МАШИНОСТРОЕНИЕ
УДК 681.5
п. В. петров
принципы моделирования гидромеханических устройств автоматики
Показана необходимость описания гидромеханических систем методами алгоритмического моделирования. На простом примере продемонстрирована процедура численного исследования систем по нелинейным моделям, с учётом существенных нелинейностей и перестроения структуры. Гидромеханические системы, устройства автоматики, нелинейность, алгоритмическое моделирование
ВВЕДЕНИЕ
Исследование нелинейных гидромеханических систем связанно с усложнением математического аппарата, так как анализ и расчет таких систем приходится вести по нелинейным дифференциальным уравнениям. При этом не может быть применен принцип суперпозиции и, следовательно, отклик системы на произвольное входное воздействие нельзя определить в виде суммы откликов на последовательность скачков или импульсов. Форма переходного процесса, вызванного в нелинейной системе ступенчатым воздействием, зависит от значения воздействия. Вследствие отмеченных особенностей процессов в нелинейных системах, для описания таких систем не могут быть использованы независимые от входного воздействия передаточные функции, которые эффективны при исследовании линейных систем. Стоит отметить, что методы интегрирования в конечном виде нелинейных обыкновенных дифференциальных уравнений и их систем в случаях, когда это возможно, в настоящее время все еще слабо развиты. Именно поэтому зачастую сложные гидромеханические системы ГТД пытаются описывать как обычные аналоговые системы при помощи линейных или кусочно-линейных методов, которые базируются на описании физических процессов, протекающих вблизи положения равновесия. Для таких методов построения модели необходимо как детальное представление физической картины изучаемого процесса, так и возможности упрощения его математического описания. По большей части такие методы расписаны в литературе, посвященной проблеме разработки моделей сложных гидромеханических объектов.
Однако реальные системы, вследствие сложности протекающих в них физических про-
Контактная информация: 8 (347) 273-09-44
цессов, а также конструктивных особенностей элементов обычно получаются нелинейными. Многие физические явления, и это особенно заметно на стадии проектирования, при малейшей попытке их линеаризации исчезают [1]. Также при линейном описаии системы невозможно математически расписать изменение структуры объекта, т.е. изменение его состояния. Линейные аналитические методы здесь не приемлемы и потому для того, чтобы описать такого рода ограничения, необходимо вводить логические условия, а это уже является прямым шагом к отказу от аналитического решения и переходу к алгоритмическому моделированию. Это позволит нам получить более полное математическое описание моделей объекта [2].
1. Принципы алгоритмического моделирования
В частности, переходу к алгоритмическому моделированию способствует развитие сложных мощных вычислительных комплексов и аппаратных средств ЭВМ в сфере моделирования и исследования систем. Новые компьютерные технологии позволяют автоматизировать процесс численного исследования модели, и появляется возможность реализации более сложных и громоздких систем в компьютерном исполнении [3]. Это приводит к постепенному отказу от традиционных приближённых аналитических и графоаналитических методов исследования и к повышению значимости алгоритмического моделирования и численного исследования.
Алгоритмическое моделирование несколько условное понятие. Его обычно противопоставляют (по методу реализации) аналитическим методам, имея в виду, что алгоритмические модели не могут быть решены в символьном виде, а чаще всего решаются численно. Однако и в алгоритмических моделях могут иметь место
аналитические выражения, дополненные условными переходами и изменяемой структурой. Это и сближает друг с другом аналитические и алгоритмические методы исследования.
выбором, if else end - структура с двойным выбором и switch - структура с множественным выбором.
Структура выбора if end, при описании алгоритма задачи, используется в тех случаях, когда должно выполняться действие или последовательность действий в зависимости от некоторых условий. Структура выбора if end имеет следующую форму:
if логическое_выражение
инструкция_1
инструкция_2
Рис. 1. Пример использования блок-схемы
инструкция_п
end
Если условие выполняется, то выполняются инструкции, расположенные в теле структуры. В противном случае программа переходит на следующую инструкцию, расположенную после ключевого слова end.
