Научная статья на тему 'Принципы Нового образования в деятельности профессиональных сообществ педагогов-воспитателей Франции и России'

Принципы Нового образования в деятельности профессиональных сообществ педагогов-воспитателей Франции и России Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
129
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / АКТИВНОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СООБЩЕСТВА ПЕДАГОГОВ-ВОСПИТАТЕЛЕЙ / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / МЕЖКУЛЬТУРНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / NEW EDUCATION / ACTIVE EDUCATION / PROFESSIONAL COMMUNITIES OF EDUCATORS / GLOBALIZATION / INTERCULTURAL INTERACTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Щербаков А. В., Кисляков А. В., Cazaillon Jean-Luc

В современном обществе и образовании в эпоху глобальных трансформаций возникают социокультурные изменения, которые меняют подходы и принципы к организации воспитания и обучения детей и молодежи в разных странах. Ведущая роль в развитии образования, в определении ключевых принципов Нового образования может принадлежать профессиональным сообществам педагогов-воспитателей, деятельность которых осуществляется в рамках общественных организаций. В статье предлагается описание опыта деятельности общественных организаций России и Франции, которые реализуют различные практики воспитания детей и молодежи на основе принципов Нового образования. На первом этапе исследования был осуществлен анализ целевых ориентиров деятельности профессиональных сообществ и их ведущие признаки. Исследование посвящено рассмотрению идей Нового образования, являющихся педагогическим ориентиром, миссией деятельности СЕМЕА Франции, которые получили свое развитие в деятельности педагогических сообществ России и в других странах мира. На следующем этапе исследования был осуществлен анализ принципов Нового образования, которые отражены в таких концептах, как действия, диалектика «личность-группа», среда, отношения. В логике изложения всего исследования раскрыты особенности деятельности профессиональных сообществ педагогов-воспитателей Франции и России, где центральное место занимает обучающая практика распространения методов активного воспитания. Полученные данные анализа позволяют сделать вывод о том, что основные принципы Нового образования, которые концептуально отражают суть педагогической методологии и практики организации воспитания в пространствах неформального и формального образования СЕМЕА Франции, становятся предметом обсуждения и обменом практики профессиональных сообществ педагогов-воспитателей различных стран.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Principles of New Education in the Activity of the Professional Communities of Teacher-Educator of France and Russia

In modern society and education in the era of global transformations, there are sociocultural changes that change the approaches and principles to the organization of education and training of children and young people in different countries. The leading role in the development of education, in defining the key principles of the New Education may belong to the professional communities of educators, whose activities are carried out within the framework of public organizations. The article proposes a description of the experience of the activities of public organizations in Russia and France, which implement various practices of education with children and youth based on the principles of the New Education. At the first stage of the study, an analysis of the target orientations of the activities of professional communities and their leading signs was carried out. The study is devoted to the consideration of the ideas of New Education, which are a pedagogical reference point, the mission of CEMEA France, which have been developed in the activities of the pedagogical communities of Russia and in other countries of the world. At the next stage of the study, an analysis of the principles of the New Education was carried out, which are reflected in such concepts as: actions, dialectic “personality-group”, environment, relations. In the logic of presentation of the entire study, the peculiarities of the activities of professional communities of teachers and educators in France and Russia are revealed, where the teaching practice of disseminating active education methods is central. The findings of the analysis allow us to conclude that the basic principles of the New Education, which conceptually reflect the essence of the pedagogical methodology and practice of organizing education in non-formal and formal education CEMEA France, are the subject of discussion and the exchange of the practice of professional communities of educators from various countries.

Текст научной работы на тему «Принципы Нового образования в деятельности профессиональных сообществ педагогов-воспитателей Франции и России»

СРАВНИТЕЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА

DOI: 10.15293/1813-4718.1806.13 УДК 37.0(44)+37.0(47)

Щербаков Андрей Викторович

Кандидат педагогических наук, доцент, старший научный сотрудник кафедры воспитания и дополнительного образования, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, [email protected], ORCID 0000-0002-2976-4851, Челябинск

Кисляков Алексей Вячеславович

Кандидат педагогических наук, доцент, зав. кафедрой воспитания и дополнительного образования, Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, [email protected], ORCID 0000-0001-9955-1045, Челябинск

