Научная статья на тему 'ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ПЕШЕХОДНОЙ УЛИЦЫ'

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ПЕШЕХОДНОЙ УЛИЦЫ Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
6
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
система организации пешеходных пространств / современная городская среда / пешеходное движение / пространственной структура города / предметное наполнение пешеходной улицы.

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Севда Дадашева Ханбала

Статья посвящена рассмотрению принципов формирования пешеходных пространств в современной городской среде. Система организации пешеходного движения является одной из актуальных проблем современного города. В теории и практике современной градостроительной науки отводится серьезная роль пешеходному движению, влияющей на развитие планировочной и пространственной структуры города, формирующее благоприятную среду для человека в центре города, безопасную с точки зрения движения транспорта. Целью статьи является выявление формообразующих принципов развития пространственной структуры пешеходных пространств и их современного оборудования. Предложена методика проведения сбора данных, изучающая проблемы с точки зрения научных изысканий других авторов. Информация фиксируется для анализа и синтеза данных, создающих базу для дальнейших этапов работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ ПЕШЕХОДНОЙ УЛИЦЫ»

УДК 72

ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

ПЕШЕХОДНОЙ УЛИЦЫ

СЕВДА ДАДАШЕВА ХАНБАЛА

Доцент факультета «Дизайн» Азербайджанского Архитектурно-Строительного

Университета

Абстракт: Статья посвящена рассмотрению принципов формирования пешеходных пространств в современной городской среде. Система организации пешеходного движения является одной из актуальных проблем современного города. В теории и практике современной градостроительной науки отводится серьезная роль пешеходному движению, влияющей на развитие планировочной и пространственной структуры города, формирующее благоприятную среду для человека в центре города, безопасную с точки зрения движения транспорта. Целью статьи является выявление формообразующих принципов развития пространственной структуры пешеходных пространств и их современного оборудования. Предложена методика проведения сбора данных, изучающая проблемы с точки зрения научных изысканий других авторов. Информация фиксируется для анализа и синтеза данных, создающих базу для дальнейших этапов работы.

Ключевые слова: система организации пешеходных пространств, современная городская среда, пешеходное движение, пространственной структура города, предметное наполнение пешеходной улицы.

Введение. В начале ХХ века динамичное развитие получает дизайн городской среды. Уникальное явление в архитектурной проектной культуре двадцатого столетия стала понятие о комфортности городской среды города, Современное постиндустриальное общество кардинально поменяло представления роли человека в городской среде. Новые идеи гуманизма в обществе выдвинули новые требования к формированию благоприятной среды города для человека, которые трансформируют устаревшие параметры комфортности предметно-пространственного окружения.

Современное общество представлено новейшими технологиями, которые позволяют формировать предметно-пространственную среду города на более высоком техническом уровне, с учетом современных функциональных и эргономических требований, создающий положительный эмоциональный комфорт для пешехода, и соответствующий новым и самым высоким стандартам сегодняшнего дня.

Проектный опыт в области формирования комфортного городского пространства представляет, несомненно, научный интерес среди специалистов, позволяющий расширить знания в области теории развивающегося городского дизайна и новые приемы его практического использования.

В 1998 году был учрежден новый Центр по изучению общественных пространств (Center for Public Space Research), директором которого становится Ян Гейл. Книга Яна Гейла «Города для людей» («Cities for People», 1971) — не просто декламация его идейной позиции, но и методическая разработка путей решения этой проблемы, как в глобальном, так и конкретном локальном смысле. Настоящий Город для Людей должен быть Живым, Безопасным, Привлекательным, Устойчиво развивающимся и Здоровым (Lively, Safe, Attractive, Sustainable and Healthy). [3 эл. ресурс]

По мнению Ян Гейла для формирования пешеходных пространств предлагает последовательный и рациональный подход к дизайну городской среды, который заключается в социологическом и психологическом исследовании городского пространства и определение организационных принципов. [5]

Развитие формообразующих принципов пешеходных пространств можно рассматривать по следующим организационным направлениям:

- градостроительная организация в структуре города;

- создание архитектурно-художественной концепции имиджа города;

- функционально-пространственная организация предметного наполнения.