На рис.1 представлена, в качестве примера демонстрации работы алгоритмических условий, блок-схема. Кроме этого, в моделях могут использоваться множество других структур выбора таких как:
Суть методики алгоритмического моделирования в следующем: записывается математическая модель реального объекта в линейном виде. Далее выписываются все присущие нелинейности для этого объекта и вставляются в математическую модель в виде алгоритмических условий. Таким образом, мы как бы дополняем модель, например, ограничиваем перемещение рабочих органов, описываем изменяемую структуру модели, которая может меняться по времени, описываем нечувствительность системы, насыщение и т.д.
Модель в таком представлении, как показали численные эксперименты, получается наиболее адекватной и максимально приближенной по описанию к реальному объекту.
Алгоритмическое моделирование по своей сути является структурным программированием. Программа для реализации алгоритмической модели может быть написана с использованием трех управляющих структур: следования, выбора и повторения. При описании алгоритмических условий, которые учитываются в математических моделях, применяются три структуры выбора: if end - структура с единственным
if elseif else end - (если иначе если);
switch - (структура множественного выбора);
for end - (структура повторения);
и многие другие, полно описывающие алгоритмические условия.
Во время разработки программ, описания алгоритмов, следует применять правила структурного стиля программирования:
• разработка начинается с простейшей блок-схемы;
• каждый прямоугольник (действие) может быть заменен двумя последовательными прямоугольниками (более детальными действиями);
• каждый прямоугольник (действие) может быть заменен любой структурой управления.
2. Моделирование систем автоматики
В качестве объекта, на котором применяется методика алгоритмического моделирования, была взята довольно сложная гидравлическая система с перестраиваемой структурой - гидропривод с объемным регулированием и дистанционным управлением, принципиальная схема
которого изображена на рис. 2. В качестве дистанционного управления принят электрогидрав-лический следящий привод.
Гидропривод с объемным регулированием и дистанционным управлением имеет силовую часть, состоящую из регулируемого объемного насоса, гидродвигателя, вспомогательных устройств, и управляющую часть, которой служит электрогидравлический привод с дроссельным регулированием. Такие приводы различаются по принципиальной схеме, по конструкции гидромашин силовой части, по виду элементов управляющей части, по типу корректирующих устройств и другим признакам.
В работе представлены алгоритмические модели привода, каскады в котором согласованы только статически, динамически они не согласованы, так как постоянная времени заслонки на порядок меньше, чем у золотника, поршня или вала гидродвигателя. При подаче максимального сигнала управления заслонка становится
на упор, в то время как золотник продолжает движение, не ограничиваясь конечным положением, поэтому в дифференциальное уравнение следует вводить ограничения. Но такого рода ограничения не описывались в моделях ранее, и поэтому в алгоритм следует ввести логические условия, которые численно на графиках будут ограничивать перемещение.
Стоит отметить, что мы рассматриваем реальные объекты, а значит, геометрические параметры для ЭМП и других элементов берутся из паспортных данных. Значение перемещения заслонки при максимальном токе не будет превышать максимального значения М , а значит, ограничивать его нет необходимости, стоит лишь в модели довольствоваться ограничением на ток, т.е. ток не может быть больше максимального. Совершенно другая картина в случае перемещений золотника, поршня и вала гидромотора.
Далее для выбранной схемы назначаются основные исходные параметры реального объекта, необходимые для расчета.
Рис. 2. Принципиальная гидравлическая схема гидропривода с объемным регулированием
Следующим этапом исследования данной модели является получение статической модели и построение статических характеристик, здесь нет ничего нового, поэтому этот пункт пропускается, и переходим сразу к динамике системы [4].
Каскады в исследуемой системы динамически не согласованы, так как постоянная времени подвижной части ЭМП на порядок меньше, чем у золотника, поршня или вала гидромотора. Уже при сравнительно небольших сигналах управления заслонка может становиться на упор; при больших сигналах золотник также может совершить полный ход.
Математически перемещение ничем не ограничено и в случае максимального значения входного сигнала перемещение золотника будет бесконечно большим, что не допустимо. Таким образом, вводится ограничение, но не на перемещение золотника, а на конечное значение величины щелей по обеим сторонам заслонки, тем самым ограничивая перемещение. Такие условия будут иметь следующий вид:
Учет геометрии размера щелей в сопло - заслонке, золотнике.