Jean-Luc CAZAILLON

Directeur Général Ceméa France - Генеральный директор, СЕМЕА (Национальная ассоциация центров обучения методам активного воспитания), Франция, [email protected], ORCID 0000-0002-0862-2969, Париж

ПРИНЦИПЫ НОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СООБЩЕСТВ ПЕДАГОГОВ-ВОСПИТАТЕЛЕЙ ФРАНЦИИ И РОССИИ

Аннотация. В современном обществе и образовании в эпоху глобальных трансформаций возникают социокультурные изменения, которые меняют подходы и принципы к организации воспитания и обучения детей и молодежи в разных странах. Ведущая роль в развитии образования, в определении ключевых принципов Нового образования может принадлежать профессиональным сообществам педагогов-воспитателей, деятельность которых осуществляется в рамках общественных организаций. В статье предлагается описание опыта деятельности общественных организаций России и Франции, которые реализуют различные практики воспитания детей и молодежи на основе принципов Нового образования. На первом этапе исследования был осуществлен анализ целевых ориентиров деятельности профессиональных сообществ и их ведущие признаки. Исследование посвящено рассмотрению идей Нового образования, являющихся педагогическим ориентиром, миссией деятельности СЕМЕА Франции, которые получили свое развитие в деятельности педагогических сообществ России и в других странах мира. На следующем этапе исследования был осуществлен анализ принципов Нового образования, которые отражены в таких концептах, как действия, диалектика «личность-группа», среда, отношения. В логике изложения всего исследования раскрыты особенности деятельности профессиональных сообществ педагогов-воспитателей Франции и России, где центральное место занимает обучающая практика распространения методов активного воспитания. Полученные данные анализа позволяют сделать вывод о том, что основные принципы Нового образования, которые концептуально отражают суть педагогической методологии и практики организации воспитания в пространствах неформального и формального образования СЕМЕА Франции, становятся предметом обсуждения и обменом практики профессиональных сообществ педагогов-воспитателей различных стран.

Ключевые слова: новое образование, активное воспитание, профессиональные сообщества педагогов-воспитателей, глобализация, межкультурное взаимодействие.

Постановка проблемы. Современное нениями не только в сфере экономики, мы мировое развитие характеризуется изме- наблюдаем широкомасштабные изменения

в политической, социокультурной и духовной сферах развития гражданского общества. Эти изменения рассматриваются в рамках проблемы глобализации. Процессы глобализации в образовании приводят как к положительным, так и к отрицательным последствиям для развития отдельных стран. В частности, наблюдается поляризация стран: один полюс -стремление к глобализации на основе своих цивилизационных ценностей, другой - стремление к глобализации через диалог между различными системами и слоями общества, который характеризуется накоплением совокупных материальных и духовных ценностей как необходимого условия для прогресса человечества. Поэтому следует найти оптимальный компромисс между полюсами, который позволил бы гармонично развиваться всей планете, а не ряду отдельных стран [1]. Таким образом, глобализация не всегда способствует разрушению традиционных национальных составляющих современных стран, до какой-то степени влияет на модернизацию или объединение ранее разрушенных связей и элементов в стране.

Обращение к опыту, теориям, реализуемым за рубежом для педагогического научного сообщества, практических работников сферы образования России всегда приносило положительные результаты, способствовало активизации инновационных процессов, развитию профессионального мастерства педагогов, что в итоге приводило к повышению качества образования. Существенный вклад в развитие систем образования, повышения мастерства педагогов в процессе обмена педагогическими идеями, подходами, принципами организации воспитания и обучения разных стран вносили и продолжают вносить профессиональные педагогические сообщества, имеющие различные юридические формы организации.

