Научная статья на тему 'Принципы ограничения конституционных прав и свобод граждан'

Принципы ограничения конституционных прав и свобод граждан Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7674
788
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИП ПРАВА / ПРИНЦИПЫ КОНСТИТУЦИОННЫХ ОГРАНИЧЕНИЙ / ПРИНЦИП СОРАЗМЕРНОСТИ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРАВ И СВОБОД ГРАЖДАН

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Астафьева Елена Владимировна

Приводится определение понятия «принципы и ограничения конституционных прав и свобод граждан» на основе анализа некоторых положений Конституции РФ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Принципы ограничения конституционных прав и свобод граждан»

12 Крусс В. И. Указ. соч. С. 189.

13Баранов П. П., Окусов А. П. Аксиология юридической деятельности: Учеб. пособие. Ростов н/Д, 2003. С. 3.

14 Цыбулевская О. И. Нравственные основания современного российского права / Под ред. Н. И. Ма-тузова. Саратов, 2004. С. 10-31.

15 Крусс В. И. Указ. соч. С. 181.

16 Там же. С. 190.

Е. В. Астафьева

принципы ограничения конституционных прав и свобод граждан

Приводится определение понятия «принципы и ограничения конституционных прав и свобод граждан» на основе анализа некоторых положений Конституции РФ.

Ключевые слова: принцип права, принципы конституционных ограничений, принцип соразмерности ограничения прав и свобод граждан.

Понятие принципа права в условиях демократизации государства и общества приобретает в настоящее время новое значение. Однако, несмотря на это, современная научная литература недостаточно внимания уделяет вопросам принципов права, рассматривая зачастую их лишь в части классификации и систематизации1.

Понятие «принцип» является философским и обозначает первоначало, руководящую идею, основное правило поведения человека. В логическом смысле принцип есть центральное понятие, основание системы, представляющее обобщение и распространение какого-либо положения на все явления той области, из которой данный принцип абстрагирован2.

Вопрос о принципах конституционных ограничений есть часть более общей проблемы правовых принципов. Л. Д. Воеводин под конституционными принципами понимает «закрепленные конституцией определяющие, руководящие идеи и установки, концентрированно выражающие содержание конституции, ее учредительную природу»3. Для признания тех или иных руководящих идей принципами необходимо, чтобы они были закреплены в Основном Законе, т. е. идеи и установки должны быть облечены в высшую правовую форму. В современной науке нет единого мнения относительно понятия, перечня и классификации конституционных принципов4. В. Т. Кабышев выделяет конституционные принципы взаимоотношений человека и власти: приоритет прав и свобод человека, верховенство права, взаимная ответственность человека и власти, судебная защита прав и свобод человека, а также принципы, характеризующие юридическую природу самих конституционных прав и свобод человека и гражданина: всеобщность, единство, равноправие, гарантированность5. Ю. А. Юдин подразделяет конституционные принципы на нормы-принципы, представляющие собой нормативное закрепление принципов организации общественного и государственного строя (общие нормы-принципы), и принципы организации и деятельности отдельных государственных органов, конституционных институтов (конкретные нормы-принципы)6.

Исходным принципом ограничения прав и свобод человека и гражданина является учет законных интересов человека, неотъемлемость, целостность, полнота

и гарантированность его прав и свобод. Подтверждением этому в полной мере служат перечисленные в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ основания и цели ограничения прав и свобод. В ч. 3 ст. 17 Конституции РФ говорится о том, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

А. А. Подмарев считает, что к конституционным основам ограничения прав и свобод человека и гражданина следует отнести нормы Основного Закона, закрепляющие следующие основополагающие начала: а) признание человека, его прав и свобод высшей ценностью и уважение достоинства личности (ст. 2 и ч. 1 ст. 21); б) соответствие ограничений конституционно закрепленным целям (ч. 3 ст. 55 и ч. 1 ст. 56); в) соразмерность ограничений конституционным целям (ч. 3 ст. 55); г) равенство ограничений прав и свобод (ч. 2 ст. 19); д) запрет на ограничение прав и свобод по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч. 2 ст. 19); е) требование определенной правовой формы закрепления ограничений (ограничения должны устанавливаться исключительно федеральным законом) (ч. 3 ст. 55 и ч. 1 ст. 56); ж) соответствие ограничений прав и свобод международным стандартам (ч. 4 ст. 15 и ч. 1 ст. 17)7. Общепризнанным является положение о том, что ограничительные меры не могут являться чрезмерными и должны быть адекватны обстоятельствам, в связи с которыми они возникли, и в данном случае принцип соразмерности (пропорциональности) ограничения прав и свобод является одним из главных.