Функция, описывающая ограничение зазора между заслонкой и соплом (слева):
If h < 0 then Xshi (h) = h0,
Else if h > 0 and h < h0
then Xshi(h) = (ho -h), (!)
Else Xsh\ (h) = 0,
End.
Функция, описывающая ограничение зазора между заслонкой и соплом (справа):
If h < 0 then Xsh\ (h) = ho,
Else if h > 0 and h < ho then X shi (h) = (ho + h),
Else X shi (h) = 2 • ho,
End.
Другими словами, это звучит так - если выполняется условие у < ho , то зазор между заслонкой и соплом с одной стороны, будет равен (h - y), а если это условие не выполняется, то зазор равен нулю. Условие, ограничивающее размер щели с другой стороны, звучит так - если выполняется условие у < h то зазор между заслонкой и соплом с одной стороны будет равен (h + y), а если это условие не выполняется, то зазор равен 2ho.
Условие ограничение размера щели в золотнике
1) If Xsh * °; then 0;
(2)
2) If XSh > X ; (3)
' J Sh max’ v '
then X ;
max
else X .
max
Условие ограничения размера щели в цилин-
дре
i) If Ysh *0;
then 0; else Y,
Sh'
(4)
else X
Sh
2) If Yh > Y ;
Sh max
then Y ;
max
else Y .
max
В пакете MATCAD программный код представляется в виде функций пользователя:
h(y) = if ^ К У, ho) и x(y) = if (y, У, ХтсЛ
которые останавливает заслонку и золотник на
упорах.
Ограничение перемещения (упор). Ограничение перемещения заслонки:
а) If h * 0 then H(h) = 0,
Else if h o andh < h0
then H(h) = h, (5)
Else H(h) = ho,
End.
Ограничение перемещения золотника:
б) If x * 0 then X(x) = 0,
Else if x > o and x < x
max
then X(x) = x, (6)
Else X(x) = x ,
max
End.
Ограничение перемещения поршня:
в) If y * 0 then Y(y) = 0,
Else if y > o and y < y
max
then Y(y) = y, (7)
Else Y(y) = y ,
max
End.
Нелинейное изменение входного сигнала. Функция изменения сигнала управления:
If t < 0 then Tok(t) = 0,
Else if t > o
then TJt) = I • io10 • t2, (8)
Else TJt) = I,
End.
Функция, ограничивающая величину сигнала управления:
If I < I then T (t) = T (t),
J max okmx ' okx
Else T, (t) = I , (9)
okm max
End.
Ограничение величины давления (насыщение по давлению):
e) If p{ * Pi then р(р) = psl.
Else if p. > p andy < Pk
then P(p) = p (10)
Else P(p) = Pk,
End.
Изменение модуля объемной упругости (газо-содержание) по эмпирической формуле [5]: Процесс - адиабатный (n1 = 1.4 )
E (Pi) _-
104
(12)
1 +-1
V,
а _
go
Vco
(11)
-+1
105
E„
1 -
а
- +1
105
где Vgo - объем воздуха, Vco - объем полости;
‘‘т- _ 1 (kFI dt m e
Tok(t) -
koc Y(y)
R
Принимая ряд некоторых допущений, математическая модель с учетом нелинейностей, введенных виде алгоритмических условий, примет следующий вид:
dh
- cъ.H(h) - k3Mn.— -Coc - (X(x) -H(h)) -Fce);
dPl _ E(Pї )
dt Vo + Яз- X(x)
dP2 _ E(P2)
V dr• fdr • J~(Pn - P(Pї )) . sign (Pn - P(Pї ))-
J- dx
- (P(Pt ) - Pen). siSn (P(Pt ) - Рсл )- h .‘‘x
dt Vo - Яз- X(x)
Vdr . fdr . J~(Pn - P(P2 )) . sign(Pn - P(P2 ))-
dvx _ J_ dt mз
dvy _ 1
dt m p
J- —
-(P(P2) - Рсл) .sign (P(P2) - Рсл)+ h .—
dx
Яз. (PP ) - P(P2 )) -Coc . (X(x) + ЩЩ)-ктз . — -Ft