Проблему влияния профессиональных сообществ на развитие профессио-

нализма педагога изучали отечественные (Ю. О. Натейкина, Т. Ф. Сергеева, В. И. Слободчиков, А. Ю. Рытов и др.) [4-6] и зарубежные ученые (A. Bordás, А. Brennan, M. T. Clonan, С. Ferranti, J. McCarthy, М. McKenzie-Mills, S. Nystrom, R. Phillips, К. Yoon и др.) [7-10; 12-14; 16; 17]. Создаваемые профессионалами в системе образования сообщества, направленные на достижение эффективных результатов своей деятельности, в последние десятилетие получили широкое распространение во многих странах и прежде всего в России. В исследованиях встречаются различные подходы к описанию содержания деятельности, структуры и результатов деятельности профессиональных сообществ. Р. Парриш (R. Parrish) на основе исследования виртуальных сообществ предложил определение понятия «сообщество», по нашему мнению, отражающее ключевые особенности этого явления: «Сообщество - это группа людей, разделяющих общие цели, интересы и опасения, которые виртуально (через средства массовой коммуникации) или реально (face-to-face) взаимодействуют, сотрудничают, помогают друг другу, поддерживая непрерывный контакт» [15].

Проведенный нами анализ исследований, описывающих опыт деятельности профессиональных сообществ, позволил определить цель их деятельности и ведущие признаки. Профессиональные сообщества создаются с целью обмена опытом и практиками, выработки знаний и поиска новых, более эффективных подходов к решению поставленных перед ними профессиональных задач. Для них характерны следующие ведущие признаки: неформальность (структуры и организации); высокая личная заинтересованность и ответственность участников; принятие общих правил и ценностей группового взаимодействия; ориентация на сотрудничество и поддержку; сплоченность; ориентированность на достижение результата; личностное (про-

фессиональное) развитие участников сообщества.

Названные цель и признаки профессиональных сообществ ярко представлены в деятельности национальной ассоциации центров обучения методам активного воспитания (CEMEA) Франции и некоммерческого партнерства «Центр содействия распространения методов активного воспитания» (г. Челябинск), являющегося ассоциированным членом международной ассоциации СЕМЕА, объединяющей более 30 национальных Центров СЕМЕА.

Цель статьи представить педагогическому сообществу России идеи Нового образования, являющиеся педагогическим ориентиром, миссией деятельности СЕ-МЕА Франции и в других странах. В том числе описание ведущих педагогических идей СЕМЕА, являющейся общественной организацией и успешно реализующей эти идеи в своей деятельности на протяжении 80 лет своего существования, может являться своеобразным примером или ориентиром для деятельности формирующихся в нашей стране общественных профессиональных объединений [11].

Исследовательская часть. С начала ХХ в. в Европе и в мире Новое образование (в русском переводе контекст понятия «новое образование» может рассматриваться как «Новое воспитание») определяется как образование для свободы с целью преобразования современного общества в общество более справедливое и равное для всех, проявляющее уважительное отношение к людям и окружающей среде. Амбиции Нового образования касаются политической, этической, философской и образовательной сфер. Оно адресовано всем и каждому, опирается на действия групп людей, объединенных общими признаками, и жизненное желание каждого существа учиться и расти на протяжении всей своей жизни. Это образование не навязывает искусственные знания или передачу культуры, а основывает свое действие на

учете потребностей каждого в непрерывной динамике экспериментов, действий и рефлексии без иерархии ценностей. Таким образом, это форма освобождения образования от каких-либо ограничений и зависимостей.

Национальная ассоциация центров обучения методам активного воспитания (CEMEA, Франция) является одной из активных ассоциаций, реализующих в своей деятельности принципы Нового образования. CЕМЕА была создана с желанием изменить социальные отношения между людьми, чтобы преобразовать общество, чтобы сделать его более равным, более справедливым и позволить каждому жить в соответствии со своим выбором. Чтобы преобразовать общество, СЕМЕА выбрала образование и культуру. Деятельность CЕМЕА организуется в соответствии с определением ЮНЕСКО: «В самом широком смысле культуру сегодня можно рассматривать как сплав отличительных духовных, материальных, интеллектуальных и эмоциональных качеств, которые присущи обществу или социальной группе. Она включает помимо искусств, литературы и науки, образ жизни, законы, системы ценностей, традиции и убеждения». Деятельность СЕМЕА способствует не только этому культурному присвоению, но также и культурной эволюции, чтобы избежать, насколько это возможно, всех форм кризиса в том же обществе: кризиса социального, культурного, художественного, цифрового, интеллектуального, в сфере ручного труда.

Идеология Нового образования является краеугольным камнем философии, определяющей действия СЕМЕА. Эта философия гораздо больше, чем просто внедрение «активных» и инновационных методов, которые поставили бы в центр образовательной системы желания детей, как хотят заставить в это поверить сторонники консервативного образования, поскольку стремятся сохранить барьер между социальными классами. Новое образование

является одновременно и основой для действий, и целью. Поэтому мы можем сказать, что оно выступает формой «Жизненной философии».