В связи с этим следует обратить внимание на мнение М. В. Баглая, который, являясь сторонником соблюдения принципа соразмерности ограничения прав человека, обращает внимание на то, что использованная в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ формулировка о возможности ограничения прав человека «в той мере, в какой это необходимо... порождает беспокойство в связи с возможностью слишком широкого толкования этого условия»8. Также обращая внимание на это обстоятельство, В. С. Шевцов отмечает: «.что касается соразмерности (“только в той мере”) в могущих иметь место ограничениях прав и свобод, то она также вместе с четко конституционно установленными целями ограничения представляет собой критерии правомерности подобного ограничения и должна быть обеспечена федеральным законодательством»9.

По мнению В. Б. Рушайло, под принципом соразмерности следует понимать: а) адекватность степени и объема ограничений прав и свобод граждан чрезвычайной ситуации; б) применение ограничений прав и свобод граждан как чрезвычайной меры только в случае, когда арсенал мер государственного принуждения, применяемых в обычных условиях, исчерпан; в) определение в качестве цели чрезвычайных мер по ограничению прав и свобод граждан стабилизации или ликвидации конкретной экстремальной ситуации10. Некоторые исследователи считают, что принцип пропорциональности включает четыре основных требования, связанных главным образом с целями ограничений:

1) обоснованность ограничений (наличие прав и интересов, требующих защиты, ясное указание связи целей и средств ограничения);

2) важность целей ограничения (значимость защищаемых прав заключается в том, что защищаемые права — это основные права и свободы человека и связанные с ними интересы);

3) соответствие степени ограничения прав общественной значимости целей ограничения или значимости защищаемых прав;

4) необходимость применения принципа пропорциональности одновременно с принципами недискриминации, равенства, законности, справедливости10.

По результатам анализа положений ст. 55 и 56 Конституции РФ Г. А. Гаджиев приходит к выводу о том, что «федеральный закон, при детализации, может ограничить права

и свободы, но только в определенной мере». Обращая внимание на то, что возможная мера такого ограничения в конституции не указана, данный автор отмечает, что «критерии соразмерности ограничений лежат за пределами конституционных норм»11. В этой связи, по его мнению, существует необходимость выработки таких критериев из единого центра с использованием полномочий Федерального Собрания РФ и Конституционного Суда РФ.

Так, Конституционным Судом РФ была высказана правовая позиция, согласно которой принцип соразмерного ограничения прав и свобод, закрепленный в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, означает, что публичные интересы, перечисленные в данной конституционной норме, могут оправдать правовые ограничения прав и свобод, если они адекватны социально оправданным целям. При этом государство должно использовать не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные целями меры12. Конституционный Суд РФ обращает внимание на то, что «установление ограничений прав и свобод должно быть соразмерно защищаемым Конституцией и законами ценностям правового государства. Эти ограничения должны учитывать необходимый баланс интересов человека, общества и государства», а также на то, что «принципы определенности и соразмерности требуют установления законодателем четких и разумных временных рамок, допускаемых ограничений прав и свобод»13. В научной литературе отмечается, что выхолащивание содержательной сущности ограничиваемого права может произойти из-за нарушения принципа соразмерности, определяющего пределы таких ограничений, когда применяемые ограничения являются чрезмерными14.

О возможности «выхолостить» содержание того или иного права в результате применения положения ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, формально допускающей возможность чрезмерного ограничения прав и свобод «по широкому кругу оснований без четкого указания на конкретные пределы таких ограничений», говорят В. В. Лапаева и Г. А. Гаджиев15. И если последний видит выход в предупреждении такой угрозы посредством использования принципа пропорциональности и обеспечения баланса публичных и частных интересов, то В. В. Лапаева обращает внимание на некорректность формулировки ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. В этой связи, соглашаясь с Б. С. Эбзеевым в части применения термина «имманентные пределы прав и свобод»16 (т. е. внутренне присущие им, проистекающие из их природы), она делает вывод о том, что федеральным законом можно лишь конкретизировать ограничения, установленные конституционной нормой. Имманентные же пределы прав и свобод заданы принципом формального равенства, действующим в сфере прав и свобод, и уточнены с помощью конституционных гарантий против злоупотребления этими правами. На основе предложенного системного толкования норм ч. 5 ст. 13, ч. 3 ст. 17, ч. 2 и 4 ст. 29, ст. 31, ч. 1 и 2 ст. 34, ч. 2 ст. 36 в целях понимания принципа формального равенства В. В. Лапаева приходит к выводу о том, что ограничения прав и свобод граждан не должны нарушать принцип равенства субъектов этих прав, вводить дополнительные гарантии против злоупотребления ими, а могут лишь конкретизировать те гарантии, которые уже давно закреплены в Конституции. Только в этом смысле, по ее мнению, допустимо говорить о том, что конституционные права и свободы могут быть ограничены федеральным законом17.

