Таврический научный обозреватель ■^^^Лауг.эоепсе
УДК: 347
Болдырев С. И.
аспирант кафедры гражданского права ФГБОУ ВО «Юго-Западный государственный университет»
г. Курск
ПРИНЦИПЫ ОХРАНЫ АВТОРСКИХ ПРАВ НА МЕЖДУНАРОДНОМ УРОВНЕ:
ЗНАЧЕНИЕ, РОЛЬ, ОСОБЕННОСТИ
В статье рассматривается содержание принципов международной охраны авторских прав, вопросы определения юрисдикции и тенденции модернизации принципов в условиях развития сети Интернет. В современной правовой науке не принято выделять принципы международной охраны авторских прав, но их формулировка необходима, т.к. на основе этих принципов совершенствуются и систематизируются международные соглашения, договора, конвенции и внутреннее законодательство.
Ключевые слова: принцип ассимиляции, интеллектуальная собственность, исключительные права, международные принципы, сеть Интернет, цифровая среда.
В современной правовой литературе не принято выделять принципы международной охраны авторских прав, но систематический анализ международных конвенции и правовых норм позволяет выделить некоторые из основных принципов. На основе этих принципов совершенствуются и систематизируются международные соглашения, договоры, конвенции и внутреннее законодательство, что обусловливает необходимость их формулирования.
П. Д. Барановский справедливо отмечает, что именно принципы международной охраны авторских прав в юридической литературе не получили широкого освещения. Многие авторы касались в своих работах указанных принципов (в частности, Ю. Г. Матвеев [6, с. 9], М. М. Богуславский [2, с. 15] и др.), однако не все принципы международной охраны авторского права, нашли отражение в их работах [3, с. 93-100].
В принятых международных конвенциях и соглашениях находят отражение, как правило, два основных принципа:
1. Принцип ассимиляции (национальный режим произведениям);
2. Принцип минимального объема охраны авторских прав.
Этим принципам уделяют внимание исследователи и эксперты (М. М. Богуславский [2, с. 15], В. П. Шатров [9] и др.). Тем не менее, кроме вышеуказанных, основными положениями (принципами) международной охраны авторских прав, включенными в национальное законодательство большинства государств, можно назвать следующие:
1. Принцип гражданства автора;
2. Территориальный принцип предоставления охраны авторских прав;
3. Принцип предоставления охраны вне зависимости от соблюдения формальностей;
4. Принцип осуществления охраны в пользу автора и его правопреемников.
Ю. Г. Матвеев принцип гражданства автора называл «национальным принципом, раскрывая суть этого принципа, он отмечал, что произведение автора, гражданина государства - участника Бернской конвенции, охраняется во всех странах Бернского союза независимо от места его первой публикации» [6, с. 9].
Территориальные ограничения отпадают, когда государства присоединяются к международным конвенциям. Согласно пункту «а» статьи 3 Бернской конвенции по охране литературных и художественных произведений [1, с. 3]: «охрана предоставляется произведениям, как выпущенным, так и не выпущенным в свет, авторы которых либо являются гражданами государств - участников соответствующих конвенций, либо постоянно проживают на их территории».
Таврический научный обозреватель ■^^^Лауг.эоепсе
Рассматривая территориальный принцип предоставления охраны авторских прав, необходимо отметить, что данный принцип применяется только для произведений авторов, которые не являются гражданами стран - участниц международных конвенций. Территориальный принцип и принцип гражданства автора применяться одновременно не могут. В рамках реализации территориального принципа защита осуществляется в том случае, если произведение впервые было выпущено в свет в одной из стран - участниц конвенции или одновременно в стране - участнице и третьем государстве.
Принцип предоставления охраны вне зависимости от соблюдения формальностей заключается в том, что авторское право на произведение автора возникает в силу факта его создания. «Не требуется специальное оформление произведения, регистрация прав, соблюдение каких-либо формальностей для возникновения и осуществления авторского права», разъясняют некоторые исследователи [4, с. 2-17]. Однако, в законодательстве некоторых стран прямо оговаривается, что для охраны интеллектуальных прав, необходима регистрация произведения, оговорка о сохранении авторского права, нотариальное удостоверение или соблюдение иных обязательных процедур.
Наиболее важным для толкования и применения всех международных правил является положение об осуществлении охраны в пользу автора и его правопреемников, направленных на охрану авторских прав. Выделяя данный принцип, П. Д. Барановский подчеркивал: «Если в отношении положений международных конвенции, актов, договоров, возможны различные толкования, необходимо чтобы был выбран вариант, учитывающий интересы авторов и его правопреемников» [3, с. 93-100].