Образование, предлагаемое СЕМЕА, в полной мере участвует в трансформации общества, действует на способы организации, поддерживает свободу личности и направлено на расширение равенства и прав каждого. Подход, который мы продвигаем, заключается в том, что глобальное образование фокусируется на перспективах трансформации образовательной практики, взаимосвязи между различными социальными контекстами, разрыве и взаимодополнении формальных и неформальных образовательных пространств. Именно поэтому думать о новом образовании можно только в перспективе, которая ставит гуманизм в центр политического проекта.

Новое образование направлено на достижение социальной справедливости в действиях; ревалоризацию знаний, базирующихся на действенной силе культуры; восстановление своего авторитета и против ограничений в формировании свободы; борьбу против снижения уровня школьного обучения и гражданского воспитания; борьбу с бездействием во всех его формах.

Реализация педагогических практик, связанных с Новым образованием, также предполагает, что человек нащупывает, пытается экспериментировать. В связи с этим в названии центров неслучайно присутствует понятие «центры обучения» методам активного воспитания. В действиях, осуществляемых СЕМЕА, можно «тренироваться», чтобы жить по-другому, разговаривать друг с другом иначе, изменять иерархические отношения между учителями и учениками, между руководителями кружков, секций и детьми, между преподавателями и стажерами. Эти пространства были и остаются привилегированными местами встречи, открытости миру, отношениям с Другим, другими для преодоления предрассудков тех, кто знает

лишь стереотипы, транслируемых обществом. Действовать через тренинг - это установить принцип, согласно которому движение самих людей оказывает влияние на трансформацию практики.

Таким образом, деятельность СЕМЕА базируется на четырех основных принципах, представленными концептами [3].

«Действия». Под такими действиями понимаются усилия, направленные на приведение в физическое или интеллектуальное движение группы лиц. Быть деятельным - это касается всех сфер жизнедеятельности личности. Деятельность имеет важное значение для становления личности и овладения культурой. Деятельность должна противостоять реальности. Представляется важным понимание людьми того, что мы можем действовать в мире. Существует настоятельная необходимость продвижения идеи символически дать власть детям и молодым людям для того, чтобы они могли, обучаясь, иметь лучший доступ к знаниям.

Диалектика «личность-группа». Люди - это социальные существа, в этом смысле они принадлежат к коллективам. Нет никакого превосходства одного над другим, коллектива над человеком. В действиях, осуществляемых СЕМЕА, люди и группа организуются, рассматриваются в диалектике. СЕМЕА не подчиняется ни логике индивидуализма, ни идее коллективизма.

Коллективная жизнь рассматривается как инструмент личного развития фактора эмансипации или самореализации. Возможность индивидуального выбора должна питать коллектив с тем, чтобы он не подвергался манипулированию или грубому воздействию на него.

Этот образовательный подход создает ситуации, в которых каждый, ребенок, подросток, взрослый, может быть более осведомлен о мире, который его окружает, может приспособиться к нему, заставить его развиваться, изменять его с точки зре-

ния индивидуального, коллективного и социального прогресса.

Среда. Любое действие, независимо от того, что это такое, происходит в определенной обстановке, окружающей среде. Поэтому необходимо разрешить главным действующим лицам вступать в контакт с этой непосредственной и близкой, но также и более отдаленной средой, обустраивать ее, развивать, пробуждать в ней желание. Речь идет о том, чтобы позволить людям этой группы построить свой путь, свою интеллектуальную прогрессию и осознать взаимосвязь, которую люди поддерживают своей окружающей средой, в логике устойчивости.

В этом контексте стоит согласиться с размышлениями Анри Валлона в его широкой концепции понимания среды: социальной, биологической, идеологической. Эта среда играет важную роль в образовании и повышает возможность личности и/или группы приспособиться к своей среде и преобразовывать ее. Жизненная среда строится историей, географическим и социальным положением, на котором личность действует как актор проекта и способная осуществлять свою власть. Человек находится в постоянной динамике с другими акторами, участвующими в выполнении различных форм власти (политической, институциональной, социальной, культурной, экономической, правовой и т. д.). Только глубокое знание своего жизненного окружения может привести человеческое существо к индивидуальной и коллективной самореализации.