Изучение пешеходных пространств как элемента городской структуры в современном

градостроительстве рассматривает ряд закономерностей их размещения с учетом корреляции: - с существующей транспортной системой и с естественным природным каркасом. Пешеходные пространства в большей степени размещаются центральной исторической части города, и несут универсальный характер функционирования. На формирование пешеходных пространств в городской среде, прежде всего, влияют градостроительные приемы, которые решают ее конфигурации, и особое внимание уделяется вопросам размещения, обустройства внутреннего пространства прогулочных территорий их предметного наполнения. [4]

Семантика формирования пешеходных пространств в городской среде предполагает привязку их к топонимике города, насыщенные информационными объектами, ориентирующие структуру поведенческого процесса по созданному сценарию пространства. Использование сценарного подхода в организации пешеходных пространств позволяет выявить индивидуальные характеристики для каждого участка пешеходного пространства, социально разнообразить их привлекательность.

Механизм формирования функционально-планировочной структуры пешеходной улицы предполагает в первую очередь определение основных объектов притяжения пешеходов и траекторию движения к ним. На пути передвижения к ним не должны пересекаться пути велосипедистов и пешеходов. При формировании комфортных условий перемещения людских потоков создаются многофункциональные с предоставлением различных услуг досуга. Особое внимание уделяется зонам общественного и личного транспорта. Для личного транспорта предусматриваются парковочные места, если индивидуальная ситуация места имеет эту возможность. Остановки общественного транспорта должны располагаться на удобном для пешеходов расстоянии. [1эл.ресурс]

Создание архитектурно-художественной концепции имиджа города предполагает архитектурно-художественные приемы формирования городской панорамы, выявление точек обзора, обыгрывание исторических достопримечательностей, и решаются задачи смысловой целостности среды. При создании выразительного образа городской среды, его узнаваемости предполагается обеспечение соответствия пешеходных пространств контексту сложившейся городской среды,

Используемый при этом «принцип визуализации» функциональной и композиционной структуры пешеходной улицы средствами дизайна, позволяет решать следующие задачи композиционной организации узлов, сочетающих в себе синтез архитектуры и монументальной скульптуры, дизайна и графического искусства, системы визуальных коммуникаций и суперграфических композиций.

Таким образом, выявление композиционной структуры пешеходной улицы позволяет дифференцировать ее пространство на значимые объекты архитектуры и заполнением ее пространства предметным наполнением и техническим оборудованием. Это позволяет создавать композиционные акценты и ориентировать движение зрителя-пешехода. Особенности внутреннего функционального наполнения пешеходных пространств определяют их зонирование, визуальную взаимосвязь организации их функциональной и пространственной структуры.

Средствами городского дизайна можно сформировать пространственную структуру пешеходного пространства, используя при этом композиционные акценты, которыми могут являться исторические и общественно значимые объекты. С помощью этих акцентов можно скорректировать пути транзитного движения пешехода. Движение пешехода в пространстве

улицы регулируют, прежде всего, ориентиры и визуальные коммуникации. Они являются частью концепции предметно-пространственной композиции пешеходного пространства,

Принцип визуализации пешеходных пространств включает в себя аспекты архитектурной театрализации и сценарного построения городских мизансцен. «Сценарный подход», как один из методов модернизации городской среды привносит новое смысловое содержание среды. Сценарный подход в преобразовании дизайна архитектурной среды это современная методика, основанная на моделировании городской среды. Отправной точкой стратегического направления данного метода - это ликвидация конфликтных состояний контекста среды. В результате разрешения конфликтной ситуации, формируется новый художественный образ и пребывающей в данном сценическом пространстве и времени. исследуется и осмысливается в теоретическом аспекте, многими авторами В. Глазычева, К. Линча, Я. Гейла и др. [1]

Архитектурная театрализация городской среды вносит в ее визуальные характеристики черты зрелищности, эмоциональное и информационное насыщение, которое привлекает внимание зрителя на эстетическую составляющую среды.

К. Линч в книге «Образ города» отметил, что в подходе в создании городской среды учитывается его историко-культурный контекст и при этом возможны различные индивидуальные авторские концепции: которые побуждают к сопоставлению различных персонифицированных смыслов. И образные ощущения в понятии - «Genius Loci» - «Дух Места» должны чувствоваться зрителем на каждом фрагменте городской среды, имеющий особенный колорит и настроение. [8]

Современная модернизация городской среды требует использования системного подхода и позволяет формировать пространства современного города в аспекте архитектурной коммуникации.