dt
fP (P(P3 ) - P(P4)) - kvp—y - Fa
—Рз _ E(P4)
dt V + fp Y(y)
dP4 _ E(P4 )
dt V - fp Y(y)
\l-b. X sh4 (x) . у - . (Pn - P(P3 )). sign (Pn - P(P3 ))- fp-—f
dy , , . (2
dt
fp ■ -Т-Р-b- Xsh4(x)\\~. (P(P4) - pM ). sign (P(P4) - pra )
dVm _
dt J
Vm (P(P5) - P(P6A - k .‘X-м -м -AM
m dt c p
‘p5 _ E(P5)
dt V2
Фб _ E(P6)
dt V
2-71 T11
Qmax-(zo + Y(y)) - rxoh(y)
zmax 2- Я \ dt
jV^-.—Ї - Q^izo + Y(y))-roh(y)
2 . 7t . T|q —t zmax
где те — масса подвижных частей ЭМП; т3 — масса золотника; к0, к — начальное и текущее значения положения заслонки; кп — коэффициент усиления ЭМП; I — ток управления; Яь — сопротивление катушки; кЭМП , k 3 — соответственно коэффициенты вязкого трения ЭМП и золотника; сЭМП — жесткость ЭМП; кос — коэффициент обратной связи; Е , Е — соответственно силы сухо’ СЄ ’ 02 *
го трения в ЭМП и золотнике; V V V — соответственно суммарные объемы гидравлических
плеч; Ьс — ширина сопла; рк , рсл — соответственно давление питания первого каскада усилителя и давление слива; fdr — площадь нерегулируемого дросселя; хщ1 , хщ2 — размер щелей в золотнике; J — момент инерции на валу гидромотора; к — коэффициент вязкого трения гидромотора; М , М , АМ — соответственно силы трения гидромотора, рабочий момент гидромотора и изменение момента гидромотора; еъ , Сос — соответственно суммарная жесткость ЭМП и обратной связи.
В расчетах приняты следующие исходные данные:
для гидропривода с объемным регулированием и дистанционным управлением:
• общие параметры гидравлической системы:
Е = 2 • 108 Па; т = 0,65;
I = 0,035 А;
тах ’
кос = 625;
р = 785 кг/м3;
Рп = 20 • 106 Па; (14)
Яъ = 300 Ом; р = 0 Па;
сл
• параметры каскада сопло-заслонка: т. = 6,8 • 10-4 кг; сЭМП = 1,7 • 104 Н/м;
с^ = 2,5 • 104 Н/м;
кЭМП = 2 Н • с/м;
ъ = 1 • 103 м;
Сос = 4,6 • 103 Н/м; (15) h0 = 4 • 10-5 м; к т = 40 Н/м;
Е!
• параметры гидроусилителя (золотник-гидроцилиндр):
т3 = 0,02 кг;
2 = 0,014 м;
тах
т = 0,5 кг; р ’
= 0,002 м;
^ = 20 • 10-6 м2;
Гйг = 1,84 • 10-8 м2;
^г = 0,71;
Р0 = 1,75 • 105 Па; У0 = 2 • 10-6 м3;
V = 1 • 103 м3;
/Р = 2,8
Ъ = 3 • 10 3 м;
10-3 м2;
• 10-3 м Е = Е = Е = 0;
се сх С2
ку3 = 5 Н • с/м; V\ = 2 • 10-3 м3; к =1 100 Н • с/м;
ур
(16)
(17)
Параметры гидромотора:
Рс1т = 6-1°5Па;
Мс = 0;
бтах = 002 м3/с;
Мтах = 2290Н-М;
кут = 10 Н-с/м;
00 = 2.86 - 10-^м3/с; J = 0.1 Н-м;
Цд = 085; л мм =09;
Vm = 100-10-4м3
Данные условия является более чем существенным и его в первую очередь следует включать в описание математической модели. В линейном приближении это ограничение учтено быть не может.
Интегрирование этой нелинейной системы может быть выполнено только численными методами. На рис. 3 показаны типовые переходные процессы, полученные методом Рунге-Кутта с числом шагов не менее 10000-50000, с исходными данными описанными выше. Здесь видно. как система, с учетом внесенных ограничений, при максимальном задающем сигнале работает
А,м
■V, ы
у,м
Рис. 3. Переходные процессы системы
.