Отношения. Речь идет о том, чтобы установить реальные отношения с другими людьми и позволить членам группы поддерживать их. Это не означает уступить, это не означает все принять, наоборот. Новое образование предполагает иерархию, но не иерархизирует. Это также касается обеспечения эмоциональной безопасности всех. Таким образом, CЕМЕА участвуют в развитии бытия во всей своей потен-

циальности, обучении ответственного человека, осознании эмоциональных и сексуальных констант каждого человека, формировании максимально освобожденного человека для развития склонности каждого, развития критического мышления. Это предпринимается для того, чтобы помочь осуществлять выбор, который затрагивает людей и общество, в котором личности развиваются, и тем самым способствовать приобретению ими знаний и культуры.

Другие концепции, другие «ключевые слова» образуют составные части Нового образования. Они являются идентичностью того, что мы стремимся реализовать: педагогика, основанная на деятельности; педагогика, направленная на эмансипацию, развитие окружающей среды, которая объединяет размышления о месте Воспитателя и которая разъясняет отношения между полномочиями и ответственностью. Это образовательная деятельность, способствующая сотрудничеству; практика, поддерживающая логику инноваций, которая позволяет экспериментировать в поддержку дающих плоды противоречий, отношений, основанных на доверии. Это ежедневная поддержка ребенка в выражении его способности удивляться и проявлять любопытство, что вызывает желание учиться.

Сообщество активистов и преданных граждан, сторонники СЕМЕА знают, что история, вчерашняя практика и сегодняшние действия помещают CЕМЕА в нужное место, чтобы поддержать ценности Нового образования, мобилизуя таким образом политический подход к образованию. Сопротивляясь возникновению мощных идеологий, основанных на изоляции, сегрегации, расизме, СЕМЕА еще раз подтверждает свою борьбу за ценности секуляризма, демократии, братства, солидарности и прав человека. За пределами границ, CЕМЕА поддерживает появление солидарных во взглядах стран мира и Европы. Постулаты

доверия, признание значимости другого тогда становятся в высшей степени политическими, когда они составляют основу всей образовательной деятельности.

В деятельности профессиональных сообществ педагогов-воспитателей Франции и России обучение занимает центральное место в распространении методов активного воспитания. Активное воспитание это процесс, который позволяет каждому человеку строить себя в своем поведении, развить свои компетенции и обогащать свои знания. В этом контексте образование реализуется основательно через личный опыт, прожитый в лоне коллективного достояния в постоянном развитии среды обитания, семьи, общества, мира. Обучение представляет собой процесс преобразования личностью своего отношения к себе, к деятельности и миру.

В этой логике становится очевидным, что нет никакой активности в смысле человеческой деятельности, как мы ее понимаем, когда нет места экспериментированию, возможности пройти путь методом проб и ошибок. Речь идет о возможности личности присвоить к своей системе координат культурный и социальный опыт в выбранном виде деятельности, пройти путь, который вызывает любознательность и вслед за ней позитивную динамику открытия.

В этом отношении можно согласится с позицией, которая отражает принципы Нового образования в деятельности профессиональных сообществ педагогов-воспитателей на международном уровне: целью образования должно стать формирование эмансипированного гражданина, солидарного, ответственного и критичного:

- эмансипированный гражданин, т. е. способный анализировать стереотипы и самостоятельно думать, прежде чем действовать в своем окружении и оценивать свои возможности;

- ответственный, критичный и солидарный гражданин, то есть способный изменить общество, в котором он живет,

в соответствии с своими устремлениями и ценностями в перспективе социального прогресса [2].

Актуальность определения и реализации принципов Нового образования в практике деятельности профессиональных сообществ педагогов-воспитателей во Франции и России объясняется возрастающим глобальным распространением изменений в развитии современного общества, в котором происходит становление мультикультурализма. Непрерывное взаимодействие между локальным и интернациональным, миграция и изменения избранные по доброй воле или в результате внешних воздействий сегодня более чем когда-либо ставят культуры и идентичности в положение замкнутости или открытости. Поэтому для таких организаций, как СЕМЕА, межкультурализм является социальным проектом, способом познания мира. СЕМЕА претворяет в жизнь подходы разнородности, разнообразия и культурного смешения, что заложено в новых подходах, значится в концепции человеческих взаимоотношений, в которых непохожесть имеет большое значение, обязательное в воспитании. Диалог «мульти-транс-меж-плюро-культурный», «воспитание в разнообразии» - является одновременно концепцией, однозначно выражающей политические выборы и различные подходы, которые становятся непоколебимыми основами для уравновешенности системы и ее обыденным видом.