Принцип ассимиляции всегда был лидирующим в сфере международной правовой охраны интеллектуальной собственности, так как он является определяющим в случае трансграничного нарушения авторских прав, а при коллизионном регулировании выступает ориентиром для установления юрисдикции. Принцип ассимиляции признан во всем мире и является отличительной особенностью охраны интеллектуальной собственности. Авторские права возникают в соответствии с законодательством конкретного государства, и защита их ограничена территорией данного государства. Право интеллектуальной собственности возникает, признается и защищается только на территории того государства, где создано произведение. Авторы должны повторно заявлять о своих правах для того чтобы их произведения были признаны в других государствах.
Мэггс П. Б. отмечает, что «при таком уровне охраны стимулы к развитию ограничиваются получением прибыли, которую можно извлечь лишь в пределах одной страны. Авторы произведений небольших государств возмущены, что их работы издаются во всем мире, но вознаграждение они получают только в своей стране» [8, с. 25]. В связи с этим, Г. Керимов высказался более жестко: «международного права интеллектуальной собственности вообще не существует, так как права на интеллектуальную собственность ограничены территорией одного государства» [5, с. 664].
Международные конвенции призваны закрепить минимальные критерии охраны, доступной авторам и правообладателям во всех странах-участницах, и, кроме того, обеспечить равный режим с национальными лицами в соответствии с законами указанных государств. Вместе с тем, как указывает Ю. Базедов, «эволюция от системы сеньориальных привилегий к основанной на законе системе не привела в XX веке к основательному пересмотру природы прав интеллектуальной собственности» [10].
Многие исследователи справедливо отмечают, что в связи с использованием объектов интеллектуальной собственности в сети Интернет возникают вопросы возможной трансформации содержания принципа ассимиляции и о его действии в новых условиях. В этой связи проблема юрисдикции является одной из ключевых. Однако, еще до развития сети Интернет, этот принцип стал дискуссионным. А. Л. Маковский, в частности, отмечал, что «реальное влияние принципа территориального действия законодательства об интеллектуальных правах на осложненные иностранным элементом отношения по поводу
Таврический научный обозреватель www.tavr.science
результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации постепенно ослабляется» [7, с. 307].
Сложность определения юрисдикции обусловлена глобальным характером новой цифровой среды. Кроме того, анонимность доступа к сети Интернет затрудняет установление нарушителей и место их нахождения. Г. Динвуди подчеркивает, что «информационные продукты, которые используются по всему миру, затрагивают территории многих стран, особенно в режиме онлайн, где деятельность повсеместна. Это, по его мнению, имплементирует скорее принцип экстратерриториальности, чем территориальности» [11, с. 715]. Соглашаясь с данным мнением, следует отметить, что принцип экстратерриториальности в международной охране авторских прав при установлении юрисдикции должен быть использован в отношении произведений, размещенных в сети Интернет. Возвращение к строгой территориальности судебного разбирательства по делам о нарушении прав интеллектуальной собственности, по мнению многих европейских исследователей, сомнительно, поскольку оно пренебрегает как сложившимися реалиями, так и практической необходимостью международной реализации прав интеллектуальной собственности.
Литература
1. Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. // Бюллетень международных договоров. - 2003. - № 9.
2. Богуславский М. М. Вопросы авторского права в международных отношениях. Международная охрана произведений литературы и науки. - М., 1973.
3. Барановский П. Д. О принципах международной охраны авторских прав // Журнал российского права. - 2001. - № 8.
4. Зитяцкий С., Терлецкий В., Леонтьев К. Этапы развития территориального принципа действия авторских прав и проблемы «трансграничности» в условиях новых технологий // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. - 2002. -№ 3.
5. Лунц Л. А. Курс международного частного права. - М., 2002.
6. Матвеев Ю. Г. Международная охрана авторских прав. - М., 1987.
7. Маковский А. Л. Комментарий к части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации. - М., 2008.
8. Мэггс П. Б., Сергеев А. П. Интеллектуальная собственность. - М., 2000.
9. Шатров В.П. Международное сотрудничество в области изобретательского и авторского права. - М., 1982.
10. Basedow J. Foundations of Private International Law in Intellectual Proerty. Электронный ресурс. Режим доступа. URL: htt:// www.toineika.jur.kyushu-u.ac.j/ chizai/ symosium/ (дата обращения: 19.10.2013)
11. Dinwoodie G.B. Develoing a Private International Intellectual Proerty Law: the Demise of Territoriality? // William and Mary Law Review. 2009. Vol. 51. P. 715.