по упорам. В работу вступают функции пользователя описанные выше.
Таким образом, на примере типового гидропривода показано как, вводя в математическую модель какую либо нелинейность в виде функций пользователя, можно делать эту модель более адекватной по отношению к реальному объекту.
ВЫВОДЫ
Переходу к методу машинной имитации в значительной степени способствует совершенствование аппаратных средств и математического обеспечения, которое приведет к существенному прогрессу в части решений дифференциальных уравнений; тогда даже не очень опытный пользователь с использованием пакетов прикладных программ может решать задачи, которые ранее были доступны лишь опытным программистам.
Модели, рассчитанные методом машиной имитации, должны удовлетворять ряду требований, в частности, не занимать много времени на программирование. Запись имитационных моделей в оперативной форме делает их весьма удобными для программирования на ЭВМ и, кроме того, облегчает разработку специальных языков для реализации этих моделей на ЭВМ [6].
Наряду с достоинствами предлагаемой методики реализации моделей существует ряд трудностей. При решении получаются ряды данных, где нет выражения взаимосвязей свойств и параметров объекта в аналитической замкнутой форме. При их использовании объекты, характеризуемые непрерывными моделями необходимо представить в виде дискретного вычислительного процесса, что обуславливает появление дополнительных погрешностей и информационных шумов самой вычислительной среды. Все это приводит к практической невозможности обобщения численных расчетов и опасности получения трудно интерпретируемых решений.
Но, несмотря на такие существенные недостатки, можно утверждать, что метод машинной имитации на данный момент является наиболее перспективным в плане исследования и конструирования гидромеханических систем. К тому же существует ряд предложений по снижению количества таких недостатков в алгоритмических
моделях реализованных методом машинной имитации. Одним из таких предложений является применение перехода от первоначальных переменных к обобщенным переменным.
Применяя методику алгоритмического моделирования, можно получить результаты ни чем не уступающие линейным методам. Кроме того, благодаря этому методу появляется возможность решения более сложных задач. Полученные результаты в обобщенном виде позволяют исследовать внутреннею структуру исследуемого объекта, чего не делалось ранее [1]. Данный подход можно применить к моделированию систем любой сложности. Появляется возможность решения существенно-нелинейных задач с построением большого числа характеристик, определяющих структуру объекта. Это позволит получить громадное количество информации об исследуемом объекте.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Cунарчин Р. А. Выбор параметров гидромеханических регуляторов авиационных двигателей. Анализ и синтез гидромеханических регуляторов. Учебное пособие / Уфа: УГАТУ 2005.87 с.
2. Петров П. В, Коева А. А., Целищев В. А., Су-нарчин Р. А. Влияние нерастворенного воздуха на рабочие характеристики гидромеханического привода ЛА / Вестник УГАТУ Уфа. Т. 14, № 1 (36), 2010.
3. Алексанкин Я. Я., Бржозовский А. Э., жданов В. А. и др. Автоматизированное проектирование систем автоматического управления / под ред. В. В. Солодовникова. М.: Машиностроение, 1990. 332 с.
5. Цуханова Е. А. Динамический синтез дроссельных управляющих устройств гидроприводов. М.: Наука, 1978.
4. Петров П. В, Целищев В. А., Сунарчин Р. А.
Технология проведения вычислительного эксперимента применительно к гидромеханическому следящему приводу // Вестник УГАТУ Т. 10, №1 (26), 2008.
6. Петров П. В, Коева А. А., Целищев В. А. Автоматизация численного моделирования гидромеханических регуляторов двигателей летательных аппаратов // Вестник УГАТУ Уфа. Т. 15, № 4 (44), 2011.
ОБ АВТОРЕ
Петров Павел Валерьевич, доцент каф. приклад. гидро. мех. Дипл. магистра (УГАТУ, 2006). Канд. техн. наук по гидравл. маш. и гидропневмо агрегаты (УГАТУ, 2009). Иссл. в обл. систем автоматики летательных аппаратов.