В этом контексте совершенно обоснованным является то, что важно конструировать воспитание способное создавать проблемные ситуации, в которых каждый человек - ребенок, подросток, юноша -завтра был бы более приспособлен к окружающей действительности, смог бы адаптироваться к ней, понимая правила игры, и каким образом занять в этом мире свое место, чтобы поступать в соответствии с этими правилами.

Выводы. Основные принципы Нового

образования, которые концептуально отражают суть педагогической методологии и практики организации воспитания в пространствах неформального и формального образования СЕМЕА Франции, становятся предметом обсуждения и обменом практики в профессиональных сообществах педагогов-воспитателей различных стран. Ключевые позиции, которые отражены в принципах Нового образования и представлены в концептах: действия, диалектика «личность-группа», среда, отношения,

могут стать особым направлением исследований в теории и практике развития профессиональных сообществ в международном пространстве. Принципы Нового образования характеризуют выбор стратегии и механизмов обучающих практик распространения методов активного воспитания, которые востребованы профессиональными сообществами разных стран, активно действующих в ситуации постоянных изменений и вызовах современности в эпоху глобализации.

Библиографический список

1. Бурзалова А. А. К вопросу о глобализации тельная общность экспансия или диалог // Вестник Бурят. гос. унта. - 2010. - Вып. 6. - С. 121-125.

2. Леконт И., Шебби С. Философские принципы, к которым относит себя FICEMEA // Дополнительное образование детей в изменяющемся мире: перспективы развития востребованности, привлекательности, результативности: материалы II Международной научно-практической конференции / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. - Челябинск: ЧИППКРО, 2015. - C. 235-238.

3. Казайон Ж.-Л. Новые практики воспитания во всех образовательных и социальных пространствах // Воспитание человека в эпоху глобальных преобразований: материалы Международной научно-практической конференции / под ред. А. В. Кислякова, А. В. Щербакова. - Челябинск: ЧИППКРО, 2018. - С. 203-210.

4. Натейкина Ю. О. Сетевые профессиональные сообщества как ресурс управления персоналом [Электронный ресурс] // Наука вчера, сегодня, завтра: сб. ст. по материалам XX Междунар. науч.-практ. конф. - Новосибирск: СибАК, 2015. - № 1 (18). - URL: https://sibac. info/conf/science/xx/40716 (дата обращения: 20.11.2018).

5. Сергеева Т. Ф., Рытов А. Ю. Профессиональные педагогические сообщества как инновационный ресурс системы образования // Мир науки, культуры, образования. - 2012. -№ 5 (36). - С. 128-130.

6. Слободчиков В. И. Событийная образова-

источник развития и субъект образования // Известия Саратовского ун-та. Сер. Акмеология образования. Психология развития. - 2010. - № 2. - С. 3-8.

7. Bordas Andrea. Professional development of hungarian teachers in Romania - narratives from inside the system [Электронный ресурс]. - URL: http://hdl.handle.net/2437/246045 (дата обращения: 21.11.2018).

8. Brennan A. Exploring the impact of a professional learning community on teacher professional learning for inclusive practice [Электронный ресурс]. - URL: http://doras. dcu.ie/21956/1/ABrennanEdDThesis_FINAL_ August_2017.pdf (дата обращения: 18.10.2018).

9. Clonan M. T. The impact of a community of practice on physical education teachers' practices, understandings and beliefs [Электронный ресурс]. - URL: http://hdl.handle.net/10344/6534 (дата обращения: 15.11.2018).

10. Ferranti C. Studio etnografico di una comunità professionale blended: il ruolo delle tecnologie formative nella prospettiva della Activity Theory [Электронный ресурс]. - URL: http://paduaresearch.cab.unipd.it/5888/ (дата обращения: 13.11.2018).