Таким образом, выхолащивание сущности ограничиваемого права может произойти из-за нарушения принципа соразмерности, определяющего пределы таких ограничений. Можно говорить о некоторых допустимых ограничениях прав и свобод, но не об их ликвидации. Изменение содержания прав человека не должно касаться его сущности.

В. И. Гойман справедливо указывает на то, что ограничение права возможно до тех

пределов, при которых оно не вступает в противоречие с истинным назначением самого права, иначе будет искажена цель, ради которой допускались те или иные ограниче-

ния18.

Соблюдение принципа соразмерности ограничений прав и свобод граждан является основным условием достаточности и законности мер, принимаемых государством в качестве средства урегулирования чрезвычайной ситуации. Необходимо рассмотрение принципа соразмерности ограничений прав и свобод граждан на основе комплексного анализа таких понятий, как необходимость, законность, цели, пределы, объем, способы и длительность ограничений.

Примечания

1 См.: Комаров С. А., Малько А. В. Теория государства и права: Учеб.-метод. пособие. М., 2001.

С. 264-265.

2 См.: Философский словарь / Под ред. И. Т. Фролова. М., 1991. С. 362.

3 Воеводин Л. Д. Юридический статус личности в России. М., 1997. С. 32.

4 См.: Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. М., 2002. С. 30; Воеводин Л. Д. Указ. соч. С. 32; Ковачев Д. А. Конституционный принцип: его понятие, реальность и эффективность // Журн. рос. права. 1997. № 9. С. 73.

5 См.: КабышевВ. Т. Человек и власть: конституционные принципы взаимоотношений // Личность и власть (конституционные вопросы): Межвуз. сб. науч. работ. Ростов н/Д ; Саратов, 1995. С. 6775.

6 См.: Юдин Ю. А. Сравнительное конституционное право. М., 1996. С. 96.

7 Подмарев А. А. Конституционные основы ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2001.

8 Баглай М. В. Указ. соч. С. 167.

9 Шевцов В. С. Права человека и государство в Российской Федерации. М., 2002. С. 270-271.

10 См.: Рушайло В. Б. Специальные административно-правовые режимы в Российской Федерации. М., 2004. С. 114.

11 Гаджиев Г. А. Непосредственное применение судами конституционных норм // Рос. юстиция. 1995. № 12. С. 27.

12 Постановление Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности части пятой статьи 97 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобой гражданина

В. В. Щелухина» от 13 июня 1996 г. № 14-п // Собр. законодательства РФ. 1996. № 26. Ст. 3185.

13 Определение Конституционного Суда РФ «По делу о проверке конституционности отдельных положений Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» по жалобе гражданки И. Г. Черновой» от 14 июля 1998 г. № 86-О // Собр. законодательства РФ. 1998. № 34. Ст. 4368.

14 См.: Общая теория прав человека / Отв. ред. Е. А. Лукашева. М., 1996. С. 158; Нравственные основы теории государства и права: Тр. Междунар. науч. конф. С. 91-100.

15 См.: Гаджиев Г. А. Рыночная экономика в решениях Конституционного Суда РФ // Рос. юстиция. 2001. № 6. С. 19.

16 См.: ЭбзеевБ. С. Человек, народ, государство в конституционном строе Российской Федерации: Моногр. М., 2006. С. 231.

17 См.: ЛапаеваВ. В. Проблема ограничения прав и свобод человека и гражданина в Конституции РФ (опыт доктринального осмысления) // Журн. рос. права. 2005. № 7. С. 16-19.

18 См.: Принципы, пределы и основания ограничения прав и свобод человека по российскому законодательству и международному праву // Государство и право. 1998. № 7. С. 26; № 8. С. 62.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.