Одним из направлений средового проектирования является визуальная составляющая среды обитания. Концепция визуально-коммуникационной системы в городской среде формируется на основе семиотической характеристики пространства в синтезе с новыми теориями коммуникационного дизайна. Составляющие визуально-коммуникативной среды, являются используемые при организации пространства следующие компоненты: содержимое информации; функциональные элементы; композиционные элементы; эргономические составляющие.

Прогресс новых технологий, создавший СМИ, социальные медиа и интернет, полностью изменили уровень визуальных коммуникаций, компьютер полностью преобразил процесс зрительного общения. Визуальные информационные системы как носителями информации являются динамичным компонентом структурирования пространства. Знаки визуальной коммуникации, создаются с учетом особенностей предметно-пространственной среды, и в контексте среды служат ориентирами, также участвуют в оценке эстетических и эмоциональных характеристик пространства. [5эл. ресурс]

Большое значение придается ландшафтным приемам, направленным па восприятие целостной картины городского ландшафта, и организации гармонического сосуществования природных факторов и антропогенной среды города. Формирование нового экологического сознания горожан позволяет создавать комфортные условия микроклимата пешеходных пространств. [1]

Экологический императив в средовом проектировании, становится все более глубоким социальным и экономическим явлением, охватывающий и многие отрасли производства, новейшие технологии, направленные на обеспечение комфортных жизненных условий человеку, одновременно осуществляют защитные функции от негативных воздействий на природную и городскую среду. [6]

Вместе с тем на пешеходных улицах компенсация дефицита природной компоненты осуществлялась и сугубо дизайнерскими приемами, созданием особого дружеского

«интерфейса» через формы предметного наполнения, имитирующего живые, природные мотивы и положительно воздействующие на человека на уровне его подсознания. [6]

Ландшафтный дизайн с наличием водных устройств и малых архитектурных фор прочно утвердился в создании концепции пешеходного пространства. Водные устройства часто делались занимательными, игровыми, интерактивными, тем самым усиливая их «ландшафтный эффект».

При формировании облика городской среды ландшафтный дизайн использует приемы разнообразия в цвете и фактурах при сезонных изменениях видов зеленых насаждений, разделяют пространство плотными посадками или водными устройствами, с учетом сохранения целостности зрительного восприятия среды. [6]

При этом учитывается «принцип мобильности», периодического обновления предметного наполнения и технической оснащенности интерьерным аналогам. По подобию интерьерной мебели эти новые объекты приобрели эргономичный, индустриальный характер и демонстрировали собой многопредметные гарнитуры уличного оборудования, решенные в одном стилевом ключе. [2] В дизайне пешеходных улиц, как при проектировании мебельных гарнитуров и визуальных коммуникаций, так и в организации пространств используются методы эргономики. Сложность и многообразие цветовых сочетаний, и насыщенность цветов, формирующих улицу архитектурных элементов и предметных форм, детальность их проработки цветом поставили пешеходную улицу по уровню колористической организации в один ряд с интерьерными пространствами. [2]

За последние десятилетия изменившийся подход к формированию пешеходных пространств, предполагает создание удобных и комфортных городских пространств. Масштабность традиционных брутальных и громоздких архитектурных форм изменился в сторону камерности, предполагая восприятие предметных компонентов с ближних дистанций. Возможность тактильного контакта со зрителем, новых типов городской скульптуры (инсталляций в натуральную величину) создает иллюзию интерьерного пространства.

Можно сказать, что применение «принципа интерьерности» пространства пешеходной среды создает зрителю возможность не чувствовать себя подавленным масштабом предметного наполнения. При этом важно применение эргономических методов проектирования, который непосредственно связывает качества отдельных слагаемых среды в определенные группы, что в свою очередь формируется в систему «человек - предмет -окружающая среда». Проектирование параметров средовых элементов в этой системе обоснуется художественными соображениями с учетом их утилитарно-практических требований. [1]

Современная методология формирования городской среды предполагает применение «принципа безбарьерности» пешеходных пространств. Для этого в проектной деятельности архитекторов разрабатываются новые рекомендации по созданию предметно-пространственной среды пешеходной среды.