11. Les CEMEA. Plus de 80 ans d'existence et toujours passeurs d'avenir. Ouvrage coordonné par Jean-Baptiste Clerico et Christian Gautellier. -Paris, 2017. - 80 p.

12. McCarthy J. Understanding teacher collaboration in disadvantaged urban primary schools: uncovering practices that foster

professional learning communities [Электронный ресурс]. - URL: http://hdl.handle.net/10468/950 (дата обращения: 10.10.2018).

13. McKenzie-Mills MDeveloping a community of practice for trainers: towards a culture of conscience in clinical research [Электронный ресурс]. - URL: http://wrap.warwick.ac.uk/3171/1/ WRAP_THESIS_McKenzieMills_2009.pdf (дата обращения: 18.09.2018).

14. Nyström S. Becoming a professional: a longitudinal study of graduates' professional trajectories from higher education to working life. Doctoral thesis, comprehensive summary [Электронный ресурс]. Linköping: Linköping University Electronic Press, 2009. - URL: http:// urn.kb.se/resolve?urn=urn:nbn:se:liu:diva-16940

(дата обращения: 15.10.2018).

15. Parrish R. The Changing Nature of Community // Strategies: Journal of Theory, Culture & Politics. - 2002. - Vol. 15, Iss. 2. - pp. 259-284. -DOI: 10.1080/1040213022000013939.

16. Phillips R. Community Capacity Building, Community Development and Health: A Case Study of 'Health Issues in the Community' [Электронный ресурс]. - URL: http://hdl.handle. net/1842/1515 (дата обращения: 03.09.2018).

17. Yoon K. Professional development and its impact on teacher and pupil learning: a community of practice case study in South Korea [Электронный ресурс]. - URL: http://etheses.bham. ac.uk/7070/5/Yoon16PhD.pdf (дата обращения: 23.10.2018).

Поступила в редакцию 25.10.2018

Shcherbakov Andrey Viktorovich

Cand. Sci. (Pedag.), docent, senior researcher of the department upbringing and further education, Chelyabinsk Institute of Personnel Development and Continuing Education, [email protected], ORCID 0000-0002-2976-4851, Chelyabinsk

Kislyakov Alexey Vyacheslavovich

Cand. Sci. (Pedag.), docent, Head of Department, Chelyabinsk Institute of Personnel Development and Continuing Education, [email protected], ORCID 0000-0001-9955-1045, Chelyabinsk

Jean-Luc Cazaillon

Director-General, Semea (National Association of Centres for Active Education), France, [email protected], ORCID 0000-0002-0862-2969, Paris

PRINCIPLES OF NEW EDUCATION IN THE ACTIVITY OF THE PROFESSIONAL COMMUNITIES OF TEACHER-EDUCATOR

OF FRANCE AND RUSSIA

Abstract. In modern society and education in the era of global transformations, there are sociocultural changes that change the approaches and principles to the organization of education and training of children and young people in different countries. The leading role in the development of education, in defining the key principles of the New Education may belong to the professional communities of educators, whose activities are carried out within the framework of public organizations. The article proposes a description of the experience of the activities of public organizations in Russia and France, which implement various practices of education with children and youth based on the principles of the New Education. At the first stage of the study, an analysis of the target orientations of the activities of professional communities and their leading signs was carried out. The study is devoted to the consideration of the ideas of New Education, which are a pedagogical reference point, the mission of CEMEA France, which have been developed in the activities of the pedagogical communities of Russia and in other countries of the world. At the next stage of the study, an analysis of the principles of the New Education was carried out, which are reflected in such concepts as: actions, dialectic "personality-group", environment, relations.

In the logic of presentation of the entire study, the peculiarities of the activities of professional communities of teachers and educators in France and Russia are revealed, where the teaching practice of disseminating active education methods is central. The findings of the analysis allow us to conclude that the basic principles of the New Education, which conceptually reflect the essence of the pedagogical methodology and practice of organizing education in non-formal and formal education CEMEA France, are the subject of discussion and the exchange of the practice of professional communities of educators from various countries.

Keywords: new education, active education, professional communities of educators, globalization, intercultural interaction.

References

1. Burzalova, A. A., 2010. On the issue of globalization, expansion or dialogue. Bulletin Buryat. state un-that, Vol. 6., pp. 121-125. (In Russ.)

