностей // Томский педагогический вестник. - 2012. -№ 2. - С. 175-179.
4. Кислякова М. А. Разработка рабочих программ математических дисциплин для социогу-манитарных направлений в соответствии с требования ФГОС: учебное пособие. - Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2016. - 136 с.
5. Поличка А. Е., Кислякова М. А. Реализация педагогического потенциала математических дисциплин в подготовке бакалавров гуманитарных направлений // Педагогическое образование и наука. - 2016. - № 2. - С. 114-118.
6. Поличка А. Е., Кислякова М. А., Лучани-
новA. И.,НикитенкоA. В. Разработка методических систем в информационно-коммуникационных предметных средах: монография. - Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2017. - 164 с.
7. Поличка А. Е. Технологическая подготовка методических систем в информационно-коммуникационных предметных средах: монография. -Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2017. -168 с.
8. Пугач В. И., Турина И. В. Принципы отбора содержания курса «Основы математической обработки информации» // Известия Самарского научного цента Российской академии наук. -2013. - Т. 15, № 2 (4). - С. 920-929.
9. Табачук Н. П. Онлайн калькуляторы и программы в математическом образовании // Стандартизация математического образования: проблемы внедрения и оценка эффективности: материалы XXXV Международного научного семинара преподавателей математики и информатики университетов и педагогических вузов. -Ульяновск: УлГПУ, 2016. - С. 288-293.
10. AbishevN. K., Bidaibekov Y. Y., Dalinger V. A,
_ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ_
Knyazyev O. V. Higher education in Russia and on interdisciplinary studies in humanities. - 2016. -Kazakhstan in modern condition // Rupkatha journal № 2. - P. 117-127.
Поступила в редакцию 24.04.2017
Polichka Anatoly Yegorovich
Dr. Sci. (Pedag.), Prof. of the Department of Mathematics and Information Technologies, Pacific National University, [email protected], Khabarovsk
Kislyakova Maria Andreevna
Assoc. Prof. of the Department ofMathematics and Information Technologies, Pacific National University, [email protected], Khabarovsk
PRINCIPLES OF SELECTION OF CONTENT OF TRAINING OF BACHELORS FOR THE IMPLEMENTATION OF PEDAGOGICAL POTENTIAL OF MATHEMATICAL DISCIPLINES
Abstract. The article raises the problem of content selection of teaching mathematical disciplines in conditions of competence approach. The reasons causing the necessity of transformation of the higher education of bachelors. The possibilities of mathematical disciplines in the preparation of bachelors in higher education. Found a link between the goals of learning mathematics, their pedagogical potential and the formation of the content of the discipline in the bachelors nonmathematical areas of training. The basic position for the content selection of mathematical disciplines for bachelors nonmathematical areas in the form of pedagogical principles.
Keywords: mathematical disciplines, bachelors, educational potential, the content of training courses.
References
1. Bespalko, V. P., 2008. Natural pedagogy. Moscow: National education Publ., 512 p. (In Russ.)
2. Kislyakova, M. A., 2016. Opportunities and the structure of the pedagogical potential of mathematical disciplines in the preparation of bachelors Humanities. Herald KSPU them. Astafieva, 1, pp. 57-60. (In Russ.)
3. Kislyakova, M. A., 2012. The Problem of determining the objectives and content of academic subject "Mathematics" for students of humanitarian specialties. Tomsk pedagogical Bulletin, 2, pp. 175-179. (In Russ.)
4. Kislyakova, M. A., 2016. Development of work programs and mathematical Sciences to social and humanistic areas in accordance with the requirements of standard: a tutorial. Khabarovsk: Pacific. state University Publ., 136 p. (In Russ.)
5. Polichka, A. E., Kislyakova, M. A., 2016. Implementation of pedagogical potential of mathematical disciplines in the preparation of bachelors Humanities. Pedagogical education and science, 2, pp. 114-118. (In Russ.)
6. Polichka, A. E., Kislyakova, M. A., Luchani-nov, A. I., Nikitenko, A. V., 2017. Development of methodological systems in the information-communication subject environment: monograph.
Khabarovsk: Pacific. state University Publ., 164 p. (In Russ.)
7. Polichka, A. E., 2017. Technological training methodical systems in the information-communication subject environment: monograph. Khabarovsk: publishing house of the Pacific. state University, 168 p. (In Russ.)
8. Pugach, V. I., Turina, I. V., 2013. Principles of selection of contents of the course "foundations of mathematical processing of information". Proceedings of the Samara scientific cent of the Russian Academy of Sciences, 15, 2 (4), pp. 920-929. (In Russ.)
9. Tabachuk, N. P., 2016. Online calculators and programs in mathematics education. Standardization of mathematical education: problems of implementation and performance evaluation: proceedings of the XXXV International scientific seminar of faculty of mathematics and computer science of the universities and pedagogical universities. Ulyanovsk: ULGPU Publ., pp. 288-293. (In Russ.)
10. Abishev, N. K., Bidaibekov, Y. Y., Dalinger, V. A., Knyazyev, O. V., 2016. Higher education in Russia and Kazakhstan in modern condition. Rupka-tha journal on interdisciplinary studies in humanities, 2, pp. 117-127.
Submitted 24.04.2017