Реконструкции городских пространств под нужды людей с ограниченной мобильностью предполагает внесения в список предметного наполнения и специального уличного оборудования, это: специальные поручни, пандусы и эскалаторы, лифты и подъемники и т. д.

Таким образом, современная городская среда должны представлять собой пространства основанными на принципах гуманизма и иметь высоко комфортные условиям для всех слоев общества.

Заключение

Обобщив сказанное, можно сделать выводы, что развитие формообразующих принципов пешеходных пространств, прежде всего, должны рассматриваться по трем направлениям: градостроительному, архитектурному и функционально-пространственному. На формирование пешеходных пространств в городской среде, прежде всего, влияют градостроительные приемы, которые решают ее конфигурации, и особое внимание уделяется

[1]

вопросам размещения, обустройства внутреннего пространства прогулочных территорий их предметного наполнения.

Рассматривается механизм формирования функционально-планировочной структуры пешеходной улицы, который предполагает определить основные объекты притяжения пешеходов и траекторию движения к ним.

Исходя из исследований специалистов в этой области, можно сделать вывод, что дифференцирование композиционной структуры пешеходной улицы позволяет выявить в ее пространство на значимые и дополняющие объекты архитектуры, что позволяет создавать композиционные акценты и ориентировать движение зрителя-пешехода.

После изучения исследуемого материала был сделан вывод о том, что применение принципа визуализации пешеходных пространств, как метод модернизации городской среды, включает в себя аспекты архитектурной театрализации и сценарного построения городских мизансцен, которые вносит в ее визуальные характеристики черты зрелищности, эмоциональное и информационное насыщение,

В экологическом аспекте исследование показало, что это при создании комфортных условий микроклимата пешеходных пространств большое значение придается ландшафтной архитектуре и дизайну. В средовом проектировании этот аспект становится все более глубоким социальным и экономическим явлением.

1. Белов М. И. Дизайн пешеходной улицы: принципы организации предметно-пространственной среды: диссертация кандидата искусствоведения: 17.00.06 / Белов Максим Игоревич; - Москва, 2012. - 211 с. : ил.

2. Белов М. И., Михайлов С. М., Михайлова А. С. и др. М 69 Дизайн пешеходной улицы: учебное пособие для вузов под ред. С. М. Михайлова Казань: «Дизайн-квартал», 2015. — 188 с., илл

3. Вагнер Е.А. - Комплексный потенциал и оценка эффективности функционирования архитектурной среды общественных пешеходных пространств в контексте сложившейся городской застройки. // Урбанистика. - 2017. -№1. - 35-50 стр.

4. Велев П. Пешеходные пространства городских центров/Пер. с болг. Д. П. Кривошеева: Под ред. В. В. Владимирова.— М.: Стройиздат, 1983.

5. Гейл, Ян. Города для людей ; перевод с англ. А. Токтонов / Ян Гейл. — Москва 4. : Крост, 2012. — 276 с.

6. Дадашева С. Х. Дизайн архитектурной среды. Учебное пособие. Изд. Max ofset matbaasi, 2020, 480 стр.

7. Закирова, Ю. А. Формирование моделей-прототипов общественных пешеходных пространств / Ю. А. Закирова // Известия КГАСУ. — 2012. — №3. — С. 27-31.

8. Кевин Линч. Образ города. Изд. - Стройиздат. Москва. - 1982. 328 стр.

9. Крашенинников, А. В. Социально-пространственная структура пешеходного пространства / А. В. Крашенинников // Architecture and modern information technologies. — 2012. — №4. — 4 с.

10. Мина А.П., Есина В.Ф. Пешеходное пространство в городской среде // Бизнес и дизайн ревю. 2020. № 3 (19). С. 6.

11. https://cyberleninka.ru/article/n/gradostroitelnye-printsipy-formirovaniya-gorodskih-ploschadey-i-ulits

12. https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-arhitekturnoy-sredy-peshehodnyh-prostranstv-v-kontekste-slozhivsheysya-gorodskoy-zastroyki

13. https://city4people.ru/post/blog_69.html

14. https://cyberleninka.ru/article/n/predposylki-formirovaniya-gorodskih-peshehodnyh-prostranstv

15. https://science-education.ru/ru/article/view?id=16359

ЛИТЕРАТУРА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.