2. Lecont, I., Shebbi, S., 2015. Philosophical principles to which FICEMEA refers themselves. Additional education of children in a changing world: prospects for the development of relevance, attractiveness, effectiveness: materials of the II International Scientific and Practical Conference. Chelyabinsk: CHIPPKRO Publ., 532 p. (In Russ.)

3. Cazaillon, J.-L., 2018. New practices of education in all educational and social spaces. Human education in the era of global transformations: materials of the International Scientific and Practical Conference. Chelyabinsk: ChIPPKRO Publ., 532 p. (In Russ.)

4. Nateykina, Yu. O., 2015. Network professional communities as a resource for personnel management. Science yesterday, today, tomorrow: sat. st. on mater. XX International scientific-practical conf., 1 (18). Novosibirsk: SibAK Publ. Available at: https://sibac.info/conf/science/xx/40716 (accessed: 11.20.2018). (In Russ.)

5. Sergeeva, T. F., Rytov, A. Yu., 2012. Professional pedagogical communities as an innovative resource of the education system. World of Science, Culture, and Education, № 5 (36), pp. 128-130. (In Russ.)

6. Slobodchikov, V. I., 2010. The co-existent educational community - the source of development and the subject of education. News of Saratov University. Ser. Acmeology of education. Developmental psychology, № 2, pp. 3-8. (In Russ.)

7. Bordas, Andrea, 2017. Professional development of hungarian teachers in Romania -narratives from inside the system. Available at: http://hdl.handle.net/2437/246045 (accessed:

21.11.2018). (In Hungarian)

8. Brennan, A., 2017. Exploring the impact of a professional learning community on teacher professional learning for inclusive practice. Available at: http://doras.dcu.ie/21956/1/ABrennanEd-DThesis_FINAL_August_2017.pdf (accessed: 18.10.2018). (In Eng.)

9. Clonan, M. T., 2017. The impact of a community of practice on physical education teachers' practices, understandings and beliefs. Available at: http://hdl.handle.net/10344/6534 (accessed: 15.11.2018). (In Eng.)

10. Ferranti, C., 2013. Studio etnografico di una comunità professionale blended: il ruolo delle tecnologie formative nella prospettiva della Activity Theory. Available at: http://paduaresearch.cab. unipd.it/5888/ (accessed: 13.11.2018). (In Italian)

11. Les CEMÉA, 2017. Plus de 80 ans d'existence et toujours passeurs d'avenir. Ouvrage coordonné par Jean-Baptiste Clerico et Christian Gautellier. Paris, 80 p. (In French)

12. McCarthy, J., 2011. Understanding teacher collaboration in disadvantaged urban primary schools: uncovering practices that foster professional learning communities. Available at: http:// hdl.handle.net/10468/950 (accessed: 10.10.2018). (In Eng.)

13. McKenzie-Mills, M., 2009. Developing a community of practice for trainers: towards a culture of conscience in clinical research. Available at: http://wrap.warwick.ac.uk/3171/1/WRAP_ THESIS_McKenzieMills_2009.pdf (accessed: 18.09.2018). (In Eng.)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14. Nyström, S., 2009. Becoming a professional: A longitudinal study of graduates' professional trajectories from higher education to working life. Doctoral thesis, comprehensive

summary. Linköping: Linköping University Electronic Press Publ. Available at: http://urn.kb.se/ resolve?urn=urn:nbn:se:liu:diva-16940 (accessed: 15.10.2018). (In Eng.)

15. Parrish, R., 2002. The Changing Nature of Community. Strategies: Journal of Theory, Culture & Politics, Vol. 15, Iss. 2, pp. 259-284. DOI: 10.1080/1040213022000013939. (In Eng.)

16. Phillips, R., 2007. Community Capacity

Building, Community Development and Health: A Case Study of 'Health Issues in the Community'. Available at: http://hdl.handle.net/1842/1515 (accessed: 03.09.2018). (In Eng.)

17. Yoon, K., 2017. Professional development and its impact on teacher and pupil learning: a community of practice case study in South Korea. Available at: http://etheses.bham.ac.uk/7070/5/ Yoon16PhD.pdf (accessed: 23.10.2018).

Submitted 25.10.2018

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.